Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Аслаханов Саид-Али Махмудович

Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики
<
Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аслаханов Саид-Али Махмудович. Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.04 / Аслаханов Саид-Али Махмудович;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Адыгейский государственный университет"].- Майкоп, 2014.- 409 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Современное состояние системы физического воспитания и основные проблемы ееразвития 31

1.1. Основные понятия системы физического воспитания и их взаимодействие 31

1.2. Базовые документы системы физического воспитания России и отражение в них ценностей этнокультуры и этнопедагогики физического воспитания этнофоров 46

1.3. Роль этнокультуры и этнопедагогики в системе физического воспитания населения 71

1.4. Характеристика этнокультурных ценностей, реализуемых в современной системе физического воспитания этнофоров ... 76

ГЛАВА 2. Научно-теоретические предпосылки совершенствования современной системы физического воспитания этнофоров 84

2.1. Ценностная сущность обычаев, смыслов и традиций народов в современной системе физического воспитания этнофоров.. 84

2.2. Целевые установки и нормы как ценности системы физического воспитания этнофоров и их динамика в процессе развития общества 95

2.3. Роль базовых ценностей этнопедагогики в развитии системы физического воспитания этнофоров 105

2.4. Методические основы применения средств этнопедагогики физического воспитания различных категорий этнофоров 122

ГЛАВА 3. Обоснование системы физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этнопедагогики. 130

3.1 Возможности интеграции народных средств и методов физического воспитания в современную практику формирования личностной физической культуры 130

3.2. Общие подходы к использованию ценностей этнопедагогики и их влияние на развитие системы физического воспитания этнофоров 138

3.3. Критерии, показатели и способы оценки эффективности системы физического воспитания этнофоров 151

3.4. Характеристика средств иметодик реализации ценностей этнопедагогики в системе физического воспитания различных категорий этнофоров 155

ГЛАВА 4. Концептуальные основы построения системы физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики 167

4.1. Структурно-функциональная модель системы физического воспитания этнофоров и педагогические условия ее реализации.. 167

4.2. Влияние комплекса базовых ценностей этноса на содержание и вектор развития системы физического воспитания этнофоров 185

4.3. Влияние ценностей системы физического воспитания этнофоров на формирование личности и межличностные отношения 194

4.4. Технологические составляющие реализации концепции системы физического воспитания этнофоров и проверка эффективности предложенной модели 228

Заключение 280

Выводы.. 293

Практические рекомендации 303

Список сокращений и условных обозначений 310

Словарь использованных терминов 311

Список литературы

Базовые документы системы физического воспитания России и отражение в них ценностей этнокультуры и этнопедагогики физического воспитания этнофоров

Известный венгерский ученый Л. Кун уверен, что основы научного подхода к физическому воспитанию в общей системе формирования личности были заложены приверженцами идей филантропизма. Благодаря им, оно было включено в школьную программу обучения (Л. Кун, 1982, – С. 160). Можно сказать и так: получили официальное признание, были восприняты государством обуславливающие исторический процесс и опыт народов ценности этнопедагогики. Однако при анализе литературы, посвященной этнокультурным ценностям, приходишь к выводу об отсутствии общего взгляда на эту проблему – и вчера, и сегодня.

В своем труде Н.Н. Ключникова исследует ставшие традиционными определения данного понятия, предложенные рядом ученых. Скажем, В.П. Тугаринов (1971) считает, что ценности это «явления природы и общества, которые полезны, нужны людям» (Н.Н. Ключникова, 2009). М. Рокич (2013 [508. – С. 78–88.]) формулирует их как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» (Н.Н. Ключникова, 2009)

В Философском энциклопедическом словаре (1989) понятию «ценности» дано следующее определение: «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом». Видный российский психолог Е.А. Климов полагает, что ценности невозможны вне связки «субъект – объект» и их не следует отождествлять с тем, что явствует вне и независимо от субъекта. «Ценность – это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде – пишет он. – Ценность не может быть объективной...» (Е.А. Климов, 1994; Н.Н. Ключникова, 2009).

Междисциплинарному подходу к изучению ценностей посвящены работы Д.А. Леонтьева. Проанализировав предлагавшиеся в педагогике, философии, социологии, этике, психологии определения ценностей, он пришел к выводу, что их надо признать реально действующими имманентными регуляторами деятельности индивидов. Д.А. Леонтьеву принадлежит определение термина «ценностные ориентации» как совокупности эталонов, критериев, идеалов, характеризующих направленность сознания и личности на ценности – материальные и духовные – нашей жизни. Следует также подчеркнуть, что сформулированная учеными мысль о трех переходящих одна в другую личностных ценностях позволяет конкретизировать их психологическую природу и логически перейти к понятию «ценностные ориентации» (Д.А. Леонтьев, 1996, 1998; Н. Н. Ключникова, 2009).

Наиболее известными учеными, которые придерживаются этой точки зрения, являются: В.В. Водзинская (1968); Г.Н. Волков (2000, 2002); Л.В. Бозрикова, Г.Н. Саганенко, А.А. Семенов, В.А. Ядов (1979); М.А. Арвисто (1982); В.Г. Алексеева (1984); С.Ф. Анисимов (1988); Л.В. Афанасьева (1990); А.П. Вардомацкий (1992); A.M. Гендин (1996); Б. Идзиковски (1997); Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина (2003); В.П. Соловьев (2007) и др. А.И. Донцов и В.А. Ядов считают ценностные ориентации одним из проявлений «высшего диспозиционного уровня саморегуляции личности» (А.И. Донцов, 1984; В.А. Ядов, 1988, 1998, 2013; Н.Н. Ключникова, 2009). Тот же Д.А. Леонтьев воспринимает их как представления субъекта о том, что ценно для него, признавая в то же время, что представления эти могут быть сведены к ценностным ориентациям – при всех допустимых несовпадениях между ними и истинными ценностями жизни. На его взгляд, «в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями присутствуют и другие самые различные ценностные представления» (Д.А. Леонтьев, 1993). Исходя из того, что ценность отражает субъективную значимость жизненных явлений и предметов, а система представлений – ценностные ориентации, обуславливающие поведение и деятельность человека, его жизненные планы и притязания, им делается вывод: они несут в себе определенное содержание, вызывают к жизни психофизические ресурсы личности, являющиеся резервами и источниками мотивации и воли, нашего всестороннего развития (Н.Н. Ключникова, 2009).

В конце XX и в первом десятилетии XXI века в силу происходящих в обществе изменений исследование проблемы ценностей этнопедагогической физической культуры получило новый мощный импульс для развития. Значительным вкладом в разработку проблемы стали исследования А.В. Кирьяковой (1993, 1996). Наиболее концентрированное выражение это получило в фундаментальной монографии «Теория ориентации личности в мире ценностей». На взгляд автора, термин «ориентация» имеет для педагога два значения: процесса и результата. Сначала о втором. Ориентация как результат подразумевает свободное владение широким кругом знаний в этнопедагогике физического воспитания, которое позволяет развивать и совершенствовать имеющиеся представления (А.В. Бойчев-ский, 2000). Что касается ориентации как процесса, это – выверенный выбор цели, средств ее достижения, умение сопоставить план и его реализацию, т.е. проективные действия от идей до результата.

Без ориентации невозможна любая сознательная жизнедеятельность. Педагогический ее смысл подразумевает человека, который растет, приобретая жизненные ориентиры и осваивая окружающую среду, ищет свое место в мире (Л.В. Карпушина, 1999, 2000). Изучение проблемы ценностной ориентации учащихся и молодежи Северного Кавказа в процессе физического воспитания направлено на познание и освоение общечеловеческих и этнокультурных, духовных и социальных приоритетов, формирование мотивационных установок и деятельностного поведения, цель которого – самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

Одной из важнейших ценностей, влияющих на продуктивность обучения учащихся в школе и вузе, является физическое состояние. Слабое здоровье, болезнь снижают физическую и умственную активность и концентрацию, «почтительное» отношение к процессу обучения; большим, чем обычно, оказывается воздействие нервно-эмоционального напряжения на психику и сердце. По статистике, около 40% заболеваний в учащейся среде имеют психолого-педагогические причины. Это определяется качеством организации и реализации образовательного процесса (В.Н. Бобков, П.А. Мстиславский, 1996; Р.М. Баевский, А.П. Берсне-ва, 1997; В.Р. Кучма, 2001; Н.М. Амосов, 2002; В.О. Бушуева, 2002; Н.А. Агаджа-нян [и др.], 2005, 2008, и др.).

Характеристика этнокультурных ценностей, реализуемых в современной системе физического воспитания этнофоров

Организационно-методическая основа системы этнологической физической культуры базируется на технологии отбора содержания двигательной активности, ее форм и методов в конкретном режиме профессиональной деятельности (М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев, 2001; В.В. Миронов, В.Л. Пашута, А.М. Фофанов, 2005; Н.Ю. Борейко, 2011, и др.).

Самоорганизация двигательной активности, определение параметров функциональной готовности с учетом психофизических кондиций, ориентация на здо-ровьеформирующие установки и их реализация должны являться нормой поведения молодёжи (А.М. Митяева, 2008). Очень показательно в этом смысле то, что занимающиеся физической культурой и спортом лучше «держат» воздействие внешних факторов на себя и свое психическое и функциональное здоровье. Не имеющие такой подготовки люди более зависят от внешних проявлений (Г.С. Никифоров, 1996).

Раскрыв механизм оптимального режима тренировочного процесса, можно установить детерминанты повышения эффективности оздоровления занимающихся лиц (Ю.А. Орешкин, 1990). Явление самоорганизации и этнологической физической культуры тесно связано с таким феноменом, как культура здоровья личности. Так, Л.Н. Овчинниковой выделены следующие его функции: интегративная, заключающая разные представления и знания о человеке, его жизни в микро- и макросоциуме; созидательная, способствующая совершенствованию личности в духовном и физическом развитии, как необходимое условие подготовки к жизнедеятельности; рефлексивно-смыслотворческая функция, которая позволяет построить личностную картину мира, концепцию своего здоровья, объединить все это на уровне индивидуального мировоззрения; познавательная функция, способствующая развитию человека как биосоциального существа и соотносящая приобретенные навыки с профессионально-ценностными ориентациями; ценностно-ориентационная, определяющая место психофизиологического и социального здоровья в профессиональных ценностях, позволяющих будущему специалисту создать модель детельности в своем сознании; проективная функция, формирующая образ гармонично развитой личности, планрующей свои действия; преобразовательная, способствующая повышению деятельности личности, изменениям в социуме и системе жизнеобеспечения; социализации, что позволяет будущим специалистом приобрести и усвоить социокультурный опыт, его персонализировать; рекреационно-реабилитационная, направляющая на проведение восстановительно-профилактических мероприятий с оздоровительной целью при помощи физических и психолого-педагогических средств (Л.Н. Овчинникова, 2003).

Исследования Т.В. Платоновой показали, что сочетание в тренировочном процессе физического и психического компонентов вызывает их взаимоусили-вающий эффект, приводящий, в отличие от обычных упражнений, к более выраженному оздоровительному воздействию и повышающий мотивацию к здоровому образу жизни (Т.В. Платонова, 2003).

Система физического воспитания этнофоров способствует совершенствованию культуры труда, быта, досуга, рациональному использованию свободного времени, искоренению вредных привычек, осознанию необходимости рационального питания. Она формирует необходимые знания о закономерностях развития и функционирования организма человека, привычки и стереотипы поведения, отвечающие современным требованиям жизни (А.И. Субетто, 1991; И.И. Сулейманов, О.А. Аюшева, Н.А. Коротаева, 2000; И.Б. Ушаков, Б.И. Давыдов, 1996; И.Б. Ушаков, В.М. Усов, В.И. Евдокимов, 2000; А.С. Удалых, 2011, и др.).

Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы всех систем организма, отвечающих за адаптацию к воздействию различных факторов. Данное положение в своих работах обосновывают уче 114 ные Г.К. Зайцев (1994, 1997); В.В. Колбанов (1998); U. Gray (1993); A. Bruton, G.T. Lewith (2005) и многие др. Развивающее воздействие системы физического воспитания этнофоров в детстве и юности происходит, чаще всего, через игры и физические упражнения. Взрослея, человек ощущает потребность в «доразвитии», совершенствовании физических качеств. Ее удовлетворяют через тренировки, занятия физкультурой. Способность восполнять качества, которые мы теряем при изменении жизненных обстоятельств или физического состояния, характеризуется компенсирующим эффектом при занятиях этнологической физической культурой (Л.Г. Качан, 2004).

Современная этнологическая физическая культура должна отвечать важным социальным требованиям – содействовать всестороннему физическому и духовному развитию различных возрастных категорий и социально-демографических групп российского общества, привитию навыков здоровьеформирующего образа жизни, подготовке к продуктивной деятельности в различных сферах бытия. В основе реализации указанных социально-педагогических задач должны лежать опыт и достижения общества в создании специальных средств и методов направленного использования возможностей этнологической физической культуры в целях развития дееспособного подрастающего поколения (Б.В. Ендальцев, 1990, 2005; Р.Ф. Кабиров, 1996; Т.Б. Козлова, 2000; Х.Х. Баймурзин, 2001; В.В. Миронов, В.Л. Пашута, А.М. Фофанов, 2005; В.В. Тимохин, 2005; В.Х. Аюбов, 2006; Н.Х. Хакунов, 2007; Ш.М-Х. Арсалиев, 2007, 2013; С.Д. Неверкович, 2009; М.М. Бетильмерзаева, 2011; В.Ю. Гадаев, 2011; И.В. Мусханова, 2012, и др.).

Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время начали использовать достижения науки и техники в решении проблем массовой этнологической физической культуры. Появилась возможность разрабатывать программы занятий, отвечающие индивидуальными особенностями занимающихся (Е.Н. Литвинов, 1985; В.И. Лях, 1990; М.Н. Кузьмин, 1993; В.П. Казначеев, 1996; В.Н. Курысь, 1998; В.И. Ильинич, 2001; С.И. Изаак, М.Х. Индреев, М.Н. Пуховская, 2005; М.А. Эльмурзаев, 2012, и др.).

Роль базовых ценностей этнопедагогики в развитии системы физического воспитания этнофоров

В своем развитии коллектив проходит определенные стадии, которые определяют тот или иной характер управленческого воздействия.

Первая стадия – его формирование. Он создается как формальная внешняя целостность. На этом уровне цели и задачи коллектива принимаются большинством формально и личные мотивы их достижения могут не совпадать с коллективной направленностью, идет изучение друг друга и притирка. Общественное мнение еще не оформилось. Активно поддерживают руководство коллектива только отдельные его члены. Устанавливаются многообразные контакты для выполнения общественных заданий. Формируются микрогруппы, эффективность командной деятельности людей подвержена спадам и подъемам.

Вторая стадия – совершенствование коллектива. Потенциал его возрастает, встает вопрос, как использовать раскрывшиеся возможности и ресурсы. Методы работы пересматриваются. Повышается активность людей, происходит перераспределение функций, выдвигаются идеи и предложения по эффективному использованию обязанностей каждого.

Третья стадия – зрелость коллектива. В нем уже действуют прочные связи между отдельными членами и микрогруппами. Людей принимают и оценивают по заслугам, а не по претензиям. Личные разногласия быстро устраняются, конфликты редки и разрешаются самим коллективом, утверждаются сознательная дисциплина и ответственность, сотрудничество и взаимопомощь.

Во время проведения народных игр команда является разновидностью малых социальных групп, ей присущи все признаки, которыми характеризуются эти образования. Однако следует различать этнопедагогические физкультурные группы. У них имеются отличия. Деятельность таких коллективов, хотя и регламентирована временем занятий, правилами, нормами, физическими усилиями и контролем «сверху», не направлена на достижение высоких личных и командных спортивных результатов. Она преследует цель укрепления здоровья, развития духовных ценностей и поддержания на требуемом уровне выносливости, силы, быстро 213 ты и ловкости, повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды снятия умственной и физической усталости, восстановления психики и хорошего настроения.

Анализируя специфику взаимоотношений и микроклимата в спортивных коллективах, Ю.Л. Ханин выделил личные и деловые компоненты (С.А. Семенов, 2004). Для операциональной убедительности автор воспользовался структурными показателями. На его взгляд, деловые отношения в спортивной команде обуславливаются статусно-ролевой (практической, официальной) частью профиля каждого спортсмена (С.А. Семенов, 2004). Величина вклада в совместную спортивную деятельность отражена в интегральной оценке роли игрока в решении групповых задач, его состояния и подготовленности. Отношения же между игроками выстраиваются как структуры эмоционально-статусного взаимодействия. Именно они определяют общую оценку роли каждого спортсмена в формировании благоприятного морально-делового климата (С.А. Семенов, 2004). Ученый подчеркивает: данные структуры следует рассматривать с учетом их специфики. В спорте это выражается более конкретно, ибо общий успех обуславливается тем, каков уровень данных отношений (Ю.Л. Ханин, 1985).

А.И. Рябчиков (1988) считает, что взаимодействие членов спортивных групп и пар, связанных общими выступлениями и тренировками, более сложны и интенсивны, чем в других коллективах (С.А. Семенов, 2004). В игровой команде, например, отсутствие взаимной поддержки и даже конкурентность, негативная окраска взаимоотношений не так чреваты. В малочисленных спортивных коллективах допустимый уровень «дисгармонии» между партнерами намного ниже.

В работе В.И. Румянцевой подчеркивается, что взаимоотношения спортсменов в игровых командах сложнее и взаимозависимость выражена ярче. Главное, что способствует стабильности результатов и нивелирует явление, вызывающее разобщение, – сплоченность (С.А. Семенов, 2004). Направленность членов команды на коллективистские взаимоотношения, взаимопонимание связана с групповым настроением, основу которого составляет убежденность в том, что личные задачи могут быть решены лишь через достижение совместных целей. Из этого вытекает зависимость индивида от всех (В.И. Румянцева, 1996).

В научных трудах ряда иностранных специалистов (А. Wohl, E. Padeihicwier, 1973; U. Gray , 1993; W.P. Morgan, 1994; M. Ojanen, 1998; A. Bruton, G.T. Lewith, 2005 и др.), также имеет место рассмотрение определенных подходов к изучению межличностных отношений, формирующихся в процессе физ-культурно-спортивной деятельности. А. Wohl показывает ее общественные функции и их значение в развитии индивида (С.А. Семенов, 2004). Особое место в исследованиях отводится коллективным взаимодействиям в процессе тренировок и выступлений (А. Wohl, 1973). Автор считает, что спорт в значительной степени определяет это взаимодействие и особенно ярко – в массовых играх. Развивая «чувство локтя» и ответственности, он интегрирует коллектив, улучшает взаимоотношения – как в официальной, так и в неофициальной сфере общения. Как следствие, меняется общественное поведение – в команде и за ее пределами (С.А. Семенов, 2004). Правильно организованный педагогический процесс, стиль руководства спортивным коллективом, личность тренера, его отношение к команде в существенной мере влияют не только на индивидуальное развитие спортсмена, но и на состояние в целом.

Анализ литературных источников показывает, что физическая культура всесторонне воздействует на формирование общественных и личных интересов, гуманистических основ взаимоотношений независимо от их специфических особенностей и статусных форм, в которых происходит это общение.

Использование средств этнологической физической культуры в воспитании молодежи и детей оказывают более эффективное влияние на их развитие. Это связано с тем, что физическое воспитание этнофоров основано на обычаях и традициях определенного этносообщества, которые легли в основу разработки концепции развития системы этого воспитания. Структура и содержание данной концепции представлены на рисунке 5. В общем виде эти положения можно принять и для этнопедагогики физической культуры. Эффективность такого подхода интегрально выражается в результате обучения и воспитания молодежи

Влияние комплекса базовых ценностей этноса на содержание и вектор развития системы физического воспитания этнофоров

Развитие современной системы физического воспитания этнофоров относится к числу наиболее актуальных проблем. Это обусловлено тем, что она ориентирована на формирование ценностных ориентаций у молодёжи, способствует ускорению её социальной адаптации в обществе. Проведенные исследования показали, что во время обучения в школе и других учебных заведениях у молодёжи формируются такие свойства и ценности, как целенаправленность, мотивированность, целостность, согласованность, организованность и результативность.

Совокупность вышеизложенного определила специфику и задачи исследования, для решения которых были изучены отечественные и зарубежные литературные источники, руководящие документы в сфере физического воспитания.

В процессе решения первой задачи исследования был проанализирован характер развития ценностных ориентаций молодёжи, этнопедагогической физической подготовки и развития, что позволило выявить факторы, обеспечивающие эффективность формирования системы ценностных ориентаций этнофоров в процессе их этнопедагогического физического воспитания.

В процессе решения второй задачи исследования были определены базовые ценности этнологической физической культуры, обоснован механизм их влияния на вектор и содержание физического воспитания современного этносообщества.

Проведенный анализ литературы свидетельствует, что понятие «этнологическое физическое воспитание» основано на базовых ценностях этнологической физической культуры. Это воспитание представляет собой целенаправленное воздействие народных упражнений, игр, танцев, народных видов борьбы и других средств этнологической физической культуры на психоэмоциональную и физическую сферу учащихся с целью формирования у них базовых ценностей жизнедеятельности. Нет сомнений, что понятия «ценности» и «ценностные ориентации» тесно взаимосвязаны, имеют под собой фундаментальную методологическую основу, исторически обусловлены. Будучи по своей сущности и предназначению творцом и созидателем, человек является высшей, главной ценностью природы.

Для него самого ценны и важны такие непреложные требования и понятия, как свобода, справедливость, добро, красота, прочие духовные критерии, которые немыслимы вне связи «субъект – объект». Такова их специфическая природа, что они не существуют без субъекта, который их оценивает. Даже если кажутся объективными, они по своей природе все равно субъективны, существуют в общественном или индивидуальном сознании людей.

Анализ научной литературы позволяет уточнить смысл понятий «ценности» и «ценностные ориентации», их содержание в этнологической физической культуре. Первое из них необходимо рассматривать в качестве субъективной значимости для человека или группы людей. Такое общественное явление, как этнопеда-гогическое физическое воспитание, безусловно, полезно и необходимо этносооб-ществу.

Понятие «ценностные ориентации» в этнопедагогике физической культуры следует считать системой ценностей, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности, реализуя свои потребности, воплощая планы и мечты. Они несут в себе определенное эмоционально-смысловое содержание и инициируют соответствующую активность и направленность действий. В них мы находим внутренние источники (ресурсы) мотивации, воли, нравственного, физического развития и проявления личности. В ходе исследования было установлено, что они формируются у этнофоров при использовании народных упражнений, танцев и национальных видов состязаний. К этим ценностям относятся духовные, социальные и связанные с укреплением здоровья.

Развитие ценностных ориентаций у этнофоров происходит неравномерно. Длительность этапов, а также темпы их перехода от одного к другому могут различаться в зависимости от объективных условий жизнедеятельности. В связи с данным фактом было выдвинуто главное предположение о том, что средства этнологической физической культуры следует целенаправленно применять в соответствии с выявленными этапами формирования базовых ценностей у этнофоров различных возрастных групп.

Установлено, что процесс этот обеспечивается механизмом поиска и оценки наиболее эффективных навыков народа с целью воздействия на физическое развитие, состояние здоровья, на духовную сферу этнофоров.

С помощью средств, форм и методов этнологической физической культуры происходит преобразование индивида на уровне социальной общности. Совершается это постепенно, за счет усвоения новых ценностей, которые формируются в процессе развития этносообщества.

На основе преобразования личности создаётся наиболее прочный фундамент духовности, с помощью которого каждый этнофор выбирает и прокладывает свой жизненный путь, формируя в процессе занятий этнологической физической культурой более конкретные и чёткие нравственные общественные ценности.

Комплексный подход к формированию личности, ее духовного и физического развития на основе базовых ценностей народных средств физического воспитания может быть качественно реализован при условии создания соответствующей организационной, правовой, научной и программно-методической базы их использования как системообразующего компонента.

В процессе исследования нами выявлены и классифицированы общие и частные закономерности влияния комплексного использования базовых ценностей этнопедагогики и ценностей современной системы физической культуры в практике физического воспитания современного этносообщества.

В процессе решения третьей задачи исследования были установлены педагогические принципы функционирования системы физического воспитания этнофоров, основанной на комплексном применении базовых ценностей этнопедагогики и ценностей современной системы физической культуры:

Похожие диссертации на Педагогическая концепция развития физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики