Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Телевидение Испании : Демократический путь развития Сафонов Владимир Иванович

Телевидение Испании : Демократический путь развития
<
Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития Телевидение Испании : Демократический путь развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафонов Владимир Иванович. Телевидение Испании : Демократический путь развития : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Москва, 2000.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/309-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Телевидение франкистской Испании (1956 -1975 гг.) 10

І. Предыстория. Период демонстрации, испытания и экспериментальные передачи (1929- 1956 гг.). 11

2. Официальное открытие телевидения Испании. Его становление и развитие (1956 - 1969 гг.). 17

З. Правовая база телевидения. 32

4.Переломный этап в развитие телевидения. Создание телецентра Прадо дель Рей в Мадриде в 1964 году 36

5.Открытие 2-ого канала государственного телевидения Испании (1965 г.). 41

6. Испанское телевидение последних лет франкистской диктатуры (1969 - 1975 гг.),.^Г. 44

Глава 2. Телевидение Испании переходного периода (1975 - 1981 гг.) 62

1.Начало перехода, 62

2. Принятие первого Статута РТВЕ - «Закона об уставе радио и телевидения» (от 10 января 1980 года). 67

З. Неудачная попытка военного переворота 1981 года. Участие телевидения в спасении демократии. 85

Глава 3. Современное Телевидение Испании (1981 -1998 тт.) 89

1.. Государственное телевидение Испании в 80-е годы . 89

2.Создание автономных каналов - осуществление демократических прав регионов, закрепленных конституцией 1978 года. 106

З. Рождение коммерческих каналов - прорыв монополии государственного телевидения (конец 80-х начало 90-х годов). Законодательство о коммерческом телевидении. 127

4.Телевизионные программы испанского телевидения на современном этапе (90-е годы). 153

Заключение 185

Библиография 188

Введение к работе

В настоящей работе сделана попытка проследить становление и развитие телевидения Испании в процессе перехода от диктатуры к демократии, начиная от первых регулярных передач и до настоящего времени.

На протяжении почти сорока лет испанское телевидение находилось под контролем государства. В течение девятнадцати лет оно подвергалось полному контролю со стороны франкистского режима, жесточайшей цензуре и репрессиям.

После смерти Франко начался процесс демократизации страны, усилившийся с приходом к власти социалистов, который затронул и телевидение. С принятием новой конституции в 1978 году, провозгласившей свободу слова и печати, началось подлинное развития телевидения Испании.

Несмотря на переживаемые трудности, связанные с общей экономической отсталостью страны, низким техническим уровнем, международной изоляцией, которой подвергался режим франкистской диктатуры, испанское телевидение, хотя и с опозданием, развивалось по европейскому образцу. Успешно преодолевая трудный путь от диктатуры к демократии, оно заняло подобающее ему место в Европейском телевизионном сообществе.

Испанское телевидение в своем развитии, несмотря на существенное отличие общественного строя и некоторые национальные особенности, шло тем же путем, что и западноевропейские страны. Это касается и правовой основы, и технического развития, не говоря уже о большом сходстве в программах передач. Исключение составляло отсутствие свободы информации и политического и культурного плюрализма, что было характерно для испанского телевидения, по крайней мере, в течение первых двадцати лет его существования.

Формирование национальной телевизионной системы Испании характеризуется рядом моментов, которые некоторым образом отличают ее от доминирующих в Европе тенденций.

С одной стороны, Испания не участвовала в создании Европейского Союза Радиовещания (ЕСР), образованного двадцать одной европейской организацией 12 февраля 1950 года в Великобритании. Испанское телевидение запаздывает с присоединением к Евровидению, организации созданной в 1954 году для международного взаимообмена программами. ТВЕ вошло в нее только 15 декабря 1980 года, одной из последних европейских стран присоединившихся к этой организации.

В Европе создание и производство программ, в противоположность Испании, всегда было отделено от трансляции. Трансляционные сети, передающие сигналы, в Западной Европе находятся в ведении почтовых служб, телеграфа и телекоммуникаций. Испанское телевидение, напротив, имеет свою собственную передающую сеть. Уже этого столь важного отличия достаточно, чтобы считать монополию ТВЕ абсолютной.

Радиальная структура передающей сети усиливает ее центристский характер, концентрацию вокруг столицы, политического и административного центра страны: все сигналы идут из Мадрида и стекаются в Мадрид. Это серьезный технический и политический недостаток, мешающий развитию местного телевидения, который еще и сегодня не полностью устранен.

В Испании в первые годы существования телевидения крупные национальные организации становятся центрами производства и создания программ, которые выпускают почти монопольное большинство программ, называющихся «собственной продукцией». В Европе такое положение изменяется, когда в конце шестидесятых и на протяжении семидесятых годов начинается тесное и плодотворное сотрудничество между телевидением и национальной киноиндустрией.

Сегодня в Испании различают три больших телевизионных модели: государственное телевидение под прямым контролем правительства, общественные телеслужбы в регионах, наделенные автономией и независимостью, и коммерческие телеканалы.

Модель государственного телевидения Испании, хотя и сходная с моделью общественных телеслужб Европы, отличается от них по некоторым аспектам, и в частности, касающимся его чрезмерной связи с правительством (в ежегодниках ЮНЕСКО ТВЕ определяется даже как правительственное телевидение), а также по своей системе финансирования за счет рекламы, которая не свойственна государственным радиотелевизионным организациям.

Следует отметить, что в Испании было оказано сильное сопротивление регионализации телевидения, в отличие от того, что происходило в Европе. Испанское телевидение не следовало европейской модели, где с начала семидесятых годов был введен третий канал, чисто местный, как например, во Франции и Италии.

Региональные каналы стали появляться в Испании только в начале восьмидесятых годов, причем сначала вещание велось нелегально (например, в Каталонии).

Коммерческое телевидение возникло в Испании позже, чем в других европейских странах. Правительство социалистов, которое пришло к власти в 1982 году, долго сопротивлялось его появлению. Так, если в Италии коммерческое телевидение было легализовано в начале восьмидесятых годов, в Германии и Франции оно появилось в середине десятилетия, то в Испании только в начале девяностых. Однако это не помешало ему быстро преодолеть разрыв и составить конкуренцию государственному телевидению.

В настоящее время в Испании действуют: два государственных телевизионных канала ТВЕ-1 и ТВЕ-2; восемь региональных «ТВ-3» и «Канал-33» Каталонии, «Эускаль-Телебиста-1» и «Эускаль-Телебиста-2» Страны Басков, «ТВГ» Галисии, «РТВ» Валенсии, «Канал Сур» Андалусии, «ТелеМадрид» в автономии Мадрид; три частных «Теле-5», «Антена-3» и платный «Канал Плюс»; а также в 1997 году начали действовать два цифровых спутниковых канала «Сателит Дихиталь» и «Виа Дихиталь»; кроме того, существует еще 32 кабельных телевизионных канала.

Предметом диссертационного исследования является телевидение Испании.

Объект исследований данной работы - история телевидения Испании в процессе перехода от тоталитарного, полностью подчиненного франкистской диктатуре, к принятой почти во всем мире смешанной частно - государственной системе вещания, демократической по всем основным параметрам.

Задача исследования - определить на широком историческом материале основные тенденции в развитии и демократических преобразованиях испанского телевидения, выявить его специфические национальные особенности, а также общие черты, характерные для телевидения других стран европейского континента.

Эволюция телевидения Испании вызывает особенный интерес у стран, вступивших на путь демократического развития, в частности, у нашей страны. Российское телевидение, как и испанское, долгое время находилось под контролем государства. Этапы развития испанского телевидения - разгосударствление, обретение самостоятельности региональным вещанием, появление коммерческого телевидения, американизацию программ - проходит и наше телевидение. Именно поэтому изучение истории испанского телевидения представляет несомненный интерес как для теории, так и для практики российского телевидения. В связи с этим можно считать данную работу актуальной.

К сожалению, литература по избранной теме на русском языке ограничена. Это в основном работы Г.Н. Пашкова . 1 см. Г.Н. Пашков. Коммерческое телевидение Испании. — Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. - 1994. - №2. - стр.50 - 57.

Г.Н. Пашков. СМИ Испании в 1995 г.: проблемы, тенденции, перспективы. - Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. - 1996. - №5. - стр. 49 - 56.

Ознакомиться с особенностями экономического и общественно-политического развития Испании помогли монографии: Голядкин Н.А. «Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения» (М., 1996), Евстигнеев В.А. «Испания: основные направления внешней политики» (М., 1982), Красиков А.А. «Испания после Франко» (М., 1982), «Современная Испания» (М., 1983), а также статьи опубликованные в журналах: «Новое Время», «Международная жизнь», «Мировая экономика и международные отношения».

Главным же материалом при написании диссертации послужили зарубежные исследования. Телевидению Испании посвятили свои работы многие испанские ученые. Основными наиболее фундаментальными и широкоохватывающими являются следующие труды.

Несомненный интерес представляет книга Альвареса Тимотео «История средств массовой информации Испании (1900 - 1990 годы)» . В книге рассматриваются все основные средства массовой информации Испании, но, к сожалению, отсутствует современный период.

Ценные сведения о правовой базе испанского государственного, а также коммерческого и регионального телевидения содержатся в книге Энрике Линде «Радио и телевидение в европейском пространстве»2.

Т.Н. Пашков. Парадоксы демократизации испанского телевидения // В сб.: "Телелабиринты". -М., "Искусство". - 1988. - С. 223-237. 1 Alvarez, Jesus Timoteo. Hlstoria de los medios de comunicacion en Espafia. Periodismo, imagen у publicidad (1900-1990). -Ariel. -Barcelona. - 1989. 2 Linde, Enrique. Las radiotelevisiones en el espacio Europeo. - Valencia. - 1990.

И, конечно, нельзя не упомянуть юбилейное издание Лоренсо Диаса «Телевидение Испании 1949-1995 годы»', претендующее на наибольшую широту охвата испанского телевидения. Недостатком данной работы является большая увлеченность автора частными событиями, за счет чего страдает общая концепция издания.

Существует и ряд других интересных трудов, использованных автором при написании данной работы (см. библиографию).

Автор также использовал специальные журналы, посвященные проблемам телевидения: «TV world», «Broadcasting», «Variety», «Noticias de la Comunicacion», «Tele en discreto», «Intermedios», и ряд статей из различных газет.

Кроме того, при написании диссертации автором были использованны личные наблюдения и беседы с работниками испанского телевидения во время его пребывания на стажировках в Университете Страны Басков в 1997 году и в Университете «Комплутенсе» в Мадриде в 1998 году.

Структура работы обусловлена задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав и заключения.

Первая глава диссертации посвящена телевидению франкистской Испании.

Во второй главе анализируются процессы, переживаемые испанским телевидением в период перехода страны от тоталитаризма к демократии.

В третьей главе рассматривается современное телевидение Испании. 1 Diaz Lorenso. La television en Espafta 1949-1995. - Alianza Editorial, S.A., - Madrid. - 1994.

Предыстория. Период демонстрации, испытания и экспериментальные передачи (1929- 1956 гг.).

Принято считать, что первым шагом к созданию испанского телевидения был белинограф (фототелеграф) установленный в Барселоне для передачи карты погоды Метеорологического института. Барселонская Радиостанция EAJ-1, где он был установлен, была связанна с обсерваториями Парижа и Брюсселя. 29 июня 1929 года, при техническом руководстве инженера телекоммуникаций Хоакина Санчеса Кордобеса на станции Тибидабо были получены первые телефотографии, переданные из Берлина. Первая передача изображений из Испании в Европу с помощью белинографа состоялась 29 января 1930 года.

Барселонский инженер и промышленник Висенте Гиньао Морено был первым, кто в 1932 году привез малострочный телевизор, сделанный в Англии на заводе Берда и показал его на выставке радиоприёмников.

Как начальный этап, так и период экспериментов и внедрения телевидения, тесно связаны с личностью Хоакина Санчеса-Кордобеса, который заинтересовался передачей изображений. Каталонская фирма "Лампарас-3", которая производила лампы накаливания, предоставила этому инженеру свои лаборатории и технические средства для конструирования первого испанского телевизионного оборудования. По-видимому, Санчес Кордобес сконструировал его исходя из указаний Бэрда. В зале, который EAJ-1 использовала для передач некоторых своих программ в присутствии публики, он воспроизвёл эксперименты отца британского телевидения Бэрда, передав из одного конца зала в другой изображение лица. Этот примитивный показ имел место в 1934 году в Барселоне, но почти нет сведений об этом событии, ибо архивы Радио EAJ-1 были уничтожены во время войны, что, кроме того, не позволило продолжить эксперименты. Тогда Санчес Кордобес начал работать для фирмы Маркони, которая создавала радиоэлектронное оборудование для испанского морского флота.

В одном из немногих сохранившихся интервью с Хоакином Санчесом Кордобесом говорится о том, как эта работа для морского флота послужила поводом к его непосредственному участию в создании телевидения в Испании. Необходимо подчеркнуть, что в Испании существовала, хотя и в меньшей степени чем, например, в Германии или России, тесная взаимосвязь в развитии телевизионной технологии между промышленностью (производителями оборудования и его компонентов) и военными экспериментами. В 1947 году Альфредо Гихарро, инженер и специалист по телекоммуникациям морского флота, был назначен генеральным директором Радиовещания.

Генерал Франко познакомился с техническими возможностями телевидения во время гражданской войны, когда немецкие специалисты фирмы "Телефункен" продемонстрировали систему "Фоновижен" - вид телефона с телевизионным изображением. Этот показ состоялся 25 ноября 1938 года во время приёма, устроенного Почтовым управлением Германии в честь испанского правительства. Франко связался по видеотелефону со своим флигель-адъютантом майором Мартинесом Маса, который находился в актовом зале Национального института.

В 1947 году создаётся Центральная лаборатория Главного управления радиовещания. Вскоре её руководитель, всё тот же Санчес Кордобес, получает поручение привести в действие экспериментальный передатчик малой мощности, который устанавливается в помещениях указанного учреждения.

Первый публичный показ был осуществлён с чёткостью в 567 строк и 25 кадров в секунду 10 июня 1948 года на XVI Официальной промышленной ярмарке в Барселоне. Мариа де лос Анхелес Моралес исполнила арию "Безумие" из оперы Доницетти "Лючия ди Ламермур" в сопровождении пианиста Альфредо Ромеро. Представители власти смотрели это и другие выступления в зале, находившимся в 200-ах метрах, в котором фирма «Филипс Иберика» установила несколько мониторов с экраном приблизительно 30 на 40 сантиметров. Передачи проводились ежедневно утром с 11.30 до 13.00 и вечером с 17.00 до 20.00.

Через месяц после этого публичного показа в Мадрид приехали американцы В.А.Глассфорд и Х.Ф.Роял - представители Ар-Си-Эй и ее дочерней телерадиосети Эн-Би-Си - с предложением установить в Испании первый телевизионный передатчик. В августе 1948 года был проведён публичный показ на оборудовании Ар-Си-Эй. Планировались ежедневные показы приблизительно в течение одного часа с участием различных артистов. Организатором показа было Мадридское Общество Изящных Искусств. 8 августа передавалась коррида с арены Виста Алегре, ее принимали 17 телевизионных приёмников, расположённых в Обществе Изящных Искусств. Эти телевизоры имели экран 20 на 30 сантиметров каждый. Был установлен также экран больших размеров (2,5 метра на 3,5 метра) в кинозале этого Общества. Передача была очень некачественной, и организаторы вынуждены были вернуть стоимость входных билетов находившимся в зале зрителям.

В последующие дни передачи шли при закрытых дверях, и 19 августа смогли успешно передать для узкого круга приглашённых встречу по баскетболу, а затем бокс, вольную борьбу и бой быков.

Год спустя, 16 июля 1949 года, передавался "без приключений" с арены Лас Вентас бой быков на приёмники, установленные в Обществе Изящных Искусств и во дворце Эль Прадо, где супруга Франко праздновала свои именины. Можно считать, что эта показательная передача дала окончательно зелёный свет для создания телевидения в Испании.

Успех тех демонстраций побудил Главное управление радиовещания, которое тогда находилось в ведении Канцелярии народного образования министерства национального образования, начать официальные испытания силами специалистов Национального радио. Для этих целей было приспособлено помещение в Мадриде на бульваре Гавана. Нет точных данных о реальном начале экспериментов. Известный испанский историк Багет Хермс относит их к 1949 году без каких-либо уточнений, говоря так: "В 1949 году была первая пробная передача Испанского телевидения. Тогда камерой снималось движение транспорта на мадридском проспекте Гран Виа. Станция была установлена на одном из балконов клуба Коммерческого союза, и изображения передавались на несколько телевизоров, размещенных в соответствующих резиденциях высших представителей власти страны"1.

С другой стороны, сам Санчес Кордобес говорит, что "первой серьёзной передачей" была трансляция торжественной мессы из собора Эскориаль, что потребовало организации микроволновой радиосвязи с установками на бульваре Гавана. Но и в этом случае не говорится о конкретной дате2.

Официальное открытие телевидения Испании. Его становление и развитие (1956 - 1969 гг.).

Этот, по сути дела, первый этап телевидения начался с регулярных передач 28 октября 1956 года. Он охватывает первые годы существования ТВЕ, которые характеризуются началом его функционирования, быстрым развитием и распространением его по всей стране, когда приоритетные цели заключались в том, чтобы с одной стороны, охватить всю страну, а с другой стороны, увеличить время передач и объем услуг.

Официальное открытие испанского телевидения состоялось 28 октября 1956 года в церковный праздник Христов день, а начало вещания - 29 октября было приурочено к 33-й годовщине правящей фашистской партии Испанская фаланга. Таким образом, зарождающееся телевидение должно было одновременно служить Церкви и Фаланге.

Диктатор Франко первое время с недоверием относился к телевидению, так как боялся проникновения чуждых идей, которые могли подорвать его режим. К тому же франкистам хватало забот с радиостанциями, газетами и журналами, давно лишенными свободы слова и задыхающимися в тисках цензуры. "Телевизионные волны расширяют наши границы, но ветры, которые дуют при этом могут загрязнить нашу атмосферу"1, - говорил Франко.

Министерство информации и туризма, созданное в 1951 году, должно было держать под контролем средства массовой информации. Его министр Габриэль Ариас Сальгадо выступал как защитник франкистского режима.

Министерство должно было осуществлять строгий контроль за содержанием телевизионных программ, а также за их нравственностью. Сам министр Сальгадо следил за тем, чтобы шарфы достаточно полно прикрывали декольте актрис. Можно с уверенностью сказать, что ТВЕ выполнило быстро и эффективно прогноз, сформулированный министром Габриэлем Ариасом Сольгадо 28 октября 1956 года в момент торжественного открытия Испанского телевидения. Министр четко аргументировал, почему были выбраны эти даты - Христов день и юбилей Фаланги: «Мы выбрали эти две даты для того, чтобы заявить таким образом о двух главных, основополагающих принципах, которые должны направлять, поддерживать и определять будущее развитие телевидения в Испании: ортодоксия и строгость с религиозной и моральной точек зрения, с соблюдением норм, которые в этом отношении предписывает католическая Церковь, и стремление к служению и само служение основным принципам и великим идеалам Национального Движения»1.

Если бы нужно было поставить на сцене эту публичную речь, если бы нужно было воплотить это в форме диалога, с музыкой и актёрами, то лучшим примером для этого во всей истории ТВЕ был бы, вне сомнения, испанский телефильм "Хроника одного народа": воспевание мнимых щедрот и общественных благодеяний франкистского режима. Это работа сценариста Хуана Фариаса и режиссёра Антонио Мерсеро, фильм был показан в сезон 1971-1972 гг. Он был выпущен в период полномочий Адольфо Суареса. Последствия жёстких политических рамок, в которые было поставлено телевидение, сказались на создании программ в целом. Так, информационная служба никогда не была независимой от правительства, и информационные передачи ТВЕ часто превращались в пропагандистский инструмент режима. Цензура жёстко применялась как к информации, так и к художественным передачам, тщательно ограждая режим от появления враждебных ему мнений, новостей и личностей.

Осознав возможности нового средства массовой информации, франкисты стали его использовать в присущем им духе. С маленького экрана на испанца обрушилась открытая апология диктаторского режима. Ожили хроника и художественные кинокартины, снятые франкистами в ходе гражданской войны и в последующие годы. Не были забыты друзья и наставники каудильо -главари нацистской Германии и фашистской Италии. Телевидение стремилось убрать социальную и политическую информацию, не соответствующую взглядам франкистов, с голубых экранов, предпочтение отдавалось концертам, конкурсам, спорту. Телевизионные программы, по замыслу администрации, должны были отвлечь народ от насущных проблем, заставить забыть о политических преследованиях и повседневном произволе. Если в стране неспокойно в связи с опубликованием нового непопулярного закона, то по телевидению демонстрируется цикл музыкальных фильмов с участием любимых народных певцов. Эксклюзивные программы с фильмами и матчами показывались в праздничные дни, особенно в то время, когда профсоюзы проводили демонстрации. Так, одна из первомайских программ, рассчитанная на то, чтобы удержать людей дома, была составлена следующим образом. Утром с исполнением народных песен выступали Лола Флорес и Маноло Эскобар. Потом демонстрировались кинофильмы с популярной Марисоль. Ее сменили андалузские песенные и танцевальные ансамбли. После этого последовали самые любимые испанцами развлечения - коррида с непременным участием лучшего тореро всех времен Кордобеса и футбольный матч между непобедимым мадридским «Реалом» и его вечным соперником, командой из Барселоны1.

Такая политика руководителей телевидения не могла не вызывать недовольства и раздражения граждан. В противовес ей официальные пропагандисты организовали и возглавили движение протеста против набившей оскомину телевизионной жвачки. В то время, когда любая форма критики в Испании была запрещена, для телевидения было сделано исключение. Власти как бы призывали: бейте, ругайте, критикуйте работников телевидения устно и в печати, на работе и дома. Так растущее недовольство режимом было спущено по шлюзам критики в адрес телевидения. "Это было ужасное время, - вспоминает один из старейших руководителей испанского телевидения Луис Эскурра. - Нас критиковали все без исключения, все кому не лень. Министр, домашняя хозяйка, генерал, писатель, ученый, артист, крестьянин, спортсмен, рабочий. Власти снисходительно, даже с одобрением встречали все обвинения в наш адрес, даже если критики были не правы. А ведь мы действовали по команде тех же властей. Признайтесь, эта участь не из легких - быть постоянным и единственным объектом для выпадов»1.

Первоначальные ежедневные трёхчасовые передачи увеличились до четырёх часов в течение первых двух месяцев и теоретически они завершались в 12 часов ночи, что почти никогда не соблюдалось. Два первые года, были особенно трудными из-за высокой степени импровизации в работе.

Просмотр некоторых вышедших в эфир в течение тех двух первых лет программ, крайне изобиловавших экспериментированием жанров и форм, показывает, что те первые годы определят модель создания программ и продукции на значительный период времени при диктатуре.

Создание программ было серьёзно затруднено тем, что ТВЕ имело только одну студию 12 на 18 метров на бульваре Гавана. Необходимость выхода за пределы студии стала вскоре очевидной, и поэтому в начале 1957 года была приобретена в Англии мобильная установка с тремя камерами Ортикон и монтажным столом. С ней начались проводиться первые трансляции футбола со стадиона Сантьяго Бернабеу, в том числе первой встречи кубка «Европейских Чемпионов» «Реал» (Мадрид) - «Фиорентина» (Флоренция) 30 мая 1957 года, которую передавало ТВЕ.

Принятие первого Статута РТВЕ - «Закона об уставе радио и телевидения» (от 10 января 1980 года).

Во время полномочий Ариаса Сальгадо в Кортесах был принят Статут РТВЕ. Он представлял собой один из пунктов соглашений между представителями политических сил и правительством, так называемых «Пактов Монклоа», подписанных 28 октября 1977 года. Как результат этих «пактов» был принят королевский декрет от 2 ноября 1977 года о создании Временного руководящего Совета РТВЕ. Временный руководящий Совет должен был состоять из 36 членов, одну половину из которых составляли представители правительства, другую - парламентарии - представители различных избирательных групп. Президентом Совета был избран центрист Хосе Мариа Мартин Овьедо. Это был первый демократический орган контроля на РТВЕ, и его создание отражает ту политику согласия, которая велась в первые годы переходного периода. В задачу Совета входило наблюдение за объективностью информации и разработка проекта юридического Статута РТВЕ. После восьми заседаний Совета, где обсуждались бесконечные процедурные вопросы, представители социалистической партии заявили, что выходят из него. Это случилось 31 января 1978 года1.

Испанское телевидение регулируется прежде всего Конституцией 1978 года, а также законами о телевидении, принятыми в послефранкистский период.

В Испании свободу СМИ рассматривают, как составную часть свободы выражения мнений и свободы распространения информации, которые защищены пунктами (а) и (г) Статьи 20.1 Конституции 1978 года. Свобода самовыражения всегда была одним из ключевых политических вопросов в новейшей истории Испании. Во многих предыдущих законодательных актах упоминалось о свободе выражения мнений, как об основополагающем праве человека, но власти и диктаторские режимы часто его нарушали. Особенно плохо свобода выражения мнений была защищена во времена правления Франко. С момента принятия Конституции 1978 года Испания гарантирует своим гражданам и организациям такой же объем прав и свобод, как и другие демократические государства. Свобода распространения информации как самостоятельная норма права впервые была провозглашена в Конституции 1978 года. Статья 20 Конституции 1978 года гласит:

1. В Испании признаны и подлежат защите следующие права и свободы: а) право свободного выражения и распространения мыслей, идей и мнений устно, письменно или каким-либо другим способом; г) право свободно получать и передавать любую информацию независимо от средства ее распространения. Закон определяет ограничения в осуществлении этих прав по мотивам совести и сохранения профессиональной тайны. 2. Никакой вид предварительной цензуры не может препятствовать осуществлению этих прав и свобод. 4. Эти свободы ограничиваются уважением прав, указанных в части 1 Конституции, положениями законов, которые их уточняют, и в частности, правом на защиту чести, нравственности, детства и юношества.

Значение прав и свобод, утвержденных Статьей 20, было подтверждено Конституционным судом. Эти свободы, стержнем которых является свобода слова, составляют основу процесса информирования общества. В Испании как правовом и демократическом государстве эти права в качестве ключевых условий политического плюрализма в совокупности со свободой, справедливостью и равенством считаются «высшими ценностями» -Статья 1 Конституции.

Несмотря на то, что на Статью 20 обычно ссылаются, имея в ввиду как свободу самовыражения, так и распространения информации, ее формулировки предполагают независимость этих понятий друг от друга. Конституционный суд последовательно подчеркивал, что свобода самовыражения (Ст. 20. 1 (а)) и свобода распространения информации (Ст. 20. 1 (г)) имеют самостоятельную ценность.

Свобода самовыражения защищает «распространение мыслей, идей и мнений, концепций, которые могут включать верования и оценочные суждения». Свобода распространения информации защищает передачу «фактов, в частности таких, которые могут считаться информационнообразующими ... и правдивыми». Разница между двумя понятиями, по мнению Конституционного суда, состоит в том, что свобода самовыражения связана с мнениями, а распространение информации - с фактами. Хотя это очевидно с теоретической точки зрения, граница между свободой распространения информации и свободой самовыражения трудно провести на практике, поскольку передача фактических сведений также часто включает оценочные суждения. В результате вышеупомянутые критерии допускают довольно гибкий подход. Если в той или иной ситуации факты и суждения выступают в тесной взаимосвязи, решающее значение имеет преобладающий компонент. Таким образом, к указанию на свободу распространения информации прибегают тогда, когда факты составляют существо информации. На свободу самовыражения ссылаются в случае, когда суждения и комментарии в информационном контексте преобладают над фактами.

Область общественных отношений, защищаемая правом на самовыражение, довольно значительна, но в нее не входят «безусловно клеветнические заявления, которым вовсе не обязательно быть обнародованными». Свобода распространения информации контролируется более жестко и относится только к обнародованию содержащих точную информацию фактов. Критерий информационной ценности (в том смысле, что информация должна касаться фактов, имеющих общественное значение) был введен Конституционным судом, который исходил из того, что конечная цель Статьи 20 (г) состоит в обеспечении права граждан на участие в общественной жизни.

Государственное телевидение Испании в 80-е годы

Современный период испанского телевидения начинается в 1981 году, когда назначается первый генеральный директор государственного телевидения Фернандо Кастедо Альварес и начинает действовать, с годовым опозданием, опубликованный в январе 1980 года «Закон об уставе радио и телевидения».

Победа на выборах 28 октября 1982 года Социалистической рабочей партии Испании во главе с Фелипе Гонсалесом привела к ряду перемен во всех сферах жизни Испании, в том числе в области телевидения.

Наиболее важными вехами в развитии испанского телевидения в 80-е годы принято считать создание региональных каналов и борьбу за появление коммерческого телевидения.

Социалисты всегда выступали против частного вещания, и сразу же после их победы на выборах все компании, боровшиеся за лицензии на выпуск коммерческих передач, заморозили свою деятельность. Однако социалисты поддерживали идею региональных сетей. В 1983 году получила свое телевидение Страна Басков, а затем Каталония и другие автономные области.

Победа социалистов на выборах означала сокращение импорта в Испанию американских кинофильмов и телепередач. Социалисты удвоили ассигнования на нужды культуры. Они стимулировали кинопроизводство, облегчали продюсерам получение кредитов, боролись с проникновением на испанский рынок низкопробной зарубежной телепродукции и кино.

Сначала согласно тщательно разработанному политическому сценарию премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес заявил, что дает зеленый свет частным телеканалам. Дебаты по этому вопросу должны были состояться в парламенте в начале 1985 года. Между тем, несмотря на политическое и общественное давление партия Гонсалеса всячески пыталась отсрочить появление частного телевидения, не рискуя выступить против него открыто. Дело в том, что партия рассчитывала на поддержку телевидения на очередных парламентских выборах в 1986 году.

Государственное телевидение Испании подвергалось резкой критике со стороны социалистов и коммунистов. Телевидение критиковали за низкое качество передач, отсутствие учета интересов аудитории, нестабильность расписания. За все эти годы телевидение никогда не имело твердого расписания и не выпускало передач в объявленное время. Девятичасовые новости, например, никогда не выходили ровно в 21.00. Иногда опоздание составляло 10 минут. Передачи перемещались с места на место по произволу руководящих деятелей РТВЕ. В стране не было службы, которая бы регулярно занималась измерением аудитории.

Если рассмотреть программы, которые ТВЕ передавало в часы наибольшей зрительской аудитории, в часы «прайм-тайм», то увидим, что они заполнены в основном развлекательными передачами, иностранными телефильмами, в основном американскими, и кинофильмами (в большинстве случаев, разумеется, зарубежного производства), эстрадными представлениями и конкурсами. Ни в какие времена ТВЕ не выделяло регулярно на протяжении года определенного времени не только для телефильмов собственного производства, но даже отечественного производства (созданных, например, в содружестве с киноиндустрией), которые заполняли бы определенные часы «прайм-тайм».

Иными словами, телевидение следовало линии коммерческих телеслужб, дающих программы, которые привлекали бы максимальную зрительскую аудиторию, чтобы продать рекламу. В этой связи нельзя ещё раз не обратить внимание на тот факт, что государственное телевидение не должно финансироваться главным образом за счет рекламы.

Испанское телевидение в начале 80-х годов, как пишет журнал «Variety», - это «бесконечные телероманы, беседы, музыкальные шоу и иногда - престижные серии вроде "Сервантеса", а также импортные американские и английские программы, программирование носит подчас любительский характер, передачи часто меняют время и нарушают расписание - к ужасу рекламодателей, которые рассчитывали на коммерческое телевидение, но с приходом к власти социалистов отодвинули свои надежды на неопределенное будущее»1.

А вот как оценивает положение на испанском телевидении декан факультета информационных наук Университета Барселоны Мигель де Морагас: «Политическая дискуссия вокруг третьих автономных каналов, а также недавний кризис руководства РТВЕ, вновь говорит об опасности отсутствия последовательной коммуникационной политики в Испании. Следствием отсутствия такой политики является информационная дезориентация, принятие противоречивых решений в области культурной политики, рост себестоимости и создание дублирующих структур, отсутствие согласованности между новыми починами, создание препятствий ценным инициативам и растущее ощущение неудовлетворенности общественности государственным телевидением» .

Безусловно, статут, принятый в 1980 году, сделал испанское телевидение частично более независимым, чем до этого, от центральной власти. Однако назначение и увольнение директора телевидения по-прежнему производилось премьер-министром Испании. В результате с 1981 по 1983 год на РТВЕ сменились четыре генеральных директора: Фернандо Кастедо Альварес, Карл ос Роблес Пикер и Эухенио Насарре при двух правительствах Союза демократического центра (СДЦ) и Хосе Мариа Кальвиньо при первом социалистическом правительстве. Первые два проработали всего по девять месяцев, а Эухенио Насарре должен был исполнять обязанности на протяжении долгих четырех лет, предусмотренных уставом, но также не доработал до истечения срока своего мандата, так как его работа и программы ТВЕ не удовлетворяли ни широкие круги Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), ни членов правительства, включая его руководство.

Назначенный социалистическим правительством Гонсалеса в декабре 1982 года новый генеральный директор РТВЕ Хосе Мария Кальвиньо при вступлении в должность заявил, что телеслужба будет более независимой от правительства, чем в предыдущие годы. Он обещал перемены в структуре РТВЕ и его штатах. Кальвиньо подчеркнул, что превыше всего будет ценить в людях профессионализм. Он сразу же объявил об увольнении 20 руководящих сотрудников и замене их 13 новыми. Кальвиньо призвал к энергичной, честной работе и беспристрастности в новостях и общественно-политических передачах.

Проводимая социалистами реформа ТВЕ была направлена на трансформирование телевидения в подлинно общественную службу, потому что, не считая серьезных экономических и управленческих проблем (которые, между прочим, в те годы состояли и в том, что расходовалось от 68 до 70% бюджета на первую статью, то есть на оплату персонала, у которого самый короткий в Испании рабочий день, а общий средний годовой доход самый высокий в стране) государственное телевидение Испании было очень несовершенно. И это, прежде всего, потому что, во-первых, у него самый высокий показатель по рекламе среди всех европейских общественных телеслужб, передающих рекламу и, во-вторых, потому что его программы почти не отличаются от программ коммерческих и частных телеслужб.

Похожие диссертации на Телевидение Испании : Демократический путь развития