Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры Бикимбетов Руслан Гиниятович

Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры
<
Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бикимбетов Руслан Гиниятович. Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Челябинск, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:06-13/933

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретический анализ системы этнопедагогического воспитания будущих специалистов физической культуры

1.1. Сущность понятия этнопедагогическое воспитание в системе профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры 13

1.2 Педагогические условия этнопедагогического воспитания студентов в системе высшего физкультурного образования 38

Выводы по первой главе 53

ГЛАВА II. Методика этнопедагогического воспитания в профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры

2.1. Моделирование процесса этнопедагогического воспитания студентов вуза физической культуры 55

2.2. Методика реализации педагогических условий этнопедагогического воспитания в системе высшего физкультурного образовании 84

Выводы по второй главе 110

ГЛАВА III. Опытно - экспериментальное исследование методики этнопедагогического воспитания специалистов физической культуры

3.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 113

3.2. Анализ результатов эксперимента и их интерпретация 122

Выводы по третьей главе 135

Заключение 137

Список использованной и цитируемой

Литературы 141

Приложения 159

Введение к работе

Актуальность исследования. Исследования ведущих педагогов показывают, что формирование нравственного и общественно-политического мировоззрения учащихся без учета национальных и региональных особенностей негативно влияет на процесс воспитания любви и уважения к Родине, ее историческому прошлому, самобытной народной культуре, творчеству и народным традициям. Поэтому воспитание подрастающего поколения не может быть эффективно организовано без учета традиций народного воспитания, педагогического опыта разных народов. Исходя из этого, в нашем исследовании особое значение приобретают педагогические традиции народов, населяющих Южный Урал.

В России - полиэтнической стране, и, соответственно на многонациональном Южном Урале функционирование педагогики как подлинно демократического феномена не может быть созидательным без учета отечественных и мировых педагогических достижений и ценностей. На этом фоне возникает настоятельная необходимость изучения и внедрения региональных и этнических традиций, при совмещении с достижениями современной педагогики, что позволяет приобщать молодежь к истокам национальной культуры (27, с.43)

Исследование истории педагогики показывает, что кроме исторической преемственности образование все более выступает как субъект модернизации общества, так как в процессе общественного развития является основным фактором накопления, передачи и развития интеллектуального и духовного потенциала человечества, а в рамках отдельного региона - народов и наций, представляет выражение культурного уровня нации, возможность и способность его адаптации к постоянно меняющемуся миру. Умение сохранить и развить народное образование в самые сложные времена идеологических перипетий сви

детельствует о масштабности и глубине культурного и производственного потенциала народов Южного Урала.

На наш взгляд, обращение к вопросам этнопедагогического воспитания в таком многонациональном регионе как Южный Урал, актуально вдвойне. Прежде всего, это связано с формированием духовно-нравственных качеств личности. Отсутствие единой государственной идеологии общества сегодня способствовало обречению многих поколений на бездуховность и их оторванность от своих национальных корней. Произошел разрыв с национальным менталитетом, подпитывающим культурные устои человека. А в последние десятилетия кардинальных реформ прессинг неорганичной для страны западной культуры в условиях утраты духовного идеала и ценностей, объединяющих общество, сформировал у людей чувство потерянности и неполноценности (27). В сложившихся условиях возрастает роль народной педагогики. У каждого народа есть свои традиции этнопедагогического воспитания, копившиеся веками, которые передаются от поколения к поколению. У русского, башкирского, татарского, казахского и других народов, населяющих Южный Урал, в течение столетий были выработаны эффективные средства, методы, формы воспитания подрастающего поколения, воплотившиеся в богатейшее духовное наследие. Возрождение и использование ценных идей народной педагогики, отвечающих задачам современного общества, является основой этнопедагогического воспитания.

Степень разработанности проблемы исследования. Проблема народного воспитания находилась в центре внимания многих педагогов-исследователей: К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

Прогрессивные мыслители прошлого, отразившие передовые педагогически идеи своего времени (В.Г. Белинский, В.И. Вернадский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Лобачевский, М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, М. Акмулла, М. Бекчурин, М. Уметбаев, Р. Фахретдинов и др.), широко опирались на народный опыт воспитания, на его идейную мудрость.

Наиболее полно и всесторонне проблема народной педагогики исследована в работах академика РАО Г.Н. Волкова (45; 46; 48).

В настоящее время имеется ряд научных трудов, посвященных концептуальным основам этнопедагогики и этнопсихологии, а также работ, освещающих особенности процесса воспитания у разных народов ( К.Ш. Ахияров, В.И. Бай-мурзина, Е.П. Васильцова, А.Э. Измайлов, С.А. Мухамедьянов, З.Г. Нигматов, АЛ. Орлова, A.M. Сафин, М.Г. Тайчинов, А.В. Хажин) (9; 20; 41; 77; 113; 127; 131; 156; 174; 188).

В исследованиях западных ученых А. Джакоба, В. Менчана, С. Морсе, П. Хаммера, Д. Бэнкса, Г. Эсингера, Г. Хайнрикса, X. Тамма, Д. Пачеля цели этнокультурного (этнопедагогического) образования видятся: в разработке образовательной политики с учетом поликультурализма, и программ подготовки учителя в установлении отношений между участниками образовательного процесса на уровнях, при которых каждый школьник или студент независимо от этнического происхождения, цвета кожи и разреза глаз, языковых и речевых отличий имел бы возможности для своего интеллектуального, социального и психического развития.

Отражение в трудах ученых, посвященных истории, культуре и быту народов России, получили и традиции физического воспитания. Среди них следует отметить исследования отечественных ученых Х.Х. Баймурзина, Д.Ж. Ва-леева, И.Г. Георги, М.Э. Карамурзиной, Р.Г. Кузеева, Ю.З. Кутлугильдинои, М.Б. Лоссиевского, Х.Д.-Н. Ооржака, В.И. Прокопенко, СИ. Руденко и др. (15; 38; 52; 82; 93; 102; 105; 130; 144; 153).

Проблемам развития и использования в образовательном процессе народной педагогики игры посвящены работы В.М. Григорьева, Н.Н. Еговцевой, Кочнева В.П., Н.А. Тимошкиной и др. (57; 68; 89; 175).

Отечественная педагогика располагает исследованиями общеметодологического и теоретического плана, направленными на этнопедагогическую подготовку специалистов среднего и высшего педагогического и физкультурно

педагогического образования (О.И. Давыдова, З.К. Дахужева, А.П. Орлова, В.И. Матис, В.П. Комаров, Г.Ф. Хасанова, Н.Н. Пьянзина, М.С. Мартынова, В.К. Шаповалов и др.).

Исходя из анализа проблемы, можно констатировать следующее: перечисленные выше работы способствуют накоплению знаний в области применения этнопедагогики отдельных народов в системе профессиональной подготовки специалистов. Однако, при этом недостаточно изучены вопросы использования этнопедагогики в практике высшей школы; не выявлены педагогические условия этнопедагогического воспитания студентов в вузах физической культуры и использования будущими специалистами физической культуры народной педагогики в профессиональной деятельности.

Анализ степени разработанности проблемы показал наличие ряда противоречий, затрудняющих процесс этнопедагогического воспитания студентов вузов физической культуры, между:

• социальным заказом на подготовку педагогических кадров, способных учитывать специфику поликультурного коллектива, и недостаточной разработанностью этнопедагогических технологий, применяемых в высшей школе;

• принятием в Законе РФ «Об образовании» положения о единстве культурного и образовательного пространства России при всемерном содействии развитию национальных культур и формально-механическом расчленении общего государственного стандарта на изолированные федеральный (инвариантный) и национально-региональный (вариативный) компоненты;

• потребностью интеграции этнопедагогического компонента в подготовке специалистов физической культуры и фрагментарностью соотношения научной педагогики и этнопедагогики в рамках этой подготовки.

Таким образом, актуальность нашего исследования вытекает из проблемы: каковы педагогические условия этнопедагогического воспитания в системе профессионально-педагогической подготовки студентов вуза физической культуры.

Необходимость изучения проблемы и поиск путей ее решения обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры».

В своем исследовании мы вводим ограничение: в качестве изучаемого этнопедагогического комплекса будут рассматриваться педагогические воззрения народов Южного Урала.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия этнопедагогического воспитания будущих специалистов физической культуры.

Объект исследования - система профессиональной вузовской подготовки будущего специалиста физической культуры.

Предмет исследования - процесс этнопедагогического воспитания будущих специалистов физической культуры.

Анализ психолого-педагогической литературы, концептуальной идеи изыскания, практика преподавательской деятельности самого автора позволили выдвинуть следующую гипотезу. Процесс этнопедагогического воспитания будущих специалистов физической культуры будет происходить более эффективно при выполнении следующих педагогических условий:

• отбор и структурирование содержания гуманитарных дисциплин осуществляется согласно логике профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста физической культуры с использованием традиций народов Южного Урала;

• учебно-методическая база дополнена элементами этнокультурной материально-пространственной среды в образовательном процессе вуза, способствующими этнопедагогическому воспитанию студентов;

• разработана модель этнопедагогического воспитания будущих специалистов физической культуры, определяющая его целенаправленность и логику реализации.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость по

становки и решения следующих задач:

1. Выявить уровень разработанности проблемы этнопедагогического воспитания будущих специалистов физической культуры в педагогической теории и практике.

2. Обосновать критерии и показатели этнопедагогической воспитанности будущих специалистов физической культуры.

3. Разработать модель этнопедагогического воспитания будущих специалистов физической культуры и экспериментально апробировать ее эффективность.

4. Разработать методические рекомендации по этнопедагогическому воспитанию студентов вуза физической культуры.

Методологической основой исследования явился системный и культурологический подходы (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.Я. Виленский, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров, Э.Г. Юдин). Теоретико-методологической значимостью для настоящего исследования обладают концепции профессионального образования (Б.С. Гершунский, B.C. Леднев, А.Я. Наин, Г.Н. Сериков) и образования в сфере физической культуры (В.М. Выдрин, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский, В.И. Лях, В.И. Столяров), концепции профессиональной физической культуры (С.С. Коровин, В.М. Менщиков), а также философские и психолого-педагогические идеи о значении народной педагогики в воспитании подрастающего поколения. (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, М. Акмулла и др.), концепция доброты и гуманности этнопеда-гогики (Е.В. Васильев, Г.Н. Волков, З.Г. Нигматов и др.), традиции физического воспитания в народной педагогике (Х.Х. Баймурзин, В.И. Баймурзина, СИ. Ру-денко, Р.Г. Кузеева), теория проектирования этнопедагогических подходов в образовательных системах (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, М.Г. Тайчинов, К.Ш. Ахияров, О.Д. Мукаева и др.).

Организация и методы исследования. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа в течение

2002-2005 гг. На каждом этапе в зависимости от задач применялись различные методы исследования.

Первый этап (2002-2003 гг.) - теоретико-поисковый. На этом этапе проводилось изучение проблемы, определялись сущностные характеристики, формулировалась рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования, обосновались педагогические условия эффективности профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры на основе материалов народной педагогики.

Основные методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, наблюдение, анализ традиций и фольклора народов Южного Урала.

Второй этап (2003-2004 гг.) - опытно-экспериментальный. На втором этапе проводилось выявление характерных особенностей профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры в этнопедагогической материально-пространственной среде, уточнялись педагогические условия этнопеда-гогического воспитания в системе профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры. Осуществлялся формирующий эксперимент, цель которого заключалась в проверке положений гипотезы исследования.

Методы исследования данного этапа: методы педагогического моделирования, тестирование, беседа, формирующий эксперимент, наблюдение за ходом эксперимента, анализ и корректировка хода эксперимента.

Третий этап (2003-2005 гг.) - теоретическое обобщение и внедрение в практику. На данном этапе проводилась проверка достоверности данных формирующего эксперимента, систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, оформление рукописи диссертации, обобщение информации, разработка методических рекомендации по проблеме исследования, оформление диссертационного исследования.

Основные методы исследования: теоретический анализ опытных данных, статистические методы обработки экспериментальных данных. Педагогическая интерпретация результатов исследования, его апробация и реализация в дис

сертационной работе.

Опытно-экспериментальная база исследования:

• Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск).

• Сибайский институт Башкирского государственного университета, (Республика Башкортостан, г. Сибай).

• Башкирский государственный педагогический университет (г. Уфа).

• Восточный институт гуманитарных наук, экономики, управления и права (г. Уфа).

Исследование проведено со студентами очного отделения 1-3 курсов факультетов и вузов физической культуры. Общая выборка констатирующего и формирующего экспериментов составила 147 студентов.

Научная новизна исследования

1. Выявлены особенности интеграции традиций народов Южного Урала в содержании гуманитарных дисциплин в системе профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста физической культуры.

2. Разработаны и обоснованы условия использования элементов этнокультурной материально-пространственной среды в образовательном процессе вуза.

3. Создана модель этнопедагогического воспитания будущих специалистов физической культуры, определяющая его целенаправленность и логику реализации.

Теоретическая значимость исследования заключается:

• в уточнении термина «этнопедагогическое воспитание будущего специалиста физической культуры»;

• в расширении возможностей использования этнопедагогического компонента в системе высшего профессионального образования;

• в обосновании применения методов и средств народного физического воспитания в профессиональной деятельности педагогов физической культуры.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

1. Разработаны программы и методические рекомендации, направленные на повышение уровня этнопедагогической воспитанности будущих специалистов физической культуры.

2. Разработаны критерии и показатели оценки уровней этнопедагогической воспитанности студентов вузов физической культуры, которые могут применяться в целях диагностики этнопедагогической культуры будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Личный вклад автора состоит в осуществлении научно-теоретического анализа исследуемой проблемы; в выявлении особенностей методов и средств народного физического воспитания; в разработке и обосновании программы по этнопедагогике физической культуры; в организации и проведении экспериментальной работы; в интерпретации полученных данных, обобщении результатов исследования и оформлении диссертации; в разработке методических рекомендаций по интеграции этнопедагогического компонента в процесс профессиональной подготовки специалистов физической культуры.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась полнотой анализа опубликованных педагогических исследований по профилю диссертации; опорой на фундаментальные психолого-педагогические концепции и положения; большим объемом и лонгитюдностью исследований; привлечением к проведению экспертных оценок ученых, преподавателей и специалистов высшей квалификации; использованием таких схем проведения количественных и качественных оценок параметров и характеристик, которые допускают взаимопроверку, косвенное подтверждение или опровержение друг друга; применением математико-статистического аппарата на основе современных компьютерных программ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры понимается как педагогический процесс формирования общей, ме

жэтнической и физической культуры личности, выражающейся в совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

2. Комплекс педагогических условий эффективного использования материалов народной педагогики в процессе этнопедагогического воспитания студентов: отбор и структурирование содержания гуманитарных дисциплин осуществляется согласно логике профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста физической культуры с использованием традиций народов Южного Урала; учебно-методическая база дополнена элементами этнокультурной материально-пространственной среды в образовательном процессе вуза, способствующими этнопедагогическому воспитанию студентов; разработана модель этнопедагогического воспитания будущих специалистов физической культуры, определяющая его целенаправленность и логику реализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на кафедре педагогики Уральского государственного университета физической культуры (2002-2005 гг.); апробировались выступлениями на ежегодных научно-практических внутривузовских конференциях в УралГУФК (2002-2005 гг.) на методических семинарах Школы педагога-исследователя академии (рук. проф. А.Я. Наин). Материалы исследования внедрялись публикациями научных статей в различных сборниках конференций, чтением лекций и организацией инновационных форм образования студентов. По теме исследования опубликовано 13 печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 211 наименований (четыре на иностранном языке), и приложений.

Сущность понятия этнопедагогическое воспитание в системе профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры

В современных условиях перед высшими учебными заведениями Министерство образования и науки Российской Федерации поставило задачу повышения уровня профессиональной подготовки специалистов. При этом особое внимание обращается на интеллектуальное, нравственное, культурное развитие, профессиональный рост и творческую самостоятельность будущего педагога, в том числе и специалиста физической культуры.

Как справедливо отмечает A.M. Кузьмин «будущий специалист физической культуры должен быть яркой, неординарной, творческой личностью, носителем накопленных культурой интерсоциальных ценностей, глубоко владеющим методами психолого-педагогической диагностики, искусством профессионального общения, современными педагогическими технологиями» (95, с. 153).

Отечественная система образования находится сейчас на этапе реформирования. Реформируется и высшее физкультурное образование. Следовательно, претерпевают изменения требования, предъявляемые к специалисту физической культуры.

Очевидно, в самом общем виде социальный заказ, потребовавший гуманизацию и гуманитаризацию физкультурно-педагогического образования, можно представить как необходимость подготовки человека к общественной жизни, в которой реализуются такие условия, как (114, с. 47): отказ от доктриальных, «финалистских» целей общественного развития в пользу реализации актуального благосостояния человека; утверждение социальных, гуманистических приоритетов в сферах экономики, технологии, науки, политики, экологии; преодоление заранее установленных стандартов сознания, поведения, мышления и ориентирования на саморазвитие и свободное волеизъявление человека; реальная политизация общественной жизни через создание демократических институтов власти, возрастание прав и ответственности людей; утверждение экономической, социальной и духовной самостоятельности человека и др.

Вместе с тем, необходимо отметить, что существует потребность в педагогических кадрах, имеющих этнопедагогическую подготовку, т.е. специалистов, способных учитывать в профессиональной деятельности этнический фактор. Это отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в п. 1.2: «...потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональнои напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» (88, С. 14-16).

Реформа, регионализация образования требуют учета этнического своеобразия при обучении и воспитании. Как отмечает Г.Н. Волков, образование, не учитывающее национальное самосознание, не может быть профессиональным, поскольку выстраивается в отрыве от педагогической культуры народа (46).

Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры в процессе профессиональной подготовки предполагает анализ терминов «этнопедагогика» и «народная педагогика».

Проблемы народной педагогики и национальных систем воспитания были всегда в центре внимания. Многие педагоги-исследователи посвятили этому свои изыскания: К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, М.В. Григорьев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, З.Г. Нигматов, В.А. Сухомлинского, М.Г. Тайчинов, К.Д. Ушинский, С.Т Шацкий (9; 47; 57; 90; 108; 125; 171; 174; 180; 199) и др.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» (180, с. 161). Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на него, обосновал идею народности. Хорошо зная национальные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образом в процессе исторического развития.

К.Д. Ушинский проанализировал системы воспитания в Германии, Франции, Англии, Северной Америке. На основе этого анализа он пришел к выводу: общей системы воспитания для всех народов не существует. По его мнению, на воспитание большое влияние оказывают характер, национальные особенности, культура, быт, история народа.

В первые годы после революции исследованием проблем народной педагогики занимался С.Т. Шацкий, руководитель первой опытной станции наркомата просвещения РСФСР. Его задачей было выявить в деревне те «скрытые тенденции развития», которые при их актуализации могли бы быть использованы профессиональной педагогикой. С.Т. Шацкий утверждал, что крестьяне обладают «педагогической теорией», проводимой сознательно и выработанной веками, а школа должна взять на вооружение наиболее эффективные «формулы» народной педагогики (199, с. 57).

Моделирование процесса этнопедагогического воспитания студентов вуза физической культуры

В процессе научного исследования нами определена необходимость теоретического обоснования модели этнопедагогического воспитания студентов средствами народной педагогики с учетом педагогических условий.

Педагогическая практика дает нам несколько определений модели. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров рассматривают модель в педагогике как построение копий, моделей педагогических материалов, явлений, процессов, используемых для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под «моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» (85, с. 85).

Модель есть копия реального объекта, которая воспроизводит, однако не все явления целиком, а лишь те наиболее существенные его черты, характеристики и свойства, выступающие определяющими по отношению к результатам. Модель дает представление о строении, функции и развитии объекта. В модели существенные отношения явления (объекта) выражены и закреплены, как отмечает В.В. Давыдов, «в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов» (62, с.43).

В «Современном словаре справочнике нового педагогического мышления» А.Я. Наина дается определение модели как образца (эталона, стандарта) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции в широком смысле — любой образец какого-либо объекта, процесса или явления используемый в качестве его «заместителя» (118, с. 31).

В науке понятие модели определяется достаточно однозначно: любой образ (мысленный или условный, какого- либо объекта, процесса, или явления с оригинала данной модели), используемый в качестве его «заместителя»; система объектов или знаков, воспроизводящая существенные свойства системы оригинала; мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте; аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности. Э.Ф. Вертякова подразумевает под моделью искусственно созданный образец в виде схемы, конструкций, знаковых форм и формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимодействия и отношения между элементами этого объекта (42, с. 22). В исследовании мы рассматриваем модель как «наглядно-логическое представление исследуемого предмета с целью четкого определения компонентов, входящих в состав предмета, связей между ними, а так же особенностей функционирования и развития объекта» (71, с. 4). Специфика применения моделей в педагогическом познании обуславливается рядом особенностей педагогической науки (142, с. 40-41): она имеет дело со специфическим отражением педагогических событий; педагог сталкивается со значительными трудностями при экспертизе исходного материала, из которого строятся модели; для педагогического исследования характерна двойная субъективность (авторов источников и исследователей, которые занимаются их интерпрета цией); недостаточности информационной базы сопутствует ограниченность возможностей ее пополнения; комплексное воспроизведение многообразия сторон педагогического материала является необходимым условием педагогического познания; педагогу относительно сложно осуществлять формализацию и математизацию педагогических фактов; педагогическое исследование характеризуется начальным присутствием теоретического компонента в эмпирической модели и, следовательно, зависимостью эффективности педагогического моделирования от мировоззренческой позиции исследователя.

Исходные общесоциологические модели в педагогической науке служат средством воссоздания и объяснения каких-либо отдельных сторон прошлого (создание идеальных эмпирических объектов), в частности, модели эмпирического уровня служат целям создания общей педагогической (дидактической) теории. На эмпирическом уровне модельного исследования осуществляется реконструкция педагогического события, где дескриптивная информация, представленная в фактах, преобразуется в идеальные эмпирические объекты, составляющие модели реальной ситуации, процесса. Относительно этих объектов и формулируются эмпирические зависимости и законы. Педагогический источник представляет исследователю поле для реконструкции педагогического факта. Реконструкция педагогического факта может быть представлена в виде процесса моделирования.

Методика реализации педагогических условий этнопедагогического воспитания в системе высшего физкультурного образовании

Становлению и развитию концепции этнопедагогического воспитания предшествовали идеи, направленные на снижение остроты проблемы межэтнических конфликтов. В педагогической литературе поднимались вопросы о языке обучения, о различных учебных стилях учащихся разного этнического происхождения, о роли учителя и его отношении к представителям национальных меньшинств. В результате оформилась концепция этнопедагогического воспитания, сторонники которой исходили из того, что этническое разнообразие обогащает нацию и увеличивает возможности решения гражданами личных и общественных проблем; что люди, не знающие иных культур, не способны познать свою собственную. Таким образом, термин «этнопедагогическое воспитание» прочно утверждается в отечественной педагогике и к началу 1990-х гг. приобретает концептуальное оформление.

Изначально он возник как более широкий термин: ряд исследователей считали, что этнопедагогическое воспитание не решает проблему конфликтов, насилия и нетерпимости, поскольку ограничивается этническими различиями и не учитывает культурные особенности, свойственные какой-либо группе: профессиональной, половой, возрастной. Современная трактовка понятия «этнопедагогическое воспитание» не может не вызывать споров и сомнений. «Международная энциклопедия образования» (The International Encyclopedia of Education», 1994), выражая мнение ряда исследователей, ограничивает его рамками национальной, расовой, этнической культуры и видит его цель в воспитании толерантного отношения к другим культурам, в выработке знания и понимания различий и сходств между ними. Социальная группа, группа говорящих на диалекте рассматриваются как нормальные вариации в рамках единой культуры, т.е. как субкультуры, не имеющие отношения к этнопедагогическому образованию. В таком случае «этнопедагогическое воспитание» синонимично «многокультурному». По мнению ряда ученых, расширение границ понятия искажает цель данного типа воспитания, отвлекая внимание от вопросов дискриминации и равенства, предрассудков в отношении этнических меньшинств.

Авторы «Российской педагогической энциклопедии» распространяют действие программ этнопедагогического воспитания на этнические и социальные группы. Ими также подчеркивается, что этнопедагогическое воспитание признает «важную роль культурных, этнических, религиозных характеристик, социального статуса и исключительности в образовательном процессе» (152). Они считают, что этнопедагогическое воспитание должно быть концептуализировано таким образом, чтобы учитывать этнические, социальные, возрастные, языковые отличия. Другими словами, вопрос о границах этнопедагогического воспитания в отечественной педагогике остается открытым.

Как свидетельствует анализ исследований отечественных и зарубежных специалистов, материалов периодических изданий, появление различных концепций обусловлено не только и не столько разногласиями по поводу включения той или иной группы в программы этнопедагогического воспитания. Перед нашей страной всегда стояла проблема: каким образом общественные институты, такие как детский сад, школа, вуз, должны реагировать на существующие среди учащихся культурные и этнические различия и разнообразие общества? Сторонники этнопедагогического воспитания едины в том, что этнические и культурные различия необходимо поддерживать. Но как, признавая право меньшинств быть «другими» и способствуя этому с помощью системы образования, сохранить единое государство? До какой степени следует поощрять разнообразие и с какой целью? Эти вопросы вызывают наиболее острые дискуссии.

Представитель этнического меньшинства, говорящий в основном на родном языке, не нуждается в одинаковом с русскоговорящим учащимся отношений к себе. Он нуждается в педагоге, который увидит его культурные особенности и отнесется к ним с уважением, в учителе, который обладает достаточным количеством этнокультурных знаний, чтобы оказать необходимую поддержку.

Этнопедагогическое воспитание рассматривается его теоретиками не только как способ решения проблемы низкой успеваемости отдельных групп учащихся, но и как средство .формирования многогранного целостного видения мира, способности оценить явление с позиции другого человека, стремления к сотрудничеству, к взаимодействию и взаимопониманию. В этой связи большое внимание в концепциях этнопедагогического воспитания уделяется развитию кросскультурной компетентности (грамотности), под которой понимаются знания, отношения, умения, необходимые для того, чтобы функционировать в различной культурной среде.

Поскольку мы живем во взаимосвязанном, взаимозависимом мире, школа не может ограничиваться изучением истории и культуры своего государства, учащиеся должны быть готовы к деятельности за пределами своего региона и страны. Задачи развития кросскультурной компетентности обучающихся и способности оценивать события, проблемы с позиции представителя иной культурной группы стоят перед этнопедагогическим воспитанием.

Этнопедагогическое воспитание - сложное, многоаспектное понятие, объединяющее различные подходы к решению проблем, связанных с культурной неоднородностью российского общества. Вместе с тем, оно становится неотъемлемой составляющей общего образования и, несмотря на многообразие форм и способов практической реализации, представляется возможным выявить общие черты его содержания.

Следовательно, актуализируется проблема подготовки именно таких педагогических работников, в т.ч. специалистов в области физической культуры, которые могли бы реализовать в своей профессиональной деятельности основные принципы этнопедагогического воспитания в школе.

Как мы упоминали выше, этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры понимается как педагогический процесс формирования общей, межэтнической и физической культуры личности, выражающейся в совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Анализ результатов эксперимента и их интерпретация

Для оценки эффективности экспериментальной работы по этнопедагоги-ческому воспитанию студентов вуза физической культуры в процессе интеграции этнопедагогического компонента в образовательный процесс необходимо было изучить, проанализировать и оценить результаты проведенного исследования.

В.И. Загвязинский отмечает, что в педагогическом исследовании выводы об эффективности опытно-экспериментальной работы делаются на основании сравнения состояния объекта до и после проведения педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах (70, с. 123).

Как отмечают ученые - «основная цель интерпретации - выяснение и фиксирование комплекса характеристик обработанного материала, на основе которого открывается возможность обнаружить и объяснить основные тенденции и подойти к формулировке выводов» (71, с. 168).

Следовательно, для обсуждения полученных результатов опытно-экспериментальной работы по этнопедагогическому воспитанию студентов вуза физической культуры основанием является комплексное решение проблемы организации педагогического эксперимента, позволяющее контролировать и анализировать различные стороны изучаемого явления. Таким образом, основными задачами данного этапа работы являются: изучение и объяснение производимых измерений в ходе опытно-экспериментальной работы; анализ полученных результатов; формирование общих выводов по реализации разработанной нами методики этнопедагогического воспитания. В формирующем эксперименте участвовало 65 студентов: 34 студента в экспериментальной группы и 31 студент контрольной. В соответствии с разработанными показателями и критериями нами было выявлено три уровня этнопедагогической воспитанности (низкий, средний, высокий). Уровень этнопедагогической воспитанности и ее компонентов выявлялся с помощью разработанной диагностики. 1. Констатирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент был проведен с целью выявления сложившегося уровня этнопедагогической воспитанности студентов. С помощью анкетирования, бесед, метода экспертных оценок определялось состояние компонентов этнопедагогической воспитанности: способность к этнической самоидентификации; компетентность в области народных традиций; стремление к самообразовательной деятельности в области этно-педагогики. В соответствии с разработанными критериями оценки был определен уровень сформированности каждого компонента этнопедагогической воспитанности в исследуемых группах.

В таблицах 8-10 приведены результаты в процентном отношении к численности группы для каждого уровня этнопедагогической воспитанности (низкого, среднего, высокого).

Для сравнения результатов процесса этнопедагогического воспитания студентов в контрольной и экспериментальной группах данные, полученные при опросе, группировались в таблицы, и проводился подсчет абсолютной и процентной частот выбора того или иного вариантов ответа, соответствующего конкретному уровню сформированности определенного признака. Однако сравнения процентных частот, характеризующих сформированность определенного показателя этнопедагогической воспитанности на одном из трех выделяемых нами уровней, явно не достаточно для ответа на вопрос о существовании доверительного различия между всеми тремя уровнями сформированности одного и того же признака в экспериментальной и контрольной группах. Для этого использовался метод %2квадрат - это не параметрический критерий оценки, применяющийся для сравнения распределений объектов двух совокупностей по состоянию некоторого свойства на основе измерений по одной шкале наименований этого свойства и двух независимых выборок из рассматриваемой совокупности явлений.

Использование критерия Пирсона позволяет выяснить, случайно ли распределение студентов экспериментальной и контрольной групп низкого, среднего, высокого уровня этнопедагогической воспитанности, или это распределение вызвано применением экспериментальной методики этнопедагогического воспитания будущего специалиста физической культуры в процессе профессиональной подготовки.

Критерий хи-квадрат является единственным критерием, с помощью которого можно сравнить результаты двух независимых выборок, какими и являются наши экспериментальная и контрольная группы, измеренных по шкале наименований.

Учитывая, что каждый компонент этнопедагогической воспитанности имеет одинаковый вес, принадлежность студентов к соответствующему уровню этнопедагогической воспитанности определялся выведением среднего балла по формуле.

Похожие диссертации на Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры