Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне Фисенко Светлана Сергеевна

Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне
<
Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фисенко Светлана Сергеевна. Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Волгоград, 2005 190 c. РГБ ОД, 61:05-13/2158

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Особенности техники выполнения и методика обучения упражнениям на бревне 10

1.1. Характеристика упражнений на бревне и тенденции их развития 10

1.2. Вопросы исследования и совершенствования функции равновесия 11

1.3. Факторы, влияющие на сохранение статических и динамических равновесий 13

1.4. Роль анализаторов в сохранении равновесий на бревне 24

1.5. Методика обучения упражнениям на бревне юных гимнасток 28

1.6. Особенности формирования двигательного навыка на начальном этапе обучения юных гимнасток 34

1.7. Заключение по первой главе 41

ГЛАВА II Задачи, методы и организация исследования 44

2.1. Задач и исследования 44

2.2. Методы исследования 44

2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы 45

2.2.2. Педагогические наблюдения 45

2.2.3. Анкетирование 46

2.2.4. Видеография 46

2.2.5. Тензодинамометрия 48

2.2.6. Аналитические расчеты биомеханических характеристик техники исследуемых элементов 49

2.2.7. Биомеханический анализ техники упражнений 52

2.2.8. Контрольные испытания 53

2.2.9. Педагогический эксперимент 54

2.2.10. Методы математической статистики 55

2.3. Организация исследования 56

ГЛАВА III Исследование факторов повышения эффективности выполнения акробатических элементов на бревне 58

3.1. Сравнительный биомеханический анализ техники выполнения переворотов назад прыжком с различной постановкой опорных звеньев 60

3.2. Сравнительный биомеханический анализ техники выполнения сальто назад в группировке из различных исходных положений 76

3.3. Особенности сохранения и управления равновесием тела при исполнении акробатических элементов на бревне 89

3.4. Заключение по третьей главе 95

ГЛАВА IV Педагогическое обоснование экспериментальной методики обучения акробатическим упражнениям на бревне 98

4.1. Разработка методики обучения акробатическим элементам на бревне юных гимнасток 98

4.2. Экспериментальная проверка эффективности методики обучения акробатическим упражнениям юных гимнасток на бревне 100

4.3. Заключение по четвертой главе 126

Обсуждение результатов исследования 128

Выводы 136

Практические рекомендации 138

Список литературы 139

Приложения 164

Введение к работе

Актуальность исследования. Упражнения на бревне являются одним из самых сложных видов женского гимнастического многоборья, на котором ведущую роль играет сохранение устойчивости тела в условиях, когда возможности ее восстановления с помощью физической силы чрезвычайно ограничены, когда единственное «оружие» - точность движений и тонкость «чувства равновесия».

Особенно ярко это проявляется при выполнении акробатических элементов. Причем количество таких упражнений и связок, из года в год, все увеличивается, и они являются основной причиной значительного числа ошибок и падений со снаряда.

На этапе начальной специализированной подготовки, очень важно заложить надежный фундамент для формирования основ рациональной техники выполнения перспективных упражнений. Отсутствие единства взглядов среди специалистов на сущность и механизмы формирования локальных двигательных навыков, четких представлений о наиболее важных узловых моментах их техники, ведет к разногласиям в решении вопроса о содержании учебно-тренировочных занятий с юными гимнастками, методах и средствах их акробатической подготовки.

В ряде работ указывается на различные причины, снижающие надежность выполнения элементов и комбинаций на бревне. Это - недостаточная специальная физическая, техническая и специально-двигательная подготовка, ошибки в методике обучения, а также психологические факторы (Г.Н. Пшеничникова, 1980; Л.И. Богданова, 1983; Л.В. Люйк, 1991; В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский, 1999; Ю.К. Гавердовский, 2002; Л Л. Аркаев, Н.Г. Сучил ин, 2004).

Однако имеются специфические особенности выполнения упражнений на узкой поверхности снаряда, возвышающейся над уровнем пола. Даже такие простые и естественные движения как ходьба, не могут быть перенесены в натуральном виде с пола на бревно (Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский, 1979). Расположение опорных звеньев (или проще, рук и ног) на снаряде - важнейший элемент техники движений на бревне. В настоящее время выработаны различные приемы постановки стоп и кистей на бревно, однако потребность в уточнении представлений, осознании причин применения той или иной техники расположения опорных звеньев, их влияния на качество и время освоения элементов на бревне осталась.

Традиционная, т.е. сомкнутая постановка стоп, с плотно сомкнутыми ногами позволяет сконцентрировать на минимальной площади максимальное для этих условий давление и точно сориентировать направление импульса, обеспечивающего отталкивание. Однако такая работа возможна чисто теоретически, а на практике это крайне ненадежно и даже опасно (В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский, 1999).

В настоящее время не обнаружено методик обучения акробатическим упражнениям на бревне, учитывающих характер постановки опорных звеньев при освоении родственных элементов. Существующие работы (Я. Бондаревский, Б.А. Нариманов, 1981; А.И. Есипов, 1982; А.А. Архипов, 1984; СП. Евсеев, Ю.Н. Рыкунов, 1984; Л.В. Люйк, 1991; Ю.К. Гавердовский, 2002 и др.) посвящены обучению спортсменок сохранению равновесия различной степени сложности. Однако они не дают полного ответа на вопрос о содержании методики начального обучения акробатическим упражнениям учитывающей влияние кинематических и динамических особенностей этих упражнений на качество, сроки обучения и надежность выполнения соревновательных действий гимнастками на бревне.

Указанные обстоятельства делают актуальным наше специальное научное исследование, которое поможет раскрыть содержание методики акробатической подготовки гимнасток в упражнениях на бревне, и которое обеспечит успешность выполнения гимнастических соревновательных действий на снаряде.

Объект исследования — акробатическая подготовка гимнасток в упражнениях на бревне на этапе специализированной базовой подготовки.

Предмет исследования - средства, методы и формы обучения юных гимнасток акробатическим элементам в упражнениях на бревне.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику обучения юных гимнасток акробатическим элементам в упражнениях на бревне.

Гипотеза исследования - методика обучения акробатическим элементам в упражнениях на бревне станет педагогически целесообразной и продуктивной, если будет строиться на основе учета биомеханических особенностей акробатических действий в упражнениях на бревне, а также специфики формирования двигательных навыков у гимнасток на этом гимнастическом снаряде.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

• деятельностный подход А.Н.Леонтьева;

• теория уровневого построения движений и этапности формирования двигательного навыка Н.А.Бернштейна;

• концепция «прогрессирующего переноса и самообразования безупречных двигательных навыков» (А.И.Кравчук);

• современная теория управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов Ю.К. Гавердовского.

Научная новизна диссертации состоит в разработке и экспериментальном обосновании методики обучения юных гимнасток акробатическим упражнениям на бревне, в которой учитываются кинематические и динамические особенности выполнения акробатических действий на бревне, а также особенности формирования двигательных навыков на этом снаряде.

Теоретическая значимость диссертации заключается в дополнении теории и методики спортивной тренировки гимнасток положениями и выводами диссертационной работы, в которых раскрывается содержание обучения гимнасток технике выполнения акробатических элементов в упражнениях на гимна стическом бревне, уточняются динамические и кинематические параметры биомеханических основ рациональной техники акробатических упражнений на бревне, конкретизируется механизм формирования двигательного навыка у гимнасток при обучении их акробатическим элементам гимнастических упражнений на бревне.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что применение разработанной автором методики обучения гимнасток рациональной технике выполнения акробатических упражнений на гимнастическом бревне обеспечивает сокращение времени, отводимого на освоение этих элементов и повышение качества их исполнения.

Разработанные методики и средства обучения акробатическим упражнениям на бревне могут использовать тренеры детских спортивных школ и преподаватели физического воспитания вузов. Полученные результаты, выводы и положения можно применять при обучении студентов физкультурных вузов на отделении гимнастика по курсу специализации, в ходе переподготовки и повышения квалификации тренеров по спортивной гимнастике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Акробатические элементы одной родственной группы, выполняемые с различной постановкой стоп, имеют яркие отличительные особенности в энергообразующей фазе при взаимодействии гимнасток с опорой, и являются, по сути, разными элементами.

2. При выполнении акробатических упражнений на бревне наиболее существенными критериями техники, зависящими от характера расположения опорных звеньев на снаряде, являются скорость отталкивания и угол устойчивости.

3. Специфическое расположение опорных звеньев тела при выполнении акробатических упражнений на бревне снижает устойчивость системы во фронтальной плоскости.

4. Процесс обучения акробатическим элементам на бревне, учитывающий причины возникновения технических ошибок, протекает более эффективно при внедрении в него методики, разработанной с учетом особенностей формирования двигательных навыков выполнения акробатических элементов на данном гимнастическом снаряде.

5. Реализация методики обучения акробатическим элементам на бревне протекает более успешно при условии применения предлагаемой технологии обучения, в основе которой лежит последовательность взаимосвязанных операций во времени по разучиванию базовых двигательных действий.

Апробация работы производилась в ходе выступлений с научными докладами на научно-методических и научно-практических конференциях разного масштаба, обсуждений положений и выводов диссертации на заседаниях кафедры гимнастики ВГАФК. Результаты исследований внедрены и успешно используются в различных образовательных и спортивных учреждениях, представлены в ряде публикаций.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Диссертация изложена на 184 страницах машинописного текста, содержит 28 таблиц, 9 рисунков и 8 приложений. Список литературы включает 258 источников, из них 9 иностранных.

Характеристика упражнений на бревне и тенденции их развития

За последние годы Российские спортсменки потеряли ведущие позиции на гимнастической арене. Анализ их выступлений показывает тенденцию к снижению результатов, как в личном, так и общекомандном первенстве на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Чтобы вернуть утерянные позиции важно определить перспективы и направления развития спортивной гимнастики на ближайший период.

Ряд специалистов, выделяют следующие основные направления в развитии данного вида спорта: это рост социальной значимости достижений гимнастов, неуклонный рост сложности произвольных программ на различных видах гимнастического многоборья (Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский, В.С.Чебураев, 1982; Е. Langlay, 1983; В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский, 1999; Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин, 2004).

Процесс усложнения произвольных упражнений в гимнастике объясняется повышением культуры тренировки возросшим уровнем знаний тренеров, модернизацией гимнастических снарядов и оборудования.

Дальнейшее прогрессирование исполнительского мастерства, характеризующегося предельно рациональным исполнением упражнений на бревне — одна из основных тенденций их развития (Л.К. Антонов, 1973; Л.И. Богданова, 1980, 1983).

В правилах судейства женских соревнований по спортивной гимнастике, все упражнения на бревне представлены следующими группами: наскоки, прыжки, повороты, волны, статические элементы, кувырки, перевороты, сальто, соскоки (Правила, 1993). Анализ правил соревнований и требований, предъявляемых правилами к составлению комбинаций, позволил сделать вывод о преимущественном насыщении комбинаций на бревне акробатическими упражнениями. За счет выполнения акробатических связок и сложных акробатических элементов повышается трудность комбинаций. Количество сложных прыжков и поворотов минимально, т.е. столько, сколько требуют правила соревнований. Поэтому акробатизация - одна из основных тенденций развития упражнений на бревне. Еще одно направление - это поиск несложных, оригинальных и характерных только для бревна упражнений. Основой композиционного построения комбинаций на бревне является динамичность, отсутствие неоправданных остановок. Рациональное распределение отдельных элементов в композиции способствует демонстрации всех двигательных возможностей гимнасток (Л.В. Люйк, 1991).

Таким образом, современные требования, предъявляемые к содержанию упражнений на бревне, приводят к необходимости развития высокой степени универсальности двигательных способностей гимнасток. Включение в различные части комбинаций сложных акробатических соединений требует знаний об особенностях сохранения равновесий при их выполнении и о биомеханических параметрах техники этих соединений.

Характер двигательной деятельности человека во многом определяется способностью сохранять и удерживать равновесие, преодолевая гравитационные рефлексы.

Любые двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, передвижения на лыжах, бег на коньках, плавание и т.д.) связаны с сохранением устойчивого состояния тела (Н. Elftman, 1987). Это обеспечивает нормальное функционирование всех физиологических систем организма, оптимальную амплитуду движений, рациональное распределение мышечных усилий, что приводит к экономичности энергозатрат и повышению эффективности двигательного действия (90. Д.Д. Донской 1971; Г.Н. Пшеничникова, 1969; Ю.В. Менхин, 1997).

Особые требования к сохранению равновесия предъявляет спортивная гимнастика. Гимнастки сохраняют положение тела в исходных, конечных неподвижных положениях, а также в равновесиях при уменьшенной площади опоры (Н.В.Герасимова, 1981), что особо отчетливо проявляется при выполнении упражнений на бревне (Ю.К. Гавердовский, 2002).

Анализ результатов соревнований показывает, что среди наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых гимнастками в упражнениях на бревне, значительное место занимают именно нарушения равновесия тела, что в свою очередь, существенно сказывается на спортивных результатах (М.Л.Укран, И.В.Шеффер, Л.К. Антонов, В.Б. Коренберг, 1976; Л.И. Богданова, 1980 и др.). Даже высококвалифицированные спортсмены далеко не всегда используют свои функциональные возможности в активном сохранении устойчивости, будь то равновесие на одной ноге или стойке на руках т.п.

Отсюда недостаток технической надежности выполнения сложных (а нередко и простых) равновесий. Так, анализ выступлений гимнасток на соревнованиях различного масштаба показал, что надежность на бревне самая низкая. Это говорит о том, что, по-видимому, даже сильнейшие гимнастки России не овладели в достаточной степени тем особым двигательным качеством сохранения равновесия в самых разнообразных и сложных условиях, которое требуется для отличного и, главное, стабильного выступления. Чем сложнее становятся упражнения, выполняемые на бревне, тем, естественно, большее значение приобретает это качество для достижения высокого спортивного результата.

Задач и исследования

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи: 1. Исследовать технику выполнения акробатических элементов на бревне с различной постановкой опорных звеньев на основе расчета их биомеханических характеристик. 2. Выявить биомеханические различия в технике выполнения акробатических элементов на бревне в зависимости от характера постановки стоп. 3. Разработать методику обучения юных гимнасток акробатическим упражнениям на бревне на основе формирования базового двигательного навыка отталкивания от опоры из различных исходных положений. 4. Экспериментально обосновать методику обучения юных гимнасток упражнениям на бревне на этапе специализированной базовой подготовки. Исходя из задач, были выбраны методы, отвечающие требованиям, предъявляемым к проведению исследования в области педагогики и спорта. 1. Анализ и обобщение научно-методической литературы. 2. Педагогические наблюдения. 3. Анкетирование тренеров и спортсменок. 4. Видеография. 5. Тензодинамометрия. 6. Аналитические расчеты биомеханических характеристик техники исследуемых элементов. 7. Биомеханический анализ техники упражнений. 8. Контрольные испытания. 9. Педагогический эксперимент. 10.Методы математической статистики. В процессе анализа отечественных и зарубежных литературных источников удалось выявить основные тенденции в развитии упражнений на гимнастическом бревне, изучить различные приемы и методы направленные на освоение акробатических элементов, а также способов восстановления и удержания равновесия на узкой опоре, изучить особенности формирования двигательного навыка на этапе специализированной базовой подготовки юных гимнасток. Использована литература, имеющая отношение к предмету исследования из различных отраслей знаний: теории и методики физического воспитания педагогики, физиологии, биомеханики, математики. Было изучено 258 отечественных и зарубежных литературных источников.

Педагогические наблюдения проводились в течение всей экспериментальной работы на учебно-тренировочных занятиях юных гимнасток г. Волгограда. В ходе наблюдения выявлялась традиционно применяемая в практике методика обучения спортсменок акробатическим упражнениям на бревне. Уточнялось время, используемое для обучения, объем применяемых нагрузок, а также средства физической и технической подготовки, направленные на освоение гимнастками исследуемых элементов. Данные педагогических наблюдений использовались для интерпретации полученных результатов, для изучения динамики формирования двигательного навыка, для управления тренировочным процессом и послужили основной для разработки собственной методики обучения акробатическим упражнениям на бревне юных спортсменок. Помимо анализа литературных источников нами проводилось анкетирование тренеров и спортсменок для выяснения их мнения по вопросу методики обучения и техники выполнения акробатических элементов, как в вольных упражнениях, так и на бревне (см. приложение 1).

Анкета для тренеров включала в себя Ф.И.О., данные о стаже работы и категории, а также ответы на вопросы о причинах потери равновесия на бревне, тонкостях в методике обучения фляку, о наличии явления переноса навыков и т.д. Анкета для спортсменок включала в себя Ф.И., разряд и возраст, а также ответа на вопросы о причинах и способах восстановления равновесия, о последовательности работы звеньев тела при выполнении элемента, о постановке кистей и стоп на опорную поверхность бревна и пр. В анкетировании приняли участие 10 тренеров (из них 2 заслуженных тренера, 2 тренера высшей категории и 6 тренеров первой категории), работающих в разных ДЮСШ г. Волгограда и 20 спортсменок умеющих выполнять фляк на бревне.

Сравнительный биомеханический анализ техники выполнения переворотов назад прыжком с различной постановкой опорных звеньев

Переворот назад прыжком (или фляк) является базовым элементом на бревне. Он имеет как самостоятельное значение, так и играет ключевую роль в формировании соревновательного багажа гимнасток, поскольку входит в состав сложных акробатических соединений, являясь в них энергонасыщающим, разгонным элементом.

Выполнение фляка, как самостоятельного упражнения на начальных этапах обучения возможно из различных исходных положений. Как показывает практика, гимнастки часто предпочитают параллельную постановку стоп, как более привычную и удобную последовательной, что в дальнейшем при освоении сложных акробатических соединений является большой помехой.

Для выявления особенностей в технике выполнения переворота назад прыжком с параллельной и последовательной постановкой опорных звеньев, был проведен анализ структуры движений изучаемого элемента с помощью методов киноцилографии (видеосъемка) и тензодинамографии (тензометрия). На основании полученных данных были составлены контурограммы, тензограммы и хронограммы фляков на бревне, выполняемых из различных исходных положений.

Для большей наглядности, при выявлении двигательного состава и отличительных особенностей в технике выполнения изучаемых упражнений, полученные тензограммы совмещены.

Описание техники выполнения исследуемых упражнений проводилось по схеме предложенной Н.А. Курьеровым (1969). Изучаемые движения были разделены на ряд двигательных стадий и фаз, каждая из которых соответствует возникающей по ходу движения двигательной ситуации.

Гимнастка начинает движение из исходного положения стоя и приходит в полуприсед, завершая тем самым фазу амортизации и стадию подготовительных действий (рис. 4). Амортизация в прыжке состоит из двух фаз: это разгон ОЦТ тела, характеризуемый ускоренным движением ОЦТ вниз в начале подсе-дания, (на ТДГ - отрезок А-В, кадры 1-12) и торможение ОЦТ тела характеризуемое замедленным движением ОЦТ в конце подседания (на ТДГ - отрезок В-Д, кадр 18). На тензодинамограмме границей между разгоном ОЦТ и его торможением при подседе является точка В, в которой ускорение меняет свой знак. Соответственно меняется и знак силы инерции. Конец фазы амортизации обозначен на ТДГ точкой Д. В этот момент, как видно на кадре 18, глубина подсе дания максимальна. Скорость же ОЦТ тела равняется нулю. Основной задачей данных действий является наращивание кинетической энергии, играющей в дальнейшем решающую роль.

Основная стадия следует непосредственно за подготовительной и представляет собой решающее звено в цепи действий, составляющих все упражнение. Она включает в себя энергообразующие действия, позволяющие строить гимнастическое упражнение как активный двигательный акт.

Разгибание туловища и последующий взмах руками (кадры 21-24) характеризуют начало стадии основных действий, а именно отталкивания от опоры (отрезок ДЛ). Фаза отталкивания заканчивается в момент, когда вертикальная и горизонтальная составляющие опорной реакции принимают нулевое значение, т.е. в момент отрыва ног спортсменки от бревна (точка Л). Важнейшую роль, как в подготовительных, так и в основных действиях фляка играет маховая работа рук и туловища. Она способствует наращиванию кинетической энергии. Причем в начале опережающее движение назад выполняет туловище (кадр 21). Лишь после этого кисти мощно устремляются вверх-назад по дуге (кадр 24).

Особенно активна работа рук после прохождения телом вертикали, когда, после амортизации, начинается собственно отталкивание ногами (кадр 24). Именно в этой фазе, опорного взаимодействия, тело активно насыщается энергией. Основным энергоносителем здесь является самое быстрое звено - тело и руки. Качество выполнения этих действий в существенной мере определяет и качество исполнения упражнения в целом.

Разработка методики обучения акробатическим элементам на бревне юных гимнасток

Процесс становления и совершенствования технического мастерства, гимнасток высшей квалификации возможен благодаря созданию реальной педагогической платформы, обеспечивающей быстрое и эффективное освоение базовых и стратегически важных элементов.

Необходимо вести поиск современных и научно обоснованных методов обучения юных гимнасток, которые бы значительно интенсифицировали процесс познания, вооружили бы тренера некоторым единым и обобщенным подходом, позволяющим ему находить оптимальные средства решения стоящих перед ним задач.

Проведенные нами исследования позволили биомеханически точно установить наличие различий в деталях техники акробатических элементов выполняемых с параллельной и последовательной постановкой опорных звеньев. Это в свою очередь говорит о наличии различных навыков отталкивания от опоры при выполнении элементов из указанных исходных положений. По мнению специалистов, при большом сходстве основы техники и различий деталей наблюдается явление, когда перенос двигательных навыков с положительным эффектом в начале обучения переходит в свою противоположность на этапе реализации техники действия (В.Т. Мазниченко, 1981). Все это отражается на увеличении сроков и снижении качества освоения изучаемых элементов.

Опираясь с одной стороны на результаты проведенных исследований, а с другой на мнения специалистов можно утверждать, что существующая методика обучения юных гимнасток акробатическим упражнениям на бревне, не учитывающая, что в основе техники их выполнения из исходных положений — стопы параллельно и стопы последовательно лежат различные двигательные навыки, является не совершенной и требует значительной корректировки.

Специалистами отмечено, что стандартное, стереотипное повторение точно одного и того же, движения в одних и тех же условиях приводит к тому, что навык регенирирует (В.М.Смолевский, Ю.К.Гавердовский, 1999). Поэтому в процессе специализированной технической подготовки необходимо осваивать не только основные типы упражнений, но и обширный арсенал двигательных действий, позволяющих выполнять все возможные их модификации (Ю.К. Га-вердовский, 1978; 1987; Ю.К. Гавердовский, В.И. Мамзин, 1996, 1997; СВ. Вельдяев, 1999; Е.Ю. Лалаева, 2000).

В основе предложенной нами методики обучения лежит формирование базового двигательного навыка техники выполнения энергообразующих движений из исходных положений - стопы параллельно и стопы последовательно. По нашему мнению, одновременное формирование навыков отталкивания при последовательной и параллельной постановке кистей и стоп на опору позволит избежать явления отрицательного переноса, сократить сроки и повысить качество выполнения осваиваемых акробатических упражнений.

Исходя из выявленных в процессе исследования факторов, способствующих рациональному исполнению исследуемых элементов, был определен круг подготовительных и подводящих упражнений, составляющих комплексы специальной физической (СФП), специальной двигательной (СДП) и специальной технической (СТП) подготовки спортсменок к выполнению акробатических элементов на снаряде. Мы полагали, что своевременное внедрение в учебно-тренировочный процесс разработанных комплексов СФП и СДП по соответствующей программе их использования позволит гимнасткам с высоким качеством и в короткие сроки осваивать требуемые движения и создаст реальную основу для их дальнейшего совершенствования.

Разрабатывая методику обучения юных гимнасток на бревне, мы опирались на положения, разработанные Ю.К. Гавердовским и В.И. Мамзиным (1996, 1997) об «адаптации обучающего упражнения», согласно которой любое

движение выполняется по определенной программе, от которой зависит двигательный состав упражнения, его структура и определяющие двигательные характеристики.

Методика разрабатывалась на основе современной методологии, структуры и технологии обучения (В.М. Зациорский, Д.Д. Донской, 1979; Ю.В. Вер-хошанский, 1988; И.В. Кулькова, 1991; Ю.В. Менхин, 1996; С.А. Алекперов, В.П. Аксенов, 1997; Ю.К. Гавердовский, В.И. Мамзин, 1997; В.Н. Курысь, 1998; В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский, 2002).

В программе представлены методические указания, при соблюдении которых достигается наибольший эффект, дозировка для каждого упражнения и определенная последовательность в обучении. Качественное освоение предлагаемых двигательных действий в дальнейшем позволит сформировать базовые двигательные навыки отталкивания от опоры и на их основе выполнять разные модификации элементов данного типа. Комплексы СДП и СФП включают в себя упражнения, которые доступны для гимнасток и практически не требуют специальных технических средств обучения.

Похожие диссертации на Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне