Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп Бондарь Семен Борисович

Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп
<
Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бондарь Семен Борисович. Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп : ил РГБ ОД 61:85-13/436

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление и развитие церковно-приходских школ в России .

1.1. Исторические предпосылки и основные этапы развития церковноприходских школ 21

1.2. Цели и задачи церковно-приходских школ в системе начального образования России 56

Глава 2. Учебно-воспитательный процесс в церковно-приходских школах .

2.1. Содержание, методы и формы организации обучения 93

2.2. Роль церковно-приходских школ в образовании народов населявших Россию во второй половине XIX - начале XX века 117

Заключение 149

Литература 155

Введение к работе

Коммунистическая партия и Советское правительство прояв -ляют постоянную заботу о здоровье молодежи. ЦК КПСС считает одной из важнейших задач воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Однако физическая подготовленность некоторой части молодежи еще не в полной мере отвечает требованиям, которые предъявляет к ним современный уровень производства, служба в рядах Воору -женных Сил СССР.

Актуальность. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от II сентября 1981 г. № 890 "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта" [2], подчеркивая острую актуальность интенсивных разработок научных знаний по пробле -мам физкультурно-оздоровительной работы, отмечают, что состояние этой области научных исследований неудовлетворительно и требует особенно активного улучшения. В постановлении ЦК КПСС обращается особое внимание на то, что необходимо коренным об -разом улучшить организацию и проведение занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Согласно приказа Министра здравоохранения СССР от 17 июля 1962 г. эти студенты занимаются по особой программе. В то же время, вопросы организации и проведения занятий в вузе с лицами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, еще недостаточно изучены из-за отсутствия широких специальных научных исследований и разработок. Это в наибольшей степени относится к сердечно-сосудистым заболеваниям. Между тем, от 30 до 80 % студентов специальных медицинских групп имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (ССС) [27,29,118,133,219,242].

Среди студентов данной категории от 7,2 до 23,4 % имеют повышенное артериальное давление [ 11,57,58,93,175,185,196]. Многие авторы отмечают высокую степень поражаемости артериальной гипертензией студентов технических вузов по сравнению с гуманитарными (в среднем в 2-3 раза выше) [57,58,185] . Однако исследований по реабилитации данной группы студентов крайне мало [27,77,13б] . Изучение литературных источников и практики физического воспитания показало, что единой методики проведения занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и, в частности, повышенное артериальное давление, еще не существует. Можно полагать, что поиск более эффективных методов, средств и форм физического воспитания, адекватных функциональ -ному состоянию и характеру отклонений в состоянии здоровья студентов с повышенным артериальным давлением, определение их объема и интенсивности в учебном процессе, будут способствовать более успешному формированию необходимых в жизни и практической деятельности двигательных навыков, их физическому развитию, физической и умственной работоспособности, приобретению студентами необходимых теоретических знаний, повышению уровня профессиональной пригодности. Все это является актуальной теоретической и практической задачей физического воспитания. Решение её пре -дусмотрено перспективными планами важнейших научно-исследова -тельских работ Министерств Высшего и Среднего специального об -разования РСФСР и СССР, Спорткомитета СССР (направление I, тема 4.1., номер государственной регистрации 0161.9011456).

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что разработка рационального двигательного режима будет способствовать нормализации по -вышенного артериального давления, повышению уровня физического развития, физической подготовленности, улучшению здоровья и работоспособности студентов с гипертензией.

Предмет исследования. Методика физического воспитания студентов специальных медицинских групп, имеющих повышенное арте -риальное давление.

Объект исследования. Учебный процесс по физическому вое -питанию студентов специальных медицинских групп, его структура, факты и явления, возникающие в педагогической деятельности.

Цель работы. Экспериментально обосновать и апробировать оптимальный двигательный режим для студентов специального учебного отделения, имеющих повышенное артериальное давление.

Определение рационального двигательного режима с учетом особенностей состояния здоровья важно потому, что малые физические нагрузки не дают желаемого эффекта, а большие, при непра -вильном их применении, могут быть опасными для здоровья занимающихся [64,86,138,153,154] .

Научная новизна. В диссертации, с одной стороны, рассматриваются вопросы поиска наиболее эффективных физических нагру -зок для студентов с повышенным артериальным давлением, с дру -гой - организация и методика проведения занятий у данных лиц.

В работе впервые:

экспериментально установлены физические упражнения цикли' ческого и ациклического характера, способствующие нормализации повышенного артериального давления у студентов с гипертензией;

исследовано влияние физических нагрузок, наиболее вьгра -женно нормализующих повышенное артериальное давление, на состояние вегетативных и двигательных функций студентов с указанным отклонением в состоянии здоровья;

определены оптимальные физические нагрузки в поэтапной реабилитации данной группы студентов с учетом их физической подготовленности и функционального состояния организма;

установлено, что рационально подобранные и дозированные физические нагрузки с учетом типа гемодинамических нарушений, способствуют восстановлению здоровья, повышению физической подготовленности и работоспособности студентов с повышенным арте -риальным давлением;

разработан и внедрен в практику вузов научно обоснован -ный, оптимальный двигательный режим для студентов с повышенным артериальным давлением.

Достоверность результатов исследования. Проведенная работа - результат семилетнего педагогического исследования студентов вуза. Всего обследован 171 человек специальной и основной медицинской групп. Для проведения эксперимента использовались педагогические, медико-биологические и статистические методы исследования, в ходе которых было произведено более 18000 изме -рений различных параметров у данных лиц.

Обширная программа исследований, количество испытуемых, использование современных и адекватных методов, информативных и надежных тестов и проб, математическая обработка полученных данных на ЭВМ "НАИРИ-К", значительный фактический материал, полученный в результате основного эксперимента и дополнительных данных отдаленных наблюдений, позволяют считать результаты исследования достоверными.

Теоретическое и практическое значение. Исследование показало, что рациональное использование в занятиях дозированных физических упражнений способствует нормализации повышенного артериального давления у студентов с гипертензиеи, создает возможность и необходимость расширения у них двигательного режима. Результаты работы уточняют и расширяют теоретическое обоснование вопро -сов физического воспитания учащейся молодежи и позволяют реко -

мендовать для студентов специальных медицинских групп, имеющих повышенное артериальное давление, научно обоснованный, опти -мальный двигательный режим, способствующий восстановлению их здоровья.

Использование полученных данных в практической работе повысило эффективность учебных занятий в Казанском авиационном, педагогическом и энергетическом институтах, в Хмельницком технологическом институте бытового обслуживания. Разработанные и опубликованные методические рекомендации для преподавателей специальных медицинских групп и методистов по лечебной физической культуре "Оптимальный двигательный режим для студентов с повышенным артериальным давлением" внедрены в вузы Министерства Просвещения РСФСР.

Положения, выносимые на защиту:

а) обоснование комплекса физических упражнений для студен
тов с повышенным артериальным давлением, имеющих наибольший
депрессорный эффект;

б) возможность с помощью комплекса специальных физических
упражнений и двигательного режима нормализовать показатели ар
териального давления у студентов с гипертензией, повысить уро
вень их физической подготовленности и работоспособности;

в) изучить эффективность разработанной методики занятий
по физическому воспитанию со студентами с указанным отклонени
ем в состоянии здоровья.

Исторические предпосылки и основные этапы развития церковноприходских школ

Первые известия о школах и училищах Киевской Руси совпадают со сведениями о принятии и распространении христианства в раннефеодальном государстве Киевская Русь. Основной причиной возникновения школ стали мероприятия, предпринятые Владимиром Святославовичем после крещения Киева и других городов Киевской Руси. В Лаврентьевской летописи под 988 годом записано: "нача ставити по градам церкви и полы, и люди на крещение приводити по всем градам и селам. Послав, поча поймати у нарочитое, чади дети и даяти нача в учение книжное; матери же чад сих плакахуся по них; еще бо не бяху ся утвердили верою, но акы по мертвеци плакахуся" [215, с.1]. В Новгородской летописи под 1030 годом упоминается деятельность Ярослава мудрого: "приде к Новугороду, собра от старост поповых детей 300 учити книгам"[215, с.1].

Христианство, вследствие общих просветительских задач, распространялось быстро и плодотворно, поэтому то обстоятельство, что первые известия об отдаче детей в книжное учение соответствуют по времени известиям об учреждении христианства в Киеве и Новгороде, подтверждает, как цель обучения детей книжной премудрости, так и церковный характер направленности этого учения. Первыми учителями по всей вероятности были болгарские и сербские церковники, ближе греков стоявшие по родству языка к тем, кого им приходилось обучать. Так как главным советником и помощником Владимира в заведении школ и обучении детей стал прибывший из Греции первый митрополит Киевский Михаил то насущной потребностью местного духовенства, стало желание на смену прибывшим греческим и южнославянским церковникам, создвать местные кадры преподавателей из числа священнослужителей. По сообщению В.Н. Татищева, митрополит советовал Владимиру устроить училище на утверждение веры: "... Владимир повелел собрать детей знатных, средних и убогих, раздавая по церквам священникам со причетники в научение книжное. Прежде бо неведуще закажа не слыхали словес книжных" [308, с.75-76]. Первыми учителями по всей вероятности были болгарские и сербские церковники, ближе греков стоявшие по родству языка к тем, кого им приходилось обучать. В Степенной книге, составленной митрополитами Макарием и Михаилом, излагается наказ митрополита Михаила учителям школ "...учите юные дети, якоже словесем книжного разума, такожде и благонравию и в правде и в любви, и зачале премудрости, страху Божию, чистоте и смиреномудрию"[298, с. 143]. Основной упор здесь делается не на строгое обращение и гневливость, а на отношение "любовным обычаем и ласковым рассуждением"[298, с. 143]. Неоднозначно определяется глагол "учите", употребляемый в допетровской Руси иногда не в смысле школьного обучения, а в смысле поучения посредством проповеди. Подобным образом смысл самого поучения можно обозначить термином "учите", а занимающиеся им лица как "учительствующие". С другой стороны глагол "учите" обозначает и школьное обучение в прямом смысле этого слова. В результате смешение этих понятий влечет при разборе к разночтению и трудности определить смысл обозначения. Но как бы не читался и определялся этот глагол, его значения тесно взаимосвязаны на основе естественного "взаимопроникновения церкви и образования друг в друга" [34, с.753-754].

По мере проникновения христианства, число церковных школ росло и увеличивалось по городам Киевской Руси. В этой связи возникла потребность обозначить этапы развития народного образования на примере существования церковно-приходских школ, через формирование определенной периодизации. Считается, что наиболее оптимальный вариант периодизации церковноприходских школ был разработан ученым XIX столетия СИ. Миропольским, который специализировался в данном направлении истории педагогики. С точки зрения СИ. Миропольского как русская история, так и история начальной школы на Руси подразделяется на следующие периоды:

Начальный период — от основания училищ на Руси до монгольского ига (988-1238), просвещение народа "книжным учением" распространяется по Руси параллельно с христианизацией. Школы существуют вместе с церковью и под руководством церковных властей. Распространение начальных училищ идет быстро, свободно без потрясений, охватывает всю Русь и дает положительные результаты.

Духовенство, руководящее народным образованием, продолжает дело просвещения при Ярославе Мудром, который привлекает в школы также и детей "нарочитой чади" новгородской (старост и духовенства). Помимо Ярослава Мудрого важную просветительскую роль играли и другие князья, например, Ярослав Владимирович (Галицкий), Константин Всеволодович (Владимирский), Роман Ростиславович (Смоленский), княгиня Анна (Святославовна) и другие.

Большое значение имели монастыри, которые появляются на Руси достаточно рано, и становятся первыми учреждениями распространяющими азы православной веры и книжного учения. С верой Христовой, говорил Илларион: "монастыри на горах стояша, черноризцы явившася" [34, с.753-754]. В домонгольский период монастырей насчитывалось около пятидесяти. Из монастырей образование распространялось по Руси с епископами, назначенными монахов, и каждая новая епархия становилась новым учебным округом, новый монастырь - училищем, новая церковь - школой [227. с.574].

Несмотря на большое значение той роли, которую играли князья и монастыри, церковно-приходская школа и образование в целом не получили бы широкого распространения на Руси без поддержки христианской общины. Сначала появляется церковь со священником и причтом, затем школа (училище). Далее при церкви образуется приход. Постепенно церковная община начинает формировать новый центр общения людей, параллельно языческой, основанной на родовых (общинных) принципах существования. В зависимости от величины храма, места проживания (большие селения, города, погосты) столько же было и приходов. Малые селения могли примыкать к этим церквам, а города и погосты делались религиозным центром для окружающих селений.

Храмы первоначально строились по заказу князей, помогавших материально строительству, в дальнейшем возводились на собственные средства и средства от пожертвований. Поэтому их надо было поддерживать, так как Церковь имела постоянную нужду в средствах, а духовенство являлось частью религиозно-педагогической системы. Община земледельцев стала восполнять эти нужды, заботясь о церкви с причтом, о школах и училищах в деле образования и воспитания детей. В результате христианство не изменило архаичного общинного строя, существовавшего на Руси, но освятило, утвердило и дало ему новые ориентиры в жизни.

Цели и задачи церковно-приходских школ в системе начального образования России

Необходимость коренных преобразований росийского общества в начале 60-х гг. XIX века, была объективной необходимостью, поэтому неслучайно, комплекс реформ, проводимых Александром II, затронул и церковноприходскую жизнь [89, с.20]. В этой связи С.В.Римский отмечает: "Еще до отмены крепостного права началось рассширение участия духовенства в начальном народном образовании. Проектировалась новая реформа духовных учебных заведений. Автором реформы следует считать П.А.Валуева, именно он склонил Александра II принять решения о широкомасштабной реформе православной церкви" [263, с.38]. П.А. Валуев пытался воплотить в жизнь идею укрепления православной церкви за счет развития ее внутреннего потенциала при интенсивной поддержке правительства. Став министром, Валуев начинает претворять пункты задуманного проекта, опасаясь лишь возможного противодействия со стороны митрополита московского Филарета (Дроздова). Консультация министра с митрополитом состоялась по личному приказу Александра И. Содержание реформы предполагало духовенству осуществлять свободный выход из сословия, возможность другим сословиям войти в состав духовенства, сокращение служащих священников. Для компенсации, детям сокращаемых священников предусматривалось в законодательном порядке предоставить определенные льготы и привилегии. Так же предлагалось преобразовать духовные учебные заведения с целью повышения уровня подготовки священнослужителей, сблизить приходское духовенство с простым народом помогло бы его широкое участие в начальном образовании. Решить извечный вопрос обеспечения материального благополучия причтов планировалось с помощью более эффективного использования традиционных и новых источников доходов.

Особое участие отводилось вовлечению архиереев в управление государством, посредством участия нескольких членов Синода, в заседаниях Государственного Совета. В середине мая 1862 года министр доложил царю о проекте указа об образовании Комитета нового состава. После согласования в Совете министров и Синоде было создано особое Присутствие. Задачи, которые должно было решать Присутствие, заключались в "1) расширение средств материального обеспечения приходского духовенства; 2) увеличение его личных гражданских прав и преимуществ; 3) открытию детям церковнослужителей путей для обеспечения своего существования на всех поприщах гражданской деятельности; 4) и открытию духовенству способов ближайшего участия в приходских и сельских училищах" [263, с.40].

Первое заседание Присутствия состоялось 17 января 1863 года. По вопросу участия духовенства в начальном образовании народа, необходимо было выяснить сведения о наличии в приходах церковно-приходских школ, их принадлежности к народному образованию. 21 марта 1863 года Присутствие утвердило задачи и способы по обеспечению материальными средствами духовенства в приходах. Для этого привлекались любые варианты поступления денег: правительственные взносы, наделение принтов земельными участками.

Но проблема обеспечения духовенства материальными средствами оказалась сложнее. Тем не менее 1864 году было утверждено Положение о приходских попечительствах и церковно-приходских школах. Попечительство из прихожан, заведуя церковными делами, должно было вести сбор средств на свою церковь, регулировать конфликты между причтом и прихожанами, содействовать улучшению материального положения священников, а также поддерживать в действующем состоянии церковно-приходские школы.

В дальнейшем все начинания П.А. Валуева, заметных изменений в положении церковных приходов в сторону большей самостоятельности, не реализовались. Так же, не удавалось решить эффективно проблему материального обеспечения священников за счет сбора средств у прихожан.

"Прихожане предпочитали жертвовать на храмы и приходские школы, но почти ничего - на нужды причтов. В Вятской на причты дали 3067 рублей, в Саратовской — 5776 рублей, в Рижской же и ряде других духовенству не досталось ни копейки, причем каждый год таких епархий оказывалось несколько" [263, с.44].

14 июля 1864 года было утверждено Положение о начальных народных училищах. Своей целью начальные народные училища должны были "утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначально полезные знания" [315, с.351-351]. К начальным народным училищам относились и заведения духовного ведомства: церковно-приходские школы, открываемые православным духовенством в посадах, селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.

Таким обазом, по новому Положению, все преподавание должно вестись на русском языке. В школы принимались дети различного материального состояния и без отличий в вероисповедании. Факт открытия и закрытия школ принадлежал правительственным ведомствам и духовному начальству. Для открытия требовалось разрешения училищного совета, при условии, что учредителями открытия церковно-приходской школы являлись сельские общества и частные лица. Закрывались школы по распоряжению губернского совета. В губерниях председателем губернского училищного совета был епархиальный архиерей, а членами — губернатор, директора училищ и два члена губернского земства. Все решения губернского училищного совета принимались к обязательному исполнению. Постановления губернского училищного совета сообщаются через директоров училищ попечителю учебного округа для сведения. Все жалобы на решения губернского училищного совета рассматривались Сенатом по первому департаменту [316, с.353-355].

Из приведенного Положения следует, что участие духовенства в деле народного образования оставалось значительным. "Таким образом...народная

школа (к которой относилась и церковноприходская школа прим. Я.Р.) передавалась из ведения директоров гимназий и штатных смотрителей уездных училищ под контроль уездных и губернских училищных советов. Теперь народные училища могли открываться различными правительственными ведомствами, а также земствами и частными лицами" [1, с. 45].

Содержание, методы и формы организации обучения

В 1861-1884 гг. происходит постепенное укрепление статуса церковноприходских школ в системе народного образования, отличавшееся раннее, крайне нестабильной формой существования. Нестабильность обуславливалась отсутствием четкой линии правительства в отношении церковно-приходских школ в системе начального народного образования. Ситуация улучшилась после выхода новых правил по церковно-приходским школам и школам грамоты в 1884 году: происходит прикрепление данного типа школ к духовному ведомству. Этио событий привело к выработке четкой концепции последующего развития церковно-приходских школ, что в свою очередь, позволило опираться на конкретный фактический материал в исследование. Продуктивным результатом последующих мероприятий стал выпуск образовательной программы в 1886 году, подготовленной вслед за выходом "Правил для церковно-приходских школ и школ грамоты" 1884 года. Каким образом осуществлялось обучение в церковно-приходских школах, можно узнать из знакомства с профаммами учебных предметов. Первые из них были утверждены Святейшим Синодом спустя два года после выхода новых "Правил 1884 г.". В 1898 году завершилась разработка специальных профамм для второклассных церковно-приходских школ. Профаммы 1886 года предназначались для церковных школ основного типа и определяли основной способ обучения. Профаммы 1898 года, кроме предоставления образовательных услуг населению, ориентировались еще на выпуск учительских кадров. В июле 1886 года училищный совет при Святейшем Синоде составил проект будущих профамм обучения в церковно-приходских школах на основе существующих планов образцовых школ и представил их на утверждение Святейшего Синода. Основная работа по их подготовке продолжалось в период с осени 1885 года до весны следующего года. В программу 1886 года входило семь основных предметов. Количество учебных часов по каждому предмету распределялось следующим образом: С самого начала трактовки основных статей "Правил" 1884 года в статье 1 утверждалось о внушении детям любви к церкви и богослужению. Соответственно на первом месте по количеству часов (кроме русского языка) стоял закон Божий. Программа 1886 года в полной мере передавала цели и задачи церковно-приходских школ: дать в первую очередь нравственные основы поведения через религиозные ценности православной веры, а затем приобщить к азам светских знаний. Если в полной мере следовать режиму учебной программы, то заниматься необходимо было в неделю по 5-6 часов, а в субботу - по 4 часа. Рассмотрим содержание учебного плана по годам. На первом году обучения в одно-классной школе ученики получали самые элементарные знания, включающие закон Божий, состоящий из 48 тем священной истории Ветхого и Нового Заветов и обучения 17 молитвам. Обучение детей закону Божию, можно рассмотреть на примере из руководства для народной школы Анастасиев А.Н. Во-первых, он советует " сделать свое содержание (преподавания Я.Р.) собственностью ученика и поставить первоначальное преподавание "на психологический путь" [257], для того, чтобы переходить от простого к сложному. Дидактически, такие правила нисколько не нарушают, по мнению священника святости и чистоты православной христианской веры. Они затрагивают здесь только формальную сторону обучения. В содержании "законнических" текстов он предлагает находить "оправдание пользы способов, облегчающих усвоение людьми истин веры христианской" [7, с. 78], ссылаясь на Иисуса Христа, который в своих притчах предстает как передатчик наглядных форм обучения. А отцы и учителя церкви выступают в форме "катехизической", то есть используют "вопросоответный способ оглашения". Анастасиевым А.Н. выделяется важное условие педагогической практики, по которой "деятели нашей школы для своего... дела должны мало-помалу усвоить себе выработанные новой педагогией хорошие правила относительно постепенности, наглядности, самодеятельности в общении детей" [7, с. 78]. В частности, учитель закона Божия, должен постоянно знакомиться с лучшими и усовершенствованными способами и приемами правильного обучения. Но священник предостерегает полагаться исключительно на методические приемы, так как "...метод есть только орудие, средство для более легкого усвоения известных сведений детским умом; метод действует преимущественно на мышление и понимание и сам по себе не может... обеспечить правильное и прочное религиозное развитие детей..." [7, с. 79]. Для этой цели он советует наставнику в педагогической деятельности, постоянно воздействовать на учеников "всею совокупностью своих сил и свойств не только умственных, но и особенно нравственных " [7, с. 79].

Роль церковно-приходских школ в образовании народов населявших Россию во второй половине XIX - начале XX века

Церковно-приходская школа по способу функционирования и особенностям устройства принадлежала к национально-религиозному типу учебного заведения. Привить населению самосознание российского гражданина можно было только через обучение азам российской культуры и государственности. "В деле религии, как и вообще в делах совести, самое верное и надежное средство - образование и сила убеждений" [328, с. 13]. Поэтому нелучайна та активная политика, котрая проводилась Русской Православной Церковью по распространению грамотности среди населения России, включая и районы с населением относившимся к иным культурным традициям. В этой связи, необходимо расскрыть специфику обучения населения России относящегося к определению "инородцы" [291, с. 200-227]. Следует отметить, что термин "инородцы" используется в исследовании в контексте общепринятого выражения употребляемого в России второй половины XIX века для обозначения населения придерживавшегося иных религиозных и культурных традиций. Поэтому термин не является определением, негативно характеризующим статус населения придерживающего иных культурных традиций. Правильное условие обучения в районах с проживанием инородцев, влияние духовновоспитания, оказываемое духовенством на местное население имело, как нравственное, так и политическое значение. Так, после осмотра в 1866-1867 годах учебных заведений некоторых округов, министром Народного просвещения Д.А. Толстым, был сделан доклад "О мерах с образованием населяющих Россию инородцев" [316, с.67-68]. В котором, в частности, предлагались "главные начала" на которых должна строиться система образования инородцев. Министр поделил ее на две группы: инородцы — христиане и татары - мусульмане. Относительно инородцев-христиан в народных школах ставилось на первый план религиозно-нравственное обучение, "утверждение" в православной вере и знакомство с русским языком. Общим в обучении для всех инородцев-христиан являлся родной разговорный язык. Учителя по национальности соответствовали ученикам и притом хорошо знающим русский язык, либо русские учителя, владеющие местным наречием. Женщины имели равные права с мужчинами на образование. Учебными книгами служили буквари, необходимые молитвы, краткие рассказы из священной истории Ветхого и Нового Завета, а также другие религиозно-нравственные книги. Для эффективного освоения книг инородцами, религиозные книги печатались на инородческом языке русскими буквами. В то же время всем детям следовало обучаться русскому разговорному языку наглядным способом. При накоплении устного словарного запаса их начинали обучать русской грамоте (чтению и письму совместно). Подобным образом происходило обучение счету. При достаточном усвоении детьми русского языка закон Божий преподается на общих основаниях вместе с повторением на русском языке священной истории с необходимыми дополнениями и заучиванием главнейших молитв на русском и церковно-славянском языках. Вся продолжительность перечисленных мероприятий и дальнейшее обучение инородцев предоставлялось на усмотрение местного училищного начальства. Заведывать такими учебными заведениями поручалось священнику, если он владел местным наречием. Если нет - то дело поручалось учителю. Надзор за учебными заведениями возлагался на инспекторов начальных народных училищ, с необходимыми при этом дополнительными инструкциями. Относительно татар "магометан", населявших губернию Казанского уездного округа и Крымский полуостров, обучение здесь должно проводиться путем распространения русского языка и образования, но с условием не притеснять детей по религиозному признаку. В местностях со сплошным татарским населением следовало учреждать за счет государства начальные сельские и городские училища (школы Я.Р.). Учителями, при отсутствии среди местного населения владеющих русским языком, могут использоватьтся представители русскоязычного населения, хорошо говорившего по-татарски. Татарам предоставлялось право приглашать в местные училища мусульманских священников, которые занимались бы своим предметом в определенные часы по обоюдному согласию с учителями русского языка. Татарские местные общества избирают из своей среды почетного блюстителя для каждого учебного заведения. Главный надзор за всеми учебными единицами возложить на инспекторов начальных училищ. Для подготовки кадров учредить за счет государства две учительские школы: одну в Уфе, другую в Симферополе, Школа в Уфе готовила выпускников для преподавания в Казанском учебном округе. Симферопольская - училищам крымских татар. Особенно актуально вопрос обучения инородцев проявил себя на территории Польши. В течение более двух десятилетий, в период министерства Д.А.Толстого, а затем при К.П.Победоносцеве, вопрос о просвещении инородцев поднимался неоднократно. Разумные шаги нацеливались в направлении тесного сотрудничества с римско-католическим духовенством, которое предлагалось не изолировать от учебного процесса, а наоборот привлекать. "Я пологнал бы. что устранение ксендзов от преподавания закона Божия в народных школах следует допускать лишь в самых исключительных случаях, на том основании, что ксендз, не допущенный до школы вредит ей гораздо более ксендза, которому вверено в ней преподавание веры... ксендз, сам учавствующий в деле преподавания, хотя бы из простого самолюбия, всячески привлекает воспитанников в школу, тогда как он же, исключенный из нее, если и дерзнет открыто восставать против посещения школы детьми, то несомненно, относится к ней будет враждебно и при удобном случае не преминет бросить в нее камнем, и это совершенно достаточно для того, чтобы вселитль в теплый сельский люд недоверие к ней" [316, с. 93-94]. В целом доклад министра характеризовал попытки найти эффективные способы решения сложной проблемы начального народного образования на всей территории страны путем компромиссов с местным духовенством и уважения к иной вере. Подробная храрактеристика методов воспитания и образования, применяемых в церковно-приходских школах, может быть представлена просветительской работой Н.И. Ильминского. Вклад ученого в педагогическую деятельность служит ярким примером национально-религиозного направления, задачи которого осуществлялись правительством России в сфере образования. Какие методы он использовал для этого, мы постараемся изложить ниже.

Похожие диссертации на Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп