Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения Воднев Владимир Владимирович

История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения
<
История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Воднев Владимир Владимирович. История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Худжанд, 2003 164 c. РГБ ОД, 61:04-7/845

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I: ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУВЕРЕННОГО ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСТВА стр.17-63

1. Роль истории таджикского народа в формировании национального самосознания стр 17-36

2. Проблемы изучения и опыт совершенствования преподавания Отечественной истории стр.37-63

ГЛАВА II: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ И ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА стр.64-122

1. Применение системного анализа и системного подхода к целостному изучению и периодизации истории таджикского народа стр.64-86

2. Опыт создания целостной системно-структурно-функциональной модели-схемы истории таджикского народа стр.87-122

ГЛАВА III: ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ-СХЕМЫ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ стр.123-146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.147-152

ЛИТЕРАТУРА стр.153-162

ПРИЛОЖЕНИЕстр.163

Введение к работе

Немногие народы в мире обладают такой длительной и богатой историей как таджики. При этом национальными богатствами считаются лишь теплый климат, хлопок - «белое золото», гидроресурсы, запасы полезных ископаемых т.п., но всё это есть и в других странах и у других народов, а вот о том истинно национальном богатстве — многовековой, неповторимой, самобытной истории таджикского народа у нас долгое время не принято было говорить.

Величайшей заслугой Б.Г. Гафурова явилось изучение и объективная научная оценка таджикского народа и его истории, отраженная в его исторических трудах: «История таджикского народа в кратком изложении», «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история» [56;57], оказавшими оказывать неоценимое влияние на формирование исторического и национального самосознания таджикской нации.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в нынешних условиях, когда таджикский народ вновь, спустя тысячу лет после эпохи Саманидов, обрел наконец возможность сам выбирать пути своего развития, благодаря труду Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова «Таджики в зеркале истории» [173], и мероприятиям в честь 1100-летия Саманидов в таджикском обществе снова возрастает интерес и гордость за свою великую историю.

Нельзя без волнения читать слова из этой работы: «Таджики, чья история насчитывает тысячелетия... немало страниц этой истории обагрены кровью сыновей таджикского народа, свободолюбивых и гордых патриотов, носителей прогрессивных идей, подвижников народного просвещения. Этот народ никогда не посягавший на чужие земли, сам не раз оказывался среди руин и пожарищ, но оправившись от вражеских ударов, вновь поднимался и подобно соколу расправлял свои крылья в полете. Во все времена таджики

были привержены созиданию и творчеству, науке и просвещению, почитали независимость и добрососедское существование, храня гордость, как горные вершины и стойкость, как пустившая глубокие корни арча на скалах» [173, 33-34].

Знание такой истории должно сплачивать, объединять нацию, мобилизовывать её на решение задач государственного строительства, цодъема экономики и благосостояния её граждан, усвоение и преумножение её культурных достижений. «В наше судьбоносное время, когда многие нации и народности оказались перед историческим выбором, и нам, таджикам, с обретением политической независимости, важно проанализировать своё древнее и ближайшее прошлое, вынести уроки из истории, определить своё место и роль в мировом сообществе» [173, 32-33], -эти слова Э.Ш. Рахмонов как нельзя лучше характеризуют роль и значение изучения истории своего народа невозможно формирование национального самосознания, воспитания граждан независимого, суверенного Таджикистана.

Однако, методология изучения национальной истории имеет ряд недостатков и в связи с новым историческим этапом - строительством независимого таджикского государства, существует необходимость поиска новых эффективных путей изучения Отечественной истории.

Из-за объективных причин, связанных с распадом СССР и последствий этого для нашей Республики в экономической и политической сфере, круг задач, которые стоят сейчас перед историческим образованием, не в должной мере решается существующим уровнем преподавания истории таджикского народа. Этот уровень исторического образования не соответствует сегодняшним общественным потребностям, прежде всего тем, что не уделяет должного внимания Отечественной истории, как важнейшему средству формирования личности гражданина независимого Таджикистана, формирования исторического сознания в целом, как основы общественного сознания таджикистанцев, как основы национального самосознания таджиков.

Для независимого, самостоятельного, суверенного Таджикистана, после установления мира и согласия на его древней земле, важнейшей задачей в идейной области становится формирование исторического сознания в массах — как важнейшего элемента национального самосознания, и историческая наука, преподавание Отечественной истории призванной сыграть в этом главную, определяющую роль.

Чтобы историческое образование соответствовало духу времени и современным потребностям общества, оно должно найти ответы на следующие вопросы: а) зачем существует курс истории таджикского народа, как он должен соотноситься с курсом Всеобщей истории? б) что и как нужно сообщить ученику и студенту, чтобы он включился в историко-культурную традицию своего народа, а также всего человечества? в) какое знание истории считать необходимым и достаточным в соответствии с возрастом, возможностями школы, вуза и преподавателя?

Чтобы найти правильные ответы на эти вопросы, необходимо исследования по: а) пересмотру целей обучения истории таджикского народа; б) разработке новой структуры исторического образования, обоснованию места истории в целом, и курса Отечественной истории в частности; в) разработке базового уровня содержания курса, освобождение от недостатков прошлого, отражение современного уровня исторической науки, восстановления правды жизни; г) разработке содержания дифференцированных, в том числе и углубленных исторических курсов и программ; д) разработке концепции и моделей учебника по истории Таджикистана, отвечающего изменившимся целям и содержанию исторического образования на данном этапе развития таджикского общества; е) определению основных направлений совершенствования исторических исследований и системы обучения истории для преодоления догматизма и формализма; ж) определению уровня и путей формирования исторического сознания, патриотического воспитания, развитию исторического мышления; з) поиску путей гуманизации при изучении и обучении истории Отечества.

Исходя из вышеизложенного, мы можем так определить задачи данного исследования: а) поиск эффективных средств изучения

Отечественной истории, на основе нового подхода к периодизации основных этапов исторического пути таджикского народа во времени и в пространстве, предложенного академиком Н. Н. Негматовым; б) создание целостной модели-схемы всей истории таджикского народа, с древнейших времён до наших дней, на основе системного подхода к её изучению и отражению в графической форме, а < также практические предложения по совершенствованию изучения истории таджикского народа, основанные на системном подходе и идеях академика АПН России В.Ф. Шаталова по использованию опорных сигналов.

Необходимость исследований направленных на повышение эффективности изучения Отечественной истории и системы исторического образования обусловлены небывалым ростом интереса в таджикском обществе к своему прошлому. В последнее время в прессе, научных журналах, на телеэкранах приведено много новых фактов, со временем их будет еще больше, по мере того как будут открывать свои тайны архивы. Но факт, даже и исторический - еще не научное знание. Для того чтобы они давали новое знание, необходимо, чтобы они были включены в целостную концепцию исторического развития таджикского народа, а это значит, что весьма актуальной задачей является разработка философии и социологии Отечественной истории.

Задача формирования исторического сознания на основе поиска эффективных средств изучения Отечественной истории, которая сейчас стоит перед таджикским обществом, является важнейшей задачей. Историческая форма сознания является наиболее надежным духовным мерилом степени выделенности человека из мира природы, и следовательно, уровня его самосознания, или, что то же самое, исторической культуры.

Для решения этой задачи сама Отечественная история - как попытка осмысления пути развития таджикского общества, его идеалов и целей,

откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего - должна не стоять на месте, используя давно привычные методы исследования, а искать новые подходы, новые методы познания объективной действительности. Как и все в мире, таджикское общество существует в определенном времени и пространстве. В последнее время появились работы в той или иной степени затрагивающие проблемы национального самосознания таджиков, кроме уже упоминавшихся работ Э.Ш. Рахмонова и Н.Н. Негматова можно отметить работы P.M. Масова, Шарифа и Рустама Шукуровых, Г.Х. Хайдарова, У. Джахонова, Н. Турсунова и др. [24; 141; 142; 206; 207].

Достаточное количество литературы посвященной отдельным проблемам и периодам истории таджикского народа как по древнейшей, средневековой так новой и новейшей истории таджикского народа.[1; 3; 5; 17; 23; 26; 41;43; 45; 46; 55; 56; 57; 66; 71; 72; 75; 78; 82; 90;91; 92; 94; 95; 98; 103; 114; 128; 129; 141-143; 144-145; 147; 149;151-157; 159; 166; 168; 169-171; 172;173-174; 179; 184; 190; 193-196; 197; 203; 204; 205; 211; 212 ].

