Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира Сагалаков Дмитрий Алексеевич

Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира
<
Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сагалаков Дмитрий Алексеевич. Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Москва, 2005 163 с. РГБ ОД, 61:05-13/1842

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Концепция культуры мира 18

1.1. Становление и развитие концепции культуры мира 18

1.2. Основные понятия и положения концепции культуры мира 29

1.2.1. Понятие культуры 30

1.2.2. Мир и система ценностей культуры мира 34

Глава II. Дискуссии о роли спорта в формировании, развитии и реализации ценностей культуры мира 55

2.1. Разногласия и противоречия в оценке значения спорта для формирования, развития и реализации ценностей культуры мира 55

2.2. Методология решения проблемы 68

Глава III. Спорт как элемент педагогики культуры мира 72

3.1. Потенциальные возможности спорта для формирования, развития и реализации ценностей культуры мира 72

3.2. Реальное значение спорта для формирования, развития и реализации ценностей культуры мира 86

3.3. Социально-педагогическая деятельность как фактор повышения роли спорта в формировании и развитии культуры мира 100

3.3.1. Влияние субъективных факторов на роль спорта в формировании и развитии культуры мира 102

3.3.2. Основные направления социально-педагогической деятельности с целью повышения роли спорта в формировании и развитии культуры мира 114

Выводы 131

Практические рекомендации 134

Литература 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Уже в течение десяти лет (начиная с 1993 года) проводится инициированная ЮНЕСКО и поддерживаемая Организацией Объединенных Наций работа по комплексной междисциплинарной Программе "На пути к культуре мира". В ней участвуют видные государственные и общественные деятели, ученые, известные специалисты в сфере образования и культуры. Основа Программы - концепция культуры мира, разработка которой осуществляется по инициативе и под эгидой ЮНЕСКО. Эта концепция исходит из того, что исключение войн из жизни общества или их предотвращение является, как подчеркивается в программных документах ООН и ЮНЕСКО, главным приоритетом человечества в настоящее время. Но для этого нужны не только институциональные, социально-политические перемены, но и глубокие изменения в культуре, искоренение из индивидуального и коллективного сознания и подсознания элементов культуры войны и насилия. В тексте преамбулы Конституции ЮНЕСКО говорится: «Поскольку войны начинаются в умах людей, то и с умов людей должно начинаться созидание мира». Значит, нужна новая культура, общая система ценностей и новые образцы поведения как для отдельных граждан, так и для отдельных сообществ и государств. Культуру войны, в основе которой лежит ценностная ориентация на насилие, на решение конфликтов с помощью вооруженных средств, необходимо преобразовать в культуру мира. На пороге третьего тысячелетия формирование этой культуры, включающей в себя такие ценности, как отказ от насилия, приверженность принципам демократии, поддержка свободы, справедливости, солидарности и терпимости, взаимное уважение представителей различных культур, идеологий и верований и другие гуманистические ценности, «выступает как категорический императив поступательного общечеловеческого цивилизационного процесса» [86, с. 36].

О значимости концепции культуры мира свидетельствует тот факт, что в последние годы ООН и ЮНЕСКО приняли ряд важных документов, связанных с данной концепцией. В их числе: Резолюции «Культура мира» и «Провозглашение 2000 года Международным Годом культуры мира» (приняты по инициативе ЮНЕСКО 52-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1997 г.); «Декларация о культуре мира» и «Программа действий в области культуры мира» (приняты 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 г.); Резолюция «Международное десятилетие культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты (2001-2010 годы) -принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 ноября 1998 г. и др. В нашей стране при поддержке ЮНЕСКО разработан и осуществляется проект "Культура мира в России - год 2000" [см. 48,49, 51].

В настоящее время на первый план выдвигается проблема формирования и развития культуры мира. «Вопрос состоит в том, насколько быстро и эффективно можно утвердить позитивные стереотипы, привить людям понятие терпимости и добрососедства в отношении других. С этим связана и проблема воспитания людей в духе ненасилия" и отказа от военно-силового мышления» [50, с. 13]. Как отмечает член-корр. РАО С. Тангян, эффективное решение данной проблемы требует определения путей, способов, форм, средств и методов формирования и развития культуры мира, глобальной стратегии и технологии этой социально-педагогической деятельности, а также институтов, сфер общества и категорий людей, т.е. тех действующих лиц, которые в первую очередь призваны и способны содействовать тому, «чтобы культура мира глубоко укоренилась в сердцах и умах людей». Весь этот комплекс явлений он называет педагогикой культуры мира и подчеркивает, что «эта педагогика, или путь, способ построения и укрепления культуры мира так, чтобы она стала органической частью культуры каждого, должна охватывать не только образовательную деятельность в своем традиционном понимании, но также деятельность в области культуры и в социальной и гражданской сферах» [150, с. 286].

Пристального внимания в этом плане заслуживает и спорт, поскольку он получает все более широкое развитие, вовлекает в свою сферу и приковывает к себе внимание миллионов людей нашей планеты. В настоящее время насчитывается свыше 200 всемирных и региональных неправительственных организаций в области физического воспитания и спорта. Благодаря деятельности этих международных организаций международные спортивные контакты имеют устойчивый характер. Сложилась и успешно функционирует широкая система регулярных международных спортивных состязаний, самыми крупными и важными из которых являются летние и зимние Олимпийские игры. Олимпийское движение превратилось в глобальное социальное движение современности.

