Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура Березин Валерий Матвеевич

Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура
<
Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Березин Валерий Матвеевич. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 : Москва, 2003 343 c. РГБ ОД, 71:04-10/90

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историко-методологические основы определения сущности массовой коммуникации 28

1. Историко-концептуальньїе подходы к определению состава понятия «теория массовой коммуникации» 28

2.Развитие концепций о массах и их месте в культурно- коммуникативных процессах 44

3.Вклад отечественных мыслителей в теорию массовой коммуникации 52

Глава II. Коммуникативно-образующая функция текста в социуме 65

1. Структура массовой коммуникации и основные направления циркуляции коммуникативных текстов 65

2.Проблемы субъективного и объективного в создании и передаче текста 79

3.Новое в тексте как социальная информация и коммуникативное действие 84

Глава III. Мера коммуникативно-образующей значимости модального текста телевизионной коммуникации 104

1. Ценностные характеристики ТВ- коммуникации и публицистическая значимость текста 104

2.Текстовое воплощение канальности и программности телевизионной коммуникации 117

3.Социальная реализация информационно-публицистических текстов телевидения как фактор расширения новости человеческого события 131

4.Телевидение в поисках самобытного пути развития 147

5.Нравственные основания ТВ-коммуникации и построение коммуникативного действия в телевизионном тексте 156

Глава IV. Речевая специфика — определяющий фактор телевизионной публицистики 169

1. От публицистичности текста - к публичности скандала и сенсации 169

2.Политическая коммуникация: сущность и воплощение в телевизионном тексте 182

3.Символика и мифология телевизионного политико-коммуникативного текста 199

4. Языковые игры в телевизионных политико-коммуникативных текстах 209

Глава V. Новое как ценностный аспект телевизионной публицистики 217

1.Сущностная новизна и формальные новации телеэкрана...217

2.Общественно- и личностно-потребностные смыслы телевизионных текстов 235

3.Новое время и новые ценности в информационно-аналитических передачах 1-го канала (ОРТ), каналов «Россия» и НТВ 248

4. Три типа публицистических текстов современного ТВ: потери и приобретения 278

5. Комизация и драматизация событий как приемы современной телепублицистики 304

Заключение 317

Литература и источники 329

Введение к работе

Всякое знание постольку хорошо, поскольку берется в развитии. Нет окончательной истины. Истину следует рассматривать как процесс, она проявляется в столкновении мнений. Противоречие, таким образом, есть нормальная форма развития знания, его движущая сила.

Процесс познания, который изучает гносеология, поэтому предстает как процесс «снятия неопределенностей» (современный термин теории информации), изживания старых представлений, как процесс возникновения нового знания, формирования и внесения в повседневную жизнь нового во всеобщем философском смысле. Этот процесс в эпоху информационно-компьютерной революции сопрягается и совмещается с коммуникативной деятельностью человека, проходит посредством массовой коммуникации и такой ее коммуникативно-образующей основы, как публицистика.

Однако благотворное это единство обнаруживается там и тогда, где и когда сущность коммуникации, сущность публицистики - служить целям познания, духовного роста личности - явственна нам, землянам. Часто эта сущность чужда коммуникаторам, сущностные силы коммуникации подменяются чисто утилитарными ее функциями, вытекающими из сугубо прагматичного содержания коммуникации или же из сугубо биологических потребностей человека в чем-то «новеньком».

В коммуникативном процессе обнаруживается ныне все то же противоборство двух начал - рационального и эмпирического, разумности и чувственности, которое проходило на протяжении веков и проходит с особой силой сегодня в философии и ее теории познания (гносеологии). Плюрализм философских мировоззрений после потрясений в нашей стране конца 80-х — начала 90-х годов привел к мозаичности, своеобразному «броунову движению» и в сфере художественного сознания, в области создания публицистических и художественных текстов. Неизвестные ранее возможности для создания эмпирического, чувственного овладения миром и

получения на этой основе, якобы, нового знания, новых ультрасовременных идеологий предоставил фантастический потенциал новых и новейших электронных технологий. Однако всем этим не нужно обольщаться.

Западная цивилизация, свежие и увядшие плоды которой некритически заимствует сейчас российская культура, вышла из индустриальной стадии своего развития и перешла в постиндустриальное общество. Последнее характеризуется, как отмечает ряд отечественных ученых, упадком познавательных способностей, потерей высших целей и задач. В культуре на смену реализму пришел постмодернизм, который формирует плюрализм в вопросах морали, многослойность мнений и точек зрения, отстраненность от мира, ироничное, если не издевательское отношение к нему, какие бы традиции и достижения у него не были ранее. Все эти явления обнаруживаются и в современной телевизионной коммуникации, в ее публицистике, которая теряет присущие ей традиционные качества поиска нового, способного духовно наполнить человека, воодушевить его на нравственный поступок.

Аристотель и его последователи считали разум мерилом истинной сущности человека, приобретение знаний ставили выше всякой иной деятельности. Пророки и святые, с одной стороны, марксистские идеологи — с другой, мерилом сущности человека считали практику (точнее - по-своему понимаемую в каждом случае праведную жизнь). Святая в первом случае и революционная практика — во втором была выше всякого знания и науки. По особому воплотилась идея практичности, прагматизма в западных буржуазных ценностях. Рациональность, разумность связывалась преимущественно с успехом, с материальным результатом. Нравственные критерии или отходили на второй план, или трактовались опять же с позиций материального результата.

В ветхозаветной литературе высшим принципом жизни определялся не разум, а совесть, не образ мышления (логика), а образ действия (поведения), не знание, а добродетель как самоцель («выполнение долга ради долга»,

«поступать по совести» и «быть справедливым ради справедливости». Многие эти верные заповеди не отменили знание как таковое, они существование человека, саму жизнь человечества поставили в первейшую зависимость от соблюдения этих нравственных правил.

Атеистическая марксистская и социалистическая идеология в дальнейшем сделала также основную и не бескорыстную ставку в воспитании «нового» человека на эти вечные общечеловеческие заповеди. Однако путь познания грозил быть прерванным в силу неминуемого, якобы, обретения «вечной истины» - коммунизма.

В основе исследования лежит положение о единстве в познавательно-коммуникативном процессе разных периодов человеческой истории таких феноменов как «разум» (стремление к истине), по разному понимаемые «благо» и «добро» (как стремление к всеобщей справедливости или как к индивидуальному успеху) и «гармония» (стремление к красоте). Коммуникация, чтобы отвечать задачам роста гуманистического потенциала культуры, должна, по мнению автора, основываться на данной триаде с традиционной для российской духовной культуры ориентацией на общественное благо. Ведь в этом случае совесть, понимается в одних случаях как внутреннее качество, позволяющее человеку со-вещаться, со-ветоваться, со-молвить, со-бытийствовать, со-мыслить с миром себе подобных, а в другом - как без-молвие, без-смыслие, если речь не идет о собственном индивидуальном успехе и материальном благополучии.

Русские философы середины XIX - начала XX века развили и обогатили эти понятия и сущности, часто напрямую затрагивая вопросы человеческого общения, межличностной и социальной коммуникации.

Коммуникацию, общественный диалог друг с другом осуществляют участники различных видов деятельности, - пишет М.В.Шкондин1. Реализуемые средствами массовой коммуникации функции должны быть направлены на достижение оптимального, направленного на благо человека

1 Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002, с. 111.

взаимодействия в той или иной сфере деятельности, включая и собственно
журналистскую, на обеспечение согласованности гуманистически

ориентированных действий участников общественного диалога.

В телевизионной коммуникации, которая обладает рядом неоспоримых
преимуществ перед печатной коммуникацией и ее СМИ, подобная
согласованность должна проявляться ныне особой точностью,

целенаправленностью и системностью. Сообщения и тексты печатной коммуникации можно изучать и по истечении времени после их публикации, обращаться к ним неоднократно в целях прояснения или углубления их сути.

Вследствие того, что телевизионная коммуникация складывается из непрерывного потока эмоционально насыщенных аудиовизуальных образов, она оказывает большое влияние на аудиторию на уровне подсознания. Телезрителю (в том числе и исследователю ТВ) часто трудно выявить элементы иррациональности телепоказа, обнаружить логические нестыковки или, наоборот, антигуманную в целом, запрограммированную авторами логику различных фрагментов насыщенного эффектными, работающими на чувственность, образами телевизионного аудиовизуального текста. Об этих особенностях телекоммуникации пишут, например, В.В.Егоров, А.П.Короченский2. Это явление накладывается на присущую телевизионной коммуникации собственную мифологичность, которую обстоятельно изучили исследователи философии и культурологии телевидения Б.М.Сапунов и В.И.Михалкович. Телевизионный эфир, изображения, приходящие в Дом из него , когда это не превращается в привычку, представляются чудом, соотносимым с «божественным эфиром», полным образов ангелов, святых и передаваемой через них духовной энергии3.

Актуальность исследования заключается поэтому в следующих положениях.

Егоров В.В. Очерки истории отечественного телевидения. М., 1998, с. Короченскии А.П. "Пятая власть"? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов-на-Дону, 2002, с. 65. 3 Сапунов Б.М. Указ. соч., с. 48.

— В ней исследуются и обобщаются с помощью историко-
философского и филологического анализа ключевые, сущностные
характеристики (ценности) МК, обращение к которым необходимо в
условиях реформирования средств массовой информации и коммуникации
на основе рыночных финансово-организационных принципов и вызванной
этим деформации функций МК.

- Этот комплексный теоретико-методологический анализ
распространяется на структуру и информационно-семантические средства
функционирования современной телевизионной коммуникации, форма и
содержания которой во многом влияют на общественно-политические
процессы, происходящие в России.

Работа создана в русле современной общественной мысли России, нацеленной на поиск путей обеспечения ее духовного и экономического развития по пути мировой цивилизациии на основе собственных культурных и духовных традиций. Русская культура имеет много примеров самобытных подходов исследования массовой коммуникации, отличающихся от западной своей духовной, а не только материально-потребительской ценностью. Ряд из наиболее актуальных концепций и взглядов исследуется и обобщается в работе.

Исследование обращается к весьма актуальной ныне необходимости восстановления модальности и содержательной наполненности текстов телевизионной коммуникации, которые в угоду коммерциализации утрачивают общественно-значимый характер и смысловыявляющую новизну сообщения. Это подтверждает и факт подготовки Государственной Думой законопроекта «О показе национальных фильмов и размещении социально значимой информации в телевизионном вещании».

- В исследовании типологизируется документальное направление
телевизионной коммуникации и проводится анализ его публицистического
вида, подвергшегося в условиях рынка существенной трансформации. В
рамках семантического анализа публицистических текстов телевизионной

коммуникации даны представляющие актуальность оценки постмодернистских тенденций в языке и стиле основных российских информационно-аналитических и разговорных, в жанре ток-шоу, телепрограмм.

- В диссертации получило отражение жизненно важная ныне проблема соответствия социальной информации и коммуникативного действия, слова и дела, речи и поступка. Именно в этом контексте в ней исследуются выразительно-изобразительные средства телевизионной коммуникации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней вводятся в научный оборот или трактуются в свете исследуемой проблемы мысли и концепции по общим и частным разделам филологии, историко-философские и культурологические взгляды, касающиеся проблем массовой коммуникации. В свою очередь в работе выдвигается ряд новых положений и выводов относительно процессов, происходящих в современной системе СМК и основном средстве МК - телевидении, и уводящие в ряде случаев от основных сущностных коммунологических характеристик (ценностей), выявленных мыслителями прошлого, как западными, так и отечественными.

1.В работе применительно к проблематике массовой коммуникации и тележурнализма рассматривается категория «новое», которая берет свои истоки в ветхозаветной литературе.

«Новое» Ветхого Завета относится к фундаментальным творческим актам, влекущим за собою коренное изменение в природе мира и в природе внутреннего человека. Акт обновления представлен не как эволюционный процесс, а как некое волевое революционное действо, ведущее к совершенствованию мира и возникновению нового человека.

Тема глубокого обновления мира и природы человека, заявленная в Ветхом Завете, была продолжена и завершена христианством. Для обозначения Нового Завета было выбрано второе значение греческого слова «новый» - не в значении «недавно появившийся», «молодой», а в смысле новизны никогда не случавшегося, необычайного, удивительного и дивного.

«Чувство сдвига, осуществления неожиданного и непредставляемого — вот что выражают слова «Новый Завет» 4.

Таким образом, новое в рамках циклического времени отличается от нового в рамках линейного времени. Новое теперь - сдвиг, резкое развитие, улучшение. Способность сердца к нравственной отзывчивости на это «Новое» и предвещает в Новом Завете возникновение в человеке специального «этического органа» - совести, которая должна была существовать в человеке наряду с сознанием и чувством красоты.

Такой историко-филологический подход, ориентированный на изучение возобновления и обновления духовно-нравственного мира человека как результата общения, к исследованию массовой коммуникации и телекоммуникации до сих пор сколь либо последовательно не осуществлялся.

Массово-коммуникативные процессы не могут ныне исследоваться только лишь по принципам существовавших до сих пор журналистских теорий и методик. Как пишет Ю.Хабермас, в повседневной коммуникативной практике когнитивные толкования, моральные ожидания, выражения и оценки пронизывают друг друга. Поэтому протекающим в жизненном мире процессам общения и взаимопонимания потребна культурная традиция во всей ее широте , а не только благословенные плоды науки и техники. «Философия могла бы актуализировать свое отношение к тотальности, приняв на себя роль интерпретатора, обращенного к жизненному миру. Она могла бы по меньшей мере способствовать возобновлению игры взаимодействия когнитивно-инструментальных моментов с морально-практическими и эстетически-выразительными»5.

2. В диссертации рассматривается две стороны нового, органично вводящегося и «вбрасывающегося» по каналам коммуникации. В соответствии с формой проникновения в сознание потребителя они

4 Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы. // История всемирной литературы. М.,
1983. Т. I..C.504-505.

5 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000, с. 31-32.

определяются в работе как сущностно-содероісательная сторона (человек возвышается) и вычурно-формальная (человек усредняется). На основе анализа этих разновидностей «оновения» сообщений (по аналогии с «омовением») делается вывод о сущности коммуникации, которая должна представлять прежде всего социальную реализацию информации, направленную на новость человеческого со-бытия. Другими словами, новость должна преобразоваться из жанра «новости» в новость человеческой жизни, в новость самой личности. Такой взгляд во многом меняет наши представления о сущности и эффективности художественного и информационно-публицистического телевизионного текста.

3. В выдвижении этих положений диссертант опирается на концепции
социального (М.Вебер) и коммуникативного (Ю.Хабермас) действия. По
отношению к конкретной журналистской и телевизионной практике такой
подход, насколько нам известно, ранее не применялся.

4. В диссертации предпринята попытка использования положений
информационно-потребностной теории П.В.Симонова и схем
социокультурного цикла А.Моля в оценке абсолютизации большинством
современных коммуникаторов опросов общественного мнения, рейтингов у
аудитории при структуризации каналов телевидения и программировании
телевещания в целом. Особенно, когда это делается безотносительно к
сущностным характеристикам (ценностям) массовой коммуникации, с одной
стороны, и к традиционным культурно-нравственным ценностям
российского общества, с другой. Такого рода сопоставлений ранее не
делалось.

5. В самой телевизионной коммуникации с целью более эффективного
исследования происходящих внутри нее процессов выделяется основной ее
элемент «текст», с одной стороны испытывающий на себе влияние субъекта
коммуникации, а с другой - опирающийся на предпочтения и приоритеты
аудитории. Это опять-таки нередко приводит к отходу от ценностных
характеристик массовой коммуникации, прежде всего — нравственных и

эстетических. В этих дискурсах диссертант опирается на работы таких известных русских мыслителей как П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев, ММ.Бахтин, М.К.Мамардашвили, Ю.М.Лотман.

6. В исследовании предпринята также попытка с помощью глубинных языковых средств, их «потенциальных смыслов» (М.Бахтин) показать те проявления нынешней массовой и, конкретно, телевизионной коммуникации, которые носят характер, не свойственный ее истинной сущности. А она исстари заключалась и заключается в прохождении исторического цикла человеческого познания: от со-бытия людей и сообществ, через их со-общепие и со-зпание - к со-мыслию, то есть смыслу различных сторон этого бытия: религиозно-нравственной, научной, художественной, политико-правовой. К смыслу жизни. Коммуникация всегда должна быть направлена от контекста жизни - к ее смыслу. Из этого контекста в работе берутся в основном реалии политической, научной, в какой-то мере - художественной действительности. Главное заключается в том, чтобы попытаться показать: в каком бы виде, с каких бы позиций и сторон массовая коммуникация не осуществлялась, как бы вычурно не писались и не оформлялись ее телевизионные тексты, они не должны лишаться этой основной своей сути - искать новые смыслы и значения, приближающие к пониманию истины и смысла жизни. Именно поэтому наблюдается ныне тенденция повышения интереса гуманитарных наук к традиционным формам социально-политического мироустройства и художественно-документального его отражения. Это выразилось, например, в неоконсервативной парадигме мышления ряда исследователей. Применительно к области воспитания и образования профессиональных кадров для телевидения и радиовещания ее сформулировал профессор В.В.Егоров6.

Егоров В.В. Неоконсерватизм и государственная кадровая политика в области СМИ // Основы журналистского образования. M., 2001.

7.B диссертации с новых теоретико-методологических позиций, на конкретных примерах ряда информационно-аналитических программ, а также передач в жанре «ток-шоу» («Свобода слова», «Основной инстинкт», «Культурная революция» и др.) показаны тенденции отхода от гуманистической и жизнеутверждающей публицистичности. Этот отход осуществляется в сторону насаждения плюрализма мнений вплоть до размыва традиционных для России духовных ценностей. Все это делается в угоду предвзято понимаемым принципам свободы и демократии. Научную новизну представляет типологизация современных телевизионных текстов и стилей ведения передач, занявших ныне нишу публицистики Она проведена с целью более глубокого выявления тенденций отхода от сущностно-содержательных характеристик МК.

8. Впервые, как представляется, сделаны выводы о применении
современными риторами - ведущими ряда основных аналитических
программ, претендующих на обстоятельный анализ и освещение социальной
проблематики, то есть на публицистичность, приемов комизации и
драматизации коммуникативного действия с целью эксплуатации личностно-
потребностных предпочтений зрительской аудитории безотносительно к
воспитанию этих предпочтений. Выводы, содержащиеся в исследовании:
главная задача публицистики состоит в обратном процессе - в возвышении
массового сознания и его предпочтений до понимания значимости
общественно-потребностных текстов, которые и должны составлять основу
современной телекоммуникации, ее со-весть.

9. Новым в общем ряду работ, концепций и взглядов по проблемам ТВ-
коммуникации является и вывод о том, что современные риторы - ведущие
информационно-аналитических и так называемых «разговорных» шоу-
программ подвержены воздействию новейшей американской риторики,
которая, как отмечает Ю.В.Рождественский7, сводит действия ритора к трем
основным задачам: выбору темы, выбору речевых средств и выбору

7 Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996, с. 243.

альтернативы, предлагаемой аудитории. Однако под предлогом удобства вынесения объективного суждения аудитории навязывается альтернатива, выбранная самим ведущим программы.

Исследования данного круга проблем в подобной плоскости в последние годы, насколько известно, не проводились.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема, которой посвящено исследование и которая вынесена в название работы имеет двусоставной характер, поэтому ее разработкой так или иначе занимались представители, с одной стороны, классической и современной философии и социологии, с другой - филологии, литературоведения, теории и истории журналистики.

Еще до выделения теории массовой коммуникации в самостоятельную науку проблема общения и со-общения людей, проблема соотнесения знаний с целью достижения сомыслия и такого совместного знания как со-вести занимала одно из главенствующих мест в трудах философов, начиная с античных (Протагор, Аристотель). Новое и новейшее время вплотную приблизило философию, а также филологию, к постановке проблемы в понятиях, которыми пользуется современная коммуникативная теория: объект-субъект, знак-значение, сообщение-текст (Р.Декарт, Т.Гоббс, Ч.С.Пирс и др.).

Сущностные характеристики коммуникации по разному, в соответствии со своими верованиями и национально-культурными традициями, понимались учеными, - представителями западноевропейской науки, исповедующими протестантизм и русскими православными мыслителями. М.Вебер предложил концепцию так называемого социального действия, состоящего из четырех разновидностей, поставив на первое место действие целерациональное. Отметим, что задолго до М.Вебера социальное действие (как мы сейчас трактуем это понятие) было структурировано П.Я.Чаадаевым в его фрагменте, касающемся Апокалипсиса и истории

крестовых походов . Русские мыслители после П.Я.Чаадаева на первое место в осуществлении социального действия ставили ценностно-рациональное (Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский). Как видим, эта проблематика была настолько важна для понимания движущих сил исторического прогресса, что к ней обращались представители различных течений общественной мысли.

Основной состав философских (включая работы по эстетике и культуре), социологических и филологических исследований, так или иначе затрагивающих проблемы сущности массовой коммуникации и ее реальных проявлений в текстах коммуникации, падает на середину XX века (30-60-годы). И это закономерно: наступала новая информационная эра, что было связано с распространением радийных и телевизионных коммуникаций. Эра, трансформировавшаяся несколько позже в информационно-компьютерную. В связи с охватом средствами МК все больших и больших сегментов потенциальной аудитории обострилась проблема значимого и незначимого, сакрального и профанного, точного и зыбкого, устойчивого и неустойчивого, обязательного и необязательного знания. Эту проблему можно отнести также к культурным, религиозным, нравственным, эстетическим ценностям. Разумеется, эта проблема существовала и ранее, но как бы в зародыше, так как ее обострение сдерживали традиционные устои обществ, локальность культур и национальных менталитетов. Так, можно вспомнить теоретическое течение, распространенное в Западной Европе среди университетских философов в середине XIX века. Оно ставило своей задачей определить суть методологии философии, различие философии точной и неточной. Именно к этому направлению относятся труды Франца Брентано и его учеников, предвосхищавшие аналитическую философию. Не только для Брентано , но и для более поздних австрийских философов, таких как Л.Витгенштейн, центральной теоретической проблемой было само

* Чаадаев П.Я. Поли. собр. соч. и избранные письма: в 2-х т. T.I. М., 1991, с.452.

определение точности метода и противопоставление его философской «болтовне»9.

Новые технические средства коммуникации (радио, телевидение, включая спутниковое и кабельное, компьютерная сеть Интернет) открыли ранее неведомые возможности сообщения людей и обществ, каналы совместного познания мира и друг друга, но они и исказили во многом сущностные цели и функции массовой коммуникации, заменив их нагромождением случайных, необязательных, неточных фактов, сведений антигуманного и безнравственного характера. Co-весть в этих условиях трансформируется в со-зла-весть.

Однако при всем обилии литературы по проблемам массовой коммуникации, ее каналов, видов коммуникативного текста и их языка10, работы, в которых проводится прямая связь массовизации информации и оскудения текста11, занимают гораздо меньшее место, чем проповедующие

9 См.: Маллиган К. Точность и болтовня. //Логос, 2002, №1, с.24.

Назовем лишь наиболее известные: Багиров Э.Г. Телевидение как процесс. Телевизионный коммуникатор. М., 1978; Барт Р. Мифологии. М., 1996; Бирюков Н.С. Буржуазное ТВ и его доктрины. М., 1977; Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М., 1982; Вартанова Е. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999; Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб, 2001; Винер Н. Кибернетика. М. 1968; Засурский И. Масс-медиа Третьей республики. М., 1999; Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995; Лазарсфельд П. Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. // Назаров М.М. .Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000; Массовая информация и коммуникация в современном мире. 4.1. М., 1989; Музы XX века: художественные проблемы средств массовой коммуникации. М., 1978; Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998; Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.-Киев, 2001; Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991; Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000; Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб., 1997; Федотова Л.Н.Социология массовой коммуникации. М.-СПб, 2003; Цуладзе А. Политические манипуляции и покорение толпы. М., 1999; Шерковин Ю.А. Природа и функции массовой коммуникации.// Вестник Московского Университета. Серия «Журналистика», 1967; Buhks. N. Le Journalisme de la perestroika. Les techniqnes du renouveas. Paris. 1989.

" Баллестрем К.Г. Власть и мораль (основная проблема политической этики) // Философские науки. М., 1991; Барт Р. Мифологии. М., 1996; Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.// Русская словесность. Антология. М., 1998; Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000; Березин В.М. Теория массовой коммуникации. М., 1996; Березин В.М.Сущность и реальность массовой коммуникации. М., 2002; Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003; Березин В.М. Нравственные аспекты телевизионной коммуникации. М., 2003; Буданцев Ю.П. В контексте

мессианский характер новых технологий, переоценивающие количество и оперативность информации по сравнению с ее качеством12.

Особо следует остановиться на вкладе в разработку проблемы реализации сущностных характеристик массовой коммуникации в конкретном тексте того или иного СМК представителей Московско-Тартуской семиотической школы и их последователей: Ю.М.Лотмана, Б.Успенского, Вяч. Вс. Иванова, В.Н.Топорова, Ю.С.Степанова, В.В.Руднева, на приоритете семиотической школы филологического факультета МГУ, а именно - А.Г. Волкова, Ю.В.Рождественского. И.А.Хабарова, Ю.П.Буданцева и др., работы которых значительно помогли диссертанту в выработке собственной концепции функционирования современного телевизионного текста13.

Что касается теоретических (в основном - филологических)
исследований непосредственно телевизионной коммуникации, то
существенную базу для проникновения в природу телевизионной
коммуникации, специфику различных ее видов и направлений, исследования
проблемы реализации сущностных характеристик в современном ТВ-тексте
создали труды И.Л.Андроникова, Э.Г. Багирова, И.К.Беляева,
Ю.А.Богомолова, Н.С.Бирюкова, Р.А.Борецкого, В.М.Вильчека,

жизни. М. 1979; Буданцев Ю.П. Нравственные истоки журналистского творчества. М., 2001; Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии. М. 1995; Егоров В.В. Большая культура и малый экран. М., 1998; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999; Кара-мурза С. Манипуляторы сознанием. М., 2000; Мизеров С.Д. Электронные средства массовой информации и политика. М., 2000; Миргородская АЛ.ТВ-собеседник. Современные стили речевого телевизионного общения. М., 2002; Моль Л.Социодииамика культуры. М., 1973; Образ Родины в СМИ. Материалы «Круглого стола» в ИПК работников телевидения и радиовещания. М., 2001; Привалова Н.К. Слабое звено больших стирок. Заметки о ценностных ориентация некоторых современных телепрограмм. М., 2002; Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998; Сапунов Б.М. Культурология телевидения. М., 2000; Сметанина СИ. Медиа-текст в системе культуры. Спб., 2002; Тулупов В.В.Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996; Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в развитии газет. Воронеж, 2001.

12 Обстоятельный реферативный обзор зарубежной литературы содержится в книге Г.П.Бакулева "Основные
концепции массовой коммуникации". - М., 2002. Отечественная и зарубежная литература по этим
проблемам подробно рассмотрена в книгах Л.Г.Земляновой, Г.Г.Почепцова, В.Терина, М.М. Назарова.

13 Московско-Тартуская семиотическая школа. М.. 1998; Из работ Московского семиотического круга. М.,
1997; Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой
коммуникации. Материалы Научного симпозиума «Семиотика СМК». М., 20-23 ноября 1974 г. М., 1975.

М.Е.Голдовской, Н.А.Голядкина, Л.А.Дмитриева, Н.П.Карцова, В.Кисунько, Г.В.Кузнецова, Д.Лунькова, С.А.Муратова, О.Нечай, Г.Ю.Никулиной, О.Р.Самарцева, В.С.Саппака, В.Л.Цвика, А.Я.Юровского. В этих работах, перечень которых приведен в списке литературы, на протяжении почти полувека прослеживалась особая роль электронных СМК (в первую очередь - телевидения) в жизни планеты и нашей страны на разных этапах ее истории. В книгах отмечено основополагающее влияние ТВ на развитие общества и отдельной личности. Большую ценность представляли и представляют сборники «Проблемы телевидения и радио: исследования, критика, материалы», выпускавшиеся с 1967 г. Научно-методическим отделом отраслевого Комитета. Многие положения первого сборника чрезвычайно актуальны по сию пору. Можно высказать только сожаление, что при резко возросших технических возможностях и потенциале воздействия на аудиторию современных ТВ и радио подобные сборники не выпускаются, а телекритика сосредоточена в 3-4 центральных газетах и отраслевых малотиражных журналах. В какой то мере продолжали традицию названных сборников выпуски «Телевидение вчера, сегодня и завтра», выходившие в издательстве «Искусство» в советский период, Научные вестники ИПК работников телевидения и радиовещания. Однако затем традиция была резко оборвана.

В рамках изучения всех аспектов массовой визуальной коммуникации, к которой принадлежит ТВ, автором были изучены и работы по истории и теории родственных СМК, таких как кинематограф, фотография, изобразительное искусство. Особенно представили интерес труды, в которых дан анализ выразительных средств и структурных элементов эстетического воздействия этих СМК на личность14.

14 Барт P. Camera Iucida. М., 1997; Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1977; Проблемы художественной специфики кино. М., 1986; Разлогов К.Искусство экрана: проблемы выразительности. М., 1982; Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001; Строение фильма. М., 1985; Тынянов IO.H. Поэтика. История итературы. Кино. М., 1977; Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства. М., 2002.

Одним из основных свойств телевидения является его массовость. Это свойство особенно стало важным в 90-е годы прошлого века, когда резко упали тиражи газет, а многие из них стали недоступны массовому читателю. «Телевидение в состоянии превращаться в трибуну такого масштаба, которой не могли бы вообразить себе даже авторы древнегреческих мифов. Речь идет о системе коммуникаций, дающих возможность любому из граждан участвовать в общественной жизни страны» 15. Она предполагает действительно свободное участие граждан в общественной жизни, однако в массе своей последние не проявляют свою гражданственность, а покорно потребляют тот скандально-развлекательно-криминалистический продукт, который с развитием рынка стал навязывть им телеэкран. Исследование этой проблемы побудило автора обратиться к трудам по психологии личности и толп, концепциям теории массового общества16.

Таким образом, несмотря на большое количество литературы как по
теоретическим проблемам массовой коммуникации и смежных с ней
дисциплин, так и непосредственно в области теории и истории
журналистики и тележурналистики, процессы, проходящие в сфере
современного российского телевещания, остаются, по сути,

неисследованными в главной своей части, а именно - содержательной,
текстовой. Уже известные исследования главным образом описывали
основные функции коммуникации и при непосредственном анализе ее
конкретного содержания так или иначе находили примеры осуществления
этих функций. Однако функции не всегда совпадают с ценностными
характеристиками коммуникации, включая и телевизионную. Телевидение
может выполнять определенную функцию (образовательную,

15 Муратов С.Л. Человек труда на телеэкране. // ТВ-репортер. - M., 1976, с. 161.

16 Лебон Г.Психология толпы.// Психология господства и подчинения. Хрестоматия. Минск, 1998. Рикер П.
Герменевтика и психоанализ. Религия и вера.- М., 1996. Тард Г. Психология толп.- М., 1998. Московичи С.
Век толп.- М., 1998.Менегетти. Система и личность. -М., 1992. Мельник Г.С. Mass-Media: психологические
процессы и эффекты. С-Пб, 1996 Фромм Э. Психоанализ и этика.- М., 1993. Фромм Э. Анатомия
человеческой деструктивности. - М., 1994.

информационную и т.д.), но этот процесс не всегда отвечает сущностным
характеристикам массовой коммуникации, вытекающим из известной триады
философии — истина, добро, красота. Он часто не отвечает

гносеологической, нравственной, эстетической сущности массовой коммуникации.

Пришло время, когда от общей констатации фактов достигнутых на ТВ свобод - и политических и экономических, от слежения за финансово-организационными изменениями на его каналах, от описания неограниченных технологических возможностей производства и транспортировки передач, их «клипового» воздействия на зрителей, от эйфории рейтинговых показателей необходимо перейти к вопросу о соответствии телевизионного текста основным ценностям массовой коммуникации.

Цель исследования - в многосоставном понятии «массовая коммуникация» определить ее сущностные характеристики (ценности), которые, как отмечалось, не всегда и не во всем совпадают с функциями коммуникации и должны являться для них направляющим светочем. Затем проследить, как эти сущностные характеристики проявляют себя в тексте телевизионной коммуникации: от самого большого, каким является многоканальный суточный эфир, до самого малого - высказывания, реплики ведущего или участника передачи, межпрограммной заставки.

Задачи при этом ставятся следующие:

1.Выявить основные предпосылки возникновения деятельной, творческой коммуникации, то есть той коммуникации, которая становится сутью, со-знанием, культурой человеческой деятельности.

2.Классифицировать основные творческие источники этой деятельности и потенциальные формы ее воплощения — от самых широких (виды коммуникации), до самых локальных (жанры, формы высказывания, коммуникативного действия).

3.Проанализировать взгляды русских и зарубежных мыслителей по проблемам общения и сообщения людей, плодов их коммуникативной деятельности, влияния увеличивающейся массовости на видовые, жанровые и смысловые приоритеты культурной коммуникации.

4.Развить имеющиеся концепции структуры коммуникации и определить позиции, по которым текст выступает как основной коммуникативно-образующий элемент сообщения в социуме. Определить основания для постановки публицистической, нравственной и эстетической значимости текста телевизионной коммуникации в центр всей телекоммуникативной деятельности.

5.Исследовать направления циркуляции коммуникативных текстов в обществе с точки зрения потребностно-информационной теории.

б.Исследовать отношения субъективного и объективного в создании, организации и передаче текста, проблему поиска (творчества) нового как социальной информации и коммуникативного действия, то есть публицистики.

7.Изучить процесс телеинформирования с точки зрения гуманистической реализации социальной информации и умножения новости человеческого события.

8.0пределить нравственные основания телевизионной коммуникации. Исследовать с этих позиций тексты разговорного жанра, символику, мифологию, языковые игры политической коммуникации на телевидении, а также многочисленные проявления постмодернистского (смехотворного) стиля.

9.Типологизировать видовые и стилевые направления современной ТВ-публицистики с выделением драматического и комического стилей коммуникации в качестве типообразующих.

Объект исследования - массовая коммуникация как со-общение людей с целью получения совместного знания (сознания, совести), умножения и расширения новости человеческого со-бытия, предстающая

ныне в таких технических формах и видах, как печать, телевидение, радиовещание, кинематограф, глобальная сеть Интернет..

Предмет исследования - телевизионная коммуникация, понимаемая как информационно-семантическое образование с такими формами и средствами функционирования как канал, программа, телевизионная передача, телевизионный текст (с присущими ему видовыми, жанровыми и стилевыми особенностями), его авторы, а также соавторы со стороны зрительской аудитории.

Эмпирическая база исследования разнообразна по своему

характеру и значимости. Основными типами источников, используемых в диссертации, стали научные труды отечественных и зарубежных исследователей, диссертации и авторефераты по родственным, касающимся темы диссертации, областям знаний, российские и международные документы по вопросам средств массовой информации, результаты социологических исследований и опросов общественного мнения, источники в Интернете.

Эмпирическую базу составляют также телевизионные передачи общероссийских и региональных телерадиокомпаний, прошедшие в эфире или показанные на телевизионных фестивалях и форумах в период с 1996 по 2002 г., программы телевещания центральных каналов, вещательные концепции общероссийских телекомпаний, тезисы и материалы научно-практических конференций по журналистике и культурологии в МГУ, БГУ, РУДН, РАГС, ИПК работников телевидения и радиовещания. Проведен мониторинг центральной прессы и отраслевой периодики (журналы «Телевидение и радиовещание», «Журналист», «ТЭФИ-обозрение» и др.). Изучались Государственная доктрина и постановление правительства по вопросам информационной безопасности и патриотического воспитания, нормативные акты Правительства РФ, Минпечати РФ, комитетов Госдумы РФ.

Теоретико-методологическая основа. Диссертационное исследование написано на основе диалектического понимания исторического процесса, принципов объективизма и историзма. Автор стремился построить анализ на сочетании методов историко-культурного и конкретно-практического поиска. Сложность исследования заключалась в том, что оно использовало данные нескольких наук-филологии и семиотики, философии и социологии, культурологии и искусствоведения, что значительно расширяло и обогащало теоретико-методологическую базу работы. Представляется возможность в связи с этим реконструировать и реинтерпретировать многие взгляды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам исторического развития коммуникации как культуры и их критику коммуникации как антикультуры. Все это в результате значительно помогло в расстановке акцентов при анализе современной телекоммуникации, ее документальных и художественно-публицистических текстов, в определении оправданности ценностных, прежде всего - нравственных ориентации как коммуникаторов, так и массовой аудитории.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она может служить базой для новых научных исследований, как по проблемам общей теории коммуникации, так и при анализе проблем журналистского, конкретно - телевизионного творчества, его вербальной и визуальной культуры. Исследование должно оказать помощь в развитии телевизионной коммуникации по пути воплощения сущностных характеристик, жизнеутверждающих целей и задач сообщения людей. Обобщенный и систематизированный материал, полученный в результате комплексного исследования, может быть использован федеральными и региональными телекомпаниями и каналами, в подготовке и переквалификации профессиональных кадров для них, а также редакционными коллективами других средств массовой коммуникации.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по

теории массовой коммуникации, теории тележурналистики, подготовке и чтении, курсов лекций и спецкурсов на факультетах журналистики университетов и академий. Они могут также помочь при разработке и осуществлении государственной политики в области развития средств массовой коммуникации в России, при разработке программной политики телеканалов, новых творческих проектов создателей передач.

В этой связи идеи диссертации были реализованы автором в учебных пособиях и текстах лекций, читаемых в Российском университете дружбы народов, при проведении Круглых столов по вопросам нравственного и патриотического воспитания средствами телевидения в ИПК повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Кроме того, материалы диссертации нашли отражение в написанных и опубликованных автором статьях и монографиях, многие положения которых также могут быть использованы в учебном процессе.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, а также списка литературы и источников, использованных в работе.

Во введении указывается на комплексность и многоаспектность работы, подчеркивается ее научная новизна, актуальность и практическая значимость. Указывается объект и предмет исследования, основные цели и задачи, которые поставил перед собой диссертант. Дана в общих чертах структура работы, указана степень научной разработанности проблемы.

Историко-концептуальньїе подходы к определению состава понятия «теория массовой коммуникации»

Всякое знание постольку хорошо, поскольку берется в развитии. Нет окончательной истины. Истину следует рассматривать как процесс, она проявляется в столкновении мнений. Противоречие, таким образом, есть нормальная форма развития знания, его движущая сила.

Процесс познания, который изучает гносеология, поэтому предстает как процесс «снятия неопределенностей» (современный термин теории информации), изживания старых представлений, как процесс возникновения нового знания, формирования и внесения в повседневную жизнь нового во всеобщем философском смысле. Этот процесс в эпоху информационно-компьютерной революции сопрягается и совмещается с коммуникативной деятельностью человека, проходит посредством массовой коммуникации и такой ее коммуникативно-образующей основы, как публицистика.

Однако благотворное это единство обнаруживается там и тогда, где и когда сущность коммуникации, сущность публицистики - служить целям познания, духовного роста личности - явственна нам, землянам. Часто эта сущность чужда коммуникаторам, сущностные силы коммуникации подменяются чисто утилитарными ее функциями, вытекающими из сугубо прагматичного содержания коммуникации или же из сугубо биологических потребностей человека в чем-то «новеньком».

В коммуникативном процессе обнаруживается ныне все то же противоборство двух начал - рационального и эмпирического, разумности и чувственности, которое проходило на протяжении веков и проходит с особой силой сегодня в философии и ее теории познания (гносеологии). Плюрализм философских мировоззрений после потрясений в нашей стране конца 80-х — начала 90-х годов привел к мозаичности, своеобразному «броунову движению» и в сфере художественного сознания, в области создания публицистических и художественных текстов. Неизвестные ранее возможности для создания эмпирического, чувственного овладения миром и получения на этой основе, якобы, нового знания, новых ультрасовременных идеологий предоставил фантастический потенциал новых и новейших электронных технологий. Однако всем этим не нужно обольщаться.

Западная цивилизация, свежие и увядшие плоды которой некритически заимствует сейчас российская культура, вышла из индустриальной стадии своего развития и перешла в постиндустриальное общество. Последнее характеризуется, как отмечает ряд отечественных ученых, упадком познавательных способностей, потерей высших целей и задач. В культуре на смену реализму пришел постмодернизм, который формирует плюрализм в вопросах морали, многослойность мнений и точек зрения, отстраненность от мира, ироничное, если не издевательское отношение к нему, какие бы традиции и достижения у него не были ранее. Все эти явления обнаруживаются и в современной телевизионной коммуникации, в ее публицистике, которая теряет присущие ей традиционные качества поиска нового, способного духовно наполнить человека, воодушевить его на нравственный поступок.

Аристотель и его последователи считали разум мерилом истинной сущности человека, приобретение знаний ставили выше всякой иной деятельности. Пророки и святые, с одной стороны, марксистские идеологи — с другой, мерилом сущности человека считали практику (точнее - по-своему понимаемую в каждом случае праведную жизнь). Святая в первом случае и революционная практика — во втором была выше всякого знания и науки. По особому воплотилась идея практичности, прагматизма в западных буржуазных ценностях. Рациональность, разумность связывалась преимущественно с успехом, с материальным результатом. Нравственные критерии или отходили на второй план, или трактовались опять же с позиций материального результата.

В ветхозаветной литературе высшим принципом жизни определялся не разум, а совесть, не образ мышления (логика), а образ действия (поведения), не знание, а добродетель как самоцель («выполнение долга ради долга», «поступать по совести» и «быть справедливым ради справедливости». Многие эти верные заповеди не отменили знание как таковое, они существование человека, саму жизнь человечества поставили в первейшую зависимость от соблюдения этих нравственных правил.

Атеистическая марксистская и социалистическая идеология в дальнейшем сделала также основную и не бескорыстную ставку в воспитании «нового» человека на эти вечные общечеловеческие заповеди. Однако путь познания грозил быть прерванным в силу неминуемого, якобы, обретения «вечной истины» - коммунизма.

В основе исследования лежит положение о единстве в познавательно-коммуникативном процессе разных периодов человеческой истории таких феноменов как «разум» (стремление к истине), по разному понимаемые «благо» и «добро» (как стремление к всеобщей справедливости или как к индивидуальному успеху) и «гармония» (стремление к красоте). Коммуникация, чтобы отвечать задачам роста гуманистического потенциала культуры, должна, по мнению автора, основываться на данной триаде с традиционной для российской духовной культуры ориентацией на общественное благо. Ведь в этом случае совесть, понимается в одних случаях как внутреннее качество, позволяющее человеку со-вещаться, со-ветоваться, со-молвить, со-бытийствовать, со-мыслить с миром себе подобных, а в другом - как без-молвие, без-смыслие, если речь не идет о собственном индивидуальном успехе и материальном благополучии.

Русские философы середины XIX - начала XX века развили и обогатили эти понятия и сущности, часто напрямую затрагивая вопросы человеческого общения, межличностной и социальной коммуникации.

Структура массовой коммуникации и основные направления циркуляции коммуникативных текстов

В предыдущих параграфах были рассмотрены методологические позиции и основания изучения массовой коммуникации, уточнены основные понятия, определены взгляды известных теоретиков МК и СМИ, а главное — выявлен основной стержень-идея, на котором, как видится, должна держаться теория массовой коммуникации (коммуникация как со-общение культурных опытов человечества, как умножение новости со-бытия людей). Это позволяет перейти к проблеме структуры и действий коммуникативного процесса. Полагаем, что концептуальность подходов к этой проблематике была исчерпана у нас в стране уже в начале 80-х годов, а за рубежом и намного ранее. Несмотря на это, основные положения и выводы отнюдь нельзя считать аксиомами, они должны актуализироваться, исследоваться и прирастать новыми смыслами с учетом современных социально-технических реалий.

Одна из первых попыток, как мы сейчас говорим, моделирования коммуникативных процессов была предпринята Аристотелем в его «Риторике». В ней он начинает описание структуры публичной речи (а это ведь предтеча массовой коммуникации) со следующего утверждения: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)».

Современные теоретики МК от этого высказывания сразу же переходят к теории информации, системности, как ее трактует теория управления. Но надо сказать, что структурой публичной речи, применительно к педагогике, занимался выдающийся мыслитель XVII в. Ян Амос Коменский. Вот что он, в частности, писал: «Мудрость, внутренний жар ума, проявляется внешне определенными знаками речи... Чтобы речь не была вещью преходящей, но постоянной, она выражается нарисованными значками, и таким образом возникают книги. Если книги прочитаны и поняты, они в свою очередь запечатлевают мудрость в умы». Под влиянием механистических взглядов своего времени Я.Коменский весь процесс распространения знания и овладения им называл «живой типографией». Эти гуманитарные взгляды, а также ряд других, здесь не упомянутых, разрабатывавшиеся на интуитивном уровне, предвосхитили в середине нашего века данные таких точных наук, как кибернетика и теория информации, основоположниками которых являлись Н.Винер, К.Э.Шеннон, У.Р.Эшби. Но научно-гуманитарный подход также продолжал развиваться - в работах ученого-лингвиста Р.Я.Якобсона, ученого-антрополога К. Леви-Стросса и др. Как мы видели, ряд высказываний русских философов также напрямую выходит на проблемы распространения информации, познания мира посредством коммуникации. Создатели современной теории коммуникации В.Шрамм, Г.Иннис, другие исследователи, занимающиеся изучением массовых информационных процессов, исходят из того, что они являются в XX веке основным фактором в понимании социального и культурного развития, а некоторые социологи, как например, Р.Уильямс и цитировавшийся в предыдущих лекциях Ю.Хабермас полагают, что любая теория коммуникации есть теория общества.

Для уяснения структуры коммуникативного процесса назовем основные элементы коммуникативного действия в трактовке одного из создателей теории МК В.Шрамма и в обобщенной трактовке отечественных исследователей.

В схеме В.Шрамма их пять: отправитель сообщения, кодирующее устройство, сигнал, расшифровывающее устройство, получатель. Это скелет, костяк сугубо технической коммуникации. Но так как его можно экстраполировать и на общество в целом, то отправитель (так же как и получатель сообщения) оперирует текстом, то есть закодированным с помощью определенной системы символов и кодов, а затем -расшифрованным сообщением. Эту связь В.Шрамм обозначает обобщенным понятием «пабликс» (publiks), подразумевая под ним представителей социума, различные общественные институты. Однако, как указывает Э.Г.Багиров, из нее не видно, какие конкретно социальные связи оказывают влияние на отправителя (коммуникатора) и получателя (реципиента). Этот же недостаток характерен и для многих других схем коммуникативного процесса в работах зарубежных теоретиков МК, так как они концентрируют свое внимание в основном на эффективности психологического воздействия, его суггестивности. Отечественная философия, социология, нарождающаяся коммуникология традиционно, отталкиваясь от исторически сложившегося гносеологического подхода к вопросам познания общества, предполагают анализ правдивости, глубины отражения действительности в массовых инфопроцессах. Не случайно мы акцентировали ранее внимание на важной мысли Н.Лосского, касающейся включения объекта познания в познавательный процесс.

В прикладных моделях коммуникации, то есть моделях, которые в середине XX века были призваны объяснить процессы в резко развившихся технических системах, отслеживаются составляющие коммуникативной цепочки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий (термин Ю.Хабермаса). Основными прикладными моделями коммуникации явились модель Клода Шеннона (математическая) и Норберта Винера (кибернетическая).

Схема коммуникации по Клоду Шеннону: Шеннон выделял три уровня коммуникации: технический, семантический, а также уровень эффективности. Технические проблемы коммуникации связывались им с точностью передачи информации от отправителя к получателю, семантические - с интерпретацией сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением. Проблема эффективности говорит о результатах изменения поведения в связи с переданным сообщением.

В модели Н.Винера самым важным ее компонентом является положение об обратной связи. «Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей»1. Особо рассматривает Н.Винер функционирование социальной информации. В группах необщественных животных информация не возрастает, поскольку нет активного информационного обмена. В случае эффективной социальной организации информации больше, чем содержит каждый из членов социума.

Ценностные характеристики ТВ- коммуникации и публицистическая значимость текста

О знании, о познавательном процессе, как таковых, необходимо говорить не только как о ценности приобретаемого в процессе коммуникации знания, о ценности познаваемого. В последнее время эти ценности на телевидении оттесняются другими, а именно - рейтинговостью передач независимо от их культурной и духовной значимости, способностью телепрограмм донести до зрителя вместе с необходимым минимумом информации максимум развлекательности, перемешанной с рекламными вставками.

Понятие «ценности» как философской категории стало употребляться после работы Г.Лотце (1817-1881) «Микрокосм». Важнейшие ее идеи вошли в последующие философские направления - неокантианство, феноменологию и др. Г.Лотце называл величайшей загадкой взаимоотношение трех начал нашего сознания, которые мы не можем ни соединить, ни вывести одно из другого. Что это за начала?

Во-первых, - истины, которые постигает интеллектуальная способность человека; во-вторых, - факты, данные нашему наблюдению, и, наконец, - ценностные определения (Wertbestimmunge), критерием которых выступает совесть. Ценностные определения относятся к тому, «что быть должно», то есть к миру должного, к миру «идей полноценного, святого, доброго или прекрасного»1.

Триады «истина-добро-красота», была обозначена на основе многих усилий мирового познавательно-коммуникативного процесса, вершинами которого в древности была античная философия и Библия. В русской философии это единство основных ценностей бытия воплощено в емком высказывании В.С.Соловьева «Абсолютое осуществляет благо через истину в красоте»2.

Сама ценность в ее воздействии на духовный мир человека может быть различной. Менее ценно то, что отвечает только минутному и случайному состоянию или какой-нибудь индивидуальной особенности души. Более ценно то, что гармонирует с общими и нормальными проявлениями духовного. Наивысшая ценность может принадлежать явлениям и качествам, способствующим духовному развитию человека в соответствии с его предназначением.

Понятие значимость (Gelten), то есть особого вида бытия истин в отличие от существующих вещей, также устойчиво ввел в философию Г.Лотце. Его учение о значимости оказало влияние на философию Э.Гуссерля и через него на феноменологическую аксиологию. Категория «значимость» как бы сопрягает гносеологию (теорию познания) и аксиологию (теорию ценности), так как значимость истины выступает в дополнение к нравственным, эстетическим и религиозным ценностям, как ценность познавательная.

Телевизионный текст, понимаемый широко, как вся совокупность документальных и художественных сообщений, использующих всю систему аудиовизуальных средств отражения мира, должен нести в себе все эти ценности жизни, рассказывая о все новых фактах, событиях и явлениях, которые происходят в жизни людей и обществ. Наиболее приближены к быстро меняющимся реалиям жизни документальные тексты, непосредственно связанные с событиями действительности, первыми дающие их оценку, прогнозы развития. Поэтому тем более должны они соответствовать обозначенным выше критериям духовности.

В анализе телевизионной коммуникации, ее сущности и структуры, необходимо поэтому соединять философский анализ возникновения нового, его ценностной трактовки субъектом и передачи по каналам коммуникации объекту, с собственно филологическим анализом публицистики как вида журналистского отражения действительности, как вида журналистики и литературы.

Публицистика понимается нами не в узком значении (см., например, «Словарь русского языка С.И.Ожегова», в котором публицистика трактуется лишь как литература по общественно-политическим вопросам современности), а шире. Публицистика - это род произведений различных СМК, освященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества3. Публицистика может отражать действительность в формах самой жизни, отталкиваясь от документальной, фактической основы происходящего, а также в образной форме, но обязательно с актуальным общественным содержанием, с заданной ценностными установками модальностью.

Известная ленинская формулировка «постоянного дела публицистов — писать историю современности» в свете нашей концепции нового как социальной информации и коммуникативного действия приобретает прикладное к задачам партийной пропаганды значение, как, впрочем, и ряд других высказываний и положений, касающихся пропагандистской деятельности при социализме.

Публицистику, однако, надо понимать как коммуникативное действие, основанное на постижении нового, призванного обеспечить обществу действительно реальный гуманизм, реальный либерализм, реальный демократизм. То есть - принципы, о необходимости осуществления которых писал еще В.Г.Белинский в 1847 г.: «отверженная порода капиталистов должна иметь свою долю влияния на общественные дела; но горе государству, когда она одна стоит во главе его!»4.

От публицистичности текста - к публичности скандала и сенсации

Как и любое другое явление в жизни российского общества телевидение, это важнейшее из средств массовой коммуникации, следует рассматривать в историческом и социально-культурном контексте этой жизни: как возникло, как развивалось, чем стало.

Данные положения можно было бы применить к анализу различных видов телевизионного эфира - информационного, развлекательного, художественного, к анализу различных телевизионных продуктов и жанров: информационных программ, телерепортажей и интервью, телеигр и викторин, разговорных передач с участием аудитории в студии (ныне этот жанр в основном выступает как ток-шоу).

Однако, как мы полагаем, основу публицистического текста телевизионной коммуникации составляют разговорные жанры телевидения (дискуссии, интервью, ряд ток-шоу и телеигр) Сосредоточим свое внимание на примерах несомненной преемственности некоторых программ советского и нынешнего российского телевидения, прямого и непрямого заимствования некоторых приемов организации текста, с одной стороны, и отрицания их,- с другой. Важно подчеркнуть, что развитие и углубление традиций советского телевидения могло бы привести к гораздо более высоким достижениям, чем те, которые нынешнее телевидение ставит себе в заслугу, закупая все новые и новые зарубежные проекты.

Определим общую историко-типологическую линию развития отечественного телевидения на примере таких разговорных, с приглашением зрителей в студию, передач советского и первых лет постсоветского периода, как «От всей души», «Старая квартира», «Сделай шаг». В меньшей степени рассмотрим передачи «Я сама», «Жди меня», «Поле чудес». Эта линия прослеживается до 1999 г., после чего на телевидении возобладали тенденции упрощения коммуникации с массовой аудиторией, сведения ее к чисто прагматическим целям вплоть до откровенно релаксативных.

Со времени своего прихода к массовому зрителю в 50-х гг. прошлого века телевидение активно вовлекало, вписывало в свою орбиту самые различные явления действительности. Вместе с тем, оно пыталось исследовать их, отобрать и запечатлеть в своих произведениях самое ценное и передовое, что попадало в объектив теле-и кинокамер.

С широким развитием средств видеомагнитофонной записи в 70-х гг., привлечением к созданию передач ведущих публицистов, режиссеров, операторов, совершенствованием телевизионных форм, стало возможным говорить о подлинно телевизионных произведениях, которые можно было многократно повторять в эфире, предоставляя возможность все новым кругам зрителей приобщиться к художественно-публицистическим ценностям, созданным непосредственно на телевидении в присущей ему изобразительной и выразительной семантике и стилистике.

Ими стали так называемые «массовые» передачи: программы в форме конкурсов, викторин, телевизионных перекличек, вечеров трудовой славы, встреч с интересными людьми «у огонька». Эти передачи обогатили традиционные документально-художественные жанры — кино- и телеочерк, репортаж, документальный телефильм. Ведь их создатели ставили своей целью более полное раскрытие личности, характера человека, не описательно, а в живых его проявлениях и поступках, с помощью специфических для ТВ выразительных средств.

В начале 70-х гг. раз в квартал стали выходит передачи из цикла «От всей души», которые готовила молодежная редакция. На том этапе развития ТВ она сконцентрировала в себе многое из приемов, творческих находок не только из арсенала самого телевидения, но и других видов искусства и литературы. Передача разбивала, говоря словами С.Эйзенштейна из его «Автобиографических записок» «невозмутимую, раз установленную бытовую соотносительность элементов явлений... во имя идей и чувств, стремящихся говорить, петь, кричать посредством этих элементов». Весь пафос передачи, весь ее интонационный и образный строй был направлен на постижение личности современника. Она раскрывалась свободно, в естественной атмосфере общения товарищей и соратников по труду. Характер человека показывался на экране в многообразных жизненных связях, в увиденных с позиций данного дня исторических соотношениях.

Опыт создания передач показывает, что творческие победы публицисты и художники телевидения одерживали и одерживают тогда, когда выносят на экран процесс исследования реальности в ее подлинно гуманистических, направленных на возвышение личности, проявлениях. При этом участниками этого процесса являются сами зрители, и он, проходя последовательно различные авторские фазы творчества, достигает в результате высот художественного обобщения. Соучаствуя в действии, которое происходит на экране, люди, говоря словами А.М.Горького, «обязаны и принуждены ... взглянуть в свой внутренний мир, задуматься еще раз - о цели и смысле бытия»1. Как протекало это действие в передачах «От всей души»?

На экране - общий план зала, в котором собрались в очередной раз участники, представители одного рабочего коллектива: завода, фабрики, строительного треста, шахты, порта. Они у себя дома, так как передачи шли обычно из местного Дворца культуры.

Разумеется, надо отдавать себе отчет, что и сплоченные коллективы, и Дворцы культуры сейчас трудно найти, массовые передачи идут все больше из кафе, ресторанов, дискотек, городских площадей, то есть новорусского пространства культуры, и собираются вместе сугубо отдельные яркие (и часто отнюдь не яркие) индивидуальности. Тем не менее, если мы говорим о необходимости развития отечестОвенных традиций общения, то прошлый опыт должен помочь определиться и в современной ситуации. Ведь собираются ныне артисты - в Доме актера, деловые люди - в деловых, молодежь и студенты - молодежных клубах. Часто создается впечатление, что телевидение намеренно выдергивает человека из привычной ему обстановки, установившегося круга общения, (его со-словия), прививает несвойственные русскому менталитету эгоцентризм и индивидуализм. В угоду постмодернистскому принципу отстраненности нарушаются отечественные традиции соборности личности. Отсюда - усиливающаяся разъединенность российского общества, маргинальность личности, отсутствие со-словности, «со-словесия», по В.Далю, то есть групп и слоев, связанных общим словом. А слово стоит в начале всех деяний.

Передачи, подобные циклу «От всей души» с помощью общего слова осуществляли подобное далевское со-словесие, духовное трудовое со-словие. Начинались они театрализованным или кинопрологом, раскрывающим суть того или иного общего дела. Рассказ постоянной ведущей - В.М.Леонтьевой воскрешал страницы истории того или иного коллектива, выделял лучших его людей.

Похожие диссертации на Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура