Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Сарган Лариса Михайловна

Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века
<
Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сарган Лариса Михайловна. Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Сарган Лариса Михайловна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2007.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-7/176

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Вожди партии и государства и специфика массового сознания в музыкальной жизни Ленинграда 60-х-70-х г.г. XX в.

1 . влияние лидеров партии и государства на выработку «генеральной линии» развития музыкального искусства в СССР в 60-е-70-е г.г. XX в. с.27

2. динамика массового сознания и его контроль в сфере музыкальной культуры партийно - государственным руководством страны с.42

Глава 2. Партийно-государственная политика: механизмы воздействия и контроля в сфере музыкальной жизни Ленинграда 60-х-70-х г.г. XX в.

1. работа партийного руководства по укреплению связей «искусства с народом»: творческие организации Ленинграда в 60-х-70-х г.г. XX в. с.53

2. пути формирования и контроля музыкальных вкусов Ленинградцев: лекционная деятельность, воздействие прессы с.63

Глава 3. Музыкальная жизнь Ленинграда 60-х-70-х г.г. XX в.: политика властей и реальность

1. повседневная работа деятелей музыкального искусства Ленинграда в 60-х-70-х г.г. XX в. с.93

2. партийное руководство Ленинграда и вопрос о «чистоте» музыкального репертуара с. 106

Введение к работе

Актуальность исследования.

Культурная политика Советского государства, партии в области музыкального искусства в 60-х-70-х годах прошлого столетия являлась основным определяющим фактором для развития музыкальной культуры, специфики музыкальной жизни в СССР. Именно партийная линия стала той направляющей, которая повлияла на облик и дальнейшую судьбу музыки в стране, в целом, и в Ленинграде, в частности. Без сомнения, современная музыкальная культура России хранит следы исторического прошлого, следы взаимоотношений художника и власти в советскую эпоху. Отметим, что в исследуемый в диссертации период заняли свою нишу такие новые для советской музыки направления как, например, джаз или искусство бардовской песни, зародилась культура рок - музыки. На протяжении 60-х-70-х годов XX века вышеперечисленные музыкальные жанры, хотя и находились в острой конфронтации с официальной линией по отношению к новым явлениям в советской музыке, но продолжали развиваться. Сегодня эти направления продолжают существовать и совершенствоваться, они по-прежнему остаются существенной частью музыкальной жизни нашего города и страны.

Актуальность исследования также определяется необходимостью серьезного комплексного изучения предлагаемой темы, так как до настоящего времени исследователи отечественной истории и культуры лишь изредка поверхностно касались проблемы развития музыкальной жизни Ленинграда и музыкальной культуры Советского Союза в целом, в контексте определяющей роли партийно-государственной политики в такой важной сфере, как культурно-историческая жизнь страны.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является культурная политика партии, советского

государства в 60-х-70-х годах прошлого столетия. Предмет исследования

составляет партийно-государственная политика в области музыкального

искусства, осуществлявшаяся на территории Ленинграда в указанный

период.

Цель исследования.

Цель исследования заключается в раскрытии на примере музыкальной жизни

Ленинграда 60-х-70-х годов XX века характера, практического

осуществления и результатов партийно-государственной политики в сфере

музыкального искусства с учетом специфики общественного сознания и

художественных вкусов лидеров советского государства в этот период.

Задачи исследования.

Для решения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

Определить общий характер и направления государственной и партийной культурной политики в 60-х-70-х годах прошлого столетия.

Проанализировать идеологические установки властей по отношению к музыкальной культуре в указанное время.

Исследовать механизмы проведения партийной линии в сфере музыкального искусства в Ленинграде и контроля за ее осуществлением.

Проанализировать практические результаты воздействия партийно-государственной политики на музыкальную жизнь Ленинграда в 60-х-70-х годах XX столетия, то есть раскрыть специфику музыкальной жизни города в рассматриваемый период.

Рассмотреть некоторые особенности общественного сознания в исследуемый период.

Рассмотреть некоторые особенности личностных характеристик глав КПСС - Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева в историческом контексте своего времени, в первую очередь, с учетом их личных культурных и музыкальных пристрастий.

Хронологические рамки исследования.

Исследование охватывает двадцатилетний период, конкретно 60-е-70-е годы XX столетия. Именно эти хронологические рамки определяют время перемен не только в сознании широких слоев населения, характере государственной политики, но и, соответственно, в развитии музыкальной жизни Ленинграда и страны. Массовое сознание этого времени уже нельзя назвать монолитным. Строго идеологизированное понятие «советская музыка» перестает быть цельным. Происходит процесс изменения облика артиста, музыканта, художника. В этот период, с одной стороны, появляются новые музыкальные направления, а с другой стороны, еще остаются особенности осознания, восприятия советским человеком искусства, которые, зачастую, живы в нашем сознании до сих пор. Географические рамки исследования.

Географические рамки охватывают территорию Ленинграда. Выбор географических рамок обусловлен тем, что Ленинград являлся крупным культурным центром, где наиболее остро и показательно проявлялись проблемы взаимоотношений деятелей культуры и искусства с властями, характерные для музыкальной жизни страны 60-х-70-х годов прошлого столетия. Степень научной разработанности темы.

В советское время тема отношений искусства, художника и власти не являлась вопросом первостепенной важности. Работ, специально посвященных исследованию партийно-государственной политики в сфере музыкальной культуры, практически нет. Отсутствуют и труды, вскрывающие связь данной проблемы с вопросом динамики развития общественного сознания.

