Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов Варюшина Марина Вячеславовна

Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов
<
Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Варюшина Марина Вячеславовна. Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : М., 2004 234 c. РГБ ОД, 61:05-13/1587

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Культура мира как элемент культуры личности студента 18.

1.1. Понятие и основные ценности культуры мира 18

1.2. Структурная модель культуры мира личности студента 33

Глава вторая. Педагогические условия и факторы приобщения студентов к ценностям культуры мира в процессе спортивного воспитани

2.1. Понятие спортивного воспитания 39

2.2. Возможность приобщения студентов к ценностям культуры мира в процессе спортивного воспитания 42

2.3. Педагогические условия приобщения студентов к ценностям культуры мира в процессе спортивного воспитания 51

2.4. Основные задачи формирования культуры мира личности студента в процессе спортивного воспитания 71

2.5. Формы и методы приобщения студентов к ценностям культуры мира в процессе спортивного воспитания 77

Глава третья. Педагогический эксперимент 91

3.1. Цели, задачи и организация эксперимента 91

3.2. Методы диагностики культуры мира студентов и ее результаты 93

3.3. Экспериментальные формы и методы воспитания культуры мира студентов 106

3.4. Эффективность программы формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов 108

Выводы 130

Практические рекомендации 134

Литература 136

Приложения 160

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Вопрос о формировании культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов приобретает все более важное значение в силу ряда причин. Отметим наиболее важные из них,

Концепция культуры мира, развитая под эгидой ЮНЕСКО выдающимися деятелями образования, науки, искусства, исходит из того, что исключение войн из жизни общества или их предотвращение является главным приоритетом человечества в настоящее время. Но для этого нужны не только социально-политические перемены, но и глубокие изменения в культуре, искоренение из индивидуального и коллективного сознания и подсознания элементов культуры войны и насилия. На смену этой культуре, основанной на недоверии, подозрении, нетерпимости и ненависти, на неспособности конструктивно взаимодействовать с другими людьми, должна придти новая культура — культура мира, для которой характерна иная система ценностей и другие образцы поведения отдельных граждан, сообществ и государств.

О бесспорном признании серьезной значимости концепции культуры мира свидетельствует тот факт, что в последние годы ООН и ЮНЕСКО приняли ряд важных документов, связанных с данной концепцией. В их числе: Резолюции «Культура мира» и «Провозглашение 2000 года Международным Годом культуры мира», принятые по инициативе ЮНЕСКО 52-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1997 г.; «Декларация о культуре мира» и «Программа действий в области культуры мира», принятые 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 г.; Резолюция «Международное десятилетие культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты (2001-2010 годы), принятая 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 ноября 1998 г.; Резолюция «На пути к культуре мира», которую 17 апреля 1998 г. приняла Комиссия по правам человека и др. В нашей стране при под держке ЮНЕСКО осуществляется проект "Культура мира в России - год 2000" [см. 64, 65, 67].

В настоящее время на первый план выдвигаются педагогические проблемы формирования и развития культуры мира: «Вопрос состоит в том, насколько быстро и. эффективно можно утвердить позитивные стереотипы, привить людям понятие терпимости и добрососедства в отношении других. С этим связана и проблема воспитания людей в духе ненасилия и отказа от военно-силового мышления» [66, с. 13]. Как отмечает член-корр. РАО С.Тангян, эффективное решение данной проблемы требует определения путей, способов, форм, средств и методов формирования и развития культуры мира, глобальной стратегии и технологии этой социально-педагогической деятельности, а также институтов, сфер общества и категорий людей, т.е. тех действующих лиц, которые в первую очередь призваны и способны содействовать тому, «чтобы культура мира глубоко укоренилась в сердцах и умах людей». Весь этот комплекс явлений он называет педагогикой культуры мира и подчеркивает, что «эта педагогика, или путь, способ построения и укрепления культуры мира так, чтобы она стала органической частью культуры каждого, должна охватывать не только образовательную деятельность в своем традиционном понимании, но также деятельность в области культуры и в социальной и гражданской сферах» [176, с. 286].

Формирование культуры мира - длительный процесс. Как показывает исторический опыт, по сравнению с изменениями в политической и экономической жизни, которые могут быть стремительными, изменения в культуре и поведении отдельных лиц, групп граждан и народов требуют длительного времени [см. 145, 172]. Решение этой важной и актуальной задачи требует поэтому активных усилий всех и каждого, использования разнообразных средств, форм и методов.

В «Декларации о культуре мира», которая принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 г. отмечается, что «становление культуры мира требует проведения всеобъемлющей образовательной, социальной и гражданской деятельности» и указываются «основные сферы и главные участники деятельности, направленной на содействие культуры мира». К их числу Декларация относит: «государство, которое несет главную ответственность за обеспечение уважения и защиты прав человека и основных свобод»; гражданское общество; средства информации, которые «помимо своей мощной просветительной роли, играют решающую роль в деле обеспечения свободы мнений, выражения убеждений и информации»; «политические руководители, члены правительства, парламента и других выборных органов, преподаватели, журналисты; интеллектуальное сообщество, семья, религиозные лидеры; управляющие на различных уровнях; неправительственные организации» и «все, кто занимается научной, философской и творческой деятельностью» [42, с. 16].

В резолюции международной конференции «От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование», организованной министерством РФ по делам национальностей и федеративным отношениям (Москва, 8-9 декабря 1997 г.) также говорится о том, что «задача формирования культуры мира требует всесторонних действий в области образования, культуры и социального развития» и что «эта проблема касается людей всех возрастов и групп». Как и в «Декларации о культуре мира» здесь детально характеризуются основные направления, сферы и главные участники деятельности по формированию и развитию культуры мира. Подчеркивается, что «первостепенная роль в распространении идей культуры мира принадлежит политическим лидерам, деятелям науки, культуры и образования» [см. 130, с. 40-47].

К числу лиц, которым должно быть уделено особое внимание в связи с задачей формирования и развития культуры мира, бесспорно, относится студенческая молодежь, т.е. юноши и девушки в возрасте 18-25 лет. Во-первых, в этот период полностью заканчивается формирование организма человека, всех его функций и систем. На первый план выдвигается задача социального и личностного самоопределения на основе выбора определенной жизненной позиции, профессии и т.д. [см. 27, 59, 74, 75, 93, 125-127,151 и др.]. Период обучения в вузе - это, по сути дела, последняя возможность в рамках государственной системы образования сформировать у молодежи не только определенные знания, но и систему ценностных ориентации. В последующие годы все эти вопросы придется решать самому индивиду на основе того "багажа", который он приобрел ранее - в школе, в вузе и т.д.

Именно поэтому в настоящее время подчеркивается необходимость повышения уровня культуры студенческой молодежи, перехода от авторитарно-репродуктивной модели высшего образования к рефлексивно-гуманистической, главной целью которой является формирование и развитие в человеке потребности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, самореализации, самообразованию в продолжение всей своей жизни [8, 35, 102]. Во-вторых, лица, имеющие высшее образование, бесспорно, относятся к числу тех действующих лиц, «которые в первую очередь призваны содействовать становлению и распространению культуры мира» [176, с. 286]. Особенно это касается выпускников гуманитарных вузов.

Для формирования и развития культуры мира необходимо использование разнообразных средств, форм и методов. Как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, «путь построения и укрепления культуры мира, обращения ее в культурное измерение каждого индивида должен включать не только меры просвещения в традиционном смысле, но также действия культурного, социального и гражданского плана» [92, с. 195]. «Декларация о культуре мира» оценивает образование как основное средство создания культуры мира [42, с. 16]. На наш взгляд, важный вклад в решение этой задачи применительно к студенческой молодежи (включая студентов гуманитарных вузов) может и должно внести спортивное образование и воспитание.

Таким образом, первая причина актуальности темы диссертационного исследования связана с необходимостью формирования культуры мира.

Вторая причина - необходимость совершенствования спортивного воспитания и всей физкультурно-спортивной работы в вузе, так как она не обеспечивает должного уровня здоровья и физического развития студентов, не формирует у них потребность в здоровом образе жизни и физическом со-вершенствовании интерес к физкультурно-спортивной деятельности, не позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический, культурный потенциал этой деятельности. Особенно низка роль занятий физкультурой и спортом в развитии духовно-нравственных, эстетических, творческих способностей, нравственной, коммуникативной, экологической культуры студентов, в противодействии их асоциальному поведению.

С учетом этой кризисной ситуации, а также изменившихся условий социально-экономического и культурного развития нашей страны, ведется интенсивный поиск новых направлений, форм и методов физкультурно-спортивной работы в вузах, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных решить комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движением России в настоящее время. Предлагаются различные пути и средства совершенствования физкультурно-спортивной работы в вузе. Но в исходном пункте, как правило, предполагается, что преодоление кризисного состояния вузовской физкультурно-спортивной работы должно осуществляться на основе реализации общих принципов гуманистической (личностно-центрированной, личностно-ориентированной, личностно-гуманной) педагогики [см. 4, 18,20, 141,144,189,190 и др.].

В соответствии с этим в качестве главной парадигмы совершенствования системы физкультурно-спортивной работы в вузах признается ее гуманизация, а, значит, и гуманистический подход к организации спортивного воспитания [6, 12, 14, 25, 26, 28, 29, 32, 33, 36, 72, 79-88, 101, 108, 109, 116, 124, 133, 155, 160,169-171, 186,191,233,241 и др.].

Такая целевая установка предусматривает воспитание гуманистического отношения студентов к спорту, гуманистически ориентированной спортивной культуры, а также использование спорта для формирования общей гуманистической культуры личности [163, с. 96]. Важное место в рамках этой культуры в настоящее время должна занимать культура мира. В связи с этим также возникает потребность в научном анализе проблем формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов.

Степень разработанности проблемы. Различным аспектам физкуль-турно-спортивной работы со студентами (в том числе гуманитарных вузов) посвящены многие научные работы, в том числе монографии, сборники, диссертации [См., например: 21, 25, 32, 33, 53, 78, 79-83, 86, 87, 122, 134, 146, 148, 149, 170, 181, 186, 191, 199, 200 и др.].

Основное внимание авторов этих работ обращено на проблемы физического воспитания, формирования физической культуры студентов. Значительно реже предпринимаются попытки обсудить проблемы спортивного воспитания студенческой молодежи [9, 12, 15, 31, 84, 85, 51, 107, 109, ПО, 129, 130, 187, 189, 196, 225]. Однако в этих работах совершенно не затрагивается вопрос о возможности использования данной педагогической деятельности для формирования у студентов культуры мира. Эта проблема не обсуждается даже в работах, где рассматриваются такие вопросы физкуль-турно-спортивной работы в вузе (например, о процессе социализации студентов в спортивной деятельности, о ее использовании для личностного развития студентов, о системе олимпийского образования в вузе и т.д.), которые наиболее близки по содержанию к проблеме формирования у студентов культуры мира [см. 16, 17, 37, 90, 105, 107-110, 125,172, 183, 231].

Усилиями ученых и общественных деятелей разрабатывается в настоящее время и широкий круг проблем, связанных с концепцией культуры мира. Прежде всего, это вопросы, касающиеся общего понимания культуры как мира глобального социокультурного феномена, а также перспектив даль нейшего распространения ее влияния вширь и вглубь. Еще одно направление проводимых исследований — определение возможности стимулирования процессов в духовной, этической области, в социокультурной сфере в целом, способствующих движению к культуре мира. Выявляются факторы, снижающие влияние .прежних стереотипов непримиримости и насилия и содействующие распространению установок на толерантность, ненасилие, согласие, доверие, сотрудничество [см. 106].

В связи с разработкой педагогики культуры мира как глобальной стратегии, которая «направлена на то, чтобы культура мира глубоко укоренилась в сердцах и умах людей» [42, с. 15], много внимания уделяется анализу сфер, путей, форм, средств и методов формирования этой культуры. Однако, как показал проведенный нами анализ литературных источников, среди всего многообразия анализируемых в связи с этим социальных явлений спорт и спортивное воспитание даже не упоминаются.

Комплекс проблем, связанных с концепцией культуры мира, специально обсуждались на Международном форуме по вопросам образования ради ненасилия, состоявшегося в 1996 г. в г. Синтра (Португалия), на международной научно-практической конференции в Москве (8-9 декабря 1997 года) «От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование», на международном симпозиуме «Проблемы культуры мира в контексте цивили-зационных и конфессиональных традиций» (Москва, июль 1998 г.), на других конференциях, семинарах, конгрессах.

Опубликовано несколько монографий и сборников статей, посвященных анализу концепции культуры мира [см., например: 56, 67, 101, 106, 179 и др.]. Так, Международным институтом культуры мира и демократии подготовлено и издано учебное пособие «Культура мира и демократии» [66], в котором предпринята попытка изложить смысл и содержание концепции культуры мира и пути ее реализации. Статьи для этого пособия (его объем -419 с.) написаны известными учеными, политологами различных стран, ко торые являются признанными специалистами в области изучения проблем культуры мира. Авторами опубликованной в 1999 году книги (396 с.) «Общественные перемены и Культура Мира. Парадигмы согласия» [105], КОТОРАЯ яыгюлыамА под эгидой Международного Института перспективных проблем социокультурного и политического развития, при поддержке ЮНЕСКО, также являются известные ученые и политологи разных стран.

Однако во всех этих научных материалах затрагиваются лишь некоторые вопросы организации педагогической деятельности по формированию культуры мира у учащейся молодежи, включая студентов. Отсутствует анализ структуры, основных форм и уровней развития культуры мира как элемента культуры личности студента, что затрудняет процедуру ее диагностики. Кроме того, мы не смогли найти ни одной работы, в которой хотя бы ставился вопрос о необходимости формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студенческой молодежи. Как отмечено выше, не затрагивается этот вопрос и в многочисленной литературе, посвященной анализу именно этой педагогической деятельности в вузе.

Более того, в научной литературе, отсутствует анализ и более широкой проблемы, касающейся вообще роли спорта в формировании культуры мира. Например, в специальной библиографии по проблемам культуры мира [65] не приведена ни одна работа, анализирующая данную проблему. Некоторое исключение представляют материалы организованной ЮНЕСКО Международной конференции «Воспитание и спорт для культуры мира» (Париж, 5-7 июля 1999 г.). Основная задача конференции состояла в том, чтобы повысить внимание общественности как на национальном, так и на международном уровне к проблеме разработки и распространения концепции культуры мира, прояснить и углубить понимание того вклада, который может внести спорт в реализацию ценностей этой культуры, основываясь на принципах уважения культурных различий, терпимости, солидарности, сотрудничества, диалога и примирения [237, р. 33]. С докладами на конференции вы ступили Кофи Аннан - Генеральный секретарь ООН, бывший президент МОК Х.А. Самаранч, Денис Освальд - член МОК, президент Международной федерации гребли, Робин Митчелл - член МОК, Генеральный секретарь НОК Океании и многие другие [см. 250]. Однако на данной конференции были затронуты лишь некоторые аспекты необычайно сложной проблемы отношения спорта к культуре мира и к педагогике культуры мира.

Отдельные аспекты данной проблемы затрагиваются также в ряде публикаций Д.А. Сагалакова, некоторые из которых написаны совместно с В.И.Столяровым и с автором данной диссертации [23, 24, 135-137].

Таким образом, анализ выявляет наличие противоречия между назревшей теоретической и практической потребностью в разработке проблемы формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов и отсутствием научного педагогического анализа этой важной проблемы.

