Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские идеи А. Л. Чижевского Захаров Михаил Леонидович

Философские идеи А. Л. Чижевского
<
Философские идеи А. Л. Чижевского Философские идеи А. Л. Чижевского Философские идеи А. Л. Чижевского Философские идеи А. Л. Чижевского Философские идеи А. Л. Чижевского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Захаров Михаил Леонидович. Философские идеи А. Л. Чижевского : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Мурманск, 2006 145 с. РГБ ОД, 61:06-9/646

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Рубеж XX-XXI веков - эпоха культурного перелома. Это разрушение прежних жизненных стандартов, появления новых ценностей, поиск нового видения мира и понимания роли и места человека в нем. При этом особую остроту приобретает рефлексия по историческим, аксиологическим и эпистемологическим вопросам. Современное знание о мире имплицитно и предполагает новые идеи и ориентиры, одним из важнейших источников которых, является философское наследие русского космизма.

Видное место в естественнонаучном направлении русского космизма принадлежит ученому и философу А. Л. Чижевскому (1897-1964). Его внимание было сосредоточено на трактовке развития мироздания, на выявлении роли природных факторов в историческом процессе. «Социальная эволюция, - указывал он, - протекает под непосредственным воздействием разнообразных экономических и политических, а равно и естественных факторов… Наши работы имеют целью вскрыть роль некоторых естественных факторов в социальных движениях человеческих коллективов».

Сегодня, в условиях обострения глобальных проблем современности, разработки и реализации концепции устойчивого общественного развития, идеи А. Л. Чижевского о влиянии природных факторов на социум, не востребованные в полной мере в советский период, приобретают актуальное значение.

Наследие космиста содержит еще не полностью раскрытый эвристический потенциал. В этой связи достаточно указать на постановку и разработку им комплекса вопросов, имеющих отношение к солнечно-земным связям, влиянию космических излучений на человеческий организм и его био-социальное самочувствие. Все это представляет научный интерес для философов, социологов, космобиологов, физиологов, психологов. К сказанному, не лишне будет добавить, что А. Л. Чижевский, опираясь на результаты своих исследований, предложил ряд рекомендаций позволявших поддерживать физическое и психическое здоровье людей в неблагоприятных природных и социальных условиях.

В наше время идеи А. Л. Чижевского о связи природы, общества и человека реализуются в коэволюционном подходе. Представления космиста о закономерностях протекания процессов становления созвучны ряду положений современной теории синергетики. Взгляды философа близки современному междисциплинарному направлению исследований, называемому сейчас «Большой историей». Оно включает биологическую и социальную эволюцию человека в рамки универсального эволюционизма: от флуктуации вакуума, породившей Вселенную, до глобальных проблем современности. Все это определяет непреходящее значение идей А. Л. Чижевского и делает их остроактуальными для нашего времени.

Творчество русского ученого получило за рубежом большой резонанс еще в 20-е годы ХХ века. Чрезвычайно высоко оценили его работы в области аэроионизации М. Пьери, Д. Реджинальд. Во всем мире А. Л. Чижевский известен как основоположник аэроионизации, космобиологии, биоорганоритмологии, автор ряда плодотворных идей в эпидемиологии, микробиологии, климатологии.

Степень научной разработанности проблемы. Широта интересов А. Л. Чижевского обусловила значительную сложность изучения его творческого наследия. В научной литературе отсутствует системное, всестороннее, комплексное исследование философского наследия мыслителя.

В 30-х годах прошлого века в советской печати ученый неоднократно подвергался критике за преувеличение роли природных факторов в историческом процессе и общественной жизни. В неподписанной статье в газете «Правда» от 25 декабря 1935 года труды мыслителя оцениваются как «бред или завуалированная контрреволюция». К данной оценке присоединился и В. А. Гуреев, автор книги о истории астрологии. Огульная критика сопровождалась заговором молчания и вето на публикации о влиянии солнца на земные процессы. Такое положение сохранялось до середины 1960-х годов ХХ века.

Благодаря активной деятельности вдовы ученого Н. В. Энгельгард и целого ряда крупных советских ученых - академика А. Яншина, Б. Н. Кедрова и других удалось добиться снятия запрета на работы и имя А. Л. Чижевского в советской науке. При этом концепция влияния солнечной активности на исторический процесс стала трактоваться как «юношеское увлечение», от которого ученый давно отказался. А. Л. Чижевский официально признавался основоположником гелиобиологии – науки о влиянии солнечной активности на жизнь на Земле, а также пионером практического применения аэроионизации, исследователем вопроса о физических свойствах крови.

В русском космизме обычно выделяют три течения: религиозно-философское, связанное, прежде всего, с именем Н. Ф. Федорова, поэтически-художественное, представленное В. Ф. Одоевским, В. А. Левшиным, А. В. Сухово-Кобылиным и естественно-научное, развивавшееся К. Э. Циолковским, Н. А. Умовым, В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским.

Попытка всестороннего осмысления наследия А. Л. Чижевского предпринимается в монографиях В. Н. Ягодинского, А. А. Гагаева и В. П. Скипетрова.

«Теории гелиотараксии», представлениям А. Л. Чижевского о роли солнечного фактора в историческом процессе, анализу его философско-исторических взглядов посвящены публикации А. А. Гагаева, Л. В. Голованова, А. Г. Зарубина, В. В. Казютинского, И. А. Корноуховой, Ю. В. Лупачева, А. В. Монакина и Л. Т. Энгельгард, С. Г. Семеновой, В. Н. Ягодинского.

Л. В. Голованов и В. Н. Ягодинский признавая, со ссылкой на данные современной науки, факт сильного влияния солнечной активности на человека, его самочувствие и поведение, вместе с тем, совершенно справедливо отмечали, что социальные процессы не сводятся к физическим, химическим, биологическим или их совокупности. На этом основании В. Н. Ягодинский характеризовал естественнонаучный подход к историческому анализу А. Л. Чижевского как суженный, неадекватный реальности.

А. А. Гагаев и В. П. Скипетров оценивают выводы А. Л. Чижевского о солнечном влиянии на общественную жизнь как точный механизм прогноза.

По мнению В. В. Казютинского, концепция космических факторов исторического и социального процессов А. Л. Чижевского «является, несомненно, одним из наиболее значимых достижений научной мысли ХХ века». Не отрицая уязвимости концепции для критики, он, между тем, утверждает, что ее автор внес заметный вклад в разработку проблем «Большой истории».

И. А. Корноухова характеризует концепцию гелиотараксии как неразвитую, незаконченную теорию, возникшую как попытка формирования «синтетической мировоззренческой системы».

Многие исследователи философского и научного творчества А. Л. Чижевского, например А. В. Монакин и Л. Т. Энгельгард оценивают концепцию гелиотараксии как «один из методов познания окружающего нас мира». Аналогичных взглядов придерживается В. К. Крайко, утверждая, что «между действиями космических факторов и социальными действиями прослеживаются…связи, при которых вторые в немалой степени обусловлены первыми». Большую теоретическую и методологическую ценность, прогностический потенциал концепции гелиотараксии отмечают А. Г. Зарубин, Ю. В. Лупачев, С. Г. Семенова.

Основательные статьи В. В. Алексеева, Н. И. Губарева, Е, И. Панчука, Т. Г. Редникина, К. А. Томилина посвящены особенностям трактовки А. Л. Чижевским ноосферных задач, проблематике системной организации мира, проблемам солнечно-земных связей, космоса как среды обитания человека, человечества как космопланетарного феномена.

В современной литературе существует и критический подход к философско-историческим воззрениям А Л. Чижевского. Так, Р. Баландин, критикует философа за преуменьшение способности человека влиять на историю. Кроме того, он выражает сомнение в объективности отбора фактов, проведенного ученым для обоснования концепции гелиотараксии и в принципиальной возможности такого отбора.

Исследователи поэтического и живописного наследия А. Л. Чижевского В. И. Безъязычный и Л. Т. Энгельгардт отмечают широту его тематического диапазона, незаурядный талант как поэта и художника и глубокую внутреннюю связь между занятием искусством и научным творчеством - главным делом его жизни.

Творчество А. Л. Чижевского стало предметом дискуссии на научных чтениях в г. Москве, г. Минске, г. Калуге.

Философские взгляды А. Л. Чижевского нашли рассмотрение в диссертационных исследованиях. Н. В. Самсонова в работе «Космизм А. Л. Чижевского: философско-методологический анализ», в большей мере отражает идейные и концептуальные достижения мыслителя, а не восхождение к ним. Диссертация С. В. Терехова «Эволюционные идеи в естественнонаучном направлении русского космизма» раскрывает взгляды В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского и А. Л. Чижевского на проблему эволюции.

Цель и основные задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в рассмотрении философских идей А. Л. Чижевского в их взаимосвязи, через реконструкцию картины мира и основополагающих концептуализаций философской интерпретации истории человечества, в контексте эволюции природы, а также внутренне присущей им методологии научного реализма. Даная цель определила постановку следующих задач:

  1. Реконструировать философские представления А. Л. Чижевского о мироздании и месте в нем человечества.

  2. Квалифицировать научный реализм как методологическую основу универсального космизма, глобального эволюционизма и, главное, философско-исторических взглядов мыслителя.

  3. Раскрыть представления А. Л. Чижевского о генезисе и сущности человека.

  4. Проанализировать представления о истории и будущности человечества как сильно детерминированных влиянием энергий Космоса и, особенно, Солнца.

  5. Реконструировать сущность и содержание концепции гелиотараксии.

Объектом диссертационного исследования предстает философское содержание идейного наследия А. Л. Чижевского по проблематике эволюции Космоса и человечества.

Предметом диссертации служит философская интерпретация мыслителем мироздания, а также социально-исторического процесса в аспекте его зависимости от природы.

Методологической основой исследования являются диалектико-материалистические принципы и методы познания. Значительное внимание было уделено применению историко-реконструктивного и сравнительно-исторического методов, использованию системного и междисциплинарного подходов, а также текстологического анализа источников.

Источниками исследования стали естественно-научные и философские труды А. Л. Чижевского, рукописи его неопубликованных работ из фондов Академии Наук Российской Федерации, а также труды К. Э. Циолковского, Э. Геккеля и других мыслителей, на которые ссылается или упоминает А. Л. Чижевский.

Научная новизна диссертации заключается в предпринятой автором попытки рассмотрения философских идей и концептуализаций А. Л. Чижевского как мировоззренческой системы, через реконструкцию воззрений о картине мира, места в ней человечества и обусловленности его истории природными факторами. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Методологической основой философских идей и философии истории А. Л. Чижевского служит выработанный им научный реализм.

  2. Человек и психосфера, то есть человечество, представляют на данный момент вершину эволюции Космоса. Генезис человека еще не завершен. Его сущность заключается в наличии абстрактного мышления и сознания.

  3. Концепция гелиотараксии является ядром философии истории мыслителя. В эволюции человечества социально-экономические факторы являются ведущими, а космические и, прежде всего, солнечные – основополагающими.

  4. Развитие психосферы представляет из себя всеобщий, детерминированный, направленный, коллективистский, спиралевидный, возвратно-поступательный процесс, где гелиотараксис является длительным фазисом перехода истории от стихийного состояния к сознательному.

  5. Будущее человечества видится в его эволюции в составе космоса как целого, в развитии самосознания людей до космического сознания, в стратегической ориентации на создание ноосферы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Методологические подходы, выводы и новации, содержащиеся в диссертации, выявленные новые ракурсы и проблематика могут послужить отправной точкой для осуществления более глубокого и комплексного исследования философских идей А. Л. Чижевского. Материалы работы могут быть реально использованы при чтении курсов лекций по истории философии, особенно отечественной, социологии, концепциям современного естествознания, методологии науки.

Апробация работы. Основные концепции и положения исследования изложены на международной и межвузовских научных конференциях в Мурманском государственном техническом университете, Мурманском государственном педагогическом университете, Мурманском гуманитарном институте, на XL научных чтениях памяти К. Э. Циолковского в г. Калуге 13-15 сентября 2005 года при участии Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, Института философии Российской Академии наук и др. Материалы диссертации апробировались в научных публикациях и использовались при чтении лекций, проведении практических занятий по курсу «Философия».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка литературы.

Похожие диссертации на Философские идеи А. Л. Чижевского