Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа Новикова Екатерина Станиславовна

Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа
<
Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новикова Екатерина Станиславовна. Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 Тула, 2007 162 с., Библиогр.: с. 146-162 РГБ ОД, 61:07-9/653

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Экзистенциал как этическая категория

1.1. Этические параметры экзистенциализма С. 17-40.

1.2. Экзистенциалы как условие и побуждение к подлинному существованию С. 40-63.

Глава 2. Проблема подлинного бытия в русской и западной философии

2.1. Нравственная антиномичность человека в русской философии ...С. 64-88.

2.2. Субъективизм переживаний как критерий подлинности западной экзистенциальной философии С. 88-111.

Глава 3. Трансформация экзистенциальных смыслов в постмодернистской реальности

3.1. Разрыв мира и человека в постмодернизме С. 112-128.

3.2. Перспективы русской философии в контексте постмодернизма...С. 128-140.

Заключение С. 141-145.

Литература С. 146-162.

Введение к работе

Актуальность исследования. В современную постмодернистскую эпоху очевиден глобальный кризис основополагающих бытийных и ценностных параметров человеческого существования, которое оказалось под угрозой распада и даже уничтожения. Важнейшим условием укоренения современного человека в свою сущность является целостное сочетание традиционных, фундаментальных основ бытия с духовно-нравственными особенностями современного человека. К. Ясперс сказал об этом достаточно определенно в своей лекции «Философия в будущем»: «Сегодня перед нами стоит задача вновь обосновать подлинный разум в самой экзистенции».1

Связь между традиционным экзистенциализмом и современными формами философствования, в том числе и постмодернизмом, достаточно сильна и глубока и требует своего осмысления. Об этом говорит П.П. Гайденко: «Без серьезного анализа творчества С. Киркегора, М. Хайдеггера, Н.А. Бердяева, К. Ясперса, Г. Марселя, Ж-П. Сартра и др. трудно разобраться в том, что представляет собой та пестрая картина сегодняшних философских «дискурсов», которая носит название «постмодерна», претендует определить собой дух грядущего XXI в.».2

Именно поэтому бытие современного человека остро нуждается в осмыслении и сохранении традиционных экзистенциальных ценностей и понятий, для чего требуется, прежде всего, их этический анализ. Таким образом, актуальность исследования заключается в определении новых форм человеческого существования на основе переосмысления фундаментальных экзистенциальных категорий в контексте постмодернистской философии и культуры.

Такая постановка вопроса выводит на проблему взаимоотношения этики и экзистенциализма, так как в западноевропейской философии XX века они не всегда находились в одном смысловом ряду. Экзистенциализм, прежде всего, -

1 Ясперс К. Философия в будущем / К. Ясперс // Феномен человека : Антология. - М.: Высшая школа, 1993. -
С.214.

2 Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. - М.: Республика,
1997.-С.34.

это учение о существовании, о бытии, об идентичности; этика здесь оказывается в некотором роде вторичной по отношению к онтологии. Соотношение этики и онтологии в экзистенциализме и, в частности, проблема этико-онтологического синтеза в структуре человеческой экзистенции была объектом исследования в истории философской мысли XX столетия, однако в полной мере она не получила своего полного и целостного разрешения. В «Записках о морали» Ж.-П. Сартра в определенной степени представлено экзистенциалистское решение вопроса о соотношении этики и онтологии: онтология первична по отношению к этике - ведь мораль укоренена в онтологических структурах, однако они нетождественны. Первичность онтологии (экзистенциального мышления) по отношению к этике как рациональному осмыслению человеческого бытия подчеркивалась и М. Хайдеггером.

Таким образом, налицо дихотомия, представленная в экзистенциализме: или абсолютная онтологизация, или тотальная этизация экзистенциального дискурса, те крайности, которые не позволяют продуктивно ставить и решать вопрос об этическом статусе основных экзистенциальных категорий (или экзистенциалов) человеческого бытия.

Однако этика и онтология изначально едины и укоренены в первичной структуре человеческого существования, что подтверждается мыслью одного из наиболее авторитетных исследователей экзистенциализма Отто Ф. Больнова: «Поскольку же человек разочаровался в любой объективной вере и для него все стало сомнительным, поскольку все содержательные смыслы жизни были поставлены изменчивостью под вопрос, остался лишь возврат к собственному внутреннему, чтобы здесь, в окончательной, предшествующей всем содержательным установкам глуби, добыть ту опору, которая более не принадлежала бы объективному миропорядку, Это предельное, глубинное ядро человека обозначают заимствованным у Кьеркегора понятием существования».

Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма/ О.Ф. Больнов. - СПб.: Лань, 1999. -С.19.

То, что этика отошла от онтологии, а онтология от этики - знак кризисных процессов в культуре в целом и философии в частности. К тому же сам онтологический вопрос экзистенциализма - вопрос о подлинности существования - это вопрос именно этический, так как подлинное (неподлинное) есть этические ценности, возникающие в ситуации этического выбора.

Исходя из этого, правомерно поставить вопрос: в какой мере можно говорить об «экзистенциалах» как этических категориях и подвергать «экзистенцию» этическому анализу, который и определяет главную актуальность нашей темы.

Степень разработанности. Анализ и осмысление основных
экзистенциальных категорий человеческого бытия получил глубокое и
разностороннее исследование в западноевропейской философии. Данная
проблема рассматривалась в рамках античной этики (Сократ, Платон), в учении
христианского персонализма (Августин), в современных антропологических
теориях. Постмодернистская философия отходит от традиционного
субстанционально-теистического понимания личности, однако

антропологическая (и, соответственно, экзистенциальная и этическая) проблематика занимает здесь значительное место.

Особенно плодотворным был период неклассической философии, ознаменовавший собой переход от сугубо рационального постижения человека и мира к экзистенциальному способу самопознания. Принципиально новое понимание сущности экзистенциальных констант, жизненных принципов, национально-культурных особенностей сформировало особый тип мировоззрения - экзистенциально-персоналистическое, которое обрело многообразные формы в культуре. К.М. Долгов в работе «От Киркегора до Камю» отмечает, что категориальная система европейских экзистенциальных мыслителей «настолько богата и разнообразна, что она выходит далеко за пределы чисто философского содержания и охватывает сферы этики, эстетики,

антропологии, этнографии, педагогики, психологии и других наук, а также сферу литературы и искусства». В этом смысле, это не столько категориальная система философии, сколько «категориальная система современной духовной культуры».4

Русская философия отличается пристальным вниманием к экзистенциальной проблематике, сочетая в себе многообразие форм, направлений и подходов к изучению человека и разрабатывая их преимущественно на основе духовно-нравственных ценностей и принципов существования. Высокая ценность экзистенциально-личностного мировоззрения в русской философии заключалась в том, что ей присуща этическая заостренность, и поэтому здесь особую ценность и значение приобретает феномен духовной уникальности личности.

В контексте русской философии экзистенциальное и этическое становятся своего рода синонимами. Безусловно, специализированное понимание экзистенциализма как конкретного историко-философского явления в России датируется первой четвертью XX в. и связывается с религиозно-философским ренессансом и, прежде всего, с именами Л. Шестова и Н.А. Бердяева. Однако в широком смысле экзистенциальные установки определяют русскую философию по преимуществу. Показательна в этом плане исчерпывающая характеристика отечественного экзистенциализма, данного В.А. Кувакиным, в которой раскрываются общие этико-философские установки русской мысли как таковой: «Общие черты экзистенциализма в России - его религиозная (христианская) окрашенность, персонализм, антирационализм, борьба за свободу и аутентичность (подлинность) человеческого существования, обращенность к трансцендентному, переживание трагизма личного, исторического и вселенского бытия».5 Это подтверждает известную

4 Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века /
К.М. Долгов. - М.: Искусство, 1990. - С.4.

5 Кувакин В.А. Экзистенциализм/ В.А. Кувакин //Русская философия: Словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. -
М.: Республика, 1995. - С.628.

мысль Бердяева, высказанную им в «Самопознании»: «Русская философия в наиболее своеобразных своих течениях всегда склонялась к экзистенциальному типу философствования».

Проблема исследования личности в советский период включала в себя многосторонние направления, среди которых можно выделить следующие: анализ системности и социальной динамики личности, философская антропология, изучение личности как творческой и культурной основы бытия. Это нашло отражение в трудах Л.А. Архангельского, А.П. Буевой, М.М. Бахтина, Ф.И. Гиренок, Б.С. Губмана, П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, В.М, Межуева, Ф.Т. Михайлова, С.Л. Рубинштейна, Б.Т. Григорьяна, М.Я. Ковальзона, В.Ж. Келле, А.Т. Мысливченко. В.А. Кувакина, B.C. Степина, М.С. Кагана, М.К. Мамардашвили и др.

Исследование проблемы существования личности в контексте постмодернистской глобализации принадлежит таким философам, как В.А. Подорога, М.А. Рыклин, Э.Ю. Соловьев, И.П. Ильин, Б.Г. Юдин, В.А. Кутырев, Ф.И. Минюшев, Г.Л. Тульчинский, М.С. Уваров, Б. Марков, А.С. Панарин, М. Эпшгейн.

Значительный интерес представляет попытка совмещения этики и онтологии, предпринятая отечественным философом и психологом С.Л. Рубинштейном. Определяя этику как «дифференциальную онтологию», он писал: «Этика, включенная в онтологию, есть выражение включенности нравственности в жизнь. Это значит, что добро (вообще нравственность) должно быть рассмотрено не только в аспекте характера отношений к другим людям, но и как содержание жизни человека».

Однако исследований, посвященных целостному этическому анализу основных экзистенциальных категорий, в отечественной философии практически нет. П.С. Гуревич отмечал в связи с этим: «Изучение экзистенциализма в нашей стране только начинается». Тематический анализ

6 Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - С. 363.

экзистенциализма, который был совершен отечественными исследователями на тот момент, касался следующего: случайность в судьбе человека, бессилие разума, скачкообразное развитие человеческого существа, хрупкость человеческого существа, отчуждение, конечный характер и кратковременность человеческой жизни, неизбежность смерти, небытие.7

С 1993 года изучение экзистенциализма в нашей стране значительно изменилось, в связи с чем необходимо отметить исследования советского периода, посвященные в основном критике экзистенциализма как буржуазного философского направления, Ценность этих работ в том, что в них представлены многие направления западной философии, раскрыт их богатый идейный багаж, который подготовил почву для дальнейшего систематического изучения данной проблемы. Это работы П.П. Гайденко, Р.М. Габитовой, М.А. Киссель, Н.В. Мотрошиловой, Э.Ю. Соловьева, А.Ф. Бегиашвили и др.

Современные исследования отличаются тематическим и методологическим разнообразием исследований экзистенциальной философии. Анализу подвергаются различные аспекты экзистенциализма - собственно философские, социально-философские, политические, религиозные, эстетические, литературоведческие, психологические, педагогические. Значительное место уделяется разностороннему исследованию творчества отдельных представителей экзистенциальной философии, особенно Хайдегтеру, Кьеркегору, Сартру, Камю, Ясперсу и др. Среди исследователей можно назвать различные по калибру и масштабу исследования, включающие как фундаментальные труды таких авторов, как А.В. Ахутин, В.В. Бибихин, СИ. Великовский, П.П. Гайденко, А.А. Исаев, С.А. Исаев, А.А. Михайлов, Н.В. Мотрошилова, В.И. Молчанов, В.А. Подорога, так и диссертационные исследования (В.Л. Курабцев, Л.Е. Кандалинцева, В.Ю. Пименов, Ф.Т. Байдаева, А.В. Овсянников, И.В. Погодин, Е.М. Полуяхтова и др.).

7 Гуревич П.С. Антропологический ренессанс / П.С. Гуревич // Феномен человека: Антология / сост., вступ, авт. ст. П.С, Гуревича, - М.; Высш. шк., 1993. - С. 22.

Среди отечественных исследователей проблем экзистенциализма (преимущественно в историческом плане «этики экзистенциализма») необходимо отметить работы О.Г. Дробницкого, Т.А. Кузьминой, В.Г. Иванова, В.П. Фетисова, В.Н. Назарова, А.Е. Зимбули, К.А. Шварцман и

ДР-

Однако проблема этического осмысления экзистенциализма в целом и этического анализа экзистенциальных категорий человеческого бытия (экзистенциалов) остается еще во многом неисследованной. Этим и определяется наш интерес и внимание к данной теме. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что понятия «экзистенция» и «экзистенциал» во многом являются синонимичными, в нашем исследовании они имеют некоторое различие: экзистенция - это общая онтологическая характеристика подлинного бытия, в то время как экзистенциал - это этический определитель экзистенции, то есть конкретная форма нравственного выбора человека, в которой осуществляется его подлинное бытие. Однако нас волнует по преимуществу экзистенциальная проблематика, а не терминология.

Исследование А.А. Исаева «Апория преемственности: История философии» отличается творческой новизной в плане осмысления экзистенциальной ориентации в философии XX века. В своей работе автор касается этических аспектов экзистенциальной проблематики («этическая достоверность понимания»), однако в целом экзистенциальная философия определяется автономно от этики: «Исходя из интуиции «язык - дом Бытия», мы можем определить экзистенциальную философию как бытие-в- языке».

В своем исследовании мы пользуемся определением экзистенциалов как «категорий человеческого бытия, выступающих в качестве побуждения к подлинному существованию», данного А.А. Исаевым. По нашему мнению, это определение раскрывает существенную связь экзистенциализма с этикой, так

8 Исаев А.А. Апорня преемственности: История философии / А.А. Исаев. - М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005.-С.443.

как искомым является подлинное существование. Такое понимание дает возможность видеть в этическом экзистенциальную основу личности, поэтому недостаточно говорить об этике экзистенциализма, но необходимо раскрывать этический фундамент экзистенциальных категорий человеческого бытия.

Цель исследования заключается в том, чтобы восстановить этический статус экзистенциалов, показать, что этика и онтология в экзистенциальной философии понятия тождественные, что дает возможность не только анализировать философию экзистенциализма ретроспективно, но и говорить об этических перспективах экзистенциального мышления в современной постмодернистской философии и культуре. Задачи исследования:

выявить этические параметры экзистенциальной философии;

определить этический статус основных экзистенциалов человеческого бытия;

провести смысловое и терминологическое разделений понятий «экзистенция» и «экзистенциал»;

рассмотреть проблемы подлинного бытия в русской и западноевропейской философии XIX- XX вв.;

определить различные способы проявленности и выраженности личностной экзистенции в современной постмодернистской культуре;

исследовать новые этически продуктивные формы и смыслы традиционных экзистенциалов человеческого бытия в постмодернизме;

- определить возможные перспективы русской философии в контексте
постмодернистской философии и культуры.

Объектом исследования в данной работе выступают основные экзистенциалы человеческого бытия.

Предметом исследования является этический анализ основных категорий экзистенциальной философии в контексте русской и западноевропейской философии ХГХ-ХХ вв.

Методология исследования основана на системном подходе к данной проблеме, что предполагает исследование феномена человеческой экзистенции в различных контекстах: этико-философском, социально-психологическом, культурологическом, литературоведческом, религиоведческом.

Осмысление главной проблемы диссертационного исследования осуществляется в контексте нравственной философии, в которой человеческое существование имеет проблемный и трагический характер. Важной составляющей методологии исследования является этический анализ основных экзистенциалов человеческого бытия, что позволило выявить их нравственный статус в отличие от онтологического, принятого в традиционном философском анализе экзистенциалов.

Компаративистский метод позволяет выявить сходства и различия в понимании сущности экзистенции, принятой в отечественной и западноевропейской философских традициях.

При реконструкции этических идей Ф.М. Достоевского использовались литературоведческие принципы анализа текста.

Критический анализ постмодернистской культуры основывается на реконструкции взглядов современных исследователей различной мировоззренческой ориентации.

Научная новизна исследования заключается в целостном анализе основных экзистенциалов человеческого бытия как этических категорий. Выявлен этический статус экзистенциала, что позволило определить не только индивидуально-субъективные смыслы, но и духовно-социальные, имеющие этическую перспективу в контексте современной постмодернистской культуры.

На защиту выносятся следующие положения: 1. В диссертационном исследовании выявлено, что экзистенциалы

человеческого бытия являются нравственным эпицентром личности,

духовно-смысловым скрепом всех бытийных проявлений человека и,

следовательно, единственным условием и способом достижения подлинного существования;

определено, что категория подлинного бытия является философским инвариантом различных течений экзистенциализма. Экзистенция рассматривается как устремленность к подлинному бытию, раскрывающая себя в пограничных ситуациях. В тоже время подлинное бытие есть инвариант этики, целью которой всегда было достижение истинной, благой, правильной жизни, что предполагало поиск смысла и цели своего существования. В этом смысле этика изначально экзистенциальна. Несмотря на определенную онтолого-феноменологическую направленность категории подлинного бытия в экзистенциализме, в сущности, она остается связанной с традиционной этической проблематикой;

в диссертационном исследовании утверждается: этическая фундированность экзистенциалов проявляется в том, что сущность экзистенции, определяемая главным образом через достижение подлинного существования, по своей сути есть моральный выбор личности, что представляет собой этическую характеристику поступка; доказывается, что традиционные экзистенциалы (страх, забота, тревога и т.д.) часто интерпретируются психологически, чему препятствуют экзистенциалисты, стремясь перевести их в категории онтологии. Рассмотрение экзистенциалов не как «психических состояний», а как состояний нравственного сознания личности будет способствовать более продуктивному философскому анализу, расширяющим границы нередуцированного антропологического опыта;

показано, что традиционную нетождественность этики и онтологии, принятой в экзистенциальной философии, можно преодолеть этическим анализом основных экзистенциалов человеческого бытия, который позволяет выявить универсальное нравственное значение

экзистенциалов. В орбиту «экзистенциального дискурса» неизбежно входят традиционные понятия и категории этики: одиночество, трагизм, ответственность, поиск смысла и цели, протест против неподлинного и т. д. Таким образом, выявляется определенная закономерность взаимопроникновения экзистенциализма и этики: экзистенциальные категории в своем предельном выражении становятся этическими категориями, в то время как наиболее глубокая сущность этических понятий трактуется в экзистенциальной терминологии. Искомое этики и экзистенциализма оказывается идентичным: достижение подлинного существования;

показано, что сравнительный анализ русского и западного
экзистенциальных мировоззрений периода нач. Х1Х-кон. XX вв,
позволяет глубже постичь особенности каждого из них. Если для Запада
характерна близость экзистенциальной философии к философии жизни,
феноменологии, герменевтике, то для русской философии
экзистенциализм более всего отождествляется с этикой. Особенность
отечественной нравственной философии заключается в напряженном
рассмотрении проблем человеческого существования преимущественно
в духовно-нравственном, то есть метафизическом и экзистенциальном
измерениях. Экзистенциальные проблемы традиционно

отождествляются с этическими в русской философии;

определено понимание экзистенции в западной философии как имманентной личному опыту, основанному преимущественно на страхе, заботе и тревоге, вызванном острым переживанием своей конечности, существенным образом отличается от понимания экзистенции в русской философии, которое базируется на осознание объективных духовных ценностей, являющихся основой бесконечного личностного самопознания и нравственного совершенствования. Осмысление духовно-нравственной ценности основных экзистенциалов бытия

раскрывает в человеке новые возможности и способы подлинно личностного существования, без которого невозможен диалог с другими людьми и миром в целом. В отличие от западноевропейской индивидуалистической персонологии, в русской философии делается акцент на духовно-нравственных, соборных и сотериологических параметрах личности; 8. выявлено, что в эпоху постмодернизма индивид противостоит традиции существования как таковой. В результате, система отношений «человек-мир» нуждается в переосмыслении с точки зрения выявления в ней этически продуктивных основ для дальнейшей возможности подлинного бытия. Экзистенциальное в постмодернизме приобретает особое значение, характеризующиеся этическим сдвигом с субстанционально-теистических моделей человека в сторону нелинейной и неравновесной антропологии, предполагающей игровые и ироничные формы существования в качестве основных экзистенциалов. Это означает, что произошла трансформация экзистенциальных смыслов в постмодернистской реальности, которая вопреки пессимистическим прогнозам о ситуации «после смерти человека» (К. Свасьян), способна обнаружить новую позитивную витальность, которую она может почерпнуть в том числе из традиционных нравственных учений о человеке, и в первую очередь из этического пласта русской философии.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты исследования можно использовать в составлении и разработках учебных программ по курсам этики, философии, философии образования, философской антропологии, истории философии, онтологии, культурологи, эстетики, в практике нравственного воспитания молодежи, в диагностике формирования современных экзистенциальных качеств личности, в преподавании всех гуманитарных наук.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Воронежского государственного педагогического университета 2005-2006 г.;

изложены в лекциях и семинарах для студентов по дисциплинам «История философии», «Этика», а также на спецсеминаре «Философия личности»;

были озвучены в форме докладов на следующих конференциях: «Законы педагогической сферы общества» (Н. Новгород, 2003), «Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности» (26-27 сентября, Воронеж, 2003), «Ильенковские чтения: Социальная теория, ее истинность и роль в историческом процессе» (Воронеж, 2005), «Русская философия о преображении мира и человека» (Воронеж, 2007).

Также основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1. Новикова Е.С. Бытие как целостность: подлинность существования человека / Е.С. Новикова // Системный анализ и управление в биомедицинских системах (ж-л вкл. в перечень изд. ВАК РФ) I гл. редактор В.Н. Фролов. - Воронеж, 2006. - Т. 5,4. - С. 737-738.

2. Новикова Е.С. Формирование социальных взглядов А.И. Герцена /
Е.С. Новикова // Молодые философы Воронежа: Сборник научных трудов / Под
ред. А.В. Шипилова. Вып. 1. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное
издательство, 2002. - С. 46-53.

3. Новикова Е.С. Проблема выбора личности в контексте
экзистенциальной повседневности / Е.С. Новикова // Молодые философы
Воронежа : Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Шипилова. Вып. 2. -
Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2003. - С. 56-60.

  1. Новикова Е.С. Антимещанская направленность русской культуры /Е.С. Новикова // Законы педагогической сферы общества : Сборник научных трудов. - Н. Новгород, 2003.-С1. 387-388.

  2. Новикова Е.С. Повседневность как сфера нравственного формирования экзистенциальных качеств личности / Е.С. Новикова // Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности: Материалы международной научно-практической конференции, 26-27 сентября 2003 года. -Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2003. - С. 248-254.

  3. Новикова Е.С. Социоприродная основа человеческого бытия / Е.С. Новикова // Смысложизненные проблемы бытия человека : Международный сборник научных трудов. - Воронеж, 2004. - С. 48-53.

  4. Новикова Е,С. Человечность как истинное бытие / Е.С. Новикова // Ильенковские чтения - 2005: Материалы Международной научной конференции «Социальная теория, ее истинность и роль в историческом процессе». В 2 ч. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - Ч. II. - С. 42-44,

  5. Новикова Е.С. Экзистенциальное бытие как коррелят человечности / Е.С. Новикова // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 года). В 5 т,-М.: «Современныететради»,2005.-Т.4.-С. 103.

  6. Новикова Е.С. Духовно-нравственная значимость экзистенциалов в формировании принципов существования русской личности / Е.С. Новикова // Русская философия о преображении мира и человека. - Воронеж, 2007. -С. 30-31.

Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, который содержит 197 источников, в том числе 3 зарубежных.

Этические параметры экзистенциализма

Экзистенциализм с момента своего появления не воспринимался как этическая теория. Несмотря на обильную нравственную проблематику, которой он был отмечен, в целом экзистенциализм находился в стороне от традиционных и классических этических направлений. Это связано с тем, что концептуальное поле этики в контексте западноевропейской философии в середине XX века было определено достаточно однозначно. Дифференциация человеческого знания на естественные и гуманитарные науки и более детальное разделение «наук о духе» на специфические профессиональные отрасли привело к тому, что некоторые проблемы, единые в своем существе, стали относятся к разным наукам из-за различий категориального аппарата, специфики частных методик, своего научного языка и т.д. В этом контексте этика значительно отличается от других философских дисциплин.

Крупнейший западный этик XX в, Дж. Мур в своей книге «Принципы этики» достаточно полно определил сущность этики, ее проблематику, а также основные направления этической теории того периода. Пересечения с экзистенциализмом здесь не прослеживается. Главной задачей этики, полагает Мур, должно стать сравнение относительной ценности различных видов добра: «Специфика этики состоит не в том, что она исследует утверждения, относящиеся к человеческому поведению, но в том, что она исследует утверждения, касающиеся таких качеств предметов, которые я обозначил термином «добро», а противоположные качества - термином «зло». Этические исследования должны дать обоснование истинности всех таких утверждений, за исключением тех, в которых «добро» относится только к отдельным конкретным предметам». Этические теории, сформировавшиеся в контексте западноевропейской философской культуры XX века, охватывают преимущественно следующие сферы: лингвистические проблемы морального языка в аналитической философии, различные аспекты социальной этики, теологические вопросы морали, экологическую этику, прикладную этику. Однозначной и глубокой связи между этикой и экзистенциализмом нет» Если он и принимался этической теорией, то только под титулом «этический иррационализм», или как одна из разновидностей морального и социального протеста против существующей действительности.

Таким образом, можно сказать, что традиционная этика как бы отторгает экзистенциализм. Тоже самое можно сказать и про экзистенциализм, который во многом дистанцируется от этики. Присутствие этических аспектов в экзистенциализме заявляет о себе только в качестве частных этических воззрений того или иного философа (например, этическое учение Ж.-П. Сартра о свободе),

В качестве идейных истоков экзистенциализма исследователи различных направлений выделяют одни и те же течения- Как правило, этика в своем традиционном образе в них отсутствует. Так советские исследователи выделяют три философские тенденции, образующие мировоззрение экзистенциализма: философия С. Кьеркегора, философия жизни и феноменология Гуссерля. Эти же источники выделяет и Отго Ф. Больнов в книге «Философия экзистенциализма».

Первоначальный контекст пояатения экзистенциализма, связанный с С, Кьеркегором, был во многом обусловлен неприятием философии Гегеля» Понятие «экзистенция», утверждаемое Кьеркегором в качестве идеи подлинного существования, являлось прямо противоположным концепции гегелевского панлогизма. Несмотря на ярко выраженный антропологический характер этой идеи, изначально это был спор о понятиях; какими понятиями можно наиболее адекватно «схватить» и выразить сущность человека.

В дальнейшем понятие «экзистенция» не становится этической категорий, несмотря на то, что другие философские направления используют ее активно и продуктивно. Современный немецкий философ К. Хельд обращает внимание на прерогативу феноменологии в отношении экзистенции: «Особый способ, каким человеческая экзистенция встраивается в мир, - центральное открытие феноменологии».11

Это особенно касается трактовки «экзистенции» М. Хайдеггером. Исследователи его философии говорят о нем в образах онтолога, который вытеснил образ религиозного пророка. Это свидетельствует о дистанцировании онтологической проблематики от моральной: «Морально-религиозная «экзистенциалистская интерпретация хайдеггеровской философии полностью отвергнута сегодня почти всеми серьезными ее исследователями».

Одна из причин того, что экзистенциализм не воспринимался как «чистая» этическая теория, был его критический настрой по отношению к социальной реальности. После первой мировой войны, когда экзистенциализм стал весьма значимым философским течением и вообще культурным явлением, в нем явно просматривался акцент на проблемы социальной жизни. Кризис гуманности человеческих отношений, проявившейся в мировых войнах, поставил под сомнение идеи прогресса, характерные для западной научно-технической цивилизации. В этой ситуации невероятно возрос критический настрой по отношению к наличной действительности; произошло крушение рационалистических идеалов и, соответственно, рационалистические модели оказывались недейственными. В этой ситуации обрел силу голос экзистенциальной философии, предлагавшей новые пути и новое видение человека, и особенно был силен ее этический пафос.

Нравственная антиномичность человека в русской философии

Как уже было рассмотрено в первой главе, этика и экзистенциализм в контексте западной философии не всегда пересекались. Мы выявили корпус идей экзистенциализма, которые обладают ярко выраженными этическими чертами, В целом, всему экзистенциализму присущ этический пафос критики наличного состояния человека и социума, В этой главе нам необходимо сконцентрироваться на понимании подлинной жизни, принятой в западноевропейской экзистенциальной традиции, чтобы увидеть сходства и различия с русской философией в этом вопросе.

В основу концепций западноевропейской философии лег принцип «самодвижения экзистенциальной идеи с точки зрения ее чистого содержания и личностного опыта».153 Философское осмысление здесь имеет двойную цель: познать бытие и исследовать процесс личностной экзистенции. Причем не ранее, чем с философии С. Кьеркегора можно говорить о том, что личность осознала свое радикальное отчуждение от бытия и обнаружила экзистенцию как основу внутреннего подлинного существования.

Рационалистическая метафизика делала во многом человеческое существования беспроблемным. Человек не ощущал ни метафизической тревоги, ни заботы. Его конечность была интегрирована рационально устроенным универсумом, этим «лучшим из возможных миров» по Ґ.В. Лейбницу. Отдельные всплески экзистенциальной тревоги, имевшие место у св.Августина и Б. Паскаля, не создавали общей озабоченности человеческим существованием Однако ситуация XIX века в отечественной культуре радикально поменяла свой аксиологический вектор; человек стал проблемой для самого себя. Гуманизм западноевропейской философии, ориентированный на построение рационально устроенной культуры и социума, обнаружил существенный изъян в своей теоретической основе. Требовалась новая философия человека, которая смогла бы раскрыть наиболее проблемные аспекты человеческого существования, которые не улавливались предшествующей философской традицией,

Тогда и появился экзистенциализм, на долю которого выпало преодолеть ограниченности рационалистического миропонимания. Однако опыт личной экзистенции оказался безрадостным, так как доказывал безысходную трагичность человеческого бытия, перед которой бессилен разум. Данное мировоззрение все более сосредотачивалось на исследовании индивидуально-замкнутого Я, не подчиненного никаким природным, социальным, культурным целям, постепенно превращаясь в новую форму экзистенциалистского солипсизма.

Подлинность бытия, как искомое экзистенциальной философии, определяется в западной традиции мерой человеческой уникальности. Несомненно, философские концепции западноевропейского экзистенциализма представляют большую ценность, поскольку анализируют основные формы и способы экзистенции индивидуального существования, без которого невозможно формирование личностного бытия. Данное направление содержит богатые теоретические разработки, которые могут стать альтернативой современному бытию, существование в котором сведено до уровня «бесплодного проводника бесцельной истины»,1

Истоком становления экзистенциального способа существования по праву считается философия С. Кьеркегора, которая совершила, по словам П.П. Гайденко, «прорыв к трансцендентному»: «Наиболее яркую попытку такого прорыва осуществил С. Киркегор - не случайно его сочинения оказали сильное влияние на философов XX в., обратившихся не только к проблеме человеческого существования, но и поставивших вопрос о философском смысле вопроса о бытии в целом».

Согласно мировоззренческой позиции С, Кьеркегора, переживание страданий необходимо для личной возможности осуществления экзистенциального «прыжка» в истину. По его убеждению, совместить метафизику переживаний с реальной жизнью возможно только з высшей точке бытия - Боге» где соединяются реальность жизненной силы и духовность идеальной истины. Поэтому новым способом существования, по мнению С. Кьеркегора, должна была стать личная исповедь человека, сосредоточившегося на субъективной истине и отрешившегося от всеобщего. Будущее человека, непреложно соотносимое для С. Кьеркегора с Богом и вечностью бытия, определялось только индивидуальным выбором в процессе экзистенции.

Понятие «личного выбора» обретает статус онтологического различия и одновременно высшего этического принципа подвигающего человека к совершению подлинного поступка. Возможность выбора «расколола» внутреннюю структуру личности на отдельные структурные компоненты, вновь собрать которые воедино можно только посредством экзистенциального переживания абсурда, страха, тревоги, отчаяния, ничто. Данные стихии, неподвластные внешней морали, вступали в борьбу с человеческим Я, не имеющим в мире иной опоры, кроме экзистенциального страха. Состояние страха и бесконечного отчаяния повергает Я в безличные бездны, превосходящие по мощи человеческие возможности, «взрывая» изнутри традиционные основы субъективности.

Субъективизм переживаний как критерий подлинности западной экзистенциальной философии

Можно сказать, что экзистенциализм стремился вручить человеку во владение его бытие, возлагая на индивида ответственность за существование» Для этого требовалось создание принципиально новой гуманистической методологии со своей собственной этической аргументацией. Одним из выдающихся гуманистических направлений западноевропейского мировоззрения явился французский персонализм, в основу которого легли концепции Ж.-П, Сартра и А, Камю,

Одна из наиболее известных работ Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм» содержит два взаимосвязанных вопроса: особенности бытия человека и личная свобода как самоопределение. Исходя из традиционного понимания человеческой сущности как самопорождающей и непостижимой, Ж.-П. Сартр утвердил ее первоисточником самой себя: «Человеческая реальность с самого начала существует как недостаток в непосредственной синтетической связи с тем, чего ей недоставало, она есть постоянный переход к совпадению с собой, который никогда не осуществится». Двойная цель человеческого проекта - отрицание внешней реальности и конструирование собственно человеческой - осуществляет свободную проекцию Я в будущую структуру существования, одновременно отрицая онтологическую значимость прошлого и настоящего.

Экзистенциальное переживание Ничто - это всегда «пограничная ситуация», кульминационный момент постижения истины бытия: «Дай мне еще время, Господи, я еще не сделал самого главного!»} Возникающий страх смерти Ж.-П, Сартр интерпретировал как страх перед свободой, появляющийся одновременно с экзистенциальным существованием. Метафизический страх, вмещающий в себя переживания Я, высвобождает бездны ужаса в душе человека, символизируя необратимость жизни и ограниченность возможностей человеческого существования. По утверждению экзистенциалистов имманентно-трансцендентная природа страха неуничтожима в человеке - ее сущность можно лишь трансформировать посредством переживаний- Это особое откровение Я, постигающее себя как свободное существо: «Настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния».

Откровение самопознания преображает психическую энергию человека в духовно-смысловые образы, которые препятствуют фрустрации существования. Они освобождают духовность человека через воплощение индивидуальных проектов, создавая из них особую реальность. Таким образом, трансцендентальное сознание проектирует себя из безличного Ничто (небытия и свободы), отрицая первоначальное бытие-в-себе (Я) и бытие-для-себя (мир и других) ради восполнения недостающих элементов своей онтологической структуры: «Человек станет не таким, каким пожелает, а таким, каков проект его бытия».

Принцип индивидуальной свободы напрямую связан в философии Ж,-П. Сартра с проблемами субъективности и гуманизации личности: мыслитель выдвигает методологическое обоснование первичности существования по отношению к сущности; «Нет мира, кроме человеческого, человеческой субъективности. Эта связь выхода за свои пределы (или связь конституирующей человека трансцендентности) и субъективности есть экзистенциальный гуманизм»,172 Свобода может существовать и развиваться только в одном пространстве - человеческой субъективности. Отсюда традиционное утверждение экзистенциалистов о внутренней изначальности и всеобщей трагичности свободы: непредсказуемость «проекта» человеческого бытия реализовывается через «случайный» характер внутренней свободы. Поэтому, согласно концепции Ж,-П, Сартра, содержание понятий добра и зла, истинности и неподлинности значений бытия и культуры, всецело определяется индивидуальной интерпретацией субъекта: «Экзистенциализм заявляет: неважно, есть ли бог, это ничего не меняет: человек обретает себя, и от самого себя его спасти никто не в силах».173

Неотгоржимость свободы от экзистенции существования позволило Ж.-П. Сартру утверждать свободу единственно неотчужденным компонентом бытия. Но максимальная абсолютизация свободы выбора (в частности, в рамках экзистенциализма) неизменно приводит личность к абсурдному мировоззрению: сам элемент непредсказуемости ставит под сомнение подлинность и значимость индивидуального бытия.

Философ совершает попытку создания нового способа бытия на основе марксизма, экзистенциализма и психоанализа. Главным парадоксом данной теории явился антисоциальный характер исследования, в качестве подлинности утверждавший бытие единичного индивида. Игнорирование социально-исторической основы бытия как субстанции личности делало невозможным дальнейшее развития индивидуальных качеств и в принципе не могло разрешить трагедию существования.

Разрыв мира и человека в постмодернизме

Глобальный характер современности трансформировал до неузнаваемости традиционную структуру бытия и сущность жизни: виртуальность становится новой реальностью, В терминах «разрыва» характеризует философ В,А. Кутырев современную постмодернистскую ситуацию. Создается целиком искусственная среда, в которой «сознание отделяется, отчуждается от тела. Субстратно тело человека будет находится в одном мире, а его дух, психика, даже функциональные отправления - в другом. Какой мир следует считать истинным, «естественным» - собственно человеческим? Сложилась ситуация, в которой все меньше мест, все меньше времени, где и когда человек действует как целостное телесно-духовное существо. Великий разрыв! Живое за пределами жизни, дух покидает тело -это глубинная причина бытийного кризиса человечества, проблем экологии и гуманизма».

Разрыв проявился практически на всех уровнях бытия: с историей, с культурой, то есть с традицией, разрыв человека со средой обитания (экологический кризис), с Богом, миром, другими людьми, в конечном счете, с самим собой (духовный кризис). Эпоха постмодерна характеризуется В Л. Кутыревым как постчеловеческая: «В XX в. сфера деятельности людей превысила сферу их жизни, возникли новые среды - микро- и мегамиры, виртуальные реальности, где целостный человек существовать не может.

Постмодернизм есть специфическая культурная форма осознания этих миров». Иными словами, постмодернистская реальность, «где целостный человек существовать не может», не является в подлинном смысле человеческой. Поэтому реальность языка (текста) становится единственной, в которой человек всего лишь копия, знак, симулякр, то есть нечто вторичное по отношению к тексту. Мир текста превращает внутренний мир человека в безликий атрибут небытия. Бытие-как-текст трансформировало понятие бездомности в экзистеициал оторванности индивида от своего существования. Традиционно онтологическая взаимосвязь языка и мышления формирует образ жизни человека: «Проговаривать» реальность -это значит поддерживать жизнь. Метод существования - это не только путь, но и взгляд, и чувство» 90

В контексте постмодернизма данный процесс известен как деконструкция. Это новый методологический принцип познания, в основе которого лежат следующие положения: сомнение в истинности общепринятых смыслов и подрыв традиции как способа познания. Деконструкция отрицает метафизический уровень существования вследствие принципиальной невозможности постижения смысла человеческого бытия» Соответственно, отрицается и сама сущность человеческой коммуникации как факта наличия Я-бытия в мире.

Предпосылки постмодернистского мировоззрения были зафиксированы историей философской мысли (в частности, русской) задолго до его появления, поэтому мы склонны рассматривать особенности современности как закономерный итог неисправленных ошибок и вовремя нереализованных духовно-нравственных возможностей. Современное бытие-как-текст сделало человека объективным посредником, безликим «проводником» между абстрактным смысловым представлением и раздробленными языковыми формами. Вместе с тем, обилие текстов и нескончаемый процесс их производства и интерпретации подтверждают, что каждый текст есть порождение бытия и имеет определенное значение. Оно познается, когда «тысячелетиями «проживается» в виде экзистенциальных констант, помещенных в жизненные контексты, проецируется и перемещается в разные смысловые формы, отражающие путь субъекта в мире».151 Поэтому утверждение философов-постмодернистов, что отныне мир есть лишь безликий Текст, достаточно спорно.

Таким образом, в постмодернистской реальности происходит трансформация традиционных экзистенциалов, они лишаются своей метафизической и теологической субстанции и становятся одной из виртуальных возможностей, реализуемых в тотальном пространстве текста.

В постмодернизме текст как бытие лишен своей субстанции, поскольку не приемлет никакой стабильной структуры в качестве основы, кроме хаоса спонтанности и непредсказуемости. Сама же сущность хаоса неразрывно связана с бытием, невольно вовлечена в традицию существования, стремясь к своей завершенности. Любая незавершенность, согласно философской традиции, предполагает присутствие субъекта, преобразующего пустоту ничто в неповторимо-личностное нечто. Поэтому, на наш взгляд, постмодернизм невольно содержит в себе альтернативу «существования-смерти» - текстовый диалог, В данном случае, индивидуально-личностный «выход» за пределы объективности во всеобщий смысловой контекст преобразует Текст в бытие «здесь и теперь».

Похожие диссертации на Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа