Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие предпринимательства на территории древнерусского государства, IХ - начало ХIII вв. Гуляева Валентина Васильевна

Развитие предпринимательства на территории древнерусского государства, IХ - начало ХIII вв.
<
Развитие предпринимательства на территории древнерусского государства, IХ - начало ХIII вв. Развитие предпринимательства на территории древнерусского государства, IХ - начало ХIII вв. Развитие предпринимательства на территории древнерусского государства, IХ - начало ХIII вв. Развитие предпринимательства на территории древнерусского государства, IХ - начало ХIII вв. Развитие предпринимательства на территории древнерусского государства, IХ - начало ХIII вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гуляева Валентина Васильевна. Развитие предпринимательства на территории древнерусского государства, IХ - начало ХIII вв. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02.- Владимир, 2000.- 496 с.: ил. РГБ ОД, 71 01-7/133-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Природно-географический и этнокультурный аспекты становления предпринимательства в Древней Руси 49

1. Русь Северная: у истоков предпринимательства 49

2. Русь «Серединная» и Русь Южная на пути «из варяг в греки» 78

3. Северо-Восточная Русь в системе Волжско-Балтийского пути 106

Глава II. Предпринимательство в контексте становления древнерусской государственности 128

1. Предпринимательство: проблемы становления 128

2. «Восточный фактор» в развитии древнерусского предпринимательства 144

3. Предпринимательство: проблемы юридического оформления 198

Глава III. Христианизация Руси как духовная основа предпринимательства 231

1. Древнейшие письменные и археологические источники о проникновении христианства на Русь 231

2. Роль торговых договоров Руси с греками в приобщении славян к христианской цивилизации 269

Глава IV. Предпринимательская деятельность в древнерусских городах 298

1. Развитие ремесленного производства в городах 299

2. Торговля и ростовщичество 352

Заключение 397

Список источников и литературы 416

Список сокращений 491

Приложение

Русь Северная: у истоков предпринимательства

Свое начало как Волжский, так и Днепровский пути брали в «море Варяжском» - на Балтике. Разветвленная речная сеть Северной Руси позволяла использовать разные варианты связи с Балтийским морем, интенсивность функционирования которых зависела как от навигационных условий (природный фактор), так и от политической обстановки (политический фактор).

Основные пути из Балтики на Русь проходили по Западной Двине и Неве. Начало использования их было обусловлено стремлением народов циркумбалтийского пространства выйти на прямую торговлю с арабским Востоком посредством Волги. Несколько позднее их начинают использовать и для проникновения на Днепр и включения в торговлю с Византией.

Начальный отрезок пути «из варяг в греки», описанный Нестором (река Нева - Ладожское озеро - река Волхов, - озеро Ильмень) являлся и началом пути «из варяг в арабы». Причем, по мнению СМ. Середонина, Нева представлялась варягам «устьем, рукавом Ладожского озера - озера Нево, которое своей обширностью производило впечатление моря больше, чем Финский залив. Очевидно, только войдя в устье Волхова, варяги поняли, что они давно оста-вили море» . На этом участке пути Волхов играл особую роль . Функционирование его начинается достаточно рано.

Десятилетиям или, скорее всего, к середине VIII в., когда начинается становление торговых отношение между странами аалтинского региона и Арабского Востока. Именно с началом использования этого участка Балтийско-Волжского пути обычно связывают продвижение в VIIБ столетии из Польского Повисленья в финскую среду Приильменья и Поволховья славянского населения, представленного культурой сопок . Тогда же, в середине VIII в. в Поволховье проникают и скандинавы, стремившиеся закрепиться на основных водных артериях, ведущих к источникам серебра и местным рынкам .

В середине .III столетия (согласно дендрохронологической датировке нижни V слос Ладоги определяется 750 годом, т.е. на сто лет отличается от летописной датировки) в низовьях Волхова основывается полиэтническое по своему составу (славяне, финны, скандинавы) торгово-ремесленное поселение вадога, явившееся свое образным «мостом» между Балтикой и внутренними районами Восточной Европы . Археологическое изучение Ладоги, насчитывающее более 100 лет, позволило в полной мере выявить значение этого форпоста на северо-западной окраине Руси в развитии международной торговли2. При этом Ладогу сопоставляют с такими международными торгово-ремесленными поселениями Балтики как Хедебю, Рибе, Бирка и др., отмечая при этом, что она вполне могла стать самостоятельным городом-государством «типа некоторых «вольных» городов Балтики» . В соответствии с летописной традицией подчеркивается, что Ладога была предшествовавшей Новгороду столицей «Верхней Руси» .

