Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция исламских банков и их роль в становлении рыночных отношений в Республике Таджикистан Хайров, Шукрулло Курбоналиевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хайров, Шукрулло Курбоналиевич. Эволюция исламских банков и их роль в становлении рыночных отношений в Республике Таджикистан : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Хайров Шукрулло Курбоналиевич; [Место защиты: Тадж. гос. ун-т права, бизнеса и политики].- Худжанд, 2012.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-8/2509

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исламской экономики и особенности банковской системы мусульманских стран

1.1. Сущностная характеристика исламской экономической модели и зарождение её финансовых институтов 9

1.2. Закономерности и особенности формирования и принципы функционирования исламской банковской системы 24

1.3. Исламская этика основа модели развития банковской сферы 39

Глава 2. Методологические подходы к государственному регулированию банковского сектора национальной экономики

2.1. Методология формирования и особенности функционирования исламских банков 59

2.2. Кредитная политика и её осуществления на принципах шариата 71

2.3. Необходимость и значения государственного регулирования банковской сферы национальной экономики 83

Глава 3. Роль исламских банков в становление рыночных отношений в Таджикистане

3.1. Пути повышения эффективности механизма реализация кредитных ресурсов Исламских банков в Таджикистане 91

3.2. Адаптивность банковской сферы исламской экономики к условиям глобального финансового кризиса 112

3.3. Условия перспективного расширения сферы деятельности исламских банков в национальной экономике Республики Таджикистан 132

Выводы и предложения 146

Список использованной литературы 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Национальная экономическая система в странах исламского мира функционирует наряду с общераспространёнными объективными экономическими законами на основе принципов, вытекающий из Шариата - канона мусульманской жизни. Исламская экономическая модель адресована не только странам, где проповедуется ислам, но и другим - с монотеистическими религиями -иудаизм, христианство, ибо в них, как в исламе, запрещён ссудный процент. Идея формирования исламской экономики состоит в нахождении альтернативных решений актуальных современных проблем развития банковского сектора национальной экономики. При этом разработкой теоретических основ формирования и развития исламской экономики занимаются учёные-экономисты, как на Западе, так и на Востоке, а ряд принципиальных положений этой модели нашли применение на практике. Но вместе с тем, в значительном числе исследований по исламской экономике основной акцент делается на финансовые проблемы деятельности исламских банков. Исламские банки являются одним из реальных институтов исламской экономической системы.

К концу 2008 года в мире функционировали более 450 исламских банков с общим активом более 1 трлн. долларов, а ежегодный оборот их возрастает в среднем на 20-25%. Большая их часть расположена в зоне Персидского залива в странах экспортёров нефти. Бахрейн считается центром сосредоточения исламских банков. Но вместе с тем, назвать точное число банков весьма трудно, ибо не все банки, называющие себя исламскими, в полной мере соответствуют требованиям Шариата. Исламские банки, страховые (такафул) компании, специализированные фонды, исламские облигации (сукук ) стали неотъемлемой частью финансового рынка западных государств. В Англии функционирует 5 исламских банков и 1 исламская страховая компания, а в 17 британских банках открыты «окна», предоставляющие исламские финансовые услуги.

В США действуют 2 исламских банка и прогнозируется открытие их в Италии, Франции, Швеции и других западных государствах.

Доля исламских банков на рынке банковских продуктов и услуг исламских стран составляет от 10 до 30%, в Саудовской Аравии - 15%, в Малайзии, Кувейте и Катаре - 20%, Судане - 30%. Начиная с 1997 года, Республика Таджикистан стала пользоваться услугами, оказываемыми исламскими банками, но пока их доля на внутреннем банковском рынке весьма незначительна. Потенциал развития исламских банков связан, прежде всего, с ростом численности мусульманского населения, проживающего в 58 странах мира, которое в начале XXI века составляет более 1,6 млрд. человек. Исламские банки в период мирового финансово-экономического кризиса выдали кредитов вдвое больше, чем обычные банки. Следовательно, доля исламских банков на кредитном рынке на этом отрезке времени продолжает расти, а при общем

1 Сукук (ед.ч. - сакк) - ценные бумаги, удостоверяющие долю в праве собственности на базовый актив, который генерирует прибыль, а также право на получение прибыли, которую приносит данный актив.

снижении кредитных ставок, в исламских банках этого не произошло. От кризиса исламские банки пострадали меньше, чем традиционные.

В связи с этим теоретическая разработка вопросов развития банковского сектора национальной экономики и повышения их роли в становлении цивилизованных рыночных отношений в мусульманских странах мира, включая Таджикистан, является весьма актуальной. К исламским банком значительно повысился интерес в связи с развивающимся глобальным финансово-экономическим кризисом, ибо они обеспечили финансовую стабильность экономики в своих странах и устойчивость всей исламской банковской системы.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические вопросы формирования и развития исламских банков и их роли в национальной экономике мусульманских стран изучены такими учёными, как: М. Икбал, М. Сибаи, М. Каддафи, Д. Афгани, С. Гилани, М. Н. Сиддики, Р. Эрдоган, М. А. Зарка, М. У. Чапра,А. Шариати, С. Кутб, С. X. Наср, X. Рафсанджани, М. Э. Даруза, С.Х. Камилев и другими.

При исследовании теоретических вопросов исламской экономической модели функционирования банков большинство российских исследователей концентрируют своё внимание на сравнительной характеристике исламских банков с традиционными банками. Среди них следует выделить труды А.В. Малашенко, Р. И.Беккина, А. Ю. Журавлёва, Г. Ф. Нуруллиной, М.Э. Калимуллиной и других.

Тематика исламской экономики и проблемы исламских банков в последнее десятилетие получает всё большее освещение. Так, Л.Р. Сюкияйнен и А.И. Ионова рассматривают правовые аспекты исламской экономики, Г.Н. Хадиуллина - вопросы влияния ислама на социально-экономические воззрения зарубежной татарской диаспоры, А.Ю. Журавлев, В.В. Павлов, Е.Н. Мирошник являются авторами монографий по исламскому банковскому делу, а работы Р.И. Беккина посвящены комплексному анализу исламской экономической модели. Наблюдается рост публикаций на тему исламских финансовых продуктов: сукук (А.А. Казаков, СБ. Пахомов, С.К. Искаков), мурабаха (P.P. Вахитов), исламского подхода к организации рынка ценных бумаг (М.И. Яндиев), учёта исламских финансовых институтов (И.В. Хорошилова). исламской этики бизнеса, ( Г.Ф. Нуруллина), влияния исламских финансовых институтов на экономический рост( A.M. Чумакова).

Из отечественных учёных: Т. Махмадназарбеков - «исламский социализм», Д. Усмон - «ислам и политика», X. X. Алишоев -«концептуальные основы учений об исламской экономике» и др.

Методика и методология иследования. Методологической основой диссертации являются сравнительно-исторический, проблемный и прогностический методы исследования.

Теоретические основы данного исследования сформировали научные труды ведущих отечественных и зарубежных исследователей в области

2 Мурабаха - сделка, при которой банк или иной финансовый посредник приобретает необходимый клиенту актив у продавца и продаёт его клиенту с отсрочкой платежа.

исламской экономической модели, управления финансами и банковским сектором, а также разработки, посвященные проблемам выживания исламских банков в условиях глобального финансового кризиса.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы раскрыть эволюцию исламских банков и на основе проведения сравнительно-экономического анализа определить их роль в становлении рыночных отношений в национальной экономике.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:

- исследовать процесс эволюции исламских банков, выявить особенности
и закономерности их воздействия на мировой экономике;

- на основе изучения исламской экономической модели и её
отличительных особенностей дать обобщающую характеристику принципам
исламского финансирования и банковского кредитования, определить их в
место в глобальной финансовой системе;

- разработать предложения по повышению роли исламских финансовых
институтов на этапе перехода к рыночным отношениям, обосновать основные
направления использования кредитных ресурсов и перспективы расширения
сегмента исламских банков в национальной экономики Республики
Таджикистан.

Объектом диссертационного исследования теоретические вопросы развития исламских банков и предпосылки формирования их принципов в Республики Таджикистан.

Предметом диссертационного исследования являются отношения, возникающие в процессе развития исламской экономики и её банковского сектора во взаимодействии с субъектами национального хозяйства республики в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Научная новизна. Научная новизна диссертации заключается в следующем:

на основе исследования эволюции исламских банков раскрыта сущность, принципы и отличительные особенности этих банков в современных условиях, выявлены особенности и закономерности развития исламского банкинга как потенциального фактора социально-экономического развития исламских стран;

систематизированы взгляды теоретиков исламской экономической модели на роль исламских банков в обеспечении устойчивости кредитной и финансовой системы страны в кризисных ситуациях. На основе обобщения мировых финансово-экономических кризисов (2009-2010) доказывается, что эта модель может быть использована и другими неисламскими странами;

обосновано, что применение исламской модели в национальной экономике Республики Таджикистан устраняет зависимость развития реального сектора от интересов банковского капитала, основанную на ссудном проценте, а денежные активы зависят от инвестиционных возможностей реального сектора, который определяет ставку дохода в финансовом секторе;

- доказано, что применение исламских принципов банковского дела в республике связана с повышением роли исламских финансовых институтов на этапе перехода к рыночным отношениям, с учётом их высокой устойчивости и сопротивляемости к транснациональным корпорациям, а также направления использования кредитных ресурсов и перспективы расширения сегмента исламских банков в национальной экономике Республики Таджикистан.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в ориентации научных положений об особенностях функционирования исламской экономической модели и современного исламского банкинга на разработку стратегии развития финансовых институтов и повышения их роли в становлении рыночных отношении в Республике Таджикистан. Теоретические выводы и практические рекомендации могут использоваться органами законодательной и исполнительной власти РТ и стран СНГ в интересах политики - экономической прагматики и обосновании конкретных экономических и политических действий, а также при разработке стратегии развития банковского сектора национальной экономики.

Апробации исследования. Результаты научного исследования были представлены и получили одобрение на нескольких научно-практических и теоретических конференциях Института экономики Таджикистана (2006-2011), на республиканских научно-практических конференциях молодых учёных Таджикистана (2007-2009).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объёмом 5,77 п.л., в том числе, 3 статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации результатов научных исследований объёмом 1,17 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего 202 наименования, она содержит 162 страницы основного текста, 5 таблиц, 8 схем, 3 графика, 1 диаграмму.

Закономерности и особенности формирования и принципы функционирования исламской банковской системы

Исламские банки - новое явление в экономической жизни современного мира. Они обладает настолько выраженной спецификой, что вызывает настороженность в мировом банковском сообществе и потому в отношениях с ними большинства ведущих его членов заняли выжидательные позиции.

Исламские банки, родовым признаком которых является отказ от взимания процентов по операциям, стали весьма важной составной частью финансовых систем мусульманских стран арабских нефтеэкспортирующих государств. Именно в этом качестве исламские банки смогли оказать определенное воздействие на характер и порядок функционирования банковских систем. В мировой банковской практике исламские банки занимают достаточно скромное место. Это вызвано рядом обстоятельств;

- исламские банки только начали входит в рынок банковских услуг, преодолевая жесткую конкуренцию со стороны обычных коммерческих банков.

Последних прочно встроены в финансовые структуры арабских стран и имеют устоявшиеся связи с родственными им банками во всем мире.

- исламские банки - находятся на стадии организационного становления и поиска собственной тактики и стратегии развития, создании условий вживания в мировое банковское сообщество. Поэтому организационно технические основы исламского банковского дела не обрели еще законченных форм. Вся система предстает подвижной, неустоявшейся в отдельных своих частях, а возможности и потенциал ее взаимодействия с обычными банковскими структурами еще не раскрыт полностью.

Идеология исламского банковского дела и методология функционирования самих учреждений еще до конца не разработаны и в неполной мере. Идет процесса накапливания опыта взаимодействия с окружающей финансовой средой. Незавершенность процессов внутренней стабилизации исламских банков - объективное препятствие для того, чтобы они могли уже сегодня быть мощным конкурентом обычным банкам.

Следует ответить что исламские банки демонстрируют в подледные годы высокие темпы роста достигающие до 15% в год. Только в странах Ближнего Востока и в Юго-Восточной Азии, их численность уже превышает 200 и они располагают совокупным капиталом, оцениваемый в 166 млрд. долл.

Большая часть этого капитала - 77%, сосредоточена в арабских государствах Персидского залива, которые и спровоцировали резкий рост исламских финансовых операций.

Как показывает анализ, по показателям экономической эффективности исламские банки уступают традиционным коммерческим банкам. Но их активность объясняется тем, что с ними связываются политические и религиозные амбиции. Во многом благодаря этому исламские банки медленно, но устойчиво распространяют свое влияние на территории новых стран, завоевывает для себя новы групп потребителей финансовых услуг. Эти банки трансформируются достаточно успешно из экзотического явления, неизвестного в недавнем прошлом банковскому сообществу, в финансовый институт, способный конкурировать коммерческим банкам, прежде всего в странах Арабского Востока.

Подобное не исключено в силу, минимум, трех причин.

Во-первых, исламские банки уже внедрены в местную систему регулирования денежных потоков и стали естественной частью сферы обращения в регионе, роль которой в мировой экономике возрастает и расширяется сегмент исламских банков финансовом рынке.

Во-вторых, исламские банки активно участвуют в перераспределении финансовых ресурсов региона, которые подпитывают экономические процессы в разных частях мира. Это автоматически выводит их на орбиту, выделенную для наиболее могущественных представителей международного банковского бизнеса.

В-третьих, исламские банки пользуются исключительно большой поддержкой со стороны теократического государства, которое заинтересовано как в укреплении своего влияния в чисто экономической форме, так и в закреплении исламской составляющей в мировом финансовом пространстве. Последнему обстоятельству придается особое значение. Ведь оно должно рассматриваться как свидетельство дееспособности исламской идеи, могущей материализоваться в экономических категориях и служить делу продвижения ислама не только традиционным путем, но и используя вполне современные механизмы.

В конце XX и начала XXI века в мусульманских странах носители исламской идеи инициировали новую экономическую модель, имеющие исламскую подоплеку как самостоятельной хозяйственной системе и феномене исламских банков.

Термин "исламские банки" хорошо известен как в мусульманском мире, так и на западе. Он определяет форму банковского дела, при котором услуги предоставляются клиентам на беспроцентной основе и по законам Шариата. Сторонники исламских банков считают, что процент является ростовщической прибылью (рибой), получение которой запрещают исламские законы. Такое отношение к банковскому проценту заставило мусульманских финансистов найти пути и способы развития альтернативной банковской системы, которая бы не противоречила шариату, в частности предписанию, запрещающему получение рибы Хадис или Оят.

Исламские банки являются частью финансовой-кредитной системы страны. Они осуществляют в крупных размерах прием вкладов, предоставляют кредиты, занимаются управлением и хранением ценностей и осуществляют платежный оборот.

Деятельность исламских банков отличается от практики традиционных банков принципиально, «философией» своих операций. Роль исламских банков в обществе четко сформулирована в официальном заявлении Международной Ассоциации Исламских Банков: «Исламская банковская система затрагивает социальные аспекты, которые связаны напрямую со стилем исламской жизни и является главным отличием исламских банков от традиционных по философии их деятельности. В своих операциях исламские банки ориентируются на социальные последствия принимаемых ими решений. Прибыльность проекта -несмотря на важность и приоритет этого показателя - не единственный и не главный критерий, по которому оценивается деятельность исламских банков, поскольку они должны преследовать как материальные, так и социальные цели, соответствующие интересам общества, и играть роль социального гаранта. Социальные цели должны бать неотъемлемой частью исламской банковской системы, без которых нельзя обойтись и которыми нельзя пренебрегать.31»

Исламские банки осуществляют операции в соответствии с принципами и традициями исламского вероисповедания и права, которые можно сгруппировать следующим образом:

а) все операции проводятся на основе паритетного разделения риска, прибыли и убытков;

б) аккумуляция средств и спекуляция с ними без товарного покрытия запрещены;

в) запрещено взимание процента (рибы - ростовщической прибыли).

Система исламских банков отличается большой спецификой, а сами они выступают в качестве обособленного организма. Основой их деятельности являются осуществлениях беспроцентных операций. Представители исламских банков говорят, что работа традиционных банков на основе процентов является «рибой» и поэтому такая деятельность запрещается исламским правом (харам).

По поводу завета «рибы» уже написано много научных работ и ведется до сегодняшнего дня острая дискуссия. В центре этой дискуссии находится проблема интерпретации арабского слова «риба». Это слово упоминается как в Коране, так и в Сунне в нескольких местах.

Так, например, в Коране: "Те, которые издерживают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это за то, что они говорили: «Ведь торговля- то же, что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост. Кому приходит увещание от его Господа и он удержится, тому (прощено), что прошествовало: дело его принадлежит Аллаху; а кто повторит, те - обитатели огня, они в нем вечно пребывают!»32

Методология формирования и особенности функционирования исламских банков

Запрет на использование рыбы, согласно истории ислама, наложена более 1400 лет назад. По истечении времени претерпела существенные изменения хозяйственная и финансовая практика, но исламский мир, противясь вестернизации, создал уникальные формы финансовых институтов, которые, отвечают всем современным требованиям, и функционируют в соответствии с нормами мусульманского права. Уникальность сформировавшейся финансово-банковской системы в том, что она основана как на экономический интересах ее субъектов (банков и иных финансовых институтов), так и на религиозных канонах, устанавливающих определенные религиозные, социальные и этические ценности и правила. По сути, исламская финансовая система синтезирует в себе материалистические (экономические) и идеалистические (этические, религиозные) начала. Наиболее яркими воплощениями институтов исламской финансовой системы стали исламские банки.

Исламский банк как составной элемент исламской экономической модели и его деятельность, которого не противоречит нормам шариата и, следовательно, соответствует исламской модели финансового учреждения.

Финансовая деятельность исламских банков, которая на принципах шариата, и они выбирают те виды операций, которые для них являются предпочтительными. Данные характеризующие этапы создания крупнейших исламских банков приводятся в следующей таблице.

Как видно, начиная с создания первого банка в 1972 г. И в течение 13 лет было создано и успешно функционируют более 30 крупнейших банков в мусульманских странах. Согласно законам шариата, заимодавец, предоставляя денежные средства заемщику, становится его партнером, получая право на часть его прибылей от хозяйственной деятельности, то есть, он становится скорее инвестором, чем кредитором. Именно на этом принципе построены отношения между вкладчиком и исламским банком, а также банком и заемщиком.

Анализ простейшей модели исламского банка показывает его деятельность. Вкладчик размещает деньги на счете в банке. Банк (в определенных случаях по согласованию с вкладчиком) направляет денежные средства на финансирование бизнес - проекта. В случае получения положительного результата и обеспечение прибыльности проекта банк поделит прибыль с должником и с вкладчиком, по заранее известным пропорциям. При получении убытков от реализации проекта, то банк и вкладчик поделят между собой убытки должника.

При невозврате в срок основную сумму долга и начисленных процентов, обычный банк потребует погашения кредита и инициирует процесс ликвидации. Однако такие методы противоречат канонам мусульманства, ибо ответственность за неудачный в финансовом отношении проект должна ложиться только на предпринимателя - заемщика, на всех участников, а убытки было бы справедливо поделили между собой должник, банк, и вкладчик.

Такая схема распределения рисков невозвращения денежных средств существенно отличается от принятой в западных банках. В исламской модели фактически носителями этих рисков являются банки и вкладчики. Они заинтересованы в устойчивости и стабильности всей системы, а результат зависит от благоприятной рыночной конъюнктуры. В западной модели, где интересы банков и вкладчиков защищены существенно лучше. И следовательно у них высокая ответственность при выборе своих партнеров по сделкам.

Критики исламского банковского дела утверждают, что система фактически нежизнеспособна и существует во многом благодаря притоку нефтедолларов в страны Ближнего Востока. Первый неблагоприятный год может привести к массовым банкротствам исламских банков. Такой подход, хотя и не лишен оснований, все же вызывает сомнения. Действительно, основным импульсом укрепления и роста новой финансовой индустрии стал нефтяной кризис (а для стран - нефтеэкспортеров - нефтяной бум) 75-85 годов, однако банки с честью пережили спад рынка нефти и нефтепродуктов начала 90-х, во многом благодаря эффективному управлению доверенными им средствами.

Относительная устойчивость молодой банковской системы определяется даже не столько по-арабски мудрым, расчетливым подходом к управлению активами и пассивами, сколько желанием верующих людей следовать учению своей религии во всех аспектах их жизни. Праведному мусульманину глубоко небезразлично, где хранить свои деньги, и он готов в ряде случаев принять на себя дополнительный риск утраты денежных средств или предоставлять свои средства бесплатно, чтобы не нарушать каноны мусульманства. И именно за счет этого, религиозно-психологического фактора "запас прочности" исламской банковской системы высок.

Именно специфические формы деятельности исламские банковские учреждения смогли разработать и внедрить на рынок новые продукты и услуги, совершают многочисленные финансовые операции, не противоречащих нормам шариата, но при этом отвечающих современным потребностям экономики. Для этого банки создают специальные шариатские советы, которые определяют, тип операций по принципу допустимый или запретный "хапал" или "хараам". Хараам являются любые операции, связанные с взиманием определенного заранее дохода, а также финансированием предприятий свиноводства, производителей алкогольной продукции, игорных домов и казино, а также предприятий, получающих часть доходов за счет процентных платежей по выданным ссудам.

Наиболее рекомендуемые способы кредитования проектов в рамках инвестиционного счета, соответствующие принципам шариата являются это мудараба, мушарака, мурабаха, беймуаазал, иджара, иджара ва иктинаа, кард хасан, вадиа и рахн. В соответствии с исламским правом их можно классифицировать на основе применяемых принципов на 4 группы.

1. По принципу участия в прибылях и убытках а) мудараба, б) мушарака

2. По принципу компенсации а) мурабаха, б) беймуаазал, в) иджара, г) иджара ва иктинаа

3. По принципу платности услуг а) кард хасан

4. другие принципы а) вадиа, б) рахн

Депозитарные операции (вклады) являются важнейшей пассивной операцией исламских банков. При этом существуют два разных вида вкладов: с участием в прибылях и без участия в нее.

Необходимо здесь уточнить, что исламский банк как правило предлагает своим клиентам два вида счетов: беспроцентный, текущий счет) и инвестиционный, доходность которого зависит от успешности проектов, в которые банк вкладывает деньги вкладчиков.

Широкое распространение получили текущие счета. Исламские Банки принимают вклады на текущие счета от клиентов, предоставляя возможность безопасного хранения и удобного использования на доверительной основе. Банки распоряжаются вкладами по разрешению клиентов, которые в любое время могут изъять свои деньги из банка, причем последний гарантирует возвратность вклада. Вся прибыль, получаемая банком, принадлежит ему, а он в свою очередь обслуживает текущие счета клиентов.

Вклады на текущие счета соответствуют чековым счетам обычных банков. Для владельцев текущих счетов предоставляются такие же услуги, как и владельцу чекового счета в обычном банке. Проценты на сумму чекового счета не начисляются, но банк в случае перерасхода не взимает процент за овердрафт. Правда, не все банки предоставляют своим клиентам возможность овердрафта. Эти институты проводят операции по счету клиента, не взимая за это комиссию, но при наличии определенной минимальной суммы на этом счете. Поскольку вкладчик получает свои деньги по первому требованию. Банк использует их только при краткосрочном кредитовании. Если при этом возникают убытки, за них отвечает только банк.

Пути повышения эффективности механизма реализация кредитных ресурсов Исламских банков в Таджикистане

В экономической литературе последних лет прочно вошло понятие «Исламский банкинг», представляющий собой банковскую деятельность соответствующая нормам ислама. Отсюда следует главное отличие исламского банкинга - это беспроцентная основа. Кроме того, мусульманину запрещено намеренно идти на риск, спекулировать на бирже. Эти запреты и есть основная причина, порождающая отличия исламского банкинга от традиционного.

Вкладчики исламских банков, в отличие от вкладчиков традиционных банков, получают от банка информацию о том, в какой именно проект или в проект какой сферы вложены их деньги. Соответственно, можно выбрать, в какой бизнес инвестировать. Исламские банки не финансируют деятельность, не соответствующую нормам шариата, например, производство алкоголя, свинины и торговлю всем перечисленным, игорный бизнес и т. п.

В последнее время особенности исламских финансов стали учитывать и европейские банки. Услуги, которые они предлагают, носят название «исламское окно», но воспользоваться ими могут все желающие. В ряде стран (например, в Великобритании) правительство пошло на изменение законодательства, чтобы внедрить концепцию исламских финансов в практику работы своих финансовых организаций. В Республики Таджикистан, несмотря на значительную часть населения, исповедующую ислам, такие услуги банками начали предоставляться. Поэтому таджикские банкиры заинтересованы в изучении опыта исламской экономической модели и исламского банкинга становления финансов и возможности их адаптации к условиям в рамках действующего законодательства, что принято в большинстве развитых европейских стран. Открытие «исламских окон» в коммерческих банках Таджикистана могло бы способствовать притоку значительных объемов ресурсов в банковскую систему страны. В результате получения банками дополнительных доходов от использования новых финансовых инструментов способствуют росту ее капитализации. В определенном смысле на наш взгляд внедрение исламского банкинга в Республики Таджикистан является инновацией на отечественном рынке финансовых услуг.

Следует отметить, что деятельность банков Таджикистана организована в рамках российской двухуровневой системы- «Центральный банк-коммерческие банки». В то же время деятельность исламских банков основана на совершенно другой философии, чуждой среднему европейцу и американцу. Выполняя те же функции, банки делает это совершенно по-другому. Приведем два примера:

Ливанский беженец возвращается на родину. Его скудных сбережений не хватит, чтобы восстановить разрушенный отчий дом и начать собственное дело. У него нет имущества, которое он мог бы предложить в качестве залога под кредит, но есть нечто более ценное — репутация честного, работящего и набожного человека. После бесед с банкиром и поручительства имама местной мечети вчерашний беженец получает взаймы деньги, чтобы купить грузовик и заняться перевозкой фруктов.

Крупный коммерсант из Малайзии понес большие потери из-за экономического кризиса и валютного краха, но банк, финансировавший его внешнеторговые сделки, взял на себя убытки, рассудив, что в них нет вины клиента. При этом вкладчики банка скрепя сердце смирились с тем, что в кризисный год не смогут получить доход по своим вкладам.

В развитых странах Запада подобные ситуации были бы просто невозможны. Банк, кредитовавший погоревшего коммерсанта, скорее всего, сделал бы его банкротом либо выдал новый безнадежный кредит для выплаты процентов по старому. Бедняк, не имеющий залога, скорее всего, вообще не получил бы займа. Ведь даже в такой развитой стране, как Италия, десятки тысяч мелких предпринимателей из-за недоступности банковского кредита вынуждены обращаться к связанным с мафией ростовщикам, чтобы получить заем под кабальные проценты. «Человечные» финансисты, не требующие от клиентов залога и способные простить ему долги, работают в так называемых исламских финансовых институтах, действующих на основе принципов мусульманской религиозной этики, в корне отличающейся от устоев западной банковской системы.

В настоящее время только в трех государствах — Пакистане, Иране и Судане - банковская система целиком функционирует на основе принципов шариата. Однако сообщество исламских банков является наиболее быстро растущим сегментом финансового сектора всего Ближнего Востока. По данным Международной ассоциации исламских банков, сегодня в 35 странах функционируют приблизительно 450 таких кредитных учреждений. В последние два года наблюдается стремительный рост исламских банков в странах Персидского залива, стабильное развитие этого сектора продолжается и в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Малайзии.

В настоящее время общая сумма активов, управляемых на основе принципов шариата, составляет, по разным оценкам, от 100 до 160 млрд долларов. По мировым меркам это немного — значительно меньше, чем активы одного крупного японского или американского банка. Однако динамика развития исламских банков, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что у них большое будущее: ежегодные темпы роста в этом секторе составляют 12—15 процентов. Уже сейчас в Кувейте в исламских банках размещено от четверти до трети всех сбережений населения. Ненамного отстает в этом отношении Малайзия.

Главной особенностью исламских финансов является отказ от того, на чем основана общепринятая, западная финансовая система, — ссудного процента. Это не означает превращение коммерческих займов в благотворительные. Вознаграждение собственнику капитала не должно принимать форму выплаты заранее установленной суммы, гарантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взимания процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или дар. Кроме того, прибыль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Исламские экономисты дают различные рациональные обоснования запрета ссудного процента, делая акцент на его эксплуататорском характере и подчеркивая роль банковской системы в провоцировании экономических кризисов. Однако в конечном счете отказ от процента, как и выполнение заповеди, является актом веры. Как и любую сферу жизни мусульманина, финансовую деятельность регламентирует священное писание мусульман — Коран, а также свод правовых и религиозных норм — шариат.

Основными понятиями Корана, описывающими то, чего в своей финансовой практике должен избегать мусульманин, являются риба и гарар. Любое неоправданное приращение капитала при займе или в торговой сделке, это такой же тяжкий грех, как и гарар — намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности. Большинство исламских ученых считают, что понятие «риба» означает не только высокий, ростовщический, но и любой ссудный процент, в то время как под определение «гарар» попадает любая спекулятивная операция.

Мусульманин не должен забывать, что все земные блага — это дар Аллаха, который является их истинным собственником. Вверенные человеку производительные ресурсы должны работать на благо всего общества. Согласно шариату, деньги, не вложенные в дело, подлежат обложению благотворительным налогом в пользу бедных и немощных. В случае, если человек сам не способен пустить деньги в оборот, он должен вложить их в чужое предприятие, получив долю в его доходах. Известно, что сам пророк Мухаммед был удачливым купцом, в его торговые операции вложила средства богатая вдова Хадиджа, которая впоследствии стала его женой. Финансовые операции, которые совершал более полутора тысяч лет назад основатель ислама, носят те же названия и основаны на тех же принципах, что и виды финансовых услуг, которые предлагают современные исламские банки в Манаме, Куала-Лумпуре и лондонском Сити.

Вместо процента исламские банки могут предложить вкладчику право на участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. При одном обязательном условии — вкладчик должен разделить и возможные убытки.

Рекомендованным исламской доктриной методом мобилизации денежных ресурсов, в том числе и для банков, является долевое финансирование (equity finance) — привлечение средств за счет участия инвестора в акционерном капитале. Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны лежать сделки, касающиеся реально существующих товаров и услуг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капитал должен использоваться в производительных целях.

Условия перспективного расширения сферы деятельности исламских банков в национальной экономике Республики Таджикистан

Таджикистан - страна, чей народ исповедует Ислам вот уже более 1000 лет. Таджикистан - страна, чье население составляет более 93% мусульман. Таджикистан - чья столица объявлена в 2010 году центром исламской культуры.

Истины Ислама на протяжении последней 1000 лет (не считая 70 летний вакуум неверия страны советов) стали для большинства нашего народа их ценностями глубоко осевшими в груди.

Ислам приводит в порядок практически все взаимоотношения, включая экономические отношения, людей в процессе производства, распределения обмена и потребления.

В нашей стране, как и в других постсоветских странах из плановой экономики, к рыночной основой которой является частная собственность и связанная с ней частная предпринимательская деятельность. Во всех развивающихся странах особое внимание уделяется малому и среднему предпринимательству, как к деятельности, которой может заниматься практически каждая трудоспособная личность. Следовательно, чем больше предприятий малого и среднего бизнеса, представляющие собой субъекты, вовлеченные в прибыль приносящую деятельность, тем больше масса прибыли и соответственно возрастают размеры налогов. Следовательно, если государство хочет больше получать налогов, и увеличить его величины, осуществляет это путем налоговых ставок или увеличения число налогоплательщиков.

В первой ситуации, увеличивается налоги, вводится государственные налоги и возрастают таможенные пошлины и др. В этом случае часть налогоплательщиков обанкротиться, останется только крупный бизнес, часть перейдет на нелегальный или же полулегальный формат деятельности, когда предприниматели ввиду больших затрат на регистрацию своего дела или же ведение уже зарегистрированного бизнеса, всеми силами будут уклоняться от уплаты налогов, следовательно, развитие «теневой экономики» примет ужасающие воображение размеры. Во второй ситуации наблюдается резкое снижение уровня налоговых сборов в бюджет страны - доходы государства падают - от этого государство вынуждено уменьшить свои расходы, в том числе на оборону, социальное обеспечение, образование и другое - часть своих расходов покрыть через кредиты международных валютно-финансовых институтов на подобие Всемирного банка. Увеличение государственного долга автоматически приведет к увеличению расходов и на бюджеты нескольких ближайших лет. Следовательно, расходы государства с каждым годом будут лишь увеличиваться, а доходы терять способность держать бюджет в профиците или же, хотя бы в балансе, все более давая государственному бюджету дефицитный характер.

Ситуация, которая существует в таких странах как Гонконг, Малайзия, Сингапур, Новая Зеландия, Индонезия и ряд других стран, связана с уровнем экономической свободы и обеспечивающие высокие темпы роста ВВП -основного показателя уровня экономического развития страны. Эти страны по размерам территории и населения практически равны размерам Таджикистана.

Но вместе с тем по индексу экономической свободы в 2010 году Гонконг стоит на первом месте, а Таджикистан на 128. Следовательно, для достижения высоких темпов развития необходимо создать все условия, обеспечивающие экономической свободы всех хозяйствующих субъектов и населения страны.

Для этого нужно коренным образом изменить экономическую политику государства. Так в указанных странах отсутствуют все виды государственных и таможенных пошлин, процесс регистрации предприятия носит уведомительный характер, налоговые ставки - самые низкие в мире. То есть, ситуация в странах со свободной рыночной экономикой примерно такова: любой человек, который хочет заниматься предпринимательством просто сидит и пишет записку в налоговый орган о том, что он с такого то числа начинает заниматься таким то видом предпринимательства. Этой записки достаточно, чтобы его занесли в списки предпринимателей, при этом он не бегает за подписью чиновника, следовательно, нет и факта коррупции, ведь там, где необходима подпись чиновника там есть риск возникновения коррупции. После уведомления налогового органа, этот человек начинает заниматься своим делом - будь то продовольственный магазин, кондитерский цех или импорт ноутбуков и компьютеров из Китая и Японии. На основании показателей чековых аппаратов, документов бухгалтерского учета и прочей документации платит налоги. При импорте товаров, не платят таможенных пошлин и поэтому стоимость товаров на их рынках дешевле по сравнению с аналогичными товарами в других странах. Полуфабрикаты, ввозимые из третьих стран -имеют низкую цену и влияют на снижению себестоимость производимых товаров, что положительно влияет на конкурентоспособность, даже по сравнению с импортными товарами.

Однако, за счет невысоких налогов и расширение число предпринимателей государства получает большие доходы. В результате государственный бюджет приобретает практически все черты профицитного бюджета. Это обстоятельство позволяет государству расплатиться с долгами, тратить больше денег на социальную сферу, повышать заработную плату учителям, врачам и другим бюджетным работникам. Немаловажно, что, в странах со свободной экономикой уровень коррупции один из самых низких в мире.

Все это вынуждает правительству принять решение о создании свободной экономики, обеспечивающая бюджет и высокий уровень жизни. Иначе, чем больше медлим мы, тем больше талантов, «самородков», подаренных нам Богом, уезжают из страны, потому что здесь они не могут делать нормальный бизнес; чем больше мы медлим - все больше инвесторов уходят из страны, а государство теряет миллионы долларов неполученной прибыли и делает все больше долгов - ничего доброго это не сулит.

Поэтому, следует как можно скорее разработать необходимые проекты изменений в законодательство страны с тем, чтобы обеспечить:

а) полное отсутствие всех видов государственных и таможенных пошлин;

б) придание регистрации всех видов предприятий уведомительный характер;

в) снижение уровня налоговых ставок до минимального уровня - уровня стран со свободной рыночной экономикой.

Также следует обратить должное внимание на доступ населения к кредитным средствам, чтобы стимулировать рост числа субъектов предпринимательства - наших налогоплательщиков.

На сегодняшний день в Таджикистане действует очень большое число различных кредитных учреждений - начиная от микрозаемных фондов и заканчивая банками.

Однако даже они не способны удовлетворить нужды нашего населения в полном объеме. В системе нашей экономики, из за отсутствия соответствующего законодательства, не хватает очень важного в мусульманском сообществе элемента - формы кредитного учреждения, а именно банков, микрозаемных и кредитных организаций, чья деятельность отвечала бы требованиям исламского шариата. Ведь сегодня не для кого не секрет, что в соответствие с требованиями шариата, вручение или получение денежных средств в долг под проценты является тяжким грехом. Не каждый добропорядочный истинно верующий мусульманин способен пойти наперекор своим убеждениям, требованиям своей религии - Ислама - избранной Аллахом единственно истинной веры и получить кредит в существующих банках или положить на счет в банке свои свободные средства.

Для того, чтобы решить эту проблему государству не нужно делать что-либо новое или самому создавать такие учреждения - ведь вспомним еще раз, что «Чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики», поэтому достаточно со стороны правительства и парламента разработать проект соответствующего законодательства, принять его в наиболее свободной форме и ввести в действие, а дальше все пойдет как «по маслу». Найдутся люди, организации, зарубежные исламские банки, которые с радостью придут и обеспечат нас услугами исламского банкинга - ибо «свято место пусто не бывает!». Поэтому правительству, стремящемуся к построению рыночной экономики, давно следует забыть советские лозунги типа «Поддержим отечественного производителя!», ведь если отечественный производитель не может удовлетворить потребности населения и думает только о том, на чем ему сэкономить и как заработать больше денег, то для населения будет лучше, если место такого вот «отечественного» производителя займет зарубежный, который сможет удовлетворить население. То же самое касается и банков - пока в стране не действует система исламского банкинга, не будет в финансах этой страны почти никакой благодати - каждый верующий мусульманин согласиться со мной. Кроме того, не стоит забывать еще и о том, что исламские банки заинтересованы в прибыльности дела своего клиента, тогда как существующие сегодня в Таджикистане коммерческие банки наоборот - они получат больше дохода, если клиент обанкротиться, поскольку если он не сможет вернуть в указанный срок полученный кредит, то отдает банку свое имущество, оставленное в залог, а оно стоит в два, а то и в три раза больше, чем та сумма, которая была выдана в кредит. Что же касается случая банкротства клиента исламских банков, то ситуация в данном случае кардинально противоположная — часть убытков, полученных клиентом в результате банкротства возмещает банк, часть сам клиент, то есть банк целиком и полностью заинтересован в прибыльности проекта своего клиента, поэтому кроме того, что выдает кредит на условиях соответствующих требованиям шариата, многие исламские банки также предоставляют экспертную помощь своим клиентам - помогая также и советами опытных юристов, маркетологов, менеджеров, психологов и других.

Похожие диссертации на Эволюция исламских банков и их роль в становлении рыночных отношений в Республике Таджикистан