Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов "Вести недели" ("Россия") и "Намедни" (НТВ) Гострова Екатерина Владимировна

Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов
<
Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гострова Екатерина Владимировна. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов "Вести недели" ("Россия") и "Намедни" (НТВ) : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Ростов-на-Дону, 2006.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/893

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-типологический анализ информационно-аналитических программ отечественного телевидения 15

1.1. Становление и развитие информационно-аналитического вещания советского телевидения (1960-1991 годы) 15

1.2. Особенности информационно-аналитического телевизионного вещания в постсоветский период 30

1.3. Принципы и процессы формирования современных типов информационно-аналитических программ 55

Глава 2. Современные телевизионные информационно-аналитические программы: состояние, проблемы развития 82

2.1. «Вести недели» как информационно-аналитическая программа государственного телевидения (телеканал «Россия») 82

2.2. Специфика коммерческой информационно-аналитической программы (на примере программы «Намедни» телеканала НТВ) 93

2.3. Информационно-аналитические программы российских телевизионных каналов (сравнительный анализ) 106

2.4. Аудитория информационно-аналитических программ (социологический анализ) 125

Заключение 138

Список использованных источников 144

Библиография 145

Приложение 151

Введение к работе

Общая характеристика работы. Современную систему средств массовой коммуникации отличает особая динамичность развития— она претерпела изменения по структуре и финансированию, расширилось ее функциональное назначение. Будучи активной социальной силой, средства массовой коммуникации занимают ведущее место в воздействии на общественное мнение и настроение.

Телевидение является зеркалом действительности, глядя в которое зритель составляет представление о мире, представление, которое не только отражает, но и создает реальность [18, с. 56]. В телевидении как социальном феномене гармонично соединены достижения технологического прогресса, журналистики и искусства; «став одним из компонентов системы средств массовых коммуникаций, телевидение не завершило ее формирование, но повлекло за собой серьезные изменения, оказав влияние не только на функционирование каждого из ее элементов, но и на деятельность целых государственных институтов, что особенно ярко проявлялось в социально-значимые периоды развития общества» [44, с. 13]. Возникновение, становление и развитие системы телевещания в XX в. оказало большое влияние на формирование общества, мировосприятие людей, их поведение, настроение, отношение к действительности. Появление телевидения воздействовало и на другие элементы системы СМК— радиовещание, печатные издания. Оно строилось на «заимствовании, и отталкивании, и освоении чужого творческого опыта, и поиске своей специфики, новых возможностей, которые предоставляла природа коммуникационного канала» [77, с. 5].

Телевидение по своей природе эмоционально, вездесуще и всепроникающе, ему присуща импровизационность, непосредственность. Его специфика определяет жанровые особенности, формы и методы работы.

Настоящая работа посвящена изучению информационно-аналитического вещания на телевидении, истории возникновения, типологии и анализу современного состояния информационно-аналитических программ.

Информационно-аналитическая программа— тип телепрограммы, в которой за определенный промежуток времени (неделя) представлена обобщенная, систематизированная информация и анализ произошедших событий, которые представляют общественно значимый интерес для зрительской аудитории.

Возникновение информационно-аналитических программ относится к началу 60-х гг. XX в. В этот момент происходит зарождение передач, близких по типу к современным информационно-аналитическим программам. Их прообразами стали «Эстафета новостей», «Новости недели», «Время». Именно они предопределили возникновение такого типа программ, как информационно-аналитические.

Начало перестройки в СССР, объявление курса на гласность и демократию— начальный период формирования типа информационно-аналитической программы. Изменение социальных условий повлекло за собой изменение функций журналистики. Возникает необходимость и создаются предпосылки для появления первой на советском телевидении передачи такого типа — «Семь дней».

На 90-е гг. XX в. приходится период становления, качественного и количественного роста информационно-аналитических программ.

В монографии «Журналистика на рубеже тысячелетий» Е.А. Корнилов [40, с. 198] характеризует новое телевидение как порождение субкультуры видео. Исследователь определяет современное телевидение как гипертелевидение, авербальное и бессвязное. Таким образом, современное телевидение как система динамично развивается, претерпевает изменения, обретает новые функции, возрождаются старые и возникают новые типы программ, формы и жанры.

Современный этап эволюции телевидения (1996-2006) определяется развитием информационно-аналитических программ как сформировавшегося типа, обладающего рядом типологических признаков, ведь «сложившийся отечественный телевизионный рынок постепенно становится главным субъектом, определяющим содержательное наполнение телевизионного пространства России» [81, с. 49]. Информационно-аналитические программы являются воплощением тех преобразований, которые произошли в стране в этот период: в это время телевидение становится «зеркалом» новой жизни, ареной борьбы за политическую власть» [78]. Сегодня информационно-аналитическая программа является показателем зрелости канала и его информационной службы и, как следствие, «залогом успеха телеорганизации у телевизионной аудитории» [57, с. 3]. Программы этого типа дают возможность не только информировать о событии, но и давать анализ, комментарий, прогнозировать развитие ситуации и влияние, которое произошедшее событие оказывает на жизнь страны, общества, человека.

Подробно анализируя факты, выявляя причинно-следственные связи, информационно-аналитическая программа представляет зрителю событие таким, каким оно войдет в историю, составляет представление о мире сегодняшнем и о том, в какую сторону он может измениться завтра. Изучаемые программы являются выразителями точки зрения телеканала, на котором они выходят, определяют характер информационно-аналитического вещания. Информационную политику канала зритель воспринимает через призму информационно-аналитических программ.

Актуальность темы исследования определяется насущной потребностью в изучении, анализе и обобщении тенденций в области средств массовой коммуникации в целом и телевидения в частности. Исследование данного феномена обусловлено той значимой ролью, которую играет телевидение в жизни современного общества, оказывая влияние на социум и жизнь каждого человека, находясь на первом и важнейшем уровне структуры

7 информационной системы— «формирует российское информационное

пространство» [80, с. 84]. В связи с этим возникает объективная

необходимость детально рассмотреть информационно-аналитические

программы, так как их целью является формирование общественного

мнения. Современные информационно-аналитические программы занимают

особое место в системе информационного вещания российских

телевизионных каналов. Каждая программа имеет свою историю

возникновения, пути формирования и развития, особые признаки и черты.

Необходимость исследования заключается в значимости содержания и

степени влияния информационно-аналитических программ. Их специфика

требует детального научного осмысления— анализа закономерностей их

функционирования, типологии, способов воздействия и формирования

общественного мнения. Этим объясняется выбор темы и ее актуальность.

Степень изученности темы. Предложенное автором исследование опирается на фундаментальные положения в области теории и практики журналистики, типологии СМИ, истории телевидения.

Теоретическая база работы основывается на трудах таких ученых, как Е.В. Ахмадулин, Е.А. Корнилов, Е.Е. Корнилова, Е.П. Прохоров, В.В.Смирнов, М.В. Шкондин [5, 40, 41, 44, 76, 71, 97]. Фрагментарно или обзорно некоторые аспекты выбранной темы освещаются в учебных пособиях по истории и теории журналистики [62, 77, 80, 92].

Вопросы типологии периодических изданий достаточно полно разработаны в научной литературе. Целый ряд работ [40, 43, 49, 83, 84, 85] по теории и типологии журналистики позволил нам выявить типологические признаки, необходимые для анализа и характеристики телевизионных информационно-аналитических программ. Изучаемые программы в данной работе рассмотрены на основе исследований ученых Ростовского государственного университета, где была сформирована школа изучения типологии средств массовой коммуникации.

8 Исследования Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, Н.А. Голядкина,

В.В. Егорова, Г.В. Кузнецова, С.А. Муратова, Р.П. Овсепяна, В.Л. Цвика [6,

7, 9, 10, 11, 22, 26, 27, 28, 29, 46, 47, 48, 56, 58, 91] и др. позволяют выявить

основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте,

специфику его функционирования на различных этапах, формирование

новых типов телепрограмм, определить степень влияния и роль телевидения

в жизни общества. Работы этих авторов послужили историографической и

методологической базой для диссертации.

Актуальные проблемы телевизионной журналистики, современное состояние и тенденции коммерциализации телевидения, которые становятся причиной изменения его жанровой и тематической структур, анализируются в научных и публицистических трудах А.С. Вартанова, Е.И. Имамовой-Стефанчук, А.Г. Качкаевой, Г.Н. Петрова [13, 35, 36, 66], что дает возможность определить место информационно-аналитических программ на телевидении и установить их цель — воздействие на общественное мнение и сознание.

При разработке проблемы становления и развития информационно-аналитического вещания на телевидении в 60-е гг. XX в. мы обращались к коллективному сборнику «Очерки по истории российского телевидения» [61] и ряду монографий [59, 72, 98], где представлены пути формирования отечественного телевещания.

Кроме того, при написании данного исследования мы обращались к материалам научно-практических конференций факультетов журналистики МГУ, СПбГУ, РГУ, ряду публикаций в научных и научно-популярных изданиях, авторефератам кандидатских диссертаций, статистическим данным, справочным изданиям, материалам периодической печати, рейтингам, интернет-источникам.

9 Цель работы заключается в выявлении особенностей истории,

типологии и современного состояния информационно-аналитических

программ на российском телевидении.

Цель предопределила следующий ряд исследовательских задач:

  1. Рассмотреть телевизионные информационно-аналитические программы в различные исторические периоды, выявить особенности их становления и развития.

  2. Определить типообразующие черты, влияющие на формирование типа информационно-аналитической программы.

  3. Исследовать современное состояние и особенности информационно-аналитических программ.

  4. Определить специфику информационно-аналитических программ на основании анализа их содержания, выявить тематические и жанровые предпочтения объекта исследования на современном этапе развития.

  5. Рассмотреть и проанализировать рейтинги информационно-аналитических программ, выявить оптимальные приемы и методы воздействия на аудиторию.

Объектом настоящего исследования выступают информационно-аналитические программы советского и российского телевидения, а предметом — его история, типология и современное состояние.

Эмпирическим материалом диссертации являются информационно-аналитические программы двух федеральных каналов: «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ). Для исследования и анализа использовано 26 выпусков программ, общей продолжительностью более 28 часов.

В течение трех месяцев (с 14 января по 14 апреля 2004 г.) проводился контент-анализ информационно-аналитических программ «Вести недели» и «Намедни». Сравнительный анализ 261 сюжета двух программ позволил определить тематические предпочтения, жанровое своеобразие. Так как

10 контент-анализ проводился в период кампании по выборам Президента РФ, а

телевидение, выполняя свою электоральную функцию, является основным

средством формирования образа кандидата, в исследовании особое внимание

уделено выявлению соотношения основных тем, к которым обращается

телевидение при представлении кандидатов, что является информационным

поводом для освещения деятельности героя, а также определению форм,

оценок и количества упоминаний о каждом кандидате в обеих программах.

Методологической основой диссертации служат фундаментальные положения по теории и истории журналистики. Теоретико-методологическую основу работы формируют научные труды Е.А.Корнилова и Е.П.Прохорова [41, 70] по методологии и методике журналистских исследований.

Использование историко-типологического метода и принципа историзма «как всеобщего логического метода, имеющего универсальное значение и занимающего в системе методологических категорий особое место» [42] позволило изучить эволюцию объекта исследования. Исторический подход в диссертационном исследовании реализован в следующих направлениях научного анализа [40, с. 15] — синхроническом (объект исследования изучен и сопоставлен в соответствии с общественно-политическими процессами, происходившими в тот или иной период времени) и диахроническом (информационно-аналитические программы рассмотрены с позиции внутреннего развития).

Применение теоретико-типологического метода позволило определить место объекта исследования в системе информационного вещания, выявить его типологические признаки и характеристики. Особое значение для формирования исследовательской позиции имела работа А.И. Акопова [2] по методике типологического исследования периодических изданий, которая легла в основу типологического изучения информационно-аналитических телепрограмм.

В качестве элемента для комплексного анализа в работе использован социологический метод с привлечением эмпирического материала. При обработке данных и анализе результатов применялись сопоставительные и статистические методы.

Инструментом предпринятого анализа стал сравнительно-описательный метод.

Автор стремилась к продолжению исследовательских традиций, опираясь на систему взглядов, разработанных теоретиками журналистики — А.И. Акоповым, Я.Н. Засурским, Е.А. Корниловым, Р.П. Овсепяном, Е.П. Прохоровым; в области телевизионной журналистики — Э.Г. Багировым, Р.А. Борецким, В.В. Егоровым, Г.В. Кузнецовым, В.Л. Цвиком, А.Я. Юровским и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем выявлены и систематизированы основные типологические признаки информационно-аналитических программ, объект исследования рассмотрен в исторической ретроспективе (с момента возникновения до настоящего момента), определено место информационно-аналитических программ в системе информационного вещания, их функции и роль. Результаты проведенного контент-анализа дают возможность составить более полное представление об объекте исследования, выявить тематику сюжетов, определить жанровую палитру, композицию программ.

Практическая значимость работы состоит в расширении и углублении научных представлений о развитии объекта исследования на различных исторических этапах, демонстрации опыта использования исторического материала в типологических исследованиях телевизионной практики. Кроме того, проведенное диссертационное исследование может иметь практическое значение для разработки концепций, а также постановки целей и задач информационно-аналитического вещания; служить теоретико-

12 практической основой содержания спецкурса для студентов, изучающих

теорию и практику телевидения.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В 60-е гг. XX в. на телевидении появляются передачи, которые стали прообразом современных информационно-аналитических программ и были близкими по типу. Формирование типа информационно-аналитической программы начинается в конце 80-х гг. XX в.

  2. Качественный и количественный рост информационно-аналитических программ происходит в непосредственной связи с политическими, экономическими и социальными изменениями в общественной жизни. Эволюция объекта исследования оказывает влияние на развитие всей системы телевещания.

  3. Информационно-аналитические программы представляют собой тип телепрограмм, типологический анализ которых включает в себя такие параметры, как учредитель, цель и задачи, периодичность, зрительская аудитория, сфера отображаемой действительности и др.

  4. Состояние и функционирование современных информационно-аналитических программ обусловлено формой собственности канала, на котором они выходят. Объект исследования на каждом канале имеет свои особенности: жанровые и тематические предпочтения, специфические приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

  5. Основной целью программ исследуемого типа является формирование общественного мнения. Телевидение, выполняя электоральную функцию, задействовано в предвыборных кампаниях. Таким образом, с помощью информационно-

13 аналитических программ происходит формирование образа

кандидата и отношения к нему.

Апробация работы. Материалы и основные результаты диссертации были представлены на научно-практических конференциях аспирантов и соискателей кафедры СМК РГУ (Ростов-на-Дону, РГУ, 2004), «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2005), «Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире» (Москва, МГУ, 2005), «Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы» (Воронеж, ВГУ, 2005), «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве» (Москва, МГУ, 2006).

Цели и задачи обусловили структуру исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, библиографии и приложений.

Во Введении обосновывается актуальность и анализируется степень изученности темы, определяется методологическая и эмпирическая база исследования, характеризуется его новизна и практическая значимость.

В первой главе «Историко-типологический анализ информационно-аналитических программ отечественного телевидения» объект исследования рассматривается в исторической ретроспективе, начиная с возникновения на советском телевидении и заканчивая современным состоянием. Здесь также представлены различные классификационные подходы к изучению информационно-аналитических программ, выявляются типологические особенности объекта исследования: первичные, вторичные, формальные признаки, которые формируют тип.

Вторая глава «Современные телевизионные информационно-аналитические программы: состояние и проблемы развития» посвящена изучению объекта исследования, его специфики на современном этапе. На примере программ «Вести недели» телеканала «Россия» и «Намедни»

14 телеканала НТВ рассматривается исторический аспект возникновения

программ, проводится обоснование типологических признаков, выведенных для объекта исследования. В данной главе представлены результаты контент-анализа программ «Вести недели» и «Намедни», а также на основании рейтингов выявляются зрительские предпочтения программ исследуемого типа на различных каналах, определяется место информационно-аналитических программ в общей сетке вещания каналов. В этой главе анализируются приемы и методы, которые используются создателями информационно-аналитических программ для привлечения аудитории и, как следствие, увеличения рейтинга.

В Заключении подводятся основные итоги работы, обобщаются результаты, намечаются перспективы развития объекта исследования и дальнейшего изучения проблемы.

Список использованных источников содержит 27 источников.

Библиография содержит 109 источников.

В Приложение включены программы контент-анализа, сводные таблицы полученных результатов, таблицы и диаграммы рейтингов информационно-аналитических программ.

Становление и развитие информационно-аналитического вещания советского телевидения (1960-1991 годы)

В современном обществе телевидение благодаря огромному аудиторному охвату и наглядному видеоряду является основным источником получения информации и мощным средством формирования общественного мнения.

Телевидение — «величайшее явление XX века, которое объединило в себе самые передовые достижение научно-технической мысли, культуры, журналистики, искусства, экономики. Став одним из компонентов системы массовых коммуникаций, телевидение не завершило ее формирование, но повлекло за собой серьезные изменения, оказав влияние не только на функционирование каждого из ее элементов, но и на деятельность государственных институтов, что особенно ярко проявлялось в социально-значимые периоды развития общества» [44, с. 13]. В нашей стране телевидение рождалось в недрах государственного радиовещания и заимствовало формы его деятельности. Радио и телевидение «усилили возможности самой человеческой мысли в овладении пространством и временем, ... создали новый образ мира: эскизный, схематичный, динамичный, конвертный» [76, с. 97].

Процессы, происходящие на телевидении, неразрывно связаны с процессами, проистекающими в обществе: телевидение подвержено влиянию со стороны этих процессов, но в то же время оно занимается их освещением.

Для комплексного изучения объекта исследования применяется исторический подход, который обеспечивает всестороннее рассмотрение изучаемого явления. Как считает А.И. Акопов, «исторический подход естественен в любом научном исследовании общественного явления» [2, с. 75], а именно таковым и является телевидение. Применение исторического подхода позволяет проследить, как «явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» [54, с. 67].

Информационно-аналитические программы появились в эпоху советского телевидения. Телевидение было «одним из привилегированных институтов советского государства: по своему экономическому статусу оно стояло в одном ряду с такой структурой, как госбезопасность» [81, с. 49]. По своей статусной форме телевидение в СССР являлось государственным (эту модель исследователи телевидения также называют авторитарной, государственно-монополистической, тоталитарной) — центральное телевидение было монопольной государственной вещательно-производственной структурой, которая одновременно была транслятором, производителем, вещателем телепрограмм. Государственное телевидение «открыто поддерживает политическую, экономическую, социокультурную деятельность властей и тем самым способствует сохранению статус-кво; финансируется из госбюджета» [18, с. 259]. Данной модели присущая следующая черта— управление из единого центра. Председатель Гостелерадио СССР назначался на заседаниях Политбюро. Кадровые вопросы и контроль над содержательным аспектом программ находились в ведении ЦК.

По мнению Р.А. Борецкого [12, с. 18], государственное телевидение создается в результате волевых усилий сверху или вмешательства со стороны; возникает без участия общества, навязывается ему. Советское телевидение, пресса и радио являлись средствами массовой информации и пропаганды. Все выходившие программы проверялись на предмет соответствия пропагандистской направленности, партийной идеологии. Характеризуя данную модель функционирования телевидения, Н.А. Голядкин [22, с. 105] приводит высказывание Е. Лигачева, идеолога Политбюро ЦК КПСС: «Все телевизионные и радиопередачи должны быть подчинены только одной цели— разъяснению и претворению политики партии». В качестве цели вещания провозглашалось «повседневное политическое, культурное и эстетическое воспитание населения». Идеологическая функция была первоочередной для советского телевидения, телевидение являлось «орудием осуществления великой организаторской задачи КПСС— вовлечения трудящихся масс в активное строительство коммунистического общества» [8, с. 413]. Таким образом, в 60-80-е гг. советское телевидение существовало как общегосударственный институт: централизованная система управления, финансирование из государственного бюджета, утверждаемая программная политика. Телевидение, выполняя идеологическую функцию, являлось не только средством формирования общественного мнения, но и средством пропаганды, рупором КПСС. Государственное телевидение просуществовала до распада СССР в 1991 г.; после ее исчезновения в России начался процесс коммерциализации системы телевещания.

Особенности информационно-аналитического телевизионного вещания в пост советский период

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. в жизни российского общества происходят качественные перемены. Этот период вошел в историю как «время коренных преобразований в области экономики, политики, общественной жизни, время развенчания идеологических клише и психологических стереотипов, крушения идолов и кумиров, еще вчера считавшихся незыблемыми авторитетами. На смену атмосфере идеологического диктата пришли свободомыслие и гласность, информационная открытость общества» [61, с. 240]. Большое значение и значимую роль в развитии перестроечных процессов сыграло телевещание. В этот период телевидение «переживало периоды гласности, перестройки, демонополизации, децентрализации и концентрации параллельно с другими СМК. Какие-то процессы на телевидении в силу его специфики проходили более остро, какие-то — более спокойно, тем не менее все, происходящее с телевещанием в России, было неразрывно связано с общими процессами, касающимися системы СМК в целом» [44, с. 18]. Телевидение— сложный механизм, который к началу 90-х гг. стал постепенно терять прежние черты.

В 1991 г. разрушается единое советское информационное пространство и начинается новый этап развития российской журналистики. Гарантом изменений к лучшему стал Указ Президента РСФСР от 11 сентября 1991 г. «О мерах по защите свободы печати в РСФСР».

Переход от государственно-монополистического телевидения к коммерческому казался освобождением, прорывом к свободе, раскрепощением. Телекритик С.А. Муратов считает, что с началом перестройки «отечественное ТВ опрокинулось подобно песочным часам. Все как бы пошло в обратную сторону. На место пропаганды, так поначалу казалось, пришло освоение информации, попытки создать серьезную аналитику, но все это, к сожалению, сопровождалось потерей культурологической миссии телевидения» [9, с. 214]. Другой критик, И.Е. Петровская, характеризуя телевидение на стыке 80-90-х гг., считает, что «сначала ТВ стало интересно смотреть, как стало интересно читать прессу. ТВ прорывалось в запретные темы, вырабатывало новый стиль общения, многое делалось в области выразительных форм, появились на экране совершенно другие, непривычные лица— не безликие дикторы-ретрансляторы, а живые, думающие, яркие индивидуальности» [9, с. 216].

Возникновение коммерческого телевидения в России относится к началу 90-х гг. XX в. На тот момент существовали первая и вторая программы Центрального телевидения. В 1990 г. возникла первая телевизионная коммерческая структура — развлекательный телеканал «2x2», который был «целенаправленно создан как первый инструмент для зарабатывания денег на возможностях вещания, без дотаций и финансирования из государственного бюджета. Это был первый реальный опыт того, что называется коммерческим телевидением» [81, с. 57].

Уже в конце 80-х — начале 90-х гг. происходит усиление блока информационных и информационно-аналитических программ, в которых дикторский способ подачи новостей советского телевидения заменяется комментированием информации. Помимо информационных в 90-е гг. «появляется «чуждый» советскому телевидению жанр еженедельных аналитических программ («Итоги», «Неделя»), в которых ведущие обладали правом выражать собственную точку зрения на происходящее» [23].

Становление российской демократии не могло не затронуть телевизионное вещание— в этот период проблемы были «до предела обострены не только политическими преобразованиями, но и новой экономической ситуацией в России, причем этот фактор все более стал выходить на первый план» [61, с. 242]. В России было положено начало процессу коммерциализации телевидения.

Коммерциализация телевидения— «превращение телевидения в разновидность бизнеса, рост числа передач, скрыто или открыто рекламирующих товары, услуги, имидж определенной частной компании, выходящей в своей деятельности в области телевидения за рамки рекламы и спонсорства с целью извлечения прибыли из телевещания как из обычного бизнеса» [30]. «Всеобщая коммерциализация неотвратимо «лепит образ» нового российского телевидения, что на деле означает существенное ограничение завоеванных свобод, прямое или косвенное выражение интересов крупного капитала— его, телевидения, реального собственника. Превращая программу в товарный конвейер, такое телевидение вынуждено ориентируется на массовый спрос— значит, чуть ли не автоматически управляется рейтингом. Результат— политическая ангажированность при неизбежном падении интеллектуального, эстетического, нравственного уровня» [11, с. 104].

«Вести недели» как информационно-аналитическая программа государственного телевидения (телеканал «Россия»)

Эпоха «нового» телевидения началась в России в 1991 г., явившись результатом тех коренных изменений, которые произошли в политике и экономике России. Телевидение было первым из всех средств массовой информации, которое перестроило свою работу в соответствии с новыми требованиями. Появление информационных и информационно-аналитических программ на каждом телевизионном канале было обусловлено: - во-первых, резко увеличившейся потребностью населения в информации (одна на всю страну информационная программа «Время» уже не могла справиться с этой задачей); - во-вторых, зрители нуждались не просто в новостях, а в новостях комментированных, так как стремительные события начала 90-х гг. требовали разъяснений, и население часто не понимало, в чем суть происходящих изменений. В связи с этим, едва появившись, еженедельные программы сразу получили широкую аудиторию. Кроме того, в этот период уровень доверия населения к телевидению был еще очень высок. - в-третьих, в появлении и развитии аналитического вещания были заинтересованы не только сами зрители, но и руководители политических и экономических реформам в России. Руководство страны нуждалось в «рупоре» своих идей, оно стремилось оказывать влияние на население таким образом, чтобы заручиться поддержкой россиян. А эффективнее всего этой целиможно было достигнуть именно с помощью информационно-аналитических телепрограмм; - в-четвертых, естественным образом возникшая конкуренция на рынке телепроизводства способствовала поиску наиболее приемлемых и популярных среди телезрителей форм подачи, обработки и интерпретации информации, что положительным образом сказалось на качестве информационно-аналитических программ на федеральных российских телеканалах и скорости их развития. Новая экономическая формация диктовала свои условия и правила игры на рынке производства информации — новости теперь стали не просто набором актуальных событий, произошедших за определенный промежуток времени, а стали товаром, «требующим не только конкурентоспособного уровня качества (новизны, оперативности, оригинальности и др. факторов), Но и яркой «упаковки», «ярлыка», соответствующей рекламы — формальных признаков» [91, с. 122]. В 1991г. была создана ВГТРК — Всероссийская государственная телерадиокомпания, государственная структура и рупор политики государства. 13 мая 1991 г. в эфир вышел первый выпуск новостей, с которого началась история новой телекомпании — «Вести». Новая программа «своим символом выбрала летящую русскую тройку, как летящую в неизвестную страну. Программе была отведена роль пропагандиста демократических идей. «Вести» обрели имидж независимых уже хотя бы потому, что стали первым источником информации, альтернативным официальному «Останкино» [35, с. 26]. Именно программе «Вести» удалось разрушить информационную монополию официозной программы «Время» — появление «Вестей» можно назвать «подлинным прорывом, нарушившим, казалось незыблемую монополию главной информационной программы страны» [92, с. 31]. Программа возникла на оппозиционной волне и с момента выхода стала популярной среди либерально настроенной части нового российского общества. В 2000 г. председателем ВГТРК был назначен Олег Добродеев, в числе заслуг которого — создание информационной службы на канале НТВ. Вслед за Добродеевым на РТР перешел целый штат журналистов и корреспондентов, работавших на НТВ. В качестве задачи, поставленной перед новым председателем, была реорганизация информационного вещания на государственном канале. К 2002 г. телеканал отказался от бюджетного финансирования и стал существовать за счет продажи рекламного времени. Таким образом, государственный канал был затронут процессом коммерциализации телевидения, когда смешанный характер финансирования является основой деятельности российских государственных СМИ. Но, как замечает Е.Л.Вартанова [80, с. 151], несмотря на факт зависимости от рекламы, мотивы деятельности таких СМИ формируются в соответствии с государственным статусом корпорации.

Специфика коммерческой информационно-аналитической программы (на примере программы «Намедни» телеканала НТВ)

В октябре 1993 г. свою деятельность начала телекомпания НТВ. К этому моменту государство начинает постепенно утрачивать функции идеологического и финансового контроля над телевидением. Возникшие коммерческие телекомпании отличают такие черты, как мобильность и динамичное развитие. По мнению исследователя телевидения А.Г. Качкаевой, сформировавшаяся гибридная полугосударственная-получастная телевизионная система «ощутила себя новой политической силой с собственной телевизионной элитой и стратегическими задачами» [36, с. 22]. В период 1990-1994 гг. в России закладываются основы журналистики, ориентированные на «западную» модель информационного вещания. Новая телекомпания НТВ заимствовала эту модель: «существенным качеством новостных программ НТВ становится стремление к объективности, широте и полноте освещения событий дня, оперативность, соблюдение принципа отделения фактов от мнений (что есть демонстрация объективности), стилевое единство программы, работа командой (при очевидной индивидуальности репортеров они полностью взаимозаменяемы и взаимосочетаемы)» [91, с. 129]. При создании сетки вещания новой частной телекомпании ее создатели «сделали акцент на новой ситуации в зрительской аудитории. Это сказывалось даже на том, как было поставлено информационное вещание: «Сегодня» и «Итоги» откровенно рассчитаны на респектабельного, достаточно информированного, ориентированного на западные ценности зрителя» [13, с. 120]. Возникшее в 90-е гг. НТВ «сформировало новый тип телеинформации в России» [3]. До появления в эфире информационно-аналитической программы «Намедни» на телеканале НТВ выходила программа «Итоги» (1993-2001). С 2001 г., после раскола НТВ «Намедни» стали анализировать итоги недели. Впервые «Намедни» появились в 1990 г. в качестве рубрики на Авторском ТВ, которое выходило в эфир еженедельно на втором канале Центрального телевидения. Рубрика, которую вел журналист Л. Парфенов, рассматривала важные события прошедшей недели «не в традиционно-серьезном ключе, а в ироническом, отстраненном ... Ирония программы «Намедни» оказывалась вполне созвучной времени: в политизированные годы она касалась всех сторон прежней, отринутой перестройкой идеологии» [13, с. 155]. «Намедни» были заявлены как неополитические новости и выходили в течение года, с 1990 по 1991гг. В качестве самостоятельной еженедельной публицистической передачи исследуемая программа начинает выходить в 1997 г. на канале НТВ с подназванием «Намедни. 1961-1991. Наша эра» и представляет собой цикл передач-очерков, в которых анализируются события прошедших лет. 9 сентября 2001 г. на канале НТВ в эфир выходит воскресная авторская информационно-аналитическая программа «Намедни». Накануне выхода программы в эфир в газете «Комсомольская правда» [90] была опубликована записка, составленная Л. Парфеновым о новом проекте, стартующем на НТВ: «Намедни». Информационно-аналитическая программа. События, люди, явления недели. Цель: эффект «энтэвэшности», имиджевая программа, позиционирующая канал как либеральный, объективный, частный, богатый, «западного типа». Тематика: политика, бизнес, культура, зарубежье как предмет общественного интереса. Проблематика: вот так мы (они, он, она, мы все) живем, вот так меняется или не меняется жизнь, вот так оно — к лучшему ли, к худшему ли. Настроение: баланс зарубежья, Москвы, провинциальной и многонациональной России— программа не может выглядеть сугубо столичной. Баланс «красивой жизни» и «кровь-пот-слезы» — программа не может выглядеть сугубо богатой. Да, мы столичные и богатые, но про другое тоже знаем, понимаем, ощущаем своим. Патриотизм без солидарности с властью.

Похожие диссертации на Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов "Вести недели" ("Россия") и "Намедни" (НТВ)