В 60-е - 70-е годы прошлого века современники не могли дать объективную, всестороннюю оценку рассматриваемой проблеме. Сказывалось влияние идеологических установок. Руководящая роль партии не подвергалась сомнению. Были и другие существенные моменты. Во-первых, в советское время вопросам музыкальной культуры уделялось относительно скромное внимание на фоне более существенных исследований в области экономики, внутренней и внешней политики страны. Во-вторых, объективная оценка процессов, протекающих в сфере музыки, требовала от исследователей высокого уровня подготовки, то есть четкого представления не только о «правильном» советском музыкальном искусстве, но и о наследии и новых тенденциях музыкальной культуры Запада. Клеймение западных направлений музыкального искусства не сразу позволило увидеть в них и позитивные черты.

И, наконец, отметим, что у современников отсутствовала подходящая источниковая база, что, без сомнения, значительно затрудняло процесс исследования.

В историографии 60-х годов необходимо отметить следующее: оценку советскому музыкальному искусству давали в основном музыковеды. Исследование советской музыки велось в русле привилегированного положения классического наследия, эстрада же и робко заявлявшие о себе авангардистские течения, как, например, джаз относились к легкой музыке.

Эта тенденция характерна, например, для работ А.Н. Сохора, М.Г. Бялика и А.А. Чернова.1 Такая расстановка приоритета жанров объяснялась позицией партии. Однако был и другой подход к музыкальному искусству. Постепенное проникновение «неправильной» музыки привело власти к мысли о необходимости направить ее развитие в советское русло. Такая позиция требовала просвещения населения в русле партийной линии. Поэтому знатоки западной музыки также были привлечены к участию в этом процессе. Так, В.С.Мысовский и В.Б.Фейертаг составили весьма популярную ознакомительную брошюру, посвященную искусству джаза2. Но эта работа не была чисто историческим исследованием. Отметим, что основная кампания по ознакомлению с новыми веяниями музыки проводилась на страницах периодики.

Исследования 70-х годов отличаются большей степенью аналитичности и раскрытия связей политики партии с музыкальной жизнью города. Основная мысль - это связь искусства с трудящимися. Так, значительная часть книги М.Баскина была посвящена «вторжению в жизнь» художественной интеллигенции. Автор отмечает, что все более важное значение «приобретают непосредственные контакты мастеров культуры со своими читателями, зрителями, слушателями, проявлениями которых является, в частности, культурное шефство, руководство самодеятельным творчеством масс, эстетическое просвещение - все то, что рождает «живительный процесс обогащения искусства знанием жизни и, с другой стороны, дальнейшего приобщения многомиллионных масс к ценностям культуры».4 Но, наряду с работами вышеуказанного характера, продолжают появляться работы о

' Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. -Л., 1964. Бялик М.Г., Чернов А.А. О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе. -М., 1965.

2 Мысовский B.C., Фейертаг В.Б. Джаз. Краткий очерк. -Л., 1960.

3 Баскин М. Живая сила музыки. -Л.-М., 1978.

4 Баскин М. Живая сила музыки. -Л.-М., 1978. Сб.

джазовой музыке, конечно же, написанные в духе советской идеологии. В этих исследованиях рассказывалось не только о достижениях советского джаза, но и об истории джазового искусства и выдающихся личностях музыкального мира.1 Такой подход помогал выявить истинные африканские корни джаза, что позволяло рассматривать эту музыку, как музыку угнетенного народа, а, значит, достойную внимания советского человека. 80-е годы - первое десятилетие после интересующего автора периода. В этот период появляется больше работ по интересующей нас тематике. Кроме работ музыковедческого характера, появляются труды, исследующие феномен сознания, а также сборники, рассматривающие музыкальную культуру всего советского периода. Отметим, что большинство авторов по-прежнему отмечают решающую роль партии, решений вождя и ссылаются на эти авторитеты в своих работах. В отношении искусства по-прежнему действовали старые установки: «современный этап развития музыкального искусства вновь и вновь подтверждает жизненность и плодотворность ее постоянных, неизменных основ, ее ведущих идейно-эстетических принципов, сложившихся на протяжении всей ее истории. Это принципы социалистического реализма: социальная активность искусства, народность, партийность, интернационализм»2. Однако в период восьмидесятых годов западная музыка уже основательно проникла в музыкальную культуру СССР. Например, джаз перестал быть запретным. И о новых веяниях в музыкальной культуре пишется открыто, появляются работы иностранных авторов.3 Советские авторы рассматривают музыкальные тенденции с принципиально новых позиций. Новые музыкальные направления, ставшие частью советской культуры, теперь требовали не простого ознакомления читателя с их

1 Баташев А.И. Советский джаз. -М., 1972.

2 Советская музыкальная культура. Исторические традиции современности. -М., 1980.

3 Коллиер Л.Д. Становление джаза. -М., 1984. Уинтроп С. Джаз. -М., 1987.

отличительными чертами, а проблемного подхода. Так, в этот период появился солидный иллюстрированный сборник, знакомивший читателя не только с историей джаза, исполнителями джазовой музыки, но и с проблемами жанра1. Интерес представляют и «Очерки истории Ленинграда»2. В разделе о музыкальной жизни рассматривается положительная роль новых веяний. Лестная оценка дается не только джазу, но и рок-музыке. Отмечается новаторский подход в композиторском искусстве, обогащение советской музыки, театрального искусства, приветствуется развитие мюзикла и рок-оперы. В этом сборнике особого внимания заслуживает статья А.Ю.Давыдова3. А.Ю.Давыдов раскрывает на конкретном материале зарождение и суть взаимодействия рабочего класса и интеллигенции в сфере музыкальной культуры. Автор ссылается на архивные материалы, что принципиально отличает его работу от работ предшественников, например, вышеупомянутого М.Баскина, чья книга является скорее популярной, чем научной. Статья А.Ю.Давыдова является одним из примеров серьезных, но, к сожалению, малочисленных работ, раскрывающих практическое осуществление политики партии в области искусства.