Осознание данного противоречия и связанных с ним важных педагогических проблем формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов послужило основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач.

Цель исследования — повышение социально-педагогического значения спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов на основе разработки и практической реализации теоретико-методических основ формирования культуры мира в этом воспитательном процессе.

Объект исследования — спортивное воспитание студентов гуманитарных вузов и педагогическая деятельность по формированию у них культуры мира.

Предмет исследования - содержание и методика формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов.

Гипотеза исследования сформулирована с учетом того, что, как обосновано в ряде работ [109, ПО, 169], основная цель спортивного воспитания студентов, в том числе студентов гуманитарных вузов, - воспитание у них гуманистически ориентированной спортивной культуры, для формирования которой необходим комплекс адекватных форм и методов. Принято во внимание также, что важное место в системе ценностей гуманистически ориентированной спортивной культуры, как показал предварительный анализ, занимают ценности культуры мира в их специфической форме. На основе этого сформулировано предположение о том, что: а) формирование культуры мира должно входить в число основных педагогических задач спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов и б) решение этой задачи предусматривает создание таких педагогических условий, при которых студенты получают знания о культуре мира, о месте ценностей этой культуры в системе ценностей спортивной культуры и в ходе спортивного воспитания используются организационные формы спортивной деятельности, адекватные ценностям культуры мира.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие основные задачи .

1. Уточнить понятие культуры мира и выяснить систему ценностей, связанных с этим элементом культуры.

2. Разработать структурную модель культуры мира как элемента культуры личности студента и определить педагогические условия процедуры диагностики этой культуры.

3.Обосновать возможность и необходимость формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов.

4. Определить основные задачи, формы и методы формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов,

5.Разработать программу формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов.

6. В ходе педагогического эксперимента проверить эффективность данной программы.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— психолого-педагогические концепции развития личности, гуманистического подхода к трактовке социализации и воспитания (К.А. Абульха-нова-Славская, Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.);

— концепция культуры, связывающая ее с ценностным отношением социального субъекта (И.М. Быховская, Л.А. Зеленов, М.С. Каган, Г. Люшен, Э.А. Орлова, Г. Риккерт, П.А. Сорокин, В.И. Столяров и др.);

— основные положения теоретической концепции культуры мира как важного элемента современной культуры (Д. Адаме, А. Галкин, Й. Галтунг, А.Е. Егошкин, М. Ильин, И. Ильинский, С. Капица, Г. Кюнг, В. Ломейко, Ф. Майор, Е. Сидоров, Я. Симонидес, Е.И. Степанов, B.C. Степин, К. Сутер, С. Тангян, М. Ти, В. Тишков, А. Чубарьян, Е.В. Швачко, М. Эмар и др.);

— основные положения теории спорта и его гуманизации (В .К. Бальсе- вич, П.А. Виноградов, А.А. Исаев, Л.П. Матвеев, С.Д. Неверкович, В.И. Столяров и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс научных методов: теоретический анализ и обобщение литературных данных; выявление существующих концепций и подходов к решению сформулированной проблемы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; социологические методы; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2004 гг. и осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (2001-2002 гг.) был связан с анализом состояния проблемы в педагогической науке и практике. В результате анализа литературных источников была подготовлена теоретико-методологическая база исследова ния — разработана концепция культуры мира как элемента культуры личности студента, а также сформулирована рабочая гипотеза.

На второй этап исследования (2002-2003 гг.) была разработана программа педагогического эксперимента, предусматривающая формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов и проверку эффективности этой педагогической деятельности.

Третий этап исследования (2003-2004 гг.) - проведение педагогического эксперимента, обработка полученных результатов, написание и оформление диссертации.

Научная новизна результатов исследования. Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, состоят в следующем. Впервые в педагогической литературе поставлен вопрос о необходимости воспитания культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов. Определены основные воспитательно-образовательные, культурные цели и задачи, которые должна решать педагогическая деятельность, направленная на приобщение студентов к гуманистическим ценностям культуры мира в процессе их спортивного воспитания, а также инновационные средства и методы этой деятельности. Раскрыты и обоснованы структура, формы и уровни сформированности культуры мира, что позволяет проводить диагностику ее сформированности у студентов. Разработана и внедрена в практику авторская программа воспитания культуры мира студентов, в ходе педагогического эксперимента доказана ее эффективность.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что сформулированы и обоснованы основные концептуальные положения педагогической теории, касающиеся формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов. Эти положения имеют важное теоретико-методологическое значение при разработке общей педагогики и педагогики культуры мира.

Практическая значимость исследования определяется, прежде всего, тем, что полученные результаты, обобщающие выводы, целевые предложения могут быть использованы для организации педагогической деятельности по формированию культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов "гуманитарных вузов. Кроме того, они имеют важное значение для подготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. В диссертации представлен вариант программы формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов, эффективность которой подтверждена положительными результатами педагогического эксперимента.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы кафедры физического воспитания МГИМО. Кроме того, они используются в учебных курсах и спецкурсах по философии и социологии спорта для студентов, аспирантов и соискателей Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Положительный эффект от данных внедрений подтвержден актами, прилагаемыми в конце диссертации.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечена: целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений; адекватностью используемых методов проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; корректной организацией экспериментальной работы; практическим подтверждением положений исследования и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В основе культуры мира как элемента культуры личности студента лежит сознательно выработанное ценностное отношение к миру. Это отношение включает в себя комплекс разнообразных качеств личности студента: его способность выделить мир и связанные с ним явления из множества других социальных явлений; признание личностной и социальной значимости мира и миротворческой деятельности, т.е. рассмотрение их как ценности; связанные с этим знания, убеждения, интересы, потребности, эмоциональные реакции, типы, нормы, правила поведения студента.

2. В структуре культуры мира студента можно выделить следующие основные «блоки» и их показатели: информационно-ориентировочный (информированность студента о мире, о ценностях «положительного» мира и соответствующий понятийный аппарат); мотивационный (интересы, потребности, ценностные ориентации студента, базирующиеся на его позитивной оценке мира и обосновании этой оценки); операциональный (умения и навыки студента выбирать формы поведения, которые содействуют реализации ценностей культуры мира); праксиологический (реальное участие студента в деятельности, направленной на реализацию ценностей «положительного» мира); рефлексивный (знания о культуре мира, ее месте в культуре личности, о содержании и истории концепции культуры мира).

3. Среди комплекса задач спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов важное место занимает задача их приобщения к ценностям культуры мира. Имеются и реальные возможности для решения этой задачи.

4. Педагогическая деятельность по формированию культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов предусматривает: проведение диагностики уровня сформированности у них этой культуры; постановку и решение двух основных задач: воспитание у студентов отношения к спорту, которое адекватно ценностям культуры мира и формирование у них научно обоснованных знаний об этой культуре, позитивной ориентации на ценности «положительного» мира; применение комплекса средств и методов информационной деятельности, а также включение студентов в спортивную деятельность, формы организации которой адекватны этим ценностям.

5. Постановка и решение задачи формирования культуры мира — один из важных аспектов реальной гуманизации спортивного воспитания студенческой молодежи. Вместе с тем при правильной организации этой педагоги ческой деятельности ориентация ее на воспитание у студентов культуры мира не оказывает негативного влияния на решение других задач, предусмотренных программой по физическому воспитанию.

6. Спортивное воспитание, естественно, не может в полной мере решить задачу формирования культуры мира личности студента. Для этого необходимо использование комплекса разнообразных взаимосвязанных и дополняющих друг друга форм, средств и методов.

Реализация результатов исследования, внедрение их в практику проводились в следующих направлениях: публикация результатов исследования, доклады на научных и научно-практических конференциях, в том числе на международной научно-практической конференции «Спортивные игры в физическом воспитании и спорте» (Смоленск, 2002 г.), на Российской конференции студентов физкультурных вузов (Омск, 2003), на конференции молодых ученых и студентов РГУФК (Москва, 2003 г.); на VII Международном научном конгрессе «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Москва, 2003 г.), на научно-практической конференции «Социология физической культуры и спорта в системе социологического знания и физкультурного образования: состояние и перспективы» (Москва, 2005 г.); обсуждение на заседаниях Совета по физической культуре и спорту РАО, Гуманитарного центра «СпАрт», кафедры философии, социологии и теории олимпийского воспитания; внедрение в практику работы МГИМО и РГУФК.

Структурная модель культуры мира личности студента

В научной литературе структурный анализ культуры мира (в том числе как элемента культуры личности), на наш взгляд, носит весьма ограниченный характер. Как правило, он сводится к характеристике лишь тех основных ценностей, которые связаны с этой культурой.

При анализе структуры культуры мира как элемента культуры личности студента мы опираемся на концептуальные идеи и методологические принципы, сформулированные В.И. Столяровым и его учениками -Л.М.Аллакаевой и О.В. Козыревой и примененные ими для характеристики структуры физической, спортивной и олимпийской культуры, а также культуры здоровья [5, 156, 163, 165, 167-169]. В соответствии с таким подходом основу (фундамент, «ядро») культуры мира как элемента культуры личности студента составляет позитивное ценностное отношение к миру, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные с миром, интерио-ризованы студентом, стали его личным достоянием. Это означает, что он осознаёт личностную и социальную значимость мира, рассматривает его как ценность и в соответствии с этим проявляет к нему интерес, испытывает потребность в его сохранении и укреплении, содействует этому своими поступками, поведением, деятельностью.

Из этого следует, что культура мира студента включает в себя комплекс разнообразных социокультурных качеств личности: его способность выделить мир из множества других социальных явлений; признание личностной и социальной значимости мира, т.е. рассмотрение его как ценности; связанные с этим знания, убеждения, интересы, потребности, эмоциональные реакции, типы, нормы, правила поведения и т.д.

В структуре ценностного отношения студента к миру мы выделяем пять основных «блоков» (компонентов).

Первый «блок» - информационно-ориентировочный. Он включает в себя базисные знания студента о мире и миротворческой деятельности: о том, что такое мир, о различных его сторонах, аспектах, функциях, о факторах, от которых он зависит, о комплексе ценностей, характеризующих «положительный» мир, о формах миротворческой (антивоенной) деятельности, о путях, средствах и методах установления, укрепления, сохранения мира и т.п. К числу этих знаний относится и используемый студентом понятийный аппарат, с помощью которого фиксируются те или иные явления, связанные с миром и миротворческой деятельностью.

Указанные знания и понятия в структуре культуры мира студента выполняют две основные функции. Первая функция - ориентировочная: они должны давать возможность выделять мир, различные его стороны, аспекты, функции, связанные с ним ценности из множества других явлений, не смешивать, четко дифференцировать их. Вторая функция - обеспечивать студента информацией, которая необходима для того, чтобы в своем поведении, своей деятельностью содействовать сохранению и укреплению мира.

Значит, информационно-ориентировочный «блок» культуры мира студента характеризует его грамотность, общую информированность, базисные знания в вопросах мира, обеспечивает ориентировку в этих вопросах и информационную готовность к миротворческой деятельности.

Второй «блок» — мотивационный. Он включает в себя интересы, потребности, ценностные ориентации личности студента в отношении мира, ценностей «положительного» мира, миротворческой деятельности. Эта мотивация личности формируется, приобретает определенный характер, конкретное содержание и степень на основе позитивной оценки мира (в виде соответствующих высказываний, суждений), комплекса связанных с ним явлений, а также осмысления (обоснования) этой оценки. Данная процедура применительно к миру осуществляется на основе: а) учета в ходе этой оценки определенных сторон, характеристик, функций мира; б) определения критериев, по которым будет оцениваться их позитивное или негативное значение; в) приписывания миру определенных ценностей, придания ему определенного (как общественного, так и личностного) смысла.

Виды ценностей, которые связаны с миром, а потому в принципе могут быть приписаны ему в рамках ценностного отношения, крайне многообразны. Основанием для этого могут быть: собственный опыт человека; его знания, интересы, потребности; мнения других людей (определенной социальной группы); обыденные соображения; знания, идеи и принципы, почерпнутые из различных областей науки; общественные традиции, нормы, идеалы, ценностные стереотипы, которые доминируют в определенной социальной среде, и т.д.

Мотивационный «блок» культуры мира студента характеризует его мотивационную готовность к деятельности по установлению, укреплению и сохранению мира - наличие интереса к вопросам войны и мира, к комплексу социальных явлений, характеризующих «положительный» мир, сформиро-ванность потребности в заботе о сохранении и укреплении мира.

Возможность приобщения студентов к ценностям культуры мира в процессе спортивного воспитания

Можно указать как минимум два аргумента для обоснования возможности использования спортивного воспитания — целенаправленной педагогической деятельности, проводимой в вузе на основе включения студентов в активные занятия спортом и спортивные соревнования — для формирования и развития у них культуры мира.

Первый аргумент состоит в том, что спортивное воспитание в вузе предусматривает не только практические, но и теоретические занятия, в ходе которых преподаватель имеет возможность разъяснить студентам важное значение в настоящее время культуры мира и связанных с ней основных ценностей.

Второй аргумент связан с тем, что спортивное воспитание - педагогическая деятельность, использующая спорт как средство воспитания, а в спорте заключены огромные возможности для выполнения интегративной функции в системе социальных отношений, миротворческой функции, реализации других ценностей культуры мира, для ее формирования и развития [см. 23,24,135-137,250].

Эти возможности определяются самой природой спорта как гуманной игровой модели соревновательных ситуаций реальной жизни [см. 98, 157— 163,218]. Прежде всего, следует учитывать игровой характер соревновательных ситуаций в спорте, что делает его необычайно привлекательным и гуманным в сфере общения людей (даже если они жители стран, имеющих различное государственное устройство, общественный строй и т.д.). Такой характер спортивного соревнования определяет эмоциональность, удовольствие, непринужденный характер действий, свободное самораскрытие тех, кто принимает в нем участие. А все это, в свою очередь, содействует их сближению. Важное значение имеет и то обстоятельство, что случайный и непрочный круг участников, характерный для подвижных игр и развлечений, в спорте заменяется стабильным коллективом со строго определенной, формализованной структурой, поскольку спортивные соревнования носят долговременный характер, предполагают стремление к постоянному превышению полученных результатов и сравнению их с достижениями других лиц. В связи с этим спорт преодолевает локальную ограниченность, связывает и объединяет спортсменов различных городов, стран, континентов: «Сопровождающая... игры интимная эмоциональная атмосфера, предоставляющая возможность для выражения собственной личности в свободном, ничем не связанном контакте с другими, взаимно сближает участников игры, формирует товарищеские связи, аналогичные взгляды и образцы поведения. Как показывают результаты исследований, дружеские связи, возникающие на почве развлечений, относятся к необычайно прочным и играют значительную роль в формировании социальной микроструктуры» [248, р. 269].

Реализации спортом интегративной функции в системе социальных отношений способствуют и его огромные коммуникативные возможности. Участие в совместных тренировках и соревнованиях при определенных обстоятельствах порождает у самых разных людей сильное чувство общности, дружбы, товарищества, сотрудничества и принадлежности к коллективу. Это может быть эффективным фактором сокращения «социальной дистанции» между людьми, их изоляции друг от друга, поскольку способствует дружеским отношениям и тем самым — развитию чувства общности.

В силу простоты, одинаковости для всех участников и четкости правил спортивных соревнований в спорте сравнительно легко преодолеваемы языковые барьеры. «Язык» спорта поистине интернационален. Он понятен всем и способен перебрасывать мост взаимопонимания, сотрудничества, доброй воли между народами независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, идеологических взглядов.

Предпосылкой международного взаимопонимания и уважения является знакомство народов разных стран друг с другом. Известно высказывание по этому поводу основателя современного олимпийского движения Кубертена: «Требовать от народов, чтобы они любили друг друга, является одним из видов ребячества. Требовать от них уважения друг к другу не является ни в коем случае утопией: но чтобы уважать друг друга необходимо сначала познакомиться друг с другом» [цит. по: 73, с. 21]. Спорт открывает огромные возможности для того, чтобы разные народы могли познакомиться друг с другом, с различными культурами и тем самым избежать этноцентризма: «представители различных наций должны встречаться между собой и учиться видеть хотя бы частично культурные своеобразия партнера, различия в манере держать себя, сравнивая и с пониманием толковать непривычное и распространять полученную таким образом картину о другом народе, представителе другой культуры в собственном народе. Только подобным образом для него оказывается возможным избежать преувеличенного этноцентризма, который пытается видеть все через однотонные очки собственной культуры, родины, окружения, в котором вырос. Кто ни разу не столкнулся с чужой культурой, тот не знает и своей собственной» [73, р. 21].

В спорте заключены большие возможности для приобщения личности к ценностям демократии. Еще Кубертен считал, что спорт — это школа демократии, что он способен вносить существенный вклад в формирование и передачу демократических ценностей в обществе. По мнению бывшего Генерального секретаря ООН Бутрос-Бутрос Гали, «олимпийский идеал является гимном толерантности и понимания между народами и культурами. Это — приглашение к соревнованию, но соревнованию, в котором соперник пользуется уважением. Олимпизм - это своего рода школа демократии. Существует исходная связь между этикой Олимпийских игр и основополагающими принципами ООН» [цит. по: 211, р. 51]. Г. Ленк также считает, что участие молодежи в деятельности спортивных клубов способно привить молодежи навыки группового демократического поведения.

Основные задачи формирования культуры мира личности студента в процессе спортивного воспитания

При определении задач педагогической деятельности, направленной на формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов, в первую очередь мы учитывали следующее. Поскольку речь идет о спортивном воспитании студентов, то на первом плане, по-видимому, должны быть не общие ценности культуры мира, а отношение студентов к спорту, к спортивной деятельности, соответствующее этим ценностям.

Воспитание у студентов отношения к спорту, которое соответствует основным ценностям культуры мира, на наш взгляд, и составляет главную задачу обсуждаемой педагогической деятельности.

Данное отношение имеет сложную структуру. Схематично она представлена в таблице 7. Поскольку основной элемент спорта — спортивное соревнование, то в рамках рассматриваемого отношения важнейшее место занимает адекватное ценностям культуры мира отношение студентов к спортивному соперничеству. Для характеристики этого отношения мы используем понятие «культура спортивного соперничества». Данное понятие применительно к спорту конкретизирует более широкое понятие «культура соперничества», которое, как отмечалось выше, характеризует важный элемент культуры мира личности.

Отношение к спорту, соответствующее ценностям культуры мира Культура спортивного соперничества предусматривает не только декларативную (провозглашаемую), но и реальную (в поведении) ориентацию участников спортивных соревнований на те нравственные нормы поведения, которые, как было отмечено выше, обычно обозначают терминами "fair play" («честная, корректная, справедливая игра»), а также негативное отношение к любым (не предусмотренным правилами спортивных соревнований) формам агрессивности, насилия с целью добиться победы над соперником. В целом структура культуры спортивного соперничества аналогична охарактеризованной выше структуре культуры соперничества.

Понятие «культуры соперничества» введено В.И. Столяровым. Применительно к спортивным соревнованиям оно предусматривает: а) активное участие в соревновании, стремление проявить мужество, во лю, настойчивость, приложить все свои силы и способности, чтобы показать максимально возможный результат, выложиться «до конца» для победы; б) стремление одержать победу над соперником не для того, чтобы за воевать приз, награду, другие почести, а прежде всего для того, чтобы дока зать способность преодолеть самого себя; в) признание ценности победы над соперниками лишь в том случае, ес ли она достигнута при соблюдении во всех соревновательных ситуациях правил и норм нравственности; г) отказ от желания победить любой ценой, за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперникам, посредством обмана, насилия, нечестного судейства и других антигуманных действий; д) стремление действовать по законам красоты и благородства, даже ес ли это не позволяет одержать победу, т.е. в соответствии с девизом «Красота действий и поступков дороже успеха!» [163, С. 96; 169, с. 117 ]. На наш взгляд, основными показателями поведения, соответствующего ценностям культуры спортивного соперничества, являются: воля, мужество, упорство, полная отдача сил в соревнованиях; благородные поступки; доброжелательное и уважительное отношение: к соперникам (приветствие; поздравление с хорошим выступлением, высоким результатом, побе-дой; отказ от грубой игры; принятие победы или поражения без насмешек над противником и т.д.); к судьям и другим официальным лицам; к зрителям; точное соблюдение правил соревнований, даже в сложных ситуациях; беспрекословное выполнение судейских решений, в том числе тех, с которыми участник не согласен.

Методы диагностики культуры мира студентов и ее результаты

Диагностика участников педэксперимента проведена в 2002 г. При организации этой процедуры в рамках проводимого исследования не ставилась задача дать полную и всестороннюю оценку их культуры мира.

С учетом целевых установок исследования ставилась задача оценить: а) информационно-ориентировочный и рефлексивный «блоки» культуры мира студентов МГИМО, а также аспирантов и соискателей РГУФК: б) соответствие отношения студентов к спорту ценностям культуры мира (прежде всего с точки зрения их отношения к соперничеству, насилию в спорте и поведению на основе принципов «честной игры»).

Для решения этой задачи использовался комплекс методов. Прежде всего постоянно осуществлялось педагогическое наблюдение за студентами в естественных и условных, игровых ситуациях. На основе этого в первую очередь давалась характеристика их поведения и взаимоотношений на занятиях, во время спортивных игр и соревнований. Использовались также социологические методы исследования. Наибольший массив необходимой социологической информации был получен с помощью их анкетирования и интервьюирования.

Для этих целей использовались специально разработанные анкеты. Анкета «Спорт, насилие и "честная игра"» (Приложение 1, анкета АЛ) содержит 54 вопроса, которые по своему смысловому значению были сгруппированы в четыре основных блоков. Блок 1. Отношение респондентов к соревнованиям. Блок 2. Отношение респондентов к спорту. Блок 3. Спорт как зрелище. 4. Отношение к поведению спортсменов.

Для повышения информативности и достоверности результатов исследования в анкету были включены вопросы различного характера как по содержанию (о фактах, о мотивах, о респонденте), так и по форме (закрытые, полузакрытые, прямые, косвенные). Для оценки достоверности мнений, высказываемых респондентами, анкеты содержат ряд контрольных вопросов.

Был предпринят ряд мер для повышения надежности и валидности (информативности) результатов. Содержательная информативность обеспечена предварительным анализом предмета исследования и интерпретацией основных понятий. Это дало возможность сформулировать необходимое количество альтернатив, исчерпывающим образом отражающих содержание каждого закрытого вопроса. Альтернативы расположены так, чтобы исключить сознательное побуждение респондента к предпочтительному для исследователя ответу (применялось случайное расположение альтернатив, отнесение желательных альтернатив в конец списка, выделение смысловых частей альтернативы в отдельные альтернативы и т.д.). Обеспечение надежности достигалось учетом особенностей респондентов - в частности, там, где это не противоречит задачам исследования, проведена адаптация используемых терминов для их более точного понимания респондентами. При составлении анкет мы стремились к тому, чтобы вопросы и утверждения были изложены доступным для студентов языком. Анкетирование проводилось в спокойной обстановке. Большинство анкет раздавалось лично анкетером с устным разъяснением важности и необходимости настоящего исследования. Устно разъяснялся принцип заполнения анкет. Чаще всего контролировалась самостоятельность заполнения анкет. Учитывалась утомляемость респондентов, предусмотрено чередование сложных и более легких вопросов, а также открытых, закрытых и полуоткрытых вопросов. С целью снятия негативных эмоций и контроля достоверности предусмотрены вопросы-фильтры.

При опросе студентов использовалась также специальная анкета для определения их информированности о принципах "фэйр плэй" ("честной игры") и их отношения к этим принципам (Приложение 1, анкета А.2).

Обработка числовых массивов анкетных данных проводилась с помощью обычных статистических методов.

По вопросам, вызвавшим наибольшие затруднения у респондентов, с ними проводились дополнительные беседы для получения более достоверной информации об их отношении к этим вопросам.

Кроме того, на основе специальных вопросов была проведена тестовая проверка для оценки уровня сформированности студентов двух «блоков» культуры мира: общего информационно-ориентировочного и рефлексивного. Вопросы подразделялись на две группы: 1) для оценки информационно-ориентировочного «блока» и 2) для оценки рефлексивного блока.

Вопросы каждой группы подразделялись на несколько тем. Первая группа вопросов включает в себя четыре темы: 1) что такое мир (2 вопроса); 2) значение мира (2 вопроса); 3) факторы, от которых зависит мир (3 вопроса); 4) «положительный» мир и его основные ценности (7 вопросов); 5) пути, средства и методы установления, укрепления и сохранения мира (3 вопроса). Во вторую группу были включены три темы: 1) что такое культура мира (3 вопроса); 2) культура мира как элемент культуры общества, социальной группы и личности (3 вопроса); 3) содержание и история концепции культуры мира (5 вопросов); 4) деятельность ООН и ЮНЕСКО по формированию и развитию культуры мира (5 вопросов); 5) как понимается мир в концепции культуры мира (2 вопроса). За каждый полный правильный ответ на вопрос респонденту выставлялся один балл. Максимально возможное число баллов, которое мог набрать студент, по первой группе вопросов — 17 баллов, по второй группе — 18 баллов.

Для сравнительной оценки по указанным вопросам помимо студентов МГИМО были опрошены аспиранты и соискатели РГУФК (34 человека).

Использовались также психологические методы: социометрия как метод исследования межличностных отношений, а также тесты для выявления уровня эмпатии и самоактуализации (POI) [см. 184]. С помощью стандартных методик оценивались показатели физического развития, физической подготовленности и здоровья студентов.

Показатели психического и физического развития студентов использовались главным образом для учета их индивидуальных особенностей в процессе спортивного воспитания.

Похожие диссертации на Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов