Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы этногенеза хакасского народа Торбостаев Каврис Михайлович

Проблемы этногенеза хакасского народа
<
Проблемы этногенеза хакасского народа Проблемы этногенеза хакасского народа Проблемы этногенеза хакасского народа Проблемы этногенеза хакасского народа Проблемы этногенеза хакасского народа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Торбостаев Каврис Михайлович. Проблемы этногенеза хакасского народа : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Улан-Удэ, 2003.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/601-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Происхождение хакасов в свете антропологических данных 26

1.1. Исторические сведения о физическом облике предков хакасского народа 31

1.2. Происхождение хакасов в свете антропологических данных . 39

1.2.1 .Происхождение хакасов в свете краниологических материалов 39

1.2.2.Одонтологические материалы и этногенез хакасов 47

1.2.3. Происхождение хакасов по гематологическим параметрам . 51

1.2.4.Происхождение хакасов по данным дерматоглифики . .58

Глава 2. Этногенез хакасов по данным родоплеменного состава . 63

2.1. Качинцы 67

2.2. Сагайцы 79

2.3. Бельтыры 83

2.4. Бирюсинцы 89

2.5. Кызыльцы 92

2.6. Койбалы 97

Глава 3. Этническое самосознание хакасского этноса 107

3.1 Этническое самосознание населения Хакасско-Минусинского края в XVII -нач. XVIII вв. и этнонимы «Кыргыз» и «Хоорай» 113

3.2. Этническое самосознание населения Хакасско-Минусинского края в XVIII-XIX вв. и этноним «тадар» .124

3.3. Этническое самосознание хакасов на современном этапе и этноним «Хакас» 130

Заключение 139

Список информаторов 145

Библиографический список использованной литературы . 146

Происхождение хакасов в свете антропологических данных

Ведущую роль в палеоантропологии играет краниология -исследование черепа человека. Череп наиболее информативно отражает расовые особенности, более того, ряд признаков его служит дополнительной характеристикой расовых комплексов и обогащает представления о морфологии рас, слагающиеся при изучении живого населения. Палеоантропологические материалы -останки древних людей, большей частью человеческие кости и черепа имеют очень важное значение, поскольку остатки мягких тканей и волос, как правило, не сохраняются либо заметно деформируются. Изучение скелета позволяет надежно сравнивать физические особенности разных народов и дает порой единственную возможность составить представление об антропологическом типе древних народов [Алексеев В.П., Дебец Г.Ф., 1964, с.З]. Изменения формы черепа и других особенностей скелета обусловлены в первую очередь генетическими особенностями. Однако исследования показали, что проявляется воздействие также геохимических условий на рост и развитие человеческого скелета. В частности, намечаются связь брахикрании, укрупнения размеров лица и понижения длины тела в природных зонах с недостатком в окружающей среде костеобразующих минералов. Также обнаружена связь на внутригрупповом уровне между формой черепа и содержанием в почве оксиапатитов. Выяснилось, что брахикранные черепа характеризуются понижением степени минерализации по сравнению с долихокранными [Алексеева, 1986, с.130].

Изучением краниологических серий хакасов и их предков занимались Г.Ф. Дебец, В.П. Алексеев, И.И. Гохман, А.Р. Ким, А.Г. Козинцев и др. В их работах отмечается, что в основном, современный физический тип хакасов начал складываться в таштыкскую эпоху, когда на территории Хакасско-Минусинского края, стали преобладать этнические группы, говорившие на самодийских и тюркских языках, пришедшие с северо-запада и с юга - из Центральной Азии. Ниже мы рассмотрим динамику смены антропологических типов на территории юга Средней Сибири, для того чтобы выяснить, какие из них вошли в состав современных хакасов. Как свидетельствуют палеоантропологические материалы, первоначальное заселение Азии началось с ее южных частей. По новейшим данным освоение территории по 45 градусу северной широты произошло около 1 миллиона лет назад. На территории Южной Сибири первые памятники датируются следующими хронологическими отрезками: Мохово І в Кузнецком бассейне (около 400-600 тысяч лет назад), Денисова пещера в Горном Алтае (200-300 тыс. лет), стоянка Таргалык (Тува) (по косвенным данным 250 тысяч лет), на Енисее - Усть-Инжуль-1 (170 тыс. лет) [Лаухин, 2000, с.13-16]. До начала позднего плейстоцена заселение Саяно-алтайской области имело, вероятно, очаговый характер. Более-менее равномерное заселение этой области произошло ближе к позднему палеолиту. Антропологический тип этого населения, называемый "протомонголоидным" отличался от современного монголоидного типа рядом признаков и в чем-то сходен с типом современных американских индейцев (менее плоский лицевой скелет, сильнее выступающий нос, более высокое переносье). Современные же особенности монголоидов развились под влиянием адаптивного фактора. Повышенное жироотложение на лице у монголоидов объясняется приспособлением к резко континентальному климату с сильным перепадом температуры на протяжении суток.

С ним частично связана сильная уплощенность лица. Развитие складки века, эпикантуса и узкий разрез глазной щели рассматривается как приспособление к жизни в условиях лёссовых степей и полупустынь [Алексеев, 1968, с.98-99]. Останки древних людей со стоянок Афонтова гора II, Малая Сыя, на берегах Июса также отнесены к монголоидному расовому типу. Было также обнаружено несколько костных останков, свидетельствующих о наличии экваториальной примеси [Алексеев, 1961, с.163] и указывающих на возможные миграции с юга, либо о сохранении в физическом облике протоморфных особенностей Homo Sapiens. В середине III тыс. до н.э. в на территорию Минусинской котловины переселяются первые скотоводческие племена, известные под именем археологической культуры афанасьевцев. По своему физическому типу и предметам материальной культуры они связаны с европеоидным населением Средней Азии и Причерноморья. Афанасьевцы являлись носителями протоевропеоидного антропологического типа. Афанасьевцы с территории Хакасии характеризуются очень длинным, довольно широким, средневысоким долихокранным черепом, очень сильно наклонным лбом, а также сильно развитым надбровьем, низкими и широкими орбитами, больше прямоугольной формы, большим межорбитным расстоянием, высоким носом. Обнаружение палеоантропологических находок древних людей на территории Тувы и Монголии, сближающихся по антропологическому типу с афанасьевцами, дало В.П. Алексееву повод для выдвижения гипотезы об изначальном присутствии в Южной Сибири европеоидных популяций.

Таким образом, контакты между европеоидами и монголоидами на данной территории, возможно, происходили уже на самых ранних этапах [Там же, с. 13 3]. С XVIII по XIII вв. до н.э. на территории Хакасии существовала Окуневская культура. Первоначально ее носители рассматривались в рамках монголоидного компонента афанасьевской культуры, пока в 60-х гг. XX в. Окуневская культура не была выделена в качестве самостоятельной. Антропологический тип населения этой эпохи был смешанного европеоидно-монголоидного происхождения. Как отмечает А.В. Громов, бросается в глаза их морфологическая разнородность - встречаются как чисто монголоидные черепа, так и типично европеоидные, не обнаруживающими никаких следов монголоидной примеси. Проведя обстоятельный анализ антропологических особенностей населения неолита и ранней бронзы, А.А. Громов пришел к выводу, что

Происхождение хакасов по гематологическим параметрам

Большую таксономическую ценность при изучении происхождения этноса имеет сероантропологический анализ крови. Расовые особенности в распределении антигенов крови весьма значительны при решении вопросов этногенеза того или иного народа. Так, например, характер распределения антигенов у смешанных поколений популяции определяется не только частотой антигенов объекта исследования, но также изначальной частотой антигенов (исходным генотипом) метисируемого этноса. В отличие от морфологических признаков факторы крови имеют более простую генетическую структуру и соответственно легко поддаются изучению с точки зрения их наследственной передачи. Характерным является пример якутского народа, сложившегося в результате смешения центральноазиатского монголоидного, представленного прибайкальским этническим ядром и южносибирским, смешанным типом.

В целом якуты на современном этапе, являются одними из наиболее монголоидных этносов, однако, в составе 39% крови представителей якутского этноса имеются антигены, встречаемые в древних европеоидных популяциях и восходящие к индоевропескому субстрату [Гоголев, 2002, с.123]. В XX в. советскими антропологами было проведено большое количество исследований по изучению этнической изосерологии по народам Сибири, в ходе которых были выявлены следующие закономерности: Во-первых, значительное преобладание гена р над геном q наблюдается у юкагиров, чукчей, эскимосов, ненцев, энцев, нганасан. Эти народы относятся к палеоазиатской и самодийской языковым семьям. Похожая ситуация как мы видим наблюдается у части хакасов. Скорее всего, это объясняется их происхождением от древнего населения, говорившего на самодийских и кетских языках. По мнению некоторых исследователей, носителями языка самодийской группы были таштыкцы, а также и более ранние популяции, например тагарцы [Вадецкая, 1999, с.179]. Во-вторых, преобладание гена q над р отмечается у представителей относящихся к так называемому "внутрисибирскому" типу - якутов, бурят, казахов, монголов. В 2000 г. А.С. Абдиной была защищена кандидатская диссертация на тему "Группы крови у хакасов (гемотрансфузионные и этногенетические вопросы)". В данной работе приводятся результаты исследований по ряду изосерологических систем (АВО, RH, Kell, Duffy, Lewis, MNSs, P). Ее исследования привели к следующим результатам: Распределение групп крови системы АВО. Суммарная последовательность антигенов хакасского народа выглядит следующим образом: 0 А В АВ, что показывает отличие от других народов - относящихся к европеоидам - у которых отмечается распределение антигенов А 0 В АВ, монголов (О В А АВ), киргизов и калмыков (В 0 А АВ), казахов (В А О АВ). Однако выявляется близость хакасов с рядом народов Сибири и прежде всего с некоторыми популяциями Саяно-Алтайского нагорья. У хакасов совершенно отсутствует сдвиг в направлении увеличения частоты антигена

В и гена q, который сильно выражен и характерен для неметисированных монголов Центральной Азии, а также для народов относящихся к "внутрисибирскому" типу. Выделяются следующие особенности хакасских этнотерриториальных групп: У койбалов очень высокий процент людей с первой группой крови (О)- 71,6 %, и абсолютно отсутствует четвертая (АВ) - 0 %. Бирюсинцы показывают такую последовательность антигенов - А 0 В АВ, что аналогично последовательности антигенов в европеоидных группах. У кызыльцев и качинцев частота гена q в 2,5 - 3 раза выше, чем у остальных групп хакасов, что свидетельствует о более высокой степени их контактов с популяциями из Центральной Азии. Частота генов г, р, q у сагайцев, бирюсинцев и бельтыров показывает, что эти группы сходны между собой и отличны от других хакасских групп - кызыльцев, качинцев и койбалов. Отмечается сходство по частоте групп и гена р с европеоидными популяциями. По частоте генов г и q отмечается отличие как от монголоидов в целом (в частности, общесибирский показатель равен 16,5), так и от европеоидов (славян). Из тувинских групп наиболее близкие показатели отмечаются у овюрской группы, у других же популяций Тувы ген q заметно выше. Приведенные исследования позволили А.С. Абдиной вывести вероятный фенотип и генотип европеоидных предков хакасов, по которым они характеризуется резким отличием от монголоидов (по всем трем генам), и славян (по генам г и q, по гену р схожи). В 1960-70-х гг. были проведены сероантроплогические экспедиции по изучению групп крови народов Саяно-Алтайского нагорья - алтайцев, тувинцев, тофаларов. Сопоставление данных А.С. Абдиной с показателями по тувинским и алтайским группам, показывает родство указанных народов с хакасами. Прежде всего, наблюдается такая же последовательность антигенов О А В АВ.

В частности, у тувинских групп - западной, улуг-хемской, центральной и овсюрской, которые, по-видимому, в меньшей степени подверглись ассимиляции со стороны монголов [Богданова, 1984, с.108-161]. Анализ распределения групп крови позволяет выделить несколько групп популяций, сближающихся между собой. К первой группе можно отнести следующие группы - хакасов (в целом), тувинцев, теленгитов, тубаларов (распределение 0 А В АВ). Данные изосерологии подтверждаются, в частности, этнографическими материалами. Особенно это касается бельтыров и тувинцев (подробнее ниже во второй главе в разделе о бельтырах). У качинцев отмечается наиболее высокий показатель третьей группы крови, что подтверждает тезис об участии этногенезе хакасов популяций из Центральной Азии, в основном в степной зоне. Тем не менее, качинцы по серологическим данным намного ближе к остальным хакасским группам, чем к другим народам. В историческом плане данное соотношение антигенов отмечается у носителей карасукской и тагарской культур. Причем наибольшее

Бельтыры

До XIX в. бельтыры (бельтиры) составляли одно из хакасских племен, местом расселения которых являлось среднее течение реки Абакан. Позднее в XIX столетии они влились в состав сагайцев и стали считать себя сагайским сеоком. Свое название данная группа получила по имени ведущего сеока -"Пилтір". Этимология этого этнонима возводится к двум значениям. Первое из них приводится в работах Л.П. Потапова, М.И. Боргоякова, которые отмечали, что бельтыры - это люди, живущие по устьям рек - устьинцы (от хакасского "пилтір" - "устье") [Потапов, 1957, с.234; Боргояков, 1973, с.109]. Действительно, в XVIII-XIX вв. бельтыры проживали в долине Среднего Абакана по устьям его притоков - Аскиза, Еси, Теи, Таштыпа, Матура и др. Однако, следует отметить, что родоплеменная группа бельтыров была известна в русских документах еще до XVIII в., когда место ее расселения находилась в другом месте. Поэтому на наш взгляд, более приемлемой является другая точка зрения, выражаемая в работах Н.Н. Козьмина, В.Я. Бутанаева. В хакасском языке помимо указанного имеется другое значение слова «пилтір» - «метисы». Применительно к этой этнотерриториальной группе хакасов, оно находит свое подтверждение в исторических преданиях. В частности в одном из них говорится, что когда-то давно часть населения Хакасии была уведена в Монголию. Там они прожили определенное время, после чего, под руководством, легендарного родоначальника - Хан-Сулу (иносказительно он именуется как Пилтір-Адас), вернулись на территорию Хакасии. Во время своего пребывания в Монголии, многие из них заключили браки с монголами, за это их прозвали «хара моол пилтірі» (смешавшиеся с черными монголами). [Бутанаев, Бутанаева, 2001, с.45-46]. Таким образом, мы видим, что этноним «пилтір» относительно позднее явление. О более раннем самоназвании данной группы, возможно, также говорится в фольклоре. У Хан-Сулу (Хан-Чуле) было три сына - Он-биях, Пис-пиях, Хосхар. Вполне возмоясно, что имена Он-биях и Пис-пиях (выделено нами - Т.К.) связаны с уйгурским этнонимом «пейат», или другими фонетическими вариантами данного этнонима.

В истории кочевых племен известен ряд этнических групп, которые несли в себе этнонимы с числами (он-татар, отуз-татар, тогус-огуз и др.). В таком случае, можно предположить уйгурские корни данного сеока. Из исторических преданий записанных Н.Ф. Катановым, видно, что первоначально бельтыры составляли небольшое поколение, обитавшее в таежной зоне. Постепенно усиливаясь (с XVII в.), оно включило в себя ряд других родоплеменных групп переселявшихся в Хакасию с юго-запада. [Катанов, 1909, с. 267-270]. Первые документальные известия о бельтырах относятся к 30-м гг. XVII в., когда казаки и служилые люди продвигаясь вглубь Южной Сибири, открывали для себя новые племена и роды и облагали ясаком. В XVII в. бельтыры составляли несколько аймаков Алтырского улуса и были известны как под своим племенным именем (бельтырский аймак известен с 1635 г.), так и под родовыми названиями - чистары, табанские люди (совр. табан пильтір) и курчюки [Долгих, 1960, с.114]. Кн. Н.Костров, Н.Ф. Катанов записали ряд преданий бельтыров, в которых указывается, что часть их проживала не только по Абакану, но и около Июсов (т.е. там же, где находился политический центр енисейских кыргызов - Т.К.) и впоследствии были оттеснены оттуда качинцами [Костров, с.5, Хакас чонныц кип-чоохтары, с. 181]. Материалы фольклора подтверждаются лингвистическими данными. Так исследователь хакасского языка М.И. Боргояков отмечал, что бельтырский говор по ряду признаков сближается с кызыльским диалектом [Боргояков, 1973, с.80]. Бельтыры, как и сагайцы вплоть до событий 1703 г. не были подвластны русским властям.

После включения Хакасско-Минусинского края в состав Российского государства бельтыры, тем не менее, оставались двоеданцами и платили ясак в Кузнецк и джунгарскому правителю (один соболь с человека в год). Такая ситуация сохранялась до середины XVIII столетия, до гибели Джунгарского государства. Российские ученые XVIII-XIX вв. (П.С. Паллас, И.Г. Георги, Г.И. Спасский, А.П. Степанов, кн. Н. Костров и др.) отмечали их этнокультурную близость с другими хакасскими племенами. Относительно их хозяйственных занятий указывалось, что они хорошие скотоводы, имеющие большие стада коров, лошадей и овец. Сохранялось на достаточно хорошем уровне у них старое земледелие. Но основным занятием оставалась охота на пушного зверя, поскольку основные подати бельтыры, как и другие родоплеменные группы, платили шкурками соболей. С.Д. Майнагашев, исследуя историю бельтыров, отметил, что «только часть их считают себя коренными бельтырами и местным сеоком, другие выводят себя частию из Кузнецкого уезда, частию из Урянхайского края» [Майнагашев, 1914, с.115-116]. Наибольшая близость бельтыров отмечалась по отношению к сагайцам. Это проявлялось в физическом типе, духовной и материальной культуре, в «испорченном татарском языке».

Вместе с тем бельтыры дольше других сохранили ряд особенностей в сравнении с другими группами Хакасско-Минусинского края, это древний вид захоронений - воздушный, подробно описанный П.С. Далласом (отмечавшийся также у предков шорцев, койбалов), и обычай многоженства (у отдельных представителей было по две жены и более). Однако следует отметить, что воздушные погребения были характерны не для всех бельтыров, другая их часть хоронила умерших в земле, после чего могилу закрывали камнями. После начала научного исследования соседних тувинцев (урянхайцев) исследователями стала отмечаться их этнокультурная близость с бельтырами (П. Чихачев, Н.Ф. Катанов и др.). В частности, П. Чихачев, отмечал: «Меня заверяли в Таштыпе, что бельтыры прежде проявляли большую симпатию к тувинцам, живущим у истоков Енисея. Они всегда стремились присоединиться к казакам из Таштыпа в их очередных поездках за границу, чтобы погостить у тувинцев, всегда встречавших их с распростертыми объятиями, как давнишних своих соседей, связанных с ними узами родства и дружбы» [Чихачев, 1974, с.302]. М.И. Боргояков приводит следующие сообщения информаторов: «Прежние люди говорили, что мы, бельтиры и тувинцы, составляли один народ. Как-то случилась война, и мы разошлись. В Туве (Соян чиршде) бельтиров говорят и

Этническое самосознание населения Хакасско-Минусинского края в XVIII-XIX вв. и этноним «тадар»

События 1703 г. кардинально изменили этническую картину региона - собственно кыргызский компонент резко сократился. Оставшееся население оказалось в составе Русского государства (из них значительный компонент составили бывшие кыргызские кыштымы - зависимые в политическом отношении племена). Установившаяся в первой половине XVIII в. спокойная ситуация привела к началу нового этапа этногенеза - консолидации хакасских племен. Мы выше уже показали, что хакасские группы в XVII в. проходили важный этап этногенеза. К этому времени были заложены все основные моменты к межплеменной консолидации - общий понятный для всех разговорный язык (с несколькими диалектами), единая (следует добавить очень древняя) этническая культура, и конечно осознание своего единства.

Несмотря на сокращение кыргызского компонента, этнические группы, составившие хакасский этнос в относительно полной мере сохранили этническую культуру своих предков. Важнейшее отличием этнических процессов нового этапа от XVII в. является то, что интеграционные процессы стали протекать без ведущей роли кыргызского ядра. Эти консолидационные процессы были заложены не в XVII в., а намного раньше - в эпоху Кыргызского каганата. Все племена, постоянно проживавшие вокруг Минусинской котловины, испытывали постоянной культурное воздействие из этнообразующего центра. Естественно, они имели между собой постоянный контакт, который велся на понятном для всех языке. Но до поры до времени все самодийские и кетские группы (проживавшие на правобережье Енисея) сохраняли свой язык, некоторые особенности этнической культуры своих предков. Изменения стали происходить лишь после русской колонизации, которая главным образом проходила по правому берегу Енисея. Эти группы оказались втянутыми в новые социально-экономические отношения в окружении пришедшего нового населения. В принципе их историческая судьба оказалась решенной. Часть самоедо- и кетоязычного населения переселилась на территорию Качинской, Койбальской и Сагайской степных дум, где впоследствии окончательно отюречилась, сохранив лишь родовые названия. С другими группами, которые остались на прежнем месте, произошло то же самое - они полностью обрусели и положили начало новым фамилиям в составе русского населения. Тем не менее, небольшая часть самодийских родов (например, камасинцы) еще на протяжении XIX в. сохраняли свой древний язык. Указанные события непосредственным образом отразились и на общем самосознании хакасских племен, теперь на первое место вышел этноним «Тадар».

Считается, что этноним «Тадар» получил свое распространение среди народов Сибири под влиянием русской администрации. В XVI - нач. XX вв. под «татарами» понимались тюркоязычные народы в составе Российского государства, т.е. это был синоним слова «тюрки». Этноним «татар» на территории Саяно-Алтая имел (и имеет) место у хакасов (Минусинские или Абаканские татары), шорцев (кузнецкие татары). До 1926 года татар было самоназванием шорцев, телеутов, северных алтайцев (черневые татары) и чулымцев [Кимеев, 1989, с.42]. «Тадар-кижилери» - одна из форм этнической идентичности бачатских телеутов на современном этапе [Функ, 1999, с.112-113]. Рассматривая же историю Центральной Азии, следует указать на то что слово "татар" как этноним в данном регионе было известно еще в древности. В ряде письменных источниках известны этнические группы, несшие в своем названии этот термин: «отуз-татар», «токуз-татар», «да-да» и др. Имеется точка зрения, согласно которой этноним «татар» имеет иранское происхождение. Шорский языковед Э.Ф. Чеспыяков отмечал, что «тат» - означает «иранец», тот, кто говорит на иранском языке + ар (тюркский аффикс собирательной множественности). Из средневековых источников известно монгольское племя татар, уничтоженное Чингис-ханом. Известно, что осколки ряда племен боровшихся против Чингис-хана бежали на территорию Саяно-Алтайского нагорья, в их числе можно указать меркитов, кереитов, найманов и др. Вполне возможно, что какая-то часть татар сумела спастись и укрыться на территории Хакасско-Минусинского края (следует отметить Татаров улус в Качинской землице в XVII веке). В то же время, очевидно, среди местного населения появились кереиты, часто упоминаемые в русских источниках XVII в. С.Г. Кляшторный считает, что этноним «татары» существует на территории Саяно-Алтая с конца XIV в., когда владения ойратов (куда вошла и территория Хакасии) официально стали называтвся «Дадань» [Кляшторный, 1992, с.60]. Русские люди в XVII - нач. XVIII вв. иногда также употребляли термин «татары» в качестве названия населения Хакасии: «В прошлых годех киргиские князцы Ереняк Ишеев с товарищи и со всеми улусными Татары (выделено нами - Т.К.) прихаживали под Красноярской и в Красноярские уезды войною» [Памятники Сибирской истории, 1882, с.110]. Мы полагаем, что в данном случае, он употреблялся как синоним другого обозначения - «киргизские люди». Чуть позже, в 30-х гг. XVIII в. Г.Ф. Миллер, отнес коренное население

Хакасско-Минусинского края к части одного большого народа - татар, проживавшего на территории от Тобола до Енисея [Миллер, 1998, с.1-2]. При этом он разделил основную часть тюркоязычного населения и ряд мелких племен нетюркского происхождения - аринцев, камашинцев, котовцев и койбалов -которые платили ясак киргизам. Далее он отметил, что «от этого еще и сейчас татары называют их бранным словом кыштымы» [Миллер, 1996, с.66]. За два века местное население закрепило за собой самоназвание татар, утратив в большей мере другие этнонимы - Хоорай и Кыргыз (первый сохранился лишь в фольклоре народов Саяно-Алтая и в некоторых письменных источниках, второй - в качестве сеока). В исследованиях томского этнографа Л.И. Шерстовой, полностью отрицается наличие в прошлом и настоящем у народов Южной Сибири самоназвания «татар» («тадар»). Данное положение является одним из основных в ее работе, на котором, в частности строятся многие построения ее концепции. Однако на уровне

Похожие диссертации на Проблемы этногенеза хакасского народа