Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое регулирование в сфере графического дизайна Руденко, Татьяна Юрьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Руденко, Татьяна Юрьевна. Правовое регулирование в сфере графического дизайна : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Руденко Татьяна Юрьевна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2011.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-12/434

Содержание к диссертации

Введение

Гл. 1. Общетеоретический аспект сферы графического дизайна, его субъектов и объектов в России и за рубежом 14

1. Понятие и содержание сферы графического дизайна как объекта правового регулирования и разновидности творческой деятельности 14

2. Исторический аспект правового регулирования творческой деятельности в сфере графического дизайна в России и за рубежом 31

3. Классификация субъектов графического дизайна 56

4. Классификация объектов графического дизайна 75

Гл. 2. Элементы правого регулирования 98

1. Особенности деятельности и правового статуса графического дизайнера 98

2. Правовые особенности объектов графического дизайна как результатов интеллектуальной деятельности 123

3. Особенности договорных отношений в области графического дизайна и распоряжение исключительным правом дизайнера 148

4. Формирование саморегулируемых организаций как института правового регулирования в сфере графического дизайна 173

Заключение 182

Библиография 192

Введение к работе

Актуальность темы. Переход к рыночной экономике способствовали тому, что произведения графігческого дизайна стали выгодными объектами гражданского оборота. В настоящее время в рамках реализации важного национального проекта о дизайне разработана Федеральная программа, направленная на его поддержание, создана государственная дизайн-служба РФ, готовится профильный законопроект.

В результате творческой деятельности создаются различные объекты (например, товарный знак), в том числе сложные, включающие рекламу, брендинг, фирменный стиль и другие, значительно влияющие на деловую репутацию участников предпринимательского оборота, эластичность спроса, вызывающие активизацию продвижения товаров и услуг на рынке, изменяющих качество жизни. Одним из определяющих факторов содержания в деятельности графического дизайна является креативность. Средства реализации деятельности представляют собой сочетание традиционной техники и высоких технологий.

Однако при этом авторское право и право на объекты графической дизайн-деятельности нередко пересекаются, распространяются на связанные между собой объекты, что приводит к конфликту интересов, порождает массу других проблем, которые невозможно разрешить современными правовыми средствами, Кроме того, отдельные элементы сложных и составных объектов тоже могут быть самостоятельными объектами авторского права, что усугубляет данную ситуацию. До сих пор наблюдаются определенные расхождения правовых режимов объектов графического дизайна в России и странах Европейского союза. Оценка результатов деятельности - объектов графического дизайна - носит, как правило, субъективный характер. В частности, определяющим фактором качества деятельности является временной.

Практика показывает, что нередко эту разновидность творческой деятельности воспринимают как техническую, исполнительскую. Несмотря на то, что даже в кризисный период согласно данным статистики профессия графического дизайнера является одной из самых востребованных, его статус, сочетающий полномочия автора и исполніггеля, остается дискуссионным и требует уточнения.

Оказывают значительное влияние на объем прав графического дизайнера, в том числе авторских, особенности договорных и фактических отношений, выступление на рынке в качестве участника различных организационно-правовых Л

форм, в частности распространенное осуществление творческой деятельности графических дизайнеров в режиме удаленного доступа, например, в форме так называемого фриланса. Как следствие мы имеем незначительную реализацию авторских прав или полное ее отсутствие. Вопросы соотношения авторских прав и права на результаты дизайн-деятельности - предмет многих публикаций, которые обнаруживают противоречивость суждений их авторов.

Кардинальные изменения, произошедшие в последние годы в российском законодательстве, в частности принятие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, не решили большую часть проблем в сфере графического дизайна. Очевидно, что без четкого и ясного понимания природы графического дизайна, без использования теоретических положений о нем, невозможно разработать и дать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию правового регулирования рассматриваемой сферы,

Таким образом, изложенные автором проблемы, затрагивающие сферу графического дизайна свидетельствуют об актуальности поднятой темы

Степень разработанности темы. Можно констатировать практически полное отсутствие комплексных исследований правого регулирования сферы графического дизайна.

В то же время, нельзя не отметить исследования О, В. Аблёзговой, В. Л. Гла-зычевой, М С. Дашяна, В. В. Ефремовой, М. М. Русановой, Ю. И. Свядосца, Н. А. Ковешниковой и других ученых, направленные на формирование правовой регламентации общественных отношений, возникающих в этой сфере,

Различные аспекты изучаемой темы рассмотрены в частности в исследованиях N1 Кашянца (условные слои влияния объектов графического дизайна, предложенные В. Ф. Рунге), Н. В. Коник, П. А. Малуева, Т. А. Пешковой (система товарных знаков), Л- А. Морозовой (классификация объектов рекламы), Е. Ромат (система фирменного стиля (айдентики). Между тем работы указанных авторов не учитывают специфики дизайн-деятельности и особенностей правового положения графического дизайнера.

Однако, поскольку имеющиеся научные разработки носят фрагментарный характер в целом выбранная тема не получила должного осмысления.

Бесспорная актуальность изучения проблемы правового регулирования в сере графического дизайна, ее недостаточная разработанность предопределили выбор темы для исследования.

*

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере графического дизайна.

Предмет исследования составляют нормы российского и международного законодательства, регламентирующие деятельность графического дизайнера, основные научные концепции и судебная практика, связанные с изучаемой темой.

Цель исследования состоит в комплексном анализе правового регулирования графического дизайна в историческом и сравнительно-правовом аспектах, в формировании концептуально-теоретических положений, совокупность которых позволит выработать предложения, направленные на определение путей дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего аспекты правоотношений в сфере графического дизайна, во внедрении этих предложений в правоохранительную деятельность.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- осуществлен исторический и сравнительно-правовой анализ графического
дизайна как объекта правового регулирования и разновидности творческой дея
тельности;

рассмотрена современная мировая практика правового регулирования сферы графического дизайна, сравнены зарубежный опыт с нормами российского права и их реализацией;

определено и обосновано содержание творческой составляющей в графическом дизайне на современном этапе;

классифицированы объекты графического дизайна;

уточнена терминология графической дизайн-деятельности и максимально приближена к правовым дефинициям; определены разновидности родового субъекта «графический дизайнер»;

выяснен правовой статус графического дизайнера как субъекта творческой деятельности;

исследовано сочетание признаков статуса автора и создателя в деятельности графического дизайнера;

выявлено различие авторских прав графического дизайнера - индивидуального предпринимателя и участника юридического лица;

подготовлены предложения по совершенствованию законодательства, касающегося сферы графического дизайна и практики его применения.

Методологической основой исследования являются диалектическая теория познания и базирующиеся на ней общенаучные и частнонаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, прогнозирование, а также специальные юридические методы, например сравнительно-правовой, исторически-правовой и др.

Теоретической основой исследования послужили труды по искусствоведению, философии, истории права, гражданскому праву, иных отраслей права. Автор обращается к исследователям, труды которых явились существенным вкладом в историю права интеллектуальной собственности России, Великобритании, Канады, США, Франции, Германии и др. При этом выделены А.С. Аникин, Л. Бентли, И. А- Близнец, М. М. Богуславский, М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, М. В. Гордон, И. А. Грингольц, Е. В. Грушина, С. А. Денисов, И.В. Дойников, В. А.Дозорцев, А. В. Егоров, И. А. Зенин, Е.Каминская, Я. А. Канторович, П. Л. Карасевич, Г. Кассиди, Л, Г. Кисуриной, О. М. Козырь, Г. А, Кор-нийчук, Д. В. Ломакин, Л. А» Лунц, А. П. Луцкер, А. Л. Маковский, А. Г, Небо-лсин, М И. Никитина, И. Б. Новицкий, Д. В. Огородов, И. В. Орлова, А. Павлов К. Победоносцев, Ю- В. Романец, О. А.Рузакова, И. В. Савельев, Л. В.Санников, С. В. Сарбаш, И. В. Свечникова, Ю. И. Свядосц, А. П. Сергеев, В. Д. Спасович, Е. А.Суханов, И. Г. Табашников, Л. С. Таль, А. Ф. Фюнер, Д. Хейвуда Р. Чал-мэн, М. Ю. Челышев, Б. Шерман, Г. Ф. Шершеневич, И. С. Шиткин, К. Эндрейд и др.

Нормативную базу диссертации составили Конституция РФ, международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, Гражданский кодекс и Кодекс об административных правонарушениях РФ, иные федеральные законы, подзаконные нормативные акты.

Эмпирической базой исследования явились обобщающие статистические данные практики графической дизайн-деятельности, разъяснения Пленума Верховного суда и иных судов РФ, ведомственные акты и опубликованная судебная практика, а также законодательство Великобритании и США, Франции и Германии в сфере графического дизайна.

Научная новизна работы обусловлена наличием в Российской Федерации недостаточного внимания правовой охране дизайна. Автором предпринята попытка провести комплексный анализ проблем правового регулирования в сфере графического дизайна с учетом новаций российского законодательства. Проведенное исследование позволило:

а) заявить о графическом дизайне как о самостоятельном институте правово
го регулирования;

б) определить содержание понятия «графический дизайн», дать авторские
дефиниции графического дизайна, фирменного стиля, сложного объекта;

в) выявить системообразующие элементы сферы графического дизайна;

г) классифицировать субъектов графического дизайна в соответствии с гра
жданско-правовой доктриной по экономическим и правовым критериям;

д) определить графического дизайнера как ключевого субъекта, сочетающе
го правомочия автора и исполнителя;

е) представить авторскую классификацию объектов графического дизайна
по ряду критериев;

ж) провести сравнительный анализ французской концепции друа датер (droit
d'auteur) и англо-американской - копирайт (copyright);

з) обосновать целесообразность применения обеспеченной российским зако
нодательством кумулятивной охраны прав на результаты интеллектуальной
деятельности в сфере графического дизайна;

и) определить объем и содержание правомочия дизайнера-графика; к) выявить особенности правовых режимов рассматриваемых объектов;

л) обобщить практику договорных отношений современных конструкций в сфере графического дизайна, заимствованных из зарубежной практики;

м) представить модель правового регулирования деятельности дизайнеров-графиков, осуществляющих ее по форме фриланса в условиях удаленного доступа посредством сети Интернет;

н) провести анализ тенденций формирования института саморегулирования как пути развития законотворческой и правоприменительной практики в сфере графического дизайна;

о) выработать предложения по внесению изменений в российское законодательство в виде дополнений отдельных норм ГК РФ и создания профильного закона о дизайне;

п) наметить пути реформирования международного законодательства о праве интеллектуальной собственности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Графическая дизайн-деятельность представляет собой самостоятельную сферу правового регулирования в доктрине российского гражданского права.

При этом системообразующие элементы, отдельные институты правового регулирования требуют профильных законодательных норм.

2. Классификацию субъектов графического дизайна необходимо осуществ
лять по следующим критериям: экономическим - предприятия, использующие
стафф-дизайн, и независимые фирмы (рекламные агентства полного цикла и
производители отдельных видов рекламы, использующие веб-дизайн и тради
ционные носители); правовым - в зависимости от наличия юридического лица
(индивидуальные предприниматели и коммерческие организации), организаци
онно-правовой формы коммерческих организации (общества с ограниченной
ответственностью, закрытые акционерные общества, холдинги), формы собст
венности (частные предприятия), происхождения капитала (национальные, со
вместные и предприятия, полностью принадлежащие иностранцам).

Многочисленные объекты графического дизайна требуется классифицировать в зависимости от используемой техники исполнения, по степени пространственного охвата информацией, по смыслу, вкладываемому в понятие; по структурному содержанию объекта, по жанрам графігческого дизайна; отраслям правового регулирования, правовому режиму.

3. Определения различных теоретических понятий:

Графический дизайн - это художественно-проектная деятельность, основанная на уникальных авторских концепциях, осуществляемая посредством традиционной техники изобразительного искусства и (или) высоких технологий, целью которой является создание специфических объектов, выгодных в гражданском обороте.

Сфера графического дизайна - это общественные отношения по осуществлению особого ввда творчества, сочетающего искусство и инжиниринг, в целях получения прибыли, регулируемые нормами гражданского права и его отраслей, с элементами предпринимательского, трудового, международного права и др.

Указанные определения предлагается внести в федеральный закон о дизайне.

Сложный объект - это самостоятельный результат интеллектуальной деятельности и самостоятельный объект интеллектуального права, включающий в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, имеющий сходство с производными и составными произведениями. (Текст предлагается внести в качестве дополнения в п.2 ст.1259 ГК РФ.)

Исполнение графического дизайна - это воплощение проекта на электронном, материальном носителе, прямое копирование и(или) техническое исполню-

ниє. (Дефиницию предлагается внести в стЛ304 ГКРФ, дополнив ее п.6, а фразу «графическое оформление печатных изданий» - в п.7. стЛ 304 ГК РФ.)

Фирменный стиль (айдентика) - это объект (результат интеллектуальной деятельности - (РИД) дизайнер) графического дизайна в виде системы визуально-коммуникативных средств, спроектированной в целях создания определенного образа, включающей в себя основные элементы: торговый знак, логотип, цвет, шрифт, а также все многообразие визуальной информации - от документации, упаковки, сувениров, рекламы до элементов визуальной коммуникации, графики на одежде, транспортных средствах, зданиях и т.д. (Определение предлагается внести в федеральный закон о дизайне.)

  1. Основным направлением развития авторского права и правоприменительной практики в Российской Федерации должна быть концепция друа датер (droit d'auteur), так как она обеспечивает прежде права авторов и только потом других правообладателей. Личный статус автора как базовый элемент большинства правовых конструкций и доктрин, при решении вопроса о допуске произведения к охране, а также труд, затраченный на создание произведения графического дизайна, как мерило его оригинальности позволяют считать авторов произведений графического дизайна первичными или первонач&зьными субъектами авторского права. К другом лицам указанное право может перейти от дизайнера только по договору или по иным основаниям закона.

  2. Подлежит применению в России система кумулятивной правовой охраны объектов графического дизайна, существующая в странах с высокоразвитыми системами охраны интеллектуальной собственности, таких, как Франции, Германии, как однородно-правая и не противоречащая правоприменительной практике нашего государства.

  3. Договор аутсорсинга (смешанный, полиотраслевой, непоименованный) является дискриминационным в отношении графического дизайнера как обладателя прав интеллектуальной собственности в случае отсутствия в нем положений о правомочиях дизайнера.

При осуществлении творческой деятельности по форме фриланса в условиях удаленного доступа посредством сети Интернет при заключении электронных договоров, осложненных иностранным элементом, необходимо обращаться к основным положениям типового закона ЮНИСТРАЛ об электронной коммерции 1996 г. (Нью-Йорк), содержащим понятийный и терминологический аппарат- В связи с этим предлагается внести соответствующие нормы об электрон-

ном договоре в разд. ГУ ч. 2 ПС РФ, а также в ожидаемую международную конвенцию об интеллектуальной собственности.

7. В рамках концепции саморегулирования в Российской Федерации в качестве предмета регулирования управление предпринимательскими (профессиональными), рыночными, потребительскими рисками в общественных интересах целесообразно осуществлять в следующих формах: установления требований к капиталу (или иным механизмам материальной ответственности) компании; лицензирования как допуска к профессии (деятельности); лицензирования как допуска к ограниченному ресурсу; аккредитации общественной профессиональной организации Союза дизайнеров России, аттестации (сотрудников лицензированных компаний); установления стандартов качества продукции; сертификации качества продукции и услуг графического дизайна.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения исследования обогащают гражданско-правовые нормы, раскрывают научные взгляды по проблемам правоприменения в целях совершенствования правового регулирования в сфере графического дизайна в мировой и российской практике.

Кроме того, что исследование имеет существенное значение для развития теории гражданско-правовой науки, так как без изучения правового регулирования графической дизайн-деятельности, невозможно познать специфику механизма правового воздействия, права и обязанности субъектов права в сфере правоотношений, связанных с творческой графической дизайн-деятельностью.

Наличие теоретического обоснования и общенаучного признания сферы графического дизайна как самостоятельного подинститута права будут означать прекращение существующей порочной практики, при которой различные аспекты правового регулирования графической дизайн-деятельности рассматриваются фрагментарно, отдельно друг от друга, делая невозможным формирование целостного представлешїя о сложной коллизионной сфере графического дизайна.

Выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании ряда учебных курсов, в том числе «Право интеллектуальной собственности», а также при подготовке учебно-методической литературы.

Апробация и внедрение. Основные положения работы и результаты эмпирического исследования изложены автором в десяти опубликованных материалах (общий объем 8,7 п.л.): в научных докладах на двух международной, всероссийской конференциях, в восьми научных статьях, из них шесть - в издани-

ях, рекомендованных ВАК. Результаты исследования внедрены в учебный процесс ТФ МосУ МВД России, ТФ Академии предпринимательства при Правительстве Москвы, Тульского государственного университета.

Структура диссертации. Работа построена с учётом целей и задач исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Понятие и содержание сферы графического дизайна как объекта правового регулирования и разновидности творческой деятельности

Доктрина российского гражданского права до сих пор не рассматривала графическую дизайн-деятельность как самостоятельную сферу правового регулирования. Правовое регулирование графического дизайна в российском законодательстве было представлено фрагментарно через регулирование разрозненных объектов, субъектов, находящихся в правовом поле различных институтов гражданского права, в том числе интеллектуальной собственности, систему коллизионных норм федерального законодательства, специальных федеральных законов, зачастую выходящих за рамки национального законодательства. Однако проведенное исследование позволяет выделить элементы, отдельные институты правового регулирования, которые являются системообразующими и представляют графический дизайн как самостоятельную область правового влияния, требующую профильного регулирования.

Сфера графического дизайна является сложно образованной системой определенного творческого с элементами инжиниринга экономического сегмента общественной жизни. В связи с этим по нашему мнению для определения юридической природы сферы графического дизайна необходимо его анализировать как комплексную творческую и правовую категорию. Целесообразно рассматривать сферу графического дизайна с творческой и правовой точек зрения, что позволит выявить его сущность в процессе научной работы.

Ключевую позицию справедливо в настоящее время в жанровой классификации дизайн - деятельности заслуженно занимает графический дизайн, целью которого является создание специфических объектов. В период мирового кризиса профессия графического дизайнера остается активно востребованной, а объекты графического дизайна являются выгодными объектами гражданского оборота.

Рассматривая графический дизайн как разновидность творческой деятельности следует заметить, что развитие дизайна в прошлом и текущем столетиях называют глобальным явлением постиндустриального общества. Появилось множество специальных направлений дизайна.

Проведенные научные исследования показали, что доктринально в искусствоведении нет единого подхода к понятию графический дизайн и его сущности. Его определяют как в узком, так и в широком значении. В узком смысле под графическим дизайном понимается продукт художественного проектирования, в широком смысле не только результат, но и довольно сложная по содержанию деятельность. Она включает в себя различные субъекты, объекты, а также поведение, связанное с производством.

Исследователи, говоря о дизайне, вкладывают разный объем в содержание этого понятия. Разброс представлений от справедливых, основанных на научных концепциях инжиниринга и искусства, предлагаемых подавляющим большинством специалистов в этой области до уничижительного противопоставления как низшего вспомогательного жанра искусства высоким, элитарным жанрам рисунка и живописи.1 Профессиональные изайнеры высказываются о сфере своих занятий разнообразно, несколько противоречиво.

Чарльз Имс из США считает, что дизайн - это план размещения каких-либо элементов таким образом, чтобы они наилучшим образом служили определенной цели. Его коллега и соотечественник Филипп Старк связывает дизайн с центральным участником процесса - дизайнером, который может и должен участвовать в поиске смысла, в конструировании цивилизованного мира. Итальянцы, например, Джо Коломбо так же дизайнера видит ключевым субъектом и считает создателем среды будущего, а Этторе Соттсасс техника не должна покупать культуру, она сама должна стать культурой».Дитер Рамс из Германии размышляя о хорошем дизайне имеет в виду его минимум. Эйко Исиока из Японии отождествляет понятия художник и дизайнер, по его мнению границ между ними не существует Россиянин Александр Родченко называет дизайн конструктивизмом и искусством будущего. Отдельно следует выделить точку зрения О.Алексеевой, которая считает, что среди специальных направлений - индустриальный дизайн; графический дизайн; компьютерный дизайн, дизайн аритектурной среды, включающий ландшафтный дизайн; дизайн выставочных композиций и праздничного оформления; дизайн одежды и аксессуаров и прочее.

Исследователи полагает, что одновременно разрабатываются новые полярные по целям и назначению концепции дизайна, например арт-дизайн и интегрированный дизайн. Целью первого является повышение потребительского спроса путем создания внешнего вида изделий, черты зрительного образа который теряют функциональность, но вместе с тем оставляют сильное эмоциональное впечатление.4 Забота о человеке, а не получение прибыли - цель второго. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки, до композиционного формообразования, стилеообразования; от функционального анализа - до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Специалисты видят цель дизайна в удовлетворении различных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективной организации предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей.

Это работа художника с формой, поэтому процессы формообразования в данной деятельности принципиальны. Форма интегрирует понимание дизайнером всего круга, стоящих пред ним задач утилитарных, социокультурных, художественных, технологических. Посредством формы дизайнер общается с потребителем.

Как самостоятельной профессиональной деятельности появление дизайна связывают с развитием массового производства, технологией, прикладных наук. Его история многогранна и включает факты из области архитектуры, техники, изобразительного искусства, теории знаковых систем, социологии, культурологии, проблем коммуникации, рекламы и маркетинга, функционального анализа и эргономики. Первое исследование, мышления, актуальных направлений и идей в культуре, посвященное этой профессии отождествляло дизайн как историю стилей.

История графического дизайна в этой концепции представляется авторам как отдельный внутренний жанр, область дизайна. Специализация и проблемы жанров графического дизайна и рекламы, интерьера, выставочного дизайна, посуды, мебели, ткани и бытовых приборов имеют объединяющие их проектный подход, проектная культура, визуальные, функциональные, технологические, художественные приемы.

Существующая полемика о наличии авторских прав на результаты деятельности графического дизайнера заставляет обратиться к мнению исследователей в истории дизайна чаще обращающихся к конкретным личностям, поскольку проектная культура развивается благодаря авторским творческим концепциям, что соответствует нашей точке зрения. «До сих пор жива традиция, заложенная Певзнером, представлять историю как движение к модернизму, показывая художественной эволюции дизайна роль тех или иных концепция формообразования, идущих от искусства. Искусство для дизайна играет роль разведывательного отряда, осваивающего новые творческие технологии и приемы выразительности.7»

Исследователь дизайна и архитектор Зигфрид Гидеон - сторонник другого подхода. Объектом его исследования впервые являлся анонимный дизайн. По мнению 3. Гидеона повседневная, банальная часть предметного мира часто поражает нас своей непривычной красотой. Это то, что можно назвать техническим, проектным, дизайнерским фольклором. Последний, наряду с вершинами искусства, всегда питал культуру, в том числе предметно-художественную. Однако данная точка зрения не противоречит первой, связанной с личностью автора. Известны факты, когда так называемые объекты фольклора, все-таки имеют автора, во время не зарегистрировавшего свои права. Например, утверждение одного из первых веб-дизайнеров на постсоветском пространстве А.Лебедева о своем авторстве отдельных объектов, которыми пользуются многие.

Классификация субъектов графического дизайна

На мировом и российском рынке, не смотря на экономический кризис, активно используется деятельность субъектов графического дизайна, общественные отношения, формирующиеся в процессе деятельности указанной категории регулируются правом.

Субъектов графического дизайна принято классифицировать по экономическим критериям. В настоящее время в мире существует несколько сотен крупных и мелких фирм и бюро, продающих дизайн как таковой, как специализированный труд, и несколько тысяч отделов дизайна на промышленных предприятиях крупнейших фирм.75

Исследований В. Глазычева, Н. Кавешниковой выделяют две основные формы коммерческого дизайна.76

Первая из них - стафф-дизайн, внутри которого существует одновременно множество форм организации дизайнерской деятельности, в том числе графической в виде отделов дизайна, представленных единственным дизайнером, до сложных бюрократических систем, насчитывающих сотни специалистов. Различные по количеству сотрудников отделы стафф-дизайна существенно различаются по способу организации решения задач, и по способу их постановки. Направления деятельности службы дизайна на предприятии зависят от рода деятельности самих фирм.

Одним из квалифицирующих критериев - зависимость от рода деятельности можно выделить следующих субъектов графического дизайна:

1. Предприятия, осуществляющие добычу и обработки промышленного сырья. Целесообразно обратиться к примерам из зарубежной практики. Наиболее характерным представителем этого вида субъектов является служба стафф-дизайна фирмы «Алюминиум компании оф Америка», одного из крупнейших в мире производителей алюминия всех видов и назначений. Руководство этой фирмы организовало собственный отдел дизайна, когда все остальные производители полуфабрикатов для промышленности считают это ненужной роскошью. Небольшой отдел дизайна и подчинен непосредственно вице-президенту кампании, что подчеркивает его значение внутри ее иерархии.

Очевидно, что наиболее распространенной формой реализации готового продукта для фирмы, производящей металл, является контрактация на длительные сроки. Это обстоятельство выдвигает задачу создания особых фирм рекламы, дизайна, планирования. Перспективное планирование для таких фирм приобретает особое значение - в связи с этим «АЛКОА» ведет непрерывный поиск идей, стремится максимальным образом использовать суммарный опыт, накопленный в дизайне и промышленной рекламе во всех областях производственной практики. «Именно поэтому для создания фирменного стиля «Алкоа» привлекает независимых дизайнеров-консультантов, для разработки упаковки и рекламы - независимые фирмы графического дизайна, работающие в соответствии с общей программой, разработанной дизайнерами - консультантами. Поэтому фирма рекламирует не столько свою продукцию (хотя и продукцию тоже), сколько свой фирменный стиль, способности своих дизайнеров решать сложные задачи»77.

Большинство предприятий первой группы подстраивает свою деятельность в сфере графического дизайна под эту модель, но наблюдаются исключения разного характера. Иногда дизайнерская группа обслуживает весь объем не только графического дизайн-проектирования: фирменный стиль, упаковку и ярлыки, промышленные и офисные интерьеры для всех отделений фирмы и экспозицию фирмы на выставках. Зачастую функцией службы дизайна является, прежде всего, создание специальной высококвалифицированной рекламы, а не проектная деятельность непосредственно. В этом случае дизайнер выступает скорее как эксперт коммерческой и плановой деятельности фирмы.

Важно отметить, что штат дизайнеров в фирмах, работающих на производителей, невелик и одновременно приобретает статус крупнейших основных отделов управления, что дает дизайнерам материальные, моральные и престижные преимущества. Специфика условий продукции и сбыта фирм первой группы приводит к тому, что все чаще профессиональный художник - проектировщик выполняет кроме собственно проектной работы еще и другие функции, внешне с проектированием несвязанные.

Следующую категорию субъектов графического дизайна, в зависимости от рода деятельности представляют:

2. Фирмы, производящие продукцию практически искиючительно для массового потребителя.78 Количество крупных фирм, работающих на массового потребителя, постепенно сокращается - промышленные компании стремятся застраховаться от случайностей массового рынка производством специальных «непотребительских» продуктов, не в чистом виде, как утверждают исследователи, этот тип остается достаточно распространенным79, если отнести к нему фирмы, значительная доля продукции которых рассчитана на массовый рынок.

Для фирмы «Вестингауз» - одного из крупнейших в США производителей бытового оборудования. Например, холодильников, кухонного оборудования, радио и телевизионной аппаратуры в течение нескольких десятилетий все дизайнерские разработки осуществлялись независимыми дизай-фирмами на основе длительных контрактов. Еще в 1960-е годы на нескольких предприятиях фирмы были организованы дизайн-группы, представлявшие более сорока специалистами, которым была предоставлена значительная свобода действий. Не ограничиваясь развитием собственного стафф-дизайна, фирма «Вестингауз» стремиться максимально использовать возможности независимых дизайн-фирм.

Ученые подчеркивают влияние сложности структуры фирмы, работающей на массового потребителя на увилечение объема и разнообразие ее продукции и формы организации службы стафф-дизайна. «Дженерал моторе» или «Форд» нельзя назвать фирмами, работающими только на массовый рынок, производство легковых и грузовых автомобилей остается основной областью их интересов. Конструкторские бюро крупнейших автомобильных компаний насчитывают в своем составе сотни дизайнеров, в том числе графических.

Служба дизайна «Дженерал моторе» отличается большой сложностью и рядом специфических особенностей, общих для автомобильных компаний, продукция которых измеряется миллионами машин в год. В службу дизайна фирмы входит более 1000 сотрудников. Они не только обеспечивают ежегодную разработку более ста новых моделей легковых автомобилей для пяти отделений корпорации, десятки новых моделей грузовых и специальных машин, холодильников и других бытовых изделий и выполнение специальных графических проектных заданий по поддержанию бренда, многочисленных рекламных кампаний самой фирмы и продукции, оформление экспозиций корпорации на выставках и так далее. Вся работа дизайнеров осуществляется в многочисленных самостоятельных студиях, которые не только поддерживают непосредственный контакт между собой, но чаще всего являются конкурентами и производят параллельную разработку проектов по единой программе в строгой секретности. В общей структуре дизайна «Дженерал моторе» специализация дизайнерских студий доведена до совершенства. Например, отдельная студия осуществляет координацию художественно-проектных разработок по созданию взаимозаменяющихся кузовов для различных производственных отделений, отдельная студия - над перспективными моделями, отдельная студия работает над отдельными элементами графики, такими как фирменный стиль, отдельная - над оформлением выставок, отдельная над рекламой и так далее.

Таким образом, студии графического дизайна в крупных корпорациях США, выпускающих продукцию для массового потребления, к каким условно можно отнести автомобильные компании, входят в разветвленную сеть дизайн-службы и специализируются на создании присущих им объектов.

Следующую категорию субъектов в данной группе представляют:

3.Фирмы, ироизводящие продукцию для юпециального потребителя, представляющего коммерческую, производственную, научную, военную или бюрократическую организацию. В этой группе - промышленные компании, работающие почти исключительно на специального потребителя, как правило, не заинтересованы в широкой рекламе. Дизайнерские разработки для этого типа фирм выполняются независимыми дизайн-фирмами. Иногда фирма имеет штатного дизайнера, в задачи которого входит художественное проектирование продукции, упаковки, промышленной графики и сопроводительной документации, оформление выставок и в отдельных случаях выбор независимой дизайн - фирмы для выполнения специального заказа.

В данном случае можно наблюдать следующую закономерность, что дизайн-служба компаний третьей группы имеет, как правило, небольшое количество специалистов, что сразу увеличивает их индивидуальные профессиональные возможности, их персональный статус. В то же время в компаниях этого рода деятельность профессионального дизайнера-графика довольно жестко ограничена однородностью проектных заданий, четко ориентированных по нескольким видам однородной продукции.

Необходимо выделить наиболее распространенный сейчас тип субъектов:

4. Фирмы, обслуживающие как массовых, так и специальных потребителей. Объединение в рамках одной хозяйственной организации принципиально разных производств ставит перед администрацией конкретной фирмы чрезвычайно сложные задачи, которые решаются различным образом.

Правовые особенности объектов графического дизайна как результатов интеллектуальной деятельности

Правовыми особенностями многочисленных объектов графического дизайна является обладание различными правовыми режимами, в зависимости от установленного юридического состава; наличия определенных квалифицирующих признаков при соотношении их с объектами интеллектуальной собственности; правомочий авторов (правообладателей); институциональной принадлежности регулирующих норм. В большинстве случаев правовое регулирование объектов является коллизионным, и вызывают полемику в научных кругах и среди практиков.

Дискуссионным является вопрос об отнесении РИД к произведениям, выделении его существенных признаков. Доктринально произведение -совокупность идей и образов, воплощенных в некоей объективной форме. В.В.Орлова не рассматривает отдельные РИД как объекты графического дизайна, сводя их лишь к узкому кругу промышленных образцов.237 Законодатель указывает на создание произведения творческим трудом физического лица.238 Существует мнение об отсутствии возможности оценить творческий характер трудовой деятельности из-за наличия готового результата. Критерии сформулированы практикой, среди них новизна, оригинальность и творческий характер произведения. П. Шинкаренко, считает слабыми местами законодательства отсутствие регламентации, порождающей множества толкований одних и тех же процессов.

Одной из проблем при определении правового режима объектов графического дизайна их сложный состав. Категорию сложных объектов можно сравнить с классификацией вещей :2391) она состоит из разнородных , поэтому в качестве сложной не может рассматриваться совокупность (определенное количество) однородных;24 2) составляющие части в составе сложной вещи, физически не связаны между собой;241 3) совокупность вещей образует единое целое, используемое по общему назначению; 4) каждая из частей, может использоваться самостоятельно по тому же назначению, что и в составе сложной вещи. Термин «комплексный" («сложный») использовался отечественными учеными-цивилистами до его легального закрепления. И. В. Савельева разделяет художественные произведения на: 1) пространственные и статические;243 2) временные и динамические, т.е. такие, где образы строятся во времени, не в реальном пространстве; 3) произведения синтетического искусства - пространственно-временные, в виде органического соединения разных искусств или видов искусства в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов.245 О комплексном, синтетическом произведении как об особом уровне сотрудничества авторов при создании произведения писал также Н. А. Райгородский.246 В самостоятельную группу объектов, представляющих синтез различных видов художественного творчества. например, промыщленные образцы как сочетание художественного и технического творчества и др. выделяли М. В. Гордон, М. И. Никитина, А. И. Павлов. Правовую природу сложного объекта, удачно описал В. А. Дозорцев: "Традиционные объекты авторского права достаточно просты, они есть результат творчества одного лица или очень редко небольщой группы лиц -соавторов, осуществлявщих однородную деятельность. С развитием техники сложные объекты не могут быть созданы одним лицом, составляя продукт разнородной деятельности. Правовой режим такого единого, но сложного, комплексного и многослойного результата, состоящего из множества разнородных объектов, должен обладать существенными особенностями."

Сложный объект содержит несколько охраняемых РИД. К ним законодателем отнесены четыре вида произведений, например мультимедийные продукты.247 Е.В. Грушина называет общие признаки сложных объектов :2481. Он включен в исчерпывающий перечень объектов, не подлежащий расширительной трактовке и состоять из четырех элементов. Э.П.Гаврилов и другие249 предполагают существование в указанной норме дополнительного признака; наличие лица, организовавшего создание сложного объекта. 2. Наличие организаторов создания сложных объектов. .. Понятие легально не определено.251 252С учетом противоречивой российской судебной практики целесообразно внести в норму дополнения.253 3. Содержание более двух РИД. Определение довольно широкое, объединяющее значительное число РИД.254 4. Целостность - стабильность его объективной формы, воспроизводимость. 5. Наличие неделимых творческих вкладов в создание (в этом проявляется отличие от составных и производных произведений) - особая форма соавторства, называемого некоторыми авторами творческим преобразованием содержания воспринятого произведения в новую художественную форму.255

Не существует понятия и правовой природы мультимедийных произведений. С одной стороны, они приравниваются к базам данных как собрание работ, произведений и материалов, доступных с помощью ЭВМ. С

Другой стороны, из-за аналогичной разрабатки мультимедийные произведения как компьютерным программам, ряд авторов считают их таковыми, распространяя на них одинаковую защиту.256

Под мультимедийным продуктом понимается интерактивное произведение, созданное при помощи компьютерной техники, технологий. Ф. Годра представляет произведением мультимедиа обычное классическое произведение,2,п преобразованное в цифровую форму при помощи средств обработки данных, включающее программное обеспечение, базу данных. Основной признак сложного произведения - объединение нескольких разнородных РИД в единое, неразрывное произведение. Мультимедиа -особый вид компьютерной технологии, объединяющий в себе традиционную статическую визуальную,258 динамическую259 информацию.260

Итак, сложный объект - это самостоятелъный резулътат интеллектуальной деятельности и самостоятельный объект интеллектуального права, включающий в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и этим сходный с производными и составными произведениями.261 Обе группы носят вторичный характер и создаются на основе других произведений. Единое произведение создается путем объединения произведений одного вида искусства, имеющих самостоятелъный характер. Степень их единства меньше, чем в коллективных произведениях. К сложным составным произведениям относятся такие творения, составные части которых являются произведениями, принадлежащими к различным видам искусства.

Многие объекты графического дизайна являются сложными. В рекламной презентации, например, создаются и используются различные жанровые произведения: анимация, аудиовизуальные произведения, компьютерная графика, фотография и др.262Для этой категории произведений характерен, следовательно, больший или меньший элемент синтеза различных искусств. Четких критериев разграничения составных и сложных произведений И.В. Савельева не предложила. Э.П. Гаврилов в свое время смешивал эти категории,263 Р. Дюма характеризовал как производное произведение.264 Данные категории использовались цивилистами скорее с целью охарактеризовать суть сложного объекта, нежели дать его правовую квалификацию.

Отличие производного и составного произведений от сложного объекта состоит в том, что последний представляет собой не сочетание резулътатов интеллектуалъной деятелъности, а их синтез в единое целое в соответствии с замыслом лица, организовавшего его создание. Отделъную группу РИД графического дизайна следует считать составными, включающими в себя отдельные произведении. Среди них ТЗ, промышленные образцы, ФС (айдентика) и др. При использовании разнородных элементы в создании, айдентика признается составным в отдельных случаях - сложным произведением. Особенность объектов графического дизайна в их обязателъном вхождении в состав сложного, составного произведения, всегда являясь вещами индивидуально-определенными, что дополнительно характеризует их как РИД. Объекты графического дизайна обладают признаками служебного произведения. В. А. Дозорцев связывал одну из проблем об указании условий признания резулътата «служебным» по признакам служебного результата. Создавая охраняемые авторским правом произведения, следует определять основные параметры результата, подлежащего созданию.

Формирование саморегулируемых организаций как института правового регулирования в сфере графического дизайна

Важнейшим этапом создание системы правового регулирования в сфере графического дизайна является процесс формирования саморегулирумых организаций. По утвердившемуся мнению такие организации открывают уникальные возможности для бизнес-сообществ. Рассуждая о необходимости саморегулируемых организации, их сторонники утверждают, что в перспективе без них не обойтись, «...всегда, во все времена надеяться на доброго чиновника - это смешно. А установить стандарты, правила, кодексы в своей сфере и самый жесткий порядок, самое четкое их соблюдение могут только профессиональные организации. Для представителей предпринимательства, безусловно, предпочтительнее ситуация, когда они сами, без прямого вмешательства государства, устанавливают «правила игры», определяют санкции за их нарушение и создают механизмы разрешения конфликтов. Потенциальные преимущества их создания очевидны».419 В любых отраслях наблюдается одинаковые процессы. Там, где созданы сильные саморегулируемые организации, где они ввели жесткие внутренние профессиональные стандарты - там все в порядке. Поскольку самый строгий судья - это, как правило, твой же коллега.420

Е.А.Суханов высказывается о необходимости саморегулируемых организаций. «Такие организации, действительно, есть в развитых правопорядках и играют там очень большую роль. Например, в Германии деятельность страховых компаний регулируется Союзом страховщиков. Там одна страховая компания не может заниматься любыми видами страхования -только одним, максимум двумя видами. И прибыль свыше пяти - семи процентов автоматически срезается и идет в бюджет. Союз устанавливает компаниям тарифы. Все это выработали они сами на протяжении многих десятков и даже сотен лет. Это солидные люди, которые сами организуют и контролируют лучшего любого государства рынок услуг. Они знают поименно и в лицо всех руководителей компаний, знают, что за кем стоит. И это добросовестные предприниматели, потому что скандалы, обвалы и неплатежи не в их интересах. И они это прекрасно понимают».421

Преимущества саморегулируемых организаций заключаются в следующем:

Во-первых, нормы саморегулирования, как правило, более гибкие устанавливаемых государством, они легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, позволяют быстро заполнить пробелы в законодательстве.

Во-вторых, участникам рынка проще воздействовать на организации саморегулирования, чем на государственные органы.

В-третьих, разрешение конфликтов при участии СРО обычно обходится сторонам дешевле и занимает меньше времени, чем судебное разбирательство. Поскольку в данном случае процедуры разрешения споров лучше адаптированы к условиям конкретной сферы бизнеса и особенностям взаимодействия между участниками рынка, чем общегражданский суд, а санкции, применяемые организациями саморегулирования, вызывают меньше отторжения, чем исходящие от государства.422

Источники отмечают, что можно смело говорить о том, что эпоха государственного регулирования уходит в прошлое. С 2008 года наблюдается процесс регистрации отраслевых СРО, на которые ложится ответственность за формирование новых стандартов профессиональной деятельности.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» регламентирует отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса СРО, их деятельностью по объединению субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия СРО и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных, региональных и местных органов власти.423

Согласно закона, саморегулируемой организацией признается некоммерческая структура, созданная в соответствии с Гражданским кодексом и законом «О некоммерческих организациях», только при условии ее соответствия ряду требований. Среди них - объединение в составе СРО не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности, если федеральными законами в отношении таких СРО не установлено иное, что соответствует концепции саморегулирования в РФ.

Таким образом, утвержденный правовой акт является законом прямого действия для тех сфер деятельности, которые не регулируются отдельными законами, например, дизайнеров всех направлений деятельности, в том числе графических и рамочным для тех, чья деятельность регулируется законодательством Е. А.Суханов, С. В. Сарбаш, О. М. Козырь, С. А. Денисов, А. В.Егоров, Д. В.Ломакин утверждают как теоретики Концепции развития законодательства о юридических лицах отрицают принадлежность саморегулируемые организации к особой организационно - правовой формой юридических лиц и/или самостоятельной разновидностью некоммерческих организаций.424

Учитывая предположение согласно закона о СРО объединение по профессиональному признаку, ожидалось начало активной работы по организации узкоспециальных партнерств, что уже и происходит, как считает Вероника Шеменева.425

Это в полной мере относится к рынку вообще дизайнерских услуг и в частности графических, которые остро нуждаются в саморегулировании. «В ближайшее время может начаться процесс «отсортировки» проектировщиков, генподрядчиков, архитекторов и других. В каком виде сохранятся существующие сегодня объединения, равноправными членами которых являются и девелоперы, и проектировщики, и поставщики материалов и банки, кредитующие компании, пока неизвестно».

Концепция саморегулирования в Российской Федерации основными функциями института саморегулирования определила следующие:

1. Нормирование и контроль профессиональной (предпринимательской) деятельности своих членов в пределах своей компетенции.

2. Защита профессиональных интересов своих членов в спорах с органами власти и потребителями.

3. Гарантия гражданской ответственности своих членов в минимально установленных размерах.

4. Профессиональная общественная экспертиза законопроектов и проектов нормативных актов Правительства РФ, ведомства и Банка России.

Наличие указанные функций можно наблюдать в стратегии деятельности некоторых некоммерческих профессиональных общественных организаций. Например, отдельные дизайнеры-графики являются членами в созданном в 1991 году Союза Дизайнеров России, созданным специалистами как общественная творческая организация.428 Он представляет собой общероссийское общественное творческое объединение специалистов, работающих во всех видах дизайна, в том числе графического. Союз

Дизайнеров России представляет более 3500 специалистов, осуществляющих творческую деятельность в 64 субъектах России.

Главными целями Союза являются: защита профессиональных интересов; поддержка отечественного дизайна; создание условий для продвижения на потребительском рынке России лучшей продукции; творческих инициатив и прогрессивных идей.

Координацией общественной деятельности Союза занимается Совет Председателей, образованный на выборной основе. В состав Совета входят руководители региональных отделений Союза. Наиболее авторитетные специалисты различных отраслей практического дизайна, теории, образования объединены в Сенат Союза. Исполнительной деятельностью занимаются Президент и пять Вице-президентов, избираемых Ассамблеей Союза сроком на пять лет. Им помогает квалифицированный аппарат технических специалистов и экспертов.

Союз дизайнеров России регулярно проводит мониторинг компаний и специалистов, профессионально работающих на рынке отечественных дизайнерских услуг, определяет лидеров в каждой области дизайна. Параллельно эксперты Союза Дизайнеров России определяют рейтинги отдельных специалистов и фирм, продукцию и услуги которых дизайнеры используют в своем творчестве. Данные рейтинги периодически публикуются в специализированных дизайнерских изданиях. На каждой значительной международной и национальной выставке Союз Дизайнеров России организует профессиональные конкурсы и выявляет лучшие изделия и фирмы с точки зрения совершенства и оригинальности дизайна. Особое внимание уделяется отечественным компаниям, продукция которых постоянно находится в поле зрения российских дизайнеров. Каждый такой конкурс рассматривается как отборочный тур для представления изделий на присвоение знака «Высокий дизайн» и участия в выставке «Лучшая работа в области дизайна».

Похожие диссертации на Правовое регулирование в сфере графического дизайна