Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг. Аль-Румхейн Аталла Аскар

Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг.
<
Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг. Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг. Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг. Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг. Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг. Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг. Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг. Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аль-Румхейн Аталла Аскар. Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг. : ил РГБ ОД 61:85-10/397

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Уровни современной идеологической борьбы и предпосылки критики антисоветизма и антиком мунизма в прогрессивной арабской прессе II

1. Идеологическая ситуация в арабском мире 12

2. Классики марксизма-ленинизма о механизме производства идеологического сознания и уровне идеологического процесса 27

3. Предпосылки борьбы прогрессивной арабской прессы против антисоветизма и антикоммунизма 51

ГЛАВА 2. Основные направления борьбы прогрессивной арабской прессы против антисоветизма и антикоммунизма на ближнем востоке 67

1. Оценка прогрессивной арабской прессой роли антисоветизма и антикоммунизма в идейно-политической борьбе в арабском мире 66

2. Миф о "советской угрозе" как предмет критических выступлений прогрессивной арабской прессы... 88

3. Буржуазный или социалистический образ жизни: арабский выбор на страницах прогрессивных газет 123

ГЛАВА 3. Основные проблемы в организации контрпропагандистской деятельности прогрессивной прессы сари ндш и пути их разрешения 148

1. Критерии оценки контрпропагандистской деятельности прогрессивной прессы САР и ИДРй в свете марксистско-ленинского учения о печати 150

2. Основные проблемы, трудности и недостатки контр пропаганды в прогрессивной арабской прессе 161

3. Главные направления совершенствования контрпро пагандистской деятельности прогрессивной арабской прессы 183

Заключение 194

Литература 200

Введение к работе

Один из острейших очагов политической и идеологической напряженности находится сейчас на Ближнем Востоке. Современная идеологическая и духовная атмосфера в арабском мире и, в частности, специфическое проявление здесь основного идеологического противоречия эпохи накладывает непосредственный отпечаток на деятельность прогрессивной арабской журналистики: она требует выработки активной наступательной стратегии в борьбе против реакционной идеологии.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью совершенствования форм, методов и содержания контрпропагандистской работы прогрессивной арабской прессы. Ситуация на Арабском Востоке складывается таким образом, что от степени последовательности, боевитости выступлений реколюционно-демократической и коммунистической печати против антикоммунистической и антисоветской пропаганды империализма, сионизма и арабской реакции во многом зависит не только урегулирование ближневосточного конфликта, но и определение пути дальнейшего прогресса арабских стран. Анализ успехов и трудностей развития прогрессивной арабской прессы с позиций марксистско-ленинской теории журналистики позволяет укрепить эти успехи и избавиться от трудностей.

Цель исследования состоит в выявлении принципиальных возможностей арабской революционно-демократической и коммунистической прессы в критике антикоммунизма и антисоветизма, трудностей их реализации, а также путей совершенствования контрпропагандистской деятельности периодической печати Сирийской Арабской Респуб-

лики и Народной Демократической Республики Йемен.

Поставленная цель предполагала постановку и решение следующих теоретических (I) и эмпирических (П) задач:

I. Разработать теоретическую программу исследования, которая могла бы послужить основой критического анализа контрпропа-гандистских материалов прогрессивной арабской прессы.

А. Обрисовать в общих чертах идеологическую и духовную ситуацию в арабском мире, на фоне которой развертывается борьба прогрессивной и реакционной, социалистической и буржуазной идеологии, находящая отражение на страницах периодической печати;

б) проанализировав уровни идеологического процесса, опреде
лить предпосылки выступлений революционно-демократических и ком
мунистических газет против идеологии и политики антикоммунизма и
антисоветизма;

в) вскрыть социально-экономические, политические, психологи
ческие и гносеологические корни антисоветской политической мифо
логии;

г) проанализировать особенности пропагандистского воздейст
вия, обеспечивающие, в частности, значительную устойчивость анти
коммунистических стереотипов и имиджей среди населения арабского
мира и обусловливающие трудности борьбы с ними;

д) на базе марксистско-ленинской теории журналистики сфор
мулировать основные принципы, цели и направления контрпропаган
дистской деятельности революционной печати;

е) выявить основные направления борьбы прогрессивной араб
ской прессы против империалистической и сионистской пропаганды.

П. На основе сформулированной исследовательской программы осуществить описание и объяснение практической борьбы прессы Сирийской Арабской Республики и Народно-Демократической Респуб-

лики Йемен против антикоммунистических и антисоветских "мифов". А. На конкретно-эмпирическом материале прогрессивных газет за период 1979-1983 гг. продемонстрировать широту и глубину их контрпропагандистских выступлений;

б) критически проанализировать материалы прогрессивной араб
ской прессы с точки зрения ленинских принципов контрпропаганды:

в) используя представление о многоуровневости идеологическо
го процесса, выявить внутренние слабости критических выступлений
баасистской прессы;

г) вскрыть объективные и субъективные факторы, снижающие
эффективность революционно-демократической печати;

д) наметить пути устранения существующих трудностей и недо
статков в организации газетной контрпропаганды.

Сформулированные задачи очерчивают предмет диссертационного исследования. Исходными предпосылками его формирования послужили основополагающие идеи марксизма-ленинизма, работы советских и арабских специалистов в разных областях обществознания.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечивается, с одной стороны, историко-материалистическим подходом диссертанта к раскрытию темы, с другой, использованием богатого фактического материала арабской периодической печати.

Методологической базой исследования являлись для диссертанта фундаментальные работы классиков марксизма-ленинизма, опыт мирового коммунистического и национально-освободительного движения, зафиксированный в решениях съездов КПСС, СКП, ЙСЇЇ и ПАСВ. Идеи, содержащиеся в таких работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, как "Немецкая идеология", "Капитал", "Манифест Коммунистической Партии", "что делать?" и др. определили общий подход диссертанта к раскрытию особенностей идеологической борьбы как спе-

пифического социального феномена.

В выработке исследовательской программы автор опирался на современные разработки советских философов и специалистов в области теории пропаганды: Артемова В.А., Баталова Э.Я., Биккенина Б.Н., Беглова СИ., Гуревича П.С, Епископосова Г.Л., Замошкина Ю.А., Кейзерова Н.М., Комаровского B.C., Мамардашвили М.К., Ме-жуева М.В., Мшвениерадзе В.В., Скворцова Л.В., Толстых В.И., Феофанова О.А., Французовой Н.П. и др. Из работ советских авторов, оказавших наиболее существенное влияние на теоретическое содержание диссертации, можно выделить следующие: Артемов В.А. Анатомия лжи. М., 1973; Беглов СП. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. М., 1980; Биккенин Н.Б. Социалистическая идеология. М., 1978; Гуревич П.С Социальная мифология. М., 1983; Кейзеров Н.М. Идеологические диверсии. М., 1979; Комаровский B.C. Ложь на экспорт. М., 1983; Мшвениерадзе В.В. Современное буржуазное политическое сознание. М., 1983; Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах К.Маркса. - Вопросы философии, 1977, J& 8; Яковлев М.В. Идеология. М., 1979. Эти работы помогли автору понять социальные корни современной буржуазной мифологии, разобраться в уровнях идеологической борьбы на современном этапе.

Большую помощь в раскрытии темы оказали работы теоретиков и историков арабского национально-освободительного движения, советских ученых-востоковедов Брутенца К.Н., Ерасова Б.С, Ермошкина Н.И., Загладила В.В., Гафурова Б.Г., Капицы Л.М., Ким Г.Ф., Киселева В.И., Медведко Л.И., Полонской Л.Р., Ульяновского Р.А., Примакова Е.М., Шина А.С. и др., а также исследования по истории и современности Ближнего Востока ряда арабских авторов. Исследования этих авторов позволили раскрыть идеологическую и политичесісую ситуацию, на фоне которое ведется борьба прогрессивной и реакци-

онной идеологии в арабском мире, понять особенности проявления антикоммунизма и антисоветизма в некоторых арабских странах.

Анализ содержательных и формальных сторон контрпропагандистских материалов прогрессивной арабской прессы предполагал внимательное изучение опыта советских журналистов-международников, а также теоретических работ по журналистике Бережного А.Ф., Вачна-дзе Г.Н., Іуревича СМ., Доброхотова B.JE., Засурского Я.Н., Ибрагимова А.Х., Кашлева Ю.Б., Левыкина И. Т., Менделеева А.Г., Горохова В.М., Прохорова Е.П., Пшеничного Б.Н., Ученовой В.В. и др. Исследования по теории журналистики позволили, в частности, критически подойти к анализу "формальных" аспектов контрпропагандистской деятельности прогрессивной арабской прессы (язык, стиль и т.п.), а также сформулировать научные принципы контрпропаганда в периодической печати, которые послужили критерием оценки содержания революционно-демократической и коммунистической арабской прессы.

Несомненное влияние на содержание диссертации оказали коллективные монографии ученых факультета журналистики МТУ им. М.В. Ломоносова: Социология журналистики. М., 1981; Стилистика газетных жанров. М., 1981; Введение в теорию журналистики. М., 1980; Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980; Методы журналистского творчества. М., 1982 и др. Необходимо отметить, что подобных работ по истории и теории журналистики в арабской литературе явно недостаточно. Позитивную роль в раскрытии темы сыграли те немногие работы, с которыми диссертанту удалось познакомиться: Ациб Мрувве Арабская пресса, Бейрут, 1961; Сирия сегодня, Дамаск, 1982; Адиб Хаддур Сирийская печать, Дамаск,1973; Ясир аль-Фахд Мир печати в арабских странах и за рубежом, Дамаск, 1981. Нужно упомянуть также диссертации, защищенные на факультете

журналистики МГУ, посвященные анализу периодической печати Сирийской Арабской Республики Алдана Абу Фахра, Хамади Хашем Сулеимана и Аль-Хасан Бадр аль-Дина.

Знакомство с современной арабской и советской литературой позволяет сделать вывод, что тема представленного диссертационного исследования является недостаточно разработанной. Анализ прогрессивной арабской прессы в контексте борьбы против антикоммунизма и антисоветизма проделан, по существу, впервые и это определяет новизну, актуальность и практическую значимость результатов диссертации. Для советского читателя безусловной новизной обладает и используемый в диссертации эмпирический материал контрпропагандистской деятельности прессы Сирии и БДТЙ.

В качестве фактического материала в диссертации взяты публикации сирийских газет "Аль-Баас" (орган партии Арабского социалистического возрождения), "Ас-Саура" и "Тишрин" (органы правительства Сирийской Арабской Республики), "Нидаль аш-Шааб" (орган Сирийской Коммунистической партии) и центральных газет ВДРЙ -"Ас-Саурий" (орган Йеменской Социалистической партии), "Арбаата-шар Октобр" (орган правительства). Политические платформы этих партий значительно отличаются, что находит свое выражение в содержании и форме выступлений их печатных органов. Это дает возможность проанализировать специфику революционно-демократической прессы в сравнении с прессой коммунистов. Политическое кредо революционных демократов было ясно сформулировано В.И.Лениным: "последовательные и решительные демократические течения, которые принимают всю демократическую программу социал-демократии, не останавливаются ни перед какими революционными мерами, но лишены ясного социал-демократического классового сознания".1 Современный

1. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.9, с.318.

этап национально-освободительного движения внес много нового в характеристику революционной демократии, но суть, отмеченная В.И.Лениным, осталась прежней. Именно отсутствие классового подхода к вопросам внешней и внутренней политики, детерминированное неоднородной социальной базой революционной демократии, определяет неопределенность и противоречивость ее идеологии и обусловливает слабости и недостатки революционно-демократической прессы. В диссертации эти недостатки прослеживаются на примере деятельности баасистской прессы, а возможности их устранения на примере работы журналистов Демократического Йемена.

Исследуемый период деятельности прессы (1979-1983 гг.) наполнен важными внутриарабскими и международными событиями, освещение которых в полной мере позволяет оценить интенсивность, содержательность и эффективность ее контрпропагандистских выступлений. Он характеризуется резким обострением обстановки и поляризацией сил на Арабском Востоке: подписание Кэмп-Дэвидского соглашения, организация Фронта стойкости и противодействия, убийство Са-дата, военное соглашение между США и Израилем, кровавые преступления в Сабре и Шатиле и др. Этот период ознаменован значительным укреплением во всех областях связей прогрессивных арабских стран с социалистическим лагерем. Этот период связан с серьезным ухудшением общей международной обстановки (размещение американских ядерных ракет в Европе), повышением агрессивности империализма во всех регионах мира и небывалой со времен холодной войны антикоммунистической и антисоветской пропагандистской истерией.

Эти моменты оправдывают выбор исторических рамок анализа и гарантируют получение качественного эмпирического материала, позволяющего решать поставленные в диссертации задачи.

Классики марксизма-ленинизма о механизме производства идеологического сознания и уровне идеологического процесса

Обрисованная в общих чертах идеологическая ситуация в арабском мире требует более детального анализа основных моментов идеологической борьбы как специфического социального явления вообще.

Их анализ в чистом виде предполагает в качестве необходимого условия введение некоторых допущений, в значительной степени упрощающих реальные идеологические процессы. Шея в виду генеральную линию общественного развития, рассмотрим современную идеологическую борьбу как столкновение лишь двух типов идеологий -буржуазной и социалистической. Эта абстракция необходима для сущностного понимания идеологических процессов, в том числе и в развивающемся мире. При этом дополнительно вводятся еще несколько огрублений, которые в ходе анализа будут последовательно сниматься. Так, в целях более четкого выделения наиболее фундаментального слоя идеологической борьбы мы отвлекаемся как от влияния на сознание членов общества оформленных идеологических (социалистических и буржуазных) идей, так и от особенностей именно современного этапа общественного развития, ограничившись анализом простейшего случая, соответствующего исторически периоду восходящего развития капиталистической общественно-экономической формации: духовным производством в условиях так называемой свободной конкуренции. Конечно, это достаточно сильная абстракция, вводящая чрезвычайно идеализированную ситуацию, но, выражаясь марксовым языком, это - вполне "реальная абстракция", которая имеет смысл и применительно к современному миру - как один из абстрактных моментов, присутствующих в снятом виде в современных идеологических процессах. При этом оказывается, что логически самое простое и фундаментальное идеологическое отношение исторически оказывается первым, диалектически снимающимся в ходе усложнения общественных и, соответственно, идеологических связей. Отметим также, что то, что для развитых социальных структур является уже историей, для развивающихся может оказаться сегодняшним днем. Поэтому, например, анализ первичных идеологических отношений классического европейского буржуазного общества может объяснить некоторые моменты актуальной истории развивающихся стран. (Конечно, для более полного ее понимания нужно учитывать усложняющие обстоятельства: сложное переплетение современных и архаических социально-экономических структур в странах с большой исторической традицией.)

Как известно, основоположники научного социализма исследовали феномен идеологической деятельности, идеологических отношений и сознания с самых разных сторон. В разных работах, в зависимости от непосредственных целей анализа, они характеризовали идеологию как 1) духовную сторону надстройки, возвышающуюся над экономическим базисом общества; 2) как специфический вид - по объекту, способу и форме отражения - общественного сознания; 3) как единую, концептуально выраженную систему взглядов определенного класса; 4) как особый тип мышления, основанный на фетишизме действительной жизни в условиях эксплуататорских обществ.

Для правильного понимания идеологической борьбы, необходимости ее воспроизводства как одной из сторон общественного процесса, важно учитывать все эти моменты. Однако в современной литературе акцентируется внимание главным образом на первых трех аспектах и не всегда используются эвристические возможности понимания идеологии как концептуальной систематизации по существу своему ложного, иллюзорного сознания, необходимо порождаемого отчужденными формами социальной деятельности в условиях определенных общественно-экономических формаций. Научное мировоззрение вырабатывалось в ходе критического анализа этого "мифического, самому себе неясного сознания, выступает ли оно в религиозной или же в политической форме". Анализируя буржуазную идеологию как господствующую форму самосознания капиталистического общества, Маркс и Энгельс впервые в истории общественной мысли предложили материалистически ориентированную программу исследования механизмов ее возникновения и воспроизводства.

С позиций материалистического понимания истории реально функционирующее буржуазное сознание - не результат преднамеренного субъективного обмана, "надувательства" со стороны коварных "правящих мира сего": оно имеет глубокие социальные, гносеологические и психологические корни. Именно отчужденный характер предметной деятельности и превращенная форма общественных отношений являются той матрицей, на которой формируются и воспроизводятся иллюзорные формы сознания в условиях частной собственности как "зеркальное" ее отражение.

Оценка прогрессивной арабской прессой роли антисоветизма и антикоммунизма в идейно-политической борьбе в арабском мире

"Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы. Отсюда понятно, как исключительно важно уметь донести в доходчивой и убедительной форме правду о социалистическом обществе, о его преимуществах, о его мирной политике до широчайших народных масс во всем мире. Не менее важно умело разоблачать лживую подрывную империалистическую пропаганду" .

Особое место в осуществлении этой исторической миссии, стоящей перед прогрессивной журналистикой всего мира, принадлежит революционно-демократической и коммунистической прессе арабских стран. Пять войн, не считая бесчисленных провокаций, развязанных правящими кругами Израиля против арабского национально-освободительного движения, принесли на арабскую землю не только разрушения и страдания. Суровый опыт борьбы против сионистских агрессоров потребовал от арабского народа выработки ясной социально-политической и идеологической ориентации, привел к резкой поляризации реакционных и прогрессивных сил в арабском мире, определил действительных друзей и врагов арабского патриотического движется . Как уже отмечалось, общая идеологическая и политическая ситуация здесь настолько сложна, что найти правильные ответы на все эти вопросы - нетривиальная, но насущная проблема, в решении которой арабские журналисты видят одну из своих первоочередных задач.

"Журналистика - это политическое, культурное и идеологическое оружие, а журналисты - это солдаты и борцы за будущую жизнь: они не имеют права останавливаться на достигнутом, и трудности не должны мешать игл в выполнении этой благородной цели"х.

Умело используя и ориентируя это оружие, прогрессивная арабская пресса строит свою деятельность исходя из того, что "Советский Союз - друг и союзник, империализм - главный враг арабов" . Конкретизация этого тезиса составляет основное содержание этой главы.

1. Оценка прогрессивной прессой роли антикоммунизма и антисоветизма в идейно-политической борьбе в арабском мире

Возрастание экспансионистских устремлений сионистских лидеров Израиля, а также все более четко проявляющийся курс США на превращение Арабского Востока в зону конфронтации с Советским Союзом, привели в тупик процесс поисков мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. Большая роль в проведении воинствующей шовинистической политики отводится этим реакционным союзом средствам массовой информации. Как отмечалось на конференции арабских информационных агентств в январе 1983 года, "В борьбе с сионизмом мы раньше игнорировали роль информации, в то время как наш враг активно ее использовал для фальсификации сути кризиса, искажения образа арабского человека, его культуры, ценностей и принципов. В последнее время арабская пресса осознала роль информации в поддержке нашей справедливой борьбы"1.

Разоблачение изощренных методов враждебной пропаганды, представляя важную функцию контрпропаганды, в значительной мере повышает эффективность идеологической работы, позволяет яснее представить не только стратегические цели империализма, но и средства их осуществления. Прогрессивная арабская пресса стремится поэтому вооружить читателей материалами о сущности и механизмах империалистического манипулирования сознанием масс.

На страницах газет и журналов стали регулярно появляться публикации, посвященные роли информации в жизни общества, установлению справедливого международного информационного порядка, анализу целей, средств, форм и методов империалистической пропаганда. "Необходимо поднимать сознание народа, воспитывать у него осторожность ко всем проявлениям культурного империализма, стремящегося подорвать наше движение к действительной независимости и прогрессу". Главное внимание, по вполне объяснимым причинам, отводится прессой исследованию и доведению до широкой публики особенностей сионистского пропагандистского комплекса.

Буржуазный или социалистический образ жизни: арабский выбор на страницах прогрессивных газет

Переходя к исследованию участия периодической прогрессивной прессы в дискуссии по вопросам выбора пути социально-экономического развития, сделаем одно теоретическое отступление. Необходимо подчеркнуть, что в анализируемом комплексе проблем арабского мира дело даже не столько в том, что ситуация на Ближнем Востоке достаточно напряжена, что империализм в союзе с сионизмом проявляет здесь свою реакционную сущность, что Советский Союз оказывает арабскоглу патриотическому движению посильную помощь и т.п. Все это важно для арабского народа в создавшемся положении и по всем этим вопросам в арабском мире ведется ожесточенная борьба. Но попробуем посмотреть на все это шире.

Трудящиеся арабского Востока осуществляют национально-освободительную и социальную революцию. Зачем? С какой целью? Очевидно, чтобы обеспечить решение каких-то наболевших проблем: национальных, религиозных, экономических, социальных - проблем "как дальше жить". С другой стороны, очевидно, что главная человеческая ценность - это само право на жизнь. Это - та и реальная, и концептуальная предпосылка, без которой всякие рассуждения о том, "как жить" теряют смысл. "Люди должны жить, чтобы иметь возможность делать историю" - эти слова К.Маркса не следует забывать, особенно в современных условиях.

Именно степенью обеспечения возможности, во-первых, самого бытия человека, во-вторых, достойного бытия человека и определяется прогрессивность или реакционность исторических движений, социальных систем и мировоззренческих концепций, осмысляющих место человека в мире. Ясно, что в условиях глобальной катастрофы, угрожавшей самому существованию человечества, хотя и проявляются в полной мере человеческие качества в человеке, но здесь же обнаруживается тот печальный факт, что человек - биосоциальное существо, что он - часть природы, что он биологически смертен. О каком качестве жизни, о каком достойном существовании человека можно вести речь, если в результате ядерной катастрофы может просто погибнуть?

Две господствующие в современном мире социально-экономические системы сравниваются по этим двум параметрам: обеспечению возможности самого выживания человека как биологического вида Гомо Сапиенс (так называемые глобальные проблемы современности: войны и мира, экологическая и др.) и обеспечению возможности раскрытия сущностных сил человека как рода, формирования гармоничной, всесторонне развитой личности. Именно по этим параметрам определяют свое отношение к глиру капитализма и миру социализма страны, вставшие на путь независимого прогрессивного развития. Идейно-политическая борьба развертывается вокруг того, какая из двух социальных систем способна: "обеспечить прочный мир и установить подлинно демократические отношения между государствами, развивать и стимулировать процессы разрядки и нормализации международных отношений, способствовать прекращению гонки вооружений; - поставить на службу интересам народов достижения научно-технической революции и социального прогресса, динамично и планомерно развивать экономические потенции общества, исключить кризисы, безработицу; - утвердить подлинное народовластие, подчинить политику государства интересам масс народа, дать им возможность решать судьбы своей страны и управлять всеми делами общества; - обеспечить социальные гарантии свободы и фактического равенства граждан, уважения человеческого достоинства и условий для всестороннего развития личности, полноты жизни каждого гражданина, всесторон-нее обеспечение прав и свобод личности"1. Речь идет не просто о вопросах внешней и внутренней политики, а о всеохватывающей борьбе мировоззрений по проблемам смысла жизни и труда, роли науки и техники и т.п. В качестве главного критерия сравнения выступает фактически человек как творческая, практически и духовно богатая, гармоничная личность. А потому борьба между реальным социализмом и империализмом это не абстракто-теоретический и не только идеологический спор, а спор в строгом смысле экзистенциальный: не решив его правильно, человечество не сможет выжить ни в биологическом, ни в личностном смысле. Именно поэтому "в настоящее

время борьба против антисоветизма - это борьба за само выживание человечества". Допущение современным империализмом возможности ядерной войны - лишь выражение объективной враждебности капиталистической общественно-экономической формации на ее современном этапе жизненным интересам всего человечества. Как отмечал Г.Холл на ХХШ съезде Коммунистической партии США., "Разоблачать большую ложь и миф о так называемой советской угрозе требуется не ради защиты Советского Союза. Это требуется даже не ради защиты социализма, миллионы людей, которые требуют прекращения гонки вооружений, замораживания ядерного оружия и выступают за мир, в той или иной степени все еще находятся под влиянием большой лжи. мы должны добраться до этих миллионов" . Еще раз в связи с этим подчеркнем, что "мифологией угрозы" охвачены не только правящие классы, но фактически большинство членов буржуазного общества: мир, в котором они живут, является для них "естественным" (богом данным), а любые попытки искусственного его изменения осознаются ими как покушение на естественные законы общественного развития. Это очень важно учитывать в пропагандистской и агитационной деятельности коммунистической и революционно-демократической прессы.

Критерии оценки контрпропагандистской деятельности прогрессивной прессы САР и ИДРй в свете марксистско-ленинского учения о печати

Фундамент теории революционно-демократической и коммунистической печатной пропаганды и агитации закладывался основоположниками марксизма одновременно с разработкой философско-мировоззрен-ческих, идеологических, социально-политических и экономических оснований коммунистического движения. Закладывался не умозрительно, не схоластически, а в ходе реальной практической борьбы рабочего класса за новое общество, в контексте живого творчества масс. Опора на практику, революционно-критическую деятельность народных масс - именно это до сих пор отличает теорию научного социализма от всех созерцательных типов мировоззренческих ориентации, воспитание практических борцов предполагает и требует учета всей значимости революционно-критической деятельности в теории.

"Марксизм - не догма, а руководство к действию" - в этой формуле воплощена суть того принципиально нового, что внес їдарксизм в историю социальной мысли вообще, и в теорию журналистики, в частности. Эта формула означает, что теория не есть продукт свободного умозрения любопытствующего интеллигента: она возникает в исторически конкретной социальной практике, существует как ее функциональный элемент и умирает вместе с ее отжившими формами. Это относится ко всем формам духовной жизни общества. Это тем более относится к идеологической деятельности, которая буквально растворена (при всей ее самостоятельности) в политическом базисе общества.

Этот вывод является глубинным основанием марксистской теории журналистики, порвавшей с созерцательным - идеалистическим и вульгарно-материалистическим - мировоззрением, до сих пор довлеющим над умами журналистов буржуазного мира. Как справедливо отмечает С.М.І уревич, "Превращая журналистику, периодическую печать в орудие борьбы за классовые интересы пролетариата, в средство пропаганды нового мировоззрения, политического просвещения пролетариата, воспитания его классового самосознания, превращая периодическую печать в орудие классовой организации и мобилизации рабочих масс на борьбу с абсолютизмом и буржуазией, Маркс и Энгельс провели четкий рубеж в истории журналистики"1.

Полемичность и наступательность составляют неотъемлемую черту марксистского мировоззрения, а контрпропагандистская работа является необходимым элементом идеологической деятельности партии рабочего класса. Как отмечал В.И.Ленин, партия пролетариата "есть свободный союз, учреждаемый для борьбы с мыслями (читай: с идеологией) буржуазии, для защиты и проведения в жизнь одного, именно: марксистского миросозерцания" .

Крылатое выражение: "газета - не только коллективный пропагандист, но и коллективный агитатор и коллективный организатор" заключает в себе существо ленинского подхода к определению целей, функций и задач прогрессивной прессы нового типа и ее наиболее последовательного авангарда - печати коммунистической партии. Анализу богатейшего ленинского наследия в области создания научных основ пропаганды и контрпропаганды в печати посвящено множество исследовательских работ в советской и зарубежной литературе. Мы не можем себе позволить останавливаться на этом вопррсе подробно. Отметим лишь, что ленинский этап в разработке революционной теории коммунистической печати означал творческое развитие и осуществление таких принципов революционной журналистики, как научность, партийность, правдивость, связь с жизнью, ясность и доходчивость. "Эффективность пропаганды и агитации, - отмечает В.Д.Доброхотов, - В.И.Ленин ставил в прямую зависимость от осуществления ряда требований. Первое: учитывать влияние самой революционной практики, жизни и борьбы масс на их взгляда и поступки, развертывать пропаганду дифференцированно, с учетом политического, жизненного опыта масс. Второе: в связи с ростом партии и расширением масштабов массово-политической работы проявлять особую заботу о боевой партийности, высокой идейности пропаганды и агитации, решительно разоблачать приемы и методы царистской, кадетской пропаганды, их социальную демагогию, последовательно вскрывать софистику, эклектику, фальшь и лицемерие меньшевистской, эсеровской пропаганды. Третье: вести агитацию и пропаганду ясно, доходчиво, убедительно, на понятном и доступном широким массам языке.

Эти принципы откристаллизовывались в самом эпицентре идеологической борьбы социалистической и буржуазной идеологий, борьбы ленинской партии с различными оппортунистическими течениями в международной социал-демократии - до Великой Октябрьской социалистической революции и первого в мире социалистического государства с империализмом - после. Базой теоретических размышлений вождя революции служили те практические задачи, которые приходилось решать партии большевиков, советскому государству.

Как уже отмечалось, антисоветизм становится официальной политикой и идеологией международного империализма сразу после установления диктатуры пролетариата. Именно в это время страницы буржуазной прессы начинают заполняться нескончаемыми потоками клеветы и лжи на новый социалистический строй: капиталисты "все средства агитации и пропаганды пускают в ход, чтобы усилить ненависть к Советской республике"1, - отмечал В.И.Ленин. Перед социалистической печатью, первыми советскими публицистами самой жизнью были поставлены сложные и вполне конкретные задачи. Необходимо было противопоставить буржуазной лжи коммунистическую точку зрения по всем жгучим вопросам новой исторической эпохи. Молодой Советской республике предстояло преодолеть не только экономическое, военное и политическое сопротивление международного империализма, "но и идейное, самое глубокое и самое мощное"2.

Похожие диссертации на Прогрессивная пресса арабского Востока в борьбе с антисоветской и антикоммунистической пропагандой. 1979-1983 гг.