Понятие социального времени и социального пространства стали предметом познания давно, но в последнее время интерес к ним усилился. Это связано с особым этапом в развитии мира в целом: сменяется геологическая эпоха, появилось направление философско-исторической мысли - мироведение, актуализирует это направление угрозы, которые несет современная цивилизация, а также проблемы рубежа столетия и тысячелетия. Замечено, что исторические события происходят в определенном ритме, об этом говорится еще в Библии в книге Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» [28]. Французский историк, представитель школы Анналов говорит, что исторические события - это пыль, а главное - это циклы и тенды (т.е. длинные циклы в 100 и более лет). Смысл этих изречений состоит в понимании характера развития истории вообще: или она течет линейно от начальной точки, или развивается циклично. Выделяют несколько типов цикличности: в малых общественных системах - маятникообразные

движения, в средних - круговые и спиралевидные, в больших - круговые и длиноволновые. Еще И.Кант показал, что разумность или закономерность истории - это вопрос масштаба, приложенного к ней, если масштаб мал, на передний план выступают случайности, если крупен, очевидны нарастающие процессы и можно даже указать на тенденции. Специалисты по системному анализу указывают на такие закономерности социальных систем, как соответствие циклов ряду чисел Фибоначчи и выделяют 4, 12, 36, 100, 144-летние исторические циклы; соотношение фаз роста и перестройки социальных процессов как 67% и 33% и т.д. [40, 16-20]

К пространственным закономерностям истории в последнее время стали относить то, что основные события мировой истории происходили в регионах расположенных около 30 параллели с.ш. — здесь и египетские пирамиды, развалины древнего Вавилона, место действия «Махабхараты», мексиканские пирамиды и т.д. То есть пространство-временные координаты истории - проблема, за которую только начинают браться ученые.

Некоторые исследователи полагают, что мир сейчас стоит перед точкой бифурнации, где соотношение порядка и хаоса резко меняется и наступает ситуация непредсказуемости и прогнозируют рост конфликтов на Земле за ресурсы, энергию, информацию и т.д. В конце XX века критерии прогресса начали изменяться, так как прогрессирует знание, техника, но не сам человек. Речь идет о прогрессе человека, об основных показателях его жизнедеятельности: продолжительность жизни, детская и материнская смертность, состояние здоровья, чувство удовлетворенности жизнью и т.п. Именно в таком свете видимо следует оценивать все реформы и революции в истории, а также деятельность «главных действующих лиц», но сделать это очень трудно, так как всякому великому человеку даются противоположные оценки как современниками так и потомками.. По этому поводу К.Ясперс писал: «Тот, кто не способен осмыслить три тысячелетия, существует во тьме несведущим, ему остается жить сегодняшним днем» [214, 16-30].

При всех успехах науки и техники жизнь человека не стала безопаснее и счастливее, а рост числа техногенных катастроф, казалось бы самых надежных систем (атомная энергетика, космическая техника), заставляет переоценивать казалось бы незыблемые ценности, например, японский футуролог Ф. Фукуяма выдвинул концепцию «конца истории» как следствие ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств — «Все великое гибнет, все незначительное продолжает жить», в связи с этим вновь набирают силу идеи фундаментализма, суть которых — фанатическое стремление изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представлениями и заповедями. Многие полагают, что именно фундаментализм представляет наибольшую угрозу для развития мирового сообщества, его сторонники готовы железной рукой загнать человечество в рай, устроенные по их представлениям на основе их идеологии, без ценностей современного мира: демократии, либерализма, автономии личности и т.д.

Найти ответы на те Вызовы, которые ставит перед таджикским народом современная эпоха и должна помочь Отечественная история, «...судьба таджиков Мавераннахра и Хоросана в сопряженный надеждами и смертельными угрозами период их истории возбудили интерес исследователей к ним, породили значительное количество научных работ, вызванных стремлением вникнуть в суть их бытия, в причины их живучести и исторического долголетия, стремлением помочь им преодолеть новый кризис, найти в себе силы отразить новые угрозы и выжить» [206, 7]. В свете этого, поиск эффективных средств ее изучения, является одной из важнейших задач не только научных и образовательных, но и политических, так как именно общая национальная история, великое прошлое таджиков, способно лучше всего сплотить нацию в наше судьбоносное время поиска Ответов на Вызовы истории, как об этом говорит А.Тойнби [185].

Идея представления истории таджикского народа во времени и в пространстве системно, с созданием графической, целостной модели в виде

всеобъемлющей схемы, ее обоснование, потребовало оперирования набором системных понятий - прежде всего самим понятием системы, а также и другими, связанными с ним — структуры, связи, функции и т.п. Понятие системы в данном случае не просто модные слова, она выполняет реальную методологическую функцию - используется для определения феномена исследуемого объекта - истории таджикского народа на всем его протяжении с глубокой древности до наших дней и установления его пространственно-временных границ. То есть системные понятия выполняют функцию конструктивной организации исследуемого объекта, они помогают разработке новых точек зрения на этот объект.

Все способы объяснения истории в целом, имеют общее -представление о системной организации данного феномена и об закономерностях его развития. Под социальной системой понимается все относящееся к характеристике общества, в том числе и таджикского, как целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями, это относят к государству, нации, социальным группам, элементам структуры общества - политике, праву, экономике и т.д. Основной системообразующий фактор может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей. Для анализа сущности системной организации общества следует соотнести это понятие с системными закономерностями природы, с предпосылками, на базе которых возникает культура и цивилизация, в данном случае история таджикского народа.

Системность истории в целом и системность истории таджикского народа представляют собой разные уровни связанных между собой элементов. В первом случае, где общее прослеживается на примерах частных историй отдельных народов и этносов, представляет сверхсистему и для нее, история таджикского народа представляет структурную единицу как и отдельные истории древних египтян, греков и др. Разница между такими структурными единицами обнаруживается уже в понятии «живая» это история или «мертвая», т.е. народ, имеющий корни в далеком прошлом

хронологически и живший на данной территории географически сохранился, считает себя продолжателем истории и культуры тех десятков поколений своих предков, или это что-то новое, имеющее другую структуру, например, как белые американцы «севера», не имевшие в своей истории элемента первобытности и рабовладения.

В целом историю таджикского народа можно представить как линейное эволюционное развитие современной таджикской нации во всех сферах ее проявления — материальной и духовной, на протяжении длительного времени и в рамках определенной географической территории, т.е. во времени и в пространстве. В этом развивающемся объекте — истории таджикского народа — вычленяются объекты, компоненты, которые выступают в качестве универсальной структурной единицы, позволяющей построить полную и расчлененную картину объекта, а с другой стороны, благодаря иерархичности организованной системе признаков дает возможность последовательно проследить цепь эволюционных изменений объекта. Центральным компонентом исследуемой нами системы: истории таджикского народа является этнический, национальный человеческий коллектив - на него-то и замыкаются все элементы структуры и связей системы. Важно, чтобы система была представлена в логически однородном виде, несмотря на то, что по своему содержанию компоненты системы очень разнородны, но они должны быть выражены на одном языке (системно-функциональном) и в исследовании такой сложнейшей системы, какой является история таджикского народа, проще и удобней всего представить ее в виде системной структурно-функциональной схемы, что мы и предлагаем в данном исследовании. Единство языка и понятий, выраженных в нашем варианте графически в виде моделей, имеет решающее значение, «без него системность остается лишь призраком, витающим над исследователем» [209, 12].

Специфика системного исследования определяется не столько усложнением методов анализа, а выдвижением новых принципов подхода к

объекту изучения. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта, и кардинально важно то, что исследователь уже в начале работы должен располагать единой моделью объекта как целого (графической схемой, например), которая и выполняет функции средства организации исследования.

Причины роста интереса к системным исследованиям во второй половине XX века связанно с изменением задач и характера научных исследований, ученые многих традиционных научных дисциплин, таких как физика, биология, психология, лингвистика, логика, социология и т.д., делают объектом своего рассмотрения сложность и организованность исследуемых ими явлений. В связи с этим объекты этих дисциплин стали выступать как множество взаимосвязанных элементов, обладающих целостностью — т.е. как система. Для науки XX века характерно стремление к целостному, синтетическому описанию исследуемых ею объектов, в котором воедино связываются их различные стороны, построение такого целостного описания является необходимым звеном для практического использования научного знания [19; 20; 30; 31; 176].

Созданная нами, на основе системного подхода, системно-структурно-функциональная графическая модель-схема истории таджикского народа с древнейших времен до наших дней, позволяет усовершенствовать изучение Отечественной истории, это будет способствовать формированию патриотизма, гордости, национального самосознания граждан независимой, суверенной Республики Таджикистан — равноправного члена мирового содружества.

В настоящем исследовании предпринята попытка решения круга вопросов, связанных с проблемой возрастающего влияния Отечественной истории, на этапе строительства независимого суверенного таджикского государства — Республики Таджикистан

на формирование исторического сознания, как фактора национального самосознания таджикской нации; а также использование

нового подхода - системного исследования Отечественной истории; создание системно-структурно-функциональной графической модели-схемы для повышения эффективности изучения истории таджикского народа.

Объектом исследования является история таджикского народа, как целостная система, функционирующая и развивающаяся с древнейших времен, для совершенствования приемов ее изучения.

Предмет исследования — поиск эффективных средств изучения Отечественной истории, на основе сисмтемного графического моделирования истории таджикского народа, как целостной модели-схемы.

Целью исследования является возможность применения методов системного исследования Отечественной истории и создание на этой основе модели-схемы истории таджикского народа, а также использование ее на практике для повышения эффективности изучения Отечественной истории.

Методологическую основу исследования составляет:

материалистическое и объективно-реалистическое понимание истории — где основу развития общества составляет материальное производство, а именно способ производства материальных благ, от уровня которого и зависит уровень и степень развития общества в целом; принцип историзма, когда исследование объекта или предмета исследования опираясь на прошлое, через настоящее, двигается в будущее; системный подход к исследованию истории таджикского народа как целого, отраженного в форме модели-схемы; а также принцип актуализма, когда объект исследуется от целого к частному, где за основу он берется уже в развитом готовом виде.

Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

1. Выявить место курса истории таджикского народа в системе исторического образования и показать возрастающее значение этого курса на этапе строительства независимого, суверенного государства, как

главного фактора формирования исторического сознания и национального самосознания граждан Республики Таджикистан.

  1. Рассмотреть историю таджикского народа системно в целом и на этой основе создать графическую модель-схему, отражающую всю историю таджиков с древнейших времен до наших дней.

  2. Использовать системно-структурно-функциональную графическую модель-схему истории таджикского народа в качестве опорного сигнала в практической работе для повышения эффективности изучения Отечественной истории и выявить результаты ее применения.

В процессе теоретического изучения проблемы и проведении экспериментальной работы применялись следующие методы исследования:

  1. Теоретический - анализ научной литературы по философии, философии истории, социологии, Всеобщей истории, истории Отечества, методике преподавания истории, психологии, системному анализу, дидактике.

  2. Педагогический — изучение и обобщение передового опыта педагогов-новаторов из стран СНГ и Согдийской (Ленинабадской) области: Амонашвили Ш.А., Лысенковой С.Н., Волкова Н.П., Шаталова В.Ф., Ильина Е.Н., Гончаровой Т.И., Резник А.Б., Иванова И.П., Сазонова Е.Ю., Дубровского А.А., Самандарова М., Хакимова Г., Турдыева Б., Мирова К., Касымова А., Ахмедовой У. и др.

  3. Экспериментальный - констатирующий и опытный - эксперименты с использованием модели-схемы при исследовании крупных этапов истории таджикского народа; при изучении курса истории таджикского народа в V — XI классах (1981-82 - 2002-03 уч. г.) в СШ №1 Зафарабадского района, в Ш-Г № 13 г. Худжанда, РТ СГУ, ХГУ им. академика Б. Гафурова и др.

  4. Сопоставление - с традиционными приемами изучения и преподавания Отечественной истории .

  5. Системно-структурно-функциональный — анализ и синтез, переход от познания отдельного к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному, при изучении истории таджикского народа как

целого и отражение результатов в форме модели-схемы истории таджикского народа.

Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрение истории таджикского народа целостно, как системы, с использованием системного анализа; разработка целостной графической модели-схемы истории таджикского народа; экспериментальное использование этой схемы, как опорного сигнала, при изучении Отечественной истории; разработка приемов и методов научных исследований и работа с использованием этой

схемы, при изучении курса истории Отечества, является совершенно новой,

»

оригинальной, я аналогов, в нашей республике, не имеет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что созданная, на основе системного подхода, модель-схема всей истории таджикского народа, с учётом новых подходов к её периодизации, предложенной академиком Н. Н. Негматовым, даёт новый метод организации исследований истории таджикского народа и других народов Центральной Азии; учитывая возрастные и психологические особенности учащихся и студентов, помогает решить объективные и субъективные трудности изучения истории Отечества, облегчает работу как преподавателя, так учащихся и студентов, значительно повышает эффективность преподавания истории таджикского народа в школах и вузах нашей республики.

Материалы исследований апробированы в практической экспериментальной работе в школах Согдийской (Ленинабадской) области (СШ №1 Зафарабадского района, ШГ №13 и Лицея №1 г. Худжанда); на кафедре Общественных наук СОИПКПК, где предлагаемая модель-схема -опорный сигнал по истории таджикского народа и приемы работы с ней, вызвала большой интерес и предложения по ее распространению и внедрению; на научных конференциях учителей области; получено также много положительных отзывов преподавателей истории области на выпущенные нами научно-методические пособия, в которых освещены многие положения нашего исследования [46; 47; 48; 77]. Всё это позволяет

выдвинуть рабочую гипотезу: системный подход и создание на его основе модели-схемы истории таджикского народа с древнейших времен и до наших дней позволяет повысить эффективность изучения и преподавания Отечественной истории.

Достоверность результатов исследования подтверждается тем, что теоретические положения, графические схемы, методические выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, позволили смоделировать и схематически отразить новые подходы к периодизации истории таджикского народа, предложенные академиком АН РТ Н. Н. Негматовым. А так же, опираясь на передовой опыт и идеи учителей-новаторов, в первую очередь В.Ф.Шаталова, проверялись в ходе опытно-экспериментального изучения истории Отечества в ряде средних школ, в ХГУ им. академика Б. Гафурова, ТГУ ПБиП, Российско-Таджикский СГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Изучение истории таджикского народа в системе исторического образования имеет важнейшее значение на этапе строительства независимого, суверенного государства, как главный фактор формирования национального самосознания.

2. На основе системного подхода и рассмотрения истории таджикского
народа целостно, предлагается графическая модель-схема (системно-
структурно-функциональная) отражающая всю историю таджиков с
древнейших времен до наших дней, позволяет по-новому организовать
исследование крупных этапов истории таджикского народа и повысить
эффективность изучения
истории Отечества.

3. Использование графической модели-схемы истории таджикского
народа в качестве опорного сигнала значительно повышает эффективность
изучения Отечественной
истории и облегчает практическую работу
преподавателей, учащихся и студентов.

Структура диссертационной работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения.

Роль истории таджикского народа в формировании национального самосознания

«После распада СССР, для бывших советских республик, в том числе и для Таджикистана, наступил новый политический и экономический период. Бывшие союзные республики стали независимыми государствами. Осуществилась давняя мечта народа о национальном суверенитете. Наша политическая и государственная независимость - это бесценный дар истории, но за ее сохранение и укрепление ответственность перед историей несет нынешнее поколение» - эти слова Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова ставят задачу перед курсом истории Отечества - формирование исторического сознания, как главного фактора национального самосознания граждан независимого, суверенного, Таджикского государства [173, 58].

Необходимость в обобщающе-теоретическом осмыслении истории таджикского народа вызвано переломным, судьбоносным этапом его развития. «Такие периоды, - пишет академик М. Шукуров, - активизируют философское мышление, мобилизует его для постижения истории и тем самым мобилизуют историю для решения задач современности... На важнейших этапах истории для судеб нации, активизируется историческая наука и наиболее актуальной становится именно философия истории. Истинная, неискаженная субъективным подходом историческая память — огромная историческая сила, способная двигать историю вперед, добиваться прогресса. Сейчас, на рубеже XX и XXI веков таджикский народ нуждается в обновлении исторической, культурной памяти, в ее обогащении и активизации»[207, 7].

Необходимо учитывать и то, что после распада СССР и образования независимых государств, началась создаваться новая концепция истории Центральной Азии. На смену, хотя и идеологизированному, но научно обоснованному методу, пришли новые подходы к истории, в которых подлинно научные методы исторических исследований были попросту отброшены в сторону как ненужные и первое место занял метод вольного обращения с историческими фактами, а метод всестороннего и всеобъемлющего использования исторических источников попросту исчез. Огромный объём фактов, новых источников, и данных археологических исследований, свидетельствует о наличии глубинного пласта культуры, который стал достоянием многих народов региона в сложении их национальных историй и культур. Это требует деликатного подхода в любых исторических исследованиях касающихся проблем национальных историй и вклада каждого из народов в общую цивилизацию Центральной Азии.

В «чистом виде» этнонациональных историй и явлений в мире нет, хотя им присуща относительная самостоятельность, что весьма ощутимо даёт о себе знать в современных условиях, когда необыкновенно ярко проявляются национальное самосознание народов. Национальные факторы могут оказывать негативное воздействие на все сферы жизни многонациональных обществ, каковыми являются возникшие чуть более десятилетия назад независимые республики Центральной Азии. По этой причине, как показывает опыт распада СССР, стихийности в национальных отношениях допускать нельзя, они требуют руководства со стороны политических лидеров молодых независимых государств региона и объективного подхода со стороны учёных, разрабатывающих проблемы касающихся национальных вопросов. Важно, чтобы этнические и национальные факторы (язык, самобытные черты культуры, особенности национальной истории и т.п.) при всей их значимости, не заслоняли решения стоящих всё же на первом месте, экономических, социальных, экологических, культурологических задач развития молодых независимых государств нашего региона. Поэтому так важно показать то, что на протяжении столетий не разъединяло, а сближало наших предков, вот уже на протяжении многих столетий живущих рядом на просторах Центральной Азии.

С распадом СССР и образованием независимых государств, вопрос «какой народ, когда и как произошёл» стал элементом политики и важным фактором межнациональных отношений. Ложно понимаемый патриотизм побуждает часть историков и политологов искусственно «удревнять» историю своего народа, считая, что этим можно возвысить свой народ над другими, т.к. он «талантливее, выше, цивилизованнее» других, раз раньше создал свою государственность и культуру. Это представление исходит из эпохи феодализма - что достоинство человека или этноса зависит от древности его рода.

История показывает, что не существовало и не существует абсолютно автохтонных народов, живших не перемещаясь и не смешиваясь ни с кем на одном месте «всегда», например, со времён палеолита, или хотя бы неолита! Тем более это касается Центральной Азии, где потоки перемещений народов и племён, языков и культур наслаиваются друг на друга на протяжении всей истории этого региона мира. Например: предки современных таджиков, сумевших сохранить всё же свою самобытность, жили в составе более трёх десятков государств, испытали влияние культур, как Востока, так и Запада, и оказали сами культурное влияние на все окружающие этносы и внесли свой значимый вклад в мировую культуру.

Применение системного анализа и системного подхода к целостному изучению и периодизации истории таджикского народа

Особенностью развития науки в целом во 2-ой половине XX века является повсеместное распространение системных исследований, системного подхода. Теоретически, любой объект может быть рассмотрен как особая система; системность также характеризует и процесс познания таких объектов. Системный подход отказывается от односторонне-аналитических, линейно-причинных методов исследования и делает основной акцент на анализе целостных интегративных свойств объекта, выявления его структуры и различных функциональных связей. В системном подходе находит своё выражение происходящая в мире НТР.

Программа построения общей теории систем была выдвинута в конце 40-х - нач. 50-х годов биологом-теоретиком Людвигом фон Берталанфи (1901-72), с этого времени системные исследования стали развиваться в разных научных дисциплинах, например, в биологии: исследования по физиологии высшей нервной деятельности; в психологии и лингвистике [53]; мощный толчок развитию системно-структурных исследований дала кибернетика -многочисленные её разделы: информационное моделирование функций живых систем, бионические исследования, развитие теории самоорганизующихся систем и т.п.; физика и химия также не остались в стороне от системного движения - это исследования в термодинамике, в теории вероятностей, рассмотрение и анализ физических объектов и т.д.; структурная теория Бутлерова A.M. лежит в основе структурных представлений в химии; в математике группа французских математиков, выступающих под псевдонимом Н. Бурбаки предпринимает грандиозную попытку систематизировать современную математику; в экономике и социологии, так же в последние годы, появились работы, основанные на системном подходе [30; 31; 176].

Причины роста интереса к системным исследованиям объясняются изменением характера научных исследований в современных условиях, объектом исследования становятся сложность и организованность явлений. Объекты этих дисциплин стали выступать как множества взаимосвязанных элементов обладающих целостностью, т.е. как системы. Углубляющиеся процессы дифференциации и интеграции научного знания, широкое внедрение в науку формальных математических методов, использование моделирования в разных формах, усложнение всего исследовательского процесса - все эти факторы обусловливают необходимость построения, детализированных конкретно-научных моделей, и эту задачу призван выполнить системный подход.

Разрабатывая конкретно-методологические принципы системного исследования, системный подход даёт целостное конкретное представление о методах и средствах исследования систем в современней науке. К. Маркс в рукописи «Критика политической экономии» писал: "Если в законченной буржуазной системе каждое экономическое отношение предполагает другое в буржуазно-экономической форме и таким образом каждое изложение есть вместе с тем и предпосылка, то это имеет место в любой... органической системе. Сама эта органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и её развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него ещё недостающие ей органы.

Применение целостной графической модели-схемы истории таджикского народа для повышения эффективности изучения отечественной истории

Общепризнанно, что предметом исторической науки является установление фактов и явлений исторического прошлого, раскрытие внутренних причин и закономерностей исторического развития. В чем же заключается специфика методики истории, что в ней "определяется" исторической наукой? Содержанием и системой исторической науки определяются, прежде всего, хронология, т.е. локализация исторических событий во времени - ответ на вопрос когда они происходили, и во- вторых, ответ на вопрос где они происходили, т.е. локализация исторического процесса народа в пространстве, а так же научное освещение исторических явлений и понятий и их связей и закономерностей . Однако вопросы отбора исторического материала, его объёма и дозировки, структуры курса Отечественной истории, способы изложения исторических фактов, вопрос о сроках введения и о путях раскрытия исторических понятий и т. п. разрешается методикой преподавания истории.

Историческая наука не занимается не преимуществами концентрической или линейной структуры курса изучения исторического процесса, по общественно-экономическим формациям или по отдельным цивилизациям, не рекомендует она и способов раскрытия того или иного вопроса, в соответствии с возрастными особенностями учащихся или тем, какие важнейшие положения психологии о памяти следует реализовать преподавателю, при изучении истории. Эти задачи решает методика, исходя из требований педагогики и психологии, но решает в рамках проблематики системы и логики исторической науки. Эта логика лежит в основе курса истории, и нарушение научной системы истории, например, исключение в 20-х годах всей древней истории, или отказ от хронологической последовательности в изучении исторического материала имели и имеют отрицательные результаты.

Перечень основных вопросов, проблематику методики истории разработал ещё А.И. Стражев [183, 14], это методы: 1. - познания исторических фактов; 2. - изучения хронологии, усвоение научной периодизации; 3. изучения локальности исторических явлений; 4. - формирования основных исторических понятий; 5. - изучения причинно-следственных связей; 6. -раскрытия закономерностей исторического развития;

В этом исследовании мы хотели показать, как, с помощью каких методов, средств и приёмов, обеспечить наиболее доступно, наглядно, конкретно и убедительно, восприятие, понимание и усвоение исторических фактов, дат, понятий, исторических личностей, как наиболее доступно раскрыть изучаемые закономерности, как организовать активную мыслительную работу учащихся, чтобы раскрываемые закономерности были усвоены и стали орудием дальнейшего познания истории.

В данной работе мы коснёмся лишь вопросов повышения эффективности изучения истории таджикского народа с помощью описанной нами выше целостной системно-структурно-функциональной графической модели-схемы, предлагая использовать её как наглядное пособие и опорный сигнал при изучении всего курса Отечественной истории. О значении наглядности в процессе познания мы можем судить по высказыванию В.И. Ленина в "Философских тетрадях": "Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, - говорил он, - не отходит - если оно правильное ...от истины, а подходит к ней. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности".[119, 152-3]

Похожие диссертации на История таджикского народа: опыт системно-схематического отражения