Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Сунь Синьшэн

Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика
<
Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сунь Синьшэн. Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Сунь Синьшэн; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2010.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1021

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление и развитие телевидения Китая и его роль в системе китайского образования .

1.1. Основные периоды развития национального телевидения Китая .

1.1.1. Рождение национального телевидения Китая (1958-1966гг.).

1.1.2. Телевидение в период «Культурной революции» (1967-1976 гг.).

1.1.3. Оживление и восстановление китайского телевидения (1977-1982 гг.).

1.1.4. Расцвет национального телевидения Китая (1983 г. - по наст, вр.).

1.1.5. Современное состояние китайского телевидения.

1.2. Использование возможностей телевидения в образовательных целях.

1.2.1. Проект использования телевидения в подготовке преподавателей.

1.2.2. Руководство телевизионным образовательным проектом.

1.2.3. Масштабы проекта.

1.2.4. Эффективность проекта.

1.2.5 Расширение рамок проекта.

1.3. Китайское телевидение в системе непрерывного образования.

Глава 2. Общественные функции и специфические особенности китайского образовательного телевидения .

2.1. Функции образовательного телевидения .

2.1.1. Распространение научных знаний (образовательная функция).

2.1.2. Пропаганда культурного наследия (воспитательная функция).

2.1.3. Передача образовательной информации (информационная функция).

2.1.4. Продвижение передовых взглядов на образование (организационная функция).

2.2. Специфические особенности образовательного телевидения.

2.2.1. Определение признаков аудитории образовательного телевидения.

2.2.1.1. Рациональное разделение уровней аудитории.

2.2.1.2. Учет потребностей определенной аудитории.

2.2.2. Определение особенностей стиля.

2.2.3. Определение особенностей содержания программ.

Глава 3. Основные направления китайского образовательного телевидения и мировой опыт .

3.1. Обзор деятельности образовательных телестанций в трех китайских провинциях .

3.2. Образовательное телевидение в Сяньгане.

3.3. Мировой опыт образовательного телевидения.

3.3.1. Японское образовательное телевидение.

3.3.2. Образовательное телевидение в Южной Корее.

3.3.3. Общественное телевидение в США.

3.3.4. Английское общественное телевидение.

3.3.5. Образовательное телевидение в России.

Заключение.

Литература и источники.

Приложения.

Введение к работе

После начала реформ и политики открытости темпы развития китайской экономики и общества удивили весь мир, и совокупная государственная мощь КНР заметно приумножилась. Но население, занимающееся сельским хозяйством, бедные люди, неграмотные и полуграмотные слои населения, натуральное и полунатуральное хозяйство все еще имеют довольно большой удельный вес в Китае. Основная особенность страны состоит в том, что педагогика, наука, культура все еще отстают, а экономическое развитие отдельных регионов не сбалансировано. Совокупная конкурентоспособность государства в мировой экономике, способность продолжительного развития зависит от трех стратегических ресурсов. Первым стратегическим ресурсом являются природные богатства, а именно: земля, вода, полезные ископаемые, лес и т.д. Второй стратегический ресурс — материально-техническая база и финансовый капитал, основное здесь - существующее производственное оборудование, заводские корпуса, машины, фонды, качество и количество различных материальных компонентов жизнедеятельности государства. Третьим стратегическим ресурсом являются люди, то есть ресурсы рабочей силы -это единственное несомненное китайское превосходство.

Очевидно, что уровень развития человеческих ресурсов, уровень образования и культуры являются самыми главными факторами для развития экономики и общества. В конечном итоге, они определяют уровень государственного развития.

Чтобы повысить совокупную конкурентоспособность Китая, необходимо уделять внимание не только материально-технической базе, но и образованию, грамотному использованию человеческих ресурсов. Как представляется, именно теперь надо особенно полно использовать современное дистанционное образование, которое объединило бы аудиовизуальное обучение (радио, видеозаписи, телевидение) и технические средства - спутник, компьютер и сети связи, чтобы сломать ограничения классического образования — ограничения во времени, пространстве и возрасте. Люди, обучающиеся в виртуальном дистанционном университете, имеют возможность использовать опыт лучших отечественных и иностранных университетов, учиться у самых квалифицированных преподавателей и осваивать самые перспективные учебные дисциплины. При помощи современного дистанционного образования можно создать новую открытую систему непрерывного обучения, восполнить пробелы и нужды китайских общественных образовательных ресурсов, поскольку существующие образовательные возможности пока не могут удовлетворить потребности всего населения, обеспечить китайской модернизации сильную интеллектуальную поддержку и дать шанс талантливым и знающим людям.

В настоящее время в Китае насчитывается 28 миллионов молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет, но только 2,4% из них получили высшее образование.1 Дело в том, что количество ВУЗов в Китае не позволяет удовлетворить потребности молодежи, желающей в них поступить. Но нынешняя экономика и возможности образования не могут позволить безгранично увеличивать количество традиционных вузов и число обучающихся в них. Поэтому, если высшее образование можно будет получить только в ВУЗах, то большинство китайской молодежи, желающей это сделать, никогда не получит этот шанс. В связи с такой ситуацией стратегия развития высшего образования в Китае должна быть следующей: с учетом особенностей страны на основе развития высоких технологий искать выход и создавать новую модель виртуального дистанционного образования.

Этим и обусловливается актуальность исследования, так как оно посвящено изучению наиболее современных процессов, происходящих в 'ШнТунюн. Оценка телевизионного влияния.- СиньХуа, 1999.

СМИ Китая и системе его образовательного телевидения.

Цель настоящей диссертационной работы - всесторонний анализ развития образовательного телевидения в Китае и изучение опыта организации образовательного телевидения в мире.

Выбор цели обусловил постановку следующих задач: исследовать процесс становления и развития телевидения в Китае — от зарождения до нынешнего расцвета; выявить практическую значимость образовательного телевидения и его роль в системе китайского образования; - охарактеризовать общественные функции и специфические особенности тематики, аудитории, контента, организации и эффективности образовательного телевидения Китая; - изучить и сравнить современное состояние образовательного телевидения в трех китайских провинциях с точки зрения тематики передач, аудитории, сетки вещания. - проанализировать мировой опыт и тенденции развития в области образовательного телевидения.

Объектом исследования является образовательное телевидение как средство массовой информации и обучающая система.

Предмет исследования составляют общественные функции, тематика, аудитория, контент, эффективность и основные тенденции развития образовательного телевидения в Китае в сравнении с мировым опытом.

Теоретической основой для исследования послужили труды известных российских ученых в области теории журналистики и тележурналистики: Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, Е.Л. Вартановой, Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, Г.В. Кузнецова, Э.А. Лазаревич, Р.П. Овсепяна, Е.П. Прохорова, Е.И. Пронина, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского и др.

Российскому образовательному телевидению посвящены работы В.В. Егорова, О.Р. Самарцева и др.

Методологической основой диссертационной работы стали фундаментальные основы теории и истории телевидения, положения китайской теории и практики образовательного телевидения, исследования опыта развития китайского и иностранного образовательного телевидения.

Эта проблематика разработана в ряде публикаций китайских исследователей, среди них «Китайская и иностранная радио-телевизионная история» Го Чжэнчжи, «Общий обзор журналистики» Ли Лианьжун, «Исследование модели развития китайской образовательной телестанции» Жао Гань и некоторые другие работы.

Ценная информация об образовательном телевидении Китая была почерпнута в работах Ван Чжэпин .

При подготовке диссертации также были широко использованы материалы Интернета.

Методы исследования включают исторический, функциональный и сравнительно-сопоставительный анализ.

Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка всестороннего исследования особенностей развития образовательного телевидения Китая в полном объеме, то есть с точки зрения существующей теории образовательного телевидения, китайского и мирового опыта образовательного телевидения и практического его исследования. Соединение теории с практикой как раз и стало главной задачей диссертанта. Исследование и анализ деятельности нескольких образовательных телестанций способствуют пониманию исторической эволюции китайского образовательного телевидения и его закономерностей, позволяют провести системный анализ этого важного раздела телевизионного вещания.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что она 2Го Чжэнчжи. Китайская и иностранная радио - телевизионная история.- Университет Фудань, 2005;

Ли Лианьжун. Общий обзор журналистики.- Университет Фудань, 2004;

Жао Гань. Исследование модели развития китайской образовательной телестанции. - Главная периодика.- 2003. - №3. 3Ван Чжэпин. Китайское образовательное телевидение: история, состояние и развитие. - Китайская общественная наука, 2006. формирует представления об общественных функциях, аудитории, контенте и эффективности образовательного телевидения.

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена необходимостью и важностью образовательного телевидения в процессе китайской модернизации. Исследование поможет сотрудникам образовательного телевидения действовать более эффективно в изучении и удовлетворении потребности телезрителей, а также облегчит работу будущим исследователям. Предлагаемые в работе принципы анализа образовательного телевидения могут применяться при изучении деятельности любого образовательного канала.

Положения, выносимые на защиту:

1. Учитывая конкретные условия Китая (огромную территорию, большую численность населения, наличие малодоступных и бедных экономически регионов, малоразвитых национальных меньшинств), смомента появления телевидения работает не только как одно из средств массовой информации, но и является эффективным средством популяризации науки и культуры, реализации программы китайской модернизации. Новые технические возможности (кабельное, спутниковое и цифровое телевидение) только усиливают надежды на эффективное использование ТВ на благо науки и образования.

2. В системе китайского образования телевидение заняло свое особое место. Оно играет важную роль в подготовке преподавателей, студентов, учеников, работающей молодежи и непрерывном образовании. Поэтому совершенствование его структуры, контента, повышение эффективности являются одной из главных проблем современного китайского государства.

3. Образовательное телевидение Китая, имея целый ряд специфических особенностей, развиваясь в соответствии с национальной историей и традициями, тем не менее, подхватывает и продолжает мировой опыт подобного рода.

4. В зависимости от особенностей региона распространения выявляются два вектора развития образовательного телевидения Китая, находящиеся в соответствии с мировыми тенденциями в этой области. В отдаленных и экономически бедных регионах образовательное телевидение выполняет свою непосредственную общественную функцию и его содержание строго соответствует целям обучения. В экономически развитых районах Китая образовательное телевидение постепенно превращается в следующую ступень своего развития, известную в мировой практике как общественное телевидение, уделяя большее внимание другим своим общественным функциям и ориентируясь на самую широкую зрительскую аудиторию.

Апробация работы. Основные результаты исследования были апробированы в ряде публикаций (см. список работ в конце автореферата), на научно-практических конференциях в России и в КНР, в обсуждении исследуемой проблематики с учеными Российской Федерации и Китая.

Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова на кафедре радио и телевидения.

Основные периоды развития национального телевидения Китая

Научный подход к истории национального телевидения Китая (с 1958 года по настоящее время) позволяет выделить четыре этапа его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием: 1) 1958 — 1966 гг.: деятельность первой телестанции Китая; 2) 1967 — 1976 гг.: китайское телевидение в годы «культурной революции»; 3) 1977 — 1982 гг.: период активного развития; 4) 1983 г. — по настоящее время: расцвет телевидения Китая. Можно утверждать, что телевидение единственное из всех средств массовой информации Китая имеет такую короткую, но столь насыщенную и поступательно развивающуюся историю. В течение 30 лет китайское национальное телевидение проделало путь от детства к зрелости, от становления к процветанию. 1 мая 1958 г. в эфир вышла первая китайская телестанция — Пекинская. Телепередача была черно-белой и транслировалась в прямом эфире, хотя тогда в Китае было всего несколько десятков телеприемников, большинство из которых были в домах сотрудников правительства и в отделе радио- и телевидения. В тот день программа телепередач была такой: 19:00 — «Беседа с передовым производственником в области промышленности и заведующим сельскохозяйственным кооперативом о первомайских праздниках», прямая трансляция. 19:15 —документальный фильм «О селе». 19:25 — Декламация стихотворений «Три девушки, работающие на фабрике», «Начало большого скачка», прямая трансляция. 19:30 — «Четыре лебедя», «Пастушок и деревенская девушка», танцы, прямая трансляция. 19:50 — советский научно-учебный фильм «Телевизор».4

2 сентября 1958 года Пекинская телестанция официально начала свою работу. 1 октября этого года начала работать вторая телестанция — Шанхайская. 20 декабря 1958 года была создана третья телестанция — Харбинская. Эти три телестанции явились самыми первыми составляющими телевидения Китая. Их создание символизировало начало деятельности китайского телевидения. К 1960 году в Китае насчитывалось уже 29 телестанций, в том числе испытательная и ретрансляционная телестанции.

Телевизионные новости начального периода были очень простыми. Их созданием занималась Центральная кинодокументальная студия.

8 мая 1958 года Пекинская телестанция транслировала первую иностранную передачу - первомайские празднества в Демократической Германии. 15 июня 1958 года Пекинская телестанция показала первый телесериал «Кусок пирожка». Первыми телезрителями стали члены коммунистической партии Китая, включая лидеров КПК. В начале этого периода среди программ Пекинской телестанции фильмы занимали 75%, спектакли — 15%, документальные телепередачи — 10%. В конце 1959 года распределение эфирного времени изменилось: художественные фильмы стали занимать 50% эфирного времени, спектакли — 30%, документальные фильмы, информационные программы и научно-учебные фильмы — оставшиеся 20%.

В это время китайское телевидение называли «маленьким кино». Тогда время телевещания было недолгим, обычно с 19 до 22 часов вечера. Кроме коротких новостей и документальных фильмов основное содержание состояло из прямых трансляций фильмов и спектаклей. И зрители основное внимание обращали на фильмы и спектакли, которые считались главными передачами, а идущие перед ними новости воспринимали как дополнительные. Несмотря на эту ситуацию, телевидение все-таки воздействовало на зрителей и документальными программами, например, с 1958 года каждый год шли прямые трансляции первомайских демонстраций, в 1961 был показан XXVI чемпионат мира по пинг-понгу, состоявшийся в Пекине, с 1961 до 1963 трижды проходила прямая трансляция «Вечера юмора»: все эти передачи вызывали большой интерес в столице.

С 1958 г. по 1966 г. в Китае появилось более ста телесериалов. Первые сериалы шли в прямом эфире, в сущности, они были больше похожи на спектакли, чем на кино. В апреле 1963 г. впервые транслировалось собрание работников всех телестанций Китая, на нем обсуждался вопрос об улучшении качеств экспортной телепродукции. В 1960 г. китайские телестанции направили 61 телепрограмму в 7 стран мира, а в 1965 г. уже установили отношения по обмену передачами с телевизионными организациями 27 стран.

После начала «Культурной революции» развитие китайского телевидения претерпело значительный ущерб. В течение десяти лет «Культурной революции» телевидение почти полностью зависело от «Группы четырех», которая активно навязывала аудитории свою политическую агитацию. Причем эта группа совсем не учитывала, привлекает ли людей содержание таких передач, популярна ли эта агитация.

Во время «Культурной революции» контроль за содержанием телепрограмм был очень жестким, руководство запрещало показывать «плохие передачи», которые изображали героев, жизнь во время войны, пропаганду мира, романтическую любовь и т.д. В результате китайское телевидение оказалось в трудном положении. Например, в начале «Культурой революции» Пекинская телестанция, как и Центральная телестанция, обнародовала «Правила об агитации культурной социалистической революции»:

Во-первых, транслировать информацию о культурной революции и сообщать о ее важных результатах в «коротких новостях»; во-вторых, с 15 мая 1966 года открыть социально-воспитательную передачу, основанную «на идеологии Мао Цзэдуна для удара по контрреволюции»; в-третьих, снимать документальные фильмы о культурной революции; в-четвертых, организовать телепередачу, в которой «студенты и школьники будут критиковать контрреволюцию, включая Дэн То и У Хань»; в-пятых, расширить освещение и пропаганду передач, основанных на идеологии Мао Цзэдуна.5

Телевидение в период «Культурной революции» (1967-1976 гг.).

В конце марта - начале апреля 1983 года состоялось 11-е заседание по руководству телевидением и радиовещанием всей страны. По решению заседания, все города и уезды, имеющие необходимые условия, получили возможность создавать радиостанции и телестанции. Сразу же после совещания начали открываться телестанции, одна за другой. В 1982 году в Китае было 20 телестанций в городах и уездах, а в 1985 году их уже существовало 172.

В 1984 году CCTV участвовала в собрании Азиатской телевизионной сети по обмену новостей. В 1986 и 1987 годах CCTV начало сотрудничать с Европейским радиовещательным союзом, Американской кабельной сетью теленовостей и Международным телерадиовещательным обществом. В октябре 1987года на 13-ом заседании представителей китайской коммунистической партии впервые в истории шла речь о гласности в новостях Китая.

8 апреля 1984 года был запущен первый китайский спутник, вместе с этим появлялись и наземные спутниковые приемные станции. В 1986 г. их уже было 2000 на территории Китая. 1 февраля 1986 года запущен второй коммуникационный радиовещательный спутник. 7 марта 1988 года - третий, что повысило точность и стабильность вещания, увеличило длительность работы, расширило коммуникационную емкость телевещания. К 1990 году через спутники передавались программы для 78% территории Китая.

15 марта 1988 года начал регулярное вещание современный цветной телевизионный центр CCTV, это означало, что китайское телевидение и радиовещание поднялись на новую ступень.

В конце 1978 года CCTV начало использовать электронное оборудование (ENG) для репортажей, в 1981 году приобрели более совершенное — EFP, в июле 1983 года начинаются поставки современной автоматической системы из Японии для трансляции передач.

С 1986 года начинается исследование телеаудитории Китая. По результатам статистики, в июле 1987 года количество китайских телезрителей уже достигло 600 миллионов (56% населения Китая). В 1987 году у китайцев было 120 миллионов телевизоров (47,8% семей). Как видим, место и роль национального телевидения в электронных СМИ резко повысились за эти годы, телевидение стало неотъемлемой частью жизни китайцев.

Телевидение в Китае имеет уже полувековую историю. Сейчас в Китае более 370 телеканалов, 62 образовательных канала, транслируется более 2300 телепередач, включая новости, научно-учебные, развлекательные программы, телесериалы и другие передачи. В среднем ежедневная трансляция телепередач превышает 22 тысячи часов. 4 спутника транслируют 40 спутниковых каналов. Население Китая имеет 400 млн. телевизоров, телеканалы охватывают около 1,2 млрд. человек, или 94,82 процента населения Китая. Только Центральным телевидением Китая (CCTV) открыто 15 спутниковых каналов, создано более 400 широко известных телепрограмм, также есть программные ресурсы на более чем 400 тысяч часов.

Согласно статистике, население Китая ежедневно тратит на просмотр телепередач в среднем около трех часов. Это занимает примерно 1/8 времени суточной сетки. Просмотр телепередач уже давно стал частью повседневной жизни людей. Документальные программы включают сводки новостей, политические события, экономические данные, сообщения научного, культурного и социального характера. Эти программы имеют большое значение для дистанционного образования. Они информируют учащихся о важных событиях современности и помогают лучше понять изучаемые курсы. Например, показ кризиса в СССР и Югославии дал студентам, изучающим современную политическую науку, дополнительную информацию о последних социально-политических преобразованиях в социалистических странах.

Основой телесистемы Китая в настоящее время являются телевизионные каналы Центрального телевещания (ЦТВ) - его ежедневный объем вещания составляет более 170 часов.

Первая программа - это универсальный канал, выделяющийся, прежде всего, выпусками новостей и общественно-политическими программами. Ежедневный объем вещания - 18 часов.

Передачи по вопросам экономики, программы, ориентированные на социальное воспитание, - это приоритеты второй программы, вещающей сейчас 16 часов в сутки. Третья программа - театрально-музыкальная, в ней ведущая роль отведена культурно-развлекательным программам традиционной для Китая тематики. 4-я программа - международный канал круглосуточного вещания, предназначенный для живущих за рубежом китайцев; он сочетает выпуски новостей с сюжетами универсального содержания. 5-я программа - спортивная. 6-я рассчитана на любителей кино. 7-я - универсальная, главным содержанием которой являются детские, сельскохозяйственные (3/4 китайцев - крестьяне), научно-технические передачи, а также программы для военных. 8-я программа в основном посвящена литературе и искусству, а также развлекательным передачам. 9-я программа - международный канал на английском языке. 10-я - научно-образовательная. 11-я - театральная, главным содержанием которой являются оперы и драмы. 12-я - общественная и правовая программа, в основном посвящена воспитанию правового сознания, толкованию законодательных актов. CCTV-новости - канал новостей. CCTV-дети - детский канал. CCTV-музыка - музыкальный канал. CCTV- канал на испанском и французском языках. Кроме этих в эфир выходят также платные и цифровые каналы. ЦТК возлагает большие надежды на 11-й специализированный канал, посвященный театру. Ежедневно зрители могут посмотреть до шести телепостановок. По мнению представителя ЦТК, новый проект должен привлечь внимание большой части аудитории.

Первую программу, сигнал которой распространяется через наземную сеть и спутник, сегодня имеют возможность принимать около 85 процентов населения Китая, а число её постоянных зрителей превышает 900 миллионов человек. Кстати, в стране сейчас насчитывается около 400 миллионов телеприемников. Миллионы семей уже имеют два телевизора. Газета "Цзинцзи жибао" ("Ежедневная экономическая газета") отмечала недавно, что в информационной индустрии Китая возникло две тенденции развития: одни предприятия по производству бытовых электроприборов начали выпускать персональные компьютеры, а некоторые предприятия электронной промышленности стали распространять свою производственную деятельность на информационную сферу. В результате, как пишет газета, "... появились новые телевизоры, экраны которых можно использовать как дисплеи мультимедийного компьютера. Они способны принимать и программы телевидения, и информационные данные из компьютерной сети".6

Функции образовательного телевидения

Основная функция образовательного телевидения, вытекающая из его названия, определяется как обучающая или образовательная, и заключается в том, чтобы дать возможность зрителям использовать различные знания, начиная с истории и вплоть до астрономии. Это позволяет решить проблему совершенствования образования и способствует повышению научно-культурного уровня граждан18.

Телевидение берет на себя задачу распространения научных знаний, помогает воспринимать красоту культуры, передает образовательную информацию, продвигает вперед современную систему просвещения, ведет постоянный диалог со зрителем при помощи программ новостей, информационных передач, ток-шоу, документальных фильмов, развлекательных программ, спектаклей, кино и других передач. Благодаря передачам образовательного телевидения, просвещение вышло за рамки времени и пространства: продолжается в семье, на работе, достигает самых отдаленных населенных пунктов. Границы школьных стен постепенно сходят на нет.

По нашему мнению, образовательное телевидение выполняет четыре функции, которые связаны как с общими функциями, выполняемыми телевизионным вещанием, так и со своей весьма специфической образовательной целью. Эти функции: распространение научных знаний (образовательная), пропаганда культурного наследия (воспитательная), передача образовательной информации (информационная) и продвижение передовых взглядов на образование (организационная). И именно в таком аспекте данная проблематика будет рассмотрена нами ниже.

«Благодаря образованию изменилась судьба, благодаря знанию осуществилась мечта», - гласит китайская поговорка. Именно образовательное телевидение является одним их самых эффективных средств, которые помогают человеку вершить свою судьбу и овладевать новыми знаниями. Эти знания дают человеку возможность жить в современном обществе и менять его.

Анкетирование телезрителей в 1997 году по всей стране показало, что зрители с тринадцати до восемнадцати лет смотрят телевизионные программы для того, чтобы «учиться разным наукам». Эта причина заняла второе место, уступив только желанию «узнать новости в стране и за рубежом». Молодежь смотрит телевизор, чтобы получать знания, значительно больше, чем зрители других возрастов.19 Телевидение уже стало тем информационным каналом, который помогает молодежи получать новые знания и овладевать ими. Вот почему ученые сделали вывод: «В XXI веке настоящее образование находится не в школе, а распространяется через телевизионную сеть и телевизор».20

Если новостной канал стремится сообщить новую информацию, программы развлекательного телевидения воздействуют на эмоциональную сферу, развивают художественные вкусы, помогают строить гармоничное общество, то канал образовательного телевидения распространяет научно-культурные знания. Образовательное телевидение отличается от других специальных каналов целями и задачами, тем, как оно обучает зрителя и воспринимается им. Его главной задачей является распространение научно-культурных знаний, помощь в обучении и восприятии новых знаний различных уровней и типов.

Ниже приводится подробная таблица, где по дням недели и, что называется, по минутам зафиксированы программы центрального китайского образовательного телевидения. Таблица демонстрирует широчайший тематический и жанровый спектр передач, свидетельствует о всеохватности проблематики и даже о стилистическом разнообразии, о чем мы будем говорить ниже. В 3-ей главе пойдет речь о мировом опыте образовательного ТВ, но уже эта таблица убедительно показывает, что китайские тележурналисты следуют в фарватере передовых тенденций, сбалансировано учитывая чисто китайскую специфику.

Некоторые передачи, созданные самими образовательными телеканалами, имеют яркие особенности, особую направленность и получили высшую оценку от зрителей. Например, программы «Научный справочник для учеников начальной школы», «Научный справочник для учеников средней школы», «Научный справочник для учеников средней школы второй ступени», «Научный справочник для взрослых», подготовленные Цзянсуским образовательным телеканалом (провинция Цзянсу). В эти программы в качестве ведущих были приглашены учителя особых и высших разрядов. Все школьники и другая заинтересованная в получении образования молодежь, которые живут в провинции Цзянсу, могут бесплатно участвовать в занятиях известных учителей. Именно эти программы в своих выпусках эффективно использовали образовательные ресурсы и нашли широкий позитивный отклик у школьников, их родителей и школ.

Другая программа «3000 вопросов у Синего шаловливого кота» является первым большим многосерийным научно-популярным мультфильмом в Китае. Она была одним из государственных основных видеоматериалов-95 и получила почетную грамоту как программа, содействующая научно-популярному образованию в первом компьютерно-мультипликационном соревновании по всей стране. «3000 вопросов у Синего шаловливого кота» имеет 3000 серий (каждая серия на 15 минут), всего 45000 минут, это, безусловно, самый длинный мультфильм во всем мире.

«3000 вопросов у Синего шаловливого кота» положил начало использования мультфильмов, которые вызывают рост интереса среди детей к научно-популярному образованию и которые показывают самые последние достижения науки и техники. Данный видеоматериал для детей открыл для них новые горизонты и показал новый путь для качественного образования.

Обзор деятельности образовательных телестанций в трех китайских провинциях

Шанхайская (провинция Шанхай) и Цзянсуская (провинция Цзянсу) образовательные телестанции и Чжэцзянский (провинция Чжэцзянь) научно-образовательный телеканал находятся в районе, где экономика растет наиболее динамично по сравнению с другими областями Китая. В этом регионе истоки культуры уходят в далекое прошлое, развитие СМИ имеет более высокий уровень и богатые информационные традиции. Эти телестанции и телеканал, как образовательные телесредства провинциального уровня, стоят в первых рядах в Китае. Они опираются на большое количество опытных сотрудников, значительное влияние телеканала, прибыль от рекламы и обратили на себя внимание коллег внутри страны.

Шанхайская образовательная телестанция изначально четко определила направление своих программ, поставив задачу «стать знающим другом зрителей». Тип передач, программаня политика и рекламная деятельность телестанции основываются на том, что знания меняют судьбы людей, образование определяет и позволяет развиваться цивилизации. Каждый день станция транслирует передачи в течение 18 часов, и программа состоит из трех частей: новости и информация, группа передач по общественному образованию, мода и развлечения. Новости и информация занимает 2 часа (11,1% эфирного времени), группа передач по общественному образованию - 12 часов (66,6%), фильмы и телеспектакли - 4 часа (22,2%).

Шанхайская образовательная станция имеет самое большое количество программ из всех анализируемых в этом разделе двух станций и канала. Причем 11 программ (61,1%), созданы самостоятельно. Это -«Образовательные новости», «Особенный факс», «Родители», «Вековой форум», «Информация о приеме студентов», «Генезис жизни», «Горячая линия о здоровье», «Информация о новых книгах», «Туризм», «Про ремонт квартир», «Садовод». Как видим, это в основном новости, передачи о здоровье, культуре, жизни и образовании. 7 купленных программ составляют 38,8%. Это -«Важный разговор», «Взаимоотношения», «Зоопарк Дунжи», «Музыкальный ряд», «Центр развлечения» - группа передач о моде и развлечениях.

Кроме двух программ о фильмах и телеспектаклях: «Отличное кино» и «Кино в выходные», есть также программы с более длительным временем показа: «Информация о приеме студентов», «Вековой форум», «Горячая линия о здоровье». Все они идут по 60 минут, а программа «Информация о новых книгах» длится всего 5 минут - самая короткая их всех представленных.

В целом, программы Шанхайской образовательной телестанции имеют яркую направленность, богатое содержание. Образование в семье, в школе и в обществе в программах канала сформировалось в устойчивую связь. Например, «Образовательные новости» ставит во главу новости о «разнообразном образовании», сообщает новую информацию о науке и технике, культуре и т.д. «Уделить внимание вопросам образования общества и своевременно передать новую информацию» - вот основная идея деятельности «Образовательных новостей».

Документальная программа новостей «Родители» в рамках задач образовательного канала следит за новостями об образовании в семье, призывает к ответственности семьи перед обществом.

Для молодежи есть программы «ETV семейные учителя», «Эфирная школа иностранных языков», «ETV утреннее занятие», «Школа в выходные дни». Они уже стали важными основами обучения городского населения, учеников и их вожатых.27

Крупная социологическая программа о взаимоотношениях полов, которая так и называется - «Взаимоотношения», смело, остро и едко анализирует мир отношений юношей и девушек. К тщательному психологическому анализу и продуманному видеоряду программа добавляет и рассуждения специалистов по выбранной тематике.

В сравнении с другими телестанциями, фильмы и телеспектакли на Шанхайской образовательной телестанции занимают всего 22,2%. Это меньше, чем на других станциях и каналах. Шанхайские тележурналисты более верно придерживаются своей направленности: образовательные программы - это основная часть их работы, программы про здоровье - это особенность, программы о фильмах и телеспектаклях - дополнительная часть Эти материалы получены из сети двух телестанций и телеканала.

Как видим, на Цзянсуской образовательной станции и на Чжэцзянском научно-образовательном телеканале развлекательным программам (по сути вспомогательным) отводится более половины - 52,6% и 50% эфирного времени, что значительно сокращает (в первом случае втрое, а во втором -вдвое) развивающие образовательные программы на этой станции и этом телеканале.

Цзянсуская образовательная телестанция (в провинции Цзянсу) так определила направление своих программ: «Основываться на разностороннем образовании, ставить во главу молодежь, служить обществу». Тип передач, программная политика и рекламная деятельность телестанции основываются на сочетании специального с популярным, соединении образования с обществом. Ежедневно станция транслирует в течение 19 часов 14 программ, в том числе 8 программ, созданных самостоятельно: «Служба на дом», «Геологические новости», «Вечерние новости Чжоун Шэн», «Опорный пункт», «Рост», «Наблюдение за образованием», «Замечательные статьи», «В обществе» - они заняли всего 57,1%. Демонстрируются 6 купленных программ: «Небольшой разговор», «Фильмы и искусство», «Золотое кино», «Классическое кино», «Юмористическое кино», «Классические фильмы» - они заняли всего 42,8% эфирного времени. Кроме фильмов и телеспектаклей самой продолжительной программой является «Служба на дом» - 60 минут; а самой короткой программой является «Спортивный лотерейный билет каждый день» - 5 минут.

Похожие диссертации на Становление и развитие образовательного телевидения: мировой опыт и китайская специфика