Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Средства репрезентации концептов "мужественность" и "женственность" в современном английском языке Мистрюкова Екатерина Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мистрюкова Екатерина Владимировна. Средства репрезентации концептов "мужественность" и "женственность" в современном английском языке : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Сам. гос. пед. ун-т. - Самара, 2005. - 19 с. РГБ ОД,

Введение к работе

Актуальность исследования определяется, во-первых, качественным смещением парадигмы лингвистики в сторону ментальной семантики. Во-вторых, современной науке свойственен антропоцентризм- Значимость индивидуальных параметров говорящего субъекта (языковой личности, по Ю.Н. Караулову) в связи с этим существенно возрастает. Пол человека - одна из важнейших характеристик личности, во многом определяющая ее социальную, культурную и когнитивную ориентацию в мире, в том числе посредством языка. Данное исследование находится на стыке двух лингвистических подходов: когнитивного и тендерного.

Объектом данного исследования являются языковые средства манифестации тендерного концепта в современном английском языке.

Предметом исследования выступает процесс концептуализации понятий «мужественность» и «женственность».

Целью исследования является описание концептов «мужественность» и «женственность» (КМЖ), составляющих категорию «гендерный концепт» (ГК), посредством анализа языковых единиц разных уровней с учетом особенностей их функционирования в художественном тексте.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

L Определить понятие «концепт» и выявить характеристики тендерного концепта, позволяющие рассматривать его содержание на языковом уровне.

  1. Выделить ядро и периферию КМЖ по принципу функционально-семантического поля (ФСП).

  2. Описать семантику тендерных стереотипов (ГС), составляющих концепты мужественность и женственность в пределах категории «ГК»; проанализировать функционироваїгае ГС в художественном тексте.

  3. Проследить динамику развития доминирующих «образов» мужественности и женственности в произведениях художественной литературы XX века.

Методологическими основаниями исследования явились положения когнитивной лингвистики о языковой картине мира (Е.С. Кубрякова, М. Хайдеггер), концепте (В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, В.А.

ЮС НАЦИОНАЛЬНА» і
БИБЛИОТЕКА |

Маслова, Ю.С. Степанов), стереотипе (Е. Бартминьский, В.В. Красных, Ю.Е. Прохоров), а также теория о социальной и культурной обусловленности гендера (А.В. Кирилина, Р. Столлер, И.И, Халеева), основные положения теории социального статуса В.И. Карасика, теория значения слова (И.В. Арнольд, В.В. Виноградов, П.М. Каращук), теория функциональной семантики оценки Е.М. Вольф.

Цель и задачи обусловили применение разнообразных и взаимодополняющих методов и методик: комплексная методика лингвистического исследования, и, в частности, методика описания культурного концепта, включающая анализ словарных дефиниций, метод компонентного анализа, методы контрастивного и контекстуального анализа, метод интерпретации художественного текста.

Материалом для исследования послужили словарные статьи современных толковых, фразеологических и других специальных словарей, а также тексты художественных произведений британских и американских авторов XX века (В. Вулф, Д.Г. Лоренса, У.С. Моэма, А. Мэрдок, Д. Стал, Ф.С. Фицджеральда и др.), насчитывающие свыше 2000 контекстов, содержащих языковую репрезентацию КМЖ и стереотипов-коррелятов.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

впервые дано описание концепта посредством комплексного анализа языковых единиц по принципу ФСП;

получены новые данные, раскрывающие специфику манифестации тендерного концепта в английском языке;

в рамках художественного текста представлена динамика взаимодействия образов мужественности и женственности.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии основ лингвокогнитивного подхода к изучению концептов с учетом единиц разных языковых уровней. Вторым комплексом проблем является проработка тендерного изучения художественного текста, что обеспечивает новый угол зрения для решения целого ряда известных в лингвистике задач.

Возможность применения полученных результатов в преподавании английского языка в курсах лексикологии, стилистики, лингвистического анализа текста, культурологии, теории перевода составляет практическую ценность диссертации.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены в докладах на ежегодных научных конференциях Самарского государственного педагогического университета (2002-2005 гг.), V Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика германских и романских языков» (Ульяновск, 2004), I Научно-методической конференции преподавателей и сотрудников «Слагаемые качества обучения студентов в гуманитарном вузе» (Тольятти, 2004), VI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика германских и романских языков» (Ульяновск, 2005).

Основные положения, выносимые на защиту:


;> л

  1. Тендерный концепт (ГК) - это семантическое образование, возникающее в результате сочетания словарного значения слова с этнокультурным мировидением и дающее представление о типичных мужских и женских образах, в котором выделяются ценностная, экспрессивная и понятийная стороны.

  2. В семантической структуре слова, содержащего тендерную сему, в качестве аллосем присутствуют признаки, составляющие концепты «мужественность» и «женственность».

  3. Тендерные стереотипы, относясь к знаниям о лицах/персонажах разного пола, приписывают им определенные признаки, что отражается в особенностях синтагматических связей рассматриваемых единиц, в экспликации положительной и отрицательной семантики,

  4. Художественные произведения в целом представляют собой динамическое взаимодействие «образов» мужественности и женственности.

Цель и задачи исследования определяют его структуру. Диссертация содержит 230 страниц машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы, включающего цитируемые труды отечественных и зарубежных авторов (334 наименования, из них 62 на иностранных языках), списка художественной литературы (35 наименований), списка словарей и энциклопедий (40 наименований), списка сокращений.

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность, определяется объем, цель работы, ее задачи и методы исследования.

В первой главе «Проблема тендерных исследований в современной лингвистике» излагается теоретическое обоснование основных исследовательских положений диссертации, вводятся понятия языковой картины мира, концепта, стереотипа, дается краткий обзор эволюции тендерных исследований.

Во второй главе в центре внимания находятся культурные концепты «мужественность» и «женственность» и их языковое выражение. На основании анализа словарных статей лексических единиц (ЛЕ), входящих в функционально-семантические поля man и woman, выделяется ядро соответствующих концептов. Периферийные характеристики выявляются с помощью контекстуального анализа данных ЛЕ.

В третьей главе «Тендерные стереотипы в англоязычных художественных текстах XX века» рассматриваются семантика и функционирование тендерных стереотипов в художественном тексте, динамика их развития (сравниваются ГС, отражаемые в художественной литературе начала и конца XX века).

В заключении подводятся общие итоги исследования.

Похожие диссертации на Средства репрезентации концептов "мужественность" и "женственность" в современном английском языке