Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии) Бугров Юрий Александрович

Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии)
<
Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии) Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии) Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии) Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии) Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии) Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии) Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии) Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии) Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бугров Юрий Александрович. Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Курск, 2004 240 c. РГБ ОД, 61:04-7/690

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ 16

1. Инструментальная музыка и вокал в середине XVIII - начале XX вв. ...16

2. Развитие музыкальной культуры в начале XX в 40

3. Оперно-балетное искусство 57

4. Музыкальное образование 75

ГЛАВА II. СЦЕНИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 89

1. Крепостные театры и театральное дело в Курской губернии в XVIII -XIX вв 89

2. Развитие театральной культуры в Курском крае в начале XX в 119

3. Цирк и кинематограф в Курском крае 131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

ПРИМЕЧАНИЯ 163

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 181

ПРИЛОЖЕНИЯ 205

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Музыкально-сценические жанры в начале XXI века стали самыми любимыми видами искусства не только в России, но и во всем мире. Мюзиклы, шоу-программы, цирковые зрелищные действа собирают тысячные аудитории. Широкое распространение в нашей стране они получили с начала 1990-х годов, в период формирования демократического общества, став потребностью современной культуры.

Десятки и сотни новых музыкальных спектаклей, насыщенных музыкой, рождаются на благодатной, исторически подготовленной почве. Однако сама история музыкальной культуры во многом остается малоизученной, несмотря на многочисленные исследования XX века, среди которых выделяется десятитомная история русской музыки под редакцией Ю.В. Келдыша1. Но и в этом обстоятельном труде музыкальной жизни провинции внимания почти не уделяется. Безусловно, жизнь столиц для историков имеет преимущественный интерес, поскольку именно в Москве и Петербурге были сосредоточены главные художественные достижения и объекты культуры. Но большинство талантов России - исполнители, дирижеры, композиторы - рождалось в: провинции. Вспомним историю вокального исполнительства. Л.Собинов начинал в Ярославле, Ф. Шаляпин - в Казани, такие замечательные оперные певцы как Ф. Стравинский, В. Зарудный, И. Тартаков и другие открыли свое призвание в Киеве, Харькове, Одессе, а затем стали премьерами в столичных театрах и своим искусством прославили русскую оперу. Немалую роль в этом играла музыкально-сценическая культура уездных и губернских городов, о чем отмечает В.В. Медушевский: «Нельзя не недооценивать, в частности, той большой культурной роли, какую играл музыкальный театр в общественной жизни таких городов, как Нижний Новгород, Казань, Саратов, Пермь, Екатеринбург, на Украине Киев, Одесса, Харьков, в Закавказье Тифлис, и т.д.»2

Исследование исторического опыта страны в области культуры способствует выработке современных концепций ее развития, в чем и состоит актуальность темы. Не менее актуальным является обращение к истокам взаимодействия музыки, театра и массовых зрелищ на население как столицы так и провинции.

Объектом исследования является провинциальная музыкально-театральная жизнь Курского края середины XVIII - начала XX вв., предметом -становление и развитие музыкального и театрального искусства, а также массовых зрелищ (цирка и кинематографа).

Хронологические рамки исследования включают в себя период с середины XVIII в., когда в Курской губернии появился первый крепостной театр, по 1917 г., поскольку последующие исторические события коренным образом изменили политическую ситуацию в российском обществе, что наложило определенный отпечаток на развитие российской культуры.

Избранный хронологический период позволяет создать целостную картину развития музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в досоветской Курской губернии.

Географические границы научной работы охватывают территорию Курской губернии, представляющей собой типичный периферийный регион России, отличавшийся земледельческой специализацией, преобладанием сельского населения, слабым уровнем развития городов и промышленности. Вместе с тем, в крае сложилась весьма самобытная народная культура, давшая мощный толчок развитию музыкально-сценическим жанрам.

Историографию проблемы исследования можно разделить на три периода: дореволюционный (XIX в. - 1917 г.), советский, (1918-1990 гг.) и современный (1991 - по настоящее время).

Уже в первой половине XIX в. появились первые библиографические указатели и справочные материалы о музыкально-театральной жизни в России. Так, были изданы полные росписи содержания журналов «Северный вестник»

(1804-1805) , «Современник», «Отечественные записки» и др. в которых также отражены статьи и заметки о музыке и театре. Некоторые столичные и губернские газеты публиковали указатели статей и заметок о постановках пьес, фрагментов пьес и инсценировок. Материалы о театре показаны в указателях к Астраханским, Владимирским, Воронежским, Костромским, Курским, Олонецким, Орловским, Пензенским «губернским ведомостям».3 Статьи и заметки о провинциальном театре второй половины 1890-1900-х гг. учтены в указателях, к Могилевским, «губернским ведомостям», «Вятскому краю», в некоторых краеведческих указателях.4

Обзоры состояния и деятельности провинциальных театров публиковались в журналах «Репертуар и Пантеон» (в 1843-1853 гг.), «Театральный и музыкальный вестник» (1856-1869), «Русская сцена» (1894-1865), «Музыка и театр» (1867-1868). Исторические справки о провинциальных театрах (с именами актеров) и список театров 1872 т. помещены во «Всеобщем календаре» Г. Гоппе на 1875 г.

О провинциальных театрах обязаны: были сообщать губернаторы в ГУПДП, при которых состояла так называемая драматическая цензура. По их донесениям опубликованы сведения за 1872 и 1874 гг. в «Указателе по делам печати» (1873-1875) - о здании, антрепренере, количестве и качестве исполнителей (иногда с упоминанием фамилий), о репертуаре. Характеристики состояния театров пятидесяти городов на 1875 г. опубликовал А.А. Соколов в «Театральном альманахе».5

Сведения о театрах 41 города (антрепренер, состав труппы,, ее характеристика) за сезон 1879/80 т., по корреспонденциям в газету «Суфлер», собраны в «Приложении к Памятной книжке Петербургского музыкально-драматического кружка любителей» .

Специальным указателем литературы о театре первой половины XIX в. является работа А.А. Ярцева7. Увидели свет книга, в которых рассказывалось об антрепризах в отдельных городах. В них также приводились посезонные списки сыгранных пьес и состава трупп в провинции.8

В начале XX в. исследователи стали уделять внимание таким традиционным формам культурного досуга образованных слоев населения как «театральные кружки» и «народные театры»9. Деятельность конкретных общественно-культурных объединений рассматривалась в работах А.И. Пузыревского10, К. Диксона и G. Кетрица11.

Одной из первых статей о музыкальной жизни Курска была публикация Н.Ф. Андреева, в которой > автор обстоятельно освещает вопрос развития роговой музыки в российской провинции. В частности, упоминается о выступлении оркестра роговой музыки помещика Нарышкина в Лазаретном саду Курска12.

Изучением процесса- культурного развития Курского края занимались A.M. Абаза, А.А. Танков, А.Н. Кобылин, Н.И. Златоверховников, И.Д. Стрельский. Их работы были напечатаны в трудах Курской губернской ученош архивной комиссии (КГУАК), первый выпуск которых дал интересную публикацию A.M. Абазы13 и статьи Е.И. Резановой и А.П. Горяиновой о народной культуре14. Во втором выпуске Трудов КГУАК увидели свет две библиографические работы А.А. Танкова и И.Д. Стрельского, являющиеся, и на сегодняшний день, единственными Указателями статей Курских губернских ведомостей15, в которых упоминаются и материалы по истории художественной культуры. Некоторые интересные работы публиковались в Трудах Курского губернского статистического комитета16.

В исследовании истории культуры Курского края особую роль, играют работы краеведа А.А. Танкова. Они посвящены самым различным аспектам, в числе которых и проблемы, развития музыкальной и сценической культуры. Автор одним из первых сообщает об истории создании Курского общественного клуба , рассматривая процесс учреждения этого объединения, социальный состав учредителей и участников, основные направления деятельности и др. Отмечая популярность клуба среди горожан, Танков не скрывает и недостатки в работе первого культурного центра в Курской

губернии, который вскоре после открытия стал играть заметную роль в развитии музыкальной и театральной культуры Курска.

Одним из самых интересных исследований дореволюционного периода о крепостном театре в Курском крае является статья И.А. Гарновского о труппе помещика Хорвата18. Некоторые сведения об этом театре можно почерпнуть также из воспоминаний Богуславского19.

Наиболее полные сведения о становлении и развитии театрального

искусства в Курском крае впервые приводятся в работе И.А. Купчинского . Особое внимание автор уделяет первому общедоступному театру в Курске, выступлению на его сцене М.С. Щепкина и приезжих актеров. В книге содержатся также сведения об Обществе любителей драматического искусства. Вопросы музыкальной и театральной жизни российской: провинции рассматривались ив мемуарной литературе. Всего удалось выявить Л 66 работ, в которых, так или иначе, поднималась эта тема. История развития в Курской губернии сценических видов искусств освещена в записках и воспоминаниях Е.А. Авдеевой, А. Мельниковой, И.И. Лаврова, С. Ярона, И.Т. Плетенева, Шаликова, И.И. Бесядовского, СИ. Танеева, И.М; Долгорукого, М.П. Жданова, Тукалевского, А.В. Никитенко, Н.А. Полевого, И;А. Купчинского, Д.В: Стасова, М.Н. Михайлова и др.21 В этих мемуарах, как правило, говорится о творческом пути M.G. Щепкина, выдающегося русского актера; творческий путь которого начинался с курских подмостков. В воспоминаниях самого М.С. Щепкина также приводятся некоторые сведения о курском театре . Но эти материалы крайне скудны и эпизодичны.

Историографию музыкально-сценического искусства советского периода представляет множество изданий. О художественной жизни провинции ценная информация была опубликована в краеведческих библиографических указателях.23 В работе A.M. Брянского представлены списки ряда статей^ мемуаров и других материалов о провинциальном театре24, список крепостных

оркестров в России (не совсем полный) приведен в книге И.М. Ямпольского .

В ней также указаны местонахождение, владелец, время существования, состав, источники информации. Перечень драматических спектаклей, исполнявшихся с музыкальным сопровождением, с начала профессионального театра в России до 1917 г., ставившихся в Петербурге, Москве и провинции есть в книге А.Н. Глумова.

Ценным на наш взгляд, является указатель Г.Б. Колтыпиной. В нем перечисляются издания, содержащие важнейшую' информацию о драматическом и музыкальном театре с 1880-1910 гг., а именно: списки театров провинции, с указанием числа мест, суммы полных сборов, фамилии владельца здания, помещались в театральных календарях и других справочных книжках, составлявшихся на определенный год. О концертах, музыкальных учебных заведениях, обществах и кружках в провинции рассказывается в работе Н. Емельянова,28 сведения о любительских хоровых объединениях есть в статье: Т. Агеевой.29

Особо следует выделить работы искусствоведа И.Ф. Петровской30, в которых систематизированы ценнейшие материалы по истории художественной культуры дореволюционной России, дан обзор направлений провинциальной театральной критики конца 1850 - первой; половины 1890-х гг., представлены характеристики- ряда провинциальных рецензентов с раскрытием неизвестных ранее псевдонимов. В книге «Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века» перечислено более 500 статей и заметок о театре из губернских газет, составлены указатели имен и пьес. А ее же учебное пособие «Театр и музыка в России XIX - начала XX века» классифицированы библиографические и справочные материалы.

В Курской губернии уже в первое десятилетие Советской власти предпринимались, попытки изучения музыкально-сценической культуры: на страницах журналов, издаваемых Курским губернским краеведческим обществом, были опубликованы этнографические материалы С.Н. Ефременко и В.И. Стрельского31, историческое исследование Г.И. Булгакова32, в

справочнике по Центрально-Черноземной области сохранились сведения об истории курского дореволюционного театра33.

Заслуживает внимания исследование Т.А. Дынник, которое она посвятила истории создания и деятельности театра и оркестра курских помещиков Хорватов34. А.В; Руднева, на основе материалов этнографической экспедиции, подготовила фундаментальный труд по песенно-танцевальному творчеству курской деревни 5. Некоторые сведения о культуре российской провинции дает книга Е. Кузнецова36. Появились работы о жизни

провинциального театра и его актеров , о музыкальном творчестве цыган и др. В частности, в работе Е.А. Друц и А.Н. Гесслера сообщается о гастролях в Курской губернии знаменитого цыганского хора Соколова в начале XIX в. В книге есть редкая фотография известной исполнительницы цыганских песен А. Васильевой.

История развития культуры в Курском крае нашла отражение ив научных трудах Курского государственного педагогического института39.

Импульсом для исследования художественной культуры российской провинции в 1990-е гг. послужила книга И.З. Баскевича40, написанная в предшествующее десятилетие.

Значительный вклад в изучение культуры Курского края внесли ученые А.Ю. Друговская, З.Д. Ильина, М.Л. Космовская, И.Г. Косихина, Т.Н. Арцыбашева, Л.А. Брынцев, Н.К. Шабанов, Н:А. Постников, Л;А. Кузнецова, СИ. Федоров41, краеведы Е.В. Холодова, М.Ф; Шехирев, И.Ю. Татарская, И.В. Аниканова и др.42

Важное место в изучении темы занимают сборники, изданные под редакцией профессора А.Ю. Друговской43. Они положили начало исследованию ряда; проблем в истории культуры Курского края. Среди краеведческих работ по истории художественной культуры отметим сборник М.Ф. Шехирева о знаменитых земляках, среди которых - A.M. Абаза, П.А. Щуровский, Л.И. Соломаткин, М; Эрденко и др.44

В 1990-е гг. с публикациями по провинциальной культуре выступали все курские вузы, ИПК и ПРО (Институт повышения квалификации), Курское областное краеведческое общество, Курский государственный областной краеведческий музей. Ученым Курска удалось провести несколько конференций, посвященным: исследованию различных аспектов художественной культуры края45.

Эта тема нашла отражение ив ряде учебных пособий46, одно из ведущих мест среди которых занимает сборник «Курский край: культура и культурно-историческое наследие», ответственным редактором которого является 3:Д. Ильина47. Среди статей, помещенных в нем, заслуживает внимания і работа

МО -

М.Л. Космовской , в которой дана характеристика проблем современного состояния источниковедческой базы для изучения музыкальной культуры Курского края. Статьи И.Ю. Татарской и Т.Н. Арцыбашевой49 основаны на публикациях автора диссертационного исследования. Так, И.Ю. Татарская подробно цитирует материалы о A.M. Абазе, И.А. Клингере, братьях Н.А. и С.А. Красильниковых, М.Н. Офросимове, Ю.М. Штокмане и др., взятые из энциклопедического словаря-справочника. Статья Т.Н. Арцыбашевой «Курский театр: по книге Ю:А. Бугрова «Свет курских рамп» является сжатым изложением вышеназванной книги.

Проблемы театральной и музыкальной жизни Курского края в последнее десятилетие освещались в работах И.В;Аникановой, Ю.Л. Афанасьевой, Т.А. Внуковой, Л.А. Марченко, СП. Локтионова, В.Н. Лысых, Т.И. Быкановой и

т,«50

др.

Заслуживает внимания издательская деятельность Курского областного краеведческого общества, по инициативе которого был создан исторический журнал «Курский край»51, а также серии брошюр «Жизнь знаменитых курян» и «Куряне в искусстве». Так, в серии «Жизнь знаменитых курян» вышла книга о Н.В. Плевицкой52. Художественно-сценической проблематике посвящены статьи Н.А. Синянской, Е.В. Холодовой53, Р.Н. Балицкого, С.Ф. Масленникова54.

Важное место в историографии темы занимает краеведческий словарь-справочник «Курск», в котором нашли отражение материалы по художественной культуре55, книга В.В: Левченко56.

Нельзя не отметить возросший интерес к вопросам истории культуры Курского края ученых и краеведов соседних областей. Так, в Белгородской области были изданы «Белгородская энциклопедия», «Белгородский численник», сборник статей «Истоки», в которых немало публикаций таких авторов как Е.В; Еремина, Ю.С. Горяйнов, А.Н.Кряженков, В.И. Щербаченко и др. о курянах57. Интересны, на наш взгляд, статьи о М.С. Щепкине и И;И. Слатине. В Воронеже в это время также издан ряд книг, в которых поднимались вопросы театральной жизни российской провинции58.

В. последнее десятилетие интерес к проблемам культуры российской провинции вырос до уровня специальных научных работ. Об этом свидетельствуют диссертационные исследования И.Г. Косихиной, Т.Д. Прониной, СВ. Бережной59. Фрагментарно вопросы культуры затронуты в работе Л.А. Лернер60.

Однако следует подчеркнуть, что становление и развитие музыкально-сценической культуры в Курском крае- рассматривалось, как правило, недостаточно полно, даже в специальных статьях И.Г. Косихиной61 и Т.Д. Прониной62.

Что касается истории цирка и кинематографа, то работы,, в которых поднимались бы проблемы их становления и развития практически отсутствуют. Лишь в середине XX в. появилось несколько общеисторических работ искусствоведческого плана63. Публикаций же по истории провинциального кинематографа и цирка не было обнаружено, чем и вызван ряд публикаций автора данного исследования64.

Таким образом, историографический обзор свидетельствует о том, что музыкально-сценической культуре и развитию массовых зрелищ в Курской губернии не уделялось должного внимания. Настоящее исследование не только

восполняет пробел в освещении истории развития художественной культуры российской провинции, но и вводит в научный оборот неизвестные документы по истории театра, музыки, цирка, кинематографа и др.

Цель работы состоит в многоплановом, и детальном исследовании истории развития музыкально-сценической провинциальной культуры на примере Курской губернии и, ее влияние на социокультурную повседневность, выявление специфических черт с решением следующих конкретных задач:

исследовать вопросы зарождения и развития музыкальной культуры Курского края;

осветить процесс становления музыкального образования в российской провинции;

раскрыть основные этапы эволюции театральной жизни в Курской губернии;

изучить истоки формирования и развития зрелищной культуры - цирка и кинематографа;

рассмотреть гастрольную деятельность музыкантов, актеров театра, и цирка в губернии.

Источниковую базу диссертации составляют архивные документы, материалы периодической печати и мемуарная литература, отражающие процесс эволюции музыкально-сценической культуры российской провинции.

При исследовании проблемы автор изучил ряд фондов Российского государственного исторического архива (РГИА); Государственного архива Харьковской области Украины (ГАХО): Канцелярия Харьковского губернатора (ф. 3), Харьковское губернское по делам об обществах и союзах присутствие (ф. 3); Государственного архива Курской области (ГАКО): Канцелярия губернатора (ф. 1), Курская губернская ученая архивная комиссия (ф. 2), Курский губернский статистический комитет (ф. 4), Курское губернское правление (ф. 33), Курское губернское об обществах и союзах присутствие (ф. 148), Курское областное краеведческое общество (ф. Р-363), личные фонды (ф.Р-970,ф.Р-109).

В работе использованы документальные материалы из частных архивов О.С. Успенской (дочери купца G.A.. Красильникова), З.Н. Куликовой, Hi Л. Киреевской, Н.П. Холодовой. Удалось записать их воспоминания о концертах, спектаклях, выставках художников. Среди многочисленных собеседников автора были художники A.F. и B.F. Шуклины, музыканты Е.С. Гуревич, Н.В. Марецкий, преподаватель П.А. Бруцкий и др. Переписка с курянами, жившими в разных городах Советского Союза (среди которых были поэтесса Е.А. Благинина, историк Т.Е. Рейхберг, семья Бородаевских),. также дала немало интересных фактов и документальных материалов, введенных в-> научный оборот.

Важную группу источников составили воспоминания НА., и К.А. Полевых, Н.В; Плевицкой, И.Т. Плетенева, А. Мельникова, М.С. Щепкина и других актеров, выступавших на курской сцене (С.Г. Ярон, П.М. Медведев, И.И. Лавров). Они позволили дать объективную, хотя и с личной окраской, оценку событий, происходивших в музыкально-сценической жизни Курского края65.

Ценный фактический материал, дополняющий архивные источники, взят из центральной и местной периодической печати: - газет, журналов, афиш и др. Так, изучены и проанализированы журнал «Курский театр» («Курская жизнь и театр»), газеты «Курские губернские ведомости», «Курская быль», «Курская газета», «Курское эхо», «Курские епархиальные ведомости» и др. На их страницах публиковались объявления о выступлениях актеров, музыкантов, давалась оценка тем или иным событиям культурной жизни Курской губернии.

Отдельной группой источников стал ряд печатных изданий в виде буклетов, каталогов, концертных программ, афиш; фотодокументов.. Так, в архиве автора (папка; A.M. Абазы) сохранилась фотокопия письма Аркадия Максимовича Абазы к директору Московской консерватории с просьбой принять на учебу юного Мишу Эрденко. В настоящее время подлинник потерян, и фотокопия является единственным свидетельством этого факта в

деятельности Абазы. Сотрудничество со школьным музеем в селе Винниково помогло найти несколько интересных документов из биографии Надежды Плевицкой. В целом, обращение к документальным источникам позволило более полно и объективно представить эволюцию музыкальной и театральной культуры российской провинции.

В работе использовались, также энциклопедические и справочные издания, из которых удалось почерпнуть ряд фактических материалов по изучаемой теме.

Методологическая основа и методы исследования. История - это объективно свершившаяся реальность. На основе этого тезиса и выполнена работа. Она опирается на принцип историзма, предусматривающего беспристрастный анализ собранной информации в контексте конкретной исторической обстановки.. В- работе отсутствует политизация исторического процесса. В ней также используются хронологический, историко-биографический, сравнительный и другие методы.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые проводится; комплексное исследование процесса зарождения, становления и развития музыкально-сценической культуры, а также кинематографа и; циркового искусства в Курском крае, показано взаимодействие художественной культуры провинции и столицы. В научный оборот введен обширный пласт документов и материалов периодической печати, не востребованных ранее в силу различных причин. На основании собранных архивных материалов, частных коллекций и обширного круга источников впервые составлены биографии многих деятелей культуры Курского края, уточнены неизвестные страницы жизни и творчества (курский период) знаменитых актеров и музыкантов.

Практическая значимость диссертации. Результаты диссертационного исследования могут быть применены в научной, педагогической и прикладной деятельности. В научной сфере их можно привлекать при фундаментальном, системном анализе отечественной истории, изучении современного состояния

российского общества и выработке рекомендаций в области культурного развития.

В педагогической области результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ и учебных курсов по истории России и истории Курского края, спецкурсов по проблемам теории и истории культуры в системе высшего и среднего специального образования.

В прикладной области материалы исследования возможно будут востребованы в экспозициях и научно-просветительной работе краеведческих музеев, музыкальных школах и училищах.

Инструментальная музыка и вокал в середине XVIII - начале XX вв

После учреждения в Петербурге придворного театра провинциальное дворянство начинает проявлять интерес к городским театральным «затеям». Уже в 1764-1765 гг. появляются первые упоминания о том, что в некоторых городах Российской империи были созданы «оперные дома». Так, новгородский губернатор Я.Е. Сивере в 1765 г. говорил о том, что «в Новгорроде был у него маскарад и что театр там заводится». Однако до середины 70-х годов XVIII в. эти начинания носили случайный характер, не имея ни опоры в среде городского населения, ни сколько-нибудь последовательной поддержки в правящих кругах.

Екатерина II, стремясь утвердить свой авторитет и свою власть в провинциальных городах, решила сделать их центром притяжения служилого и неслужилого дворянства. С этой целью она издает ряд имевших значительные последствия законов. Первым из них был «высочайший манифест» 1775 г. - «Учреждение о губерниях». Территория государства отныне делилась на губернии, несколько смежных губерний объединялись в наместничества. Губернаторы и наместники призваны были проводить в провинциальных городах России и в первую очередь в центрах наместничества политику «просвещенного абсолютизма». Для того чтобы привлечь дворянство в города, при наместничествах устраивались различные увеселения - балы, маскарады, «благородные» спектакли. Образцом для них служили «благородные» любительские спектакли, имевшие широкое распространение в столице.

В указе Екатерины II от 12 июня 1783 г. говорится, например, о дозволении «всякому заводить благопристойные для публики забавы, держаться токмо государственных узаконений и предписаний в Уставе полицейском...». Развитию административно-культурных центров на местах способствовал и другой указ Екатерины II - «Жалованная грамота городам». Этот указ укреплял значение города, давал ему герб, определенные права, поощрял развитие школ, театра и т.д. Наряду с основным господствующим сословием дворян в І городах официально вводится понятие «городской обыватель», включавшее все его недворянское, но «вольное» население, которому даются некоторые права. Примерно с этого времени в ряде городов театр переходит в ведение губернаторов или же других губернских должностных лиц, среди которых порой находятся:и люди, весьма серьезно относящихся к театральному искусству.

Создание первых театров в Курском крае в середине XVIII в. было подготовлено предшествующей богатейшей многовековой народной и светской музыкальной культурой. «Патерик Печерский» свидетельствует о том, что еще в XI в. в палатах княжеских наместников проводились пиры, звучали музыка и пение, выступали в господских хоромах плясуны.! И, это -одно из первых сведений о музыкальной жизни курян.

Пение и пляски сопровождались игрой на простейших народных инструментах, среди которых самыми любимыми были кугиклы (флейта Пана), рожки, жалейки, гусли. Без сомнения подавляющее большинство песнопений и танцев было связано с ведическим (языческим) мировоззрением славян. «Христианство так и не смогло вытеснить язычества и утвердиться в ортодоксально-догматическом виде. Оно вынуждено было приспособляться; к народно-языческому сознанию, ассимилировать эти культы, вбирать в себя их элементы...».2

Развитие музыкальной культуры в начале XX

Особенно возросла активность любителей с началом Первой мировой войны. Так, в 1914 г. концерты прошли в Рыльске, Судже, Черемисиново, Дьяконове, Крупце, Обояни, Теткино, Н. Осколе, С. Осколе, Глушково, Белой, Сапогово, Тиму.

Особенно обильным на выступления музыкантов-любителей стал 1915 г. Хроника показательна: 3 и 6 января состоялся концерт в с. Борщень Суджанского уезда в пользу беженцев Западного края; 3 января - в зале Общественного собрания г. Обоянь состоялся концерт балалаечников; 4 января -в здании ремесленной школы г. Тим была продемонстрирована опера «Евгений Онегин»; 10 марта - в Рыльске выступил артист Донской (10% сбора перечислено раненым); 21 апреля в Судже проходил концерт чиновников почтово-телеграфной конторы в пользу русских воинов.

Таким образом, в годы войны, как никогда раньше, нарастал процесс музыкального творчества. Почти все проводимые концерты в Курской губернии были нацелены на сбор пожертвований для армии; беженцев, раненых.

На рубеже XIX-XX вв. музыкальная жизнь в Курске протекала активно. Куряне посещали многочисленные концерты известных русских и зарубежных мастеров инструментальной музыки и вокала. В начале 1900 г. они слушали концерт талантливого польского пианиста и композитора Иосифа Гофмана. С 1898 г. Гофман постоянно жил в США. Тем более неожиданным был его приезд в провинцию. Заметим, в 1926-38 гг. он работал директором музыкального института Кертиса в Филадельфии. Свои музыкальные творения (симфонии, сюиты, сонаты и пр.) он издавал под псевдонимом Михаил Дворский.

С началом весны в Курск устремились гастролеры из Москвы и Петербурга. Здесь побывали артисты Большого театра - Л.В: Собинов и С.Г.

Власов. Оба певца тогда были почти неизвестны широкому кругу меломанов, поэтому они с интересом открывали для себя новые имена. Да и В. Собинов отметил курскую публику. Так,.9 марта 1900 г. из Николаева он писал своему другу A.M. Керзину: «Но, если бы Вы знали, что чем публика чище, интеллигентнее с виду, тем она ниже по музыкальным вкусам. Средняя публика Орла и Курска, куда, например, более чутка, чем вчерашняя публика в Николаеве...».38

Примечательно, что к тому времени в столицах сложилось достаточно твердое мнение о Курске как об одшш из самых музыкальных городов русской провинции, и Собинов только лишний раз подтвердил это в упомянутом выше письме. Поэтому ничего удивительного не было в том обилии гастролеров, которые посещали Курск..

Вслед за москвичами здесь выступали Габриэль и Эмилия Кристман,. пианист Альфред Грюнфельд. Его элегантно-бравурное исполнение вальсов И. Штрауса привело курян в восторг. В мае 1900 г. прекрасным концертом в зале Дворянского собрания выступили супруги Фигнер, солисты Мариинского театра. Меццо-сопрано Медеи Ивановны, итальянки по происхождению, покорило курских ценителей вокала. Не меньший успех выпал и на долю Николая Николаевича, в совершенстве владевшем искусством бельканто. Он умел великолепно «подавать» голос, придавая ему то мягкость и нежность, то мужество и суровость.39

Паузы между гастролями профессионалов удачно заполняли участники Курского музыкального кружка: Андреев, Егоров, Фонберг, Пуховская, Пожидаева, Радкевич.40

Летом Курск посетил один из замечательнейших музыкальных ансамблей России - капелла Дмитрия Александровича Агренева-Слазянского. Как певец Агренев выступал в Курске еще в 1859 г., и вот новая встреча в новом качестве. В 1858 г. певец совершенствовал вокальную технику в Италии, намереваясь стать оперным певцом.

Крепостные театры и театральное дело в Курской губернии в XVIII -XIX вв

Развитие русских крепостных театров начиналось в: Москве и Подмосковье, а затем в Петербурге в крупных поместьях дворян. Своего апогея оно достигло примерно к 90-м гг. XVIII в. Вскоре крепостные театры стали появляться и в провинции. Особенно много их возникает в сельскохозяйственных районах страны - в Курской, Орловской, Пензенской, Полтавской губерниях.1 Первоначально театры; служили забавой для вельмож, еще одним развлечением поместного владетеля. «Нечего говорить, что наши дворяне, всегда увлекавшиеся модным при дворе, захотели и у себя дома культивировать учреждение, в котором кроме пользы просвещения, видели еще изящную забаву и роскошь, коей всегда приятно похвастать», отмечал А.Н. Евреинов.2

Не о всех курских крепостных театрах в настоящее время имеются сведения. Театровед Т.А. Дынник в своем исследовании о крепостных театрах, писала, что в Курской губернии их было шесть. Нам удалось выявить следующие театры: Г.С. Волькенштейна, Анненковых, Голицыных (в Юноковке), Юсуповых (в Рыбинских Будах), Хорватов (в Головчине), Ширковых, Салаговых, Волжиных, Денисьевых, Нелидовых, Барятинских, Чернышовых, Тепловых, Норовых.

О последних четырех в своей работе «Михаил и Матвей Виельгорские» пишет исследователь Т. Щербакова. Есть предположение, что некоторое время существовали крепостные театры у графа П.С. Потемкина (владельца мануфактуры в с. Глушково), страстного театрала и драматурга.

Однако многие помещики не страдали тщеславием и особой рекламы домашним крепостным театрам не делали. Так что число помещичьих трупп было куда больше, чем 15.

Но лишь несколько театров сыграли заметную роль в развитии культуры Курского края. Прежде всего, это заведение графа Г.С. Волькенштейна, имения которого располагались в Обоянском и Суджанском уездах. В памяти восьмилетнего Миши Щепкина навсегда отложилось исполнение актерами этого театра оперы «Новое семейство» Фрейлиха на текст СМ; Вязьмитинова. На спектаклях обычно присутствовала семья помещика, ближайшие соседи-дворяне, дворовые и крепостные крестьяне. В селе Красном представления актеров проводились в имении графа, который приспособил «под спектакли залу своего деревенского дома, разделив его пополам; устроил невысокий помост и ограничил сценическое пространство занавесом, вместо портала протянул холстину через всю ширину залы, по бокам же спустил два арлекина. Занавес, падуга, арлекины были сделаны из кустарной холстины, окрашенной в разные цвета. M.G. Щепкину, впервые попавшему на театральное представление, все было в «диковинку», вплоть до пюпитров для музыкантов». С того самого вечера и «заболел» Миша Щепкин театром: «Я не знал, что в этот вечер решится вся будущая судьба моя».3

В труппе графа был неплохой оркестр, оснащенный разнообразными инструментами. Щепкин вспоминал: «Потом бросились мне в глаза такие инструменты, о которых я и не слыхивал, а особенно валторны и фаготы поразили меня своими формами». Хорош был и хор певчих Волькенштейна. Выступления труппы проводились также и в курском доме графа, располагавшемся на берегу реки Тускарь, недалече от Дворянского собрания. «В зале дома были устроены хоры с позолоченными перилами для крепостных музыкантов графа».4

В 1801-1802 гг. в курском домашнем театре. Волькенштейна M.G. Щепкин исполнил несколько ролей, в том числе Степана-сбитеньщика в опере Я.Б. Княжнина «Сбитеньщик», учителя в комедии Н.Р. Судовщикова «Опыт искусства», помещика в комической опере Я. Б. Княжнина «Несчастье от кареты». В этом же спектакле жену помещика играла сестра Щепкина Александра.

Похожие диссертации на Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII-начале XX вв. (На материалах Курской губернии)