Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Недзелюк Татьяна Геннадьевна

Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.)
<
Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.) Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Недзелюк Татьяна Геннадьевна. Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.): диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.02 / Недзелюк Татьяна Геннадьевна;[Место защиты: Институт истории Сибирского отделения РАН].- Новосибирск, 2015.- 304 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Факторы и условия, повлиявшие на формирование мировоззрения и образа жизни сибирских католиков 33

1.1. Мировоззрение и повседневная жизнь конфессионального сообщества как исследовательская проблема 33

1.2. Численность и структура католического населения Сибири 45

1.3. Роль образования в формировании картины мира 71

ГЛАВА II. Мировоззренческие ориентиры сибирских католиков 84

2.1. Представления о пространстве и времени в картине мира католиков Сибири 84

2.2. Представления о католическом приходе как локальном социуме и месте в нем священнослужителя 114

2.3. Тендерные характеристики сибирских католиков 128

2.4. Представления о браке, семье, воспитании детей 139

ГЛАВА III. Реализация мировоззренческих ориентиров в повседневной жизни сибирских католиков 148

3.1. Литургические праздники и календарная обрядность в картине мира прихожанина католического костела 148

3.2. Круг чтения сибирских католиков 161

3.3. Представления о смерти и связанных с нею образах-ритуалах у сибирских католиков 174

ГЛАВ А IV. Практики сибирских католиков 186

4.1. Конфессиональные особенности методов хозяйствования 186

4.2. Культовое зодчество католиков Сибири в 1830-1917 гг 200

4.3. Музыкальные традиции сибирских католиков 208

Заключение 218

Список использованных источников и литературы 223

Список сокращений, используемых в работе 265

Глоссарий 265

Численность и структура католического населения Сибири

Под мировоззрением мы понимаем совокупность идей, принципов, представлений, определяющих жизненные позиции и программы поведения людей, выраженные посредством социальных практик. Мы придерживаемся точки зрения, что в основе мировоззрения лежат миропонимние (совокупность знаний о мире) и мировосприятие, которые находят выражение в идеях и образах, «формирующихся в обыденной жизни, искусстве, литературе, науке, религии»1.

Близки по содержанию к понятию «мировоззрение», но не идентичны ему, другие понятия: «менталитет» и «образ мира». Менталитет (от фран. mentalite -склад ума) - комплекс психических качеств и особенностей их проявления; духовный мир человека, оказывающий непосредственное влияние на личностный опыт. Часто употребляется выражение «национальный менталитет» в значении «национальный характер», «душа народа». «Можно представить себе человека, лишённого определённого мировоззрения, но не индивида, который не обладал бы образом мира, пусть непродуманным и неосознанным, но властно определяющим (в частности, как раз благодаря его неосознанности) поступки индивида, всё его поведение» . Отличие «мировозррения» от «менталитета» и «образа мира» - в его идеологической детерминированности.

Мы придерживаемся следующего значения термина «идеология»: это «система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на изменение или закрепление данной системы социальных отношений»1.

Католическая энциклопедия толкует понятие «идеология» как систему представлений, верований, ценностей и символов, способствующих сплочению этой группы и реализации её целей . Основная функция идеологии - координировать и направлять практическое поведение членов группы. Главная функция идеологии -не истинность, а убедительность. Для конфессиональной идеологии это увержде-ние вполне справедливо: моральные ценности данной конфессии позиционируются как единственно верные, разумные и справедливые.

Мировоззрение конфессионального сообщества представляет собой мировоззрение определённого типа, а именно религиозное мировоззрение3. Религиозное мировоззрение отличается от прочих структурированной системой неоспоримых догматов4. Вероучение католической церкви базируется на следующих доктри-нальных положениях, отличающих её вероучение от учений иных христианских конфессий: филиокве (от лат. filioque) - догмат об исхождении Духа Святого как от Отца, так и от Сына; догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и Её телесном вознесении; широкое почитание Девы Марии (hiperdulia); учение о чистилище; учение об индульгенциях; утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра; догмат о безошибочности учительства Папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого «ex cathedra»; централизованность церковной организации, в отличие от авто-кефальности православных поместных церквей; нерасторжимость таинства брака (при возможности признания его недействительности)

Религиозному мировоззрению присущи не только строгий догматизм, но и рациональная система моральных предписаний, побуждающих адептов данной конфессии к практическим действиям. В теории концепта «мировоззрение»1 выделяют: эмоционально-психическую сторону мировоззрения («мироощущение») и познавательно-интеллектуальную («миропонимание»). При помощи мироощущения и миропонимания человек осваивает (и присваивает, делая «своим») окружающий социум. Для характеристики конфессионального сообщества сибирских католиков последнее обстоятельство имеет особенное значение: будучи новичками в Сибири среди старожилого населения, базируясь на фундаменте традиционных католических мировоззренческих ориентиров, они вырабатывали стереотипные поведенческие стратегии.

Важная особенность религиозного мировоззрения: сплачивая адептов одной конфессии, она разделяет приверженцев разных вероучений. Французский историк второго поколения «школы Анналов» Пьер Шоню характеризовал религиоз-ное чувство как «болезненное ощущение силы и трансцендентности Бога» . Отнесём религиозное чувство к сфере мироощущения и увидим на поверхности объяснительную модель миропонимания сибирских католиков: «Они живут в мире, заданном их мировоззрением»3.

Представитель третьего поколения «школы Анналов» Жак Ле Гофф отметил, что «история ментальная... оперирует понятиями из сферы идеологии и мира воображения, каковые близки, но не тождественны»4.

Структура мировоззрения включает в себя ряд обоснованных компонентов: ценностный, эмоциональный, познавательный, деятельностный. Отличительные особенности мировоззрения сибирских католиков, ставшие аксиологическими ориентирами, логичным образом базировались на догматах, сопровождались эмоциями, обогащались жизненным опытом и реализовавались в социальных практиках. Аксиологическими ориентирами, едиными для всех католиков мира, согласно догматике канонического права католической церкви нового времени, до реформ II Ватиканского собора (т. е. до 1962-1965 гг.), являлись следующие постулаты.

Первое по значимости - убеждение в божественной предопределенности, выражавшееся в часто употребляемом лексическом обороте: «Если Всевышнему так угодно», в молитвенном обращении к Богу-Творцу. Сибирскими католиками данное убеждение трактовалось как провидение Божье и промысел Божий для достижения неких высших целей, недоступных человеческому разуму. Ссылка в Сибирь через призму данного убеждения виделась подвигом во имя веры

. Второе значимое убеждение - в силе высшей справедливости. Страдания на пути в Сибирь, утрата близких, отсутствие привычных комфортных условий жизни расценивались как неизбежная, но высокоморальная жертва во имя восстановления былой Речи Посполитой.

Роль образования в формировании картины мира

В отличие от сельских конфессиональных школ, учреждавшихся и функционировавших на средства прихожан, аналогичные городские школы требовали более серьезного организационного оформления. Сибирь, как и вся территория Российской империи, входила в состав Могилевской римско-католической архиепархии. 14 декабря 1907 г. Стефан Денисевич, архиепископ Могилевский, обратился к министрам внутренних дел и народного просвещения, прося разрешения лицам католического исповедания учреждать приходские училища, «в коих католическая молодежь могла бы получать начальное образование и надлежащее религиозное воспитание». Денисевич мотивировал недостаточность знаний, получаемых в школах МНП, тем обстоятельством, что римско-католические законоучители в православные церковноприходские школы, где обучаются и католики, «не допускаются, вследствие чего дети-католики должны, по недостатку учебных заведений, или вовсе отказаться от школьного образования, или же, обучаясь в православной ІГДШ, оставаться без религиозного

В Сибири, где более 90 % населения было православным, подобные опасения имели под собой гораздо меньше оснований, чем в западных губерниях страны. Поэтому администрация достаточно лояльно относилась к существованию с конца XIX в. в городах Барнауле, Новониколаевске, Омске, Тобольске, Томске «католических школ при приходе для детей польской национальности», либо «начальных училищ римско-католических благотворительных обществ». Лояльное отношение, впрочем, не распространилось на Восточную Сибирь: при сплошном погодичном просмотре «Памятных книжек» Енисейской, Иркутской губерний и Забайкальской области нам не удалось встретить упоминания об учебных заведениях, аналогичных упомянутым западносибирским. Зная о существовании польских благотворительных обществ в Иркутске и Красноярске, мы можем предположить наличие и «школ при приходе», однако предположение не есть факт. Менталитет детей в семьях восточносибирских «повстанцев»-католиков, несомненно, формировался под влиянием мировоззрения родителей и ближайшего окружения семьи; частными учителями нередко были также ссыльные3.

После революции 1905-1907 гг. при крупных католических приходах Западной Сибири начали действовать школы на польском языке. Примечательно, что все они вплоть до 1917 г. относились к ведомству МНП, к разряду «городские приходские училища». Представляет интерес более детальное знакомство с этими очерки, дневниковые записи польских политических ссыльных в Восточную Сибирь первой половины XIX столетия. Иркутск, 2009. С. 325-476. учебными учреждениями в сибирских городах. В Тобольске такая школа открылась в 1900 г., именовалась она «училищем при римско-католическом костеле». Здание школы начали возводить одновременно с новым зданием костела по ул. Кузнечной, 13. «Памятные книжки» Тобольской губернии донесли до нас имена учительниц: Антонина Флавиановна Дроздовская и Б. Р. Зброжек. В Новониколаевске такая школа располагалась в самом центре города, по ул. Иркутской, в доме № 2, и официально именовалась «школой при римско-католическом костеле».

Относительно преподавательского состава достоверно известны имена Короповской Зои Сергеевны и Кудельской Марии, прихожанок этого костела . Справочник-указатель «Весь Омск» сообщает сведения о «начальном училище польского благотворительного общества» по ул. Новой (ранее ул. Костельная), в доме № 10. Преподавательский состав - также прихожане: Кошарская Люция Иосифовна, Стржельбицкая Мария Феликсовна, Томчик Теофилия Фаддеевна, Щепановская Жозефина, Яздовская Ванда Иосифовна3. Наконец, наиболее известное из всех Томское «училище для детей римско-католического исповедания» также располагалось в здании, принадлежавшем общине верующих католиков по адресу: ул. Ефремовская, д. 4, где преподавали М. И. Верум-Ковальский и Камилла Томашевская4. Перечисленные учебные заведения существовали исключительно за счет частных средств: взносов благотворительных обществ, личных пожертвований граждан. Содержание такой школы в среднем составляло 1500 р. в год5. Количество учебных мест колебалось от 25 в Тобольске до 81 в Омске6. Все вышеуказанные учебные заведения существовали на легальных основаниях. Нежелательных инцидентов ни с государственными структурами, ни с православной иерархией не возникало по той простой причине, что в школах обучались только дети из католических семей, преподавателями также были единоверцы-католики. Налицо круг тех, кто непосредственно участвовал в формировании религиозного мировоззрения подрастающего поколения: учредители из числа благотворителей-прихожан, учителя, родители учащихся - все они были заинтересованы в качественном образовании, как конфессиональном, так и фундаментальном, классическом.

После Первой русской революции 1905 г. преподавание Закона Божьего римско-католического исповедания, наряду с другими, стало практиковаться также в правительственных учебных заведениях империи, в том числе и в Сибири. В результате анализа сведений, помещенных в таблице 8, мы убежаемся, что в крупных сибирских городах существовал целый ряд правительственных учебных заведений, где дети римско-католического вероисповедания могли получить духовное образование.

Представления о католическом приходе как локальном социуме и месте в нем священнослужителя

Индивидуальные картины мира внутри конфессионального социума подчинены общей мировоззренческой парадигме. Христианский тезис, рецепированный теоретиками марксизма, наглядно иллюстрирует роль частных структурных единиц в системе целого. Реконструкция представлений об идеальной католической семье исходит из положений канонического права католической церкви1. Рассмотрим, каким образом положения канонического права были реализованы в условиях Сибири в исследуемый нами исторический период.

Представление первое: семья должна быть полной. Общая характеристика демографического поведения католического населения Сибири произведена нами на основании статистических данных по Томской губернии в Западной Сибири и Енисейской губернии в Восточной Сибири. Воспитанные в католической вере переселенцы, в силу традиционных устоев крепкой семьи, порицания бракоразводной практики, создавали прочные семейные союзы и на сибирской земле. У них рождалось много детей, практически не было незаконнорожденных. В 1910 г. в Томской губернии было заключено 30 423 брака, из них 102, или 0,34 % - среди католиков. В этом году в католических семьях губернии родилось 663 ребенка (0,4 % от общего числа всех родившихся), из них всего 8 младенцев родились вне брака. Численность умерших католиков составила 0,19 % от общего числа всех умерших. Естественный прирост католического населения в 1910 г. равнялся 0,75 % на фоне высокого уровня рождаемости и низкого - смертности1. Рождаемость во все годы, по данным метрических книг, за исключением военного, 1915-го, доминировала над смертностью, в численных значениях превышая ее в 2-3 раза во всех католических общинах. Пик брачности приходился на 1909-1910 и 1918-1919 гг. В годы мировой войны браков заключалось мало - в приходских общинах порядка 20-25 в год: создание семьи откладывалось до окончания войны. Мужчины в подавляющем большинстве создавали семьи в возрасте 24-27 лет, а девицы вступали в брак 17-19 лет от роду . Чаще всего будущие супруги являлись жителями одного или соседних населенных пунктов.

Концепция идеального конфессионального брака предполагала брачный союз между адептами одной конфессии - в данном случае католиками. Села, где компактно проживали переселенцы из западных губерний, составляли своеобразные круги брачных связей. Так, селяне-католки пос. Кыштовка, Михайловка, Спасское Томской губернии стремились заключать браки только внутри своего круга, ориентируясь на близкие единоверческие семьи. В более позднее время, в период Гражданской войны и коллективизации хозяйств, а также в связи с пропагандой интернационалистских идей, круги брачных связей стали постепенно размываться, появлялись семейные союзы между белорусами, поляками и, реже, русскими сибиряками. Однако предпочтение отдавалось этнически и конфессионально «своим».

То же самое можно сказать и о католиках-немцах. В качестве примера рассмотрим опубликованные полевые данные этнографической экспедиции в немецкие села. Относительно католической деревни Чучкино Омской области было выявлено: «Браки, преимущественно однонациональные, заключались преимуще ственно внутри деревни, к чужакам относились настороженно. Дети поддерживали в чистоте веру своих предков. Родители могли сами выбрать невесту своему сыну, во всяком случае, их согласие было обязательным»1. Заметим, что данное правило было применимо не только к католикам, но и к представителям других деноминаций внутри немецкого сибирского социума. Так, жители д. Красноармейка Алтайского края, лютеране, выходцы из южных российских губерний, позднее вспоминали: «Хотя взаимоотношения жителей Красноармейки с представителями других конфессий были мирными, заключать браки предпочитали с лютеранами... в основном с жителями д. Новоромановка».

Замкнутый конфессиональный социум предоставлял немного возможностей выбора, к тому же брачные союзы между хотя и дальними, но родственниками критически отражались на здоровье потомства (первыми это заметили менонни-ты, создававшие общества призрения и благотворительной помощи для ментально больных и людей с нарушением слуха). Омские этнографы выявили редкий случай межконфессионального взаимодействия в с. Сереброполье Алтайского края, когда браки заключались между лютеранами и меноннитами и назывались «бо-жьими свадьбами» .

Если в ближайшем единоверном окружении брачную пару по какой-то причине найти не удавалось, предпринимались «выезды», возможно далекие, вплоть до поездок в материнские колонии Поволжья и Украины. Вот один из случаев: «Немец, по фамилии Нейфельд, родом из Солнцевки. Он приехал на Украину, где родились его родители, чтобы найти себе жену. В Солнцевке (Исилькульский район Омской области) за него замуж идти никто не хотел, потому что все знали, что он пьяница»4.

Отсутствие семьи воспринималось как неполноценное состояние. «Мужчины не должны были жить одни, обязательно женились, создавали семью, так как совместная жизнь вне брака считалась грехом. Разводы случались исключительно редко, они осуждались, считались позором. Повторные браки заключались только в случае смерти одного из супругов. Траур соблюдался в течение одного года, а потом разрешалось жениться снова»1.

Католики-немцы в качестве исключения предпочитали брачные союзы с русскими, с православными. Объяснительных мотивов два. Первый: брак с протестантами запрещен каноническим правом, закрепленным в традициях предков; брак с православными не очень желателен, но и не страшен, так как православие -тоже ортодоксальная религия. Мотив второй: русские - титульная нация, поэтому такой брачный союз может повлечь повышение социального статуса. Историк

Настоятель Иркутского римско-католического прихода в 1855-1894 гг. Кшиштоф Шверницкий в своих заметках отмечал особенности правового положения ссыльных по российскому законодательству: сосланные с поражением в правах считались «граждански умершими», в Сибири их жизнь начиналась «с чистого листа». Прежний брачный союз считался теперь недействительным, давая возможность вступить в Сибири в новый брак, уже по православному обряду . Не существует статистики количества заключенных ссыльными браков, однако на основании частотности упоминания этого жизненного аспекта в архивном фонде Енисейского губернского правления («Дело о разрешении политссыльным вступать в брак», 1872 г. , «Переписка с окружными исправниками о разрешении по-литссыльным и западно-польским переселенцам вступать в брак», 1875 г. , «Переписка с минусинским, канским окружными исправниками, с Енисейской экспедицией о ссыльных о прошении политссыльных разрешить им вступить в брак», 1877-1880 гг. , «Дело о прошении политссыльного Ю. Качинского выдать ему пособие для вступления в брак», 1873 г.4 и др.), мы приходим к выводу о том, что данный факт не был исключением. В 1872-1873 гг. получили разрешение на брак с православными крестьянками и на получение в связи с этим из казны 55 р. серебром находившиеся в ссылке и на поселении в Енисейской губернии Леонард Гринцевич, Осип Ярженецкий, Иван Давыдович, Михаил Статинский, Марианн Заорский5.

Оригинальным образом проявил себя среди получивших разрешение на брак Иосиф Мицкевич. Разрешение на брак он получил, квитанцию на получение денег потерял и просил впоследствии «о сделании распоряжений кому следует... о разрешении мне вступления в законный брак с государственною крестьянкой Ан-цырской волости и села девицею Марьею Прокопьевою Окладниковою, которая в согласии ея вступления в брак со мною дала расписку 27-го июня того же 1872 года... Просим разрешения пособия из казны 55 р. серебром по случаю вступления в брак с крестьянкою»6.

Представления о смерти и связанных с нею образах-ритуалах у сибирских католиков

Благодаря поддержке Переселенческого управления в переселенческих районах возводились новые, в том числе и католические, церкви. В 1906 г. были построены молитвенные дома в поселках Вяземский, Ломовицкий, Маличевка, Кыштовка, филиальный костел в Каинске, в 1908 г.: филиальный костел в пос. Верхне-Уртамское, в 1909 г. -молитвенные дома в Келлеровкее и Мариенбурге, в 1910 г. - молитвенные дома в г. Тара и пос. Хлебный; филиальный костел в пос. Зачулымский, в 1911 г. - молитвенные дома в пос. Гриневичи и Елизаветинский, в 1912 г. - молитвенный дом в пос. Зеленополь, в 1914 г. - филиальный костел в Славгороде. Массовые переселения являли собой миграцию бывших помещичьих крестьян, среди которых значительным был поток бедноты: как поляков, белорусов, прибалтов, так и немцев. Если переселенцы 80-90-х гг. XIX в. сами строили каплицу, плебанию2, а уж затем приглашали духовного наставника, то мигранты начала XX в. обращались с просьбой в Департамент духовных дел инославных исповеданий МВД, к митрополиту католических церквей в Российской империи с ходатайством выделить денег на строительство церкви и содержание священника. Особенно они обращали внимание того, к кому обращались с просьбой, на том обстоятельстве, что «переселенцы - люди бедные и содержать на свой счет священника находят для себя весьма обременительным» .

На сегодняшний день экономическая история немцев в Сибири изучена достаточно хорошо. Лютеранам, католикам, меннонитам (хотя их и не принято в последние годы причислять к немцам) посвящены исследовательские статьи и монографии4. Наша цель - рассмотреть общие и различные элементы в образе жизни, картине мира приверженцев одной национальности, но разных деноминаций1. В наши задачи не входит анализ теологических аспектов перечисленных вероучений; нас интересовала рефлексия последователями указанных конфессий относительно мероприятий экономического характера. Наблюдение такого рода тем более интересно, что «немцы в России ... никогда не представляли собой единого народа. Формирование различных групп немецкого населения происходило в течение нескольких столетий в разных частях обширной Российской империи. Контакты и взаимовлияние были ограничены, а в большинстве случаев вообще отсутствовали. Причиной тому были социальные, конфессиональные и территориальные различия»2.

Помня о том, что «основная идея протестантизма - принцип экономической рационализации»; представление об «общине равных» - центральное парадиг-мальное понятие религиозной доктрины меннонитов; общинная психология - ха-рактеристика образа жизни католиков , мы подвергнем сравнению тип расселения и способы ведения хозяйства представителями указанных конфессиональных групп. Как отмечают информаторы, «для первых немецких поселений была характерна конфессиональная замкнутость. Так, в Ольгино, Отрадном, Барском проживали католики, в Новеньком, Кругленьком, Подсосново и Пришибе - лютеране. Преобладали среди переселенцев на Алтай меннониты, которые являлись в основном выходцами из ранее основанных дочерних колоний - Орлово-Заградовской, Уфимской, Самарской, Оренбургской, Крымской» «Село Удельное образовано в 1908 г. Здесь поселились немцы с Украины и Поволжья... Среди немцев были и меннониты, и баптисты, и лютеране, и католики»1. Еще один пример смешанного конфессионального поселения - село Редкая Дубрава: «в селе, основанном меннонитами, переселившимися с Украины, жили и католики, но на отдельной улице» . Типичной была ситуация, описанная жителями алтайской деревни: «Шумановка была основана в 1911 г. украинскими меннонитами. По соседству находилось немецкое село Константиновка (немецкое название - Циммерталь - по фамилии ее основателя). Несмотря на близкое соседство, шумановцы и циммертальцы практически не общались, «а больше общались со своими единоверцами, даже из очень отдаленных деревень»3.

Католики и лютеране, в отличие от меннонитов, были более близки в обычаях повседневной жизни, имелись примеры их совместных поселений. На западе Алтайского края, в Кулундинской степи, в 1907 г. немцами, католиками и лютеранами, выходцами с Украины, было образовано село Елизаветград. «До революции в селе существовала своя национальная школа. Сюда приезжал пастор из Славгорода, литовец по национальности, вел службу на литературном немецком языке»4. В ситуации дефицита священнослужителей католики и лютеране нередко вели совместную литургическую практику, главным объединяющим их элементом была служба на национальном языке.

Обстоятельства переселения в Сибирь, наделение землей. Исторически сложились два варианта наделения переселенцев землей: посемейный (по 60 либо 80 десятин на семью) и подушевой (от одной до 15 десятин на каждого мужчину в семье). Так, меннонитское село Протасово было образовано переселенцами в 1907 г. Потомки переселенцев сообщили следующее. «Сначала колонисты отправили ходока - Исаака Фризена, который осмотрел земли, а потом уже поехали все остальные 125 семей. Имущество везли с собой. Государство обеспечивало бесплатный проезд с имуществом, скотом и инвентарем. Переселенцы получали ссудам каждую семью. До Омска переселенцы ехали по железной дороге, а оттуда через Ильинку и Орлово на подводах в Протасово... Каждой семье при переселении давался надел 60 десятин, дробить который запрещалось. Его наследовал младший сын, а старшие были вынуждены наниматься в работники» 1.

Село Цветнополье в Чистоозерном районе Новосибирской области было основано в 1906 г. лютеранами из Поволжья, затем приехали баптисты из Одессы. «На каждую усадьбу давали 80 соток земли. Под пашню выделяли в среднем по 7 га земли» . Католическая деревня Чучкино в Омской области: «В Сибири землю получали наделами, на одну семью, по одному гектару на каждого мужчину. Первоначально жили все вместе, большими семьями, а потом, встав на ноги, молодые семьи отделялись, причем младший сын оставался с родителями и ухаживал за ними в старости. В деревне царили взаимопомощь, порядок и очень строгая дисциплина»3. Как видим, правило наследования родительского земельного надела было применимо ко всем конфессиональным группам немецкого населения и не зависело от вероисповедания.

Величина земельного надела определялась количеством имевшихся в регионе незанятых земель. Там, где природные и климатические условия были более благоприятными, неосвоенных земель практически не оставалось (юг Омской и Томской областей, Алтайского края). Северные таежные районы (Тарские урманы) либо засушливые солончаковые (Кулундинская степь) оставались малозаселенными, что и определяло в конечном счете размер земельного надела переселенцев. Характер же поселения во многом определялся конфессиональными стереотипами.

Похожие диссертации на Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830-1917 гг.)