Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческая правда и публицистические мотивы в романе Джумы Одина "Бег времени" Усмонова, Наргис Кучаровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Усмонова, Наргис Кучаровна. Историческая правда и публицистические мотивы в романе Джумы Одина "Бег времени" : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Усмонова Наргис Кучаровна; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2012.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

История советской таджикской литературы, становление, развитие и формирование в ней различных форм и жанров, безусловно, неразрывно связаны с политико-духовным состоянием страны. Советский период характеризуется небывалым профессиональным подъёмом таджикских литераторов, среди которых можно назвать немало имён выдающихся писателей, поэтов, языковедов, публицистов, чьи произведения вывели таджикскую литературу на качественно новый уровень. Так, в один ряд с легендарными деятелями искусств советской эпохи можно поставить Джуму Одина и его работы.

В 70-80 годы прошлого века пристальное внимание научной и литературной общественности Таджикистана и всех советских республик было направлено на осмысление различных проблем литературной жизни страны, в частности, на понимание образов, познание истории, осознание национальной

идентичности и своеобразия, стремление к социалистическому строительству и т.д. В научных кругах, в том числе литературоведческих, в эпицентре дискуссий оказывались художественные произведения, отображавшие исторические события советского периода, особенно 30-40-х гг. XX века. Стоит отметить, что подобные труды носили в основном публицистический характер.

Во второй половине XX века писатели начали интересоваться художественным осмыслением событий тех лет, ввиду чего этой тематике было посвящено немало ярких произведений. В частности, роман знаменитого таджикского литератора Джумы Одина «Бег времени» по праву может быть отнесён к числу подобных работ. В этом произведении писатель с необычайной для своего времени смелой правдивостью отображал весь трагизм, всю нелепость, весь ужас того непростого времени. Впервые в литературе с такой силой и подробностью показана искалеченная человеческая душа, искалеченная до такой степени, что никакое исправление уже невозможно.

Безусловно, судьба этого романа поражает своей уникальностью. За всю семидесятилетнюю историю таджикской советской литературы не было такого случая, когда произведение, полностью опубликованное в журнале, получившее положительные рецензии, затем изданное в качестве отдельной книги, после всего этого было конфисковано и запрещено. От издания романа в качестве отдельной книги пострадал не только сам писатель, но также главный редактор общественно-литературного журнала «Садои Шарк» («Голос Востока») и редактор издательства.

Вокруг романа разгорелись многочисленные споры, проходили бурные дискуссии и высказывались взаимоисключающие суждения и оценки со стороны литературоведов и политиков. Именно обилие различных мнений и многоаспектность суждений направляет исследовательскую мысль на определения истинного положения дел относительно этого произведения.

Следует отметить, что тема романа «Бег времени» отнюдь не была новой в таджикской прозе. В течение второй половины XX века появились романы Дж. Икрами («Шоди»), С. Улугзаде («Навабад»), Р. Джалиля («Вечные люди») и ряд других больших и малых произведений, посвящённых именно вышеупомянутой тематике. Роман Дж. Одина не только по своей тематической направленности, но и с точки зрения художественности не имел серьезных отличий от выше упомянутых работ. Единственное, что стало причиной разногласий и ожесточенных дискуссий вокруг романа - это правдивое отражение духа того времени.

Необходимо подчеркнуть, что осмысление духа времени, и в связи с этим отражение исторических событий, являются одними из актуальнейших аспектов творческого процесса. Эти два критерия имеют древнюю историю и уходят корнями в глубину веков. Если сегодня мы называем это летописью, публицистикой или же отображением реалий дня, то в прошлом это называлось «служением для общества». Постепенно исследование истории стало традиционным в рамках литературно-художественных произведений. Фиксирование исторических событий прошлого через литературные образы, их отображение через прозу или же социальную поэзию, их художественное осмысление с использованием характерного для конкретного литератора воображения, безусловно привлекают внимание широкого круга читателей. Таким образом, история через художественное отражение становится более интересной и привлекательной для любой аудитории.

