Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История развития культуры Таджикистана в годы независимости : 1991-2011 гг. Каримова, Рухайё Назимовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каримова, Рухайё Назимовна. История развития культуры Таджикистана в годы независимости : 1991-2011 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Каримова Рухайё Назимовна; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ахмади Дониша АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2012.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/767

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Особенности культурных преобразований в Таджикистане в период независимости 20

1.1. Культурные трансформации переходного периода 20

1.2. Законодательная и правовая база в области культуры 34

Глава II. Современные тенденции развития культуры и искусства 55

2.1. Образование и деятельность культурно-просветительских учреждений 55

2.2. Развитие литературы и искусства 73

Глава III. Роль международного сообщества в развитии культуры Таджикистана 107

3.1. Сотрудничество РТ со странами СНГ в области культуры 107

3.2.Основные направления и формы культурного сотрудничества Таджикистана с международными организациями 132

Заключение 151

Список использованной литературы 155

Введение к работе

Актуальность исследования. Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось изменениями, связанными с распадом СССР и образованием новых независимых государств на карте мира. Среди них Республика Таджикистан, которая, став союзной республикой в 1929 году, обрела независимость 9 сентября 1991 года. С этого времени начался отсчет нового периода в истории таджикского народа – этапа самостоятельного и независимого развития страны. Одной из важнейших задач на данном этапе государственного строительства становится формирование национального самосозна-ния, возрастает роль изучения истории и культуры таджикского народа. Создание объективной картины прошлого в этих условиях становится одним из главных факторов формирования общенацио-нального единства, воспитания гражданственности, нравственности и патриотизма. Как подчеркнул Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон: «только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений». Первое постсоветское десятилетие в республике оказалось драматичным. В условиях становления государственности в Таджикистане началась гражданская война. Вследствие воору-женного противостояния в глубоком кризисе оказались экономи-ческая, социальная и культурная сферы страны. Были разорены общеобразовательные школы, сотни клубов и библиотек, закрывались театры, распадались художественные коллективы, разворовывалось имущество научных учреждений. Отмечались факты вандализма в отношении конфессиональных организаций и памятников мате-риальной культуры. Таджикистан в годы войны лишился большого числа деятелей культуры, искусства, науки, которые вынуждены были покинуть страну. В конечном итоге все это губительно отразилось на культурной жизни республики, духовный и интеллектуальный потенциал страны резко снизился21. В такой ситуации только общая национальная идея, основанная на общеисторических и культурных ценностях, прославленной истории и культуре таджикского народа, смогла бы объединить расколотое общество. Политика государства в сфере культуры имеет фундамен-тальное значение для общественного развития, формирования сис-темы ценностей и нравственных ориентиров нации. Именно куль-турная политика определяет современное лицо нации и государства. После окончания гражданской войны культура испытывала определенные трудности. Социально-политическая и экономическая нестабильность привели к тому, что потребности человека подвер-гаются воздействию рыночной идеологии. В конце XX – начале XXI вв. в Таджикистане возник кризис базовых ценностей - происходит отрицание прежних идеалов, разрушение устоявшегося мировоз-зрения, что оказало негативное влияние на культуру таджикского народа. Оккупация общественного сознания под влиянием печатных и электронных СМИ привела к насаждению новых идеалов, как материальных (потребительство, доступ к информации, стремление к экономической независимости и др.), так и духовных (демократия, толерантность, плюрализм, гласность).

В связи с этим, совершенно очевидно, что ситуация, в которой находится таджикское общество сегодня, требует поиска новых адекватных механизмов регуляции культурных процессов, ведь культура с одной стороны, испытывает на себе влияние форми-рующихся сегодня социально-политических и социально-экономи-ческих механизмов. С другой, – культура сама оказывает заметное воздействие на них, выступая своеобразным катализатором социаль-ного процесса. Вместе с тем культурная сфера в большей степени, чем какая-либо другая, отражает совокупные процессы жизнедеятельности общества, даёт представление о конкретной эпохе, причастности людей к важнейшим историческим событиям. Избранная для исследования проблема является актуальной, так как исторический опыт показывает, что процесс суверенизации, захлестнувший респуб-лику различными аспектами своего проявления, с неизбежностью поднял и проблему культуры. В стране начался процесс осмысления прошлого таджикского народа. Рост национального самосознания вызвал живой интерес к истокам собственной культуры, способной обрести свое прежнее значение и развиваться посредством культурного диалога между прошлым и настоящим нации, поскольку хронотоп духовной культуры подразумевает преемственность традиций в проекции современного социального развития. Другим важным фактором изучения культуры таджиков стала проблема соотношения национальной культуры и глобализации – современного феномена с его универсальными нормами и стандар-тами бытия. Глобализация – процесс всемирной интеграции и уни-фикации, основными тенденциями которого являются стирание поли-тических, экономических и культурных границ в мире. Способность в настоящее время противостоять этому феномену, сохранить нацио-нально-культурную идентичность, позволит не затеряться в потоке глобализации и занять достойное место в системе мировых цивилизаций.

Исследуемая проблема важна для выработки рекомендаций в развитии культуры Таджикистана в XXI веке. Степень изученности проблемы. Проблема развития и функционирования культуры носит системный, многоаспектный характер, и ее изучение, соответственно, связано с использованием теоретических и практических разработок и достижений в различных отраслях социально- гуманитарного знания. Особое место в научных изысканиях по данной проблематике занимает культурологический аспект, интегрирующий многие достижения смежных отраслей знания по этим вопросам.

Отправной точкой в исследовании данной проблемы послу-жили фундаментальные коллективные труды по истории и истории культуры Таджикистана,1 обобщающие исследования теоретиков истории и культуры М.Кима, М.Шукурова, Р.Масова,2 а также отдельные работы и статьи Р.Абулхаева, Н.Нурджанова, Т.Кашириной, З.Богумановой33, где рассматриваются различные аспекты истории культурного строительства в Таджикистане в советский период. Историческую науку современного Таджикистана обогатили многочисленные книги, статьи и выступления главы государства Эмомали Рахмона, в которых отражены основные проблемы истории и культуры таджикского народа с древнейших времен до наших дней, а также вопросы взаимоотношения и сотрудничества республики со странами ближнего и дальнего зарубежья14. Среди обобщающих трудов, анализирующих многие аспекты развития культуры Таджикистана периода независимости, необхо-димо отметить VI том фундаментального исследования «История таджикского народа», V глава которого посвящена данной проб-леме23. Среди монографических изданий по культуре независимого Таджикистана отметим исследование М.Табарова31, посвященное таджикскому современному театру, а также книгу «Фаранг ва истилол» («Культура и независимость»)42, в которой содержится статистика культурных событий республики в рассматриваемый период.

Различные аспекты культуры и искусства независимого Таджикистана представлены в серийных сборниках «Очерки теории и истории культуры таджикского народа», где проблемы музыкального, изобразительного и театрального искусства, кино и архитектуры получили отражение в статьях Э.Гейзер, Л.Додхудоевой, С.Рахимова, Р.Мукимова, М.Табарова и других53.

В работе автор также использовал публикации ученых России и стран Центральной Азии: С.Абашина, П.Шозимова, А.Капаевой, Ж.Урманбетовой, С.Абдрасулова, которые внесли значительный вклад в изучение культуры центральноазиатского региона, в част-ности, Таджикистана периода суверенитета14. Вопросам развития театрального, изобразительного, музыкаль-ного искусства и кино постсоветского периода посвящены главы в монографических исследованиях Н.Нурджанова, Л.Додхудоевой, Б.Кабиловой, Ш.Арабовой и других25. В годы суверенитета значительная работа проведена в изучении фольклора и этнографии таджиков, являющихся важными составляющими в изучении культуры народа. Обширный материал, составляющий эмпирическую базу науки, собранный в результате полевых исследований в конце XIX – XX веках, послужил основой таких изданий, как «Народное искусство Памира», «Народное искусство Таджикистана», «Музыкальное искусство Памира» и др31. Вопросы культурного сотрудничества между Таджикистаном и Россией освещены в работах М.Наимова, А.Саттарова, Х.Пирум-шоева, М.Маликова42. Кроме отдельных научных публикаций, диссертант использовал ряд изданий международных конференций, семинаров, круглых столов, а также аналитических сборников по проблемам развития культурного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, международными организациями в постсоветское время, таких как, «Культурное пространство Центральной Азии: единство в многообразии», «Анализ ситуации в области культуры и искусства в Республике Таджикистан», «Историческая наука постсоветской Центральной Азии: обретения и проблемы», Евро-пейский театр в исламском мире: постсоветские трансформации в театральном искусстве стран Центральной Азии» и другие13. В целом относительно степени разработанности обозначенной нами проблематики можно утверждать, что, несмотря на кажущееся обилие литературы, посвященной анализу и развитию современной культуры таджикского народа, её переходного состояния, целостного исторического концепта динамики культуры сегодня практически не существует. Эта проблема остаётся открытой и требует специального исследования на основе накопившегося материала, особенно текущих архивов, периодической печати республики. Целью данного исследования является изучение процесса развития культуры Таджикистана в годы независимости (1991-2011гг.).

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования: - дать анализ особенностей культурных преобразований в Таджикистане в конце XX –начале XXI веков; - проанализировать характер и роль культуры Таджикистана в общественном развитии, определить тенденции культурной динамики в условиях становления государственности; - исследовать правовую базу в области культуры в законодательстве Республики Таджикистан; - осветить специфику деятельности культурно-просветительских учреждений в исследуемый период; - дать анализ тенденций развития литературы и искусства в РТ в начале XXI в.; - исследовать структурные и функциональные особенности управленческой системы и механизмов влияния государства на общественную и культурную жизнь республики; - проанализировать содействие международного сообщества в развитии культуры Таджикистана; - дать анализ перспектив и проблем развития культуры РТ в XXI в. Научная новизна работы. Диссертационная работа «Исто-рия развития культуры Таджикистана в период независимости (1991-2011гг.)» является, по существу, первым обобщающим научным исследованием, охватывающим основные вопросы этой проблемы в рамках исследуемого времени.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - впервые изучена динамика культурных процессов в Таджикистане в годы независимости; - впервые осуществлён комплексный историко-культурологический подход для анализа и исследования культурных процессов современного Таджикистана; - впервые создана обобщающая работа по истории развития культуры Таджикистана в годы независимости; - впервые исследованы трансформационные процессы в динамике культурного развития Таджикистана периода постперестройки и последующего ее реформирования. Хронологические рамки исследования охватывают период: последнее десятилетие ХХ в. и первое десятилетие XXI в. Источниковедческая база исследования диссертации состоит из нескольких групп, каждая из которых позволила собрать материал для проведения данного исследования. Первую группу источников составляют: документы и законодательные акты Республики Таджикистан – это Конституция РТ, законы РТ, постановления Правительства, материалы встреч глав и правительств государств, статистические сборники, и т.д. В работе были использованы архивные материалы и сборники действующих договоров, соглашений, конвенций, заключенных между Республикой Таджикистан и другими странами, в которых представлены срав-нительно сопоставительные статистические данные, позволяющие проследить динамику двусторонних культурных отношений в исследуемый период.

В работе использовались архивные материалы НИИ культуры и информации Министерства культуры РТ, Отчеты по человеческому развитию ПРООН. Также были изучены материалы текущих архивов Министерства культуры Республики Таджикистан, Академии наук Таджикистана, Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан, внешнепо-литических ведомств, международных организаций и дипломати-ческих представительств, аккредитованных в РТ. Кроме использованных официальных источников, в работе также использованы международно-правовые документы, а также материалы печатных и электронных СМИ. Метод исследования. Методологической основой диссерта-ционного исследования послужили исторический и культуроло-гический подходы, предполагающие включенность в изучение рас-сматриваемой проблемы различных отраслей социально-гума-нитарного знания и обеспечивающих комплексность и системность исследования. Историко-культурологический анализ дал возможность проследить исторические этапы становления современной культуры таджиков. Кроме указанных методов в работе были использованы и другие - аналитический, описательный, классификационный. Предметом исследования является изучение развития культуры Таджикистана в 1991-2011гг. Практическая ценность работы заключается в том, что разработанные в ней положения, сделанные выводы и рекомендации позволяют дополнить и углубить существующую научную базу по данной проблематике и дать импульс новым научным изысканиям в области сохранения и развития культуры таджиков. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в разработке государственных и региональных культурных проектов, учтены при формировании образовательных программ, создании учебного материала. Содержащиеся в диссер-тации материалы могут быть использованы при изучении учебных дисциплин по истории, культурологии, социологии в вузовской практике. Данные диссертационного исследования также могут послужить основой для прогнозирования путей развития современной культуры в республике, что позволит выстраивать оптимальную культурную политику. Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций – научных статьях и журналах, тезисах докладов, а также в выступлениях на Республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 20-летию независимости Республики Таджикистан, Международных семинарах по реставрации и консервации настенной живописи Центральной Азии (Душанбе: 2008, 2009, 2010гг.). Диссертация обсуждена на объединенном заседании отделов новейшей истории и истории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан. Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Культурные трансформации переходного периода

Последнее десятилетие XX и начало XXI вв., то есть постсоветская история Таджикистана, характеризуются сложным сочетанием потерь и обретений в экономике и политике, совокупностью достижений и разочарований в этнической и религиозной, культурной и психологической сферах общественной жизни.

Изменения в социально-политической сфере в постсоветский период истории страны, выявили, помимо прочих насущных вопросов, особую остроту культурных проблем. Значительный ущерб культуре Таджикистана был нанесен в результате вооруженного противостояния и его последствий в 1990-е годы. «Кроме непосредственных разрушений объектов культуры, образования, - отмечает исследователь, - долгосрочное негативное воздействие оказал отток из страны значительной части образованного населения и интеллигенции; маргинализация значительной части населения, резкое сокращение государственных субсидий на культуру. Кроме того, в Таджикистане, в целом, значительно сильнее сказалось влияние исламизации на различные сферы культурной жизни»1.

После распада СССР Таджикистану досталась модель культурной инфраструктуры, которая предполагала постепенное слияние национальных культур с общими европейскими стандартами культуры и, в первую очередь, с русской. По словам Ленина В.И.: «....законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок»2. Значительным итогом построения такого большого государства, как Союз Советских

Социалистических республик было формирование нового облика ее граждан, которые приобрели интернационалистические признаки, сохраняя, при этом, свою национальную специфику. В годы советской власти социальный фактор доминировал над национальным, что, впрочем, не значило, его подавление, а, напротив, данный факт способствовал познанию и взаимообогащению национальных культур.

Советская идеология способствовала развитию мощи государства, что, несомненно, положительным образом сказывалось на развитии культуры всех союзных республик и Таджикистана, в частности. Однако ввиду доминанты определенных социальных клише (категории «советский народ», интернационализм), национальный фактор не всегда имел возможность раскрыться полностью. Как пишут исследователи: «Период социализма внес существенные коррективы в функционирование традиционной культуры. Идеология социализма с образом советского человека и социалистической культуры доминировала в определении систем национальной культуры»1.

Между тем, по мере продвижения различных видов профессиональной культуры и искусства, в должной степени не получали поддержки и развития некоторые виды народного творчества, которые в досоветский период традиционно занимали важное место в культурной системе таджикского народа.

После провозглашения суверенитета, в стране начался процесс осмысления исторического прошлого таджикского народа, к которому восходит система традиционного образа мышления. Очевидным становится тот факт, что национальная культура способна обрести свое прежнее значение и развиваться посредством культурного диалога между прошлым и настоящим нации. В то же время не следует упускать из виду тот факт, что хронотоп духовной культуры подразумевает преемственность традиций в проекции современного социального развития. Крайне необходимо учесть соотношение традиционализма и современных ценностных норм в системе культуры.

Суверенизация стала мощным стимулом для существенных сдвигов в культурных процессах в республике. Этому способствовали некоторые трансформации, произошедшие в обществе в этот период.

Прежде всего, это касается легитимации Республики Таджикистан в качестве самостоятельного национального государства. Новые исторические условия послужили катализатором процессов, влияющих на этнокультурные отношения в обществе. После распада Советского Союза усилилась тенденция обособления представителей разных регионов республики. В этот непростой период власть стремилась опереться на культуру, которая является мощным инструментом идеологии. «При этом, - отмечает исследователь, -новая идеология опирается на идею «возвращения к аутентичным собственным корням» .

С провозглашением программы «национальной идеологии» выступил Президент Таджикистана Эмомали Рахмон. С высоких трибун постоянно декларируется задача формирования поликультурного общества, этнического и культурного плюрализма, толерантности. «Общенациональной идеей и основанной на ней политической стратегией, - по мнению исследователя, -должна быть формула «единства в многообразии» как фундамент многоэтнического общества и внутренней политики культурного плюрализма»2. Это станет возможным лишь тогда, когда все представители различных этнических и культурных групп осознают свое единство, что будет способствовать возрастанию чувства патриотизма и гражданственности. Вместе с тем, важную роль здесь играет и история таджикского народа, к которой обращается современное правительство. Большое значение уделяется сооружению памятников историческим личностям (Исмаилу Самани, Абу Абдулло Рудаки, Фирдавси), строительству новых музеев, библиотек, проведению мероприятий, посвященных юбилеям исторических личностей и т.д. Как отметил в своем выступлении Президент РТ Эмомали Рахмон: «Празднование 1100-летия государства Саманидов, Года арийской цивилизации, прославление великих предкрв направлены на то, чтобы мы познали свои истоки, историю своей нации и вклад наших предков в развитие мировой цивилизации»1.

В период суверенитета в стране произошли некоторые изменения в функционировании и управлении культурной сферой, однако они пока не столь значительны. «Сформированная в советское время культурная инфраструктура, - пишет исследователь, - оказалась избыточной для нового режима. Это является причиной того, что культурное производство в целом стало во многом результатом частной активности с минимальным вмешательством и поддержкой государства. За государством остались лишь функции финансирования и поддержки отдельных культурных проектов с явно идеологическими задачами»2.

Тем не менее, специалисты в данной области пытаются разработать и представить на рассмотрение новые проекты по развитию культуры (в их числе, например, «Концепция развития культуры в Республике Таджикистан») , которые станут достойными альтернативами культурной политике, унаследованной от советского времени. Это, в первую очередь, сопряжено со сложностями в связи с недостаточностью финансовых ресурсов и тем, что государство сдало свои позиции в сфере частного культурного производства.

В период независимости в культурной политике Таджикистана можно выявить некоторые основные тенденции:

- отказ от прежней коммунистической доктрины;

- следование советской модели управления культурой и сохранение ее основных институтов (в том числе бюджетное финансирование культуры по «остаточному» принципу);

- резкое сокращение государственного бюджета на развитие культурной сферы, вызванное экономическим кризисом в 1990-х гг.;

- отток кадров из культурной сферы;

- коммерциализация культуры в сфере развлечений;

- рост традиционализма в культурной сфере.

Как уже говорилось выше, политической элите Таджикистана в значительной степени достались советские подходы в проведении культурной политики. Советская культурная инфраструктура включала музещ театры, кинотеатры, библиотеки, многочисленные сельские «клубы» и «Дома культуры» и т.д., в которых работали тысячи сотрудников, производились масштабные закупки экспонатов, реквизитов, оборудования, книг и прочее. Амбициозный советский проект требовал больших финансовых затрат и политических стараний. Современное таджикское правительство не имеет таких политических и, прежде всего, финансовых возможностей. Поддержка культурных институтов, сформированных в советскую эпоху, оказалась неосуществимой для молодой республики.

Образование и деятельность культурно-просветительских учреждений

На современном этапе развития общества культурно-просветительские учреждения имеют важное значение для формирования культурной личности. Закономерно возрастает их роль в образовательном аспекте таджикского общества. Успех культурного роста общества немыслим без той роли, которую играют в нем кадры культурно-просветительских учреждений и организаторы культуры.

В первое постсоветское десятилетие резко сократилось финансирование культурно-просветительских учреждений, заметно ухудшилась материально-техническая база, что привело к их частичному разорению, а порой и вовсе закрытию. Наряду с этим, прекратилось строительство новых учреждений культуры. Так, если до 1991г. в стране функционировало 1433 клуба, 1747 библиотек с книжным фондом 16,1 млн. экз., 15 театров (1,2 млн. зрителей), 27 музеев (450 тыс. посещений) , то в начале 1997 года в республике насчитывалось 1392 общественно-государственные библиотеки, 41 культурно-досуговый парк, 34 музыкальных и танцевальных ансамбля, 20 народных театров, 37 музеев . В 2003г. уже осталось 1045 клубов, 1430 библиотек (книжный фонд 13, 2 млн. экз.), 39 (542 тыс. посещений), театров 15 (всего 451 тыс. человек)3, а в 2009г. насчитывалось уже 992 клуба (сокращение почти в 1,4 раза по сравнению с 1991г.), 1419 библиотек книжный фонд 12, 7 млн. экз.). При этом увеличилось количество музеев - всего 43 по республике . Невосполнимой потерей для культуры Таджикистана стал фактор оттока интеллигенции. Как отмечают исследователи: «Недостаток в финансировании культурных учреждений привел к оттоку из этой сферы и вообще из республики талантливых специалистов. Численность работников культуры в 1993 году по сравнению с 1990 годом сократилась на 20%, а их заработная плата стала одной из самых низких в народном хозяйстве. Сокращение сети культурно-просветительских учреждений, книжного фонда в библиотеках существенно снизило их роль в приобщении широких народных масс к культуре, искусству»1.

Социальные потрясения, которые пережило таджикское общество в период 1991-1997гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения.

В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что в последние годы культурно-просветительская деятельность, являющаяся одной из граней культурного процесса, привлекает к себе все большее внимание ученых. Произошли изменения в системе управления культурно-просветительной работой.

Показательным в этом плане является Научно-исследовательский институт культуры и информации, который стал основным звеном научно-исследовательской деятельности и методическим центром учреждений культуры в системе Министерства культуры Республики Таджикистан. Главной задачей Института является изучение проблем культуры в самом широком методологическом, географическом и временном диапазоне.

Институт был образован в мае 1997 года. До этого времени исследовательский коллектив был объединен в рамках Республиканского научно-методического Центра народного творчества и культурно-просветительской работы (РНМЦ). Создание Института стало попыткой соединить интеллектуальный потенциал аналитиков и экспертов, рассредоточенных по различным ведомственным учреждениям и академическим центрам, и, маневрируя этим ресурсом, поднять на качественно новый уровень интеллектуальное обеспечение государственных институтов. Кадровое ядро Института составляют выпускники исторического и философского факультетов ведущих вузов республики. К исследованиям активно привлекается широкий круг экспертов из числа преподавателей и научных сотрудников различных высших учебных заведений, институтов Академии наук Таджикистана, ряда ведомственных НИИ, средств массовой информации, государственных органов.

Оказавшись в ведомстве Министерства культуры, Институт постепенно охватил основные сферы интересов органа управления культурой как отраслью: экономику и управление культурой, социологию культуры, информационное обеспечение сферы культуры, культурную политику и т.д., в первую очередь - с научно-методической точки зрения.

В настоящее время в Институте разрабатываются проблемы теории и истории культуры в самых различных областях (народное и профессиональное искусство, социокультурные проблемы современного общества, новые технологии коммуникации) с разных методологических позиций: культурологии, истории, искусствознания, социологии, философии, политики, экономики и др.

«Главными задачами деятельности Института являются:

- сосредоточение усилий на приоритетных направлениях фундаментальных исследований в области культуры и информации Республики Таджикистан, сбор статистической, эмпирической информации, имеющих первостепенное значение в сфере культуры;

- разработка рекомендаций по использованию результатов научных исследований в сфере социально-культурной деятельности;

- подъем культурного уровня и обеспечение эффективного духовного воспитания населения республики;

- разработка прогнозов по развитию всех направлений культуры, искусства и средств массовой информации в стране;

- организация симпозиумов, семинаров, конференций, дискуссий и др. мероприятий по проблемам культурологи и искусствоведения, а также современных СМИ, информационных технологий;

- подготовка научных кадров и повышение квалификации работников культуры и искусства;

- оказание помощи молодым ученым и специалистам;

- издание обработанных результатов исследований, осуществленных Институтом.

Институт состоит из восьми научно-исследовательских отделов: культурологии, досуговедения, народного творчества, книговедения, искусствознания, массовой информации и издательской деятельности, связей с зарубежными странами, а также научная библиотека и архивный фонд» .

Сотрудники Института принимают участие в решении проблем культурной политики в национальном, региональном и международном аспектах, разрабатывают проекты учреждений культуры, различных культурных и художественных событий, манифестаций, выставок и фестивалей. Ими регулярно разрабатываются и проводятся социологические исследования в области культуры и искусства, данные от которых вносятся в научные отчеты и сборники. На базе этих отчетов ежегодно публикуются научные статьи, брошюры и монографии.

Институтом активно ведется реализация совместных исследований с другими научными учреждениями и вузами республики, что включает изучение культуры и искусства зарубежных стран, укрепление связей с научными учреждениями и учеными зарубежных стран и т.п.

В течение всего периода деятельности Институт привлекался к участию в политических кампаниях, а также оперативному информационно-аналитическому сопровождению государственных органов и коммерческих структур. Активно вел экспертную работу для Парламента и Министерства культуры республики.

При участии сотрудников Института выполнен ряд исследований, изданы монографии, методические пособия, а также Закон РТ «О библиотечной деятельности»; Концепция развития культуры Таджикистана; Концепция культурологических исследований в Таджикистане; Концепция развития НИИ культуры и информации .

Важное место в культурной жизни общества занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительную работу: организуют проведение экскурсий, чтение лекций, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и за их пределами. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой. При них состоят реставрационные лаборатории, хранилища экспонатов. Справедливо отмечено, что «Музей - это союз науки и культуры, образования и просвещения, интеллектуального досуга и эстетического воздействия, поэтому сотрудничество в этой сфере располагает огромным полем для новаций, синтеза и контактов» .

Современная концепция музея практически не ограничивает его функции только как архивные, как хранилища культурных ценностей, а превращает его в одну из самых прогрессивных и ярких выставочных площадок, культурный центр, собирающий публику с самыми разнообразными интересами и активно взаимодействующий с ней.

Развитие литературы и искусства

Искусство является важным компонентом любой формы развития, так как вбирает в себя духовные, материальные, интеллектуальные черты, которые характеризуют общество. В советское время искусство в стране носило бикультурный характер - его основой являлся синтез национальной и западной эстетики, с ярко выраженными чертами интернационализма и социального реализма.

Однако с обретением суверенитета искусство таджиков, уходящее своими корнями в глубокую древность, начинает играть важную роль в определении национальной и культурной идентичности, формировании самосознания, ментальносте народа в процессе строительства нового демократического общества. Таджикское искусство обретает выраженный национальный характер, усиливается рост традиционализма, хотя в нем все еще прослеживается эклектичность и противоречивость.

Каждый исторический период оказывает одинаковое влияние на все виды искусства, сохраняя их внутреннее единство. Как писал известный философ и социолог X. Ортега-и-Гассет: «Не отдавая себе в том отчета, музыкант стремится воспроизвести в звуках в точности те же самые эстетические ценности, что и художник, поэт и драматург - его современники. И эта общность художественного чувства поневоле должна привести к одинаковым социологическим последствиям» .

Пробуждение сознания, процесс обретения национального самопознания, призывы к изучению древней истории своего народа и извлечение уроков из исторического прошлого - все это отличительные черты литературы 90-х годов XX века. Обсуждение о необходимости принятия нового Закона Республики Таджикистана «О языке», организация Международного фонда таджикско-персидского языка и принятие его Устава были в ряду общенациональных дел.

Развитие и смена литературных направлений оказались относительно быстрым процессом, базисом которого было политическое и социокультурное развитие страны, ведущее к усиленному нарастанию демократических устремлений в литературе. «В период независимости -пишет исследователь, - создается множество произведений, отличающихся глубиной содержания, высоким идейным накалом, поднимающих важные социально-политические проблемы» .

В годы советской власти литература являлась наиболее политизированной культурной отраслью ввиду ее крайней зависимости от идеологии. В советских республиках именно писатель был основной фигурой в культуре, в соответствии с чем, литературные произведения в наибольшей мере подвергались цензуре. В этой связи разрушение прежней советской системы имело положительные последствия для писателей и литературы в целом. Писатели получили возможность самостоятельно издавать свои сочинения, им больше не нужно было для создания своих произведений подбирать героев и темы, подходящих под советскую идеологию и установленные партией клише.

В эти годы большой вклад в таджикскую литературу внесли поэты и писатели разных поколений, такие как Мехмон Бахти, А. Самад, С. Турсун, С.Рамхимзод, Фарзона, О.Азими, М.Солех, Н.Нодирпур, Н.Алиахмад, К.Хайдар, М.Искандари, Бахманер, К.Насрулло, Р.Назри, Н.Косим, Озарахш и другие1. Отдельные произведения С.Улугзаде, Л.Шерали, Г.Мирзо, М.Бахти, Д.Куддуса и других писателей и поэтов были переведены и изданы за рубежом. В свою очередь многие произведения мировой литературы переведены на таджикский язык. Одним их ярких примеров является перевод романа Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества».

Ввиду сложившихся социальных и экономических условий в республике, большое развитие получает жанр публицистики. Как справедливо отмечает исследователь: «Результаты анализа, исследования изображения человека и гуманизма в публицистических произведениях таджикских писателей А.Самада, Г.Мирзо, С.Турсуна и У.Кухзода свидетельствуют о том, что в литературе периода суверенитета в центре внимания литераторов стоят проблемы изображения человека, его внутреннего мира, свободы, национальной сущности, нравственности, духовности, чаяний, желаний, боли и страданий человека и общества» .

Народный поэт Таджикистана, лауреат Государственной премии имени Абуабдулло Рудаки, лауреат международной литературной премии «Лотос», Лоик Шерали в своих публицистических статьях поднимал проблемы языка, литературы и искусства, грамотности населения, а также проблемы культуры и национального самосознания таджиков. Все эти положения отражены в его статье «Паспорт нации» , в которой поэт призывает вспомнить свои исторические и культурные корни, оценивает язык как национальное достояние и считает гражданским долгом каждого жителя республики сохранять его чистоту.

Лоик Шерали - автор множества поэтических сборников, в том числе «Земля Отечества» и «Вдохновения из «Шахнаме», «Струны дождя» с 1991 года и до последних дней своей жизни был Председателем Международного фонда таджикско-персидского языка. В настоящее время этот Фонд возглавляет ученый, поэт, журналист Усмон Назир.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон на встречах с творческой интеллигенцией республики многократно призывал литераторов к воспеванию и описанию тяжёлого труда рабочих и строителей. «В свое время, - отмечал он, - самой влиятельной творческой организацией страны был Союз писателей, который являлся авангардом интеллигенции. К сожалению, в последние годы Союз писателей утратил эти свои позиции. Сегодня писатели - редкие гости в народной среде, нечасто беседуют с людьми... Выделены средства для покупки транспорта, ремонта здания, созданы условия для выезда писателей в различные регионы. Однако удовлетворительной отдачи от этого пока нет»3.

Обращение Президента вызвало незамедлительную реакцию среди творческих сил республики. На страницах газет, журналов появились очерки и статьи литераторов и публицистов А.Самада, С.Турсуна, У. Кухзода, Г.Мирзо, Р.Ярмухаммада, М.Салима, Ш.Мусо, Гулназара, Камола, в телевидении появились отдельные передачи, в которых писатели и корреспонденты рассказывали о новых больших стройках.

Показательными в этом плане являются произведения Бахтияра Муртазоева «Дом реки», «Ветерок Дашта и Кокула», «Вагон хлопка и урюк Орифи» и «Туннель независимости».

В «Туннеле независимости» автор описал картину строительства нового туннеля через Анзобский перевал. Произведение всецело основано на подлинных событиях, сюжет повествует о важности данного события для таджикского народа. Писатель освещает реальное социальное положение народа, описывает достижения и трудности, имеющиеся в жизни отдельных персонажей произведения .

В последнее десятилетие независимости молодые талантливые писатели из Таджикистана добились больших успехов и признания за рубежом. В их числе Г.Пулатова, которая в 2007 году стала первой писательницей из Таджикистана, удостоившейся награды Международного литературного конкурса «Русская Премия». Она получила первое место в номинации «Малая проза» за сборник рассказов «Приключения графа Лайоля»2.

В 2010 году лучшим автором в этой же номинации на Пятом Международном литературном конкурсе «Русская премия» признан другой молодой таджикский писатель Алишер Ниязов. Награды был удостоен его сборник рассказов «Фархад и Ширин», написанный под псевдонимом Алексей Торк. Алишер Ниязов в настоящее время проживает в Кыргызстане, но все его произведения посвящены его родине Таджикистану3.

Следует отметить, что «Русская премия» - единственная российская премия для русскоязычных писателей зарубежных стран, учреждена в 2005 году Фондом развития «Институт евразийских исследований» и проходит при поддержке Фонда первого Президента Российской Федерации Бориса Ельцина.

Еще один поэт, прозаик, драматург, киносценарист, публицист, автор текстов песен и романсов из Таджикистана, проживающий ныне в России Тимур Зульфикаров не забывает о своей родине. В Душанбе 5 мая 2012 года в Галерее современного искусства «МИНО» прошла презентация его книги «Изумруды, рубины, алмазы мудрости в необъятном песке бытия». В новом сборнике собраны афоризмы и причти известного таджикско-российского писателя. Тимур Зульфикаров много лет живет в России, но все его творчество пронизано восточными мотивами, о чем свидетельствуют название его произведений. Это - романы о Ходже Насреддине, Омаре Хайяме, Амире Тимуре и монументальное повествование о жизни и загробных хождениях современного поэта - «Земные и небесные странствия поэта». Сочинение это было отмечено премией «Коллетс» (Англия) за «Лучший роман Европы-93». Зульфикаров также является лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» за «Выдающееся художественное произведение русской литературы» 2004г. (за книгу "Золотые притчи Ходжи Насреддина"), премии «Лучшая книга года» 2005 г. (за роман «Коралловая Эфа»), премии Антона Дельвига (2008), премии «Хартли-Мерилл» (Голливуд) за лучший сценарий (1991). Победитель 5-го Всероссийского поэтического конкурса "Пророк Мухаммад - милость для миров" (2011) .

Сотрудничество РТ со странами СНГ в области культуры

Культурные связи являются важной составной частью политики любого государства. Грамотная культурная политика позволяет сформировать положительный образ страны на мировой арене, зачастую предрешает развитие иных видов сотрудничества, создавая для них благоприятные условия.

«С момента распада Советского Союза, - пишет исследователь, - на постсоветском пространстве начался процесс дезинтеграции гуманитарных связей между всеми государствами, которые прежде входили в СССР. Несмотря на создание различных политических, экономических и военных интеграционных блоков в рамках СНГ, ЕвразЭС, ОДКБ и т.д., системного единства так и не было достигнуто государствами, входящими в эти структуры. Одна из причин этого связана с серьезными разрывами в сфере культурных, образовательных и научных связей между ними, что привело к разрушению ментального единого пространства между людьми. В настоящее время эти связи еще сохраняются на базе отдельных межкультурных событий в рамках указанных выше структур»1.

Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) на просторах бывшего СССР было одним из наиболее важных событий в новейшей истории Таджикистана. 8 декабря 1991 года в Вискулях -резиденции Белорусского Правительства в Беловежской Пуще -руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате (Казахстан) главы 11 суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств»1. СНГ действует на основании Устава, принятого Советом Глав государств 22 января 1993 года .

Содружество, прежде всего, служит развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами и не обладает наднациональными полномочиями . За весь период совместной экономической и политической деятельности страны-участницы Содружества создали прочную организационно-правовую базу. Укрепление связей в гуманитарных областях, расширение культурно-образовательного пространства остаются основными сферами взаимодействия Таджикистана с государствами-членами Содружества Независимых Государств на современном этапе. Поэтому в своей внешнеполитической деятельности Республика Таджикистан особое значение придает развитию и укреплению двусторонних и многосторонних связей со странами-членами СНГ.

Изучение, анализ и обобщение роли таджикских и межгосударственных органов Содружества Независимых Государств по формированию общего культурного и образовательного пространства в рассматриваемый период дает возможность выявить как общие проблемы данного процесса, так и специфические особенности его развития. Тем самым открываются новые возможности для глубокого понимания интеграции стран СНГ в области культуры и образования, что необходимо для эффективной работы таджикских и межгосударственных органов СНГ по укреплению Содружества Независимых Государств.

История отношений между русским и таджикским народом насчитывает более тысячи лет. Основой взаимной близости двух народов являются общие корни индоевропейского генезиса, антропологическая и расовая близость, принадлежность к единой индоевропейской группе языков .

Коренной поворот в установлении экономических, политических, культурных и других сферах между двумя странами происходит после присоединения Средней Азии к царской России. Начинается бурный рост и развитие исторических центров региона, возникают новые города и поселки городского типа со смешанным населением, ведется строительство железных дорог, туннелей и трасс. С присоединением Средней Азии к России осуществляются невиданные ранее научные исследования по всем отраслям знаний, особенно в гуманитарной области: истории, этнографии, географии, идет глубокое изучение письменных, исторических и культурных памятников таджикского народа, а также других народов региона.

Советский период в истории таджикского народа сыграл огромную роль в возрождении таджикской государственности. После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года, с установлением Советской власти в Таджикистане и созданием Таджикской АССР (1924), в последствии преобразованной и Таджикскую ССР (1929), культура таджикского народа претерпела существенные трансформации. Собственно данный исторический период стал переломным моментом в развитии культуры таджиков. Это связано не только с коренным изменением социально-политической ситуации, но и созданием совершенно новой культурной инфраструктуры.

С прибытием в республику русских советских деятелей науки и культуры начинается освоение новых для народа видов искусства, также формируется новая современная инфраструктура: создаются образовательные, научные учреждения, различные художественные школы. «Советский опыт доказал, - отмечает видный таджикский культуролог М. Шукуров, - что культура любого народа не страдает, а напротив, выигрывает от общения с другими культурами»1.

После распада Советского Союза, в первые нелегкие годы становления независимости Таджикистана, с 1991 по 1997 годы, когда в стране затянулось вооруженное противостояние, Россия стала активным участником процесса межтаджикского урегулирования.

Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан установлены 8 апреля 1992 года. За годы суверенитета правительствами стран подписано более 140 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, культурной и других областях.

Таджикистан придает особое значение двустороннему сотрудничеству с Россией в гуманитарной сфере. Сторонами осуществляется поэтапная реализация принятых проектов и соглашений, направленных, в первую очередь, на образование единого научно-культурного и образовательного пространства.

Так, 19 сентября 1995 года на основе Договора «Об углублении экономического сотрудничества и развитии интеграционных связей», с целью дальнейшего развития интеграционных процессов в сфере культуры между двумя странами, Министерство культуры и печати Российской

Федерации и Министерство культуры Республики Таджикистан подписали Соглашение «О сотрудничестве в области культуры»1.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Таджикистан «О международных договорах Республики Таджикистан» Правительства обеих стран для дальнейшего укрепления сотрудничества в сферах культуры, искусства и информации подписали ряд других соглашений и программ. В их числе: Соглашение «О сотрудничестве в области информации» , Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и правительством Москвы Российской Федерации «О сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях»4, Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Саратовской области Российской Федерации «О торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве»5, Программа Сотрудничества между Министерством культуры Республики Таджикистан и Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Роскультура) на 2007-2009 годы6, Протокол «О сотрудничестве в области культуры» между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Таджикистан на 1999-2003 годы, Соглашение «О статусе корреспондентов средств массовой информации Республики Таджикистан в Российской Федерации и корреспондентов средств массовой информации Российской Федерации в Республике Таджикистан» и другие.

Основными задачами в процессе реализации условий вышеуказанных документов являются: расширение сотрудничества обеих стран в подготовке кадров в сфере культуры, науки и образования, двустороннее сотрудничество в области СМИ, а также проведение музейных выставок, гастролей песенных, танцевальных, театральных, фольклорных коллективов и отдельных исполнителей, их участие в фестивалях, «Днях культуры», и организация других культурных мероприятий, проводимых обеими сторонами.

Похожие диссертации на История развития культуры Таджикистана в годы независимости : 1991-2011 гг.