Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев Кергилова Елена Николаевна

Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев
<
Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кергилова Елена Николаевна. Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : СПб., 1999 173 c. РГБ ОД, 61:99-13/966-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты приобщения старших дошкольников к этнокультурным традициям 9-49

Глава 2. Особенности освоения детьми 5-6 лет традиций и обычаев алтайского народа (по материалам констатирующего эксперимента).

2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента 50-59

2.2. Особенности представлений дошкольников о традициях и обычаях алтайского народа и эмоциональное отношение к ним 59-67

2.3. Особенности умений детей 5-6 лет отражать этнокультурные традиции алтайцев в разных видах детской деятельности 67-73

2.4. Состояние проблемы воспитания детей на этнокультурных тради циях алтайцев в практике воспитания семьи и дошкольных учреждений республики Алтай 73- 81

Глава 3. Освоение детьми 5-6 лет этнокультурных традиций алтайцев .

3.1. Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы .. 82 - 88

3.2. Организация культурно-пространственной, предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении 88-92

3.3. Формирование интереса и эмоционально-личностного отношения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев 92 -102

3.4. Обогащение представлений детей 5-6 лет об этнокультурных традициях алтайцев 102 -120

3.5. Развитие умений и навыков детей 5-6 лет отражать традиции и обычаи алтайского народа в разных видах деятельности 120-125

3.6. Результаты контрольного эксперимента 125 -133

Заключение 134-137

Библиография 138-153

Приложения 154-174

Введение к работе

Актуальность исследования определяется ростом интереса к духовной культуре народов, развитием национального самосознания. Нивелирование культурных традиций ведет к потере исторической памяти, преемственности поколений и духовного наследия народов (Г.Н.Волков, Д.С.Лихачев, З.И.Равкин и др.).

Признание приоритета национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей требует обоснования аксиологических ориентиров образовательного процесса, определение способов включения в эти ценности с раннего возраста, в период формирования личности ребенка. Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, как наиболее близкие детскому опыту. Усвоение их ребенком обогатит представления об окружающем мире, о культуре не только своего, но и другого народа, вызовет интерес к познанию (Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Н.Ф.Голованова, ЛАХристова и др.).

Традиции связаны с мировоззрением, средой обитания, образом жизни, трудом, творчеством народа (Н.П.Денисюк, В.М.Каиров, И.В.Суханов и др.). Эта целостность должна быть сохранена и в сфере современного образования. Использование отдельных компонентов культуры не делает процесс воспитания эффективным, не формирует в сознании и мироощущении личности представления о культурном наследии народа.

Целостное рассмотрение традиций и обычаев алтайцев в воспитании дошкольников позволит показать особенности их освоения. Традиции и обычаи алтайцев (древнего тюркского этноса) занимают достойное место среди других традиционных культур и содержат как своеобразные, так и общечеловеческие духовно-нравственные ценно сти, которые могут обогатить современную педагогическую науку. Они опираются на мировоззрение и систему ценностных отношений, в которых мир и человек рассматриваются как единое целое. Главное предназначение традиционного образа жизни алтайцев - сохранение единства и гармонии экомира, обеспечивающей жизнедеятельность этноса и заключающей в себе глубокий экологический и нравственный смысл. В центре воспитательных традиций алтайцев стоит ребенок, который призван постичь эти ценности, сохранить и передать дальше.

Возможность комплексного подхода к проблеме социализации дошкольников на основе этнокультурных традиций, неопределенность эффективных педагогических условий этой работы послужила мотивом выбора нами данной темы исследования. Цель исследования. Теоретический анализ и обобщение опыта приобщения детей к этнокультурным традициям, разработка эффективных педагогических условий их использования в практике дошкольных учреждений и семьи (на примере алтайского этноса). Объект исследования. Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к традициям и обычаям алтайского народа. Предмет исследования. Освоения старшими дошкольниками этнокультурных традиций алтайцев.

Гипотеза исследования. Приобщение детей к традиционной культуре алтайского народа может протекать успешно, если:

? определено содержание педагогической работы с учетом воспитательного потенциала прогрессивных традиций и обычаев алтайского народа;

? разработана методика, обеспечивающая активное освоение детьми 5-6 лет этнокультурных традиций народа в единстве когнитивного,

аксиологического и действенно-творческого компонентов жизнедеятельности ребенка;

создана обогащенная культурно-пространственная, предметно-развивающая среда, обеспечивающая «погружение» воспитанников в социокультурный опыт народа;

Задачи исследования.

1. Изучить теоретические аспекты проблемы приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям.

2. Выявить особенности освоения детьми 5-6 лет этнокультурных традиций алтайского народа и состояние практики использования их воспитательного потенциала в дошкольных учреждениях и в семье.

3. Определить эффективные педагогические условия приобщения детей к этнокультурным традициям алтайского народа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- установлена необходимость изучения традиций и обычаев народа как целостного явления, связанного с мировоззрением, образом жизни, трудом, бытом, творчеством этноса;

- разработаны педагогические условия приобщения старших дошкольников к этнокультурным традициям алтайцев;

- доказана их роль в присвоении детьми старшего дошкольного возраста традиций и обычаев алтайцев;

- доказано, что позиция ребенка как субъекта детской жизни позволяет ему становиться сопричастным к традициям близких людей и постигать их с удовольствием.

Практическая значимость исследования:

- разработана и апробирована программа приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайского народа «Росточек». Данная программа и технологии ее реализации могут быть использованы в дошкольных учреждениях тюркоязычных этносов (тувин цев, хакас, шорцев, якутов и др.), которые имеют идентичные этнокультурные традиции в воспитании детей. - методические материалы могут быть применены в профессиональной подготовке педагогических кадров, в системе повышения квалификации воспитателей детского сада. Методологической основой исследования являются философские, историко-педагогические исследования, посвященные изучению этнокультурных традиций как социального феномена, их сущности и значимости в развитии личности и общества; положения психологов об единстве сознания и деятельности; теория культурно-исторического развития личности; данные современной этнопедаго-гики, культурологии, философии, педагогики и психологии этноса. Методы исследования. Использована комплексная методика исследования, включающая анализ философской, историко-этнографической, психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта. Разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Анализ и изучение массового опыта использования этнокультурных традиций алтайского народа в практике семейного и общественного воспитания дошкольников, изучение и анализ продуктов деятельности детей, педагогической документации; группа социологических методов: беседы, опросы, анкетирование.

Достоверность результатов исследования определяется исходными теоретическими позициями в области педагогики, психологии, этнографии; использованием комплексной методики, адекватной целям, предмету и задачам исследования; результатами проверки опытно-экспериментальной программы и педагогических технологий ее реализации, соответствие тенденциям развития передового педагогического опыта.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

1. Алтайский народ обладает ценными воспитательными идеями и богатым содержанием традиций и обычаев, которые имеют как специфическое своеобразие, так и общечеловеческие ценности. Они опираются на природу ребенка, направлены на развитие его личности и вводят в мир тех социальных отношений, субъектом и объектом которых они сами постоянно являются, вызывают живой эмоциональный отклик и помогают активно осваивать социокультурный опыт.

2. Освоение детьми 5-6 лет этнокультурных традиций народа вызывает необходимость систематизации детские представлений о них. С этой целью создана Программа приобщения детей 5-6 лет в дошкольном учреждении и семье к традициям: почитание ребенка, как значимой личности; почитание ребенком своих родителей, семьи, рода, предков; познание им окружающего мира и принятие духовно-нравственных ценностей общества как своих собственных.

3. Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям осуществляется как в педагогическом процессе дошкольного учреждения, так и в повседневной жизни семьи через комплексное воздействие различных компонентов культуры (творчество и искусство народа, труд, игры и т.д.).

4. Важное значение в освоении этнокультурных традиций имеет создание предметно-развивающей, культурно-пространственной среды для активной реализации детьми своих интересов, возможностей в отражении этнических черт в поведении, общении и в разных видах детской деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, результаты и выводы исследования докладывались на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и Министерства образования республики Алтай, на курсах повышения квалифика ции воспитателей, методистов, заведующих при республиканском институте повышения квалификации г. Горно-Алтайска (1995-1999гг). Материалы исследования используются на дошкольном отделении Горно-Алтайского педагогического колледжа при проведении спецкурсов и спецсеминаров, а также изучаются студентами при написании курсовых и дипломных работ. Основные выводы и рекомендации внедрены и используются в детских садах республики Алтай. Программа приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев «Росточек» составляет один из разделов республиканской региональной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в республике Алтай.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Содержит \6Ч страниц основного машинописного текста, таблиц. Библиография включает 199 наименований, из них 2 на иностранном и 5 на алтайском языках. В Приложении представлены таблицы, анкеты для воспитателей и родителей, Программа приобщения старших дошкольников к традициям и обычаям алтайского народа «Росточек», детские сочинения, произведения устного народного творчества, методические пособия.

Задачи и методика констатирующего эксперимента

Опираясь на выявленные наиболее важные воспитательные традиции и обычаи алтайского народа (гл.1 с.43) были выдвинуты цели и задачи констатирующего эксперимента.

Целью констатирующего эксперимента является изучение состояния проблемы приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев в практике воспитания в семье и дошкольных учреждениях республики Алтай.

В соответствии целью выдвигаем задачи:

1. Выявить особенности представлений и эмоционально-личностного отношения детей 5-6- лет к этнокультурным традициям алтайцев.

2. Выявить особенности умений отражать традиции и обычаи своего народа в разных видах детской деятельности.

3. Изучить состояние практики в использовании традиций и обычаев алтайского народа в воспитательном процессе дошкольных учреждений и семьи.

Для решения этих задач был использован 3-х серийный эксперимент. 1-ая СЕРИЯ была посвящена выявлению особенностей представлений и эмоционально-личностного отношения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайского народа, которая включала 3 задания.

Первое задание позволяло выявить особенности представлений детей о традициях и обычаях, связанных с самим ребенком, т.е. знание обычаев: наречения человека именем, наделяя его характерными чертами определенного образа, которые хотели бы видеть у него в будущем; заботливого отношения к ребенку с рождения как к значимому, любимому члену в семье, в роду (хранение его детских вещей, посвящение колыбельной песенки и т.д.).

С этой цель, индивидуально с каждым ребенком, использовалась игра «Интервью для Алтынай».

Ребенку представляется кукла Алтынай, как журналистка, которая хочет познакомится с ним, затем проводится беседа от ее имени: - Как тебя зовут? Почему тебя так назвали? - Знаешь ли ты, как называется год и месяц твоего рождения? Можешь ли ты рассказать о них что-нибудь? Кто тебе об этом рассказал? - У вас дома есть вещи, которые хранятся с момента твоего рождения (если ребенок затрудняется, то ему показываются предметы). При этом задаются вопросы: «Знакомы ли эти вещи, что можешь о них рассказать? Откуда ты об этом узнал?» - Помнишь ли ты колыбельную песенку, которую исполняет тебе мама, когда укладываешься спать? - У тебя есть другие братья и сестры? А кого ты еще так называешь? Как к ним обращаешься?

Второе задание включало 5 проблемных ситуаций «Выручим братьев», которые позволяли выявить представления детей об обычае почитания ближнего, заботы о людях, глубокого двойного почтения к старым, отношение к тем качествам, которые почитает семья, род (щедрость, гостеприимство, скромность, сдержанность и пр.). Есть ли представление о своем роде, об истории и происхождении рода от природных объектов и эмоционально-личностное отношение к этим традициям.

У алтайцев 5 пальцев человека имеют определенное название (Башпарак - большой палец, Бажы-Кырлу - указательный, Орто-Мерген - средний, Обо Чечен - безымянный, Чычаяк -мезинец). В игровой форме с каждым ребенком проводится беседа от их имени. Жили когда-то, очень дружно, 5 братьев, как 5 пальцев руки человека. Но иногда спорили о том, как поступить в том или ином случае. Вот и сегодня поспорили и пришли к тебе. Может быть, ты им поможешь? - Послушай, что волнует старшего брата Башпарака: «Мне всегда говорят, что нужно с уважением и почтением относиться родителям, старшим и другим людям, детям. А я не знаю, как это нужно делать?» Расскажи Башпараку, что нужно делать, а может знаешь слово при обращении старшим? Как разговаривать? Помогать? - Другой брат Бажы Кырлу говорит: «Вчера к нам пришли гости, а я забыл, как нужно было приветствовать и принимать гостей, вести себя. Мне было очень стыдно. Если бы мне кто-нибудь об этом рассказал, то я бы поступал как нужно». - Орто Мерген: «Один дедушка спросил мое имя и сеок. Я сказал имя, а сеок забыл. Тогда он сказал, что человек обязательно должен знать свой сеок и родословную. Кто мне поможет? Пожалуйста, расскажите своем сеоке, может тогда и я вспомню». - Обо Чечен: «Я тоже встретил этого дедушку, он спросил меня, какими людьми своего сеока я горжусь, на кого хочу быть похожим? Думаю, если ты расскажешь о людях своего сеока, то и я вспомню». - «Как вы помните, мама рассказывала нам не только о людях нашего сеока, но и легенду о его происхождении, давайте вспомним. Расска жй легенду о своем сеоке, если, конечно, знаешь, тогда и мои братья вспомнят, выручи нас!» - просит маленький Чичаяк.

Особенности представлений дошкольников о традициях и обычаях алтайского народа и эмоциональное отношение к ним

Перейдем к анализу ответов детей, в которых выявляли особенности представлений и эмоционально-личностного отношения к этнокультурным традициям и обычаям алтайцев (см. таблицу в приложении).

Результаты показали, что детям более знакомы традиции почитания ребенка. Им нравятся традиции алтайцев сохранять детские вещи, игрушки и пр. (15%) городских, (20%) сельских детей имели дифференцированные представления об этнокультурных традициях алтайцев (3 ур.). Например, дети знают, что именно означает его имя, но не осознают, что существует обычай - наделять имя теми чертами характера, которые хотели бы видеть человека в будущем. Например, «Меня зовут Аржан, аржан - это чистый, хороший». (Аржан С). Дошкольники пытались исполнить отдельную строчку колыбельной песенки, рассказать о своей игрушке, игре. Но не связывали свои знания с обычаем народа - бережное отношение к ребенку с момента рождения. Обнаружилось, что данные сведения дети узнают в семье, случайно от бабушки, дедушки.

(25%) городских и (30%) сельских детей показали отдельные, отрывочные представления о традициях и обычаях, связанных с самим ребенком (2 ур.). Дети называли отдельные детские вещи, колыбельную песенку и пр. Например, улыбается, что эта вещь ему знакома, но затрудняется назвать его правильно.

Остальные (60%) городских и (50%) сельских детей (1 ур.) не имели представлений об этих традициях и обычаях, не проявили к ним своего отношения, хотя положительно реагировали на задания экспериментатора - участвовать в игре, в беседе.

Для детей наиболее сложным оказалось задание, где пытались выявить, знают ли дети обычай - называть сестрой или братом не только членов своей семьи, но и родственников по секу (роду). Только (7%) сельских детей в ответах очень неуверенно отметили это. Например, «Мама сказала, что Анвар и Амаду мне тоже братья» (Почему?) ... Не знаю» (Дима К).

Анализ ответов детей на вопросы 1го задания позволяют сделать вывод о том, что традиция почитания ребенка и связанные с ним обычаи как имянаречение, хранение детских вещей с момента рождения и др. частично сохранились в алтайском обществе, о чем свидетельствуют ответы детей. Большинство из них не имеют достаточных представлений, хотя положительно реагируют на задания экспериментатора, детей привлекла необычность подхода к своему имени, ее положительная значимость. Полагаем, что, не акцентируя внимание ребенка на данном обычае, тем самым упускаем возможность, дать почувствовать заботу и любовь к себе.

Забылся в быту семьи обычай почитания родственных связей с детского возраста. Возможно, это объясняется и социальными изменениями в обществе (смешанные браки, соседство с другими обычаями и т.д.). Дети не знают колыбельные песни, фольклор своего народа. Все это обедняет духовное развитие ребенка. Возрождение традиции почитания ребенка способствовали бы освоению детьми нравственной культуры народа, усилению воздействия на чувства ребенка, развитию у него положительных переживаний, помогло бы проникнуться духом взаимной заботы и любви ближнему.

Решение детьми проблемных ситуаций, созданных во 2ом задании показывают следующую картину: большинство из них знают алтайскую игру «Башпарак» и с удовольствием участвуют в ней.

Но лишь (15%) сельских и (8%) городских детей показали некоторые представления об обычае почитания, уважения родителей и других людей, гостеприимства, знание своей родословной, истории (Зур.). Эти дошкольники понятие «уважение» связывают с проявлением таких качеств как, доброта, сочувствие, помощь и пр. Дополняют ответы знаниями этикета обращения старшим на «Вы». С помощью наводящих вопросов взрослого показали знание обычая почтения старых: к ним запрещается обращаться по имени. Однако затруднялись объяснить причину этого.

18% городских и 30% сельских детей показали единичные, поверхностные представления о данных традициях и обычаях, в ответах отмечается знание ими элементарных, бытовых правил поведения и общения. Например, (поздороваться с взрослым, нельзя вмешиваться в их разговор, нужно предложить сесть и др.). Остальные дети не знают о традициях и обычаях почтительного отношения к старшим, старым, выполнении норм и правил поведения, принятых в этническом обществе.

Лучше всего справились с заданием, где выявлялись знания о принадлежности к определенному алтайскому сеоку (роду). 95% детей знают свою родовую принадлежность. Из них 40% городских и 65% сельских отмечали такую существенную родовую связь - переход сеока по линии отца, а сеок мамы как родственные - «таайлар» (дяди, тети), но не знали, что люди, которые принадлежат к одному и тому же сеоку считаются родственниками (братьями и сестрами). Остальные 55% городских и 35% сельских детей хотя и называли свой сеок, но отмечали его как часть своего имени. При помощи взрослого пытались объяснить происхождение сеока. Например, «Я кыпчак, потому что в семье тоже все кыпчаки» (Женя К). Но были единичные ответы детей - 5%, которые затруднились рассказать что-либо о своем сеоке.

Более сложным оказались ситуации, в которых выявлялись представления детей о традициях, связанных с родом, его героями, историей и происхождением рода. В основном называли распространенных национальных героев, героев сказок, легенд. Но знаменитых людей, которыми гордится их семья, род, обычаев, связанных с родом, его происхождением от окружающего мира, дети не отметили. Остальные дети называли героев знакомых сказок, произведений, не связывая с национальной тематикой.

Таким образом, нами выявлено, что представления дошкольников о традициях, связанных с семьей, родом, предками, историей и происхождением рода носят случайный характер и приобретаются в семье. Обнаружено, что представления городских и сельских детей о данных традициях, особо не отличаются. Их ответы выявили различные пути познания обычаев. Полагаем, что сельские дети приобретают знания о роде, этикете и пр. естественным путем в семье, а городские опосредованным - через литературу, рассказы старших. Это указывает на большую начитанность городских детей.

Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы

Опытно-зкспериментальная работа была посвящена проверке выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что освоение детьми этнокультурных традиций алтайцев может протекать успешно, если: определено содержание педагогической работы с учетом воспитательного потенциала прогрессивных традиций и обычаев алтайского народа; разработана методика, обеспечивающая активное освоение детьми 5-6 лет этнокультурных традиций народа в единстве когнитивного, аксиологического и действенно-творческого компонентов жизнедеятельности личности; создана обогащенная культурно-пространственная, предметно-развивающая среда, обеспечивающая «погружение» детей к традиционной культуре алтайского народа.

Целью опытно-экспериментальной работы явилась разработка научных и методических основ приобщения старших дошкольников к традициям и обычаям алтайского народа.

Задачи данного этапа исследования состояли в следующем: 1. Разработать доступное освоению детьми 5-6 лет содержание этнокультурных традиций алтайского народа и определить этапы этой работы. 2. Разработать педагогическую технологию приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайского народа.

Создать культурно- пространственную, предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении для «погружения» детей в социокультурный опыт алтайского народа.

Признание приоритета общечеловеческих и национальных ценностей требует отбора содержания образования, обоснования аксиологических ориентиров образовательного процесса, определение способов включения ребенка в национальный и общечеловеческий опыт. С этой целью нами разработана Программа освоения детьми 5-6 лет этнокультурных традиций алтайского народа и ее назвали «Росточек». Название программы исходит из отношения алтайцев к ребенку, как ростку, о котором метко подмечено в алтайской пословице «Росточек виден в семени, человек в детстве». Основной целью данной Программы является - Подготовка ребенка к активной социальной жизни путем реализации своих сил, интересов и способностей в освоении национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Теоретический анализ научных исследований позволил выделить принципы отбора содержания этнокультурных традиций алтайского народа, положенных в основу программы «Росточек»:

І.При отборе содержания предусматривается интеграция доступных пониманию ребенка исторических и современных знаний об алтайской семье, ее этике с современной их модификацией. Разработка системы взглядов на семью, место в ней ребенка, родителей и других ее членов. Соотнесение субъективного взгляда ребенка с объективными «теоретическими» (А.П.Усова) знаниями о родственных связях, традициях, обычаях. Традиционная культура вводит детей в мир тех социальных отношений, субъектом и объектом которых они сами постоянно являются, и которые вызывают у них живой эмоциональный отклик.

2.Культурологический принцип, согласно которому предусматривается подготовка детей к жизни в определенном культурном пространстве, в условиях диалога культур и народов, их межнационального общения, осознания детьми своей принадлежности к определенной культуре, принятие ее ценностей как своих. В соответствии с этим принципом в программе отобраны знания и средства их преподнесения, обеспечивающие приобщение детей к общечеловеческим ценностям на основе освоения своей национальной культуры. Включены различные по содержанию темы, раскрывающую внешнюю и внутреннюю культуру семьи, лучшие образцы традиций и обычаев алтайского народа, ее ценностей и положительных отношений к «человеку», «природе», «рукотворному миру». Культурное ядро содержания программы составили универсальные, региональные, общенациональные ценности, и отношение к ребенку, как свободной целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей и творческой самореализации.

3.Принцип гуманизма, согласно которому стержнем программы является человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром. Это определяет отбор содержания традиций, раскрывающих ребенку систему представлений о мире семьи, о роли взрослых в воспитании детей; о культуре взаимоотношений и семейной этике; любви к людям и всему живому в сочетании с милосердием, добротой, способности к сопереживанию, готовности оказать помощь и сострадание.

Организация культурно-пространственной, предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении

Учитывая необходимость использования многофункциональной роли среды (как носителя информации, места обитания, как ключа к познанию и воспитателя ребенка), решали следующие задачи: Организация педагогического просвещения педагогов и родителей посвященного современным проблемам воспитания детей на традициях и обычаях народа, пониманию роли и места их в воспитательном процессе, созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям «погружаться» в этническую атмосферу и стимулирующей развитие самостоятельности и творчества детей.

С этой целью, исходя из выводов констатирующего эксперимента по данному вопросу воспитателям дошкольного учреждения, были прочитаны цикл лекций на тему: «Роль традиционного воспитания народа в содержании дошкольного образования», где были затронуты вопросы - о значении народных традиций в воспитании детей дошкольного возраста; О содержании положительных традиций алтайского народа и их использовании в воспитании детей дошкольного возраста в педагогическом процессе детского сада и в семье.

С воспитателями были проведены семинары по ознакомлению педагогов с методикой приобщения детей к традиционной культуре алтайцев, итогом которых явилось овладение воспитателями не только содержанием традиционного воспитания, но и организацией предметно-развивающей среды, методами и формами реализации программы освоения детьми традиций и обычаев алтайского народа.

В семинаре «Роль среды в воспитании детей на основе традиций и обычаев народа» решались следующие задачи: среда - носитель информации и среда обитания ребенка. Воспитатели выступали с сообщениями на темы:

- обогащение речи воспитателя фольклорными произведениями, их использование в общении с детьми во всех режимных моментах (приме детей, зарядка, умывание, прием пищи, самостоятельные игры, прогулка и т.д.);

- облик педагога и окружающих детей людей: отражение национального образа (ношение национального костюма или его отдельных деталей в одежде в детском саду и дома, использование важнейших ритуалов общения алтайцев и т.д.);

- сбор национальных предметов, изделий и их использование во время самостоятельных игр детей, и в повседневной жизни детского сада и дома. Например, (обед, ужин и т.д.) подают из национальной посуды, ребенок видит их функциональное назначение; включение в питание национальной еды, чтобы ввести в детском саду естественную обстановку образа жизни алтайцев;

- оформление детского сада в национальном стиле, присутствие предметов культуры другого народа с целью интернационального воспитания;

- постоянный обмен информацией педагогов между собой по данной проблеме - (проведение семинаров-гфактикумов, консультаций, открытых занятий, игр, утренников и др. мероприятий);

- использование развивающих игр с национальной тематикой, использование различных зон в самостоятельном творчестве детей в отражении этнокультурных традиций, привнесение новых атрибутов и обыгрывание игровых ситуаций;

- оформление необходимых наглядных пособий - альбомов, атрибутов к сюжетно-ролевым, подвижным играм, играм- драматизациям, создание учебно-наглядных пособий и их периодическое обновление;

- постоянное сотрудничество педагогов с родителями - оформление тематических выставок, папок передвижек, консультаций, индивидуальных бесед, проведение родительского собрания, на котором раскрываются все стороны воспитания детей на традициях и обычаях народа. Ознакомление их с результатами констатирующего эксперимен-та и задачами опытно формирующей работы.

В процессе проведения данных мероприятий в дошкольном учреждении у педагогов создался положительный настрой к предстоящей опытно-экспериментальной работе, возник интерес воспитателей к будущей работе. Это выразилось в том, что педагоги активно обсуждали данную проблему друг с другом, задавали экспериментатору интересующие их вопросы.

Похожие диссертации на Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев