Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.) Цупенкова Инга Анатольевна

История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.)
<
История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.) История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.) История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.) История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.) История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.) История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.) История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.) История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.) История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цупенкова Инга Анатольевна. История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Владивосток, 2005 255 c. РГБ ОД, 61:05-7/466

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление и развитие театральной культуры на Сахалине (конец XIX в. - 1945 г.) 28

1. Становление русской культуры и театрального дела на Сахалине (конец XIX - первая четверть XX вв.) 28

2. Формирование и развитие профессиональной театральной культуры на Северном Сахалине (конец 1920-х - 1945 гг.) 50

Глава II. Особенности формирования и функционирования государственной театральной сети в Сахалинской области (1946 - середина 1980-х гг.) 86

1. Создание и деятельность государственных театров на Сахалине в послевоенный период (1946-1950-е гг.) 86

2. Организация театрального дела в Сахалинской области в начале 1960-середине 1980-х гг 121

Глава III. Развитие театральной культуры в условиях социально-экономических преобразований Сахалинской области (конец 1980 - 1990-е гг.) 160

1. Сахалинские театры в период общественных трансформаций в России (конец 1980-начало 1990-х гг.) 160

2. Традиционные и специфические формы развития театральной культуры в новых социально-экономических условиях (1990-е годы) 175

Заключение 196

Источники и литература, 203

Приложение. Театральные деятели Сахалина (краткие биографические сведения) 226

Введение к работе

Переоценка ценностей духовной жизни общества через историю - явление, свойственное каждому поколению. В настоящее время в условиях признания нравственных приоритетов над идеологическими возникла необходимость пересмотра многих вопросов постижения истины. Негативные тенденции в современном историческом сознании уходят благодаря возможности более адекватно оценивать исторические события, прослеживать преемственную связь с предшествующим развитием.

В конце XX в. проблема «культура и исторический процесс» всем ходом общественного развития выдвинулась в число наиболее актуальных и значимых1. Это свидетельствует о признании самоценности каждой из составляющих сторон человеческого бытия. Культурные процессы прошлого привлекают исследователей разных областей науки: историков, культурологов, филологов, философов, политологов, психологов. Многие из них стали активно изучать художественную культуру, как особую сферу человеческой деятельности. Под термином «художественная культура» понимается совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью2. Художественная культура - качество, уровень, тонус художественного сознания, и ее мерка определяется всегда высшими целями человечества, назначением человека с его стремлением к добру, истине, красоте. Это ставит вопрос о ее внедрении в жизнь каждого человека3. Приобщение к художественным ценностям сможет обеспечить духовное единение людей во времени и прочстранстве, формированию смысловых ориентиров. В общественном сознании находятся в повышенном динамическом состоянии самые

1 Стрюченко И.Г. Культура и исторический процесс. Этюды истории. Владивосток, 1998.С.7.

2 Хоруженко К.М. Культурология//Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, І997.С.530.
Рябов В.Ф. Современная художественная культура - пути выхода из кризиса //Человек и
духовно-культурные основы возрождения России СПб., 1996. С. 198-200.

4 различные суждения, ориентации в отношении культурных ценностей, которые еще несколько лет назад казались бесспорными.

За последние десятилетия терминологический аппарат культурологии значительно обогатился, появилось много новых понятий, употребляемых для адекватного объяснения процессов, происходящих в современной художественной культуре. Так, в область научного познания прочно вошел термин «театральная культура», под которым подразумевается не только собственно театр, но и все театральные процессы, их понимание обществом, художественное воспитание в семье, развитие творческих способностей личности и реализация их в социокультурном пространстве. Следовательно, театральная культура, определяемая как способ и продукт профессиональной деятельности людей, охватывает различные виды деятельности (создание, хранение, распространение, оценка) и отрасли (драматическое, кукольное, музыкальное и актерское искусство, сценография, театральное дело и критика).

В связи с этим в конце XX в. стало активно изучаться наследие выдающихся русских философов, теоретиков и историков театрального искусства, таких как П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев, А.А.Гвоздев, В.Н.Всеволодский-Гернгросс, В.В.Кандинский, В.М.Волькенштейн. Работы, написанные ими еще в начале XX в., в течение длительного времени не переиздавались и оставались забытыми. В силу разных причин тогда они не могли занять достойное место в ряду театроведческих идей, и, тем более, выпали из поля зрения исследователей в период тоталитаризма. В последние годы многие статьи опубликованы и переизданы и это оказало стимулирующее влияние на современную науку о театре.

Причины значимости театрального искусства общеизвестны. Воздействуя на зрителя, оно является одним из мощных пропагандистов различных течений и направлений в культурном пространстве эпохи. В то же время театр зависит от царящей в обществе духовной атмосферы, от импульсов общественной жизни, пронизывающих умы и сердца людей, поэтому его успехи и падения впрямую зависят от того, отвечает он или нет на животрепещущие запро-

5 сы общества. Не случайно в истории остаются, как правило, лишь те спектакли и имена, что удостоились прижизненной славы или бесславия, определив собой высшую и низшую точки театрального процесса. В театральном искусстве, где творческая среда формируется в коллективе и многое обусловлено материально-техническими возможностями, сделать новый шаг еще сложнее, чем, к примеру, в литературе или живописи. К тому же здесь долгое время был более жесткий цензурно-идеологический надзор, а пришедшая затем независимость повлекла за собой разрушение некоторых традиций и устоев. Между тем, театр для многих отдаленных уголков страны стал в XX в. основой в становлении культурных традиций и развитии духовного потенциала. Прошлая и современная жизнь отечественной театральной культуры, и в частности провинциальной - важнейшая часть национальной культуры России.

Российская провинция понятие многомерное. Здесь жизнь более размеренная и, на первый взгляд, менее насыщенная интеллектуально. Зато духовная среда более плотная. В провинции деятели культуры чутко улавливают любые свежие веяния в искусстве, но возможностей для их реализации имеют меньше, по сравнению с их коллегами в Москве или Санкт-Петербурге. В XX в. история дальневосточных, в том числе сахалинских, театров долгое время оставалась вне поля зрения исследователей. В результате ушли в небытие многие факты, остались неизвестными имена служителей сцены, а значит, не восстановлена объективная картина исторического процесса русской культуры, как одной из составляющих сторон человеческого бытия. Назрела необходимость показать историю сахалинских театров и всего театрального процесса в контексте дальневосточной культуры и в сравнении с театральной жизнью других регионов России.

На примере Сахалинской области автор исследует процессы становления и развития театральной культуры в отдаленном от центра России регионе на протяжении большого отрезка времени, что позволяет установить исторические закономерности и выявить особенности развития театральной жизни в контексте меняющейся государственной политики. М.И.Бахтин неслучайно

ввел в научный обиход понятие «большого времени», доказав, что только «в большом времени» глубинный смысл эпох прорастает как зерно, перерастая себя, меняется, не подменяясь. Еще сравнительно недавно историю делили на короткие отрезки времени, пытаясь отыскать в них закономерности и особенности исторического развития»4.

Географическое положение Сахалина и Курил, их огромная отдаленность от столицы, экономических и культурных центров Сибири и Дальнего Востока, породили своеобразный стереотип - «край света». Сложилось представление, что здесь не может быть полноценного развития культуры и, в частности, театрального искусства. Однако имеющиеся факты опровергают бытующее мнение. История театральной культуры Сахалина тесно переплетается с историей русского театра XX столетия, но имеет свои неповторимые черты, отражающие региональные особенности социально-политической и экономической жизни. На Сахалине успешно трудились десятки талантливых людей, по праву удостоенных за свои заслуги государственными наградами. Были и те, кто, обладая истинным дарованием, преданно служил сцене, но по разным причинам остался без наград и званий. Необходимо объективно оценить их вклад в развитие театральной культуры, показать преемственность и многообразие новых форм творчества.

Общепризнанно, что театр исторически возник как явление урбанизированного быта и городская среда как таковая, отличающаяся своей социальной организованностью, связана с разнообразными формами и проявлениями массовой культуры. Взаимодействие массовой и профессиональной театральной культуры в советский период проявилось на Сахалине, как и в других областях страны в создании народных театров, театров юного зрителя, театральных студий, которые готовили из рабочих и служащих, не имеющих порой даже среднего образования, актеров для профессиональной сцены. Это являлось следствием государственной политики в области культуры и вело к нивелированию региональных особенностей. В Сахалинской области сформировалась своеоб-

4 Стрюченко И.Г. Указ. соч. С. 3.

7 разная зрительская аудитория - это не только городские и сельские служащие, но и рабочие рыболовецких станов, плавбаз, нефтяных буровых установок.

Островное положение Сахалинской области оказало определяющее влияние на культурную специфику территории в целом: если Дальний Восток развивался с «оглядкой» на Москву, то область на островах, помимо этого, постоянно соотносила свои культурные достижения с положением в крупных городах дальневосточного региона, что усиливало «провинциальный синдром». В то же время следует обратить внимание на некоторую двойственность, в которой заключен феномен многих дальневосточных театров. Дело в том, что исходя из геоположения островного театра - он провинциален, а если исходить из его качественных характеристик, то синдром провинции исчезает, так как формирование труппы профессионального театра проходило за счет столичных ресурсов.

Сахалинская область - перекресток различных цивилизаций и культур. На протяжении веков острова служили зоной контактов европейской цивилизации с цивилизацией Японии, Китая и Кореи, а также с культурами аборигенных народов Северо-Восточной Азии, Многообразные проявления этого взаимодействия в прошлом и настоящем сформировали неповторимый колорит островного края, который ощущается во всем - от бытового уклада жизни сахалинцев и курильчан - до архитектуры, литературы и искусства. В 1945-1948 гг. в г.Тоехаре (с 1946 г. - Южно-Сахалинск) еще продолжали деятельность японские театры, спектакли которых вызывали интерес у русской части населения. В 1950-е годы в Южно-Сахалинске работал Корейский драматический театр (к тому времени национальные театры во Владивостоке были реорганизованы5). В его репертуар включались произведения российских и европейских писателей,

Королева В.А. Китайские театры на ДВ России //Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск, 2002. Кн.З.С.482; Она же. Китайский и корейский театры на Дальнем Востоке России //Россия и современный мир (периодическое издание ИНИОН РАН). М.,2002. № 2. С. 176-182; Она же. Китайские театры на Дальнем Востоке России //Северо-восточная Азия: Проблемы регионального взаимодействия (История и современность). Труды Т.ХИ. Владиаосток,2003.СЛ04 -116; Она же. Корейский театр на ДВ России //История российско-корейских отношений на Даль нем Востоке: Сб.науч.трудов. Владивосток, 2001. Вып.2.СЛ64-170.

8 на сцене других, сахалинских театров шли пьесы японских, корейских и китайских драматургов, а также пьесы местных авторов, отражающие жизнь коренных жителей Севера Сахалина.

Таким образом, все вышеизложенное подтверждает актуальность избранной темы: «История театральной культуры Сахалинской области (конец XIX —XX вв.) ж

Степень изученности проблемы. История театральной культуры Сахалинской области исследована фрагментарно и представлена к настоящему времени иллюстративно в работах общего характера, содержащих разделы о культурном развитии дальневосточного региона в целом.

Следуя традициям отечественной исторической науки, в историографии проблемы условно можно выделить три периода: дореволюционный (конец XIX в. - 1917 г.), советский (1918 - 80-е гг. XX.) и постсоветский (начало 90-х гг. XX в.), Условность периодизации связана с особенностями политической истории Сахалинской области, южные районы которой на протяжении 40 лет входили в состав Японии.

В дореволюционной историографии сахалинская тематика нашла отражение во многих работах, посвященных в целом изучению социально-экономического развития Дальнего Востока. Однако в них отсутствуют специальные исследования по истории театральной культуры Сахалина. Вместе с тем накоплен большой фактический материал, до настоящего времени представляющий научную и практическую ценность. К примеру, А.П.Чехов в книге «Остров Сахалин» упомянул о любительском театральном кружке из числа местной интеллигенции, таким образом, показав читателю нравы и досуг сахалинского чиновника и в то же время ростки русской культуры6. Свои наблюдения оставил также В.М.Дорошевич . Он подробно описал внешний вид и атмосферу одного из каторжных театров на острове, показал внутренний мир и духовные потреб-

Чехов А.П. Остров Сахалин (Из путевых записок) //Поли. собр. соч. и писем. Сочинения. М-, 1978.- Т. 14-15. -С.302.

7 Дорошевич В.М. Сахалин. (Каторга).- ML, 1903.-Ч.П.-С.122-123.

9 ности человека в условиях неволи. Авторы XIX - начала XX вв. преследовали практическую цель: привлечь внимание к региону и, в частности к Сахалину.

Таким образом, можно сделать вывод, что в дореволюционные годы в научном плане проблема не разрабатывалась.

Изучение провинциального театра началось в основном в советский период в 1930-е годы. Это объясняется молодостью театроведческой науки и идеологическим аспектом, в связи с которым до конца 1940-х годов существовали противоречивые характеристики, представлявшие полярные точки зрения. Одна из них принадлежит В.Н.Всеволодскому-Гернгроссу, который считал, что «...художественного значения провинциальные театры не имели» . А.А.Барто-шевич и С.СДанилов, напротив, отмечали исключительную роль провинциального театра, противопоставляя его по силе художественного воздействия столичным театрам9. В первые годы советской власти и до возвращения СССР Южного Сахалина научных работ о становлении театральной культуры на Сахалина также не создавалось. В ряду очерков можно назвать книгу М.Поляновского, где автор вскольз'характеризует состояние культуры на Сахалине после отмены каторги и дает положительную оценку становлению культурных традиций на острове в советский период10. В 1950-е годы выходят публикации ПХ.Маляревского, СЛандау, М.Лившиц, примечательные, прежде всего тем, что они включили Сибирь в спектр театроведческого анализа, однако, культура островных территорий осталась за пределами их научных интересов".

В 1960-1980-е годы провинциальный театр рассматривается как явление общероссийской культуры, одно из звеньев единой системы, где региональные особенности и правила не имеют принципиального значения. Тем не ме-

8 Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского театра. В 2-х томах. М-Я.,1929. Єартошевич А.А. Н.Н.Синельников и русская провинциальная сцена //Синельников Н.Н.Шестьдесят лет на сцене.Харьков,1935.С.8-16.; Данилов С.С. Провинциальный театр //Очерки по истории русского драматического театра. М-Л., 1948.С.409-420. Поляновский М. Сахалин после Чехова и Дорошевича. М.-Л., I929.C48, 86-87.

1' Маляревский П.Г. Очерк из истории театральной культуры Сибири.Иркутск, 1957.; Ландау С. Из истории драматического театра в Омске. Омск, 1950; Лифшиц М. Театр в Красноярске. Красноярск, 1957.

10 нее, в те годы появился ряд публикаций, которые можно считать важным вкладом в изучение данного направления в истории провинциальной театральной культуры. Это работы А.Я.Альтшуллера12, И.Ф.Петровской13, О.М.Фельдмана14, С.В.Яневской15, обогатившие искусствоведческие и историческую науки новыми фактами и выводами. Приходится с сожалением констатировать, что история дальневосточного театра в целом представлена главным образом как часть истории культуры региона. Причем большинство исследований относится ко второй половине XX в. Объяснение надо искать в советской концепции «культурной революции», в соответствии, с которой основное внимание уделялось системе народного образования и культурно-просветительной работы. В результате практически до середины 1980-х годов историки серьезно не занимались изучением художественной культуры как явления, имеющего самостоятельную ценность. Публикации советского времени отражают реальный процесс унификации культурного пространства на всей территории СССР. В этом плане показателен фундаментальный труд «История Сибири» в 5-ти томах, где, к сожалению, о Дальнем Востоке говорится вскользь, а о театре на Сахалине нет ни строчки16.

Проблемам культурного строительства на Дальнем Востоке посвя-щены обобщающие монографии В.Г.Щебенькова , М.С.Кузнецова . В.Г.Ще-беньков один из первых всесторонне рассмотрел развитие культуры на Дальнем Востоке, однако представил Дальний Восток до 1917 г. как отсталую провинцию. Работы М.С.Кузнецова в целом посвящены культурной революции. В

Альтшуллер А.Я. Провинциальный театр У/Русская художественная культура конца XIX -начала XX века. (1895 -1907). Кн. 1. М., 1968.С. 158-177.

13 Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX в. Л., 1975. Фельдман О.М. Провинциальный театр //История русского драматического театра. Т.б. Л.-М.,1982.

1 Яневская СВ. Омский драматический. Омск, 1983.

История Сибири. T.3.: Сибирь в эпоху капитализма. Л., 1968. С.412-417; История Сибири. Т.4.: Сибирь в период строительства социализма. Л.,1968.С.428-431; История Сибири. Т.5: Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. Л., 1969.С.402-404.

1 Щебеньков В.Г. Проблемы истории русской культуры на дальнем Востоке в эпоху капитализма. Автореф. дис... д-ра. ист. наук.Новосибирск. 1975.

Кузнецов М.С. Дальневосточная партийная организация в борьбе за осуществление задач культурной революции (1928-1937 гг.). Томск, 1971.; Он же. Борьба партийных организаций Дальнего Востока за становление советской культуры (1922-1927 гг.).Томск, 1978.С.255-256.

его монографиях дана полная историография истории культурного строительства на Дальнем Востоке, в том числе названа работа Р.Ф.Назаровой, которая в числе первых обратилась к истории дальневосточного театра19. Отдельный параграф посвящен развитию театрального дела и кинематографии в периоды: 1922 - 1927 гг., 1928 - 1937 гг. Автор показал процесс создания сети дальневосточных театров, формирование репертуара, распространение советской драматургии в регионе, показал роль государственных учреждений в развитии театральной культуры. Центральное место в работах М.С.Кузнецова занимает обобщение и анализ практического опыта дальневосточной партийной организации в деле становления культурной жизни. С позиций сегодняшнего времени можно сказать, что работы этих ученых носят односторонний пропагандистский характер, что было в духе исследовательской деятельности того периода. Истории становления и развития художественной жизни Дальнего Вое-тока в конце XIX - середине XX вв. посвятил свои монографии В.И.Кандыба . В период 1960-1980-х история театральной культуры региона нашла отражение в единичных публикациях, в частности, становление драматического театра в Комсомольске-на-Амуре показано в очерке М.Кузьминой, опубликованном в путеводителе театра . Историография сахалинского театра начала складываться в 1970-е годы. Первое исследование В.М.Латышева освещает деятельность профессионального театра на Сахалине в 1930-е годы, рассказывает о руководителях театрального коллектива. Автор анализирует репертуар театра за десять лет существования, показав динамику развития профессиональной театральной культуры в этот период 22. О значимости актерской профессии в истории развития островного театра рассказано в художественных очерках Л.Беляевой . Театральной жизни Северного Сахалина в годы Великой Отече-

Назарова Р.Ф. К истории Амурского областного драматического театра (1855-1951 гг.).

Сборник студенческих работ Благовещенского пединст., Т.6. Благовещенск, 1953.

Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока. 1858-

1938.Владивосток, 1985; Он же. Художники Приморья.Л.,1990.- 125 с.

Кузьмина М.Театр поднимает занавес (путеводитель).Комсомольск-на-Амуре, 1988.-96 с.

Латышев В.М. Из истории Сахалинского театра (1930-1940 гг.). Препринт.Южно-Сахалинск, 1982.

Беляева Л. Твой след на земле.Южно-Сахалинск, 1963.С.32.

12 ственной войны посвящены очерки Л.МДемина24. В книге «Область на островах» в популярном виде представлена краткая история становления культуры в Сахалинской области, включая развитие театра в послевоенный период .

При подготовке диссертационной работы изучались работы сахалинских авторов по вопросам истории духовной жизни Сахалина на рубеже XIX -XX вв. Это статьи М.В.Теплинского, В.Л.Подпечникова, В.Г.Крыжиной, посвященные отражению сахалинской каторги в дореволюционной художественной литературе26. М.В.Теплинский впервые ввел в научный оборот имена малоизвестных писателей: П.Уварова, А.Ермакова, Н.Преображенского, Н.Самойлова. Достаточно полно исследовано литературно-музыкальное твор-чество того периода исследователем Н.И.Казаковой . Надо отметить, что народное творчество Сахалина долгое время находилось вне поля зрения фольклористов. Глубокие исследования начались лишь в 1970-е годы преподавателями кафедры русской литературы и студентами ЮСГПИ. Ряд статей М.И.Ищенко, А.И.Костанова также освещают исторические события Сахалина XIX - начала XX вв.зк Эти работы помогли диссертанту лучше понять культурно-историческую ситуацию на Сахалине и увидеть закономерности в культурной динамике региона.

Исследование истории театрального дела на Дальнем Востоке активизировалось в дальневосточной историографии особенно в постсоветский пери-

Демин Л.М. Сахалинские записки. М.,1983.С.154-159.

Леонов.П.А., Панькин И.В., Белоусов И.Е. Область на островах: Краткий очерк истории, развития экономики и культуры, деятельности партийной организации Сахалинской области. 3-е изд. персраб. и доп. М.,1979.

Теплинский М.В. Сахалин в дореволюционной художественной литературе. //Сахалин. Литер.-худож, сб. Южно-Сахалинск, 1967.С. 127.; Подпечников В.Л, Вначале были календари //Сахалин. Литер.-худож. сб. Южно-Сахалинск, 1984.C.187-19L; Он же. Страницы забытой газеты //Сахалин. Литср.-худож. сб. Южно-Сахалинск, 1986.С.155-156.; Крыжина В.Г.Сахалинская каторга в русской и советской литературе. Южно-Сахалинск, 1984.С.З. Казакова Н.И. Песни литературного происхождения второй половины XIX века на Сахалине //Читая «Остров Сахалин»...: Доклады и сообщ. участн. истор.-краевед. конф., посвященной 100-летию путешествия А.П.Чехова на остров Сахалин. 18-19 мая 1990. Южно- Сахалинск, 1990. С.78.; Она же. Песенная судьба «Каторжной» в сахалинском фольклоре //Чеховские чтения: Конф. 29 января 2001 г.Южно-Сахалинск, 2001.С.7.

Ищенко М.И. Досуг русского сельского населения Сахалина. Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск, 1992. № 2. С.6-7.; Костанов А.И. Русская Православная Церковь на Сахалине и Курильских островах. Исторический очерк.Южно-Сахалинск, 1992.С.33-42.

13 од, что отражало новые тенденции в развитии гуманитарных наук. Это связано с переходом в исторической науке от монизма к плюрализму, к смене теорети-ко-методологических подходов, аксиологических оценок . В 1990 г. вышел сборник научных трудов, в котором подняты вопросы историографии и методологии исследования культуры, организация культурного строительства, формирование кадров творческой интеллигенции Приморского края 1941-1945 гг30. В 1991 г. издан коллективный труд «История Дальнего Востока СССР. XVII в. - февраль 1917 г.», отразивший уровень исследования основных аспектов истории региона . Книга имеет раздел «Литература и театр», в которой, к сожалению, внимание акцентировано только на гастрольно-концертной деятельности и на освещении наиболее важных фактов. Заслуга авторов в том, что они дали историографический анализ публикаций по истории культуры региона, обозначили методологическую базу, которая послужила основой для дальнейший исследований. Публикации А.С.Иванова посвящены истории становления театральной культуры в регионе от хроники до деятельности отдельных коллективов, в том числе приезжавших на Сахалин. Автор предпринял попытку преодолеть сложившийся стереотип о культурной отсталости Дальнего Востока в конце XIX в.32 Целенаправленное изучение театральной культуры юга Дальнего Востока в конце XIX- начала XX вв. связано с именами С.З.Гришко, Н.И.Вайс-ман, А.В.Шавгаровои. Авторы дают достаточно полную картину театральной жизни таких городов, как Владивосток, Хабаровск, Благовещенск . Истории

Ермакова Э.В. Проблемы культуры в дальневосточной историографии. //Духовная жизнь Дальнего Востока России: Материалы регион, науч.-практ. конф. Хабаровск, 2000. С.6,

30 История культуры Дальнего Востока СССР XVII- XX веков.Сов.период. Владивосток,! 990.

31 История Дальнего Востока в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. - февраль 1917 г.).М, 1991.

32 Иванов А.С. Театральная культура Дальнего Востока до 1917 г. //История культуры Дальнего
Востока России XVII - начала XX века: Сб. науч. трудов. Влади восток, 1996. С .210-211.

33 Гришко С.З. Театральная деятельность во Владивостоке в конце XIX в.//Кулыура народов Дальне
го Востока:Традиции и современность. Владивосток, 1984. С.37-4І. Вайсман Н.И. Только факты (к
110-летнему сезону Амурского театра) //Амурский краевед (информационный вестник). Благове
щенск, 1993. N 2 (7). С.І8-25.; Она же. Шекспир на Амурской сцене //Записки Амурского област
ного краеведческого музея и общества краеведов. Благовещенск, 1992. Вып.7,С101-109.; Шав-
гарова А. В. Зарождение театральной культуры на Дальнем Востоке (1860-1890-е годы).
//История культуры Дальнего Востока России XVII - начала XX века: Сб. науч. трудов. Владиво
сток, 1996.С.1 S3.; Она же. Становление общедоступного театра во Владивостоке в конце XIX в.
//Культура на Дальнем Востоке. XIX - XX века.Хабаровск, 1993.С. 17-20.

развития Магаданского музыкально-драматического театра посвятил монографию А.Козлов34. Он подробно рассказал о трудностях становления театра в ГУЛАГЕ в 1933 - 1953 гг., о его реорганизации, ввел в научный оборот имена актеров, режиссеров, как профессиональных, так и непрофессиональных, многие из которых были жертвами политических репрессий. Автор очерков разыскал много неизвестных ранее документальных материалов, позволивших составить реконструкцию репертуара театров УСВИТЛа, Рабочего клуба, Магаданского драматического и Магаданского музыкально-драматического театров. На рубеже XX - XXI вв. интерес к истории культуры, включая ее театральную область, становится все более углубленным. В первом учебном пособии «История культуры Дальнего Востока России XVII - XX вв.», созданном коллективом Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО АН под руководством И.Г.Стрюченко, отдельный параграф посвящен истории художественной культуры и в частности дальневосточного театра35. В нем нашли отражение многие ранее неизвестные факты, а также дан историографический обзор. В научном труде В.А.Королевой «Хроника культурной жизни Владивостока. Музыка. Театр. Кино» скрупулезно систематизированы факты художественного процесса во Владивостоке на определенном историческом этапе в 1917-1922, в 1923-1929 гг. Это первое полное хроникальное воссоздание истории художественной культуры, с научной достоверностью отражающее процесс создания и функционирования в обществе ценностей наиболее актуальных ведущих и социально-активных видов искусства на Дальнем Востоке России36. В монографии С.Б.Белоглазовой о культуре в условиях общественных трансформаций 1920-1930-х гг. особое внимание уделено культурной политике советского государства в формировании системы образования и

Козлов А. Театр на северной земле: Очерки по истории Магаданского музыкально-драматического

театра им. М.Горького (1933 - 1953 гг.) Магадан, 1992.-101 с.

История культуры Дальнего Востока России XVII - XX веков. Учеб.пособ. Владивосток, 1998.

C.I61-164.

Королева В.А.Хроника культурной жизни Владивостока 1917 - 1922 гг. Музыка. Театр. Кино.

Владивосток, 1998.- 196 с.

15 художественной культуры региона, в частности театрального дела37. В диссертационных исследованиях и публикациях В.А.Королевой, С.А.Монаховой, Л.В.Пресняковой освещается репертуар театральных и музыкальных коллективов, «проблема публики», художественная критика Дальнего Востока в конце XIX - начале XX в. и в целом региональный тип культуры разных моделей го-сударственной и политической системы . В других работах В.А.Королевой также изложены основные аспекты разработки концепции дальневосточной художественной культуры, основанные на огромном фактологическом материале, дана оценка деятельности национальных театров39.

Заметным вкладом в историю изучения театральной культуры региона стал сборник, посвященный 70-летию Приморского краевого драматического театра им. М.Горького. Исследователи В.А.Королева, Н.Б.Попова, Э.В.Осипова подготовили ряд статей об исторических вехах, репертуарной политики и гастрольной деятельности Владивостокского театра в системе художественных коммуникаций «Театр - Зритель» . Это первое наиболее полное

Белоглазова СБ. Культура Дальнего Востока России в условиях общественных трансформаций 20-30-х годов XX в.: Очерки истории.Владивосток, 2001.- 194 с.

Королева В.А. Музыкальная культура юга Дальнего Востока России. 1917-1929 гг.Ючерки исто рии. Дис...канд.ист.наук.Владивосток,1996.- 355 с; Она же. Дальневосточная публика 1880-1930-х годов. Штрихи к портрету (социологический, эстетический и культурологический аспекты проблемы изучения) //Вопросы социально-демографической истории Дальнего Востока в XX веке. Сб. научн. статей.Владивосток, 1999.С.83-95; Она же. Художественная критика на Дальнем Востоке России в первой четверти XX века //Дальний Восток России: Основные аспекты исторического развития во второй половине XIX - начале XX века (Вторые Крушановские чте ния, 2001 г.).Владивосток, 2003. С. 110-113; Монахова С.А. Музыкальная жизнь Хабаровска (1906 - 1916). Там же. - С.125-128; Она же. Гастрольно-концертная жизнь Дальнего Востока России (1895 - февраль 1917).: Автореф. дис..,канд.ист.наук,- Владивосток, 1999.; Преснякова Л.В. Театр на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX века; проблемы формирования трупп //Дальний Восток России: Основные аспекты исторического развития во второй половине XIX- начале XX века (Вторые Крушановские чтения) .Владивосток, 2003. С. 131-134. Королева В. А. Художественная культура Дальнего Востока России в 1880-1929 гг. Региональные особенности (На материале музыкальной среды) //Науки о культуре - шаг в XXI век. Сб. материал, ежегод. конф. - семинара молод, учен. М., 2001.С. 194-203; Она же. Музыкальная культура Дальнего Востока России. Кн. первая: На рубеже веков: (1880- годы - 1917 г.) - (1917 г. - 1920-е годы). Владивосток, 2004.272 с; Она же. Королева В.А. Синтез искусств как мировоззренческая проблема Дальневосточного национального театра 1880-1930-х гг. //Взаимодействие искусств на рубеже веков: Материалы науч-практ. конф. Владивосток, 2002.С.25. Королева В.А., Н.Б.Попова. К 70-летию Приморского краевого драматического театра им.М.Горького //Взаимодействие искусств на рубеже веков: Материалы научн.- практ.конф, Владивосток, 2002.С.74-97.; Осипова Э. В, Краевой драматический театр им.МХорького: система связей функционирования театра и гастрольной деятельности.Там же. С. 98-114.

хроникальное изучение старейшего театрального учреждения. Современные теоретические разработки по проблемам взаимодействия театра с другими видами искусства представлено в том же сборнике в работах Ю.МБарбой и Н.В.Шульгиной41.

Первым обобщающим трудом по истории театральной культуры Приамурья и Приморья в дореволюционный период стала кандидатская диссертация А.В.Шавгаровой, защищенная в 2002 г. Автором глубоко исследованы основные аспекты зарождения, становления и развития театральной культуры в контексте социально-экономического развития Дальнего Востока во второй половине XIX в. - 1917 г.42 Проанализированы характерные для всего провинциального театра качества, выявлены специфические черты дальневосточной театральной культуры в сравнении с российской. Интересный материал, дополняющий имеющуюся информацию содержится в статье Л.Л.Харитоновой43. Ею использован большой пласт документов, в том числе комплекс законодательных актов, показывающих роль государства в становлении театральной культуры на Дальнем Востоке. Представленные материалы свидетельствуют о формировании репертуара любительского театра на Сахалине.

Как видим, за последние годы число работ, посвященных театральной культуре Дальнего Востока, заметно возросло, но большинство авторов не исследуют историю сахалинского театра в силу разных причин: отсутствия, на их взгляд, материалов, либо недооценки значимости театральной культуры на Сахалине. Проанализировав дальневосточную историографию о проблемах культуры, следует согласиться с профессором Э.В.Ермаковой44 в том, что многие

41 Барбой Ю.М. Театр и взаимодействие искусств. //Взаимодействие искусств на рубеже веков: Ма
териалы науч.-практ.конф.Владивосток, 2002.С.27-32.; Шульгина И.В. Искусство как система
взаимодействия общества, культуры и прогресса. Там же. С. 33-38.

42 Шавгарова А.В. Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России
(вторая половина XIX - начало XX вв.): Автореф, дис.канд. ист. наук. Владивосток, 2002.-26 с.

43 Харитонова Л.Л. Театр и власть на Дальнем Востоке (вт.пол. XIX - нач.XX вв.) //Известия
Российского государственного исторического архива Дальнего Востока: Сб.науч. трудов.
Владивосток, 2002. Т. VII С.95-П2.

44 Ермакова Э.В. Дальневосточная историография о проблемах культуры //Дальний Восток России:
основные аспекты исторического развития во второй половине XIX - начале XX века (Вторые
Крушановские чтения, 2001 г.).Владивосток, 2003.С. 102.

историки изучают весь дальневосточный регион, реже юг и еще реже северо-восток, именно потому, что широкие территориальные рамки дают больше возможностей для сравнительно анализа, для выявления общих черт и своеобразия. Авторы, как правило, опираются на источники наиболее развитых территорий, привлекая материал, в частности, по Сахалину лишь в качестве иллюстраций. Тем самым исследователи исключают из комплексного анализа этот район, не выявляя особенностей его культурного развития, причин отставания. Данное положение приводит к неточности, определенной недостоверности выводов, т.к. они базируются не на всей совокупности источников. Тем не менее, имеющиеся публикации о деятельности дальневосточных театральных трупп в

- конце XIX - начале XX вв., городских театров 1920-1930-х гг., 1940-1950-х гг. позволяют найти некоторые закономерности в зарождении театрального дела на Дальнем Востоке и определить место в общероссийской театральной культуре.

В целом, говоря о современном состоянии исследования проблематики, необходимо повторить, что историография театральной культуры Сахалинской области пока находится на самом первоначальном этапе. Это вызвано рядом причин. Во-первых, история театральной культуры Дальнего Востока се-редины XIX - конца XX вв. в научном ее значении пока окончательно не создана. Долгое время истории театра не уделяли должного внимания, потому что приоритетными направлениями в науке оставались экономические и политические проблемы. Во-вторых, большинство исследований сахалинской культуры касаются лишь периода XIX - начала XX вв., но в них отсутствует анализ исторического процесса, не показаны предпосылки возникновения театральной культуры в контексте развития духовной жизни населения, не выявлены осо-

^ бенности. Совершенно не изучено профессиональное театральное искусство, получившее развитие в Сахалинской области в XX столетии. Большинство публикаций представлено критическими рецензиями на страницах местной периодической печати. Этот материал нуждается в систематизации, осмыслении и введении в научный оборот в качестве фактологической базы. Таким образом,

18 до сих пор нет ни одной специальной работы, в которой бы подробно рассматривалась история театральной культуры Сахалина.

Цель исследования заключается в том, чтобы с позиций современного исторического знания на основе изучения и ретроспективного анализа архивных и иных документальных материалов создать полноценное исследование процесса зарождения, становления и развития профессиональной театральной культуры Сахалинской области на фоне исторических событий.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

выявить основные факторы, влияющие на формирование театральной культуры в указанный хронологический период;

исследовать этапы функционирования театральной культуры на территории Сахалинской области и показать их специфику в конкретных исторических условиях;

рассмотреть театральную культуру через категории ценности, как одну из главных составляющих частей художественной культуры Сахалинской области;

определить динамику и масштаб ее развития, а также роль в духовной жизни общества;

показать традиции и новации в театральной культуре Сахалинской области в сравнении с общероссийскими и дальневосточными театральными процессами;

- проанализировать причины культурного кризиса постсоветского времени и
пути выхода из кризиса в новых социально-экономических условиях;

- обозначить проблемы взаимодействия государственной политики и творче
ского процесса.

Объект исследования - культурно-историческая действительность Сахалинской области на разных этапах государственной политики России в конце XIX - XX вв.

Предмет исследования - театральная культура Сахалинской области, процесс ее становления, развития и функционирования в конкретных исторических условиях.

19 Хронологические рамки диссертации: конец XIX - XX вв. Именно в конце XIX в. на Сахалине появились первые предпосылки становления театрального дела. Дальнейшее развитие театральной культуры относится к периоду установления советской власти на Северном Сахалине, когда произошло включение в российскую провинциальную театральную систему, что связано с появлением профессионального театра в 1930-1940-е гг. После окончания второй мировой войны на территории Сахалина происходило расширение театральной сети. Период 1960-1980-х гг. характеризуется популярностью профессионального театрального искусства, проявлением кризисных явлений, обусловленными переменами в политической и социально-культурной жизни страны. В 1990-е годы в истории театральной культуры начался новый период, в результате смены государственной модели развития общества.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию всей Сахалинской области - субъекта Российской Федерации в ее современных границах, включающей Сахалин и Курильские острова. Театральная жизнь Южного Сахалина (губернаторство Карафуто), являющегося с 1905 по 1945 гг. территорией Японии, остается за рамками изучаемой темы. Но поскольку японские театры действовали на Южном Сахалине в первые послевоенные годы, краткая характеристика их деятельности нашла отражение в разделе, раскрывающем особенности театрального процесса в Сахалинской области этого периода.

Методологическая основа. Создать наиболее полную картину о том или ином культурном процессе может только комплексный анализ, который интегрирует в себе как традиционные методы исследования, так и спектр частных современных методов и методик изучения культуры. В связи с эти исследование основано на синтезе различных методологических принципов. Применен диалектический принцип единства исторического и логико-гносеологического анализа. Тема разрабатывается, исходя из метода культурной антропологии, сущность которого заключается в изучении структур и процессов в человеческом измерении, где в качестве объекта исследования фигурирует чело-

20 век. Цивилизационный подход позволяет увидеть целостную картину истории народа, либо отдельного региона.

При работе с источниками и литературой применялись общенаучные принципы исследования: историзма, объективности, системности. Они помогают видеть исторические события, факты и процессы объективно, в их динамике, всесторонней взаимосвязи друг с другом и с конкретной исторической обстановкой, избегая односторонних субъективных представлений прежних лет, когда оценка театральных процессов давалась сквозь призму оценок отдельных критиков, работников партийных органов. Принцип историзма предопределил изучение ситуации, сложившейся на Сахалине в конце XIX - XX вв. в исторической динамике с выявлением основных тенденций и закономерностей развития. Системно-структурный анализ позволил обозначить все компоненты и отношения внутри системы театральной культуры, выявить характер взаимоотношений с другими видами, проследить степень и качество взаимоотношений. Использовались театроведческие принципы: анализ репертуара, актерского мастерства, режиссуры, критики.

В работе использовались также конкретные методы исследования. Проблемно-хронологический подход дал возможность выявить наиболее зна-* чимые этапы в процессе сложения пространства театральной культуры, показать присущее каждому из них своеобразие. Применен метод синтеза факторного анализа и ситуационного. Статистический метод использован при анализе производственно-финансовых отчетов деятельности сахалинских театров. Он позволил установить количественные показатели посещаемости спектаклей. Сравнительно-исторический подход позволил сопоставить ситуацию, сложившуюся на Сахалине с другими районами дальневосточного региона, выявить общие черты в развитии и особенности. Через аксиологический, или теоретико-ценностный подход проведен анализ истории театральной культуры с позиций эстетических и воспитательных, социальных и духовных ценностей, позволивший увидеть место и значимость театральной культуры для Сахалинской области. Стремление воссоздать прошлое в его осязаемости, передать общую ат-

21 мосферу культуры и образ конкретного спектакля - именно художественное осмысление театра эпохи - стало одним из компонентов критического анализа.

Источнике вую базу диссертационного исследования составил широкий круг источников, как опубликованных, так и неопубликованных.

В работу включены материалы РГАЛИ (Москва): Фонд А.П.Чехова (Ф. 549), хранящий материалы о пребывании А.П.Чехова на Сахалине, которые дали возможность выявить произведения сахалинского каторжного поэта МДмитриева, таким образом, установить начальный этап развития литературы на острове в конце XIX в.

Использованы фонды других дальневосточных архивов: РГИА ДВ: Канцелярия военного губернатора о.Сахалина (Ф.1133), Канцелярия Приамурского генерал-губернатора (Ф.702), ГАХК: Хабаровский краевой комитет КП РСФСР (Фонд 35-п). Документы РГИА ДВ позволили охарактеризовать историческую ситуацию, сложившуюся на Сахалине в конце XIX в., когда были заложены основы русской культуры, в том числе и театральной. В ГАХК выявлены документы, характеризующие этап становления театральной культуры в период Гражданского управления на Южном Сахалине 1945-1946 гг.

Огромный пласт документов по истории театрального искусства советского периода, хранящийся в Государственном архиве Сахалинской области (ГАСО) и его филиале - Центре документации новейшей истории (ЦЦНИ) дал возможность проанализировать этапы становления, развития и функционирования театральной культуры в Сахалинской области, выявить проблемы взаимодействия государственной политики и творческого процесса. В период работы над темой изучено более 20 архивных фондов ГАСО и его филиала, хранящие документы на бумажной основе и кинодокументы.

Это документы Сахалинского областного Совета народных депутатов и его исполнительного комитета с 1933-1993 гг. (Ф.53), Сахалинского областного управления по охране государственных тайн в печати (Обллит) с 1939-1991 гг. (Ф.331), управления культуры исполкома Сахалинского областного Совета народных депутатов 1953-1982 гг.(Ф.221), Сахалинского обкома (Ф.4.),

отдела по делам искусств исполкома Сахалинского областного Совета депутатов трудящихся 1940-1953 гг. (Ф.560), Отдела культурно-просветительной работы исполкома Сахалинского областного Совета депутатов трудящихся 1942-1953 гт.(Ф.562), Алек-сандровск-Сахалинского городского драматического театра 1939-1959 гг. (Ф.636), управление ФСБ России по Сахалинской области (Ф.1147), Сахалинского корейского передвижного театра 1948-1959 гг. (Ф.362), Сахалинского областного драматического театра им. А.ПЛехова 1946-1983 гг. (Ф.697).

Массив неопубликованных источников хранится в ведомственных ар-хивох Сахалинской области. Архив управления культуры Сахалинской области содержит отчеты, приказы, материалы биографического характера, позволившие составить жизненные и творческие биографии театральных деятелей., В архиве Сахалинский Международный театральный центр им. А.ПЛехова хранятся документы дел по личному составу, позволившие уточнить сведения биографического характера. Фонды и научный архив Сахалинского областного краеведческого музея (СОКМ) укомплектованы богатым и ценным для исследования фотофондом, где имеется множество фотографий фрагментов спектаклей, фото персоналий, а также другими важными материалами: афиши, программы спектаклей, репертуарные листки, эскизы декораций и костюмов.

Использованные источники можно представить в следующей классификации:

1. Законодательные акты - Указы Президиума Верховного Совета СССР и
РСФСРФ, постановления и распоряжения Правительства СССР и РСФСР,
указы Президента РФ, закон о культуре Сахалинской области. Законода
тельные и административно-распорядительные документы, определившие
правовую основу деятельности театров.

  1. Делопроизводственные материалы - приказы, переписка, отчеты, планы, справки, характеристики, протоколы заседаний художественного совета.

  2. Группа документов, отражающих особенности театральной жизни программы спектаклей, афиши, репертуарные листы, сценарии.

  1. Статистические источники, включающие сборники Сахалинского управления статистики, доклады социально-экономического развития Сахалинской области, статистические отчеты театров и органов исполнительной власти. Они позволили определить отношение государственной власти на местах к проблемам и перспективам развития области, в том числе и в сфере театральной культуры. Отчеты носят комплексный характер, но в то же время они дают возможность получить обширный сравнительный материал по количеству театров на Сахалине, их типам, материальному обеспечению, социальному составу зрителей, проследить процесс зависимости зрительской посещаемости от репертуарной политики.

  2. Справочные издания, содержащие как общие сведения о Сахалине, так и конкретную информацию по проблемам театра. Использованы словари, адрес-календари, путеводители по театрам.

  3. Источники личного происхождения Небольшую группу источников составляют мемуары, рукописи, воспоминания и дневники, как театральных деятелей, так и представителей других профессий о жизни Сахалинской области в исследуемый период. К примеру, в публикациях антрепренера В.В.Тальзатти интересны сведения о становлении театрального дела в конце XIX - начала XX в. на дальнем Востоке, в письмах политического ссыльного Б.Пилсудского упоминаются сахалинские балаганы кукольных театров, ценный материал содержится в воспоминаниях актеров, приезжавших на остров в период гастролей. Дневниковые записи работника Сахалинского областного драматического театра 1940-1960-х гг. П.Е.Андросова содержат большой фактический и статистический материал, благодаря которому частично реконструирован репертуар театра в 1940-е годы, подсчитано количество выпущенных спектаклей в этот период, установлен маршрут гастрольных поездок. Рукописи ответственного секретаря Сахалинского отделения ВТО В.Туржанской позволили проследить деятельность ВТО в середине 1960-х годов, установить имена лекторов и рецензентов спектаклей, как сахалинских, так и приезжих из других городов страны. Несмотря на субъектив-

24 ность, достоинство их в том, что они помогают восстановить те театральные процессы, которые не отразились в других материалах, и часто имеют решающее значение для реконструкции того или иного события.

  1. Важнейшим источником по истории театральной культуры стала периодическая печать конца XIX - XX вв., материалы которой носят скорее популярный характер, но игнорировать их нельзя, т.к. даже крупицы таких сведений являются ценными. Это воспоминания и интервью актеров, анонсы и рецензии на спектакли сахалинских журналистов, информация о гастрольных поездках, сведения об актерах и режиссерах, о культурных преобразованиях в целом. Периодическая печать ценна и тем, что она показывает роль театральной культуры в общественно-политической жизни Сахалинской области. Проанализированы статьи журналистов, пишущих о театре, многочисленные отзывы зрителей, чье мнение выражало не только собственную мировоззренческую позицию, но и позицию государственного строя, партийной идеологии. В процессе работы использованы газеты и журналы как сахалинские, сибирские и дальневосточные, так и центральной России.

  2. Кинофотофонодокументы (фотографии фрагментов спектакля, гастрольных поездок, портретные фото работников театров, фонозаписи, кинозаписи, видеозаписи спектаклей, репетиционных занятий).

Использованные источники позволили в целом ввести в оборот широкий круг сведений, отражающих важнейшую область духовного опыта общества.

Научная новизна работы обусловлена, тем, что история театральной культуры Сахалинской области впервые выделена в самостоятельный предмет исследования и охватывает большой исторический период. Накопленный материал дал автору возможность выявить факторы, повлиявшие на формирование театральной культуры в таком своеобразном регионе как Сахалин; исследовать этапы ее становления и развития; выделить особенности развития театральной культуры на Сахалине, показать идеологическое влияние и динамику театральной культуры в контексте социально-экономического и культурного развития

25 Сахалинской области, в сравнении с другими районами дальневосточного региона. Проблема театральной культуры раскрыта через категории ценности, поиска смысла жизни, традиции, новации. Впервые исследована тема сталинских репрессий и их последствий для работников сахалинских театров. Деятельность национального корейского театра показана как часть культурной жизни области. Через призму театральной культуры рассматривается сахалинская драматургия. В работе использованы многочисленные источники, большая часть которых введена в научный оборот впервые,

В целом дана объективная и достоверная картина деятельности сахалинских театров на протяжении длительного периода: конец XIX - XX вв.

Практическая значимость исследования.

  1. Создана обобщающая работа о развитии профессиональной театральной культуры как одной из главных составляющих духовной жизни населения Сахалина, которой ранее при изучении истории театральной культуры Дальнего Востока не уделяли должного внимания.

  2. Дополнена историография по проблеме театральной культуры Дальнего Востока;

  3. Расширена проблематика регионов едения.

  4. Введены в оборот многочисленные ранее неопубликованные источники, что позволило расширить представления о провинциальном театре как части общероссийского театра.

  5. Результаты исследования могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории театральной культуры в целом на Дальнем Востоке; при чтении спецкурса для студентов Южно-Сахалинского театрального колледжа СахГУ, создании ведомственного театрального музея при Сахалинском Международном театральном центре им. А.П.Чехова, а также в просветительской деятельности музеев.

26 Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в ряде статей, опубликованных в сахалинских и дальневосточных научных изданиях, а также книге очерков о Сахалинском театре, изданной в Сахалинском книжном издательстве в 2004 г.

1. Цупенкова И.А. Из истории Сахалинского областного драматического
театра в 1940-60-е годы //Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск, 1996.
N4.C.118-128.

2. Цупенкова И.А. А.П.Чехов на сцене сахалинских театров //А.П.Чехов и
Сахалин. Доклады и сообщения международной научной конференции. 28-29
сентября 1995 г. Южно-Сахалинск, 1996. С.270-285.

  1. Цупенкова И,А. Забытый театр. (Из истории Сахалинского корейского драматического театра. 1948-1959 гг.) //Вестник Сахалинского музея. Южно-Сахалинск, 1997. Вып. IV.C.207-213.

  2. Цупенкова И.А. Репрессии на Сахалине: театр и судьбы (по документам архивно-уголовных дел НКВД 30-х годов) //Сахалинская молодежь и наука: (Материалы 2-й межвузовской науч.- практ. конф. студентов и молодых ученых Сах. обл.). Южно-Сахалинск, 1999. Вып.З. С.62 -63.

  3. Цупенкова И.А. К вопросу об истории зарождения художественной культуры на Сахалине в конце XIX - н.ХХ века //Краеведческий бюллетень. Южно-

Сахалинск, 2003. № 1.С.124-138.

  1. Цупенкова И.А. «Вишневый сад» на сцене японских театров (о концепции выставки в музее книги «Остров Сахалин») //Чеховские чтения. Южно-Сахалинск: Музей книги А.П.Чехова «Остров Сахалин», 2003. С.3-5.

  2. Цупенкова И.А. Театральная культура Сахалинской области в дальневосточной историографии //Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы VI международной науч.-метод. конф. /Отв.ред. А.М.Антипова. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2004. С.234 - 238.

8.Цупенкова И.А., Костанов А.И. Сахалинская драматургия на театральной афише 1960-80-х гг. //О литературе Сахалина: Сборник статей /Сост. С. А.Вед -нева. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2004. С. 21-25.

27 9.Краев А.И., Цупенкова И.А. Долгая дорога к большой сцене. Очерки истории театра на Сахалине. Южно-Сахалинск, Сах. кн. изд-во, 2003. 212 с.

Ю.Цупенкова И.А. Сахалинский театр в годы сталинских репрессий //Вглядываясь в прошлое: Дальневосточное общество в конце 1917 - 50-е годы XX в. Владивосток: Дальнаука, 2004. Кн. 2. С.222-239.

Материалы исследования были апробированы в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях:

«А.П.Чехов. Традиции и новаторство». (ЮСГПИ, апрель 1990 г.), «А.П.Чехов и Сахалин» (Южно-Сахалинск, 28-29 сентября 1995 г.), «Сахалинская молодежь и наука» (Южно-Сахалинск, 11-12 марта 1997 г.), «Роль классического наследия в развитии культуры» (Южно-Сахалинск, 1998 г.), «Чеховские чтения в Ялте» (Ялта, апрель 1998 г.), «Сахалинская молодежь и наука» (Южно-Сахалинск, 25-26 марта 1999 г.), «Литература Сахалина, Курил и Дальнего Востока: история, поэтика, язык» (Южно-Сахалинск, 17 апреля 2002 г.).

Становление русской культуры и театрального дела на Сахалине (конец XIX - первая четверть XX вв.)

В середине XIX в. происходит активное освоение русскими людьми Дальнего Востока. В крупных городах Приамурья и Приморья развивается промышленность, мореходство, торговля. К концу 1870-началу 1880-х гг. скла-дываются всё предпосылки для возникновения активной художественной жизни. В крупных городах края создаются театры, открываются музыкально-художественные салоны. В 1886 г. во Владивостоке состоялась первая выставка изобразительного искусства, где были представлены предметы искусства из частных коллекций. Другая крупная художественная выставка открылась в 1889 г. в здании новопостроенного музея Общества по изучению Амурского края. Ее участниками стали местные художники . В Благовещенске, Владивостоке и Хабаровске появляются первые кружки актеров-любителей, ставшие позже драматическими и музыкальными театрами2.

Сахалин, входивший в состав Приамурского края, явившийся с 1869 г. официально местом ссылки и каторги, в контексте культурной жизни Дальнего Востока выглядел крайне отсталым районом. Контингент постоянного населения острова состоял в основном из осужденных, их родственников свободного состояния, приехавших вслед за ними, а также из немалого числа чиновников. Дикая сахалинская тайга обживалась ссыльнокаторжными с целью учреждения исправительно-трудовой и сельскохозяйственной колонии. Главное тюремное управление и администрация острова мало уделяла внимания развитию культуры. Но проявление зачатков все же отмечалось. Это подтверждают имеющиеся в архивах РФ источники. В середине 90-х годов XIX в. на острове работало школ, из них 23 сельских (5 двухклассных и 18 одноклассных). В окружных центрах: посту Корсаковском, селении Рыковском, а также в местных воинских командах, в школах и при церквах имелись небольшие библиотеки. В 1895 г. жителями острова выписывалось 112 наименований газет и журналов, таких как «Нива», «Русская мысль». Еще раньше, в 1891 г. российской интеллигенцией и лично А.П.Чеховым было собрано и отправлено на Сахалин в школьные библиотеки 6 тыс. экземпляров художественной литературы и учебников. В 1895 г. в посту Александровском открылась первая общественная библиотека, насчитывавшая более 2,5 тыс. книг. Ссыльное население из числа грамотных проявляло к ним большой интерес. При библиотеках устраивались публичные чтения, но они не имели большого успеха из-за плохой организации. В конце XIX в. открылись библиотека общего пользования при Рыковском двухклассном училище, а также небольшие библиотечки при тюрьмах и трех местных лечебницах3.

Общепризнанно, что непременным элементом духовной жизни населения являлась Церковь. Среди безликих, однообразных в архитектурном отношении зданий, сахалинские церкви представляли образец и символ русской культуры. Строились церкви в те годы, как правило, на казенные средства, за счет тюремного ведомства. Основным строительным материалом служило дерево. Настоящим украшением поста Александровского стал главный собор -храм Покрова Пресвятой Богородицы. Его построили в 1893 г. по проекту выпускника Академии художеств И.А.Чарушина, впоследствии известного русского архитектора. Александровская церковь относилась к распространенному в России типу так называемой "трапезной церкви" и представляла шедевр деревянного зодчества XIX в.4 Росписи церковных стен и иконостасов выполняли местные художники-любители. Резьбой деревянного иконостаса для этой церкви занимался ссыльный художник, швед по национальности. Имя его на сего дняшний день не установлено. Он жил в тюремной казарме в отдельной комнате, которая служила ему мастерской для рисования5. Для церкви также как и для главного сахалинского собора принадлежности собирали всем селением. Покровы на престол, жертвенник на аналои, занавес и ризы выполнили жены чиновников под руководством фельдшерицы и акушерки М.А.Кржижевской. Резьбой по дереву увлекался начальник Тымовского округа А.М.Бутаков. Он изготовил ажурные двери иконостаса из разных пород дерева для церкви в Рыковском6.

Создание и деятельность государственных театров на Сахалине в послевоенный период (1946-1950-е гг.)

Боевые действия на Дальнем Востоке в августе 1945 г. стали заключительным актом второй мировой войны. С этого времени началось восстановление разрушенного хозяйства и повышение культурного уровня страны. В конце 1945 г. после четырехлетнего перерыва возобновляется выпуск ежемесячного журнала "Театр", открывается Театральный музей им. А. А .Бахрушина в Москве, принимают первых зрителей десятки провинциальных театров, закрытых в годы войны, вновь начался прием студентов в театральные институты и техникумы.

Война внесла изменения в деятельность дальневосточных театров, сеть которых сильно сократилась. Из 22 довоенных театров в регионе осталось только 12, но они укрупнились, лучшие артисты закрытых театров пополнили действующие коллективы. В 1946 г. открылся Хабаровский театр драмы, возобновил работу Приморский краевой театр юного зрителя. В этом же году состоялся первый выпуск дипломированных артистов студии при Приморском краевом театре им. А.М.Горького .

Для восстановления нормальной жизни на освобожденной территории Южного Сахалина и работы с японским населением при штабе 2-го Дальневосточного фронта в городе Тоехаре, осенью 1945 г. было создано Управление по гражданским делам . Его возглавил заместитель председателя крайисполкома Д.Н.Крюков, командированный с группой советских работников из Хабаровска.

Одновременно, до конца декабря 1945 г., сохранялись японские административные учреждения (за исключением судебно-полицейских, военных органов и жандармерии) во главе с губернатором Карафуто Оцу Тосио. В одной из своих первых докладных записок, датированной 25 октября 1945 г., Д.Н.Крюков сообщал, что с организацией деятельности "частных промышленных и торговых фирм, предприятий и магазинов..., разрешена работа всех школ, кино, театров, государственных и частных лечебных учреждений, храмов..."3.

2 февраля 1946 г. образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края. Ее административным центром стал город Тоехара, переименованный 4 июня 1946 г. в Южно-Сахалинск4. Одновременно с образованием области, 2 февраля 1946 г. вышло два важнейших нормативных акта. Указом Президиума Верховного Совета СССР "О национализации земли, банков, промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи Южного Сахалина и Курильских островов" устанавливалось, что на указанной территории с 20 сентября 1945 г. вся земля с ее недрами, лесами и водами является государственной собственностью. Национализировались предприятия всех отраслей промышленности с числом рабочих свыше 10 человек5. Постановление СНК СССР "Об административном устройстве и введении советских законов на Южном Сахалине" от 2 февраля 1946 г. N 263, определило неотложные меры по восстановлению хозяйства области и включению ее в систему общественно-политических, экономических отношений социалистического типа. Одна из главных особенностей Южно-Сахалинской области - отсутствие конституционных органов власти, т.е. местных Советов и их исполкомов. Руководство политической, экономической и культурной жизнью здесь временно осуществляло Гражданское управление, начальником которого являлся Д.Н.Крюков.

Сахалинские театры в период общественных трансформаций в России (конец 1980-начало 1990-х гг.)

Вторая половина 1980-х годов, вошедшая в историю страны как период «перестройки», отмечена переоценкой прежних идеологических установок. Общественная жизнь видоизменялась. Появилось множество вопросов, ответы на которые люди искали в газетах и журналах, уходивших нарасхват. Телетрансляции съездов народных депутатов СССР, а затем РСФСР, смотрелись как захватывающие спектакли. Небольшие послабления в духовной сфере сопровождались массовым распространением видеотехники, ранее не доступной большинству рядовых граждан. Зарубежная видеопродукция, порой далеко не лучшего качества, захлестнула экраны телевизоров, образовав на время мощнейшую конкуренцию кинематографу и театральному искусству.

В середине 1980-х годов в СССР действовало более 620 профессиональных театров разных сценических жанров, выпускавших ежегодно свыше 3,5 тыс. новых спектаклей1. На Дальнем Востоке лидирующим театральным учреждением оставался Приморский краевой драматический театр им. М.Горького. В его репертуаре еще держалась идейная традиция творческого рапорта коллектива театра партии, ее съездам. К примеру «Синие кони на красной траве» М.Шатрова, посвященный XXVII съезду КПСС. С этой постановкой театр объездил республики накануне распада Союза. В то же время в его репертуарной политике акценты начали сдвигаться на личность, заострились вопросы морали, нравственности, долга, дружбы советских людей. Свой вклад в развитие этого огромного цеха "социалистического искусства" внесли и театральные коллективы Сахалинской области. Ухудшение экономической ситуации в стране, и в Сахалинской области сильно сказывалось на всех учреждениях культуры и искусства, финансирование которых шло все по тому же остаточному принципу. Театры Сахалина оказались охвачены не только финансовым дефицитом, но и отсутствием материально-технических средств. Необходимое оборудование отсутствовало и в магазинах, и на складах. Костюмы к очередной премьере перешивались из устаревших, декорации изготавливали из самых дешевых материалов. В какой-то степени, по этой причине стал пропагандироваться минимализм в театральном искусстве. В этот период резко обострились проблемы здания драматического театра, в котором около десяти лет не проводился капитальный ремонт. Начали сказываться недоделки и плохое качество строительства. Надежда получить средства на его реконструкцию появилась в 1987 г., после известного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О комплексном развитии производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года". В целях его реализации было принято аналогичное постановление Совета Министров РСФСР от 29 сентября 1987 г., а затем решение Сахалинского облисполкома N 408 от 31 декабря 1987 г., которое предусматривало строительство на Сахалине и Курилах объектов производственного и социально-культурного назначения. В частности, планировалось к 2000 г. капитально отремонтировать здание театра им. А.П.Чехова, построить в Южно-Сахалинске новые здания для театра кукол, концертного зала, областной и городской детских библиотек; в районах области 11 новых зданий для централизованных библиотек и более 50 помещений для клубов и Домов культуры2. К сожалению, эти планы так и остались на бумаге, как памятники экономического прожектерства эпохи "развитого социализма". Несмотря на все постановления и распоряжения органов власти, театр кукол так и не смог приобрести собственное отдельное здание. Заместитель начальника управления культуры Сахалинского облисполкома В.М.Данильченко поднимал этот важный вопрос перед министром культуры Ю.СМелентьевым, во время его приезда на Сахалин. Министр обещал свое содействие, которое, к сожалению, осталось только в устной договоренности. В 1986 г. на одной из сессий Сахалинского областного Совета народных депутатов принято решение о передаче под театр кукол после реконструкции здания Центра научно-технического информации (ЦНТИ). Но это решение не было воплощено в жизнь3. Ссылаясь на постановление Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 г. N 297 "О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР" В.М.Данильченко, став директором театра кукол, вновь поднимал вопрос о выделении отдельного здания.

Похожие диссертации на История театральной культуры Сахалинской области (Конец XIX - XX вв.)