Особую роль Ладоги определяло ее географическое положение и, в известной мере, природные условия. В литературе отмечалось, Что для положения Ладоги были характерны признаки, присущие наиболее преуспевающим торговым поселениям средневековой Западной и Северной Европы: этот населенный пункт занимал ключевое положение на водных путях, служил перевалочным центром, являлся местом контакта различных этнических групп, «представлял базу и рынок для налаженного производства и продажи «экономических» ценностей» .

Кроме того, с самого начала существования Ладоги, хозяйство ее населения было ориентировано на торговлю, что было обусловлено ограниченными природными условиями для земледельческого освоения региона (неудобные сельскохозяйственные угодья с подзолисто-торфяными почвами) .

В связи с началом функционирования Волховского пути, на наш взгляд весьма важным представляются вопросы, во-первых, о направлении движения первых судов: с севера на юг, т.е. с Балтики, или наоборот, и, во-вторых, от этническом составе первых предпринимателей Ладоги.

Обычно возникновение Ладоги связывали с первыми славянскими поселенцами, обосновавшимися в местной балто-финской и саамской среде . Иногда отмечается полиэтнический состав ее населения, в том числе со значительным финским компонентом .

Поэтому актуальными представляются результаты археологических и топонимических изысканий, позволяющие с определенной долей уверенности говорить о том, что первыми поселенцами в Ладоге в середине VIII века были скандинавы. Об этом, в частности, свидетельствует обнаружение в древнейшем строительном ярусе Ладоги, датируемом 740 - 760-ми годами трех «больших» домов с находками явно скандинавского происхождения, в том числе культового характера, а также скандинавского производственного ре-месленного комплекса . Новая этническая группа, «близкая по сво ей культуре носителям культуры смоленских длинных курганов», появляется здесь лишь на рубеже 60 - 70-х гг. VIII столетия .

По мнению Т.Н. Джаксон, само название городу также было дано скандинавами". Считаем необходимым привести здесь аргументацию исследовательницы, учитывая важность этого обстоятельства в плане освещения поставленных вопросов.

В древнескандинавских сагах Ладога известна под именем Альдейгьюборг (Aldeigjuborg). Упоминается она только при описании событий, относящихся к эпохе викингов (до середины XI в.). В скальдических стихах присутствует также форма Альдейгья (Aldeigja), являвшаяся исходной для данного наименования. Используемый сагами топоним Aldiegjuborg построен при помощи корня borg (город), который обычно служил для оформления древнескандинавской топонимии Западной Европы и не типичен для обозначения городов Древней Руси. Aldeigja - более ранняя форма названия поселения, данная по финскому имени реки - Alode-jogi (нижняя река), в устье которой при ее впадении в Волхов оно и появилось. Т.Н. Джаксон утверждает что из финского названия реки Ладоги (современная Ладожка) произошел скандинавский топо ним Aldeigja (вероятнее всего сначала как имя реки а затем по селения), а от него (с метатезой ald lad) - древнерусская Ладога .

Возникновение древнерусского названия Ладоги не прямо от субстратного финского, а через посредство скандинавского, связано, видимо, с тем (как предполагал ранее Г. Шрамм), славянский поток достиг Ладоги десятилетиями позже скандинавского .

Таким образом, начало активной предпринимательской деятельности на севере Руси, связанной с началом освоения пути «из варяг в арабы», было положено скандинавами, основавшими в нижнем течении Волхова торговую факторию, получившую впоследствии название Ладога.