Внимания заслуживает и работа Б.А.Грушина.4 Для нас важен не сам феномен сознания, вырванный из контекста нашей проблематики, а позиция автора книги, которая заключается в утверждении, что, во-первых, формы массового поведения хорошо проявляются в сфере культуры и, во-вторых, что массовое сознание является дифференцированным образованием, распадается на различные типы и виды. Дальнейшие исследования

1 Советский джаз: проблемы, события, мастера. -М., 1987.

2 Очерки истории Ленинграда. T.7. -Л., 1989.

3 Давыдов А.Ю. Союз труда и искусства. // В кн. Очерки истории Ленинграда. T.7. -Л.,1989.

4 Грушин Б.А. Массовое сознание. -М., 1987.

Б.А.Грушина привели к выявлению различных типов общественного сознания хрущевского и брежневского периода, что позволило автору диссертации раскрыть сущность связи сознания, культурной политики и музыкальной жизни в исследуемый период.

С начала 90-х годов заканчивается советский период историографии. В 90-е годы меняются многие ценности. Партия уже не играет решающей роли. Однако, объективный пересмотр истории оказывается непростой задачей. Ценности советского прошлого отрицаются, дела партии критикуются, о достижениях советского периода говорят мало. В этот период котируются сенсации и пикантные подробности, развивается не лучшего толка публицистика, которая, нередко, превалирует над серьезными исследованиями, историческая же наука же находится в затруднительном положении. Но, безусловно, положительным моментом для развития исторических исследований стала возможность рассекречивания некоторых архивных материалов.

На волне новых тенденций появляется, например, издание Ю.Борева1 -собрание различных фактов и анекдотов советского времени, которые, конечно, не могли быть опубликованы в СССР. Отметим, что книга Ю.Борева - это собрание советского фольклора, где можно увидеть тщательно скрывавшиеся мысли советского человека, в частности, его отношение к различным властвующим персонам и событиям культурной жизни. То есть мы можем увидеть и проанализировать определенный, ранее не всегда доступный, пласт народного сознания.

Однако, для автора диссертации особый интерес представляет работа А.Богдановой. Свою работу А.Богданова посвятила анализу

' Бореев Ю. История государства советского в преданиях и анекдотах. -М., 1995. 2 Богданова А. Музыка и власть. -М., 1995.

взаимоотношений властей и деятелей музыкальной культуры в СССР в постсталинский период, а именно в период 50-х-80-х годов прошлого века. Автор указывает на схожесть проблем музыкальной культуры советского времени и нынешнего, российского периода. Она вскрывает связь между особенностями психологии советского человека и восприятием музыки, однако не исследует глубоко проблему общественного сознания. А.Богданова использовала многочисленные документы архивов ЦК КПСС: записки, протоколы, личные дела, письма, сценарии, ноты. Эти данные помогли осветить такие вопросы, как проблемы репертуарной политики, проблемы гастрольной политики. В книге также приведено много фотографий, интересных архивных документов. Работа А.Богдановой -единственная работа, которая наиболее приближена по своей тематике к настоящей диссертации. Однако думается, что назвать труд А.Богдановой полновесным научным историческим исследованием все же затруднительно. Отметим, что есть определенные недостатки в его структуре. Прежде всего, отсутствует какое-либо заключение, подводящее итоги проделанной работы. Также в работе отсутствуют многие элементы квалифицированного научно-справочного аппарата, в частности, список литературы и источников. Несмотря на многочисленные упоминания и ссылки на архивные материалы в тексте, в работе не удалось обнаружить полноценных, точных сносок. Только во введении мы находим краткий анализ источников, историография же вопроса полностью отсутствует. Также расплывчато и неясно сформулированы задачи книги. Само введение к работе достаточно объемно, и, учитывая приведенные в нем конкретные многочисленные примеры отношений деятелей музыки и власти, из него можно было бы сделать отдельную статью. Работа, безусловно, адресована не столько научному сообществу, сколько широкому читателю.

Отметим также и труд Л.Н.Раабена1. Известный деятель музыкальной культуры, непосредственный участник музыкальной жизни исследуемого периода, Л.Н.Раабен еще в 1972 году на семинаре, посвященном задачам музыкальной критики, выступал против огульной критики репертуара и поднимал в связи с этой проблемой вопрос трансформации понимания народности и партийности в искусстве, увязывая его с историческими изменениями в психологии населения.2 Уже тогда это означало, что нужно было изменить подход к музыкальным жанрам, в частности, к западным. В работе же, вышедшей в 1998 году, Л.Н.Раабен отмечает, что уже в 60-х зарождаются и развиваются в острой борьбе с властями новые музыкальные направления. Классическая музыка не могла выразить всю конфликтность окружающего мира. Хотя труд этого автора носит преимущественно музыковедческий характер, в нем отчетливо прослеживается связь между развитием музыкального искусства и культурной политикой властей. Первое десятилетие нынешнего века ознаменовалось выходом многочисленных исторических исследований. Историки получили доступ к части рассекреченных архивных материалов. Сенсационность и демонстрация сугубо отрицательных черт советского времени отошли в этот период на второй план. Важным критерием полноценности работы стала объективность, и, в связи с этим, необходимость привлечения и тщательного анализа исторических источников, архивных материалов. В этот период помимо работ биографического характера, общих трудов по истории Советского Союза и советской культуры появляются работы, где значительное внимание уделяется вопросам социальной истории. Внимание исследователей обращено не только к пересмотру политической истории, но

1 Раабен Л.Н. Одуховном ренессансе в русской музыке 1960-х-1980-х годов. -СПб., 1998.

2 ЦГАЛИ СПб (Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга) Ф.348.
Оп.2. Д.288. Л.4.

и к вопросам менталитета, общественных настроений и проблеме динамики общественного сознания. В первую очередь, необходимо отметить работы Ю.Аксютина, А.Пыжикова и А. Шубина.1 Все эти авторы отмечают, что вопрос общественных настроений, вопрос восприятия населением власти и ее политики совсем не разрабатывался предшественниками. Между тем, эта сторона истории важна для разработки, для понимания экономических, политических, социальных процессов, происходивших в истории страны. Отметим, что эти исследователи особо отмечали важность изучения общественного сознания для рассмотрения политических процессов. Вопросы культуры и музыкальной жизни, в частности, не занимали в их трудах главенствующую позицию. А. Пыжиков, например, очерчивая круг своих интересов в связи с проблемой сознания, отмечает, что в первую очередь, его интересуют настроения и ожидания населения в отношении хрущевских реформ и вопрос о причинах неактивного отношения общества к уходу Н.С.Хрущева в 1964 году2. Ю.Аксютин указывает, что процесс либерализации, начатый Н.С.Хрущевым, оказался неглубоким и непоследовательным в силу отсутствия должной поддержки и понимания со стороны общества . Вопрос о возможности и степени поддержки обществом лидеров партии и государства непосредственно увязан с вопросом о массовом сознании. А.Шубин рассматривает практически весь период существования советского государства, но нас интересуют непосредственно только два десятилетия - 60-е-70-е годы XX века. В частности, интерес представляет его анализ диссидентского движения, поскольку А.Шубин рисует нам психологический портрет диссидента этого периода, выделяя в

1 Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 г.г.- М., 2004.
Пыжиков А. Хрущевская «оттепель».- М., 2002. Шубин А. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 г.г. -
М.,2001.

2 Пыжиков А. Хрущевская «оттепель». -М., 2002. С.259.

3 Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 г.г. -М., 2004. С.З.

нем такие качества как, например, отсутствие корысти, высокую мораль, этический максимализм. Таким образом, изучение специфики менталитета, общественного сознания было вызвано, в первую очередь, необходимостью изучения проблем политического, идеологического характера. В русле исследования вопросов общественного сознания продолжаются изыскания уже упомянутого нами Б.А.Грушина2. Этот автор занимался вопросами массового сознания еще в советский период. Но, если тогда его исследования развивались в рамках философских исканий, то в настоящее время его интересует не феномен сознания как таковой, а феномен общественного сознания хрущевского и брежневского времени. Б.А.Грушин изучает его, основываясь на анализе опросов общественного мнения. Важная для нас идея заключается в признании неоднородности массового сознания, которая фиксируется Б.А.Грушиным в период «оттепели», как исторический факт. Выводы автора подтверждаются конкретным материалом. Автор также особо выделяет категорию части молодежи, как носителей элементов критического сознания, а также различные типы массового сознания и их особенности.

Значительный интерес представляет и работа В.Жидкова и К.Соколова3. Подобных работ автору более найти не удалось. Книга состоит из двух крупных разделов: в первом авторы обращаются к теоретической части вопроса, то есть рассматривают базовые понятия культурной политики, во втором разделе проводится экскурс в историю государственной культурной политики в России (СССР), в том числе, затрагивается период 60-х-70-х годов XX века. Описывается характер культурной политики, влияние на нее

1 Шубин А. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 г.г. -М.,2001. С.428, 433.

2 Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Кн.1. Эпоха Хрущева. -М.,
2001. Кн.2. Эпоха Брежнева. 4.1. -М.,2003.

3 Жидков В., Соколов К. Культурная политика России. -M., 2001.

идеологии, цели, которые преследует государство в процессе осуществления

культурной политики.

Такова историография интересующего нас вопроса. Историографический

обзор наглядно показывает, что выбранная автором тема действительно

требует всестороннего подробного изучения.

Источниковая база исследования.

Недостаточная разработанность темы в историографии определила

решающую роль источниковой базы в создании диссертации. В

диссертационной работе исследованы и проанализированы многочисленные

источники.

Основополагающее значение имеют материалы, выявленные в архивах Санкт-Петербурга. Важные данные автор нашел в документах, обнаруженных в фондах четырех архивохранилищ. Особое значение для диссертационного исследования имели сведения, почерпнутые в фондах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. Наиболее полезными стали многочисленные документы фонда Ленинградского отделения Союза композиторов (Ф.348) и фонда гастрольно-концертного объединения «Ленконцерт» (Ф.355). В этих фондах содержатся доклады, отчеты, справки, протоколы и объяснительные записки, освещающие рабочий процесс вышеуказанных учреждений; хранится переписка с министерствами культуры СССР и РСФСР, Ленгорсоветом, которая, в частности, содержит приказы министерств, положения об оплате артистов, решения Исполкома Ленгорсовета. Также в фонде Ленконцерта содержатся планы юбилейных мероприятий, программы концертов, афиши, отчеты о гастролях, характеристики артистов, отзывы зрителей и прессы о концертных мероприятиях.

Интерес представляет и фонд Ленинградского областного совета профессиональных союзов (Ф.6276), хранящийся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. В этом фонде автором были обнаружены отчеты, записки и доклады, раскрывающие проблематику молодежной клубной работы.

В диссертации проанализированы материалы справок о лекторской работе, тематические планы для системы партийного просвещения работников учреждений искусства, материалы для выступлений секретарей обкома и горкома КПСС по итогам пленумов ЦК КПСС, стенограммы совещаний по вопросам клубной работы, справки о культурной шефской помощи, диктофонограммы совещаний по вопросам работы партийных организаций, сосредоточенные в фонде Ленинградского горкома КПСС (Ф.25) Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга. Отметим, что доступ к некоторым материалам Центрального государственного архива историко-политических документов оказался закрытым для автора, поскольку документация до сих пор хранится под грифом «секретно». Таковым, например, оказался ряд дел фонда Ленинградского обкома КПСС (Ф.24), содержащийся в описи 104. Эти дела содержат диктофонограммы и справки, имеющие непосредственное отношение и изучаемой автором теме. Особое значение имеют опубликованные источники. В их числе сборники, содержащие делопроизводственную документацию, освещающую работу ЦК КПСС1. Для автора диссертации особый интерес представляет стенографический отчет пленума ЦК Компартии

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. T.13. -М.,1987. Пленум ЦК Компартии 18-21 июня 1963 г. Стенографический отчет. -М., 1964.

от 18-21 июня 1963 года, поскольку именно на этом пленуме обсуждались вопросы культуры и искусства. В числе выступавших по вопросам искусства был Л.Ф.Ильичев - секретарь ЦК КПСС, Е.А. Фурцева, Т.Н.Хренников, Г.Н.Чухрай и Н.С.Хрущев. Автором также были изучены статьи и речи вождей государства -Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, произнесенные ими на встречах с творческой интеллигенцией или на торжественных мероприятиях1. Эти источники ясно показывают, что в отношении вопросов культуры вожди вели себя по-разному: Н.С.Хрущев уделял больше внимания советской интеллигенции и имел свое, хотя зачастую спорное, мнение о художественных жанрах или произведениях.

Поскольку в работе значительное место занимает исследование вопроса массового сознания, восприятия населением культурной политики, специфики музыкальной жизни, существенным для автора становится анализ периодических изданий, поскольку именно периодика являлась инструментом отражения и формирования общественного сознания. Автором изучены разнообразные материалы,

опубликованные на страницах двадцати шести газет и журналов.

Периодические издания официального характера позволяют проследить процессы изменения отношения власти к тому или иному музыкальному жанру или направлению. Печать вскрывает проблему подготовленности сознания слушателей, музыковедов, авторов статей, фельетонов и заметок к адекватному восприятию авангардной музыки. В прессе можно найти письма с вопросами и отзывами, комментарии

Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. -Л., 1974. Хрущев Н.С. Высокая идейность и художественное мастерство - великая сила советской литературы и искусства. Речь на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства 8 марта 1963 года. -М., 1963. Хрущев Н.С. К новым успехам литературы и искусства (встреча с интеллигенцией 17 июля 1960 года). -М., 1961.

зрителей и слушателей по поводу музыкальных программ. Отметим, что вопросам культуры и искусства на страницах периодических изданий уделялось не очень много внимания. Чаще всего издавались заметки или краткие обзоры. Характер этих заметок и обзоров был чисто ознакомительным. Какое-либо событие, гастроли или фестивали описывались общими фразами с перечислением участников, основных произведений, плана мероприятия и победителей. Фразы были стандартными или слишком сухими для описания творческого мероприятия. Письма читателей, отзывы и фельетоны встречались гораздо реже. Особое место занимают критические заметки в отношении отдельных произведений или целых жанров искусства. Широко использовались автором мемуарные источники, в том числе-нарративные. Воспоминания участников событий помогают восстановить атмосферу времени, ознакомиться с подробностями того или иного события, а также помогают составить психологический портрет человека, оставившего мемуары и людей, описанных в его воспоминаниях. Для установления истинности деталей событий необходимо проводить проверку данных в связи с субъективным характером воспоминаний. Но именно субъективный характер воспоминаний помогает в составлении психологического портрета автора.

Отметим, что в воспоминаниях, написанных политическими деятелями и их приближенными, вопросам музыкального искусства, как и культуры вообще, уделяется минимум внимания. В основном, в такого рода жизнеописаниях значительный объем информации касается политических, экономических проблем, бытовой и рабочей стороны жизни автора воспоминаний, его родственников. Исключение,

пожалуй, составляют воспоминания Никиты Сергеевича Хрущева1. Известно, что он уделял вопросам культуры больше внимания, чем его последователь - Леонид Ильич Брежнев. Период оттепели вызывал немало ожиданий в отношении проявления творческой интеллигенцией своего внутреннего «я». Следовательно, этот процесс требовал определенного внимания и контроля со стороны властей. Н.С.Хрущев, сам, обладая определенным артистизмом, встречался с интеллигенцией. Свое мнение о роли и месте творческих личностей, об искусстве, о музыкальных вкусах и жанрах и общем направлении культурной политики он высказывал не только на мероприятиях, но и в своих воспоминаниях.

Острый вопрос об отношениях власти и интеллигенции освещался и в воспоминаниях А.И.Микояна2, который, рассматривая личность Н.С.Хрущева, попытался оценить ее объективно, выделив не только положительные, но и отрицательные качества, которые, в частности, помешали вождю наладить отношения с интеллигенцией и проводить более мягкую культурную политику.

Автор также ознакомился с воспоминаниями, написанными деятелями музыкальной культуры. В отличие от политических деятелей, авторы этих воспоминаний делают акцент на описании событий музыкальной жизни Ленинграда. Воспоминания музыкантов, историков искусства в основном представляют полные жизнеописания, но литературного характера. Поэтому такие мемуары являются для нас не только ценным источником информации, но и великолепным чтением. Среди такого рода изданий хочется выделить воспоминания джазового критика

Хрущев Н.С. Воспоминания. Избранные фрагменты. -М.,1997. Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть. Воспоминания в 4-х книгах. -М., 1999. 2 Микоян А. Так было. Размышления о минувшем,

В.Б.Фейертага1, который раскрывает нам сложный мир советского джаза, освещая проблемы развития этого жанра в Ленинфаде, вопросы клубной работы, гастролей и репертуара. Мемуары ленинфадского композитора А.Н.Колкера2, повествующие о его совместной работе с театрами, встречах с поэтами и драматургами, выступлениях в «Голубом огоньке» - в общем, о сложной жизни советского композитора, самостоятельно обустраивающего свою жизнь. И,

наконец, воспоминания саксофониста А.Козлова . Несмотря на то, что А.Козлов - московский исполнитель, многое в его воспоминаниях справедливо и в отношении нашего города. А.Козлов посещал Ленинград и поддерживал отношения с ленинфадскими джазменами. Кроме того, его жизнь, как и жизнь любого советского артиста, бьша сопряжена с рядом трудностей, связанных с политикой властей. В своих воспоминаниях он наглядно демонстрирует на конкретных примерах особенности жизнедеятельности советского музыканта, посвятившего свою жизнь западной музыке.

Автором данного диссертационного исследования была также использована информация, полученная им лично в процессе бесед с исполнителями и любителями джазовой музыки. Беседы проводились в Филармонии джазовой музыки. На вопросы автора отвечали джазмены: Б.Ершов (17 апреля 2002 года), Ю.Моисеев (20 апреля 2002 года), О.Кувайцев (4 мая 2002 года). Кроме джазменов о джазе и политике 13 апреля 2002 года рассказывал автору звукорежиссер Е.Аверин и постоянный посетитель Филармонии джазовой музыки А.Тимин (20 апреля 2002 года).

1 Фейертаг В.Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга. -СПб., 1999. ? Колкер А.Н. Лифт вниз не поднимает. -СПб., 1998.

3 Козлов А. Козел на саксе. -М., 1998.

Отдельный интерес представляют фоноисточники. В процессе исследования автором была использована аудиозапись беседы с джазменами, которая содержит информацию о положении джазмена в советском обществе и вопросах развития джазового искусства в Ленинграде в конце 50-х-начале 60-х годов. К сожалению, автор не имеет возможности указать имена интервьюируемых, поскольку беседа записывалась без участия автора, а запись была предоставлена для прослушивания в конфиденциальном порядке.

В качестве фоноисточника могут служить и нелегальные аудиозаписи с джазовых концертов, предоставленные автору участниками коллектива «Ленинградский Диксиленд». Записи содержат западные музыкальные композиции и советские произведения в джазовой обработке. В качестве источника информации был также привлечен ряд фотографий, обнаруженных в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Таким образом, многообразие видов источников, различных по содержанию и характеру, позволяет глубже проанализировать разные аспекты исследуемой темы. Методологическая основа диссертации.

Диссертант исходил из принципа историзма, то есть придерживался системного анализа фактов в историческом контексте. Понимание роли партийно-государственной политики в сфере музыкальной жизни Ленинграда достигается при помощи проблемно-хронологического метода. Историко-сравнительный метод используется для сопоставления планируемых и реальных результатов партийно-государственной политики в области музыкального искусства Ленинграда в исследуемый период, благодаря чему раскрывается специфика музыкальной жизни города в 60-х-

70-х годах XX века. При помощи метода исторического синтеза были обобщены полученные выводы. Особое внимание уделялось изучению проблемы динамики общественного сознания для коренного понимания мотивов и направленности политики в сфере музыкальной культуры, характера ее восприятия населением, ее определенных результатов. Для более глубокого понимания характера воздействия партийно-государственной политики, специфики музыкальной жизни Ленинграда автором привлекались и критически интерпретировались различные источники. Автор также применил метод интервьюирования свидетелей событий1.

Научная новизна исследования.

В предлагаемой работе диссертантом впервые подробно рассматривается партийно-государственная политика в отношении музыкальной жизни Советского государства на примере музыкальной жизни города Ленинграда в 1960-х-1970-х годах. Научных исследований, которые ставили бы перед собой аналогичные цели и задачи, пока не существует.

В диссертации впервые обозначается механизм государственного и партийного воздействия и контроля за формированием и развитием музыкальной жизни. Раскрывается практическое содержание политики властей в сфере музыкальной культуры и ее результаты, специфика, противоречивость музыкальной жизни Ленинграда, как результат партийно-государственной политики.

Раскрываются некоторые аспекты проблемы адаптации и развития музыкальных жанров 60-х-70-х годов XX века в русле советской музыкальной культуры на примере джазовой музыки.

1 Ерышканов Д.М. Социологический метод опроса в историческом исследовании.

. Шмидт СО. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. -М., 1997.

Впервые проведение культурной политики «сверху» и ее результаты

рассматриваются в непосредственной связи с проблемой специфики

общественного сознания и в связи с некоторыми психологическими

особенностями личности и музыкальными вкусами вождей.

В диссертационном исследовании задействованы обширные архивные

материалы, многие из которых впервые введены в научный оборот.

Теоретическое значение работы.

Диссертационное исследование посвящено той сфере истории и культуры

советского общества, которая ранее не изучалась исследователями.

Теоретические построения работы, примененные в ней методы

исторического анализа и синтеза, могут послужить началом для нового

направления в исследованиях по отечественной истории и культуре.

Выводы диссертации и проанализированный в ней материал активизируют

исследование проблем, связанных с историей культуры, идеологией,

массовым сознанием населения, то есть с различными аспектами

внутриполитической жизни российского общества в его прошлом и

настоящем.

Практическое значение исследования.

Основные положения, фактический материал и выводы диссертации могут

быть востребованы в исторических исследованиях в ходе разработки

проблем социальной, политической и культурной истории России 60-Х-70-Х

годов XX века. Материалы и научные выводы диссертации могут быть

использованы в преподавании курсов истории России в ВУЗах, а также для

курсов по выбору и семинарских занятий, особенно по истории советского

общества и советской культуры в 60-х-70-х годах XX века.

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

Партийная линия в целом оказывала решающее влияние на развитие музыкальной жизни Ленинграда, также как и на все сферы жизнедеятельности населения в исследуемый период.

В рассматриваемые годы в Ленинграде был разработан и функционировал достаточно жесткий механизм по формированию и контролю за развитием музыкальной жизни города.

Партийное руководство уделяло огромное внимание формированию сознания жителей города, в частности, с целью влияния на их художественные вкусы для ограничения ознакомления населения с западной культурой, считавшейся «враждебной».

Несмотря на все усилия властей по созданию и консервации «правильного» советского музыкального искусства, музыкальная жизнь Ленинграда в 60-х-70-х годах прошлого столетия ознаменовалась постепенным проникновением и укреплением в ней новых, нестандартных «несоветских» направлений музыки, сегодня воспринимаемых, зачастую, как привычные и даже традиционные.

Большую роль в судьбах представителей различных направлений музыкального искусства в СССР играли непосредственно руководители партии и страны.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации излагались на Герценовских

чтениях в РГПУ им. А.И.Герцена в 2004-2007 г.г. и отражены в шести

опубликованных по теме исследования статьях, в том числе в следующих

изданиях: «Известия РГПУ им. А.И.Герцена. Аспирантские тетради»,

«Клио».

Структура исследования.

Предмет, цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы и источников.

Изложение материала первой, второй и третьей глав построено по проблемно-хронологическому принципу. В них, на основе привлечения широкого круга источников и литературы, исследуются политические мероприятия в области музыкальной культуры и их результаты, определившие специфику музыкальной жизни Ленинграда в исследуемый период. Заключение содержит общие выводы диссертации. В качестве приложения к диссертации представлены фотодокументы, посвященные личностям деятелей культуры и искусства и отдельным событиям музыкальной жизни Ленинграда в 60-х-70-х годах XX века.

. влияние лидеров партии и государства на выработку «генеральной линии» развития музыкального искусства в СССР в 60-е-70-е г.г. XX в

Область музыкального искусства стала одной из областей, которая в полной мере испытала воздействие партийно - государственной политики в сфере культуры в 60-х 70-х годах прошлого века. Для нас важно определиться с понятием «культурная политика». В.Жидков и К. Соколов определяют это понятие следующим образом: «Культурная политика - вполне определенное (осознанное или нет) воздействие субъекта культурной жизни на культуру (то есть на ее определенную сферу) с целью сохранения или изменения национальной картины мира или картины мира некой субкультуры». Из вышеприведенного определения вытекает тесная связь культурной политики с сознанием. Для нас существенной является проблема динамики общественного сознания советского общества в эпоху оттепели и в период правления Л.И.Брежнева. Необходимость обращения к проблеме динамики сознания в данной работе объясняется непосредственной связью сознания с поведением людей, с их действиями в различных сферах, и, в частности, в сфере культуры, музыки. Именно поэтому Б.А.Грушин указывает на два возможных пути изучения сознания: первый заключается в изучении текстов сознания, то есть изучении общественного мнения, которое представляет для нас интерес, вскрывая восприятие музыки и культурной политики; второй заключается в исследовании форм поведения, в том числе, в области культуры. И, наконец, сознание - феномен, безусловно, исторический. Осуществление культурной политики государства в СССР и ее результаты во многом зависели от восприятия проводимой политики обществом, от осознания ее, а также от директив, которые поступали сверху и, в свою очередь, определялись во многом мыслями вождя. Поэтому в данной работе также будет уделяться внимание некоторым особенностям личности Никиты Сергеевича Хрущева и Леонида Ильича Брежнева.

Процесс осуществления культурной политики удобно рассматривать на примере художественной культуры, поскольку она динамична и поскольку она - «достояние любого, кто ею заинтересуется». Ведь «Искусство -эффективнейший инструмент формирования картины мира. Представляя в художественно - образной и ценностно - ориентированной форме фрагменты окружающей действительности, оно заставляет переживать предлагаемую ситуацию». Именно поэтому поставленные задачи будут рассматриваться на примере одной из сфер искусства - музыки.

Период оттепели, хотя и отличается некоторыми послаблениями, в целом может быть охарактеризован как время отношения к музыкальной культуре как к средству, которое существует и развивается по заданному направлению с некоторыми отклонениями, которые подвергаются резкой критике, осуждению и коррекции. Не составляет исключение и время пребывания у власти Л.И.Брежнева. В этот период искусству в целом и музыкальному искусству в частности внимания со стороны вождя уделялось меньше, чем во время его предшественника, а возобладавшие консервативные позиции обернулись давлением на музыку.

работа партийного руководства по укреплению связей «искусства с народом»: творческие организации Ленинграда в 60-х-70-х г.г. XX в.

В предыдущей главе мы пришли к выводу, что музыкальная культура испытывала сильное воздействие партийно-государственных приоритетов. Несмотря на некоторые отличия в психологическом портрете вождей рассматриваемого периода, характер политики в области музыкальной жизни нашего города оставался неизменным, одной из глубинных причин такого состояния являлось массовое сознание.

Как мы убедились, в изучаемый период суть культурной политики в области музыкальной культуры заключалась в определенных указаниях, мероприятиях, оказывающих на нее влияние с целью консервации окружающей действительности или проведения небольших изменений в рамках коммунистической идеологии.

Воздействие партийно-государственной линии на музыкальную жизнь Ленинграда должно было осуществляться при помощи как минимум двух компонентов. Во-первых, это идеологические установки, воздействовавшие на уровне сознания, во-вторых, это некая структура, организации, то есть пути проведения, распространения, внедрения, правильных коммунистических ценностей в музыкальную жизнь, а также пути контроля за творческим процессом. Результатом действия вышеуказанных компонентов оказался определенный характер музыкальной жизни в СССР и, в частности, в Ленинграде. Настоящая глава посвящена именно процессу воздействия на музыкальную жизнь Ленинграда партийно-государственной политики.

Итак, идеологические установки, идеалы и ценности, оказывавшие влияние на ход развития музыки были сконцентрированы в таком понятии как социалистический реализм. Об этом явлении говорил не один вождь или партийный работник. В отношении искусства, музыки этого пути придерживались на протяжении всего исследуемого периода. В этом словосочетании крылась суть государственного заказа. Любое мероприятие или выступление вождя, посвященное вопросам культурного развития и касавшееся музыки, сопровождалось акцентированием на этом явлении. К нему была привязана память о В.И.Ленине, которая была священна и выражалась в напоминании о ленинских принципах по отношению к искусству и следовании им. Имеется в виду партийность и народность искусства. Лучше всего позиция партии была сформулирована секретарем ЦККПСС Л.Ф.Ильичевым на пленуме ЦК Компартии, состоявшемся в июне 1963 года и посвященном вопросам культуры и искусства: «В чем суть требований партии к литературе и искусству? Прежде всего, в укреплении связи искусства с жизнью народа, в дальнейшем развитии и обогащении искусства соцреализма, ленинских принципов партийности и народности искусства».1 В марте 1968 года на совещании работников литературы и искусства отмечалось, что «социалистический реализм открывает широкую дорогу самым разным творческим индивидуальностям, посвятившим свой талант, свое дарование родному народу [...]

повседневная работа деятелей музыкального искусства Ленинграда в 60-х-70-х г.г. XX

В данной главе рассматривается практический результат воздействия партийно-государственной политики на музыкальную жизнь Ленинграда, то есть автор предпримет попытку раскрыть специфику музыкальной культуры города.

В предыдущей главе упоминалась, что деятели культуры и искусства активно готовились к значительным событиям и датам в жизни партии и населения. Попытаемся выяснить, в чем на практике заключалась программа подготовительных мероприятий?

Во-первых, отметим, что она носила отчетно - просветительский характер. Во-вторых, констатируем, что существенное значение имел не только качественный аспект, но и количественный. Планирование являлось неотъемлемой частью любой сферы жизни советского человека. Логично предположить, что количественный аспект отражался на качественном... Итак, в обязанности советских композиторов входило создание свежих музыкальных произведений в духе социалистического реализма в определенные сроки. Так, например, «Ленинградские композиторы взяли на себя обширные творческие обязательства к XXII съезду КПСС. Большинство этих обязательств, представляющих собою произведения различных авторов, будут завершены к 15 сентября сего года». Тематика произведений ярко отражена в их названиях. Таковыми были «Оратория Ленин» композитора А.Пащенко, кантата «Песнь о хлебе» Л.Пригожина,

Спортивная сюита Г.Уствольской и кантата к XXII съезду И.Дзержинского.1 В числе мероприятий к съезду были так же и творческие отчеты музыковедов, исполнителей, композиторов перед трудящимися. Творческий отчет - представление на суд слушателя музыкальных произведений. Ленинградские композиторы путешествовали со своими отчетами и за пределами города Ленинграда. Их маршрут мог пролегать через Московскую, Ленинградскую и другие области. Область, как правило, не имела доступа к широким источникам информации на тему музыкального искусства. Хороших музыкальных площадок за пределами крупных городов практически не было. Роль развлекательно - просветительного центра выполнял сельский клуб, который зачастую представлял весьма унылое зрелище. В некоторых местах такую работу не проводили даже клубы, которые просто отсутствовали. Так, на заседании правления ЛОСК по вопросу его деятельности навстречу XXIV съезду КПСС 25 сентября 1970 года было отмечено, что в городе Тихвине музей Римского - Корсакова «единственный в городе проводит музыкально - просветительскую работу. Они устраивают лекции, концерты - механические и живых исполнителей».2 Один из членов правления замечает, что ему удалось найти в Киришах только одного самостоятельного полноценного композитора, но даже он закончил всего лишь два курса одесской консерватории.3 Проблему кадров затрагивает и заведующий отделом культуры ленинградского обкома КПСС.

Похожие диссертации на Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века