В связи с этим закономерно возникает вопрос о возможности использования спорта, системы связанных с ним социальных институтов, всех субъектов спортивной деятельности - тренеров, спортсменов, организаторов спортивных соревнований и т.д. - для решения педагогических задач формирования и развития культуры мира. Об актуальности постановки такой проблемы свидетельствует, в частности, тот факт, что в соответствии с Резолюцией, принятой в 1994 г., в повестку 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был включен вопрос «Через олимпийские идеалы и спорт -к миру без войн, к лучшему миру».

Все это определяет актуальность научного анализа проблемы, которой посвящено данное диссертационное исследование

Степень разработанности проблемы. Чтобы добиться успеха в формировании и развитии культуры мира, необходимо эту деятельность поставить на прочную научную основу. В «Программе действий в области культуры мира», которая принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 г., к числу конкретных мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях в целях содействия становлению культуры мира отнесено «дальнейшее развитие объективных науч ных исследований и оценки практики и политики, нацеленных на поощрение культуры мира и предупреждение насилия» [106, с. 19]. О необходимости активизации «научных исследований по проблематике культуры мира» говорится и в других официальных документах [48, с. 31; 112, с. 42].

После того, как ЮНЕСКО выступила инициатором концепции культуры мира, состоялись десятки конференций и встреч, посвященных различным аспектам данной концепции. Они специально обсуждались на Международном форуме по вопросам образования ради ненасилия, состоявшегося в 1996 г. в г. Синтра (Португалия), на международной научно-практической конференции в Москве (8-9 декабря 1997 года) "От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование", на международном симпозиуме "Проблемы культуры мира в контексте цивилизаци-онных и конфессиональных традиций" (Москва, июль 1998 г.) и др.

Опубликовано несколько монографий и сборников статей, посвященных анализу концепции культуры мира [42, 50, 80, 86, 152 и др.].

Внимание ученых привлекают многообразные проблемы научного анализа культуры мира. Особый интерес вызывает международно-политический контекст этой проблематики и, прежде всего, проблема конфликта - его причины, механизм вызревания и функционирования и возможности предотвращения или локализации и разрешения. В этом контексте в сферу внимания научного исследования культуры мира включается весь комплекс проблем современной конфликтологии. Обсуждаются также философско-кулътурологические проблемы, касающиеся культуры мира как феномена социума и культуры, социологические проблемы отношения различных социальных групп к миру и насилию, исторические проблемы эволюции в общественном сознании стереотипов агрессии, насилия, войн к этике и ценностям ненасилия, терпимости, моральная проблематика связи культуры мира с этическими нормами и установлениями, педагогические проблемы формирования и развития культуры мира.

Однако, как показывает проведенный нами анализ, в упомянутых выше и других работах, анализирующих самые различные аспекты концепции культуры мира, а также в официальных документах, как правило, не только не ставится и не обсуждается вопрос о роли и значении спорта для формирования и развития культуры мира, но вообще не упоминается спорт среди тех явлений, которые хоть в какой-то мере связаны с этой сферой человеческой культуры и с педагогикой культуры мира.

Так, в «Декларации о культуре мира», которая принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 г. указываются «основные сферы и главные участники деятельности, направленной на содействие культуры мира»: «государство, которое несет главную ответственность за обеспечение уважения и защиты прав человека и основных свобод»; гражданское общество; образование как основное средство создания культуры мира; средства информации, которые «помимо своей мощной просветительной роли, играют решающую роль в деле обеспечения свободы мнений, выражения убеждений и информации»; «политические руководители, члены правительства, парламента и других выборных органов, преподаватели, журналисты; интеллектуальное сообщество, семья, религиозные лидеры; управляющие на различных уровнях; неправительственные организации»; «все, кто занимается научной, философской и творческой деятельностью» [25, с. 16]. Но спорт здесь даже не упомянут.

В резолюции международной научно-практической конференции «От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование» (Москва, 8-9 декабря 1997 г.) говорится о том, что «задача формирования культуры мира требует всесторонних действий в области образования, культуры и социального развития» и что «эта проблема касается людей всех возрастов и групп». Здесь также детально характеризуются основные направления, сферы и главные участники деятельности по формированию и развитию культуры мира. И вновь даже не упоминаются сфера спорта и те, кто связан с этой сферой [см. 112, с. 40-47].

Ни слова об этом не говорится и в методических рекомендациях относительно основных направлений, средств и методов деятельности в рамках проекта «Культура мира в России - год 2000» [80], а также при подведении итогов работы по проекту в выступлении ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО А.Е. Егошкина на 2-й консультативной встрече участников этого проекта (Москва, 18 декабря 1998 г.) [см. 28].

