Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие физической культуры в древней и средневековый периоды в Предбайкалье Решетников, Анатолий Филиппович

Формирование и развитие физической культуры в древней и средневековый периоды в Предбайкалье
<
Формирование и развитие физической культуры в древней и средневековый периоды в Предбайкалье Формирование и развитие физической культуры в древней и средневековый периоды в Предбайкалье Формирование и развитие физической культуры в древней и средневековый периоды в Предбайкалье Формирование и развитие физической культуры в древней и средневековый периоды в Предбайкалье Формирование и развитие физической культуры в древней и средневековый периоды в Предбайкалье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Решетников, Анатолий Филиппович. Формирование и развитие физической культуры в древней и средневековый периоды в Предбайкалье : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Решетников Анатолий Филиппович; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/313

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Физическая культура как социально-педагогический и культурный феномен в духовной жизни коренного населения Предбайкалья

1.1. Культовая, игровая и трудовая деятельность как факторы в формировании и развитии традиционной физической культуры в условиях Предбайкалья 14

1.2. Народные игры как средство и способ в подготовке к трудовой деятельности и телесном развитии древнего человека 57

1.3. Закаливание как одна из составляющих традиционной физической культуры в Предбайкалье 62

1.4. Использование исторически сложившихся двигательных действий физической культуры коренного населения Предбайкалья в современных условиях 68

Заключение по первой главе 70

Глава II. Становление физической культуры на основе военно-прикладной подготовки коренных народов Предбайкалья в средневековый период

2.1. Военно-физическая подготовка курыкан 73

2.2. Боевое искусство эвенков 80

2.3. Физическое воспитание в бурятском традиционном обществе 91

2.4. Физическое воспитание детей эвенков, бурят, тофаларов 104

2.5. Культ физического развития в духовной культуре коренных народов Предбайкалья 118

2.6. Цель, задачи, и принципы военно-физической подготовки сложившихся в средневековый период и их использование в современных условиях 127

Заключение по второй главе 130

Выводы 131

Литература 133

Приложения 148

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация настоятельно требует возращения к общечеловеческим ценностям, приобщение к которым возможно осуществить в контексте культуры, в том числе культуры физической. Как вид культуры человека и общества она является составным и ничем не заменимым компонентом воспитания и образования людей, средством подготовки их к трудовой и общественной деятельности. Будучи по своей природе многофункциональной, физическая культура играет уникальную роль в формировании человеческой личности, сочетая в себе одновременно две взаимосвязанные и взаимообусловленные функции – образовательно-воспитательную и оздоровительно-профилактическую.

Особенно остро эта проблема стоит перед коренными народами Предбайкалья, традиции которых в области физической культуры в последние годы утрачиваются, забываются, считаются архаичными и устаревшими. Так как в содержание школьных и вузовских программ не входит информация, содержащая сведения о физической культуре, ее средствах, методах и формах на региональном уровне. Знания региональных особенностей формирования и развития физической культуры позволяют почерпнуть новые нетрадиционные подходы в обучении и воспитании молодого поколения средствами физической культуры. Трудно переоценить в этой связи социальную роль специалиста физической культуры и спорта – учителя, тренера. От глубины знаний, педагогического мастерства и практического опыта физкультурного деятеля, его идейного, культурного и, естественно, профессионального уровня напрямую зависит качество всесторонней подготовки населения, и прежде всего детей и молодежи.

Актуальность диссертационного исследования продиктована тем, что предыстория физической культуры населения Предбайкалья уходит корнями в центрально-азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков. Благодаря исторически сложившимся средствам физической культуры коренные народы Предбайкалья смогли выжить и сохранить свое культурное наследие. Как вид культуры в общесоциальном плане она представляла собой обширнейшую область творческой деятельности человека. Ее компоненты полностью удовлетворяли все потребности социальных групп древних людей в физической подготовке к трудовой и военной деятельности. Своими различными формами, методами и средствами физическая культура древнего периода была включена во все основные виды социальной деятельности человека, не только удовлетворяла его биологические потребности в движении, но и формировала физическую культуру личности. При этом, реализовывая свои воспитательно-педагогические функции, решала задачи нравственного, эстетического, трудового, интеллектуального развития древнего человека и достигала успеха там, где оказывались неэффективными другие воспитательные системы, что и актуализировало потребность в научном изучении и ее осмыслении на региональном уровне.

Актуальность данного исследования подтверждается появлением федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года». Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., которые предполагают использовать исторический опыт в сохранении сибирских этносов, применяя при этом формы физической культуры, основанные на национальных особенностях и традициях. В частности, Всебурятская ассоциация развития культуры, опираясь на эти программы, проводит работу по возрождению национальной традиционной физической культуры и спорта. Но, как показывает практика, вопросы, связанные с развитием физической культуры, ее ролью в жизнедеятельности людей, в древний и средневековый периоды на региональном уровне не исследованы вообще.

Необходимость исследования связана с введением в учебный процесс дисциплины «История физической культуры в Восточной Сибири», входящей в состав дисциплин предметной подготовки (по направлению ОПД. Р. 1.), базирующейся на дисциплинах «Отечественная история», «История физической культуры и спорта», «История педагогики».

С учетом вышеизложенного данное исследование представляет особую важность и актуальность в дополнении к истории физической культуры России, определении её социальной роли по формированию физической готовности к трудовой и военной деятельности, а также может служить в разработках научно обоснованных подходов в использовании прошлого наследия в образовательных учреждениях.

Существующее противоречие между актуальностью исследования и неразработанностью специальных знаний, причин и механизмов в происхождении физической культуры на региональном уровне и введение в учебный процесс дисциплины «Физическая культура в Восточной Сибири» обусловили необходимость научного изучения этих проблем в данном диссертационном исследовании.

Цель исследования. Актуальность темы и ее недостаточная изученность предопределили цель исследования. Исследовать происхождение и развитие физической культуры как составной и органической части общей культуры народов Предбайкалья на основе археологических и этнографических материалов. Проанализировать самобытный опыт древних людей в воспитании и развитии умственной, физической, психической, нравственно богатой и гармонично развитой личности, способной к творческому созидательному труду и готовой в случае необходимости к защите Родины. А также педагогические и специфические средства и методы в обучении двигательным действиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья, и развитии физических качеств и способностей, необходимых в трудовой и военной деятельности.

Объектом исследования является история физической культуры в Восточной Сибири.

Предметом исследования является формирование и развитие физической культуры в древний и средневековый периоды в Предбайкалье.

Гипотеза исследования. Предполагается, что изучение традиционной физической культуры, её средств, форм и методов, выработанных тысячелетней историей народов Предбайкалья, будет востребовано в новых социально-экономических условиях. Использование позитивного прошлого наследия в сфере физической культуры может быть реализовано в разумном сочетании с современными условиями и позволит повысить социальную значимость физической культуры на уровне России.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать в хронологической последовательности генезис и развитие средств, методов и форм физической культуры на основе трудовой, игровой активности для обеспечения жизнедеятельности древних людей Предбайкалья.

2. Выявить этапы перехода средств физического воспитания, заложенных в древний период на основе трудовой деятельности, к новым формам физического воспитания, основанным на военно-физической подготовке в средневековом периоде.

3. Определить содержание физической культуры, ее формы и методы в полноценной физической подготовке молодого поколения к трудовой и военной деятельности в древнем и средневековом периодах.

4. Изучить устное народное творчество и оценить как духовное наследство, обеспечивающее необходимое воспитание и образование молодого поколения в передаче опыта в подготовке к промысловой и военной деятельности.

Методы исследования. В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования использовался метод анализа и обобщения ретроспективной (прошлой) информации на основе археологических, этнографических источников и устного народного творчества.

Теоретический анализ научно-методической литературы использован как возможность получения новых знаний о состоянии физической культуры на региональном уровне начиная с древнего периода и конца XVII в.

Применение историко-генетического, конкретно-исторического и хронологического методов позволило проследить динамику становления физической культуры, ее средств, методов и форм в формировании физических, психических качеств человека, адаптационных к климатическим и географическим условиям Предбайкалья.

Хронологические рамки исследования охватывают эпоху неолита (IV-III тыс. до н.э.) и средневековый период (VI-XVII в. н.э.) и характеризуются началом включенности физической культуры в общественное производство. Ее средства были включены во все основные виды социальной деятельности древних людей.

Территориально настоящее исследование охватывает современную Иркутскую область и Усть-Ордынский национальный округ. Исходя из контекста исследования термин «Предбайкалье» рассматривается в пределах западной территории Байкала. Такой термин использован в тех случаях, когда современные географические названия «Восточная Сибирь», «Иркутская область», «Усть-Ордынский Бурятский автономный округ» не вполне применимы к рассматриваемому региону по причине разных территориальных границ.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские, общенаучные, исследовательские труды наиболее известных историографов в области физической культуры и спорта, современные теории и концепции, отраженные в учебниках и пособиях Н.И. Пономарева (1970), Л. Куна (1982), В.В. Столбова (1975, 1989, 2000), Б.Р. Голощапова (2004), Л.П. Матвеева (1983, 2004), Ю.Ф. Курамшина (2004), Ж.К. Холодова (2004), В.С. Кузнецова (2004), Б.А. Ашмарина (1990), Б.Н. Минаева, Б.М. Шияна (1989).

Основу исследования составили археологические труды академика А.П. Окладникова (1950), историко-этнографические труды этнографов Г.М. Василевич (1969), В.А. Туголукова (1969), А.И. Мазина (1984), М.Н. Хангалова (1958), Е.А. Покровского (1838-1895), А.Ф. Анисимова (1936), В.Д. Мясникова (2004). Их археологические и историко-этнографические очерки дали обширнейший материал о возникновении и развитии физической культуры и ее средств, основанных на трудовой, игровой и ритуальной деятельности.

Определяющее значение для изучения проблем этнической педагогики имели новые историко-философские исследования бурятских ученых Н. В. Абаева (1990), З. П. Морхоевой (1980), И. С. Урбанаевой (1995), об объективных условиях формирования коллективистской (экологизированной) личности в бурятском обществе, о системе её этико-эстетических ценностей.

Сведения о физическом воспитании народов Предбайкалья были выявлены вследствие изучения фольклора. Самобытная форма народных эпосов, высокая степень их эмоциональности наряду с образами положительных героев являлись действенным средством высокой мотивации у детей, содержащим богатейшие и уникальные сведения об их традиционном физическом воспитании. В качестве доказательной базы были изучены труды: И. Новиковой (1936), Е. Элиасова (1984), И.Е. Тугутова (1992), В. Солоухина (1988), А. Преловского (2003), Н. Мыреевой (1990), М.П. Хомонова (1961, 1968), Е. Шалбыкова (1991), Н.О. Шаракшиновой (1987), М.С. Васильевой 1998), С.П. Балдаева (1961), Р.А. Шерхунаева (1989), А.И. Уланова (1957).

В поисках фактов старинных праздников, связанных с физической культурой, использованы труды А. Бальбурова (1975), И.М. Манжигеева (1960), Л.А. Линховоина (1972), С.Г. Жамбаловой, Г.Р. Галдановой (1984), Н. В. Кима (2001).

В исследовании изучалась и анализировалась специальная литература по истории Сибири, Бурятии, по истории бурятской культуры. Сведения и факты, относящиеся к диссертационному исследованию, извлекались из мемуаров, периодической печати, справочной литературы. Среди них следует выделить «Образование в Восточной Сибири»; «Все о спорте»; по видам спорта – «Толковый словарь» В.И. Даля (2002), «Большая Российская энциклопедия» (1999). Изучались авторефераты диссертационных работ по развитию физической культуры в регионах России и Бурятии, в частности Б.Д. Санданова (1968), В.Г.Семенова (1999), В.В. Шохирева (2006).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В контексте общей культуры народов Предбайкалья физическая культура обогатила культуру древних людей уникальной информацией о выживании в экстремальных условиях, содействовала всестороннему и гармоническому развитию человека Предбайкалья.

2. В течение многих веков древние люди Предбайкалья путем ошибок и находок отшлифовали систему двигательных действий, которая привела к практическому успеху в трудовой и военной деятельности. Через эту систему передавались и типизировались лучшие образцы мыслей в обучении и воспитании предшествующих поколений, в настоящее время материал может быть использован педагогами в учебном процессе.

3. Использование исторического опыта в данной области позволит расширить и обогатить знания педагогов, базирующиеся на гуманистических подходах в обучении и воспитании молодого поколения, в формировании таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.

4. В самой постановке проблемы диссертации, не нашедшей должного освещения и специального рассмотрения в крупных публикациях и диссертационных исследованиях.

Теоретическая значимость работы заключается в научном уточнении процесса формирования и развития физической культуры, ее средств, методов и форм, существовавших в древний период, и определения основных закономерностей и тенденций развития физической культуры в средневековый период.

Теоретически доказано, что в масштабах общей культуры народов Предбайкалья физическая культура представляет собой творческую деятельность людей, находящуюся в тесной взаимосвязи с историей культуры Сибири. Определяющую роль в её развитии играла материальная база общества, его строй и вытекающие из него цели и задачи.

Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование будет являться исходной основой для будущих исследований по затронутой в ней проблеме. Использование исторического опыта в данной области даст возможность расширить знания педагогов. Решая задачи физического воспитания, педагоги могут использовать опыт предков в формировании потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями, в воспитании моральных и волевых качеств, в умениях и навыках поддержания высокого уровня физической работоспособности и адаптации к суровым условиям Предбайкалья. Освоение традиционных двигательных действий позволит адаптироваться к жизни и эффективно осуществлять трудовую деятельность.

Материалы исследования используются в преподавании курса истории физической культуры и спорта в Восточно-Сибирской государственной академии образования и филиале Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г. Иркутске.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование и развитие физической культуры и её элементов в древнем периоде и их влияние на жизнеобеспеченность людей Предбайкалья.

2. Переход от основных средств физического воспитания, заложенных на основе трудовой деятельности в древнем периоде, к новым формам физического воспитания, основанным на военно-физической подготовке в средневековом периоде.

3. Самобытные и целенаправленные способы передачи (инициации) от старшего поколения к младшему: знаний, умений и навыков, физической готовности, которые осуществлялись и закреплялись в промысловой и военной деятельности, становясь неотъемлемым условием физического воспитания подрастающего поколения.