Необходимо иметь в виду, что историографические исследования и художественная литература описывают исторические явления в основном в контексте событий прошлого. В рамках чисто художественной литературы не всегда можно отразить исторические события в созвучии с сегодняшними явлениями или же писатель не имеет возможность в полной мере осветить свои социально-политические взгляды. У автора в данном случае как бы суживается возможность придания событиям минувших дней политической окраски и экспрессивности в целях их способности иметь глубокое воздействие на современников. Когда основной авторской задачей становится придать через художественное творение событиям прошлого современные мотивы, то в нем усиливается публицистическое начало. Таким образом, литературное произведение приобретает социально-политический характер и воспринимается читателями не только как простое художественное описание жизни одного или нескольких образов, но и как социальное событие, которое воздействует на судьбу нынешних поколений.

Появление и развитие подобного рода произведений требует определенных условий и актуального взгляда на проблематику в целом. Для них необходима соответствующая среда, литературное мастерство, историческое познание, а также политическая позиция писателя. Изучение подобной литературы определяется ее временем и характером, и, соответственно проявляется актуальность темы данного исследования. Помимо этого, значимость и своевременность выбранной нами темы определяется также взаимосвязанностью исторического художественного произведения с публицистическим познанием событий.

Мы в своей работе учитывали социально-политическую среду 70-80 годов ХХ века, в рамках которой протекали литературное творчество, литературная критика и публицистика, так как эти факторы в свое время определили отношение современников к роману Джумы Одина. Исходя из этого, изучению подвергаются стилистические особенности, специфика отражения событий и характерные черты художественного анализа романа, который пробудил сознание таджикской интеллигенции, создал определенную основу для становления литературы периода перестройки, и в этом заключается сущность и социальное значение этого произведения Дж. Одина.

Степень изученности проблемы. О жизни и творчестве Дж. Одина, в том числе его главного произведения романа «Бег времени» - существуют определенные исследования литературоведческого и публицистического характера. В качестве примера хотелось бы отметить научные и публицистические статьи А. Сайфуллаева, А. Сатторзаде, М. Шакури, А. Набави, К. Мусоева, С. Турсуна, П. Гулмуродзаде, Р. Ёрмухаммада, Х. Курбоновой. В работах этих авторов рассматриваются отдельные аспекты этого романа, различные страницы его творческой биографии писателя, дальнейшая его судьба и его морально-психологическое состояние. Но работы вышеназванных авторов не представляют собой целостного научного исследования как о жизни и творчестве писателя, так и его романе «Бег времени».

Для правильной постановки проблемы по нашей теме и раскрытия ее сущности необходимо отметить исследования, проведенные российскими и таджикскими учеными как в области литературной критики, так и в области теории и практики публицистики. С этой целью нами использованы научно-теоретические разработки таких исследователей, как Е. Прохоров, Е. Журбина, В. Ученова, В. Здровега, М. Шакури, И. Усмонов, А. Нуралиев, А. Садуллаев.

Однако следует отметить, что всего лишь шесть литературоведов – Ш. Джумаев, А. Набави, А. Сайфуллаев, А. Сатторзаде, С. Табаров и Х. Асозаде опубликовали научные статьи посвященные этому роману. Они проанализировали роман в основном как художественное произведение, определив его сильные и слабые стороны. На некоторые другие аспекты романа указывали также другие ученые-литературоведы, а также литераторы.

Но до сих пор не существует исследования, в котором целостно было бы изучено данное произведение, а также совершенно отсутствуют работы, в которых рассматривалась бы проблема его публицистичности. Исходя из этого, нами впервые предпринята попытка исследования проблемы исторической правды и публицистических мотивов этого романа.

Цели и задачи исследования.

Основной целью диссертационной работы является всестороннее исследование и анализ освещения исторической правды и публицистических мотивов романа Джумы Одина «Бег времени».

Для достижения указанной цели определены и выдвинуты следующие задачи:

Обоснование публицистичности и публицистических мотивов романа;

Определение тех элементов и художественно-публицистических ценностей произведения, которые увеличили его воздействие на общественное сознание;

Изучение пределов отражения исторической правды в данном романе и их сравнение с современными реалиями;

Анализ литературно-критических статей, воспоминаний, других публикаций на страницах периодической печати и в различных юбилейных сборниках о Джуме Одина и романе «Бег времени»;

Рассмотрение дальнейшей судьбы романа и его автора после запрещения и конфискации произведения;

Выявление причин трагической судьбы произведения и его автора, на основе исследования текста романа и сравнительного анализа различных мнений.

Методологическую основу диссертации составили научно-теоретические исследования в области журналистики, публицистики и литературоведения. Для обобщений и выводов были использованы методы сравнительно-исторического и системного анализа. При рассмотрении непосредственно текста романа и выявлении его публицистичности был использован также герменевтический метод анализа.

Научная новизна исследования. Следует отметить, что, во-первых, сама выбранная тема и постановка проблемы являются новыми, так как до сих пор с точки зрения публицистики данное произведение не подвергалось целостному изучению. Во-вторых, новизна диссертации заключается в том, что в ней предпринята попытка анализа романа Дж. Одина, прежде всего, с точки зрения творческой цели и задач автора, времени и действительности, соотношения исторических событий с сегодняшними реалиями, демонстрации отношений писателя и его субъективного вмешательства к описанным событиям.

На наш взгляд, запрет романа Дж. Одина не связан с его литературно-художественной ценностью, причиной этому послужили другие факторы, прежде всего, глубокий публицистический дух произведения. Исходя из этого, цель настоящей работы-не художественность данного романа, а его публицистичность, что является совершенно новым взглядом на предмет исследования. Но, в то же время, автор главной интонацией своего исследования считает публицистические мотивы именно художественного произведения.

Основным источником исследования является непосредственно текст романа Джумы Одина «Бег времени». Иными источниками явились работы мемуарного характера его друзей и коллег таких, как Б. Бердиевой, А. Садуллаева, К. Мусоева, Х. Курбоновой, Ш. Джумаева, Р. Ёрмухаммадова и др., в которых описаны судьба писателя и его произведения.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретический аспект диссертации проявляется в научном обосновании того факта, что роман Джумы Одина «Бег времени» относится не только к литературе, но также и к публицистике. Поэтому, полностью учитывая историко-художественную направленность произведения, выявляются его публицистическая ценность и публицистические мотивы.

В практическом плане результаты исследования могут быть использованы в изучении публицистических мотивов в художественной литературе, а также в сравнительном анализе соотношения литературы и публицистики. Вполне возможно, на основе результатов данного исследования разработать для студентов-журналистов и филологов такие спецкурсы, как «Литература и публицистика», «Публицистические мотивы прозы Дж. Одина». Отдельные положения диссертации могут использоваться при чтении курсов по «Истории таджикской журналистики» и «Истории таджикской литературы ХХ века».

Основные положения, выносимые на защиту:

отражение исторической правды с идейных позиций периода жизни писателя стали причиной ожесточенных дискуссий и споров вокруг романа «Бег времени» и его автора;

публицистический стиль изложения романа в отображении событий 30-х г. ХХ века усилил реалистическую сущность произведения;

выстроенные в произведении сцены действий приблизились к художественно-публицистическим жанрам;

в судьбе произведения сыграло роль то обстоятельство, что целью писателя было описание не прошлого, а настоящего;

в судьбе романа не прошло бесследно также тот факт, что образы передовиков социалистического производства получились негативными;

в трагической судьбе как романа, так и самого писателя определенную роль сыграл его личный характер.

Основным источником исследования является непосредственно текст романа Джумы Одина «Бег времени». Другими источниками послужили опубликованные воспоминания друзей и коллег писателя таких, как Б.Бердиевой, А. Садуллаева, К. Мусоева, Х. Курбоновой, Ш. Джумаева, Р. Ёрмухаммадова и других, в которых изложены различные моменты судьбы литератора и его романа.

Апробация работы. Основное содержание диссертации нашло свое отражение в трёх научных публикациях. По теме диссертации на различных конференциях прочитаны четыре научных доклада.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры печати, телевидения и радио и международной журналистики ТНУ (протокол № 5 от 16 мая 2012 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Историческая правда и публицистические мотивы в романе Джумы Одина "Бег времени"