Ярким примером отношения к спорту в рамках проблемы формирования и развития культуры мира является также подготовленное и изданное Международным институтом культуры мира и демократии учебное пособие (объем - 419 с.) «Культура мира и демократии» [50], в котором предпринята попытка изложить содержание концепции культуры мира и пути ее реализации Статьи для этого пособия написаны известными учеными, политологами разных стран, которые являются признанными специалистами в области изучения проблем культуры мира. И ни в одной из глав спорт даже не упоминается. То же самое имеет место и в опубликованной в 1999 г. книге (396 с.) «Общественные перемены и Культура Мира. Парадигмы согласия» [86], в написании которой также принимали участие известные ученые и политологи разных стран. В изданной библиографии по проблемам культуры мира [49] не приведена ни одна работа, анализирующая спорт в этом аспекте.

Некоторое исключение представляют материалы организованной ЮНЕСКО Международной конференции «Воспитание и спорт для культуры мира» (Париж, 5-7 июля 1999 г.) [см. 265]. Основная ее задача состояла в том, чтобы повысить внимание общественности как на национальном, так и на международном уровне к проблеме разработки и распространения концепции культуры мира, прояснить и углубить понимание вклада спорта в реализацию ценностей этой культуры [см. 255, р. 33]. С докладами на конференции выступили Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, быв ший президент МОК Х.А. Самаранч, член МОК, президент Международной федерации гребли Денис Освальд, член МОК, Генеральный секретарь НОК Океании Робин Митчелл и многие другие. Однако на конференции были затронуты лишь некоторые вопросы необычайно сложной проблемы отношения спорта к культуре мира и к педагогике культуры мира.

Отдельные аспекты этой проблемы затрагиваются также в работах, посвященных анализу гуманистической ценности спорта и олимпийского движения, их роли в укреплении мира и международного взаимопонимания. Эта проблема была предметом обсуждения участников многих международных научных и олимпийских конгрессов: X Олимпийского конгресса (Варна, 1973), XI Олимпийского конгресса (Баден-Баден, 1981) и XII Олимпийского конгресса (Париж, 1994); олимпийских научных конгрессах в Орегоне (США, 1984) и Сеуле (Южная Корея, 1988); научного конгресса "Спорт в современном мире" (Мюнхен, 1972); научных симпозиумов в Мюнхене (1977, 1979, 1980) и Баден Бадене (1981); Всемирных научных конгрессов "Спорт в современном обществе" (Москва, 1974; Тбилиси, 1980); Международного научного конгресса "Спорт и международное взаимопонимание" (Хельсинки, 1982); международного симпозиума «Мир и взаимопонимание посредством спорта», организованном в 1988 г. Институтом международного спорта; международных научных форумов «Молодежь-Наука-Олимпизм» (Москва, 1998, 2002); ряда сессий Международной Олимпийской академии и др.

Несмотря на столь значительное внимание к обсуждаемой проблеме актуальной является потребность ее дальнейшего анализа. В первую очередь это определяется ее сложным, дискуссионным характером. При подведении итогов дискуссии на тему "спорт и конфликт", которая состоялась на международном научном конгрессе в Мюнхене в 1972 г., было отмечено, что дискуссия так и не дала ответ на вопрос о том, содействует ли спорт конфликтам или их разрешению [254, р. 80]. Финский социолог П.Сеппэнен в своем выступлении на международном конгрессе "Спорт и международное взаимопонимание" (Хельсинки, 1982 г.) отметил, что до сих пор «почти отсутствуют серьезные исследования в этой области... на самом деле мы очень мало знаем об эффекте воздействия спорта на взаимопонимание между народами... наши знания крайне ограничены относительно социальных функций спорта в международных отношениях» [246, р. 58]. По мнению другого социолога спорта П. Макинтоша (Англия), вопрос о том, каким образом спорт влияет на международные конфликты, до сих пор не решен и необходимы дальнейшие исследования, прежде всего комплексные, в поисках ответа на данный вопрос [231, р. 283].

Таким образом, основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач послужило осознание противоречия между назревшей социальной потребностью эффективного использования спорта в системе институтов и сфер педагогики культуры мира, социально-педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие культуры мира, и недостаточной научной разработкой проблем, связанных с решением этой задачи.

Помимо этого при выборе темы, предмета и задач диссертационного исследования учитывался ряд моментов.

1. До сих пор практически отсутствуют работы, в которых специально обсуждается возможность использования спорта для формирования и развития культуры мира, его реальный вклад в решение этой задачи, а также средства и методы воспитания культуры мира средствами спорта, т.е. весь круг вопросов педагогической технологии решения этой задачи.

2. В соответствии с современными представлениями, педагогическая технология - это научно обоснованный проект педагогического процесса [127, с. 42], система научных знаний о проектировании, организации и оценке результатов педагогической деятельности, которая включает в себя: а) теоретико-методологические основы данной деятельности {концепту алъный компонент технологии); б) характеристику программы деятельности, ее целей, задач, форм, средств, методов, этапов {процессуальный компонент технологии, ее организационно-методический инструментарий).

3. В рамках одной кандидатской диссертации невозможно решить весь комплекс сложных научно-исследовательских задач, связанных с разработкой педагогической технологии использования спорта для формирования и развития культуры мира.

4. Исходный пункт разработки данной технологии - анализ ее концептуального компонента: обоснование педагогической ценности спорта для формирования и развития культуры мира на основе выявления заключенных в спорте возможностей использования его в этой функции, тех социальных факторов, которые содействуют или препятствуют реализации этих возможностей, его реального вклада в решение этой задачи и путей повышения роли спорта в формировании и развитии культуры мира. Поэтому при проведении диссертационного исследования акцент сделан именно на этих вопросах.

Цель исследования: на основе разработки концептуальных основ педагогической технологии использования спорта для формирования и развития культуры мира, во-первых, создать предпосылки для дальнейшего анализа этой технологии, ее процессуального компонента, организационно-методического инструментария и, во-вторых, привлечь внимание к важной роли спорта в системе институтов и сфер педагогики культуры мира.

Объект исследования - педагогика культуры мира как многосторонняя социально-педагогическая деятельность, которая имеет своей целью формирование и развитие этой культуры.

Предмет исследования - педагогическая ценность спорта как элемента системы институтов и сфер социально-педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие культуры мира, т.е. кон цептуальный компонент педагогической технологии этой деятельности.

Основные гипотезы исследования. 1. Предположение о том, что в системе институтов и сфер жизни, способных содействовать формированию и развитию культуры мира важное место должно быть отведено спорту. 2. Предположение о том, что для эффективного выполнения им этой функции необходима активная педагогическая деятельность по формированию у субъектов спортивной деятельности ориентации на ценности культуры мира, а также знаний о них и о роли спорта в их реализации. Оба предположения основаны на предварительном изучении литературы по проблеме гуманистической ценности спорта.

Цель, объект, предмет и гипотезы исследования определили необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:

1. уточнить основные понятия и положения концепции культуры мира, которые используются при определении и обосновании педагогической ценности спорта для формирования и развития этой культуры;

2. выявить основные подходы к оценке роли спорта в формировании и развитии культуры мира и уточнить методологию решения этой проблемы;

3. определить заключенные в спорте возможности для формирования и развития культуры мира и его реальное значение в этом плане;

4. показать значение целенаправленной, социально-педагогической деятельности для повышения роли спорта в формировании и развитии культуры мира и определить основные направления этой деятельности;

5. разработать программу повышения уровня информированности субъектов спортивной деятельности о культуре мира и роли спорта в ее формировании и в ходе педэксперимента проверить эффективность этой программы.

Теоретические и методологические основания исследования: • общая концепция педагогики и педагогической деятельности, изложенная в работах В.П. Беспалько [9], Н.В. Бордовской и А.А. Реан [10], Б.С. Гершунского [21], В.В. Давыдова [23], Л.А. Зеленова [31], Н.Д. Ни-кандрова [84], Г.К. Селевко [122], В.В. Серикова [124];

• научно обоснованное представление о современном этапе социально-культурного развития человеческой цивилизации, об основных проблемах, кризисных ситуациях данного этапа и путях их преодоления в ходе дальнейшего развития, содержащееся в работах Н.А. Бердяева [8], В.П. Ка-значеева [39], Н.Н. Моисеева [81], А. Печчеи [97], Н.Ф. Раймерса [111], Н.К. Рериха [115], Тейяр де Шардена [151], А. Швейцера [164] и др.;

• теоретическая концепция культуры мира как важного элемента современной культуры, изложенная и обоснованная в работах таких авторов, как: Д. Адаме [4, 5], А. Галкин [19], Й. Галтунг [20], А.Е. Егошкин [28], М. Ильин [33], И. Ильинский [34], С. Капица [40], Г. Кюнг [56], В. Ломейко [62], Ф. Майор [68-72], Е. Сидоров [125], Я. Симонидес и К. Сингх Д. [126], Е.И. Степанов [132], В. Степин [133], К. Сутер [145], С. Тангян [150], М. Ти [153], В. Тишков [155], А. Чубарьян [161, 162], Е.В. Швачко [163],М.Эмар[165]идр.;

•концепция спортивной педагогики и олимпизма основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена;

• основные положения теории социальной сущности и социальных функций спорта и олимпийского движения, изложенные в работах В.К. Бальсевича, П.А. Виноградова, СИ. Гуськова, СП. Евсеева, А.А. Исаева, Л.Б. Кофмана, Л.П. Матвеева, СД. Неверковича, B.C. Родиченко и др.;

• социально-философская теория гуманистической ценности и гуманизации спорта, которая разработана В.И. Столяровым (применительно к международному спорту - совместно с СИ. Курило) [54, 55, 134-144].

В качестве общей методологической основы диссертационного исследования выбран диалектический метод, предполагающий всесторонний, системно-генетический анализ изучаемого объекта, в ходе которого не только фиксируется его противоречивость, но и дается ее объяснение.

Этот метод противопоставляется как одностороннему подходу к изучаемому объекту, так и эклектическому методу его осмысления, когда останавливаются на констатации противоречивых фактов и явлений.

Основные методы исследования: изучение и анализ литературных источников; теоретический анализ; сравнительный метод; социологический опрос (в форме интервью), педагогический эксперимент.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2004 гг. и осуществлялось в несколько этапов: 1-й этап. Анализ состояния разработки проблемы на основе изучения литературных источников. 2-й этап. Уточнение теоретической концепции культуры мира и истории ее формирования. 3-й этап. Разработка концептуальных основ педагогической технологии использования спорта для формирования и развития культуры мира - уточнение места спорта в системе педагогики культуры мира на основе выяснения его возможностей для реализации ценностей этой культуры, его реального значения в этом плане и обоснования положения о зависимости роли спорта в формирований и развитии культуры мира от сознательной, целенаправленной деятельности людей. 4-й этап. Проведение педагогического эксперимента, обработка полученных результатов, написание и оформление диссертации.

Научная новизна результатов исследования. В диссертации впервые в научной литературе раскрыта педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира, обосновано его важное место в системе институтов и сфер педагогики культуры мира, которые призваны и способны содействовать становлению и распространению этой культуры.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором: уточнены основные положения концепции культуры мира; определены возможности спорта и его роль в формировании и развитии этой культуры; показано значение и определены основные направления социально-педагогической деятельности для эффективного выполнения спортом этой функции; разработана и реализована программа повышения уровня знаний субъектов спортивной деятельности о культуре мира и роли спорта в реализации ценностей этой культуры.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что сформулированы и обоснованы положения о месте спорта в системе институтов и сфер педагогики культуры мира, о возможности и необходимости его использования в педагогической деятельности по формированию и развитию этой культуры. Эти положения имеют важное значение для спортивной педагогики и концепции культуры мира, а вместе с тем являются теоретической основой дальнейшего анализа проблемы использования спорта в целях формирования и развития культуры мира: для разработки организационно-методического инструментария педагогической технологии решения этой задачи.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для организации педагогической деятельности по использованию спорта в целях формирования и развития культуры мира. Кроме того, они имеют важное значение для подготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. В диссертации представлен вариант программы повышения уровня знаний субъектов спортивной деятельности о культуре мира и роли спорта в реализации ценностей этой культуры. Эффективность программы подтверждена положительными результатами педагогического эксперимента. Результаты диссертационного исследования используются в учебных курсах и спецкурсах для студентов, магистрантов и аспирантов на кафедре философии, социологии и теории олимпийского воспитания, на кафедре прикладных и экстремальных видов спорта, а также для слушателей ИПК РГУФК. Положительный эффект от данных внедрений подтвержден актами, прилагаемыми в конце диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Спорт вряд ли может быть использован для того, чтобы предотвратить или ликвидировать военные конфликты. Но он занимает важное место в системе институтов и сфер педагогики культуры мира, которые призваны и способны содействовать формированию и развитию этой культуры.

2. Эта гуманистическая «миссия» спорта не реализуется «автоматически». Для ее выполнения необходима педагогическая деятельность по формированию у субъектов спортивной деятельности ориентации на ценности культуры мира, знаний об этих ценностях и о роли спорта в их реализации.

3. К числу основных реальных направлений социально- педагогической деятельности применения спорта для формирования и развития культуры мира относятся:

• использование международных спортивных встреч и связей для укрепления мира и дружбы между народами, смягчения конфликтов, т.е. для реализации интегративной функции в системе социальных отношений;

• использование формируемых в спорте образцов поведения, адекватных ценностям этой культуры, его символической роли как привлекательной модели гуманных, хотя и не бесконфликтных отношений между соперничающими сторонами, для активной пропаганды культуры мира;

• использование спорта для решения воспитательных задач педагогики мира: воспитания миролюбия, способности мирного разрешения конфликтов, культуры соперничества, терпимости (толерантности), навыков демократического поведения.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены: соблюдением логико-методологических принципов педагогического теоретического анализа; адекватностью используемых методов проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; теоретической аргументацией и всесторонним анализом фактического материала истории и современно го состояния спорта; корректной организацией диагностической и экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводились в следующих направлениях: публикация результатов исследования; доклады на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на международной научно-практической конференции «Спортивные игры в физическом воспитании и спорте» (Смоленск, 2002 г.), на конференции молодых ученых и студентов РГУФК (Москва, 2003 г.), на VII Международном научном конгрессе «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Москва, 2003 г.); обсуждение на заседаниях Совета по физической культуре и спорту РАО, Гуманитарного центра «СпАрт», кафедр философии, социологии и теории олимпийского воспитания, а также прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК; внедрение в практику учебной работы РГУФК и Института повышения квалификации РГУФК.

Становление и развитие концепции культуры мира

Концепция культуры мира имеет глубокие исторические корни. Ей предшествовал длительный период становления и развития той исторической традиции, которая связана с концепцией и проектами «вечного и справедливого мира» [см. 162].

Идеал жизни без войн, когда в международных отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой древности: легенды о «золотом» веке; антивоенная утопия Лао-Цзы (Китай); роман древне-греческого писателя Лмбула о солнечном государстве; план «всеобщего европейского мира» французского королевского прокурора Пьера Дюбуа (14 в.) и чешского короля Йиржи Подебрада (15 в.).

В первой четверти XVI в. со страниц трактата выдающегося гуманиста эпохи Возрождения Эразма Роттердамского «Жалоба миру» прозвучал страстный призыв к миру и тем самым начала складываться широкая европейская традиция, основанная на убеждении в возможности достижения такого общественного идеала, как вечный и справедливый мир.

К этой традиции относятся также: проекты общеевропейских или всемирных организаций для мирного решения международных споров: Э. Крюсе (Франция, 1623 г.), В. Пенна (США, 1693 г.), французского аббата, дипломата и философа Шарля Ирине де Сен-Пьера (1708 г.), английского экономиста Дж. Беллерса (1710 г.), великого французского просветителя Ж.Ж. Руссо (1761 г.).

Важное место в формировании концепции «вечного и справедливого мира» принадлежит сочинению немецкого философа И. Канта «К вечному миру», написанному в конце XVIII в. В этом трактате сделана попытка установить моральные категории как мира, так и войны. Причем, если в прежних трактатах в основном речь шла лишь о моральном осуждении войны, о доказательстве полезности мира, то в сочинении Канта выдвигается безусловное требование запретить войну как инструмент политики.

Идеи вечного мира получили широкое распространение и в России. В этом плане особенно следует отметить трактат В.Ф. Малиновского, написанный в 90-е гг. XVIII в. и изданный в Петербурге в 1803 т. под названием «Рассуждения о мире и войне». Существенный вклад в развитие идей вечного мира внесли также Я.П.Козельский, P.M. Цебриков, М.Д. Чулков и другие русские просветители второй половины XVIII в.

Эволюция идей и проектов вечного мира связана и с пацифистским движением середины XIX столетия. В первую очередь речь идет о мирных конгрессах, созывавшихся со второй половины 40-х гг. Эти конгрессы становились все более многочисленными. Если в первом конгрессе участвовало 325 человек, то на пятом число участников составило уже 1200 человек [162, с. 73]. В 1867 г. в Париже была создана Лига мира (в 1872 г. она была переименована в Общество друзей мира, а в 1883 г. - в Арбитражное общество), а в Женеве - Международная лига мира и свободы.

Как отмечает А. Чубарьян, пацифистское движение и пацифистские организации середины и второй половины XIX столетия попытались «перенести теоретические изыскания и проекты в практическую деятельность различных международных и национальных организаций, стремясь наполнить конкретным содержанием многочисленные мирные проекты, выдвигаемые в прошлом (особенно в XVIII-XIX вв.)» [162, с. 75].

Новым содержанием миротворчество и пацифизм наполнились В XX столетии. Уже в 20-е и 30-е годы во многих странах были созданы десятки различных пацифистских организаций, обществ и объединений. Официальный пацифизм XX в. берет свое начало с международных гаагских конференций на правительствен уровне, на которых были предприняты попытки принять правовые нормы и установления, запрещающие или ограничивающие войны или варварские способы их ведения. Угроза новой войны в связи с приходом нацизма к власти в Германии привела к появлению такого нового феномена как антивоенное и антифашистское движение 30-х годов. Фактически были возрождены и мирные конгрессы.

Особенно активные попытки развития и реализации концепции мира предпринимаются в период после второй мировой войны. Массовый характер приобретает антивоенное движение, направляющее свои основные усилия на борьбу против ядерной угрозы. В движение за разрядку активно включаются политики и дипломаты. Активизируется теоретическая разработка проблем войны и мира.

Длительную историю имеет и концепция отказа от насилия. Как отметил Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, «история человечества знает немало выдающихся деятелей и провозвестников, которые призывали к радикальным изменениям, не носящим насильственного характера. У таких людей нашего столетия, как Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг и Нельсон Мандела, в истории было много предшественников, которые обращались к человечеству с призывом о радикальном преобразовании несправедливых, угнетающих людей общественных институтов ненасильственными средствами. Много таких пророков дала и Россия; наиболее известным из них можно назвать Льва Толстого» [71, с. 35].

Следует указать и на то, что уже с ранних времен идеи вечного мира как общечеловеческого идеала связывались с переустройством общества на демократических началах, с решением задач социальной справедливости, равенства и свободы.

Основные понятия и положения концепции культуры мира

В трактовке основных понятий и положений концепции мира мы опираемся в первую очередь: 1) на официальные документы (Резолюции, Декларации, решения и т.п.) ЮНЕСКО, а также на выступления и работы Генерального директора этой организации Федерико Майора, в которых впервые была сформулирована, а затем развита данная концепция; 2) на инициированные ЮНЕСКО резолюции и решения ООН, посвященные проблеме культуры мира. Помимо этого учитываются материалы конференций и другие научные работы, в которых обсуждается проблематика культуры мира и культуры в целом. Основными понятиями, на которых базируется концепция культуры мира, как видно из самого ее названия, являются понятия «культура» и «мир». Уточним первое из этих понятий. Как известно, не только в обыденном словоупотреблении, но и среди ученых существуют различные интерпретации данного понятия. Систематизируя эти различные взгляды на культуру, Е.А. Александрова и И.М. Быховская выделяют восемь основных подходов к ее пониманию, в рамках которых она интерпретируется как: 1) совокупность искусственно созданных человеком предметов, его знаний и т.п., образующих "вторую природу" человеческого мира, отличающегося от мира "первой" природы, от всего того, что дано человеку естественным образом; 2) специфическая для человека система адаптации к среде, прежде всего - как система технологий, создаваемых человеком для удовлетворения своих многообразных потребностей; 3) особая сфера общественной жизни и совокупность специфических культурных видов социальной деятельности, к которым относят в первую очередь "высокие", творческие виды практики (прежде всего, художественное творчество), в том числе соответствующие институциональные формы ее организации и распространения результатов - музеи, театры, библиотеки и т.д.; 4) высший уровень ("пиковые") проявления развития человеческой цивилизации, как своего рода собрание лучших творений, созданных человечеством в различных отраслях творческой деятельности; 5) социальная деятельность (представленная во всех ее формах), имеющая определенный "знак качества": положительную направленность и прогрессивный смысл, т.е. деятельность и ее результаты, ориентирован ные на гуманистические ценности и идеалы; 6) особый, специфический лишь для человеческой практики (в отличие от биологической активности) ценностный "срез" различных форм деятельности - экономической, политической, художественной и т.д. и символические смыслы, придаваемые действиям человека и его результатам в рамках этих форм, что и позволяет выделять не только эти формы социальной деятельности, но также экономическую, политическую, художественную, религиозную и другие виды культуры; 7) совокупность норм, ценностей, идеалов, которые существуют вне пределов не только первого (природного), но и второго (социального) мира и образуют внешнюю по отношению к социальной практике, но регулирующую и во многом предопределяющую ее характер и направленность "третью реальность"; 8) уровень развития самого человека, его знаний, умений, способностей [6, с. 24-25]. С.Э. Крапивенский выделяет три основных подхода в понимании культуры: 1. Эмпирический, описательный подход, при котором культура пред стает как сумма, результат всей деятельности человека, как совокупность предметом и ценностей, из которых она складывается. 2. Оценочный (аксиологический) подход, при котором «культур ность» и «некультурность», а также степень культурности, определяются путем соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталона. 3. Деятелъностный подход, при котором культура рассматривается как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности [45, с. 358-360].

Разногласия и противоречия в оценке значения спорта для формирования, развития и реализации ценностей культуры мира

Широкое распространение имел и в настоящее время имеет место подход, при котором спорту приписывается важное значение в формировании и развитии тех ценностей, которые лежат в основе культуры мира. Так, 20 ноября 1997 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию «О строительстве лучшего и безопасного мира через спорт и олимпийские идеалы». В обращении, принятом участниками международной конференции «Образование и спорт для культуры мира» (Париж, 5-7 июля 1999 г.), организованной совместно ЮНЕСКО и МОК, представителями различных спортивных сообществ, правительственных и неправительственных организаций, говорится о том, что «воспитание культуры мира посредством спорта, физического воспитания и олимпизма может играть ключевую роль в распространении идеалов мира в умах людей в то время, когда многочисленные вооруженные конфликты ставят под угрозу существование множества общностей в различных регионах мира, и может успешно содействовать целям и принципам Хартии ООН» [168, р. 54].

Такая высокая оценка миротворческой роли спорта дается и во многих научных трудах. Она содержится, например, в публикациях и диссертации Ю.А. Талалаева [147-149]. По мнению Н.И. Пономарева, международные спортивные связи «превратились в действенное средство упрочения мира и укрепления дружбы между народами... Включение в международные договора раздела о сотрудничестве в сфере спорта придает процессу сближения народов в определенной степени управляемый характер... Олимпийские игры, чемпионаты мира, соревнования на кубок способствуют взаимопониманию между народами» [101, pp. 11, 12]. «Таким образом, спорт, - считает он, - выполняет благородную миссию защиты мира, является одним из важных факторов развития дружественных отношений между различными странами» [100, с. 270].

Аналогичная позитивная оценка значения спорта как фактора укрепления мира была характерна и для большинства других ученых из СССР, ГДР и других социалистических стран. Такую же позицию занимали и занимают многие ученые и общественные деятели других стран. Характерна в этом плане, например, статья члена МОК Р. Паунда (Канада). Главное положение статьи четко выражено уже в самом ее названии: "Спорт сближает народы" [91].

Подчеркивание важного вклада спорта в обеспечение мира, взаимопонимания, сотрудничества и развития дружественных отношений характерно для многих резолюций, решений, а также выступлений организаторов и участников различных международных конгрессов, конференций, симпозиумов. Так, Л. Сьюэне (Бельгия) в докладе "Отчуждение и тождество человека" на международном научном конгрессе в Мюнхене (1972 г.) обосновывала положение о том, что «спорт является инструментом международного мира или по крайней мере инструментом объединения людей. Международные спортивные соревнования, если они проходят в истинно олимпийском духе, особенно если они привлекают спортсменов и зрителей из числа стран, которые различны в расовом отношении, принадлежат к различным идеологическим и социально-экономическим системам, могут действительно вносить реальный вклад в укрепление мира во всем мире» [256, р. 7]. Основным тезисом доклада- председателя Комитета по физической культуре и спорту при СМ СССР СП. Павлова на Второй европейской спортивной конференции (Дрезден, ГДР, 1975 г.) был следующий: «Нет сомнения, что в настоящее время спорт стал значительным общественным явлением и признан действенным инструментом мира. Спорт, смело перешагивая через границы, объединяет все большее число людей, помогает им лучше понимать друг друга, содействует укреплению сотрудничества между странами с различным государственным строем и общественным укладом жизни» [90, с. 2]. Г. Эрбах на международном конгрессе "Спорт и международное взаимопонимание" (Хельсинки 1982 г.) заявил: «без всякого сомнения спорт является фактором понимания, кооперации и укрепления отношений на международном уровне... он может содействовать сохранению и укреплению мира... Как существенное выражение интернационализма международное спортивное соревнование является культурным достижением, которое может эффективно содействовать знакомству стран друг с другом, взаимному признанию, уважению и преодолению

Потенциальные возможности спорта для формирования, развития и реализации ценностей культуры мира

Как было показано выше, к числу наиболее важных, фундаментальных ценностей культуры мира относятся мир и такие связанные с ним явления, как: дружба, взаимообогащающее общение людей; отказ от использования силы во всех ее формах в отношениях между государствами, социальными группами, отдельными людьми; ориентация на разрешение конфликтов и разногласий демократическими методами, на основе диалога; признание равенства в правах мужчин и женщин; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости; толерантность, взаимное уважение представителей различных культур. Способен ли спорт воспринимать эти гуманистические ценности, содействовать их формированию и развитию и тем самым выполнять миротворческую функцию?

При ответе на данный вопрос прежде всего нужно учитывать, что спортивное соревнование (фундамент спорта) возникает, формируется и развивается с целью гуманизации соревновательных ситуаций реальной жизни (борьба со стихией, хищниками, врагами и т.д.), когда соперничество нередко заканчивается трагически, по крайней мере для одной из соперничающих сторон, и соперники чаще всего находятся в неодинаковых условиях, что затрудняет объективную сравнительную оценку их способностей. Культурное предназначение "спортивной" модели соревнования как раз и заключается в том, чтобы: а) по возможности обезопасить соперников от негативных последствий соперничества; б) поставить их в равные условия, создать условия для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей; в) содействовать выявлению и развитию жизненно ценных качеств личности. Это достигается в спорте путем преобразования реальных соревновательных ситуаций в более гуманные, условные, игровые, основанные на правилах, в том числе правилах-запретах. Спорт - это "как бы" борьба (нельзя ранить, уничтожить своего соперника), борьба-игра. Этим, например, фехтование как вид спорта отличается от боевого сражения на шпагах, а бокс - от уличной драки [77, с. 9, 11; 137, с. 237].

С особенностями спорта как гуманной модели соревновательных, ситуаций реальной жизни, с присущими ему игровыми аспектами в первую очередь и связаны его огромные возможности в плане содействия формированию и развитию ценностей культуры мира.

Игровой характер соревновательных ситуаций в спорте делает его необычайно привлекательным и гуманным в сфере общения людей, даже если они жители стран, имеющих различное государственное устройство, общественный строй и т.д. Во-первых, такой характер спортивного соревнования определяет эмоциональность, удовольствие, непринужденный характер действий, свободное самораскрытие тех, кто принимает в нем участие. А все это, в свою очередь, содействует их сближению: «Как показывают результаты исследований, дружеские связи, возникающие на почве развлечений, относятся к необычайно прочным и играют значительную роль в формировании социальной микроструктуры» [263, р. 269].

Важное значение имеет и то обстоятельство, что случайный и непрочный круг участников, характерный для многих подвижных игр и развлечений, в спорте заменяется стабильным коллективом со строго определенной, формализованной структурой, поскольку спортивные соревнования носят долговременный характер, предполагают стремление к постоянному превышению полученных результатов и сравнению их с достижениями других лиц. В связи с этим «спорт преодолевает локальную ограниченность, связывает и объединяет спортсменов городов и поселков, провинций и стран, ... выходит на государственную и международную арену, сближая людей разных стран и континентов» [263, р. 269].

Реализации спортом интегративной функции в системе международных отношений способствуют и его огромные коммуникативные возможности. Участие в совместных тренировках и соревнованиях, как правило, порождает у самых разных людей сильное чувство общности, дружбы, товарищества, сотрудничества и принадлежности к коллективу. Это может быть эффективным фактором сокращения "социальной дистанции" между людьми, их изоляции друг от друга, поскольку способствует дружеским отношениям и тем самым - развитию чувства общности.

В силу простоты, одинаковости для всех участников и четкости пра-вил спортивных соревнований в спорте сравнительно легко преодолеваемы языковые барьеры. "Язык" спорта поистине интернационален. Он понятен всем и способен перебрасывать мост взаимопонимания, сотрудничества, доброй воли между народами независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, идеологических взглядов. «Спортсмены обогащают свой личный опыт и учатся уважать других людей, своих соперников, вне зависимости от их расового или социального происхождения, поскольку они следуют одному курсу, испытывают те же волнения, сомнения, сталкиваются с аналогичными препятствиями, испытывают те же надежды, а возможно, просто потому, что они - братья... спорт создает братские и дружественные отношения народов различных государств, между которыми на политическом уровне возможно не произносится ни слова» [238, р. 41].

Похожие диссертации на Педагогическая ценность спорта для формирования и развития культуры мира