4. Духовная культура как ориентир, способ и метод, направленный на формирование и развитие телесности человека, его физических качеств, умений и навыков, необходимых в охотничьей и военной деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Восточно-Сибирской государственной академии образования с включением дисциплины «История физической культуры в Восточной Сибири» для студентов «ВСГАО». Результаты исследования апробированы на региональных и межрегиональных конференциях: «Проблемы физического воспитания и спортивной работы в системе образования» (Иркутск, 2004); «Восток-Россия-Запад: Физическая культура и спорт в развитии здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий» (Иркутск, 2005); «Совершенствование системы физического воспитания и физкультурного образования в Сибири» (Иркутск, 2006, 2007); «Молодежный взгляд на проблему сохранения лингвокультурной самобытности миноритарными этносами. Тенденции и перспективы» (Иркутск, 2008); «Физкультурное образование, спорт и здоровье» (Усть-Илимск, 2008), «Проблемы и пути совершенствования физической культуры в системе довузовского и вузовского образования» (Иркутск, 2009).

Кроме того, имеются публикации в журнале «Вестник Бурятского государственного университета» – «Исторический путь возникновения и развития национальной борьбы на основе петроглифов Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2007), «Возникновение и значение лыж в жизнедеятельности древних людей» (Улан-Удэ, 2010). Издано учебно-методическое пособие «История физической культуры коренных народов Предбайкалья» (IV в. до н.э. – XVII в. н. э).

Организация и этапы исследования. На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялись изучение, анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, обосновывалась тема, определялись объект и предмет, уточнялись цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, разрабатывалась гипотеза. Была составлена программа и определены методы проведения исследования. Выявлялись особенности возникновения физической культуры в Предбайкалье.

На втором этапе (2006-2007 гг.) проводился сбор по проблеме исследования, анализировались и составлялись основные положения диссертационной работы, которые подтвердили гипотезу исследования. Использовались методические приемы, давшие возможность углубить изученную проблему и получить результаты работы.

Третий этап (2008-2009 гг.) состоял из подведения итогов исследования, интерпретации результатов, публикации основных положений диссертации, разработки использования изученных материалов, оформления научного труда.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, литературы. В тексте диссертации имеется 60 рисунков. Библиографический список насчитывает 159 источников. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 15 публикациях автора, общим объемом 13,83 печатных листов.

Народные игры как средство и способ в подготовке к трудовой деятельности и телесном развитии древнего человека

Тогда как в историографии лыжного спорта появление лыж датируется 4 тыс. лет назад [42]. Первые упоминания о применении лыж в Восточной Сибири мы встречаем в китайских исторических документах. Опираясь на китайские источники «Вэньсянь тункая», «Тун дянь», «Тай-пин хуаныой цзи», и «Цзю Тан шу», исследователи А. Г. Малявкин, [63] и А. В. Харинский [85] пишут об использовании лыж в хозяйственной деятельности и быту: «племена, живущие в районе Байкала, мужественны и сильны, хорошие охотники. ... В стране много снега, часто (кусок) дерева служит лошадью, (на нем) преследуют оленей. Он похож на щит, но передняя часть загнута вверх, низ покрывается лошадиной шкурой по шерсти так, чтобы шерсть касалась снега и скользила; вроде как деревянные башмаки, крепко привязанные к ступне». «Все люди надевают лыжи и по льду преследуют оленей». А. В. Харинский приводит цитату Рашид ад-Дина о применении лыж народами Сибири в хозяйственной деятельности и быту. «Так как в их стране много очень гор и лесов, а снег выпадает в большом количестве, то зимой по снежному покрову они бьют массу дичи. Они делают особые доски, которые называют «чанэ» (лыжи) и ногами на них становятся. Сделавши из ремня поводья, прикрепляют их к передним доскам, затем берут в руки палку и, скользя по снежному покрову, упираются той палкой в землю, подобно тому, как гонят по воде судно. Они так гоняются на чанэ по степи и равнине, по спускам и подъемам, что настигают горного быка и других животных и убивают их. Рядом с теми «чанэ», на которых сами находятся, они тащат привязанные лыжи, на них складывают убитую дичь. Если даже налолсат на них две-три тысячи манов (вес груза), то потребуется небольшое усилие, чтобы с легкостью идти по снежному насту. Если же кто-либо будет несведущий и неопытный в этом деле (ходьбе на лыжах) его ноги разойдутся врозь и разорвутся, особенно на спусках и при быстром разбеге. Обученный лее человек бегает с великой легкостью». Путешественник С. П. Крашенинников (1711-1755 гг.) пишет: «Лылш делаются еловые наподобие обыкновенных лыж длиною в 2 аршина, а шириною делаются «наперед» в 5 вершков, а позади 6 вершков. На верхней стороне посредине лыж выделываются из того дерева «подласы», то есть место, где ногами стоят вышиною пол вершка и покрываются берестою, чтобы к ним не приставал снег. Впереди этих «подласов» продеваются «кухмоны» или деревянные «путки» привязываются к «подласкам» ремнями, чтобы они крепко стояли. Впереди у «подласов» продеваются другие ремни называемые «юкке», которые на пяты надеваются».

О способах ходьбы на лыжах писали первые путешественники по сибирской земле. Историограф Сибири М. Н. Алексеев отмечал: ...«к ногам подвязываются лыжи, а под мышками упираются на клюку. При каждом упоре подаются шагов на 100 вперед чрезвычайно быстро» [32, С. 19]. Этот же обычай езды на лыжах сохранился и в XIX в. От способа изготовления лыж зависела техника лыжных ходов и быстрота передвижения охотника, это отмечают этнографы Г. М. Василевич [12, С. 66] и В.А. Туголуков [19, С. 68]. Тунгусские лыжи отличались тем, что были короткими (ниже роста человека), высотой 1,5 м и шириной 28-30 см, толщиной 30-35 мм, изогнутыми с подклеенной под ступнёй берёстой. Эвенк искал дерево, не имеющее в нижней части сучьев и не «закрученное» ветром. Выбиралась обычно лиственница или ель как более лёгкое дерево, вырубали доски, сушили. Затем ножом выстругивали и ровняли так, чтобы толщина лыжи от середины плавно сходила к переднему и заднему концам и бокам. Приготовленные доски заострёнными концами вставляли в рамку, чтобы получилось три выгиба: у переднего и заднего концов лыж и посередине (некоторые делали ещё прогиб от ступни к боковым краям). В рамке их высушивали. В передней части места для ступни просверливали четыре дырочки. Женщины заготавливали шкурки, снятые с ножек зверьков, по 2-5 штук на одну лыжу. Их сшивали полосами, ворсом в одну сторону. Сшитую полосу накручивали вверх на толстую палку, зашив один конец. Сшитым концом полосу надевали на носок лыжи, покрывали ровным слоем рыбьего клея и закручивали палки до заднего конца лыжи, на которой её зашивали, причём ворс должен был идти от носка к задку. Края шкурки загибали на 2-5 см и приклеивали к верхней поверхности лыжи. Приклеив, зажимали лыжи дощечками, сушили и после этого вторично вставляли в правила и давали отстояться. Лыжный ремень делали из старой лосиной «ровдуги», смазывали жиром, проделывали в середине лыжи отверстия, и укрепляли крест-накрест в носочной части при помощи деревянной палочки, один конец ремня пристёгивался сбоку маленьким кляпом. Лыжная палка в рост человека служила для тормоза при спусках или придерживания за деревья при подъёмах. Её делали из берёзы, на нижнем конце укрепляли кружок, переплетённый ремешками, на верхний насаживали металлический крюк. Для опоры руки делали выемку с перехватом повыше выступа. Эвенкийские лыжи также достаточно примечательны. Эвенки употребляют два вида лыж-подклеенные «камусом» и «голицы». На «камусных» лыжах охотники ходят по пушистому снегу в середине зимы. Шерсть, наклеенная на подошву лыжи, не дает ей соскальзывать вниз при подъёме на гору. На голицах эвенки бегают по весеннему насту, состязаясь в скорости с лосем или диким оленем. Широкие и короткие голицы специально приспособлены для скольжения. У бодайбинских эвенков ещё в 1926-1927 гг. существовала особая, лыжная обувь-«сотычи», с утолщениями на носке. Эти утолщения тормозили лыжи охотника при спуске с горы.

Таким образом, древние наскальные изображения лыжников, открытые на берегах Ангары, являются бесспорным доказательством того, что первые лыжи появились в Предбайкалье еще 5-5,5 тысяч лет назад, возраст наскальных рисунков с изображением лыжников составляет 4 тыс. лет [42]. Появление такого вида двигательной деятельности был обусловлен не только климатическими и географическими условиями, но и охотничьей и военной деятельностью. Разнообразные способы передвижения на лыжах способствовали развитию выносливости, силы, ловкости, необходимых в охотничьей деятельности. Помимо этого древние люди использовали лыжи в быту как средство связи между населенными пунктами.

Использование исторически сложившихся двигательных действий физической культуры коренного населения Предбайкалья в современных условиях

Современная социокультурная ситуация настоятельно требует возращения к общечеловеческим ценностям приобщение к которым возможно осуществить в контексте культуры, в том числе культуры физической. Особенно остро эта проблема стоит перед коренными народами Предбайкалья, традиции которых в области физической культуры в последние годы быстрыми темпами уходят, забываются и считаются архаичными и устаревшими. Так как в содержание школьных и вузовских программ не входит информация, содержащая сведения о физической культуре, её форм средств, методов на региональном уровне. Знания региональных особенностей формирования и развития физической культуры позволяют почерпнуть новые нетрадиционные подходы в обучении и воспитании молодого поколения средствами физической культуры. Так как предыстория физической культуры коренного населения Предбайкалья уходит корнями в центрально-азиатскую цивилизацию ценности, которой складывались в течение многих веков, благодаря её средствам коренные народы смогли выжить и сохранить свое культурное наследие.

Как вид культуры она в общесоциальном плане представляла собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. Своими различными формами, методами и средствами физическая культура древнего периода была включена во все основные виды социальной деятельности человека, удовлетворяла не только биологические потребности в движении, но и формировала физическую культуру личности. При этом, реализовывая воспитательно-педагогические функции, физическая культура, решала задачи нравственного, эстетического, трудового, интеллектуального развития древнего человека, Достигала успеха там, где оказывались неэффективные другие воспитательные системы.

Актуальность данного параграфа подтверждается в использовании исторического опыта в сохранении сибирских этносов, программами и концепциями «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года», и концепции российского образования на период до 2010 года," в которых изложены новые социальные требования к системе российского образования. Эти требования направлены на создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, используя при этом нетрадиционные формы физической культуры, основанных на национальных особенностях и традициях народов, населяющих Предбайкалье, благодаря этим самобытным системам физического воспитания, народы Сибири смогли выжить и адаптироваться в суровых климатогеографических условиях. В частности, Всебурятская ассоциация развития культуры, опираясь на эти программы и концепции, проводит работу по возрождению национальной физической культуры и спорта.

Но, как показывает практика, несмотря на значительное количество научных исследований, проблема о традиционной физической культуре как социального явления и вопроса связанного с формированием и развитием её в Иркутской области, а также неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более развивать её формы не позволяют сформировать четкого представления об этой проблеме. В разрешении этой проблемы, есть возможность использовать исторический опыт в создании оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физической культуры, которые в большинстве своем прошли многовековую проверку жизнью народов Предбайкалья.

Анализ наскальных рисунков показал, что коренные народы Предбайкалья создали уникальную культуру, в том числе культуру физическую, которая своими формами, средствами и методами дала возможность не только выжить в суровых климатических и географических условиях Предбайкалья, но и сохранили свое культурное наследие. Её" компоненты, полностью удовлетворяли все потребности социальных групп древних людей, и могут быть использованы в современных условиях.

В общем историческом процессе развития физическая культура, как составляющая общей культуры, внесла большой вклад в социальную жизнь коренных народов Предбайкалья. Её формы, средства и методы сыграли важнейшую роль в жизнеобеспечении древних людей. Начиная с ледникового периода, на территории Предбайкалья появился человек, создавший материальную и духовную культуру. Об этом говорят археологические находки орудий труда из дерева, камня, кости, необходимых в охотничьей деятельности, и наскальные рисунки, на которых отражены не только сюжеты охоты, но и элементы зарождение физических упражнений. На наскальных рисунках показаны магические церемонии, обрядовые танцы, игры, имитирующие трудовые действия - то, как осуществлялась передача опыта двигательных действий (а это уже есть зарождение элементов физической культуры), кроме того, как выполняемые двигательные действия проходят вне охоты.

Охота на крупных животных, защита от опасностей, переселение на новые территории требовали больших физических и психологических усилий, и важная роль в этих условиях была отведена двигательным действиям и средствам физической культуры. В процессе охоты древний человек не только научился рационально использовать эти двигательные действия и средства, но и развивал физические качества и способности: навыки быстроты, выносливости, ловкости, силы и активности в работе. В процессе подготовки к охотничьей деятельности возникли условия для передачи опыта, умений и навыков, системы двигательных действий, что и привело к усложнению воспитания вообще и физического воспитания в частности. Применявшиеся при подготовке к охоте в рамках магических обрядов двигательные действия физической культуры получили самостоятельное развитие. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танцевальных и метательных движений. Совершая магические двигательные действия, обособленные от трудовой деятельности. человек закалял свою волю, вырабатывал точность глаза и меткость руки, приобретал навыки, необходимые в реальной охоте. Помимо этого совершенствовались физические качества и способности, постоянно необходимые в жизнеобеспечении людей: сила, быстрота, выносливость, ловкость и другие функциональные свойства.

Наступившие в конце этой эпохи изменения в развитии коренных народов Предбайкалья были вызваны изобретением лука. Появились относительно постоянные поселения, то есть продолжался процесс заселения Предбайкалья. В арсенал движений, которым обучалась молодежь, вошли приемы военной подготовки. В наскальных рисунках стали появляться изображения борющихся, гребущих и управляющих лодкой людей, танцевальных движений и игр, таких видов двигательных действий, как бег, прыжки, метание. Вероятно, в связи с возросшими в этой области задачами получили развитие начальные формы воспитательной деятельности. От основных элементов форм движений, сложившихся в рамках первобытной магии, физическая культура и её двигательные действия перешли к высокой степени систем движений физической культуры наших дней.

Воспитание, как и труд, носило коллективный характер. Это облегчало древним людям ведение тяжелой борьбы с природой за свое существование и помогало преодолевать суровые климатические, географические и бытовые условия, в которых жили древние люди Предбайкалья. Племена, обитавшие в таежных и горных условиях, применяли в охоте и быту лыжи, копья, лук, а с переселением на водные пространства широко использовали греблю, плавание, что способствовало развитию физических качеств и функциональных способностей древнего человека, жившего несколько тысяч лет назад.

Культ физического развития в духовной культуре коренных народов Предбайкалья

На протяжении многих тысячелетий двигательные действия и средства физической культуры у коренных народов Предбайкалья подвергались стилизации, дифференциации и интеграции, существенную роль в этом сыграли особенности географической среды и климатические условия. В ходе дальнейшего развития физическая культура и её средства связываются с развитием скотоводства и приобретают значение в военной подготовке. Однако эффективность освоения двигательных действий и средств физической культуры зависела не только от перечисленных факторов, большое влияние оказало устное народное творчество. На его основе коренные народы Предбайкалья воспитывали сильных, смелых, ловких, выносливых богатырей. В устном народном творчестве прославляется идея воспитания всесторонне развитого и подготовленного к жизни человека, что вызывало у детей и подростков естественную тягу к совершенствованию физических способностей, стремление быть похожими на народных героев в смелости, силе выносливости, ловкости. Наибольшее количество физической активности было описано в героических эпосах: «Гэсэр», «Аламжи Мэргэн», «Абай Гэсэр»; многочисленные сведения о бурятских и эвенкийских богатырях, их физических способностях отражены в бурятских волшебных сказках и преданиях: «Шара-Мэргэн, сын Даблая», «Отец-силач», «Сын силач», в эвенкийском предании «Храбрый Муякан».

Жизнь народов Предбайкалья от рождения и до смерти была регламентирована традициями и обычаями, и каждый обряд сопровождался воспитанием, подготовкой к трудовой деятельности путем освоения физических упражнений и средств физической культуры. В исторических преданиях, «Сыновья Ноён Бууры»1 связанных с охотой рассказывается о метком стрелке из рода Хулмэнга — Дэгдэхэе — Мэргэне. Своё высокое звание Дэгдэхэй получил на облавной охоте (зэгэтэ-аба), которая устраивалась в обширных Тальтарусских степях на левом берегу реки Булэн (р. Белая). До него высокая честь носить звание мэргэна - лучшего стрелка от Ангары до Саянских гор - принадлежала аларскому мэргэну с далеких Саянских гор. Во время зэгэтэ-аба два лучника — аларский мэргэн лучник и Хулмэнский мэргэн - при всех облавщиках — звероловах состязались в меткой стрельбе из лука. Стрела, пущенная аларским мэргэном, насквозь пронзила бегущую косулю, пройдя через два отверстия тазобедренных костей. А скромный и ещё никому не известный стрелок из рода Хулмэнга натянул тетиву, слегка прищурил левый глаз и пустил стрелу, которая срезала шерсть с трех копыт косули, когда та сомкнула в прыжке ноги, косуля как подкошенная упала на землю. Четвертое копыто не было задето стрелой: Оказалось, что косуля наступила той ногой в ямку. Мэргэн аларский без спора признал свое поражение и воздал должное превосходству молодого соперника [25].

Буряты, и эвенки поэтизировали, прежде всего, своих храбрых, удачливых, метких охотников, ибо охота на медведей, волков и других зверей, являвшихся в свое время полновластными хозяевами дремучей сибирской тайги, была небезопасна для человека, вооруженного лишь ножом, луком и копьем. Поэтому героями ряда бурятских и эвенкийских песен, сохранившихся из прошлого, выступают смелые охотники, меткие стрелки, борцы, отличавшиеся великолепной физической силой, храбростью, ловкостью, выносливостью и другими положительными качествами «Меткие стрелки» руководившие облавами, - писал М.Н. Хангалов, пользовались известностью среди бурят; имена их сохранились в памяти народной, и о некоторых из них теперь поются песни. «Так, в Балаганском округе помнят о неком охотнике Номошке Габахаеве, который отличался меткостью выстрелов на местных облавах» [20]. Описание обряда проверки физических способностей можно найти и в произведениях, имеющих сюжет героического сватовства, где богатыри и мэргэны проявляют мужество, предприимчивость, выносливость в свадебных обрядах., Брачные состязания проводились с целью подвергнуть испытанию жениха, его способность защитить свою будущую семью. В героическом эпосе очень часто упоминаются лук и стрелы в руках богатыря. Это самое сильное и надежное оружие. Так, в сказке «Меткая стрела»1 достаточно подробно описываются навыки борьбы и стрельбы из лука богатыря Мээл - батора, который за всю свою жизнь боролся со многими удалыми и сильными баторами, но никогда его спина не касалась земли - никто не мог его побороть. Он одной могучей стрелой освободил родную землю от нашествия лютого врага. Родной народ батора гордился его силой, умом и смекалкой. В другой эвенкийской сказке рассказывается о богатыре Хуркогане, который превзошел злого богатыря Нурговуля в меткости стрельбы из лука и ловкости в увертывание от летящей стрелы.1

В предании «Куйтун - холодное место» описывает способности древних людей переносить холод, которые формировались через закаливание В этом случае средства и способы в защите организма обретаются через закаливание. В преданиях и легендах человек стремился быть сильным, могучим похожим как силы природы, и что отражено в предании «Гордый Иркут и мудрый Мунко-Саридак»,1 где рассказывается об истории происхождения Иркута, его силе и мощи - он преодолевает различные препятствия, чтобы соединиться с красавицей Ангарой. А озеро Байкал во всех сказках, преданиях, легендах называлось всегда могучим богатырем. Слушая героические сказания, сказки и предания, молодое поколение узнавало о древних методах и способах тренировок развивающих физическую силу, быстроту, ловкость, выносливость. Кроме того эти сведения стимулировали у них желание быть похожими на былинных богатырей. С раннего возраста детям стремились привить любовь к труду, а значит, и к физической активности посредством игр, состязаний. Богатырской силой, меткостью стрельбы из лука, навыками верховой езды у коренных народов были наделены не только мужчины, но и женщины. Примером могут служить сказание «Абай Гэсэр и Алам-Мэргэн» и героический эпос «Аламжи Мэргэн и его сестрица Агуй Гохон». Героиня сказания не уступает даже богатырю Абай-Гэсэру в силе, ловкости, меткости, навыках борьбы и верховой езды.

Цель, задачи, и принципы военно-физической подготовки сложившихся в средневековый период и их использование в современных условиях

История развития военного дела всех стран и народов показывает, что во все времена боевую мощь армий составляли люди, степень развития физических, морально-волевых и специальных качеств которых обеспечивала существование того или иного государства. Менялись времена и люди, стратегия и тактика ведения обороны и наступления, однако неизменно высокими оставались требования к морально-волевым, физическим и специальным качествам.

В советский период научно, организационно и методически сложилась обоснованная система подготовки молодежи к службе в армии. Но как показывает практика опыт работы и научные данные, эта система не всегда обеспечивает разностороннюю подготовку молодежи к службе в армии. Наиболее отстающим звеном в этой подготовке является физическая готовность _ допризывной молодежи выполнять возложены на них обязанности.

В этом параграфе основное внимание уделено рассмотрению практических вопросов предмета подготовки - физическим и военно-прикладным умениям и навыкам и качествам, формам организации их формирования, методам и средствам воспитания и цели, которая заключалась в сохранении, укреплении и повышении уровня здоровья, полноценного физического развития.

Данная цель конкретизировалась в задачах физической подготовки учащихся к ратному труду, основным из которых были: - практическое укрепление здоровья и повышение его уровня средствами естественных сил природы и гигиеническими факторами окружающей среды; - развитие и постоянное совершенствование физических качеств — силы, ловкости, быстроты, гибкости, комплексного их проявления в различных условиях и ситуациях; - овладение умениями и навыками военно-прикладных видов спорта; воспитание морально-волевой устойчивости, смелости, инициативности, настойчивости, самообладания. Анализ литературных источников показал, что одним из главных компонентов высокой боеспособности оставалась физическая подготовленность воинов, основными принципами которой, являлись: - принцип разностороненного укрепления и совершенствования здоровья, физического развития, общей и специальной подготовки. Подобное положение вытекает из того, в средневековый период подготовка молодежи к военному делу начиналась задолго до его совершеннолетия. Сохранение, укрепление и повышение уровня здоровья, полноценного физического развития и поэтапной готовности детей начиналось в семье с первых лет жизни. Именно в семье, первой структурной единице общества, решались задачи поэтапной подготовки детей к вступлению к самостоятельной жизни. На протяжении тысяч лет коренные народы Предбайкалья выработали критерии физической готовности детей к деятельности связанной с военным делом. Так уже начиная с одного года и до трех лет, ребенок осваивал умения и навыки основных движений: ходьбы, бега, лазаний по деревьям. В семилетнем возрасте уровень их развития физических качеств обеспечивал высокие требования, которые предъявляли те процессы обучения в средневековый период. Уже к этому времени реализовывались принципы разносторонней физической подготовки, которая обеспечивала высокий уровень развития общей выносливости, гибкости, силы, быстроты соответствующей возрастному периоду. На базе этого принципа формировались крепкое здоровье с последовательным применением средств закаливания, естественных сил природы и гигиенических факторов окружающей среды. От десяти и двенадцати лет шел процесс интенсивного совершенствования отмеченных выше основных движений, дальнейшее воспитание морально-волевых и физических качеств. С переходом к совершеннолетию продолжается совершенствование жизненно важных и необходимых умений и навыков. В этот период юноша приступают к освоению специальных необходимых в военном деле умений и навыков. Анализ образа жизни молодого поколения убеждает в необходимости и целесообразности использования принципа разносторонности физической подготовки и в современных условиях. Принцип социальной значимости физической подготовки в военном деле отражало необходимость усилий не только семьи, но и рода, племени в необходимости подготовки молодежи к защите своих территорий. Принцип социальной значимости в физической подготовке наглядно проявлялось у такого народа как эвенки. Принцип всеобщности и сообщества предварительной физической подготовки для молодого поколения. В первую очередь это требование распространялась на такой вид подготовки, как физическая. Данный принцип вытекает из непреложного факта, что необходимый для эффективного выполнения боевых задач уровень физической подготовки быстро не повысить, если нет достаточно хорошей базы здоровья, физического развития и определенного уровня общей физической подготовленности. В свою очередь, этот принцип предполагал всеобщность такой подготовки, что накладывало определенную ответственность как на членов рода, племени так и на семью. Члены родовых и племенных сообществ строго следило данному принципу. В их сообществах сложилась всеобщая и обязательная система физической подготовки к военному делу.

Похожие диссертации на Формирование и развитие физической культуры в древней и средневековый периоды в Предбайкалье