Однако этот «экономический вызов» со стороны Северной Европы получил быстрый ответ со стороны аборигенов Восточной Европы. Уже в 760-ые года в Ладоге происходит смена населения3, связанная с появлением здесь переселенцев из ареала культуры длинных псковских курганов, ушедших «в отрыв» от основного ареала ее распространения по меньшей мере на сотню километров. Возможным и сходным регионом миграции было пограничье Белоруссии и Псковщины. По мнению исследователей, это была целе направленная миграция, причем коллектив переселенцев обладал довольно высоким социально-политическим потенциалом1.

Этническая принадлежность носителей культуры длинных курганов довольно дискуссионна. По мнению одних, это были славяне, связанные с летописными кривичами, которые сформировались при участии балтского и финно-угорского субстратов2. Другие полагают, что это было неславянское население (видимо, балтское или финно-угорское)3.

Важным нам представляется практически синхронное стремление закрепиться на важнейшем водном пути пришлого (скандинавского) и местного (скорее всего, уже в эту пору достаточно полиэтнического) населения. Скандинавы открыли Волховский, Восточный путь (Аустрвег), местное население обеспечило его функционирование, основав по Волхову серию поселений соответствующего профиля.

«Восточный фактор» в развитии древнерусского предпринимательства

В VII в., явившемся началом новой исламской веры, набирает силу арабская «империя». Обширная сфера арабских коммерческих интересов оказывала влияние на экономическую историю и средиземноморских, и каспийских земель, включая Волжский регион. В результате появления нового государства в этом регионе - Хазарского каганата, торговля между севером и югом получила новый импульс.

Основное ядро государства хазар в этническом отношении состояло из нескольких племен. Наряду с народами и племенами, непосредственно подчиненными хазарам, были и другие, которые, признав господство кагана, сохраняли свою автономию. Таковыми были мадьяры, некоторые финские племена бассейна Оки и Средней Волги. Согласно Константину Багрянородному, мадьяры на протяжении трех столетий были союзниками хазар. Ибн-Русте свидетельствовал, что буртасы (мордва) находились под сюзеренитетом каганата1. Под властью хазар некоторое время были и волжские булгары, что следует из «Писем хазарского царя Иосифа»2.

Историческая роль Хазарского каганата VIII - IX вв. в судьбах Руси и славянства сильно преувеличена в научной литературе. Хазарский каганат занимал сравнительно небольшое степное пространство в треугольнике, образуемом Нижним Доном, Нижней Волгой и линией Керченский пролив-дельта Волги. Письменные свидетельства самих хазар и археологические данные подтверждают этот факт .

Хазары покорили часть племен восточных славян, живших близко к степям - полян, северян, вятичей. В вводной части «Повести временных лет» приводится легенда о том, что хазары стали брать дань с полян: «И реша козари: «Платите нам дань». Съду-мавши же поляне и вдаша от дыма мечъ и несоша козари ко князю своему и къ старейшинам своимъ, и реша им: «Се, налезохом дань нову». Они же реша им: «Откуду » Они же реша: «Въ лесе на горах над рекою Днепрьскою». Они же реша: «Что суть въдали » А что вам дали Они же показаша мечь. И реша старци козарьстии: «Не добра дань, княже! Мы сядоискахомь оружьем одиною сторо ною, рекше саблями, а сихъ оружье обоюду остро, рекше меч. Си имуть имоти дань на нась и на инехъ странах»1.

Современные исследования подтверждают вывод В.О. Ключевского , который полагал, что хазарское иго в форме дани по «беле» и «веверице от дыма» было не особенно обременительно для славян.

Естественно, датировать хазарскую дань очень трудно. Так, Б.А. Рыбаков полагает, что дань хазарам была исторической реальностью, но едва ли означала власть хазар над землями вятичей и радимичей в политическом смысле. Скорее всего, это была ежегодная уплата за провоз товаров, исчисляемая их количеством, которое, в конечном счете, сводилось к количеству тех людей, с кото-рых собрано полюдье4.

О взимании проездных пошлин с русских купцов в Хазарии писал арабский писатель Ибн-Хордадбех: «Затем они отправляются из моря Славян, пока они не приходят к проливу хазар и взимает с них десятину владетель хазар5. Персидский историк Гардизи сообщает, что наместник кагана (царь-бек) сам собирал харадж - подать1. Испанский сановник еврей Хасдай спрашивал царя хазар: «Пусть мой господин сообщит мне число городов, которые подчинены ему, и количество дани, которое они ему доставляют, и дают ли они ему десятину .

Возможность для реконструкции ранних хазаро-славянских отношений дает археология, в частности, изучение так называемых древностей антов, кладов серебряных и других украшений. Конского снаряжения, а также оружия VII - VIII вв. Г.Ф. Корзухина отмечает, что ранние клады могут быть даже связаны с аптекой пень-ковской культурой, потому что распространение их синхронно распространению хазарского господства в степях Восточной Европы4.

К этому периоду относятся погребальные памятники, принадлежавшие высшей кочевой знати - каганам, и могилы вождей. Интерес представляет комплекс «Могила всадника», найденная у села Арцыбашева в Верхнем Подонье. Обнаруженные здесь палаши напоминают сабли из предания о хазарской дани «Повести временных лет», которую хазары «доискались оружием единосторонним - саб лями». Упомянутые памятники обнаружены не только в южном ареале восточнославянских племен, но и в восточном - на территории вятичей2.

Отдельные памятники более позднего периода (VIII - IX вв.), относящиеся к волынцевской культуре левобережья Среднего По-днепровья также характеризует своеобразный симбиоз славянской и хазарской культур. Известны они также на Оке и в верховьях Дона. Ока, действительно с IX в. была важнейшей речной магистралью, соединявшей Хазарию с землями Северо-Восточной Европы, о чем свидетельствуют клады монет. Г.К. Корзухина обратила внимание на особую группу кладов в земле вятичей на Верхней Оке, зарытых в конце IX - начале X вв.: в кладах сочетаются восточные монеты, славянские и салтовские (хазарские) украшения .

Посредничество хазар содействовало развитию торговли и ремесел на территориях, входивших в сферу их влияния. Именно через Хазарию арабские купцы получали драгоценные меха. Важным коммерческим пунктом в трговле между Северной Русью и Хазарским каганатом было поселение Верхний Салтов, при раскопках которого были найдены импорты VI - IX вв. Шведский ученый Т.Арн определяет некоторые древности, найденные в этом регионе, как шведские1. Венгерский археолог Н. Феттих определил некоторые из салтовских предметов как мадьярские. На наш взгляд, находки, обнаруженные в Верхнем Салтове, могут быть и шведскими, и мадьярскими, что говорит об устойчивых коммерческих связях в этом регионе как с северными соседями, так и с южными странами .

Среди торговых центров Хазарского каганата, упоминаемых арабскими авторами, необходимо выделить следующие. Это Хам-лидж (или Хамлих), находившийся, по мнению Г.В. Вернадского, на волжском конце Волго-Донского волока, около современного Волгограда. Итиль, располагавшийся в дельте Волги, около Астрахани, Самандар у Каспийского побережья Северного Кавказа (отождествляемый либо с Махачкалой, либо с Кизляром)3 и Баладжар в Дагестане4. Другой важной хазарской крепостью была Тмутаракань на Черном море, в дельте Кубани. В византийских хрониках она упоминается с VIII века как Таматарха. Сам город был основан ранее, в VI веке тюрками5.

Хазарский царь Иосиф (X в.) в письме к испанскому сановнику-еврею сообщал: «Я живу у этой реки (Итиль). У меня есть в моем царстве три города. В одном живет царица со своими прислужниками и евнухами. Длина и ширина его с пригородами и примыкающими к нему деревнями составляет 50 на 50 фарсахов, и живут в нем иудеи, исмаилитяне и христиане... Второй город со своими пригородами занимает в длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем живу я со своими князьями, рабами и всеми приближенными служителями. Он велик и занимает в длину и ширину 3 на 3 фарсаха»1.

Арабские авторы подтверждают эти сведения и значительно их дополняют. Два главных города, составлявшие столицу Хазарии, тянулись вдоль берегов Волги. Их соединял наплавной мост из лодок. Восточный город населяли купцы, ремесленники и пр.2 Арабский путешественник Ибн-Фадлан сообщает, что Итиль - большой город, который состоит из двух частей: одна из них населена мусульманами, в другой живет царь со своими придворными .

Согласно ал-Масуди в Итиле было семь судей: «...двое для мусульман, двое для хазар, двое для христиан и один для славян, ру СОВ и прочих язычников»1\ в персидском трактате «Худуд ал-Алем» встречаем название столицы хазарского государства: «Итиль - столица хазар и резиденция их царя, которого называют тархан-каган и который является одним из потомков Ансы»2.

Некоторые торговые города Хазарин достигли значительного процветания. У ал-Мукаддаси мы находим описание еще одного хазарского города - Самандара. А Ибн-Хаккал - арабский путешественник сообщает, что в Самандаре было много фруктовых садов и виноградников. Его население состояло из мусульман и представителей прочих конфессий, у мусульман были мечети, у христиан -церкви, а у евреев - синагоги3.

Древнейшие письменные и археологические источники о проникновении христианства на Русь

К первым письменным восточным источникам, свидетельствующим о проникновении христианства в Восточную Европу, относится сообщение о купцах-россах Ибн-Хордадбеха, который пишет о славянах: "Они спускаются по Танаису (Дону), реке Саклаба (славян), проходя через Камлидж (Итиль) - столицу хазар, и властитель страны взимает с них десятину. И оттуда они спускаются на судах по морю Джурджана (Каспию) и выходят на берег, где им любо. Иногда они провозят свой товар на верблюдах из города Джурджана в Багдад. И евнухи славянские служат им здесь проводниками. Они выдают себя за христиан и, как таковые, платят поголовную подать" . Здесь говорится о сухопутно-морском восточном торговом рейсе русских, с верховьев Дона путем волока и далее по Нижней Волге караван спускается в Каспий до южного берега и оттуда на верблюдах добирается до Багдада. Там по Персии, очевидно, их сопровождают русские рабы или пленные. Здесь их принимают за христиан, платящих налог - джизью. Это свидетельство относится к 840 г., оно говорит о постоянных торговых связях Руси и Ближнего Востока, установленных не позднее VIII -IX веков, что соответствует также данным нумизматики. Вместе с тем, это позволяет говорить о распространении христианства в столь раннее время среди славян.

Существуют доказательства тому, что постоянные связи - торговые и военные, способствовали проникновению христианства на территорию славян. Немаловажную роль сыграли в этом процессе византийские колонии в Крыму. Крым, где христианство распространяется еще в догуннский период, для Руси послужил культурным мостом к Византии.

В IV столетии возникает Херсонесская епархия. Из письменных источников, относящихся к этому периоду, известны имена семи херсонесских священников, посланных сюда в разные годы иерусалимским патриархом .

Херсонесская епархия была всегда оплотом православия и проводила большую миссионерскую деятельность среди разноэтнично-го населения Крыма и Причерноморских степей. Христиане Херсо-неса - преимущественно греки, но известно, что в городе со времен христианства обитали тавры и скифы, занимавшие целые кварталы. Проживая среди христиан на продолжении целых веков, естественно, они знакомились с их верой и принимали ее . Последнее свидетельство о Херсонесской епархии относится к середине XIV века3.

О распространении христианства на юге, в районе Херсонеса, свидетельствуют раскопки многочисленных храмов, строительство которых относят уже к середине IV века. Это, прежде всего, храм, известный под именем Уваровской базилики. Помимо кафедрального храма, этот ансамбль включал баптистерий, церковь апостола Петра и резиденцию епископа. К данному периоду относится еще ряд храмов, среди них так называемый Пещерный4. За пределами городских стен был построен храм во имя Влахернской иконы Бо-жией Матери, который стал местом упокоения римского Папы Мартина IІ. В округе Херсонеса разместились восемь монастырей, все помещения которых вырублены в отвесных скалах . Эти храмы украшались великолепными фресками, мозаикой, мраморными колоннами, многочисленными надгробными надписями, керамическими сосудами с христианской символикой, крестами разного назначения.

Большая часть Крыма попала в политическом отношении под влияние готов, которые, по свидетельству Иордана, покорили в числе других народов всех венедов, или cлaвян4. Первое массовое обращение в христианство среди западных готов последовало около 323 г. после решительной победы над ними Константина Великого. Крымские готы, получившие христианство, как полагают, от каппадокийских пленников после своего морского набега на берега Малой Азии в конце III века, имели свою Готскую епархию на Боспоре, о существовании которой известно по каталогам епархий даже в XII веке . Одно из первых упоминаний этой епархии отно сится к середине VIII века и содержится в "Житии Иоанна Готского", - указывает митрополит Макарий. Кроме того, епархия готов упоминается под номером три в списке епархий Константинопольского патриархата, изданном бельгийским византинистом Ж. Дар-рузесом (конец VIII - начало IX века)1. Судя по этому списку, в состав митрополичьего Готского округа входило восемь епископов. Известно, что в VII веке епископская кафедра находилась в самом центре готских поселений в г. Доросе. Исходя из названий и имен, отраженных в списке, в нее входила огромная территория, включая низовья Волги. Православный епископ находился и при дворе хазарского кагана .

Часть готов, проживавшая на Керченском полуострове в V в., после нашествия гуннов перешла через пролив и поселилась на Таманском полуострове. В 548 г. они отправили к Юстиниану Великому посольство с просьбой прислать к ним епископа. Ранее, в 518 г., на соборе в Константинополе присутствовал епископ Фина-горийский (Тамань). По всей вероятности, с этого момента финаго-рийская кафедра пустовала, или закрылась, и речь шла в 548 г. о ее восстановлении специально для готов. Эта кафедра упоминается как существующая в VIII веке. Из списка вновь открытых епархий Константинопольского патриархата VIII века, опубликованного указанным выше бельгийским византинистом, видно, что эта ка федра приобрела свое новое название в русском звучании - Тмутаракань1.

Готская епископия, имевшая с VIII века права митрополии, пережила даже самих готов, отреченных и отуреченных окончательно в XVIII веке. Уже с титулом "готфийская", она перешла в ведение русского Священного Синода после завоевания Крыма Екатериной И2.

О епархии Таматарха, отождествляемой с древнерусской Тмутараканью, впервые упоминается все в том же третьем списке Константинопольского патриархата (VIII век). Эта епархия включена во все, даже поздние, списки епархий, когда Тмутаракань стала уже русским княжеством . Предметы, связанные с христианскими культами и символикой, были обнаружены на городищах Таманского полуострова . Около VIII века на территории Крыма возникают еще две греческие епархии: Сугдейская, или Сурожская (ныне Судак), и Фульская. В этих епархиях могли находиться в числе христиан и славяне. С V века, по словам Прокопия, здесь утвердились гунны, а с 669 г. восточная часть Крыма была завоевана хазарами1. В армии гуннов служили и славяне. Митрополит Макарий, опираясь на ряд византийских источников, говорит, что гунны обращались в хри византийских источников, говорит, что гунны обращались в христианство. Так, их царь Гордон, заключивший в 529 г. союз с императором Юстинианом, принял крещение в Царьграде1.

Древнейшими свидетельствами знакомства русов с византийским христианством являются "Жития" двух греческих епископов -Стефана Сурожского и Георгия Амастридского. Первое из них сохранилось в древнерусском изложении XV века. Из жизнеописания святого Стефана видно, что, хотя и прежде него был в Суроже епископ, христианство не процветало: "В граде нашем множество поганых и мало христиан, и много еретиков злых", - говорили послы сурожские патриарху Герману и просили дать им епископа, "добре могуща учити и правити люди". А потом о святом Стефане сказано: "Сед же преподобный на архиепископском столе, за пять лет весь град крести и окрестная его"2.

В "Житии святого Стефана Сурожского", бывшего долгое время архиепископом в византийской колонии в Крыму в городе Суроже и умершего в 787 г., рассказывается о чудесах, которые творил святой при жизни и после смерти. К его посмертным чудесам авторы жития относят, в частности, исцеление в Суроже новгородского князя Бравлина. Русская рать во главе с князем вторглась в пределы византийских владений в Крыму. Она прошла с мечом по Крымскому побережью, по византийским владениям от Херсонеса до Керчи и "с многою силою подступила к Сурожу"1. "По смерти же святого мало лет мину, прииде рать велика русская из Новагра-да, князь Бравлин силен зело", одолел всю прибрежную Крымскую полосу от Корсуня до Керчи и подступил к Сурожу. После десятидневной осады он ворвался в город и вошел, разбив двери, в церковь св. Софии. Там на гробе св. Стефана был драгоценный покров и много золотой утвари. Как только все это было разграблено, князь "разболелся; обратися лице его назад и лежа пены точаще; възопи глаголя, велик человек свят иже зде". Далее следует описание "Чуда" св. Стефана: Бравлин видит святого старца, который требует вернуть награбленное, а самому князю велит креститься. Князь и "все бояре" его выполняют желание святого, после чего Бравлин и его бояре исцеляются .

Развитие ремесленного производства в городах

О развитии ремесленного производства в древнерусских городах позволяют судить как письменные, так и археологические источники. В восточных хрониках "Худуд ал-Алем" упоминаются города Руси: Куяба, Славия и Арта. "Куяба - это город Руси, ближайший к странам ислама, приятное место и резиденция царя. Из него вывозят различные меха и ценные мечи. Слава - приятный город и из него, когда царит мир, ездят торговать в Болгарский округ. Арта - город, где убивают иностранцев, когда они попадают туда. Там производятся ценные клинки для мечей и мечи, которые можно перегнуть надвое, но если отпустить их, они возвращаются в прежнее состояние" . Ибн-Хаукаль, один из наиболее ранних писателей, также упоминает: "И достигают люди с торговыми целями Куябы и районы его"2.

От Киева к отдаленным городам прокладываются дороги. Города эти выполняли в первую очередь оборонительные функции. В летописи говорится: "И рече Володимер: "Се не добро, еще мало город около Киева, и нача ставити городы по Десне и по Въстри Остру, и по Трубешеви, и по Суле, и по Стугне. И нача нарубати набирать муже лучьшее от словен и от кривичь, и от чюди, и от вятичь, и от сих насели грады. Бе бо рать от печенег и бе воюся с ними и одалая им"3. Киевский князь, объединяя землю русскую, ставит города по ее окраинам, чтобы обороняться от набегов печенегов.

В северо-восточном районе племенного союза вятичей также идет строительство городов. Более ранние восточные источники сообщают о наличии городов в этом регионе, упоминая название одного из них - Вантит. Историками совершенно точно определено нахождение этого региона в бассейне р. Оки. В "Худуд ал-Алем" говорится: "Вабнит - первый город на востоке (страны славян) и некоторые из его жителей похожи на русов". "В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ват", - сообщает Ибн-Русте. "И на крайних пределах славянских есть город, называемый Вантит" ,

Восточные же источники сообщают о главном городе славян -Хордабе. "Местопребывание его (царя) находится в середине страны славян... Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в продолжение трех дней проводится торг, покупают и продают", - отмечает Ибн-Русте .

Интересны сведения о славянском (вятическом) царе, оставленные нам Ибн-Русте. "Царя" всех вятичей, называемых в источниках "славянами", именуют "главою глав" или князем князей, приравненным к падишаху. Ему подчиняются мелкие племенные князья. Князь вятичей обладает судебной властью и применяет разные меры наказания. "И если поймает царь в стране своей вора, забирают его имущество", - сообщает Гардизи, а Ибн-Русте отмечает: "...либо приказывают его удушить, либо отдать под надзор одного из правителей на окраинах своих владений"3.

Постепенно города становятся центрами концентрации и распределения избытков продукции. Согласно летописи варягов пригласили в такие города, как Ладога, Новгород и др. Они получили доступ к дополнительным продуктам - дележу их с верхушкой призвавших. Не случайно при раскопках наряду со скандинавскими вещами находят клады.

Племена, удаленные от торговых путей, не имели своих значительных торговых городов, поэтому не составили особых областей, а вошли в состав областей чужеплеменных торговых центров. "Силой, которая их собирала, - как отмечал В.О. Ключевский, - были именно торговые города, которые возникали по речным путям русской торговли, а потому и вооруженные правительственные области возникали именно среди тех племен, которые принимали наиболее деятельное участие во внешней торговле. Таким образом, города эти подчиняли себе соплеменное им окрестное население для которого они прежде служили торговым средоточением и образовали из него поздние политические союзы области и процесс этот происходил еще до появления киевских князей частично при них и частично позже" .

Связь становления государства с развитием предпринимательства и, прежде всего, торговли, урбанизацией очевидна, что прослеживается в древнерусских письменных источниках. Так, в "Повести временных лет" говорится, что Олег "нача грады ставити и устави дани словеном, кривичемъ и мери" . Создание городов здесь связывается с обложением данью, полюдьем, торговыми мероприятиями.

В середине X в. Константин Багрянородный свидетельствовал о существовании общегосударственной сети поселений под управлением Киева, в которую входили такие русские города, известные из летописей, как Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов, Вышго-род. Эти города посылали легкие лодки - "однодеревки" вдоль Днепра, "из варяг в греки" для общерусской кампании против Византии .

В полосе движения "большого полюдья", описанного Константином Багрянородным, нам уже известны ряд городов Руси, по археологическим данным, восходящим к X веку: Искоростень, Вручит, Чернобыль, Брягин, Любеч, Стрежев, Рогачев, Копысь, Одрск, Каспля, Красный, Смоленск, Дорогобуж, Ельня, Рогнедино, Па-цинь. Заруб, Вжищ, Дебрянск, Грубеч, Новгород-Северский, Радо-гоц, Хорооборь, Сосница, Блестовит, Сновск, Чернигов, Мора-вийск, Вышгород, Киев .

Пять городов из вышеназванных: Киев, Вышгород, Любеч, Смоленск и Чернигов - упоминаются Константином, остальные в разное время по разным поводам встречаются в летописях и в грамоте Ростислава Смоленского .

Летопись указывает на организацию всегосударственной сети пунктов, связанных с княжеской властью, - от городов и деревень до охотничьих угодий - с реформой Ольги, которая после подавления древлянского восстания дала "уроки и уставы" в древлянской земле, устроив там "становища и ловати", затем двинулась к Новгороду, " и устави по мьсте повосты (погосты) и дани, и по Лузе оброки и дани: и ловища (охотничьи угодья), ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоять въ Плескове и до сего дня, и по Днепру перевесища (охотничьи угодья для ловли птиц), и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе"1.

Расцвет поселений пришелся на середину X в. - время развития международной торговли и реформ Ольги. Они располагались на главных речных маршрутах и являлись типичными для той эпохи формированиями древнерусского государства и города.

Согласно летописным данным "места и погосты" были основаны Ольгой по всей русской земле. Из важнейших речных магистралей, на которых стояли погосты, названы Днепр, Десна, Мета. Погосты были распространены по преимуществу в Новгородской земле, Смоленской и Ростово-Суздальской. Как утверждает В.Л. Янин, это области, где некогда жили славяне, кривичи и меря, призвавшие варягов. Рюриково городище под Новгородом, Тимерево под Яросавлем и др. в Верхнем Поволжье, Гнездово под Смоленском расположены на землях словен, кривичей и мерян .

С развитием торговли среди этих поселений постепенно возникают сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы.

Такие сборные пункты получили название погостов.

Раскопки подтвердили постоянно растущее число поселений, Прежде всего, выделяются центры ремесла и торговли, рядом с которыми расположены захоронения варяжской знати (Гнездово, Шестовицы, Тимерево и т. д.). Кроме того, найдены поселения, некрополи которых неизвестны, такие как Городище около Новгорода, Городок на Верхней Луге, Городок на Ловати, а также дружинный лагерь возле мерянского Сарского городища1. Во всех этих поселениях прослеживаются общие тенденции в развитии ремесленной деятельности и направлении торговых связей. Так, в брон-золитейном и кузнечном деле в поселениях Ловати и Луги, как и в Гнездове, отмечается влияние скандинавских технологий, что говорит об обширных торговых связях этих поселений2.

При сопоставлении письменных источников с археологическими материалами видно, что главной социальной силой была великокняжеская дружина, подчиняющая племенные территории, собирающая дань в становищах и на погостах, отправляющая собранный товар в Византию.

Похожие диссертации на Развитие предпринимательства на территории древнерусского государства, IХ - начало ХIII вв.