Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Маторина, Надежда Степановна

Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы
<
Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маторина, Надежда Степановна. Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы : диссертация ... кандидат филологических наук : 10.02.04 / Маторина Надежда Степановна; [Место защиты: И-т иностранных языков им. Мориса Тореза].- Москва, 1989.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 89-10/1027-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теорерческие основы исследования стилисти ческой конвергенции 12

Раздел I Проблема сохранения коммуникативной значимости произведения словесного искусства и теория художественного восприятия 12

Раздел 2. Уточнение понятия стилистической конвергенции и отграничение конвергенции от снежных стилистических явлений 25

Раздел 3. Определение инфориационяого потенциала стилистической конвергенции 41

Раздел 4. История образования стилистической

конвергенции в англоязычной литера

турной традиции S3

ГЛАВА II . Структурно-смысловые характеристики элементарных стилистических конвергешщй и 7с формирование их информационного потенциала 75

Рвздел I. Структурные модели 75

I. Параллельная модель 80

2. Ступенчатая модель 83

3. Параллельно-последовательно- параллельная модель

4. Параллельно-последовательная модель 87

5. Последовательно-параллельная модель 88

6. Последовательно-параллеяьно последовательная модель 93

7. Последовательная модель. 96

Раздел 2. Компонентные модели ЮО

I. Метафорическая группа моделей НО

1 1. Чисто метафорическая НО модель

1.2. Метафора + сравнение 112

1.3. Метафора + эпитеты Н4

1.4. Метафора + сравнение + эпитет 115

2. Компаративные модели 116

2.1. Сравнение 117

2.2. Сравнение + эпитет 118

2.3. Сравнение + другие СП. 120 3. Эпитетная компонентная модель 121

Раздел 3. Содержательные модели 126

I. "Эмоции 130

2. "Внешность11 136

3. "Характеристика" 137

4. "Ситуация" 141

5. "Поведение" 142

6. "Природа" 143

7. "Городской дёйзаж" 144

8. "Рассуждение" 146

ГЛАВА III. Структурно-смысловые характеристики конвергенрй конвергенции и формирование ее информационного потенциала 149

Раздел I Структурные модели 149

I. Двухкомпонентные КК 152

2 Трехкомпонентные КК 154

3. Четырехкомпонентные КК 156

4. Пятн-и бояее-коипонентные КК 158

Раздел II. Содержательные модели 161

I. "Природа" 161

3. "Эмоции" 164

3. "Ситуация 165

4. "Внешность"»"характеристика" 168

5. "Рассуждение" І70

Заключение 172

Библиография 186

Список цитируемой художественной литературы 204

Список используемых словарей

Уточнение понятия стилистической конвергенции и отграничение конвергенции от снежных стилистических явлений

В работах по эстетике (Борев 1986; Лилов 1986) искусство рассматривается как социально-культурный феномен, требующий исторического подхода к его исследованию. О необходимости исторического подхода к изучению произведений словесного искусства говорили в разное время А.А.Потебня, Л.В.Щерба, В.Виноградов (Потебня 1905; Щерба 1957; Виноградов 1981). М.М.Бахтин считал, что "великие произведения литературы подготавливаются веками, в эпоху же их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания". Ученый указывал на важность сочетания исторического подхода к исследованию литературных произведений со стремлением понять литературные явления в дифференцированном единстве культуры эпохи (Бахтин 1979, 331). Рассматривая язык как элемент искусства всего произведения, Р.А.Будагов высказывает аналогичную точку зрения: "Проблема язык как искусство должна рассматриваться строго исторически на фоне идеологических и художественных дебатов той или иной эпохи" (Будагов 1980, 32).

Каждая стадия литературной истории характеризуется существованием в содержании произведений особого познавательного аспекта (Поспелов 1987), ведущей проблематики направления, формирующей его творческий метод. Метод, по мнению литературоведов (Николаев 1987), выступает в функции эстетически содержательного инструмен т та для открытия художественной истины . Диалектика движения истины в процессе художественного познания обусловливает смену направлений в искусстве. Исхима в искусстве трактуется прежде всего как истина характеров - отражение характера в его внутренних закономерностях, внутренних связях (Лапшин 1987). Например, в эпоху барокко своеобразный взгляд на человека и пристрастие к театрзль-Истина понимается в безлично-познавательном плане. ноиу рождает всепроникающий образ: весь мир - теагр, автор пьесы - бог, сцена - наш мир, а исполнитель - человечество, вышедшее на подмостки. Мировоззрение эпохи барокко проявилось в литературе и музыке не менее ярко, чем в архитектуре и живописи. Людей наполняло чувство самоуважения, стремление сделать свою жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представлена в живописи, скульптуре, драматургии (Глиссан 1987), Романтизм открыл в содержании человеческого характера его личностную самоценность и абсолютизировал ее, представил художественно-самоценную личность внутренне, по сути своей независимую ни от кого и ни от чего, в том числе и от непосредственно окружающих ее обстоятельств. Критический реализм включил самоценную личность в сложную взаимосвязь с ее временем и социальной средой (Волков 1987). Ведущая проблематика направления определяет доминирующую оценку, которая, как пишет Е.Г.Руднева, создает основной эмоциональный тонус (Руднева 1987). Общеизвестно высказывание В.И.Ленина о том, что "без эмоций нет человеческого искания истины" (В.И.Ленин, ПСС, т.23, 112). Идейно-эмоциональное начало художественных произведений, отражающее отношение искусства к действительности, формирует творческий метод, являющийся,в свою очередь, стилеобразую-щим фактором. "Художественный метод, будучи явлением глубоко содержательным, синтезирует поиски формы с борьбой за определенные идеалы" (Калачева ВЄ7,]2$.Взаимодействие метода и стиля прослеживается более или менее четко на всех стадиях истории развития литературы. Исследование этого взаимодействия, по мнению многих ученых-лингвистов и литературоведов, сыграло бы важную роль в выработке критериев оценки познавательных и эстетических качеств литературного произведения. Например, П.А.Николаев считает, что анализ процесса эволюции стилевых фору в их связях с методами хотя бы в одной из национальных художественных литератур способствовал бы формированию более определенных, чем пока имеются в науке, представлений о том, что следует называть стилями классицизма, романтизма, реализма или иными стилями (Николаев 1987). В свою очередь, такой анализ имел бы важное значение при решении одной из главных проблем "функциональной типологии" словесного искусства - выявлении особенностей наиболее распространенных видов восприятия и воздействия литературы. Разработка методологических основ этой проблемы позволила бы провести более глубокие исследования не только разных "типов вторчества" (Храпченко 1975)f но и разных типов восприятия их (Кедрова 1987) В результате таких исследований появилась бы возможность выработать концепцию адресата в зависимости от эпохи, направления, жанра. М.11.Бахтин писал по этому вопросу: "Для каждой эпохи, для каждого литературного направления и литературно-художественного стиля, для каждого литературного жанра в пределах эпохи и направления характерны свои особые концепции адресата литературного направления, особое ощущение и понимание своего читателя и слушателя, публики и народа. Историческое изучение изменений этих концепций - задача интересная и важная" (Бахтин 1979, 187).

Проблема художественного восприятия была впервые осмыслена Аристотелем э его учении о катарсисе - нравственном и эстетическом воздействие на реципиента Для Аристотеля катарсис есть очищение с помощью подобных эффектов. Духовный мир человека -самая сложная и тонко организованная структура. Воздействовать на нее, "очищать" ее можно только с помощью подобного, то есть с помощью высоких проявлений духовности, что является функцией искусства (Борев 1986)

Параллельно-последовательно- параллельная модель

Рассмотрение роли структуры стилистической конвергенции в формировании информационной способности этого сложного стилистического приема включает в себя: учет степени сложности структуры конвергенции в зависимости от количества компонентов, исследование основных принципов организации структуры, анализ значения синтаксических стилистических приемов, функционирующих в конвергенции В философий структура трактуется как "строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. В зависимости от целей исследования в теории на первый план может выдвигаться, .то. .один., то другой компонент структуры" (Философский словарь 1975, 395). В "Общем языкознании" подчеркивается, что nгepмин"cтpyктyp8f, всегда ассоциируется с понятием связей, отношений и схемы их расположения" (Общее языкознание 1972, 60). В логике выделяются два основных типа связи в логическом единстве - последовательности (цепь) и параллельность (охват). Возможно усложнение структуры и комбинация типов соотношения при числе основных смысловых компонентов больше двух (Кожин и др. 1982).

Ю.М.Лотман выделяет последовательность и параллельность в качестве двух основных структурообразующих принципов строения художественного текста. Параллелизм классифицируется им в качестве структурообразующего принципа поэтической речи, а также основного механизма построения вторичной смысловой системы (Лотман Z975, 41). А.Н.Веселовский связывал с параллелизмом развитие образности и называл такой параллелизм "психологическим" (Веееловский 1940, 132).1

В диссертации доминирует внимание к структуре как к схеме, внутренней форме организации системы, характеризующейся единством устойчивых взаимосвязей между компонентами. Такой подход мотивирован функционированием стилистической конвергода в границах высказывания-минимапьной коммуникативной единицы. Исследователями подчеркивается взаимообусловленность смысловой и формально-грамматической сторон высказывания, позволяющая выделению его информационной структуры, которая определяется как "структура содержания, заключенного в высказывании, структура, выражающая семантические отношения между смысловыми группами, составляющими ткань содержания, упорядоченными и оформленными согласно грамматике данного языка" (Черняховская 1976, 16).

Характеристика структуры конвергенции не исчерпывается соотнесенностью ее формальной и смысловой сторон. Являясь компонентом стилевой системы произведений словесно-изобразительного искусства, стилистическая конвергенция представляет собой эстетический объект. В искусствоведении и новой его отрасли -искусствометрии - обращается особое внимание на структуру эстетического объекта. "Соотношение элементов, их количество и организация - универсальный принцип, специфически проявляющий себя в области искусства и в области словесного искусства" Р.Якобсон пишет о "разнотипном и разноуровневом параллелизме музыкальной структуры" и далее уточняет, что это "набор параллелизмов, которые признаны данной эпохой, культурой и музыкальным направлением" (Якобсон 1985, 327).

При исследовании структурных особенностей стилистической конвергенции трактовка понятия информации как меры сложности объекта, структурного разнообразия имеет особо важное значение.

В.В.Одинцов называет разработку содержания, связанную с быстрым и значительным усложнением структуры и использованием выразительных приемов и средств усиления, интенсивной, в отличие от экстенсивной, опирающейся на содержательно-логические понятия (Одинцов 1980, 152).

Учет степени сложности структуры конвергенции в зависимости от количества компонентов, как уже упоминалось, позволяет разделить конвергенции на элементарные и конвергенции конвергенции. Существенные различия в степени сложности структуры обусловливают поэтапное исследование путей формирования и выявления аспектов информационного потенциале конвергенции: на уровне элементарных конвергенции и на уровне конвергенции конвергенции.

Элементарные стилистические конвергенции имеют условно определяемую элементарную степень сложности структуры. Компоненты элементарной стилистической конвергенции - взаимодействующие стилистические приемы и выразительные средства языка, сосредоточенные в одном месте, - характеризуются своей полифункциональностью, одним из аспектов проявления которой является их участие в организации структуры. Синтаксические стилистические приемы играют в организации структуры наиболее важную роль.

Структурообразующие принципы конвергенции анализируются в работе одновременно с исследованием особенностей функционирования компонентов стилистической конвергенции, прежде всего синтаксических стилистических приемов. С целью адекватного выявления свойств стилистической конвергенции в рамках исследуемого материала применяются количественные подсчеты, результаты которых помещены г таблицах.

Hi.Балли предостерегал против "слишком точной систематизации и чересчур строгого определения основных тенденций" при изучении выразительных средств, объясняя это тем, что "экспрессивные факты, которые по своей природе содержаттончайшие оттенки и бесконечные градации, не могут уместиться в жестких рамках" (Балли 1961, 186, 45). Французский стилист считал возможным излагать принципы, выведенные в ходе исследования, лишь в форме общих тенденций, наличие которых он не отрицал, так как "выразительные средства взаимно обусловливают друг друга; благодаря взаимосвязи и взаимопроникновению они составляют не просто арифметическую сумму, а систему" (Балли 1961, 39). Тенденций, прослеживаемые в структурной и семантической организации стилистической конвергенции, закономерности, выявленные в ходе исследования (см.разделы 2 и 3), свидетельствуют о том, что этот сложный стилистический прием также занимает свое место в этой системе. Основными принципами структурной организации стилистической конвергенции являются, как показал анализ, параллельность и последовательность и их комбинации.

Метафора + сравнение + эпитет

Выраженные определенными языковыми средствами различительные признаки ЙС, ФС, жанра, а также метода опосредованно проявляющегося в ИС, материально представлены и доступны наблюдению лишь в текстах, иерархическая стилевая система которых включает стилевые характеристики конкретного текста, возникающие как следствие реализации конкретного содержания,конкретной прагматической установки и других факторов (Наер 1986).

Как показывает анализ, стилистическая конвергенция является этим определенным языковым средством, воплощающим в себе в той или иной степени различительные признаки ФС, ИС, жанра, метода, стиля текста. Пересечение этих закономерностей в структурной точке, представляющей собой конвергенцию, рассматривается как одна из основных причин индивидуальности, глубины передаваемого образного содержания, высокой интенсивности воздействия конвергенции на читателя. Стилистическая конвергенция благодаря пересечению в ней многих закономерностей является наглядной иллюстрацией закона художественного текста, о котором пишет Ю.М.Лот-ман: "изучение неповторимого в художественном произведении может быть реализовано только через раскрытие закономерного при неизбежном ощущении неисчерпаемости этого закономерного" (Лотман 1970, 101).

Разделение закономерностей, пересекающихся в стилистической конвергенции, до некоторой степени условно, так как очевидна их взаимосвязь и взаимообусловленность, тем не менее их более или менее четкая манифестация в функционировании стилистической конвергенции обязывает выявить различительные признаки этих закономерностей, реализуемые прежде всего в содержательном аспекте информационного потенциала стилистической конвергенции. Под содержательным аспектом информационного потенциала стилистической конвергенции в данной работе понимается совокупность смыслов, образуемая в результате внутриструктурных процессов в микроконтексте конвергенции, моделирующая отрезок действительности и отношение автора к моделируемой действительности.

Усложненная структура конвергенции, насыщенность образными стилистическими средствами непосредственно связаны с описательной формой контекстно-вариативного членения (КВЧ) текста (термин И.Р.Гальперина), где, как показал анализ, функционирует основная часть исследуемых конвергенции (9ОД. В контекстно-вариативной форме "рассуждение" функционирует около Щ исследуемых конвергенции.

Классифицируя описательный контекст как фигуру добавления, авторы "Общей риторики" отмечают, что используется описание в дискурсе экономно и возникает, когда автор, чтобы проникнуть глубже во внутренний мир персонажа и высветить "изнутри" мотивы его действий, занимается психологическим анализом или интроспекцией изолированно от повествования" (Общая риторика 1986, 325), В«В.Одинцов объясняет трансформацию нейтрально-линейного изложения, усложнение изложения с помощью стилистически окрашенной лексики и синтаксиса и с применением ряда специальных изобразительных средств стремлением автора к большей выразительности (Одинцов 1980). В стилистических исследованиях в качестве рефе-ренциалъной основы композиционно-речевой формы "описание" выделяют конкретно-чувственное восприятие действительности с помощью наблюдений, в результате чего рождается аллюзия непосредственного представления изображаемой действительности (Рымжанова 1983). Отмечается также выделение "смыслового центра" описательного контекста, автосемантичность единиц описания (Кожин и др. 1982)

Как показал материал, более половины исследуемых конвергенции (60$) функционируют в форме описательного контекста "портретизация", 30$ - в описательной форме "место действия" (См. табл.9).

В соответствий с особенностями моделируемого отрезка действительности - описание внешности, природы, интерьера и др. - стилистические конвергенции, содержательный аспект которых моделирует идентичный отрезок действительности, объединяются в одну содержательную модель. В диссертации анализируются восемь содержательных моделей: "эмоции", "внешность", "характеристика персонажа", "поведение", "ситуация","природа", "городской пейзаж", "рассуждение" (см.таблДО).

Содержательная модель "эмоции" 130 стилистических конвергенции непосредственно передают содержание об эмоциях персонажей, то есть 26% от общего числа исследуемых элементарных стилистических конвергенции, остальная часть исследуемых конвергенции выражает эмоции опосредованно.

В психологии эмоции рассматриваются как форма отражающей и регулирующей функции мозга (Рейковский Ї979). Утверждая, что эмоции - это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, психологи подчеркивают два аспекта этих процессов: аспект отражения: чувства (эмоции) являются специфической формой отражения значения объектов для субъекта;

Под эмоциями здесь понимаются и эмоции и чувства, разделяемые в психологии, где чувства в отличие от эмоций связываются с потребностями, вызванными отношениями между людьми. аспект отношения: чувства (эмоции) являются формой активного отношения человека к миру.

Эмоциональный процесс оказывает организующее влияние на отношение субъекта к действительности. Характер этих отношений зависит от поступающей информации. Взаимозависимость эмоций и поступающей информации выражается г том, что эмоции способствуют усвоению некоторой информации, а также в том, что определенная информация оказывает на эмоции модифицирующее влияние.

Процесс самовыражения человека никогда не достигает своей полной реализации, так как наблюдается значительный разрыв между сложностью эмоциональных переживаний и экспрессивными возможностями каждой из форм художественного творчества, важнейшей из которых у человека является речь. Преобладание вербального выражения эмоций связано с особым значением языка как средства знаковой репрезентации мира.

Стилистическая конвергенция, являющаяся важным компонентом стилевой системы ФС художественной литературы, представляет собой средство передачи содержания об эмоциях персонажей, а также эмоционального воздействия в процессе передачи этого содержания. Р.Огман особо выделяет эти два компонента эмоционального содержания в процессе коммуникации (Огман 1969). Учитывая, что чувство по своей природе имеет синтетический характер, Ш,Балли утверждал, что оно никогда не может быть передано полностью только словами, а лишь "сочетанием слов и косвенными эффективными средствами" (Балли 1961, 282). Наблюдения над функционированием стилистической конвергенции подтверждают мнение французского лингвиста.

Пятн-и бояее-коипонентные КК

В целях исследования путей формирования информационной способности, имманентно присущей стилистической конвергенции, в диссертации применяются некоторые положения информационного подхода, основой которого является органическая взаимосвязь, доходящая до взаимной детерминации, понятия информации с информационным подходом к познанию реальности, классифицируемого в философской литературе в качестве теоретического средства общенаучного масштаба.

Правомерность применения некоторых положений информационного подхода в диссертации обусловлена сущностными свойствами конвергенции - природой компонентов, сложной структурой, ее целостностью. В соответствии с информационным подходом информация трактуется как отраженное разнообразие; потенциальная информация определяется как информация, которую может воспринять и использовать субъект. В целостном объекте формирование потенциальной информации происходит в результате внешних воздействий и вследствие внутрюадктурных процессов, сопровождающихся процессами отражения одной части объекта в другой, всего объекта в отдельной его части, а также части объекта во всем объекте. Анализ особенностей протекания этих процессов и их влияния на формирование потенциальной информации, заложенной в стилистической конвергенции, требует исследования ее структурно-смысловых свойств, на основе которого выявляются аспекты информационного потенциала конвергенции. В целостном объекте, кроме перечисленных выше, возможны также процессы "самоотражения" как связь состояний. Применительно к стилистической конвергенции анализ роли процесса связи состояний в формировании информационных возможностей конвергенции предусматрщвает исследование особенностей функционирования конвергенции в диахронии, выявление истоков этого сложного стилистического приема, изучение путей становления структурно-смысловых качеств конвергенции» результатом которого явились значительный объем и многоаспектность ее информационного потенциала.

Стилистическая конвергенция как компонент стилевой системы художественной литературы эволюционировала в процессе ее исторического развития. История образования стилистической конвергенции связана в англоязычной литературной традиции с историей возникновения жанра романа. Творческая индивидуальность писателя выступила в качестве решающего фактора прогресса как жанра романа, так и стилистической конвергенции.

Анализ особенностей функционирования стилистической конвергенции в произведениях различных художественных методов выявил связь конвергенции с познавательным аспектом художественного метода.

В работе исследуются истоки происхождения стилистической конвергенции в англоязычной литературной традиции. Как выяснилось, стилистическая конвергенция сформировалась в результате двух инноваций. Во-первых,-в результате эволюции эвфуистических скоплений, во-вторых,-в результате адаптации структуры поэтических лирических вставок в предромантической прозе к прозаиче - 176 скому повествованию.

Результаты анализа функционирования конвергенции в диахроническом аспекте дают основания для вывода о существовании традиции в англоязычной художественной прозаической литературе» сформировавшейся в результате двух инноваций. Являясь компонентом стилевых систем функционального стиля, индивидуального стиля, жанра, художественного метода, стилистическая конвергенция опосредованно отразила в себе их различительные черты. С известной долей условности можно утверждать, что стилистическая конвергенция потенциально несет в себе информацию и об этих уровнях абстракции.

Рассмотрение роли структуры стилистической конвергенции в формировании ее информационной способности включает в себя: во-первых, учет степени сложности структуры в зависимости от количества компонентов; во-вторых, исследование основных принципов организации структуры; в-третьих, анализ значения синтаксических стилистических приемов, функционирующих в конвергенции.

Исследование степени сложности структуры позволяет разделить стилистические конвергенции на элементарные конвергенции (ЭК) и конвергенции конвергенции (КК).компонентами которых являются элементарные конвергенции.

В результате анализа выяснилось, что взаимосвязь объема информационного потенциала конвергенции конвергенции и степени сложности структуры носит более определенный характер, чем в элементарной конвергенции, где на первое место в формировании объема выдвигается лингвистическая природа компонентов.

Похожие диссертации на Информационный потенциал стилистических конвергенций : на материале англо-американской художественной прозы