Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторический опыт культурного взаимодействия русских и корейцев : середина XIX-начало XX вв. Иванова Лариса Владимировна

Исторический опыт культурного взаимодействия русских и корейцев : середина XIX-начало XX вв.
<
Исторический опыт культурного взаимодействия русских и корейцев : середина XIX-начало XX вв. Исторический опыт культурного взаимодействия русских и корейцев : середина XIX-начало XX вв. Исторический опыт культурного взаимодействия русских и корейцев : середина XIX-начало XX вв. Исторический опыт культурного взаимодействия русских и корейцев : середина XIX-начало XX вв. Исторический опыт культурного взаимодействия русских и корейцев : середина XIX-начало XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Лариса Владимировна. Исторический опыт культурного взаимодействия русских и корейцев : середина XIX-начало XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Иванова Лариса Владимировна; [Место защиты: Дальневост. гос. гуманитар. ун-т].- Хабаровск, 2007.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/841

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Взаимодействие культур является одной из важнейших движущих сил процесса развития этносов, его обязательным условием и в целом объективной необходимостью Замкнутость этноса ведет, в конечном счете, к его гибели, и, напротив, способность одной культуры осваивать достижения другой выступает критерием ее жизнестойкости

Взаимодействие культур в современном мире - процесс сложный и иногда болезненный Глобализация и интернационализация вынуждают переводить межкультурный диалог на более высокие уровни интенсивности и качества, что рождает свои трудности, которые требуют пристального внимания и решения. Вместе с тем, именно диалог культур, создающий обстановку понимания, доверия и взаимного уважения между народами, является одним из немногочисленных способов снятия межнациональной напряженности без применения военной силы В то же время появление оружия массового уничтожения, экономическая нестабильность наглядно продемонстрировали, что экономика, политика и военная мощь в современных условиях являются далеко не самыми эффективными инструментами в решении актуальных проблем государств и всего мирового сообщества

В формирующемся многополярном мире отношения между странами и группами стран, принадлежащим к различным цивилизациям, приобретают иногда антагонистический характер Некогда сложившееся разделение мира - "Запад и остальные" - нередко становится причиной ожесточенных конфликтов, которые случаются между арабскими и азиатскими странами, с одной стороны, и Западом — с другой Стереотип, что культуры Востока и Запада взаимно не пересекаются и не имеют общих точек соприкосновения, не способствует конструктивному диалогу между представителями различных цивилизаций И, тем не менее, история знает примеры взаимовлияния, взаимообогащения и сотрудничества непохожих друг на друга культур

Уникальным в этом отношении является многовековой опыт культурного взаимодействия российского государства, малоизученный и малоиспользуемый В отношениях Востока и Запада евроазиатская Россия занимает особое место В российской культуре продолжается процесс синтеза восточных и западных культурных традиций. Двуединая природа российской культуры позволяет ей быть посредником между Востоком и Западом

В середине XIX века в связи с началом активного освоения дальневосточных рубежей и проникновения в Азию культура России вступила в диалог с культурами народов соседних азиатских стран. В этот период стали складываться формы, методы и принципы взаимодействия, которые обусловили развитие отношений между народами на многие десятилетия вперед Этот процесс не был простым, на его характер оказывали влияние не только уровень развития взаимодействующих культур, но и конкретные исторические условия

В опыте соприкосновения культур на Дальнем Востоке особое место занимают российско-корейские отношения, которые за историю их развития ни разу не омрачались вооруженным столкновением Их особенность подчеркивается современным положением России как гаранта стабильности на Корейском полуострове и во всей Северо-Восточной Азии В конце XX - начале XXI вв. наметилась тенденция заключения трехсторонних соглашений во всех сферах между Российской Федерацией, Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Корея Особая роль России в истории этих стран, влияние русской культуры на развитие культуры Кореи и восприятие русскими достижений корейцев позволяют современному сотрудничеству осуществляться на более высоком уровне Достижения во взаимодействии культур обоих народов являются фундаментом для решения всего комплекса региональных проблем на принципах общечеловеческой морали

Степень научной разработанности темы. В отечественной историографии рассматриваемой проблемы можно выделить три больших периода дореволюционный, советский и постсоветский На протяжении всех периодов вопросы российско-корейского культурного взаимодействия рассматривались либо в рамках истории России, Кореи и их взаимоотношений, либо исследовались отдельные аспекты культурного взаимовлияния двух народов При этом изучение темы происходило в двух основных направлениях внутригосударственном (взаимодействие российской и корейской культур в России, в основном на территории русского Дальнего Востока) и межгосударственном (между Россией и Кореей)

Установление общей российско-корейской границы в 1860 г, активное развитие контактов между двумя странами и начало корейской иммиграции на территорию русского Приморья вызвали в России интерес к изучению Кореи, ее культуры Чиновники, путешественники, ученые, государственные деятели в той или иной степени уделяли внимание культуре корейских переселенцев, их включению в культурный ландшафт России

Первое подробное описание поселений корейцев на территории русского Приморья, их быта, хозяйственной деятельности, обрядов принадлежит НМ Пржевальскому - руководителю экспедиции 1867-1869 гг в Уссурийский край Приоритет в приобщении корейцев к русской культуре Н М Пржевальский отдавал миссионерской деятельности Православной церкви Им также была предпринята одна из первых попыток установления культурных контактов с Кореей1

Особого внимания заслуживает работа сибирского историка и публициста В.И Вагина, по мнению которого, адаптация корейцев к русской культуре должна осуществляться не административными мерами, а "наглядным превосходством начал, выработанных европейской цивилизацией" Однако культуру земледелия корейцев В И Вагин ставил выше русской, считая ее более пригодной для Даль-

' Пржевальский, Н М Путешествие в Уссурийском крае, 1867-1869 гг / Н М Пржевальский - СПб , 1870

него Востока, и замечал, что русским колонистам полезно было бы поучиться у корейцев их способам обработки земли2

Подробное описание способов обработки и возделывания земли, методов хозяйствования корейцев содержится в работах главного агронома при Приамурском генерал-губернаторе НА Крюкова3 Корейская культура земледелия, ее проникновение в русские хозяйства и влияние на экономическое развитие Дальнего Востока России рассматривались в работах и других авторов дореволюционного периода4.

Работа Н А Насекина, служившего в 1890-х годах старшим чиновником по особым поручениям при Приамурском генерал-губернаторе, является наиболее информативным и интересным исследованием по истории и социально-экономическому положению корейских иммигрантов с 1864 по 1895 г включительно В ней содержится описание корейских жилищ, хозяйственной деятельности, рассматривается школьное образование корейского населения5. Занимавшиеся изучением истории и социально-экономического развития Дальневосточного региона авторы А В Кириллов, Н В Кириллов, А А. Риттих, Н В Слюнин, В В Граве, Е Т. Смирнов, Г Т Муров, В К Арсеньев в своих работах освещали различные аспекты темы исследования6

В дневниках, отчетах и записках российских путешественников, посетивших Корею в разные годы, рассматриваются важные для диссертационного исследования аспекты Работы владивостокского купца П М Делоткевича7, подполковника

2 Вагин, В И Корейцы на Амуре // Сборник историко-статистических сведений о Сибири и сопредельных ей стра
нах -СПб ,1875 -ТІ -Вып 2 -С 1-29

3 Крюков, Н А. Некоторые данные об урожае хлебных растений в Приамурском крае в 1891 году - Благовещенск,
1892, Крюков, НА К вопросу о скотоводстве в Приморской области - Б м ,б г , Крюков, H А Очерк сельского
хозяйства в Приморской области - СПб , 1896, Крюков, Н А Опыт описания землепользования у крестьян- пересе
ленцев Амурской и Приморской областей - М , 1896

4 Панов,А Желтый вопрос в Приамурье (Историко-статистический очерк)//Вопрссы колонизации - СПб, 1910 -
№7 - С 53-116, Песоцкий, В Корейский вопрос в Приамурье//Труды командированной по высочайшему повеле
нию Амурской экспедиции Приложение к выпуску XI - Хабаровск, 1913, Меньшиков, А Материалы по обследо
ванию крестьянских хозяйств Приморской области Старожилы стодесятинники - T 4 (Описание селений) Под
редакцией А АЛатищева -Саратов Тип Губ Правления,1913

Насекин, НА Корейцы Приамурского края Краткий исторический очерк переселения корейцев в Южно-Уссурийский край/ЛГруды Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества 1895 г -Хабаровск, 1896 - С 1-36

6 Кириллов А.В Корейцы села Благословенного (Историко-этнографический очерк)// Труды Приамурского отде
ла Императорского Русского Географического общества -Вып 1 - Хабаровск, 1895 -С 1-13, Кириллов,НВ Ко
рея Медико-антропологический очерк//Записки Приамурского отдела Императорского Русского Географического
общества. - TIX - Вып 1 - Хабаровск,1913, Риттих, А А Переселенческое и крестьянское дело в Южно-
Уссурийском крае Отчет по командировке чиновника особых поручений Переселенческого управления
ААРиттиха - СПб,1899, Слюнин Н В Современное положение нашего Дальнего Востока - СПб ,1908, Граве,
В В Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье// Труды командированной по высочайшему повелению Амурской
экспедиции -Вып XI -СПб, 1912, Смирнов ЕТ Приамурский край на Амурско-Приморской выставке 1899, Му
ров, Г Т Люди и нравы Дальнего Востока От Владивостока до Хабаровска (Путевой дневник) - Томск Паровая
Типо-Литография П И Макушина, 1901, Арсеньев, В К Краткий военно-географический и военно-статистический
очерк Уссурийского края 1901-1911 гг -Хабаровск,1912

7 Дневник П М Делоткевича на пути пешком из Сеула в Посьет через Северную Корею С 6 декабря 1885 г по
29 февраля 1886 г//Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии - СПб ,
1889 -ВыпXXXVIII -С 128-167

Генерального штаба Альфтана8, члена Императорского Русского Географического Общества А Г Лубенцова9 и др дают представление о влиянии русской культуры на корейское население приграничных территорий Деятельность русских специалистов, миссионеров нашла отражение в трудах полковника Карнеева 10 , В. Серошевского, П Ю Шмидта12.

Следует упомянуть публикацию Афонасьева и Грудзинского, которые в 1896-1898 гг работали в Корее в качестве военных специалистов13 Авторы подметили множество деталей, которые позволяют более полно воссоздать процесс русско-корейского культурного сотрудничества.

Серьезного внимания заслуживает 3-томное "Описание Кореи", выпущенное в 1900 г Министерством финансов России В нем были обобщены сведения о Корее, полученные российскими и европейскими авторами к началу XX века Особую ценность представляют главы, посвященные образованию и религиозным верованиям корейцев14.

Первые обобщения миссионерской деятельности Русской православной церкви среди корейцев в России и на Корейском полуострове сделали сами миссионеры Роль православия в приобщении корейцев к русской культуре, распространении и укоренении христианских идей, развитии миссионерских школ среди корейцев исследовалась в трудах начальников Духовной миссии в Корее Хрисан-фа (Щетковского)15 и Павла (Ивановского)16 Миссионерская деятельность Православной церкви среди корейцев рассматривалась в работах С В Недачина п, Ф.Прохоренко18 и др Таким образом, дореволюционной историографией был накоплен разнообразный эмпирический материал по целому ряду важнейших аспектов рассматриваемой проблемы Однако культурное взаимодействие русских и корейцев не стало предметом специальных исследований в дореволюционной историографии.

8 Альфтан Поездка в Корею в декабре 1895 г и в январе 1896 т II Сборник географических топографических и
статистических материалов по Азии -ВыпЬХГХ -СПб, 1896 -С 8-96

9 Лубенцов, А.Г Хамкенская и Пхиенанская провинции Кореи//Записки Приамурского отдела Императорского
Русского Географического общества -Т2-Вып IV -Хабаровск. 1897

10 Поездка Генерального штаба полковника Карнеева и поручика Михайлова по Южной Корее в 1895-1896
гг//Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии - СПб, 1899 - Вып 75 -
С 53-162

11 Серошевский,В Корея//Собраниесочинений -T4 -СПб ,1905

12Шмидт,ПЮ В корейской школе Оттиск (Из путевых впечатлений) - Бм ,1902, Шмидт,ПЮ Страна утрення-го спокойствия Корея и ее обитатели -СПб ,1903

13 Афонасьев 1-й, Н Грудзинский Русские инструкторы в Корее 1896-1898 гг - Хабаровск, 1898

14 Описание Кореи В 3-х томах -СПб ,1900

13 Ел Хрисанф (Щетковский) Из писем православного миссионера Издано в пользу российской Православной Духовной Миссии в Корее - Казань, 1904, Еп Хрисанф (Щетковский) От Сеула до Владивостока (Путевые заметки миссионера) -М,1905

6 Иеромонах Павел (Ивановский) Краткий очерк развития миссионерского дела среди корейцев Южно-Уссурийского края - Владивосток,1904, Иеромонах Павел (Ивановский) Современное положение христианских миссий в Корее - Владивосток, 1904, Архимандрит Павел (Ивановский) Корейцы-христиане - Издание 2-ое -М.1905

7Недачин,СВ Православная церковь в Корее, к 10-летию существования, исторический очерк//Миссионерское обозрение -СПб ,1911 -Т16 -№9 -С 27-43, №10 -С 258-272 №11 - С 474-492, №12 - С 699-707, Недачин, С В К вопросу о принятии корейцев в христианство - СПб ,1913 18 Прохоренко, Ф Русская духовная миссия в Корее -Харьков, 1907

В советский период внимание историков в основном привлекли такие проблемы, как участие корейцев русского Дальнего Востока в антияпонской борьбе за независимость Кореи и борьбе за установление советской власти. Однако в 1920-30-е годы в связи с активным внедрением на советском Дальнем Востоке рисоводства, получившего распространение благодаря корейцам, корейская культура земледелия вновь попала в поле зрения историков. В результате появился ряд работ, в которых затрагивались вопросы взаимодействия и взаимовлияния российской и корейской культур земледелия, методов ведения хозяйства19

В 1920-х годах в Харбине были изданы два труда, представляющие несомненный интерес для исследования В книге Н П Автономова рассматривались вопросы развития просвещения среди корейского населения российского Дальнего Востока20. В труде архимандрита Феодосия (Перевалова), начальника Российской духовной миссии в Корее (1917-1930), была представлена деятельность Духовной миссии на Корейском полуострове за 25 лет ее существования В основу книги легли документы из архива Российского Генерального Консульства в Сеуле и личные воспоминания автора21

В 30-40-х годах вопросам культурного взаимодействия русских и корейцев не уделялось внимания Это было связано с изменением политики в отношении корейцев Дальнего Востока и последующего их выселения за пределы края. Только в 50-80-е годы появился ряд работ, в которых давалась высокая оценка деятельности русских путешественников, исследователей Кореи22 В 1958 г. отдельной книгой были выпущены труды русских исследователей конца XIX века23 Среди работ этого периода следует выделить труды Г Д Тягай, посвященные развитию общественной мысли и общественных движений в Корее, на становление которых заметное влияние оказала революция 1905-1907 гг 24

Фундаментальным трудом по истории российско-корейских отношений является работа отечественного востоковеда Б Д Пака "Россия и Корея" (1979 г.) В 2004 г вышло ее второе, существенно дополненное издание В книге проанализированы основные направления, конкретное содержание и особенности политики России в отношении Кореи в конце ХГХ - начале XX вв Автор отмечает, что некоторые проблемы российско-корейских отношений, "особенно вопросы, ка-

" Аносов, С Корейцы в Уссурийском крае - Хабаровск-Владивосток,1928, Петров, А. Корейцы и их значение в экономике Дальневосточного края//Северная Азия - М ,1929 - №1 - С 41-49, Панченко, М Рис, его культура и успехи рисосеяния в крае - Хабаровск, 1929, Володин, В И Доходность рисосеющих хозяйств корейцев (Аналитический очерк интенсивности и организации труда в хозяйстве)// Труды опытных учреждений Дальнего Востока - ВладивостокД931, Панченко, М Рис, его культура и успехи рисосеяния в крае - Хабаровск, 1929, Леляков, А. Будущность шелководства в Приморье//Советское Приморье - Владивосток, 1926 -№7-8 -С46-47

20 Автономов, H П Русская школа для инородцев в Приамурском крае - Харбин, 1922

21 Перевалов.Ф Российская духовная миссия в Корее в первое 25-летие ее существования (1900-1925гг ) - Харбин,
1926

22 Зайчиков, В T Корея - М Госполитиздат, 1951, Тягай, Г Д Труды русских исследователей как источник по
новой истории Кореи//Очерки по истории русского востоковедения - М ,1953

По Корее Путешествия 1885-1896 гг/Сост Г Д Тягай-М Изд-во восточной литературы, 1958 Тягай, Г Д Общественная мысль в Корее во второй половине 19 века/ГДТягай - М ,1960, Тягай, Г Д Зарожде-ние идеологии национально-освободительного движения XIX - начала XX в/ГДТягай - М.1973, Тягай, ГД Формирование идеологии национально освободительного движения в Корее/Г Д Тягай -М Наука, 1983

сающиеся культурных, включая религиозные, связей", остались за рамками его исследования25 Вместе с тем безусловную ценность имеют главы, посвященные появлению первых сведений о Корее в России, деятельности отдельных специалистов, отношению к ним корейской общественности В другой книге Б Д Пака были исследованы вопросы культурного взаимодействия русских и корейцев в сфере сельского хозяйства26.

Деятельности иностранных школ, в том числе и правительственной русской школы в Сеуле, посвящена работа В П Пака27 Таким образом, в советской историографии наиболее разработанным аспектом темы является взаимодействие русской и корейской культур в области сельского хозяйства в процессе хозяйственного освоения Дальнего Востока России, а также в сфере образования

Постсоветская историография представлена многочисленными работами, раскрывающими различные аспекты исследуемой проблемы Одним из первых, кто в 90-е годы XX века обратился к исследованию деятельности Русской православной миссии среди корейцев, стал MB Белов В его работе представлено большое количество обработанных статистических данных Однако нельзя согласиться с М.В Беловым, который проводит параллель между политикой русской церкви в 1910-х гг. и политикой Японии "в отношении образования во время японской оккупации Кореи"28 Напротив, церковь достаточно лояльно относилась к использованию корейского языка в церковно-приходских школах и прилагала все усилия для перевода религиозной литературы на корейский язык, неоднократно поднимался и вопрос о желательности изучения корейского языка миссионерами. Ярким подтверждением тому является проект миссионерского института, ставившего своей целью подготовку квалифицированных миссионеров-востоковедов

Деятельность Русской православной церкви среди корейцев рассматривали в своих статьях архимандрит Августин (Никитин), о Дионисий (Поздняев), исследователи И О Сагитова и Г В Прозорова, Л Анисимов, А А. Волохова и др 29

25 Пак, Б Д Россия и Корея Издание второе, дополненное/Б Д Пак. - М. Институт Востоковедения РАН, 2004 -
С 24

26 Пак, Б Д. Корейцы российской империи /Ота ред М H Пак - М ,1993

27 Пак, В П Просветительское движение и система образования в Корее во второй половине XIX - начале ХХв -
М Наука, 1982

28 Белов, М В Просветительская деятельность русской Православной Церкви среди корейских иммигрантов в до
революционной России// Актуальные проблемы Российского Востоковедения - М , 1994 - С 66

Архимандрит Августин (Никитин) Русская православная миссия в Корее/АТравославие на Дальнем Востоке 275-летие Рос дух. миссии в Китае - СПб Изд-во "Андреев и сыновья", 1993 - С 134 -136 Архимандрит Августин (Никитин) Православие у корейцев Забайкалья и Приамурья // История Российской Духовной Миссии в Корее Сб статей - М Изд-во Св Владимирского Братства, 1999 - С 150-170, Поздняев Д, священник. К истории Российской духовной миссии в Корее (1917-1949у/История Российской Духовной Миссии в Корее Сб статей -М Изд-во Св Владимирского Братства, 1999 - С 351-362, Сагитова, И О , Прозорова, Г В Приобщение корейского населения Приморья к православию и русской культуре (1864-1917у/Исторический опыт освоения Дальнего Востока Вып Четвертый Этнические контакты -Благовещенск Амурский гос ун-т, 2001 - С 367-374, Анисимов, Л Православная миссия в Корее к 90-летию основанияЛОКурнал Московской Патриархии -МД991-№5-С 56-60, Волохова, А А Из истории российской политики МИД министерство финансов и учреждение Российской духовной миссии в Корее// История Российской Духовной Миссии в Корее Сб статей - М Изд-во Св Владимирского Братства, 1999 -С 318-350

В конце XX - начале XXI веков деятельность путешественников, дипломатов, военных, ученых и др, внесших большой вклад в российское корееведение и развитие российско-корейских культурных и научных связей, становится самостоятельным предметом исследования отечественных ученых30 Наиболее значимой в этом направлении является работа Л Р. Концевича 31 В статье Т М Симбирцевой представлены интересные сведения о контактах представителей России и Кореи на территории Китая в конце XVII - середине XIX веков32 Истории возникновения русской школы в Сеуле касается в своей книге Ю Е Пискулова33

В 1998 г Институт востоковедения РАН выпустил монографию С Г Нам "Российские корейцы история и культура (1860-1925)"34 Автор подробно раскрывает вклад корейцев в освоение Южно-Уссурийского края, их хозяйственную деятельность, приобщение корейцев к русской культуре через православие и образование

100-летию открытия Восточного института во Владивостоке был посвящен номер "Известий Восточного института ДВГУ" и сборник документов, в которых имеются важные данные об изучении корейского языка, истории, культуры Кореи35

Значительный вклад в историографию проблемы внесли дальневосточные историки Важное значение для диссертационного исследования имели две монографии А.И Петрова, посвященные истории корейской диаспоры в Российской империи и на Дальнем Востоке России36 Вопросам культурного взаимодействия корейцев с населением дальневосточных территорий отведены отдельные главы монографий В работе отмечается, что "сцепляющими звеньями культурного взаимодействия" явились преимущества русской и корейской культур, которые доказывались в процессе хозяйственного освоения Приамурского края3 Вопросы школьного образования среди корейского населения Дальнего Востока России в обозначенный период рассмотрены в работе А.Т Кузина Однако с некоторыми выводами автора трудно согласиться Так, оценивая начальное образование как

30 Самсонов, Д А Фотографии из зеленого альбома (Из истории экспедиции А И Звегинцова в Северную Корею в
1898г у/Российское корееведение Альманах Выл 4 - М, 2004 - С 70-90, Хохлов A.H П А Дмитриевский - рос
сийский дипломат и востоковед// Корея Сб статей К восьмидесятилетию со дня рождения профессора М Н Пака
- М ,1998, Волков, С В Русские офицеры - исследователи Кореи конца XIX - начала XX вв //Российское корееве
дение Альманах при МЦК при МГУ Выл третий - М Муравей, 2003 - С 193-202

31 Концевич Л Р О развитии традиционного корееведения в царской России//Корееведение Избранные работы -
М ИД"Муравей-Гайд",2001 -С 537-568

Симбирцева, T М Российско-корейские контакты в Пекине в конце XVII - середине XIX вв (по дневникам корейских пословУ/Проблемы Дальнего Востока - 1998 -№6 -С 84-96

Пискулова, Ю Е Российско-корейские отношения в середине XIX - начале XX в /Ред М Н Пак, Р Ш Джарылгасинова, С С Суслина и др - М Издательская фирма "Восточная литература", 2004

34 Нам, С Г Российские корейцы история и культура (1860-1925) - М ИВ PAH, 1998

35 Известия Восточного института ДВГУ - Владивосток, 1999 - №5, История Дальневосточного государственного
университета в документах и материалах 1899-1939 -Владивосток Изд-во Дальневосточного ун-та, 1999

Петров, А И Корейская диаспора на Дальнем Востоке России 60-90-е годы XIX века/А И Петров - Владивосток. ДВО РАН.2000, Петров, А.И Корейская диаспора в России 1897-1917 гг/ А И Петров - Владивосток ДВО PAH.2001

37 Петров, А И Корейская диаспора на Дальнем Востоке России 60-90-е годы XIX века/А И Петров - Владивосток ДВО РАН.2000 -С 197

"насильственно русификаторское", автор приходит к выводу, что "корейское население . . было вынуждено отдавать своих детей в школы, не дававшие полноценного образования"38 При всех недостатках начальные школы были практически единственным шансом корейцев стать грамотными людьми, получить доступ к специальному и высшему образованию и занять достойное положение в российском обществе Примером может служить Янчихинское Николаевское училище (двухклассная школа), которое функционировало при поддержке государственной казны В период с 1891 по 1916 гг только одно это училище выпустило 600 корейцев Впоследствии многие его выпускники успешно окончили специальные и высшие учебные заведения России, более 50% из них состояли на государственной службе, двое стали священнослужителями, трое - Георгиевскими кавалерами

Традициям семейно-брачных отношений корейских переселенцев и их трансформации в процессе взаимодействия со славянским населением Дальнего Востока посвящена целая глава в монографии О А Васильченко39.

Политика Приамурских генерал-губернаторов по отношению к корейцам часто зависела от личного отношения к ним главных начальников края, что подчеркнуто в монографиях Н И Дубининой40. Работа Л.И. Галлямовой ценна тем, что в ней проанализированы условия жизни и труда дальневосточного пролетариата, неотъемлемой составляющей которого являлись и корейские рабочие41

Личности профессора Восточного института Г В. Подставина, его вкладу в развитие российского корееведения посвящена статья Э В Ермаковой42

В иностранной историографии нет специальных исследований по теме диссертации Так или иначе, вопросы российско-корейского культурного взаимодействия затрагивались в рамках исследований по истории российско-корейских отношений или истории корейской диаспоры в России

В книге южнокорейского историка Ким Дук Вонга "История религий в Корее" имеется раздел, посвященный православию Автор отмечает, что заслуга в знакомстве Кореи с этим направлением христианства принадлежит русским миссионерам Однако в небольшом разделе справочного характера содержится большое количество неточностей. Так, например, автор сообщает, что участок земли для Русской духовной миссии был подарен императором Кореи В действительности же этот участок был приобретен правительством России Далее, все заслуги распространения православия отнесены на счет первого корейского православного священника Кана, который якобы организовал 6 приходов, привлек 500 после-

38 Кузин, AT Дальневосточные корейцы жизнь и трагедия судьбы (документально-исторический очерк)/А T Кузин - Южно-Сахалинск Сахалинское отделение Дальневосточного книжного издательства, Литературно-издательское объединение "Лик", 1993 - С 85

Васильченко, О А. Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке России (1860-1917гт ) - Владивосток. Изд-во Дальневост ун-та,2001 -С 132

40 Дубинина,Н Приамурский генерал-губернатор Л Н Гондатги/Н Дубинина - Хабаровск, 1997, Дубинина, Н И
Приамурский генерал-губернатор Н И Гродеков Историко-биографический очерк/Н И Дубинина - Хабаровск ИД
"Приамурские ведомости", 2001

41 Галлямова, Л И Дальневосточные рабочие России во второй половине XIX - начале XX в /Л И Галлямова - Вла
дивосток Дальнаука, 2000

42 Ермакова, Э В Личность в истории города Г В Подставин // Известия РГИА ДВ Сб научных трудов - Т V -
Владивосток Приморская краевая организация Добровольного общества любителей книги, 2000 - С 108

дователей, основал 2 учебных заведения с 400 учащимися и преуспел в социальной работе43. Эти факты не соответствуют действительности

Деятельности православной церкви среди корейцев посвящена монография Чо Чон Хвана44 В ней широко используется работа архимандрита Феодосия (Пе-ревапова)

В 1984 г в Республике Корея в сборнике "Столетняя история корейско-российских отношений" была опубликована статья Пак Тхэгына "Россия в чужих землях на Востоке и корейско-русские контакты до установления отношений (до 1861 г )"45 В ней впервые введены в научный оборот "Пекинские дневники" В них были объединены записки корейских послов, которые регулярно посещали столицу Китая

В монографии Пак Чон Хе в рамках анализа политики России на Корейском полуострове на рубеже XIX и XX вв затрагиваются вопросы, связанные с деятельностью российских специалистов в Корее, учреждением Российской духовной миссии и приобретением для нее земельного участка в Сеуле

В своей работе Пак Дже Кын пришел к выводу, что, "в отличие от других инородцев", корейцы, желая остаться в России навсегда, с готовностью принимали православие и знакомились с русской культурой Относительно просвещения корейского населения автор подчеркивает важную роль церковно-приходских школ, правительственных русских школ, а также частных школ, создававшихся усилиями известных просветителей, лидеров антияпонского национально-освободительного движения, действовавших на русской территории, и самих корейцев В деле успешного просвещения корейского населения автор указывает на важную роль православных миссионеров и лояльного отношения российских властей "Прямых гонений на частные корейские школы не зафиксировано, - пишет Пак Дже Кын, - но правительством, в первую очередь, поддерживались те школы, которые помогали культурно-языковой ассимиляции"47

Различные аспекты темы исследования получили освещение и в ряде других работ48

Среди англоязычных авторов следует выделить двухтомный труд английской путешественницы И Бишоп, которая с марта 1894 по март 1897 гг совершила четыре путешествия в Корею Одна из глав ее книги посвящена российским корейцам, поселения которых И Бишоп посетила, желая составить более полное впечатление о корейском народе Автор отметила более высокий социально-

"3 Kim Duk Whang A History of Religions in Korea -Seoul Daeji Moonhwa-sa, 1988 -P 324-325

44 Чо Чон Хван Русская православная миссия в Корее/ Чо Чон Хван - М Изд-во АО "Диалог - МГУ", 1997

45 Пак Тхзгын Россиа-ый тонбан кенняк-ква суге иджон-ый хан-но кесоп (1861 нен иджон)// Хан-но кванте 100
пенса -Сеул, 1984

"Пак Чон Хе Россия и Корея 1895-1898/Пак Чон Хе - М 1993

47 Пак Дже Кын Эмиграция корейцев в Россию вторая половина XIX века-1917 г - М,2000 -С 163

48 Ли Сун Чул Особенности распространения христианства в Корее Автореф канд культурол наук 24 00 01 -
Кемерово,2002, Ли Ханг Джун Генерал-губернатор Приамурского края Павел Федорович Унтербергер и его ко
рейская политика/ Ли Ханг Джун - М МАКС Пресс, 2006, Ан Су Ми Диалог культур в истории Кореи Автореф
канд. культурол наук 24 00 01 - М.2005, Ли Сан Гын Норен иджу са (История переселения корейцев в Россию) -
Сеул, 2000

экономический уровень жизни корейцев в России нежели в самой Корее, считая это заслугой российской власти, которая "тверда, когда твердость необходима, но в остальном она допускает абсолютную свободу, старается не беспокоить поселенцев ненужными запретами и утомительными правилами, поощряет именно те формы местного самоуправления, которые соответствуют духу и обычаям каждого конкретного народа, и оставляет на долю времени, образования и общения с цивилизацией необходимые изменения в привычках, религии и одежде". Успех миссионерской деятельности православной церкви среди корейских переселенцев путешественница видела в терпимости, с которой Россия "относится к поклонению духам или любой другой религии, если только она не вступает в прямой конфликт с существующими нравственными нормами"49 Для проведения сравнительного анализа форм и методов распространения христианства среди корейцев важное значение имели работы иностранных миссионеров, работавших в Корее50.

В целом анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что до сих пор проблема освещалась тематически и пока не создано обобщающего труда по истории российско-корейского культурного взаимодействия в дореволюционный период Деятельность специалистов в Корее рассматривается в основном как сугубо политическое, но не как культурное сотрудничество В связи с этим практически не освещена деятельность военных инструкторов в аспекте культурного сотрудничества, малоизвестна деятельность русской школы в Сеуле Слабо изучен вклад русских путешественников, выпускников-корееведов Восточного института во Владивостоке в развитие культурных связей между Россией и Кореей Требует углубленного изучения роль культурного взаимодействия в отношениях между народами двух стран

Целью исследования является комплексный анализ и обобщение исторического опыта культурного взаимодействия русских и корейцев в середине ХГХ -начале XX века

В соответствии с обозначенной целью поставлены следующие задачи:

— выявить специфику зарождения и развития российско-корейских культур
ных контактов,

- рассмотреть факторы, обусловившие особенности культурного взаимодей
ствия русских и корейцев,

оценить вклад русских путешественников, исследователей в изучение Кореи,

определить основные направления российско-корейского взаимодействия в сфере культуры,

проанализировать взаимосвязь культурного компонента с другими составляющими всего комплекса российско-корейских отношений,

определить роль культурного взаимодействия в сближении народов России и Кореи,

49 Bishop, Isabella Bird Korea and Her Neighbours -L.,1905 -Vol II -P 7,18

50 Trollope, M N The Church of Corea -Loondon MowbrayAR &Co Ltd, 1915, Underwood, HH Modern Education
mKorea -N-Y, 1926, Underwood, HG The call of Korea -N-Y, 1907

- обобщить опыт культурного взаимодействия русских и корейцев в обозначенный период

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают вторую половину XIX - начало XX вв Верхняя граница исследования обусловлена появлением общей российско-корейской границы в 1860 г, что привело к активизации культурного диалога народов России и Кореи Установление дипломатических отношений между Россией и Кореей в 1884 г способствовало расширению культурных контактов между двумя странами, которые фактически прекратились после аннексии Японией Кореи в 1910 г, когда корейское государство перестало существовать как самостоятельная политическая единица Нижняя граница диссертационного исследования определяется тем, что российско-корейское культурное взаимодействие, продолжавшееся после 1910 г в основном на территории России, после Октябрьской революции и окончания Первой мировой войны осуществлялось в совершенно новой политической обстановке

Географические рамки исследования охватывают территорию Кореи и Российской империй в обозначенный период

Объектом исследования является весь комплекс российско-корейских отношений середины XIX - начала XX вв

Предмет исследования составляет культурное взаимодействие русских и корейцев в середине XIX - начале XX вв

Методологической основой исследования стала теория познания, основополагающими принципами которой являются объективность и историзм, предписывающие рассматривать социально-исторические явления на основе всей совокупности фактов в соответствии с конкретной обстановкой, выявлять предпосылки их зарождения, основные этапы, тенденции, закономерности развития Они позволили проанализировать процесс взаимодействия русской и корейской культур в тесной связи с дальневосточной политикой России и международной обстановкой, сложившейся в регионе в исследуемый период, а также особенностями исторического развития корейского государства В диссертации применялись также специальные методы исследования сравнительно-исторический, базирующийся на системном подходе к проблеме, проблемно-хронологический, статистический

В своем исследовании автор диссертации осуществляет междисциплинарный подход, опираясь на теоретические положения, выработанные в рамках культурологи, этносоциологии, психологии и политологии Под термином «культура» в работе понимается категория, отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их совместного существования Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях Необходимость адаптации к этим условиям привела к складыванию разнообразных специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей Целостные системные комплексы специфических способов и

форм жизнедеятельности получили название культур соответствующих сообществ (народов)

Таким образом, взаимодействие культур рассматривается нами как особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей мере, двумя культурами, а также тех влияний и взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений В диссертации термины «взаимодействие культур» и «культурное взаимодействие» принимаются в качестве синонимичных В соответствии с системной теорией культуры Л. Уайта51, можно выделить три направления, по которым проходит культурное взаимодействие 1) технологическое, т е в области материально выраженных инструментов и техники их использования, благодаря которым осуществляется взаимодействие человеческих индивидов и коллективов с природной средой (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ и т п ), 2) социальное, в сфере отношений между людьми, соответствующих типов поведения (экономическая, политическая, военная, профессиональная системы и т п ), 3) идеологическое (знания, верования, идеи, литература, народная мудрость и т. п )

Во взаимодействии культур, с поправкой на известную условность, представляется возможным выделить следующие этапы общения одного народа с другими, в соответствии с которыми строится структура диссертационного исследования. 1) соприкосновение, контакты между народами, когда люди знакомятся с другими культурами и другим образом жизни; 2) установление определенных взаимоотношений, изучение чужой культуры, избирательный обмен культурными формами, часто начинающийся с приобретения предметов, украшений, изучения чужого языка, пристального внимания к нравам и обычаям иноплеменников, со стремления освоить опыт иной культуры, 3) культурный синтез, означающий переход от ознакомления и обладания чем-то, что ранее ощущалось посторонним и чужим, к заимствованию и постепенному слиянию заимствованного и традиционного, растворению приобретенного в культуре-восприемнике52.

Источниковую базу диссертации составили опубликованные и неопубликованные документы и материалы 8 центральных и региональных архивов Российской Федерации, а также материалы, хранящиеся в музейных и библиотечных фондах, фондах различных обществ и образовательных учреждений

Состав материалов по теме исследования достаточно разнообразен и представлен несколькими группами источников. 1 Официальные документы (переписка дипломатических и консульских представителей в Корее, Китае и Японии с министрами финансов и иностранных дел, представителей центральной и региональной администрации между собой и с чиновниками разных ведомств, отчеты и рапорты чиновников различных уровней и ведомств, членов духовной миссии в Корее, офицеров русской армии, светских обществ, учебных заведений) 2. Справочные и библиографические издания 3 Исследовательские труды как обоб-

31 См White, L. The Concept of Cultural Systems / L. White - N -Y, 1975

"Артановский, С H Историческое единство человечества и взаимное влияние культур / С Н Артановский - Ленинград Просвещение, 1967 - С 95

щающего, так и частного характера (в том числе и в рукописях) 4. Различные группы нарративных источников (воспоминания, мемуары, художественные произведения и др), которые содержат интересные подробности, позволяющие почувствовать дух того времени Особенностью данной группы источников является субъективизм, что требует тщательного анализа с точки зрения достоверности и объективности содержащихся в них сведений 5 Издания российской и корейской периодической печати 6 Вещественные памятники (предметы быта, фотографии)

Ценные документальные материалы представлены фондами Российского государственного исторического архива (РГИА г Санкт-Петербург) Полное представление о деятельности российской духовной миссии (РДМ) в Корее дает массив документов. Материалы фондов 560, 565, 797, 799 позволяют узнать, как решался вопрос об учреждении РДМ в Корее. Проекты строительства православного храма в Сеуле и зданий подворья РДМ хранит фонд 835. Финансовые сметы и отчеты по приобретению земельного участка для РДМ, постройку зданий noflBOJ рья, содержание РДМ в Корее имеются в фондах 1276, 565, 560 и 1153 Отчеты, письма, статьи начальников РДМ в разные годы представляют особый интерес и представлены фондами 796, 797, 834 Сведения о засекреченной комплексной экспедиции в Корею осенью 1898 г под руководством А И Звегинцова хранятся в фондах 917 и 468 Фонды 560 и 1276 дают представление о положении дел в Корее в конце XIX - начале XX века, деятельности иностранных миссионеров различных конфессий, их роли в усилении влияния своих правительств на Корейском полуострове В фонде 1276 также следует выделить "Записку неустановленного лица о русском влиянии в деле организации корейских войск"

Большое значение для диссертационного исследования имели фонды Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ г Санкт-Петербург), важнейшим из которых в изучении культурного взаимодействия между Россией и Кореей является фонд 417 (Главный морской штаб) Уникальные сведения о деятельности Правительственной русской школы в Сеуле под руководством Н Н Бирюкова, результатах обучения в ней корейских воспитанников, создании начальником караула российской миссии С.А Хмелевым военной школы в Корее по русскому образцу, деятельности русских инструкторов и их роли в постановке военного дела в Корее по русским военным уставам содержатся в рапортах и приказах Генерал-адмирала Е И Алексеева, командиров канонерских лодок "Манджур" и "Кореец" В этом же фонде хранится записка полковника Генерального штаба Д В. Путяты, в которой представлен обстоятельный анализ различных направлений российско-корейского культурного взаимодействия. Интерес представляет фонд 9 (Дубасов Федор Васильевич, адмирал) В нем содержатся донесения военного агента в Корее И Стрельбицкого

Неоценимую помощь в написании раздела о вкладе русских исследователей в изучение Кореи, огромная заслуга в котором принадлежит русским офицерам, оказали материалы фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГ ВИА г Москва) Особую ценность имели фонды 846 (Военно-ученый

архив) и фонд 400, в которых хранится большое количество рапортов офицеров, посетивших Корею в разное время

Материалы, хранящиеся в Архиве внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел Российской Федерации (АВПРИ г Москва), позволяют пополнить сведения о Правительственной школе русского языка в Сеуле и получить информацию о неофициальных школах русского языка, действовавших на Корейском полуострове. Эти сведения хранятся в фонде "Миссия в Сеуле", в котором содержатся документы, позволяющие выявить отношение высокопоставленных лиц к российско-корейскому культурному сотрудничеству и отводимую ему роль В фонде "Японский стол" особый интерес представляет "Записка о Корее" Н.А. Шуйского, который впервые поднял вопрос о необходимости учреждения российской православной миссии в Корее

Материалы, хранящиеся в Государственном архиве Хабаровского края (ГАХК г Хабаровск), частично позволяют изучить социально-культурное положение корейцев российского Дальнего Востока Они представлены фондами 1228 и П-44 В фонде П-2 содержатся документы о роли корейцев-переселенцев в развитии рисосеяния в Дальневосточном крае Деятельность Приамурского отделения Русского Географического Общества представлена фондом И-2

Воссоздать достаточно полную картину жизнедеятельности корейцев на российской дальневосточной окраине помогли опубликованные53 и неопубликованные документы фондов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ г Владивосток) Следует выделить фонд 226 (Восточный институт во Владивостоке) и фонд 702 (Канцелярия Приамурского генерал-губернатора), в котором особый интерес представляет рукопись работы Г.В Подставина "Школьное дело в корейских селениях Янчихинской и Адимин-ской волостей Южно-Уссурийского уезда Приморской области"

Материалы архива Российского Географического Общества (бывшего Императорского Русского Географического Общества) представляют несомненный интерес в изучении вклада русских путешественников и ученых, многие из которых являлись членами ИРГО и его региональных отделений, в развитие культурного сотрудничества России и Кореи В архиве широко представлены рукописи, дорожные дневники, опубликованные и неопубликованные отчеты (фонды 32, 44, 73, 13, разряды (соответствуют фондам) 60, 91, 112), письма путешественников, посетивших в разное время Корейский полуостров, а также привезенные ими из поездок фотографии, карты, предметы материальной культуры

Архив и библиотека ОИАК были полезны в том смысле, что в них имеются работы дальневосточных авторов дореволюционного и современного периодов, изданные ограниченным тиражом, позволяющие изучить вклад корейских переселенцев в налаживание и развитие взаимодействия культур на Дальнем Востоке России Имеются сведения о деятельности миссионеров русской православной церкви и развитии школьного дела среди корейского населения дальневосточных

53 Корейцы на российском Дальнем Востоке (вт пол XIX - нач XX вв ) Документы и материалы - Владивосток Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001

окраин России Особенно следует выделить редкий экземпляр первого русско-корейского словаря М Пуцилло с содержательным предисловием автора

Многие интересные и ранее неизвестные факты были почерпнуты из газеты "Приамурские ведомости" за 1896 - 1916 гг и корейской газете (на английском языке) "The Independent".

Определенный интерес вызывает информация различного характера, в том числе фотографического и фактического, из архивов Дальневосточного музея им Н И. Гродекова (г Хабаровск), музея истории и этнографии им Петра I (Кунсткамера), Российского Географического общества (РГО г. Санкт-Петербург), Общества изучения Амурского края (ОИАК г Владивосток), отделения института Востоковедения в г. Санкт-Петербурге

Новизна научного исследования заключается в том, что в диссертации впервые раскрыт и обобщен исторический опыт российско-корейского культурного взаимодействия с обширным привлечением архивных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот Это позволило восполнить существующие пробелы в научном анализе складывания межкультурного диалога и его влиянии на весь спектр межгосударственных отношений России и Кореи Проблема раскрыта в свете современных теорий культуры и межкультурного взаимодействия, обогативших историческую науку

Расширен диапазон исследования культурного взаимодействия, которое прежде ограничивалось образовательной и религиозной сферами Деятельность русских военных инструкторов, русского финансового советника впервые рассмотрена с позиции культурного сотрудничества, проанализирован их вклад в дело реформирования вооруженных сил и административной системы Кореи Деятельность Православной церкви среди корейцев российского Дальнего Востока и на Корейском полуострове рассматривается в неразрывной взаимосвязи, тогда как до сих пор российскими учеными традиционно исследовались отдельно либо внутреннее (в России), либо внешнее (в Корее) направление Благодаря новым архивным материалам широко освещена практически неизвестная деятельность русской школы в Сеуле, проанализирован ее вклад в дело становления образования нового типа в Корее на рубеже ХГХ - XX веков Всесторонне изучен и обобщен вклад русских путешественников, российских корееведов в развитие научных и культурных связей России и Кореи, в дело сближения народов двух стран

На основе анализа взаимосвязи культурного компонента с другими составляющими комплекса российско-корейских отношений автором бьш обоснован вывод об определяющем значении культурного взаимодействия в развитии межгосударственных отношений России и Кореи на рубеже XIX - XX веков

Научно-практическая значимость исследования. Проведенное исследование дополняет историографию по проблеме российско-корейских отношений середины ХГХ - начала XX вв

Положения и выводы диссертации могут оказаться полезными руководителям государственных органов и общественных организаций при разработке кон-

цептуальных направлений в области культурной политики, а также культурного сотрудничества как на федеральном, так и на региональном уровнях

Фактический материал, содержащийся в диссертации, будет полезен в практической работе учителям средних общеобразовательных школ с корейским этнокультурным компонентом, а также преподавателям истории России, Дальнего Востока, Кореи, в подготовке курсов лекций по истории российско-корейских отношений, культуре России и Кореи в высших учебных заведениях Материалы исследования могут быть включены в справочную литературу и использованы при написании общих трудов по истории взаимодействия Запада и Востока

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертации прошли апробацию на трех международных конференциях, на трех межрегиональных научно-практических конференциях молодых исследователей, аспирантов и соискателей, на четвертых Гродековских чтениях По теме диссертации опубликовано 9 научных статей, в том числе, в изданиях Перечня ВАК — 2, общим объемом 3,3 п л

Материалы исследования используются в процессе преподавания учебного курса по культуре стран АТР по месту работы автора

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка источников и литературы

Похожие диссертации на Исторический опыт культурного взаимодействия русских и корейцев : середина XIX-начало XX вв.