Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка) Воробьева Юлия Александровна

Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка)
<
Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка) Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка) Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка) Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка) Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка) Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка) Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка) Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка) Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Воробьева Юлия Александровна. Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 : Калининград, 2003 264 c. РГБ ОД, 61:04-10/133-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Основные проблемы когнитивно-прагматической парадигмы 10

1. Когнитивно-прагматическая парадигма в современной лингвистике 10

2. Категоризация - важнейшая когнитивная операция 12

3. Концептуализация языковых явлений. Концепт как базовая когнитивная сущность 16

4. Когнитивная метафора как одна из форм концептуализации действительности 23

5. Фреймы, гештальты, скрипты, сценарии как источники хранения информации 29

6. Пропозиция как особая оперативная структура сознания 38

7. Прагматика языковых явлений 43

7.1. Социальная плоскость контекста 45

8. Проблематика определения сущности термина 48

9. Проблема определения неологизма 51

10. Искусство как феномен массового явления 54

Выводы по главе 1 59

ГЛАВА II. Когнитивный анализ новой лексики искусствоведения 62

1. Концептуальный анализ лексики традиционного макрофрейма «искусство» 62

2. Классификация новой лексики искусствоведения 72

2.1. Основные способы создания морфологических неологизмов лексики искусствоведения 76

3. Концептуальный анализ лексики современного макрофрейма «искусство» 83

3.1. Концептуальный анализ фрейма «музыка» 85

3.2. Концептуальный анализ фрейма «кино» 98

3.3. Концептуальный анализ фрейма «художественное искусство» 104

3.4. Концептуальный анализ фрейма «мода» 107

4. Когнитивный анализ сложных неологизмов макрофрейма «искусство» 113

5. Когнитивный анализ категории «имя деятеля» и категории «абстрактное» производного слова макрофрейма «искусство» 130

6. Концептуальная метафора в новой лексике искусствоведения 135

Выводы по главе II 142

ГЛАВА III. Прагматический анализ новой лексики искусствоведения . 150

1. Анализ прагматического спектра фреймов лексики искусствоведения 150

Выводы по главе III ..158

Заключение 159

Список использованной литературы... 161

Приложение .189

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено анализу новой лексики искусствоведения с точки зрения когнитивных структур, лежащих в' основе ее образования, с учетом параметров широкого прагматического контекста.

Проблематика работы находится в русле формирующейся в настоящий момент когнитивно-дискурсивной мегапарадигмы [Кубрякова, 1995]. Синтез идей собственно когнитивной парадигмы научного знания с идеями-ларадигмы коммуникативной (прагматической, дискурсивной) позволил провести многоуровневый анализ изучаемого явления.

Когнитивная функция языка (включая и язык искусствоведения), осуществляя сложное взаимодействие языка, человеческого мышления с реальным миром, способствует созданию концептуальной картины мира. Концепт является совокупностью знаний-и-информации об актуальном и вероятном положении -дел в реальном мире. В последнее время возникает множество вопросов касательно структуры концептаЛоскольку концепт представляет собой сложное -явление, в нем вычленяются отдельные признаки, которые находятся друг с другом в определенных отношениях, по-видимому, можно говорить о структуре концепта, как и о структуре любого сложного объекта [Стернин, 2000].

Когнитивная парадигма в данном исследовании присутствует на уровне семантики лексических языковых единиц современного искусствоведения как глубинный когнитивный семантический уровень, который можно обозначить--как когнитивный уровень семантики языковой единицы [Беляевская, 1999]. Донный уровень в настоящее время недостаточно изучен. Проведенное исследование позволяет предположить наличие трех когнитивных структур на этом уровне: а) концепты, б) метафорические концепты и в) пропозиции.

Прагматический подход к исследованию новой лексики искусствоведения позволяет декодировать на уровне слова черты широкого прагматического контекста, включая параметры пола, возраста, этнического и социального стату-

са говорящего.

Предметом данного исследования являются новые лексические единицы в области искусствоведения, отражающие художественное творчество в четырех сферах - кино, музыка, мода и художественное искусство. В качестве временного предела, ставшего критерием отнесения слова к новой лексике, является 1963 год. Таким образом, мы рассматриваем лексику искусствоведения, появившуюся в английском языке за последние 40 лет. Критерием для отбора новой лексики искусствоведения послужило наличие компонента art в скрытом или эксплицитном виде в словарной дефиниции.

Рассмотрение новой лексики искусствоведения с точки зрения когнитив
но-прагматического подхода позволяет вскрыть когнитивные механизмы и
прагматические параметры, лежащие в основе образования данного типа лекси
ки. Изучение концептов в соответствующих фреймах с учетом параметров ши
рокого прагматического контекста предполагает по-новому взглянуть на иссле
дование данного типа лексики. .....'

. Актуальность данного исследования обусловлена ведущей ролью когнитивно-прагматической парадигмы в современной лингвистике, а также недостаточной изученностью лексики искусствоведения, представляющей собой значительный пласт новой лексики современного английского языка в целом.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной лингвистике проводится комплексный когнитивно-прагматический анализ новой лексики искусствоведения. В работе строится современный макрофрейм «искусство» в сравнении с традиционным макрофреймом; впервые выявляются концептуальные основы новой лексики искусствоведения; впервые проводится когнитивный анализ сложных и производных неологизмов макрофрейма «искусство»; осуществляется концептуальный анализ новой лексики искусствоведения с учетом прагматической составляющей акта коммуникации.

Цель исследования заключается в выявлении концептуальных основ новой лексики искусствоведения, а также определении набора прагматических

характеристик лексики данного типа. Цель работы предопределила постановку
и решение следующих задач:
1. Построить современный макрофрейм «искусство».

  1. Определить набор базисных и суббазисных концептов в каждом из фреймов и мини-фреймов, входящих в современный макрофрейм «искусство», и выявить их специфику.

  2. Построить традиционный макрофрейм «искусство» (состоящий из четырех фреймов) и провести сравнение с современным макрофреймом с целью выявления новых концептов во фреймах «кино», «музыка», «художественное искусство» и «мода», появившихся в английской концептуальной картине мира за последние 40 лет.

  3. Выявить концептуальные метафоры новой лексики искусствоведения и установить ведущую концептуальную метафору в каждом из фреймов.

5. Описать способы вербализации концептов новой лексики искусствове-

дения и выявить наиболее продуктивный способ словообразования в каждом из фреймов и мини-фреймов, входящих в современный макрофрейм «искусство».

6. Провести когнитивный анализ сложных и производных неологизмов современного макрофрейма «искусство» и выявить их продуктивные словообразовательные и пропозициональные модели.

щ 7. Провести прагматический анализ новой лексики искусствоведения ис-

ходя из параметров широкого прагматического контекста.

Теоретической базой для проведения исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов в области когнитивной лингвистики (Е.С.Кубряковой, А.Вежбицкой, В.З.Демьянкова, Д.Динсмора, А.А.Залевской, А.В.Кравченко, В.В.Красных, Дж.Лакоффа, Р.Лэнекера, Н.И.Лауфера, З.А.Харитончик, Р.Джекендоффа, Л.А.Манерко, М.Минского, Р.И.Павилениса, Ю.Г.Панкраца, В.В.Петрова, Е.А.Селивановой, Р.Л.Солсо, Ю.С.Степанова,

fL Л.Талми, В.НТелия, Ч.Филлмора), прагмалингвистики (В.И.Заботкиной,

* Дж.Мея, Л.А.Киселевой, Дж.Остин, Р.Кемпсона, С.Левинсона, З.С.Азнауровой),

искусствоведения (А.Г.Анисимовой, А.Б.Гофмана, А.Тоффлера, С.Джинерса, Е.Л.Фейнберга).

Теоретическая значимость данного исследования определяется его вкладом в разработку проблем когнитивного словообразования, фреймового, концептуального, а также прагматического анализа лексики. Работа вносит определенный вклад в изучение проблемы современного искусства как массового явления.

Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы данного диссертационного исследования могут найти применение в лексикографии при составлении специализированных словарей, словарей новых слов по искусству, а также учебных пособий по современному искусству, в курсах лексикологии английского языка, спецкурсах по когнитивистике и прагмалингви-стике, в практике преподавания английского языка на факультетах иностранных языков и филологических факультетах университетов, а также факультетах искусствоведения университетов.

В процессе исследования использовался комплекс методов: метод анализа словарных дефиниций, фреймовый, концептуальный, пропозициональный, а также прагматический.

Материал исследования почерпнут из словарей новых слов, таких, как: Dictionary of the Arts (2002); The XXth century words (2000); The Oxford Dictionary of New Words (1997); The Longman Register of New Words (1989); Random House Webster's College Dictionary (1991); A Dictionary of New English (1963-1973); The Second Barnhart Dictionary of New English (1980); The Third Barnhart Dictionary of New English (1990); New words. A dictionary of the newest and most unusual words of our times (1991) и др. Общий объем проанализированного материала составил около 600 новых лексических единиц.

Исходя из результатов исследования, на защиту выносятся следующие положения:

1. Традиционный и современный макрофрейм «искусство» представля-

ют собой иерархическую структуру, в основе которой лежат несколько уровней категоризации: супербазисный, базисный и суббазисный. В каждом из фреймов, входящих в макрофрейм «искусство», выделяется набор как базисных, так и суббазисных концептов.

  1. В основе создания искусствоведческих единиц традиционного макрофрейма лежат три базисных концепта: «направление», «активный деятель» и «техника». В основе создания новых искусствоведческих единиц современного макрофрейма «искусство», помимо традиционных базисных концептов, выделяются «коммерция» и «оценка». В процессе развития макрофрейма «искусство» наблюдается динамика как базисных, так и суббазисных концептов.

  2. Набор суббазисных концептов, как в традиционном макрофрейме «и с-/ кусство», так и в современном включает в себя субконцепты, характерные для каждого фрейма и мини-фрейма. Среди новых суббазисных концептов выделяется концепт «спецэффекты».

  3. Ведущими способами создания новой лексики искусствоведения являются словосложение и суффиксация. Семантические отношения сложных и суффиксальных слов новой лексики искусствоведения отражают три общих категориальных значения: два предметных и один процессуальный признак. Отношения между концептами формируются с помощью атомарных, т.е. восстановленных, предикатов, среди которых выделяется набор как традиционных, так и характерных только для новой лексики искусствоведения (НЛИ) предикатов. '

  4. В основе новой лексики искусствоведения выделяется определенный набор концептуальных метафор в соответствии с каждым из фреймов (фрейм «музыка» - MUSIC IS LODGING, фрейм «художественное искусство» - ART IS ENVIRONMENT, фрейм «мода» - FASHION IS STYLE, фрейм «кино» -CINEMA IS EMOTION).

  5. Новая лексика искусствоведения характеризуется прагматической отмеченностью по основным параметрам широкого прагматического контекста.

Ведущими прагматическими параметрами НЛИ являются возрастной и профессиональный, менее активными - этнический, тендерный и социальный.

Основные положения диссертации прошли апробацию в виде докладов и сообщений на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Калининградского государственного университета в 2000,2001, 2002,2003 гг., на международных конференциях ЮГУ 2001, 2003, а также отражены в шести публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка цитируемой литературы, списка словарей и приложения.

В первой главе «Основные проблемы когнитивно-прагматической парадигмы» освещаются основные проблемы когнитивных и прагматических теорий. В рамках когнитивного подхода рассматриваются ключевые понятия — понятие категоризации и понятие концептуализации; исследуется проблематика концепта; описывается сущность концептуальной метафоры; наряду с этим исследуется проблема структуры представления знаний в языке и описываются такие источники хранения информации, как фреймы, сценарии, скрипты, геш-тальты, а также пропозициональная форма хранения знаний. В аспекте прагматической составляющей мегапарадигмы рассматривается понятие широкого прагматического контекста. Кроме того, исследуется проблематика сущности термина, поскольку новая лексика искусствоведения состоит на 30% из терминов. В исследовании представлена проблема определения понятия неологизм. Наряду с этим выявляются тенденции современного искусства.

Во второй главе «Когнитивный анализ новой лексики искусствоведения» строится современный макрофрейм «искусство» и сравнивается с традиционным макрофреймом на материале четырех фреймов, соотносящихся с современным макрофреймом «искусство»; определяется набор базисных и суббазисных концептов традиционного и современного макрофрейма; выявляется ведущий способ вербализации концептов; проводится сравнение современного и традиционного макрофрейма «искусство» с целью выявления новых концептов

как базисного, так и суббазисного уровня. Далее определяются концептуальные метафоры, лежащие в основе образования новой лексики искусствоведения. Кроме того, проводится когнитивный анализ сложного и производного слова НЛИ.

В третьей главе «Прагматический анализ новой лексики искусствоведения» проводится прагматический анализ фреймов новой лексики искусствоведения с учетом параметров широкого прагматического контекста.

В заключении кратко подводятся итоги исследования.

Список использованной литературы включает работы, использованные в процессе исследования.

В приложении приводится глоссарий современных фреймов «музыка», «кино», «художественное искусство» и «мода».

Концептуализация языковых явлений. Концепт как базовая когнитивная сущность

Концептуализация - один из важнейших процессов познавательной деятельности человека, заключающийся в осмыслении поступающей к нему информации и приводящей к образованию концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в мозгу (психике) человека. Нередко концептуализация рассматривается как некоторый «сквозной» для разных форм познания процесс структурации знаний и возникновения разных структур представления знаний из неких минимальных концептуальных единиц. Каждый отдельный акт концептуализации представляет собой пример решения проблемы, и в нем задействованы механизмы умозаключений, получения выводных данных (инфе-ренции) и другие логические операции.

Данной проблематике уделяли внимание ряд таких крупных ученых, как Р.Джекендофф, Ф.Кликс, Дж.Фодор, Р.ИЛавиленис, Е.С.Кубрякова, Г.Фреге, Н.В.Видинеев, М.Ришар, Р.Лэнекер и др. Оперативной содержательной единицей концептуальной системы, как известно, является концепт. Он отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессе мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде «квантов» знания.

Р.Джекендофф предлагает свое видение концептуальной структуры. Он считает, что полный набор концептов в человеческом сознании определяется комбинаторными принципами, так называемыми «Conceptual well-formedness rules». В свою очередь, эти «Conceptual well-formedness rules» позволяют формироваться концептам в мозгу человека. Схематично это выглядит так: Conceptual Well-Formedness Rules linguistic structures conceptual structures perception and action inference rules Ученый отождествляет семантическую структуру с концептуальной структурой, врожденные правила формирования которой включают словарь примитивных концептуальных категорий, или «семантических частей речи» тарі ких, как Вещь (Объект), Событие, Состояние, Действие, Место, Путь, Свойство и Количество. Эти базисные категории по определенным правилам могут быть расширены в более сложные выражения. По его мнению, значение языкового выражения содержится во внутренних представлениях на уровне концептуальной структуры. Такой подход он предлагает определять термином «концепту р. альная семантика». Концептуальная семантика предполагает словарный подход к значению слова, согласно которому слова принадлежат к синтаксическим категориям, имеющим жесткие границы [Джекендофф, 1989]. З.Харитончик разделяет мнение Р.Джекендоффа. Она считает, что лексическое значение есть не что иное, как единица концептуальной структуры, результат некоторой «идеализации», или концептуализации ситуации, в кото (л рой для представления целого используются лишь определенные аспекты сце ны и абстрагирования, или игнорирования других аспектов [Харитончик, 1992]. Природа концептов рассматривается также с точки зрения индивидуальных представлений. Так, С.А.Аскольдов в своей статье «Концепт и слово» пишет: «...Концепты - это индивидуальные представления, которым лишь в некоторых чертах и признаках дается лишь общая значимость». «Несомненно, -продолжает он далее, - некоторые наши концепты суть не что иное, как схема Ф тические представления, т.е. представления, лишенные тех или иных конкрет ных деталей, например, «человек идущий по улице» видится или представляет ся без ясного различения роста, лица и даже пола» [Аскольдов, 1992]. В связи с вышеперечисленным возникает вопрос: может ли концепт (ф представлять собой некий глубинный смысл, являться некоей свернутой смы словой структурой текста, которая является воплощением определенной интенции? Некоторые ученые полагают, что может. Так, В.В. Красных видит решение в следующем. Он предлагает собственную схему «процесса порождения» концепта [Красных, 1998].

Проблематика определения сущности термина

В данном параграфе проводится концептуальный анализ традиционного макрофрейма «искусство». В ходе исследования обращается внимание на постановку и решение следующих- задач: 1) определение набора базисных концептов всего традиционного макрофрейма «искусство»; 2) определение набора базисных и суббазисных концептов во фреймах «музыка», «кино», «мода» и «художественное искусство». Как было указано в теоретической части нашего исследования (3), концептуальный анализ - это исследование, для которого концепт является объектом анализа. Смысл концептуального анализа - проследить путь познания смысла концепта и записать результат в формализованном семантическом языке. Говорить о концептуализации в широком смысле этого слова, значит говорить о концептуальной системе. Мы, вслед за Р.И.Павиленисом, рассматриваем концептуальную систему как систему знаний и мнений о мире, отражающую познавательный опыт человека на языковом уровне [Павиленис, 1983]. Как известно, в качестве составляющей концептуальной системы рассматриваются отдельные смыслы или концепты, сформированные в процессе познания мира и отражающие информацию об этом мире. Концепт понимается нами как термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека. Р.И.Павиленис отмечает, что еще до знакомства с языком человек, в определенной степени знакомится с миром, познает его; благодаря известным каналам чувственного восприятия мира он располагает определенной инфор мацией о нем, различает и отождествляет объекты своего познания. Усвоение любой новой информации о мире осуществляется каждым индивидом на базе той, которой он уже располагает. Образующаяся таким образом система информации о мире и есть конструируемая им концептуальная система как система определенных представлений человека о мире [Павиленис, 1983].

Говоря о концептуальной системе, нельзя не сказать о такой ее репрезентации, как фрейм. Фрейм является организацией представлений, хранимых в памяти (человека/или компьютера), а также организацией процессов обработки или логического вывода, оперирующих над этим хранилищем [Hayes, 1980]. Понятие фрейма тесно связано с гиперо-гипонимическими семантическими связями, поскольку сам фрейм является по сути своей коннекцией гипоними-ческих слотов, отражающих возможность встроенности гипонимов в гипероним, нижестоящего уровня в базисный, базисного в категориальный. М.В.Никитин рассматривает гиперо-гипонимические семантические связи, наряду с партитивными, как главные факты упорядочения словаря, а связи синонимические, оппозитивные и эквонимические как такие, которые не образуют глобальных семантических структур, а лишь микроструктуры слов на отдельных участках словаря [Никитин, 1996]. Когнитивная модель является базовой для подобного распределения лексики. Как справедливо отмечает С.А.Жаботинская, у видовой сущности к признакам рода добавляются свои собственные признаки, что сужает экстенсионал понятия. Если вид, в свою очередь, членится на подвиды, он может мыслиться как род [Жаботинская, 1999]. Е.С.Кубрякова затрагивает проблемы категоризации, которая является ключевым понятием в осмыслении фрейма. Она выделяет несколько разных уровней осей категоризации: супербазисный, базисный и суббазисный. Поскольку каждый объект может быть охарактеризован по-разному, эту особенность классификации можно трактовать как видение объекта то с позиций более «высокой» абстрактной категории, в которую он входит, то с позиции бо лее «низкой» (конкретной) категории, члены которой ему подчинены [Кубряко-ва, 1997]. Ф.Унгерер и Х.Шмидт также выделяют несколько различных уровней категоризации. Помимо базисного уровня категоризации, они вводят понятие субординантного уровня. Последний они рассматривают на примерах сложных слов, словосочетаний [Ungerer, Schmidt, 1989]. Основополагающей теорией для проведения конептуального анализа макрофрейма «искусство» послужила теория Р.Джекендоффа (см. 3). Суть его теории состоит в том, что он отождествляет семантическую структуру с концептуальной структурой, врожденные правила формирования которой включают словарь примитивных концептуальных категорий, или «семантических частей речи», таких, как ВЕЩЬ, СОБЫТИЕ, СОСТОЯНИЕ, ДЕЙСТВИЕ, МЕСТО, ПУТЬ, СВОЙСТВО и КОЛИЧЕСТВО [Джекендофф, 1989]. Р Рассмотрим особенности , организации- традиционного макрофрейма «искусство» в области кино, музыки, моды и художественного искусства. Данный макрофрейм представляет собой иерархическую структуру. Супербазисный уровень представлен макрофреймом «искусство». На базисном уровне выделяются фреймы «кино», «музыка», «мода» и «художественное искусство». Базисный и суббазисный уровни представлены набором как Ф базисных, так и суббазисных концептов, которые, в свою очередь, подразделяются на субконцепты. Мы выделяем следующий набор базисных концептов, определяющих специфику традиционного макрофрейма «искусство»: «направление», «активный деятель» и «техника». Каждый из вышеперечисленных фреймов представлен набором как базисных, так и суббазисных концептов. Рассмотрим особенности организации фрейма «музыка». 1. Концепт «направление» характеризует различные музыкальные жан «н ры. Этот концепт включает в себя такие субконцепты, как «соната» (structure of the classical sonata, history of the sonata, sonata form, sonatina, sonata da chiesa, so nata de camera), «инструментальная музыка» (chamber music, late baroque period, classical period, early romantic period, late romantic period, the 20th century), «электронная музыка» (computer music, electronic organ, tape music, electronic studios, musique concrete, music synthesizers, computer composition, computer sound synthesis), «вокальная музыка» (chants, rondeau, ballade, virelai, speech rhythms and prosody, continus accompaniment, concert arias, art songs, romances), «театральная музыка» (music for ballet, musical comedy, rock musical, music for motion pictures, theories of film music, music for television, incidental music for the theatre, operetta and allied forms (offenbach, Viennese operetta, zarzuella), oriental musical theatre, the history of the theatrical music), «опера» (comic opera, French grand opea, German Romantic opera, Russian opera, Italian opera), «джаз» (the New Orleans style, the Louis Armstrong style, vocal jazz, the emergence of the virtuoso, the era of the big bands and swing), «барокко» (aesthetic and technical reorientation, emotional expressiveness, major structural developments of the Baroque), «классицизм» (integration of homophony and polyphony), «романтизм» (non musical allusions; integration of aesthetic, technique and form; fusion of the counterpoint with the Romantic harmony), «XX век» (re-application of older techniques, serialization of all elements). 2. Концепт «активный деятель» подразумевает участника творческого процесса, организации, участвующие в данном процессе: Г.Россини, Р.Вагнер, Ф.Шопен, В.Моцарт и др.

Классификация новой лексики искусствоведения

В ходе нашего исследования выясняется, что наиболее распространенный способ создания новой ЛИ - морфологический. При этом ведущим типом морфологических неологизмов являются сложные слова, составляющие 70% новой лексики искусствоведения, что соответствует общей тенденции развития словарного состава английского языка в целом. Среди сложных неологизмов ЛИ в целом преобладают двухкомпонентные единицы. Основными моделями продолжают оставаться модели N+N - N; A+N - N, например: high tech - a style of design or interior decoration that uses objects and articles normally found in factories, warehouses, restaurant kitchen etc.

Среди сложных неологизмов присутствует небольшое количество сложных единиц с соединительным компонентом -о-: methopoetic (in the US): designating an approach to self-understanding by men which employs activities such as storytelling, poetry reading, and enactments of ritual. Возрастает количество сложнопроизводных единиц. Основным продуктивным суффиксом является суффикс -er: video sender - an electronic device that transmits a video picture from one television to another, two-reelers - short comedy films. Можно встретить и такие немногочисленные модели как A+V- N и V+N- N: rough cut - the first assembled version of the film in the editing process; do-wop - pop music, featuring close-harmony singing and the use of repeated non-meaningful words and phrases as a rhythmic device; flygirl - si. a young female hip hop fan. Среди сложных единиц небольшую долю составляют также слова, образованные при помощи частиц и причастий, особенно это характерно для существительных. Так, наибольшей продуктивностью отличается модель: N+PII- N: hand-held - a lightweight, 35 or 16 mm camera that the cameraman carries. Немногочисленны примеры существительных с послелогами: flash-forward - киноприем, в котором нарушен хронологический порядок событий. Помимо традиционных моделей, выделяются новые, самыми продуктивными среди которых являются: a) Abbr + N - N: B-boy, B-girl (short for beat-boy) - a young male/female performer of or enthusiast for Hip Hop music, rapping, etc, b-picture - a relatively low-budget film (term originated in the thirties and forties); A side, В side - the more marketable song on a 45 rpm record (or single); TV movies -films produced for television primarily; b) Particle + N - N: upempo -fast, or with a brisk, lively, or driving underlying rhythm (about jazz)\ off-network reruns - shows which once aired on the major networks but have been now syndicated and are shown in station time on local stations all across the country and the world; outakes akes that have been shot but not used, or other portions of a film which have been cut in the final editing; off-Broadway - the segment of the New York professional theater outside of Broadway, noted for its introduction of experimental plays, often by unknown playwrites; c) Numeral +N - N или N + Numeral- N: super 8-а type of improved 8mm film with a wider frame and the capacity to hold a sound track, top 40 - the chart listing of the forty best-selling singles; 12 inch - an album-size record with only one song on each side, mostly used for promotional purposes, to focus attention on a single cut off a commercial LP; 16 mm - a narrow gauge of film, which is commonly used in shooting educational films, documentaries, television, and other nontheatrical motion pictures. Также наблюдается появление многокомпонентных единиц таких, как wide-angle lens - a camera lens with a shorter than normal focal length that takes in a wider image from the same distance, also used for all - inclusive or distorting effects - все они, как правило, ограничены профессиональным параметром употребления. 2. Аффиксальные неологизмы ЛИ Аффиксальные единицы, как правило, складываются целиком в русле английских словообразовательных традиций, их морфологическая структура и характер мотивации значения укладываются в сложившееся у носителей английского языка представление об обычном, стандартном слове. Поэтому появление производных неологизмов сознательно отмечается носителями языка только тогда, когда они осознают новизну обозначаемого. 1. Суффиксальные единицы преобладают над префиксальными в коли чественном отношении. Они составляют приблизительно 10% НЛИ. Самыми распространенными являются такие суффиксы, как heque, -ster, -у-, -ette. Некоторые из них прагматически маркированы, такие как -ster, -ette. В ре зультате анализа была выделена наиболее продуктивная суффиксальная мо дель: N + suff - N: cinema+theque - cinematheque - кинотеатр, представ ляющий экспериментальное, нетрадиционное кино; jazz + theque- jazzotheque - ночной клуб, где исполняется джаз и проигрывается записан ная музыка. Наименее распространенной суффиксальной словообразовательной моделью среди лексики искусствоведения является v+suff- N: repackage+ing- repackaging - a film may be released and promoted but die at the box office; moonwalk+ing- moonwalking - an exaggeratedly slow action, dance, or method of proceeding which resembles the characteristic weightless movement of walking on the moon. Applied specifically in the late 1980s to a style of dancing popularized by US entertainer Michael Jackson, involving appearing; trail+er- trailer-brief advertisements for motion pictures.

Когнитивный анализ категории «имя деятеля» и категории «абстрактное» производного слова макрофрейма «искусство»

В данном параграфе проводится когнитивный анализ аффиксальных неологизмов на примере категории «имя деятеля» и категории «абстрактное» макрофрейма «искусство». Проведение данного анализа вызвано тем фактом, что аффиксальные неологизмы составляют 10% проанализированной НЛИ.

Категория «имя деятеля» и категория «абстрактное» рассматриваются нами как категории словообразовательные, в состав которых входят аффиксальные дериваты. В последнее время производному слову отводится особая роль, поскольку оно рассматривается как иной, по сравнению с холистическими знаками, способ языковой реализации определенных структур представления знаний. Анализируя производное слово, можно определить, «какие признаки объекта включаются в семантическую структуру его обозначения и какие концептуальные составляющие образуют его основу» [Кубрякова, 1994].

Задача данного параграфа - описание наиболее употребляемых суффиксальных словообразовательных моделей макрофрейма «искусство» категории «имя деятеля» и категории «абстрактное». Категориальный характер основы - имя существительное или глагол - предполагает, что когнитивные операции осуществляются либо в предметной, либо в предикатной концептуальной области. В результате операции по прибавлению суффикса образовывается категория «имя деятеля» или категория «абстрактное», принадлежащая к предметной или предикатной концептуальной области. Таким образом, две части суффиксального производного рассматриваются как поверхностная реализация концептуальной структуры, которая не является лишь набором концептов. В моделях происходит связывание концептов основы и концептов суффикса с помощью предиката, так же как и для сложного слова. Для моделей восстановление глубинного или атомарного предиката - один из важнейших шагов в определении тех структур знания, которые стоят за суффиксальными производными [Позднякова, 1999]. Исследование показало, что набор восстановленных предикатов в новой лексике искусствоведения расширен по сравнению с общеупотребительной лексикой.

Рассмотрим модели суффиксальных производных категории «имя деятеля», которые объединены под рубриками «профессиональная принадлежность лица» и «социальная сфера деятельности». Профессиональная принадлежность лица: 1) Nl+ist N2. Sructurist - an artist work emphasizes basic geometric forms or structures. Neoexpressionist -... meanwhile, the art establishment embraced the Neoexpression ists, with major shows of Eric Fischl at the Whitney. Absurdist - a playwright or other wrighter who stresses the absurd in his or her work. Laserist - a person who uses lasers as a performance art, creating patterns of beams. Conceptualist - an artist who creates works of conceptual art. Суффикс, входящий в рассматриваемые модели, концептуализирует активного деятеля по отношению к профессиональной деятельности [Халилова, 1975]. Соответственно это позволяет определить глубинные предикаты между основой и суффиксом. Таким предикатом является предикат DEAL WITH, при этом суффикс обозначает активного деятеля, а основа - объект, на который направлено действие. Суффикс -ist концептуализирует активного деятеля во фрейме "художественное искусство". 2) V+er(or) N. Producer — the individual responsible for the overall coordination of a record s creation — similat to a motion-picture producer/director. Promoter — a person who stages and produces live-music concerts, whether a small club appearances or huge festivals. 131 Designer — a person who conceives and executes a new article of clothing or fashion line. Суффикс -er концептуализирует активного деятеля во фреймах «музыка» и «мода». Связь аргументов осуществляется при помощи предиката WORK. 3) Nl+ster N2. Большинство исследователей английского словообразования относят суффикс -ster к производным, характеризующимся эмоциональной оценкой с оттенком презрительности. Этот суффикс концептуализирует активного деятеля во фрейме «художествнное искусство»: popster —pop artist. Социальная сфера деятельности: 4) Nl+ette N2. Суффикс -ette концептуализирует активного деятеля во фрейме «музыка». Связь аргументов осуществляется при помощи предиката BE: gothette — а young female fan ofgoth rock music; popette—a young female pop star. 5)Nl+ie N2. Эта модель обычно рассматривается как служащая для образования существительных с уменьшительным, ласкательным и ироничным значением. То есть суффикс -ie принадлежит к той группе суффиксов, которые служат модификации значения слова. Суффикс —ie может рассматриваться как активное начало во фрейме «музыка»: Groupie — an individual, usually a teenage girl who follows a rock group around. Roadie - a crew member of a touring musical group, responsible for transporting and setting up all musical equipment, arranging the statge and instrument, breaking it down after a performance, and moving it again. Далее, рассмотрим модель суффиксальных производных категории «абстрактное». 6)Nl+ism N2. Neoexpressionism - a style of painting characterized by bold forms, strong colours 132 and a crude and heavy technique. Minimalism - musical style or form that uses the most basic elements and avoids embelishment or dramatization. Auteurism - a personal style in directing films, movie direction by auteurs. Absurdism - concern with the absurd in literature and drama. Neoism - newness as a value in politics, art and the like. Суффикс -ism концептуализирует категорию «абстрактное» во фрейме «художественное искусство». Связь аргументов осуществляется при помощи предиката CHARACTERIZE. В результате анализа производных неологизмов лексики искусствоведения выделено 6 моделей, которые служат для создания как одушевленных, так и неодушевленных существительных. В связи с этим первый аргумент пропозиции, соответствующий ономасиологическому базису (person who, либо thing which), соотносится с концептом ЛИЦО либо ВЕЩЬ. Второй аргумент пропозиции, соответствующий ономасиологическому признаку и выраженный на языковом уровне производящей основой, соотносится с концептами: ПРЕДМЕТ, ПОНЯТИЕ.

Похожие диссертации на Когнитивно-прагматический аспект новой лексики искусствоведения (На материале английского языка)