Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края) Гуняга Надежда Анатольевна

Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края)
<
Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края) Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края) Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края) Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края) Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края) Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края) Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края) Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края) Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гуняга Надежда Анатольевна. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Ростов н/Д, 2001 189 c. РГБ ОД, 61:02-13/377-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Развитие теории воспитания экологической культуры личности .

1.1. Историко-философский и гуманитарный аспект становления экологии как науки, развития отношений в системе «человек — природа» 13

1.2. Экологическая культура и проблемы ее воспитания как предмет психолого-педагогических исследований 21

Выводы по 1 главе 46

ГЛАВА 2. Процесс воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста .

2.1. Процесс экологического воспитания как целостное педагогическое явление. Структура, сущностные характеристики 49

2.2. Программа воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на материале природы родного края 76

Выводы по 2 главе 87

ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование эффективности процесса воспитания основ экологической культуры на материале природы родного края .

3.1. Состояние основ экологической культуры у старших дошкольников 90

3.2. Специфика построения процесса воспитания основ экологической культуры дошкольного возраста (на материале природы родного края) 115

3.3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы 133

Выводы по 3 главе 148

Заключение 150

Список литературы 153

Приложение 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе в канун XXI века. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное, социальное и культурное окружение. Природо-личностная взаимосвязь естественным образом повлияла и на внутренний мир человека, разрушая его ценностные ориентиры, установки, потребности. Проблемы экосистемы стали предметом изучения в теории различных наук - естественнонаучных, философских, педагогических, психологических, культурологических.

Проблемы взаимоотношения общества и природы получают развитие в работах A.M. Галеева, И.Д. Лаптева, М.М. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, С.Н.Соломина, Е.К. Федорова и др. Вопросы теории и практики экологического образования нашли отражение в исследованиях Т.В. Барсуковой, Т.В. Васильевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и др. Необходимость кардинальных изменений в отношении человека к проблемам экологии получает научное обоснование в учении В.И.Вернадского о ноосфере, согласно которому новые отношения с природой возможны лишь на основе усиления гуманно-биологического смысла образования и воспитания с детских лет.

Положения о единстве воспитания экологической и эколого эстетической культуры личности нашли отражение в работах С.Н.Булгакова, В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилева, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, а также И.Гете, И.Канта, Ф. Ницше, М.Хайдеггера, А.Швейцера, О. Шпенглера и др.

Исследования ведущих психологов (ЛИ. Божович, Ж. Готфруа, С.Д. Дерябо, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, К. Роджерс и др.), выявляют внутренние механизмы в качестве важнейших в процессе экологического воспитания личности уже с детских лет. Экологическая культура в современном мире приобретает первостепенное значение для сохранения жизни на Земле.

Вопросы воспитания экологической культуры в системе образования и сохранения окружающей среды постоянно поднимаются на международном, федеральном и региональном уровнях: вошли в программу ЮНЕСКО "Человек и биосфера", "Программу ООН по окружающей ере-де" (ЮНЕП). Ведущие Международные проекты ("Мировая культура", "Экологическое образование в Европе", "Экологическая культура") и др. Они обращены к взаимодействию культур народов Европы и мира, постижению смысла единства Природы и Человека, что способствует формированию единого образовательного пространства Европы (68, 79, 104). Решение глобальных экологических проблем возможно на основе обращенно сти педагогической науки к вопросу воспитания экологической культуры личности. Многообразие аспектов развития экологического воспитания и образования свидетельствуют о качественно новом этапе в педагогической науке.

Общетеоретические тенденции, сформированные в различных сфе рах науки, находят новое развитие в дошкольной педагогике. В теории дошкольной педагогики складывается системный подход к решению проблем экологического воспитания дошкольников, разрабатываются содержание и технологии. Проблемам экологического воспитания дошкольни-ков посвящены исследования Э.И.Залкинд, Л.Ф. Захаревич, Е.И. Золото-вой, JLC. Игнаткиной, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.А. Хайдуровой и др.

На современном этапе в деятельности дошкольных образовательных учреждений функционируют: - комплексные программы: "Детство", "Развитие", "Радуга", «Эко логия детства» и др.;

- парциальные программы экологического содержания: "Мы Н.Н. Кондратьева, "Юный эколог" - С.Н. Николаева, "Паутинка" - Ж.Л. Васякина, "Наш дом - природа" - Н.А. Рыжова, "Планета - наш дом" - И. Белавина и Н. Найденская, "Мы открываем мир" - Т.Климова и Н. Таранова и др.;

- новые воспитательно-образовательные технологии: Л.А. Венгер, Д.В. Эльконин, Т. Доронова, С.Якобсон, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, О.Ю. Тютюнник, A.M. Федотова.

Однако анализ данных программ позволил выявить пробелы, ос-тавшиеся не разрешенными в дошкольной педагогике. В частности, вопросы эколого-культурного воспитания дошкольников остаются на современном этапе недостаточно разработанными. Не ясным остается и вопрос о целостном процессе формирования основ экологической культуры дошко ч

льников и использования природных объектов и явлений как педагогических средств, обусловленных региональными природоведческими и экологическими особенностями среды жизнедеятельности ребенка.

Следует констатировать факт, что за последнее время чаще стали появляться исследования, раскрывающие особенности экологического воспитания дошкольников в среде родной природы (Г.П. Гусева, Т.Климова, Н.В.Сурина, Н. Таранова, А.В. Черная и др.). Вместе с тем, анализ федеральных программ выявляет недостаточную обращенность к краеведческому материалу в экологическом воспитании дошкольников.

Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, обусловивших проблематику и цель исследования:

-между актуализацией экологического образования и воспитания на уровне мирового сообщества и продолжающейся эволюцией экологического кризиса, охватившего все страны; -между необходимостью единства экологического и эколого-эстетического воспитания и реальным экологическим уклоном, при этом потребительским, безразличным отношением к объектам природы, проявление жестокости не только взрослыми, но и детьми;

-между- особой значимостью воспитания экологической культуры в период детства и недостаточной разработанностью теоретических и практических положений обозначенной и исследуемой нами проблемы, что актуализирует необходимость исследования теории и технологий воспитания экологической культуры на материале родной природы.

Актуальность и неразработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования "Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на материале природы родного края?\

Объект исследования - процесс воспитания основ экологической культуры ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследования - содержание и технологии воспитания ос т нов экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.

Цель исследования - разработка педагогических условий воспита к ния основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами природы родного края.

Гипотеза исследования - мы предположили, что воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если:

- природа родного края является активным средством экологического воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с ней; V - актуализируются индивидуальные интересы ребенка, их положительно-эмоциональные переживания, чувства, личный опыт и охранительно-сберегающие отношения к природе;

- содержание программы "Лазорик" заключает в себе самоценность природы и ценностно-ориентированные способы ее познания, побуждающие к целостному восприятию, чувствованию, осмыслению и позитивному взаимодействию с ней;

- технология "Погружения" в природу как среду жизнедеятельности ребенка, построенная на принципах целостности, системности, последовательности, опережения;

- взаимодействие педагогов и родителей ребенка будет осуществляться по принципу равноправных субъектов воспитания у него основ эко логической культуры.

Исходя из цели и положений гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ методологических, историко-философских положений теории педагогики в системе "Человек-Природа" и проследить процесс развития экологического воспитания.

2. Выявить потенциальные возможности и роль краеведческого материала как средства экологического воспитания.

3. Обосновать и экспериментально апробировать программу Лазорик" и технологию "Погружения" в природу, обеспечивающих в ус ловиях ДОУ воспитание основ экологической культуры старших дошколь ников.

Методологическую и теоретическую основу исследования со ставляет совокупность естественно-научных и философских взглядов на мир, как единое изначально гармоничное целое; на человека, как неотъемлемый компонент Мировой гармонии; о роли природной и социальной среды в воспитании личностной культуры. Исследование данной проблемы опирается на положения:

- естествоиспытателей и философов о гармонии взаимоотношений человека с окружающей средой (В.И. Вернадский, А. Печчеи, Н.Ф. Рей-мерс, П. Тейяр-де-Шарден);

- классиков педагогики о важности общения ребенка с природой (А. Дистервег, Л. Каменский, Ж. Руссо, В. Сухомлинский, К. Ушинский);

-1

- психологов о единстве знаний, чувств и деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);

- современных педагогических исследований о формировании экологических представлений, экологической культуры у дошкольников (Н. Кондратьева, С, Николаева, А. Федотова и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач на различных этапах исследовательской работы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:

- теоретический анализ научных и учебно-методических источников по проблеме исследования;

- наблюдение, естественный эксперимент, использование проблемных ситуаций, беседы по вопросам, эмпирические методы, анкетирование педагогов и родителей;

- формирующий эксперимент: разработка модели педагогической технологии "погружения в природу родного края" и ее апробация;

- анализ творческих работ и других продуктов деятельности детей.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1992-1993г.г.) включал изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников; анализ практического опыта воспитания основ экологического воспитания дошкольников; анализ практического опыта воспитания основ экологической культуры дошкольников на материале природы родного края; были определены цели и задачи исследования, сформулирова на гипотеза.

Второй этап (1993-1994гг.) включал выявление и структурирование экологической культуры старших дошкольников, отбор содержания парциальной программы "Лазорик", определение составляющих "Модели воспитания" основ экологической культуры у старших дошкольников. 

Третий этап (1994-1998г.г.) включал апробацию педагогической технологии "Погружения в природу" и сравнение содержания экологических представлений у дошкольников в городской и сельской среде.

Четвертый этап (1998-2000г.г.) был посвящен обработке полученных результатов опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы, оформлялись результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- сформулировано понятие «экологическая культура дошкольников» -качественное новообразование личности, которое предполагает единство эмоционально-чувственного отношения и осознанной практической деятельности, базирующихся на его экологических представлениях;

- теоретически обоснована возможность целостного восприятия и познания ребенком-дошкольником природы родного края на основе личностно-ориентированного подхода;

- определены и обоснованы принципы отбора содержания воспитания основ экологической культуры старших дошкольников: научности, гуманизации, регионально-краеведческий, интеграции, историзма, проблемности, личностно-деятельностного подхода;

- теоретически обосновано содержание экологического воспитания в региональном контексте как педагогическое средство развития личности дошкольника;

- определены теоретические подходы к разработке новой для дошкольной педагогики технологии «Погружения» в природу родного края, как среду жизнедеятельности ребенка, где охранительно-сберегающее взаимодействие является основным способом воспитания у него основ экологической культуры;

- разработана теоретическая модель регионального непрерывного экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, основанная на взаимодействии педагогов и родителей как равноправных субъектов воспитательного процесса.

Практическая значимость заключается в том, что разработана целост-ная система экологического воспитания старших дошкольников на материале природы родного края:

- содержание программы экологического воспитания старших дошкольников «Лазорик»;

- технология "Погружения" в природу родного края, ее последовательные этапы: перспективное, тематическое и блочное погружение;

- определены формы и методы обеспечения целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, способствующего воспитанию основ экологической культуры старших дошкольников;

- разработаны методические рекомендации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников;

На защиту выносятся следующие положения:

1. Объекты и явления природы родного края выступают педагогическим средством воспитания основ экологической культуры дошкольников в контексте личностно-ориентированного подхода, раскрывающего самоценность природы и ценность охранительно-сберегающих отношений с ней.

2. Содержание программы экологического воспитания «Лазорик», побуждающее к целостному восприятию, чувствованию, осмыслению и позитивному взаимодействию с природой. Цель этой программы заключается в воспитании основ экологической культуры старших дошкольников и приобретении ребенком охранительного опыта взаимодействия с природой. Ос 12

новными компонентами программы выступили: объекты и явления живой и неживой природы, представленные в целостной экосистеме; способы познания, проявления сберегающего отношения.

3. Технология "Погружения" в природу, построенная на основе взаимосвязей перспективного, тематического и блочного погружений, на принципах целостности, системности, последовательности, опережения, повышает эффективность воспитания основ экологической культуры.

4. Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания основ экологической культуры. Формами взаимодействия ДОУ и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии в природу, акции в природе, совместные спектакли, ИЗО-работы.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается применением комплекса взаимодействующих методов, адекватных предмету и задачам исследования, широкой выборкой данных фактического материала, его качественным и количественным анализом, подтверждением полученных результатов опытно-экспериментальной работы.

Базой исследования являлись: ДОУ №220 "Фестивальный", г. Ростов н/Д; ДОУ "Колобок" Тацинского района Ростовской области. В эксперименте приняли участие 100 детей старшего дошкольного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследований. Материалы исследования обсуждались на заседаниях лаборатории педагогического образования Донского педагогического колледжа, на научно-практических конференциях в ДПК, на заседаниях рабочих секций при проведении XVII-IXX Южно российских психолого-педагогических чтении; научно-теоретических конференциях; использовались при подготовке студентов в ДПК. Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. 

Историко-философский и гуманитарный аспект становления экологии как науки, развития отношений в системе «человек — природа»

Тысячелетие труда, борьбы человека за свое существование имеют результатом не только замечательные достижения цивилизации, но и существенные изменения в окружающей среде. Большинство вопросов, составляющих содержание экологической проблемы, возникало перед обществом в той или иной степени на протяжении всей истории. Со времени появления человека на Земле, влияние его на биосферу постоянно росло.

В условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели глобальный характер (10, 7).

Современное человечество пришло к осознанию необходимости разумного перспективного развития (Римский клуб, 1972г.) и сохранения жизненно необходимой природной среды.

Процесс миропонимания прошел сложный путь: от натуралистического движения, к охране природы и природоохранительному просвещению, а затем к экологическому образованию и экологической культуре. Это движение не было стихийным, оно опиралось на убеждения, традиции и ценности культуры. Осмыслить историю этого пути, углубляя, уточняя представления о подлинных истоках величия и трагедии общения человека с природой мы считаем необходимым. При этом для нас являются важными известные пушкинские строки: "...уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости" (42: 7).

Область знания - "экология" охватывает сферу взаимодействия человека и природы. "Древо" экологического познания возникло на перепутье наук о живом. Корни "экологии", как отдельной науки, уходят в глубокую древность. Наскальные изображения первобытных эпох - письменное свидетельство того, что интерес человека к окружающему миру был велик. Современному ученому такие рисунки представляют возможность судить о повадках и облике животных, о проблемах первобытного человека - по существу экологических.

Экологические представления возникли и развивались под влиянием запросов практики. Так, ценные сведения содержат древние египетские, индийские, тибетские и античные европейские письменные источники. Данные об изменении численности животных и об охотничьих запретах можно найти в "Рамаяне" и "Махабхарате", относимых к 6-7 векам до нашей эры. В этих древних сказаниях имеются сведения о повадках и образе жизни примерно 50-ти видов животных.

Предыстория экологии охватывает античный период и эпоху возрождения.

Начиная с V века до нашей эры проблема взаимоотношений в природе, отношение природы и человека, особо рассматривалась в работах Гиппократа и его учеников, а затем Платона, Ксенофонта, Аристотеля, Страбона и Галена. Античный философ Аристотель в своих многочисленных трудах одним из первых рассматривает животных в связи с их местообитанием. Хотя Гераклит еще до Аристотеля указывал на существование всеобщей связи в живой природе, на вечную подвижность и изменчивость.

Экологическая культура и проблемы ее воспитания как предмет психолого-педагогических исследований

Неразрывная физическая и духовная связь человека и природы очевидна. Человек как существо, являющееся продуктом эволюции природы, для сохранения своей жизни призван находиться в процессе постоянного обмена с ней. При этом, как показывает история нашей цивилизации, человек взял на себя активную роль в своей среде обитания, модифицируя ее, приспосабливая под себя. Среда жизнедеятельности человека - биосфера в последние десятилетия претерпевает многочисленные изменения и большинство из них негативные.

Позитивное взаимодействие человека с окружающей средой обусловлено экологическим мировоззрением человечества, требует определенных экологических знаний, должного уровня экологической культуры.

Термин "экология культуры" впервые предложил академик Б.Т. Лихачев в 1980 году. Несоблюдение законов культурной экологии, по его мнению, приводит к нравственной, духовной деградации общества. Одна (культура природная) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) без природной культуры не может существовать (98).

Сущность понимания понятия проблем "экологической культуры" состоит в осмыслении взаимодействия общества и природы.

Ряд исследователей (С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова) выделяют несколько этапов развития и распространения экологической культуры в нашей стране (42: 122-123).

На каждом этапе экологическая культура вбирает в себя все созданное человечеством. Именно это делает ее устойчивой, выраженной в нравах, нравственности (43: 63).

Человечеством все более предпринимаются попытки восстановления традиций предков во взаимодействии общества и природы. Однако для преодоления существующего экологического кризиса необходимо разумное осмысление и единение человека и природы. Такое единение предполагает высокую культуру личности, ее чистоту, всесторонность развития, что вбирает экологическую грамотность, осознание ответственности за сохранение Планеты.

Относительно понятия "экологическая культура" в науке еще продолжаются споры. Так, анализ философских и педагогических исследований по проблеме выявляет различие подходов в определении этого понятия, ее признаков, отражает разные направления развития теоретических исследований в аспекте общей культуры.

Исследования A.M. Галеевой, О.А. Караченцева, М.Л. Курок, П.Н. Носова, А.Н. Фалеева в содержание понятия "экологическая культура" включают: предметные результаты освоения и преобразования природы; результаты духовной субъективной деятельности; рациональное поведение в природе.

Для сторонников "личностного" подхода "культура" есть личностный аспект человеческого бытия, обусловливающий процесс творческой деятельности, творение гуманного человеческого мира. Культура, согласно данному подходу, являет средство формирования способностей, потребностей, социальных чувств и сил. В русле такого подхода экологическая культура, по А.Г. Пырину, - это "творческая сознательная деятельность людей по освоению и сохранению (охранению) жизненно необходимых ценностей природной среды (экологических ценностей)" (8),

Как меру раскрытия сущностных сил человека, проявляющихся в его деятельности - практическом отношении к природе, определяет экологическую культуру Л.Н. Коган. Этой же точки зрения придерживаются А.Г. Маслеев, А.П. Скрипка и др.

Нетрадиционный подход к определению экологической культуры выдвинул К. Стошкус. Он считает, что к экологической культуре "можно подойти с экологической и культурологической стороны, т.е. можно исследовать как культуру экологической деятельности и как экологический аспект развития культуры".

Такой подход, по его мнению, позволяет рассматривать экологию как особый специфический объект исследования, отделяемый от экологии и культурологии, а экологическая культура, с точки зрения исследователя, предстает как: уклад и уровень достижений в сохранении природных условий существования общества; своеобразная сфера человеческой деятель ности, направленная на сохранение этих условии.

Ряд авторов определяют экологическую культуру с позиции объединения имеющихся в культурологии направлений исследований. Э.В. Ги-русов представляет культуру как "совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, обеспечивающих прогресс общества", а экологическая культура как часть общей культуры (39).

Как управляемый педагогический процесс многоаспектного взаимодействия детей - активных субъектов деятельности с окружающей действительностью определяет экологическое воспитание Г.В. Буковская.

Процесс экологического воспитания как целостное педагогическое явление. Структура, сущностные характеристики

Дошкольный период жизни для ребенка - время постижения окружающего мира во всем его многообразии, и природа при всей ее внутренней сложности является здесь самой доступной и в восприятии, и в понимании.

В связи с современной гуманизацией образования и воспитания актуализируется роль среды, и в том числе природной.

Природа - совокупность естественных условий существования человеческого общества. Наука выделяет следующие природные компо ненты: живая природа, куда входят все живые существа и неживая природа, образующая среду обитания живой природы.

Природно-развивающая среда представляет собой совокупность конкретных природных объектов и их комплексов, с которыми личность вступает в реальное или идеальное взаимодействие, обусловленное тем или иным субъективным отношением, а также комплекса возможностей для личного развития, который обеспечивается данным окружением (43: 47).

Взаимодействие со средой, в том числе природной - это любые формы контакта индивида (позитивного или негативного) с окружающими его предметами, объектами природы, людьми с целью реализации своих потребностей.

Известный педагог В.А. Сухомлинский пропагандировал активное использование краеведческого материала, объясняя целесообразность воспитания через природу уникальной возможностью использования подсознательного в психике человека, а также опорой на наглядность и доступность, возрастными возможностями детей. По мнению ученого, природа -богатый источник знаний об окружающем мире и обществе, эмоциональная основа формирования научного мировоззрения, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Особенно ярко вся прелесть родного края открывается перед человеком в детстве. И эта красота сопровождает человека всю его жизнь. "Предстают перед глазами картины родной природы, и чаще бьется сердце, потому что родная природа входит в нашу душу как колыбель бытия, как чистый источник, из которого мы впервые напились живой воды... , -пишет В.А. Сухомлинский (44).

Примером позитивного влияния раннего общения с природой на ребенка являются творения великих поэтов, писателей, музыкантов, художников (И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Шаляпин, И. Мичурин, К. Паустовский, П. Чайковский и др.)

Проблема взаимодействия общества с природой стала предметом исследования уже античных мыслителей. Родоначальником учения о зависимости развития человеческого общества от окружающих природных условий считается Гиппократ, который в своих трудах отмечает взаимосвязь климата и национального характера, а также состояние здоровья населе ния.

Наиболее полно влияние природы на общество осветил И. Болтин уже в 18 в. По его мнению, климат воздействует через тело человека на его душу совместно с другими обстоятельствами: горами, болотами и т.д.

Подходы К. Вэра при рассматривании влияния природы на общество более разносторонние. По мнению автора место жительства человека "должно доставлять ему материал, на котором он мог бы упражнять и развивать свое искусство". При этом К. Вэр устанавливает зависимость между развитием народов и различиями физических условий местности. По его мнению горы разделяют людей, реки нет. Косвенно рельеф влияет на человечество через климат.

Одним из множества достоинств природы является ее динамичность. И эта яркая ее особенность делает природу более доступной и интересной, привлекательной для дошкольников. Положение академика И.П. Павлова о том, что однообразные раздражители усыпляют человека, еде лать воспитательный процесс увлекательным и динамичным помогает природа - постоянно меняющаяся и непредсказуемая.

Состояние основ экологической культуры у старших дошкольников

Цель констатирующего эксперимента - выявить степень выраженности внешнего реального проявления экологической культуры у старших дошкольников в ДОУ; уровень экологических представлений у детей.

Учитывая неоднородный состав жителей Южного Региона в социальном (сельские и городские районы) и природном (преобладание степной зоны; наличие лесных массивов, водных бассейнов и т.п.) мы сочли необходимым провести эксперимент в несколько этапов с целью получения разнообразных данных, влияющих на эффективность поставленной нами цели.

Констатирующий эксперимент, проведенный в дошкольных образовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, состоял из двух этапов: - первый этап: май-июнь 1993 года д/с "Колобок" Тацинского района Ростовской области; - второй этап: июль-август 1994 года ДОУ 220 г. Ростова-на-Дону.

Для достижения поставленной цели использовался комплекс диагностических методик: беседы по разработанным нами вопросам, решение проблемных ситуаций, элементы дидактических игр, практические задания, анализ детских рисунков, анкетирование родителей и педагогов старших групп.

СЕРИЯ 1. Беседы по вопросам с использованием иллюстраций и элементов дидактической игры.

Ниже приведенные беседы проводились с целью выявления у старших дошкольников: особенностей экологических представлений о природе и, в частности, о природе Донского края; - умение прослеживать некоторые взаимосвязи в природе и место человека в ней; - оценочных суждении позитивного и негативного воздействия человека на мир природы; - степень выраженности внешнего реального проявления экологической культуры.

ВАРИАНТ А

Детям предлагается набор иллюстраций с объектами растительного и животного мира.

Задание 1. Выбери карточки, на которых изображены растения. Задание 2. Сгруппируй эти растения по каким-либо важным при знакам.

Вопросы: 1. Как ты думаешь, где могут расти эти растения? 2. Какую роль играют растения в жизни человека? 3. Какие растения растут рядом с твоим домом? 4. Какие лекарственные растения ты знаешь? Зачем они нужны? 5. Назови растение, которое тебе больше всего нравится, почему?

Для анализа ответы дошкольников были сгруппированы следую щим образом: - полный - ответ, передающий основное содержание вопроса в соответствии с требованиями Госстандарта и дополненный высказываниями старших дошкольников, отражающими всестороннее знание; - достаточный - краткий ответ, отражающий суть вопроса и конкретные экологические представления старших дошкольников, а также до _ полненный высказываниями последних; неполный - ответ, содержащий отрывочные, поверхностные представления о поставленном вопросе; неправильный - ответ, в котором не имеют места конкретные представления по существу вопроса; нет ответа - отсутствие реакции на вопрос.

Похожие диссертации на Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (На материале природы родного края)