Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США Зарахович, Юрий Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зарахович, Юрий Александрович. Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 09.00.06.- Москва, 1998.- 26 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ. Распад Советского Союза привел к кардинальным изменениям расстановки сил в мире. Прекратила существование биполярная система, определявшая основные политические и идеологические тенденции, сложившиеся после Второй Мировой войны. Проблемы, ранее пусть и не до конца, но, тем не менее, разрешавшиеся в контексте противостояния СССР — США, потребовали иного осмысления, новых подходов. Остро встал вопрос о межцивилизационных противоречиях, о влиянии на текущую политику устойчивых исторических доминант. Все это имеет прямое отношение к ситуации в бывших советских республиках — ныне независимых государствах с традиционными мусульманскими устоями. В парадигме проблем конца XX века, одной из которых многие политики и эксперты называют якобы неизбежный конфликт между христианским Западом и мусульманским Востоком, вопрос об исламском возрождении на постсоветском пространстве приобретает особое значение.

События развивались быстрее, нежели аналитики успевали создавать новые матрицы для их изучения. В итоге их анализ первоначально носил отпечаток некоторой поверхностности. Упрощенными были и подходы постсоветских средств массовой информации в условиях острой политической борьбы, развернувшейся с 1991 года, в большинстве своем ангажированных. Это приводило к дезориентированию политиков и общества в целом, негативно сказывалось на точности оценок развития ситуации в конфликтах на Кавказе и в Средней Азии. Те же недостатки в большей или меньшей степени были присущи и средствам массовой информации на Западе, в том числе и в США.

Исследование того, как ведущими органами американской печати рассматривался феномен «исламского возрождения» на по-

стсоветском политическом пространстве, затрагивает ряд актуальных проблем. Во-первых, осмысление политизации ислама, действенности исламского фактора в исторической перспективе связано с решением более общих вопросов о взаимоотношениях Запада и Востока; о едином (как в перестроечной советском публицистике) или резко разделенном (по С. Хантингтону) мире; об универсальном или, напротив, регионально-ограниченном опыте западной демократии; о религиозной основе цивилизации и ее возможной динамике.

Во-вторых, анализ характера и приемов освещения тех или иных социальных и идеологических процессов в печатных средствах массовой информации позволяет понять механизмы влияния прессы на общественное сознание и типы обратной связи- воздействие стереотипов массового сознания на средства массовой информации.

И, наконец, в третьих, подача материала в печати по такой динамичной проблеме, как исламское возрождение на территориях бывшего СССР, выявляет интересные особенности восприятия процессов, происходящих на постсоветском политическом пространстве. Ситуация противостояния, в которой десятилетиями находились народы Советского Союза и Соединенных Штатов делает достаточно актуальным, в том числе и с позиций разработки и принятия конкретных политических решений, изучение их представлений друг о друге; стереотипизированные образы «советского человека» и «мусульманина», сложившиеся в США, накладывают неизбежный отпечаток на публикации в американской прессе.

На территориях бывшего СССР исламский фундаментализм представляет собой особый случай исламского возрождения.

Проблема исламского фундаментализма воспринимается как весьма серьезная не только в России, но и в США. С другой стороны, официальный Вашингтон не скрывает своих амбиций в Центральной Азии, некоторых других регионах бывшего СССР. Эти обстоятельства способствуют внимательному отношению американских специалистов и средств массовой информации к «мусульманскому наследию» СССР.

ОСНОВНЫМ ОБЪЕКТОМ исследования являются идеи и концепции, которые утвердились в американском обществе по отношению к рассматриваемому кругу вопросов под влиянием ведущих и наиболее авторитетных газет и журналов.

ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ИССЛЕДОВАНИЯ являются:

определение доминирующих тенденций в подходе к проблеме «исламского возрождения», «политизации ислама», феномена «фундаментализма» в подаче ведущих органов американской печати;

установление зависимости между оценками печати, сделанными для широкой публики, и концепциями, имеющими хождение в научной среде;

изучение влияния печатных СМИ на принятие истеблишментом решений относительно формирования политического курса в мусульманских регионах бывшего СССР;

Одновременно автор стремится определить, каким образом журналисты вычленяют объективные основания «исламского выбора» различных общественных групп и социальных слоев в мусульманских регионах бывшего СССР.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, что впервые на основе комплексного анализа ведущих и наиболее авторитетных американских газет и журналов предпринята попытка изучения того, как в целом печать Запада освещает текущие политические события в исламских регионах СНГ, а также анализируют отношение к исламу во внутренней и внешней политике России. Отражение фактов подобного ряда во многом выявляет особенности формирования общественного мнения США, а также восприятия места ислама в общей картине мира, которая складывается в западном обществе после распада былой биполярной системы.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ охватывают период с 1991 по 1996 гг., т. е. от распада СССР по настоящее время. Можно выделить три периода в этом коротком, но насыщенном событиями и переменами временном отрезке:

1.1991—1993. Период эйфории по поводу перспектив «демократизации» как в России, так и в других странах СНГ. Журналисты, в том числе американские, именуют разнообразные националистические и даже фундаменталистские группы и течения «демократическими», если только те выступают с позиций отрицания коммунистического наследия. Этнические конфликты рассматриваются как «неизбежная болезнь», сопровождающая преодоление коммунизма.

2.1993—1995. Период осознания глубокой противоречивости процессов, разворачивающихся на Кавказе, в Центральной Азии. Это свя-

зано как с политической практикой «демократов» в Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане и др., так и с формированием «новой идентичности», усилением авторитарных тенденций и ростом националистической оппозиции в странах СНГ.

3. С начала войны в Чечне (конец 1994 г. — 1996 г.) кавказская тема становится центральной в освещении мусульманских регионов на территории СНГ, соответственно печать США уделяет особое внимание роли исламского фактора в Российской Федерации.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ДИССЕРТАЦИИ составляют исследования религиоведческого и политологического характера, в которых рассматриваются проблемы исламского возрождения, а также работы, посвященные роли средств массовой информации в современном обществе.

Изучение вопросов, связанных с перспективами «политического ислама», увязывается с более широкими проблемами «региональных цивилизаций» и их места в современном мире.

При разработке теоретической основы диссертации автор опирался на труды зарубежных и отечественных авторитетов в этой области, таких как Н. Я. Данилевский, Д. Икэда, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Энгельс, на ставшего ныне популярным в России С. Хантингтона и др. Российская наука представлена именами Л. С. Васильева, Б. С. Ерасова, М. С. Мейера, А. В. Малашенко, Г. В. Милославского, Л. Р. Полонской, Е. Б. Рашковского, Л. И. Рейснера, Н. А. Симония, И. В. Следзевского.

При всех различиях предлагаемого этими учеными определения цивилизации, они сходятся в том, что человеческое бытие представлено парадигмой региональных цивилизаций, причем каждый исследователь видит эту парадигму по своему (одни классифицируют цивилизацию преимущественно исходя из конфессии, другие — на регионально-культурной основе, третьи предпочитают использовать иные критерии).

При изучении отношений между региональными цивилизациями сталкиваются несколько принципиальных подходов: евроцен-трический и полицентрический, изоляционистский и универсалистский, конфронтационный и пр. Пример конфронтационного подхода конца XX века дают работы американского политолога С. Хантингтона.

Существенное значение для данной диссертации имели и исследования, предпринятые в рамках российской и зарубежной исламоведчес-

ких школ. Диссертант основывается прежде всего на трудах В. Н. Буш-кова, Н. В. Жданова, Л. М. Ефимовой, А. И. Ионовой, А. А. Игнатенко, С. А. Кириллиной, А В. Кудрявцева, Р. Г. Ланды, 3. И. Левина, А. В. Ма-лашенко, Д. Б. Малышевой, Л. И. Медведко, Д. И. Микульского, Г. М. Милославского, В. В. Наумкина, Л. Р. Полонской, А. В. Сагадеева, Т. С. Саидбаева, М. Т. Степанянц, Л. Р. Сюкияйнена.

Из зарубежных теоретиков-религиоведов автор использовал в первую очередь исследования английских ученых А.Беннигсена, Р. Мит-чела, Э. Хофмана, Д. Хиро, американцев Дж.-Э. Гросс, X. Декмеджи-ана, Д. Пайпса, Дж. Пискатори, Ш. Хантер, Дж. Эспозито, голландца Ж. Ваарденбурга, французов Ф. Бюрга, Ж. Кеппеля, О. Руа, М. Ро-дэнсона, израильских исследователей Я. Рои, М. Крамера и др.

Многие специалисты склонны рассматривать фундаментализм как естественную часть политического действия и общественной мысли, высказывать убеждение, что фундаменталистическая тенденция, свойственная всем без исключения религиям, становится в наше время реакцией на ускоренную и не всегда пропорциональную модернизацию общества (Keppel, 1991). Этой точке зрения противостоит убеждение, что фундаментализм — это временное «реактивное» политическое течение, которое не способно решить ни одной из основных общественных проблем, а потому и не имеет исторической перспективы. (Roy, 1992).

Несмотря на понятные трудности, в СССР и до конца 80-х годов появлялись интересные работы лю общественной роли ислама (Г. М. Керимов «Шариат и его социальная сущность», М.: 1978, Т. С. Саидбаев «Ислам и общество», М.: 1978). Представление о степени влияния мусульманских институтов в советской Средней Азии во многом изменила работа С. П. Полякова «Традиционализм в современном среднеазиатском обществе.

В первое пятилетие после крушения СССР были опубликованы статьи по проблемам фундаментального ислама и «исламского фактора» в СНГ, принадлежащие Ю. В. Ганковскому, А. И. Игнатенко, Е. А. Кривей, А В. Кудрявцеву, А В. Малашенко, Д. И. Микульскому, А Ш. Ни-язи, А. В. Нуруллаеву, Л. Р. Полонской и др. Отношения между мусульманскими государствами СНГ и Россией исследуются такими российскими учеными как В. Я. Белокриницкий, Ю. В. Ганковский, Н. Д. Звягельская, А В. Малашенко, В. Н. Москаленко, В. В. Наум-кин, С. А. Панарин и др.

Рассмотрение вопросов, связанных с общественной ролью средств массовой информации, немыслимо без учета разработок в данной об-

ласти. В советское время отечественные исследования в основном эксплуатировали тему «буржуазной пропагандистской машины».

На Западе изучением социального воздействия прессы уже несколько десятилетий занимаются всерьез. Особо изучается функция информативной коммуникации средств массовой информациии, когда трактовки событий предлагаются, но не навязываются. Автор привлекал исследования таких специалистов по использованию СМИ в политических технологиях, как У. Рашер, Р. Хофштадтер, С. Коен, П. Хол-ландер, X. Гэнс, Э. Тафт, Ш. Гоуайзер и др.

ИСТОЧНИКАМИ поданной теме служили материалы ведущих американских как газет и журналов. Автор отдает предпочтение тем периодическим изданиям, которые, с одной стороны, имеют устойчиво высокий рейтинг в США, характеризуются более глубокими и сформировавшимися подходами к основным процессам современности. Это газеты The New York Times, The Los Angeles Times, The Washington Post, журналы Time, Newsweek и т.п. Автор мог бы привести и многие другие издания, но опыт работы в американской журналистике заставляет его сосредоточиться именно на этих.

  1. Изложенные в работе соображения, касающиеся особенностей межцивилизационного диалога, могут использоваться при подготовке рекомендаций для общественных и государственных институтов, непосредственно занимающихся разработкой политического курса.

  2. Анализ освещения событий в мусульманских регионах пост-советского политического пространства ведущими органами печати США также представляет большой интерес для разработчиков внешней политики по отношению и к данным регионам СНГ, и в более широком плане.

  3. Интерес тех же специалистов и учреждений может вызвать и отражение в американской журналистике взаимосвязи между тенденциями российской политики и положением дел в мусульманских областях СНГ.

  4. Материалы диссертации допустимо использовать при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий в высших учебных заведениях по специальности «история», «политология» и религиоведение.

  5. Наконец, работа необходима специалистам, исследующим собственно проблемы, связанные с феноменом «политического ислама», социальной роли средств массовой информации и пр.

Основные положения работы высказаны автором в его журнальных публикациях, на конференциях Партии Исламского Возрождения в Москве, в беседах с востоковедами и исламскими политическими лидерами в Таджикистане и Узбекистане. Диссертация обсуждена группой рецензентов на заседании Сектора религии и идеологии Института Востоковедения РАН.

СТРУКТУРА РАБОТЫ отвечает ее основным задачам. Диссертация выстроена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему увязать отражение события с самим событием и вычленить основные модели восприятия и интерпретации в средствах массовой информации исламской проблематики на территории Советского Союза. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Похожие диссертации на Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США