Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Патюлина Наталья Дмитриевна

Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв.
<
Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Патюлина Наталья Дмитриевна. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Патюлина Наталья Дмитриевна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2010.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/286

Содержание к диссертации

Введение

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ НИКОЛО-УГРЕШСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ

1. Социальное служение Николо-Угрешского монастыря: исторические основания и приоритетные направления деятельности 23-60

2. Определение понятия «социальное служение» применительно к деятельности Николо-Угрешского монастыря61-79

Глава II СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ НИКОЛО-УГРЕШСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ КАК ОБЛАСТЬ АКТИВНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

1. Николо-Угрешский монастырь в общественно- политической жизни государства 80-110

2. Трудовая и медицинская помощь нуждающимся, осуществлявшаяся в Николо-Угрешском монастыре111-128

Глава III РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО МОНАСТЫРЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

1. Влияние на духовно-нравственную культуру общества и повышение грамотности 129-151

2. Монастырь в контексте светской культуры и патриотизм священнослужителей как нравственный аспект социального служения 152-178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 179-184

ПРИЛОЖЕНИЯ 185-215

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И 216-244

ЛИТЕРАТУРА

Введение к работе

История взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в России имеет богатый многовековой опыт. Православные монастыри составляют неотъемлемую часть этой истории.

В программном документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание определены как практическая область активного взаимодействия Церкви с государством на благо народа. В XXI веке Православная Церковь, сохраняя свою внутреннюю свободу, вместе с тем старается максимально расширить сферу социального партнерства с государством везде, где оно к этому проявляет готовность.

Деятельность Русской Православной Церкви, направленная на решение социальных проблем, осуществляемая самостоятельно или совместно с государством и обществом, в отечественной исторической науке с середины 90-х годов XX века получила название «социальное служение». Особую роль в истории социального служения Русской Православной Церкви играли мощные духовные корпорации — российские православные монастыри.

На современное монашество возложена особая пастырская и миссионерская ответственность, так как урбанизация российской жизни привела к тому, что большинство современных монастырей находятся в тесном соприкосновении с социальной жизнью. Вопросы социального служения отдельных региональных монастырей и определение их места в истории Отечества принадлежат к числу наименее исследованных в рамках проблемы социального служения духовных корпораций и их взаимоотношений с государственной властью.

В условиях современного кризиса многих сфер общественной жизни, важно дать обществу достойные внимания духовно-нравственные ориентиры. 1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Издательство Московской Патриархии,. -М., 2000. -\

К числу таких ориентиров, эталонных центров духовности и культуры с полным правом можно отнести русские православные монастыри.

Социальное служение монастыря не претендует на принятие на себя функций, реализуемых государством по обеспечению социальной защиты, но способно в той или иной мере смягчить остроту социальных проблем в решении социальных вопросов.

Актуальность исследования социального служения Русской

Православной Церкви на примере деятельности монастырей определяется целом рядом факторов.

Во-первых, в конце XX века в России произошли глубокие изменения во взаимном функционировании государства, общества и различных религиозных конфессий. Конституция Российской Федерации определяет наше государство светским, а все религии и христианские конфессии равными. В полиэтническом и поликонфессиональном российском государстве в условиях религиозной свободы в связи с этим возникают проблемы, затрагивающие государственные интересы, и связанные с деятельностью нетрадиционных для России конфессиональных образований. Для того, чтобы общество и государственные органы могли адекватно реагировать на вызов времени, необходимо обладать полной информацией по истории России и в частности — по истории Русской Православной Церкви.

Во-вторых, с Русской Православной Церковью определенная часть современного общества стала связывать надежды на возвращение к попранным традиционным русским ценностям, на восстановление и сохранение исконно русской нравственности и культуры. Православие осмысливается значительной частью российского общества как вечный, непреходящий, исторически закономерный институт, который играет значительную роль в жизни человека, утверждая приоритет духовности и нравственности над экономическими и иными ценностями. з"

В-третьих, опыт соработничества государства и Русской

Православной Церкви имеет важное значение для развития культурной, социально-экономической и политической жизни нашего государства в целом.

В-четвертых, снятие идеологических запретов в России в 90-хх гг. XX века открыло широкий простор для объективных научных исследований в данном направлении. На современном этапе, когда происходит переоценка социально-исторической роли Русской Православной Церкви, история различных церковных институтов вызывает особый интерес.

Пятым обстоятельством, определившим актуальность рассмотрения данной темы, является возрастание интереса к православным монастырям не как к архаическому феномену, а как к социальной организации, развитие которой во многом определяется взаимоотношением с государственной властью. Проблемы участия региональных духовных корпораций в политической, хозяйственной и духовной жизни страны на сегодня остаются недостаточно изученными.

Актуальность темы исследования продиктована также кризисными явлениями, имеющими место в современном российском обществе: социальной дифференциацией, безработицей, отсутствием или значительным снижением государственного финансирования ряда сфер общественной жизни, общим падением нравственности - в этих условиях Русская Православная Церковь, и особенно - православные монастыри - становятся одним из важных для общественной стабильности социальных институтов.

Следующим фактором актуализации рассматриваемой темы является то обстоятельство, что опыт социального служения православного монастыря, особенно в сфере просвещения и воспитания нравственных идеалов в российском обществе может служить примером в воссоздании определенных форм и методов социальной работы в духовно-нравственном возрождении общества. Это дает основание сделать выводы о том, что проблема диссертационного исследования является научно значимой и актуальной.

Хронологические рамки исследования определены автором как период с 1380 года по настоящее время, что в свою очередь обусловлено следующими факторами: нижняя грань определяется временем основания - Николо-Угрешский ставропигиальныи монастырь стал первым памятником на Руси русскому воинству, одержавшему победу над ордынцами на поле Куликовом в 1380 году. В настоящее время - деятельность Николо-Угрешского монастыря представлена различными формами возможного для духовной корпорации социального служения.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема социального служения Николо-Угрешского монастыря в контексте государственно-церковных отношений в отечественной истории специально не исследовалось, анализировались лишь отдельные вопросы государственно-церковных отношений в истории и современности.

На различных этапах становления российской государственности вопросы общественно-государственного отношения к проблемам социального призрения, заботы и социальной поддержки населения России оставались приоритетными.

В работах Сильвестра (Медведева) , Аввакума Петрова , Архимандрита Пимена4, А. Стога3, В.Бензина6, А. Папкова7, Е. Максимова8, С. Рункевича9, С. Юшкова10 и других авторов, даны характеристики и описаны признаки того общественного явления, которое в нашей работе получило определение «социальное служение».

Основными источниками для данной работы явились исторические труды и материалы архивов. В этих материалах и документах находятся свидетельства 2 Сильвестр (в миру Медведев). Книга глаголемая хлеб животный. "Чтениях Общества Истории и Древностей",.і885, кн. 4; отд. изд., Москва. Кн. 4- Отд. Изд. -М., 1885.

3 Аввакум Петров. Книга бесед. Л. 1927. с. 122. » Архимандрит Пимен. Свято-Никольский Угрешский монастырь. Издательство Свято-Никольского Угрешского монастыря. 1998.

5 Стог А.Д. Об общественном призрении в России.- СПб., 1818. 6 БензинИУЩфковнс^иходоаяблагогворшельно

7 ПатюовАУгвдокпрзвоспавнсгоприходавХ\Ш-ХКвйИспр«н 8 МашвювЕДИсгормескийсчеркблагопюргаетлогои 9 Рункевич С. Приходская благотворительность в Санкт-Петербурге: исторические очерки. -СПб., 199- ю Юшков СВ. Очерки приходской жизни на Севере России в XV-XVI вв. -СПб. 1913. о существовании и деятельности Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря

Изученные автором работы по истории Русской Православной Церкви позволяют определить общую картину развития Церкви, выявить взаимосвязь между государством и Церковью, их влияние на развитие друг друга и на жизнь страны на протяжении рассматриваемого периода истории. Фундаментальные труды по истории Российского государства дают общую картину процесса исторического развития страны и позволяют в связи с этим рассматривать отдельные вопросы экономического, политического, религиозного аспектов, влиявших, в том числе, и на духовные корпорации, среди которых был и Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь. Среди работ такого рода автор особенно выделяет «Исторический очерк Николаевскаго-Угрешскаго общежительнаго мужескаго монастыря»14. Особенную ценность среди научных работ по данной проблеме имеют очерки историка и духовного писателя Д.Д. Благово (инок Димитрий), в которых он дает описание истории монастыря и жизни монахов. Издание от 1875 г. содержит общий обзор монастыря и летопись событий.

В свете исследуемой диссертационной проблемы представляют интерес «Списки с жалованных грамот Николаевскому Угрешскому монастырю» (1545-1678 гг.) и «Переписка Царя Михаила Федоровича и инокини Марфы с Патриархом Филаретом во время путешествия Государя и Матери Его на богомолье в Угрешский Николаевский монастырь» (от 08 мая 1620 г. по 10 мая 11 Макарий (Булгаков), архимандрит. Очерки по истории церкви в период до-татарский. -СПб., 1841. 12 Ратшин Ал. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности существующих ныне монастырях и примечательных церквах России. -М. 1852; Макарий, архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. -М., i86o; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. -СПб., 1877; Зверинский В.В1, Материалы для историко-топографических исследований о православных монастырях в Российской империи. -СПб., 1882; Иерархия церкви от начала христианства в России и до настоящего времени. - М., 1892-1898. Ч. 1-з и т.д. J3 Ключевский В.О. Курс русской истории \\ Соч. М., 1957- Т. 2.С. 247. 251. Также: Милютин В.О. О недвижимых имуществах духовенства в России \\ ЧОИДР. Кн. 4-1859- и Угреша. Историческое описание Николаевскаго-Угрешскаго общежительнаго мужескаго монастыря. -М. Типография В.М. Фришъ. i88i. С. 4-5-

1620 г.)15. «Списки с жалованных грамот...» позволяют сделать научные выводы о политике правительства в отношении монастырей: в этот период завершался процесс определения духовных корпораций как форпостов, обеспечивающих военную безопасность единого государства. Однако регламентация различных сторон деятельности монастырей не затрагивала идеологических основ их существования. Переписка свидетельствует о значении духовенства в жизни страны, о состоянии разработанности официально-делового стиля в начале XVII столетия. XIX век представлен в историографии монастыря воспоминаниями и биографическим очерком о жизни и служении настоятеля монастыря архимандрита Пимена16. Эти труды представляют несомненный интерес для изучения духовной жизни монастыря, в них нашли отражение глубокие философские размышления и духовные искания автора, «представления о монашестве как ангельском образе и о святости как полном осуществлении монашеского призвания».17

Советский период отражает трагические страницы в истории монастыря: материалы представлены Научным архивом Государственного художественного историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское» *. Исторические документы позволяют выявить масштабы национализации монастырей, лишения их всех юридических прав, средств к существованию: земли, капиталов, недвижимости.

Перестроечный период в истории страны совпадает с началом возрождения Николо-Угрешского ставропигиального монастыря. Данный '5 Угреша. Историческое описание Николаевскаго-Угрешскаго общежитальнаго монастыря. -М.

Типография В.М. Фрипгь. l88i. -С. д. 16 &хтюминаншархимандршаПимет.Н^ J7 Живов В.М. Святость// Краткий словарь агиографических терминов. -М., 1994- -С.81-85. 18 *В данном Архиве названия фонда нет.

ГМЗ «Коломенское», Архив, Опись №1, Д. 97, 181; ГМЗ «Коломенское», Архив, Опись №i, Д. 22; ГМЗ «Коломенское», Архив, OIL г, Д. i8i, Л. 1б;ГМЗ «Коломенское», Архив, ОН і, Д. нб, Л. 23; ГМЗ «Коломенское», Архив, OIL л, Д. 116, (1924-19ЗЗ); ГМЗ «Коломенское», Архив, OIL 1, Д. и6, «Акш»; ГМЗ«Котгоменское>>,Архіів,ОП.4-2і>Діі6,Л.і-і43; ІМЗ«Кшюмшское»,Архив,ОПл,Д.і85; ГМЗ «Коломенское», Архив, OIL 1, Д. 135 ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 136; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОН г, Д. ХЗГ, ГМЗ «Коломенское», Архив, ОН 1, Д. аз8; ГМЗ «Коломенское», Архив, OIL % Д. 139; ГМЗ «Коломенское», Архив, OIL 1, Д. 22; ГМЗ «Коломенское», Архив, OH^ft28;rM3«KMOMeHCKDe>>,ApxHB,On.l,7L29;rM3 «Коломенское», Архив, ОП. і, Д. 34- период характеризуется тем, что становление новой России происходило при взаимодействии с Церковью, которая в условиях кризиса Советского государства превратилась в один из важных для общественной стабильности социальных институтов.

В 90-е годы XX века возрастает интерес и к судьбе Николо-Угрешского ставропигиального монастыря. В этот период наиболее значительными по проблеме нашего исследования можно считать труды известного ученого, доктора исторических наук СВ. Перевезенцева19. В его книгах собран объемный документальный материал, который позволяет сделать объективный вывод о значении монастыря в жизни Российского государства и общества. В честь 625-летия основания монастыря вышла в свет книга-альбом «Святая Угреша»" , в числе авторов - СВ. Перевезенцев, игумен Иоанн (Рубин)-проректор духовной семинарии Николо-Угрешского ставропигиального монастыря. В данной работе исследуются монастыри как центры исконной отечественной культуры и сосредоточения истинной духовной жизни. Для нашего исследования представляет интерес работа Б.А. Шеватова: это повествование публициста о истории Николо-Угрешского монастыря в преданиях, летописях, воспоминаниях современников и архивных документах21.

В международном коллективном исследовании «Монастыри-культурные и духовные центры России и Европы. История и современность»22 анализируются исторические и современные аспекты религиозной, социокультурной и хозяйственной деятельности монастырей. На сегодняшний день это наиболее полное издание по данной теме. При большом разнообразии подходов к проблеме, не все разделы равнозначны по своей научной ценности, '9 Перевезенцев С.В.Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. 2-изд., нспр.,доп.- М. АНО РИД «Роман - газета XXI век».200б. -С.152. 20 Святая Угреша. Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь., 2005. 21 Шеватов Б А. У Николы на Угреше. - М.: Вече, гооб. - 240. -С.39 22 Монастыри-культурные и духовные центры России и Европы. История и современность. -

М., 2002. так, например, история Николо-Угрешского ставропигиального монастыря дана в объеме словарной статьи.

Рассмотренная литература представляет интерес с той точки зрения, что в ней представлена история монастыря, архивные материалы, выявлено значение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в духовной жизни русского общества, но не было проведено научное исследование по интересующей нас теме. На сегодняшний день нет научного труда, освещающего роль Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в истории духовного попечения и социального служения, некоторые аспекты проблемы затронуты в литературе и научных работах, посвященных роли монастыря в общественной жизни российского государства за период с XIV по XX столетие, однако всесторонне эта тема не освещалась.

Учитывая актуальность и значимость темы, её недостаточную разработку в исторической науке, наличие неопубликованных документов и материалов, необходимость нового подхода к осмыслению исторического опыта традиций, возникает потребность в рассмотрении деятельности монастыря как одной из наиболее представительных и значимых религиозных организаций, выступающего хранителем духовных ценностей, способствующего утверждению в обществе идей гуманизма и милосердия, человеколюбия и бескорыстного служения людям.

Объектом исследования является Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь как учреждение Русской Православной Церкви, представляющий собой особенное социально-историческое явление в российской истории и истории монашества, во взаимоотношении с государством, обществом по вопросам социального служения в разных областях общественной жизни.

Предмет исследования: содержание и организация социального служения Николо - Угрешского ставропигиального мужского монастыря, определение его места и роли в общественной жизни России в различные социально-исторические периоды.

Цель исследования: всесторонне исследовать формы и методы социального служения Николо-Угрешского ставропигиального монастыря как учреждения Русской Православной Церкви в разные исторические периоды; сделать научно обоснованные выводы и выработать практические рекомендации по творческому использованию опыта монастыря в современном социальном служении; определить значимость социального служения монастыря для реализации государственной социальной политики в современной России.

В соответствии с поставленной целью исследования, автором сформулированы следующие задачи:

Систематизировать научные данные по исследуемой проблеме, определить суть социального служения Русской Православной Церкви (на примере Николо-Угрешского монастыря) и сопоставить ее с современными задачами соработничества государства и Церкви; раскрыть специфику форм и методов, содержание и эффективность социального служения Церкви в социальной, культурной, духовно-нравственной жизни общества.

Проследить на протяжении всей истории Николо-Угрешского монастыря генезис, эволюцию и специфику его социальной деятельности, а также форм, методов монастырского социального служения; выявить приоритетные направления деятельности, характер и причины возникающих проблем и способы их решения.

Проанализировать государственно-церковные отношения на примере взаимоотношений в изучаемый период государственных структур и Николо-Угрешского монастыря.

Сформулировать практические рекомендации по использованию опыта православного монастыря в деле социального служения с учетом современных условий.

Методологическую основу диссертации составил комплекс общенаучных и специальных методов исследования: историзма, объективности, всесторонности и системности.

Метод историзма использован для доказательства ведущей роли Русской Православной Церкви (на примере деятельности Николо-Угрешского монастыря) в социальной жизни российского общества.

Статистический метод, с помощью которого проанализированы количественные показатели, свидетельствующие об объемах оказываемой монастырем социальной помощи.

Метод объективности и системности позволил реалистически проанализировать различные формы социального служения Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, отметить положительные, а также отрицательные характеристики этого служения, связанные с разными этапами государственно-церковных отношений.

Прингщп всесторонности позволил охарактеризовать роль монастырского служения (подвижничества), церковной иерархии, государства и православных членов общества, в том числе русских святых в деятельности монастыря и общественную значимость этой деятельности. Принцип системного анализа определил изучение отдельных событий и явлений жизни духовной корпорации как характерных звеньев в цепи общероссийских явлений и событий, как взаимосвязанных факторов социально-политической системы.

Методологическую базу исследования составили идеи и выводы известных русских религиозных философов о социальном служении Церкви, «христианской политике», «симфонии властей»: B.C. Соловьева23, С.Н. Булгакова24, В.В. Розанова25, Н.А. Бердяева 26, И.А. Ильина 27 и других.

Диссертантом проведено разложение общих частей проблемы на составляющие компоненты, каждый выделенный элемент рассмотрен в хронологической последовательности, с учетом исторических фактов, имеющих к нему отношение. Все эти методы и принципы, разумеется, не 23 Соловьев B.C. О христианском единстве. О расколе Великий спор.-М., 1994-

24 Булгаков С.Н. Самодержавие и православие//Труды по социологии и теологии. Т. 2., -М., 1993- 25 Розанов В.В. Религия и культура: Сб. статей. - СПб., 1901; он же. Семейный вопрос в России. - СПб., 1903. - Т. 1. - С.269. 26 Бердяев ИЛ. Судьба России/Сост. К.П. Ковалев. -М., 1990. 27 Ильин И.А. Собрание сочинений. -М., 1997- охватывают всей методологии, а выражают по своей сути лишь стратегию исследования, которой руководствовался автор.

Применение вышеизложенных принципов и методов научного анализа позволило автору выявить основные тенденции и черты исследуемого исторического периода.

Гипотеза: Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь, являясь важным церковно-общественным учреждением, в разные исторические периоды государственно-церковных отношений на протяжении более шести столетий осуществлял безвозмездное и бескорыстное социальное служение, направленное на оказание различных видов и форм социальной помощи обществу: духовно-нравственной, психологической, воспитательной, исправительной, трудовой, а также в повышении уровня грамотности и образованности общества, создании основ системы призрения нуждающихся; в благотворном влиянии на отечественную культуру. Социальное служение осуществлялось собственно монастырем (микродименциональная диакония) или монастырь способствовал тому, чтобы члены российского общества, независимо от своего ранга и статуса, бескорыстно направляли свои возможности на исполнение христианского долга по оказанию помощи Отечеству и нуждающимся (макродименциональная диакония).

Положения, выносимые на защиту:

Характер государственно-церковных отношений в разные исторические периоды на протяжении 629-летней истории Николо-Угрешского монастыря главным образом влиял на масштабы его социального служения, а также всей Русской Православной Церкви (микро- и макродименциональная диакония);

Многовековой опыт социального служения Николо-Угрешского монастыря свидетельствует о том, что в различных социально-исторических условиях церковь остается наиболее стабильным институтом, обладающим организованным и духовно-нравственным потенциалом для оказания различных видов помощи социально незащищенной части общества.

Социальное служение российских православных монастырей особенно в трудные для народа периоды войн и других испытаний являлось зачастую единственным видом социальной помощи населению.

В числе более 30 форм социального служения монастырю приходилось исполнять несвойственные ему государственные функции: в синодальный период государственно-церковных отношений- полицейский надзор, а в атеистический период - стать детской колонией. Это - искаженные формы социального служения.

Опыт государственно-церковных отношений в синодальный и атеистический период может быть использован на современном этапе в качестве предупреждения представителям государственной и церковной власти о возможных негативных последствиях несоблюдения компетентностных границ деятельности двух организмов: государственного и церковного.

В значительной степени могут способствовать оздоровлению социальной сферы России в современных кризисных условиях совместные формы социального служения Русской Православной Церкви (в особенности -монастырей) - с одной стороны, и государства, общества и частных лиц - с другой. Этот вид социального служения предложено назвать макродименциональной диаконией.

Источниковая база исследования. Настоящее диссертационное исследование выполнено на основе комплексного изучения исторических источников, которые условно можно разделить на четыре группы: 1) архивные материалы; 2) официально-документальные материалы; 3) дневники, воспоминания, религиозно-нравственные сочинения отечественных богословов и проповедников, труды ученых-историков; 4) периодические издания.

Автором классифицированы и систематизированы исторические источники по направленности и периодам написания, в том числе впервые введённые в научный оборот.

Первая группа источников — материалы Центральных архивов: Российского государственного архива древних актов (РГАДА),

Государственного Архива Российской Федерации (Г АРФ), Научно-исторического отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки (РГБ), материалы Научного архива Государственного художественного историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское», музея-ризницы Николо-Угрешского монастыря.

В Российском государственном архиве древних актов автором изучены архивные материалы, свидетельствующие о социальном служении Николо-Угрешского монастыря. Особый интерес представляют материалы: «Монастырские дела», «Монастырский приказ», «Николаевский Угрешский

98 9Q мужской монастырь», хранящиеся в Ф. 1205. " .

Роль и значение государства и общественных организаций в истории монастыря раскрываются в таких архивных документах фонда как оп.1, ед. 8830. Не менее ценными для исследования оказались документы, которые дают возможность судить об истории монастыря: оп. 1, ед. 6, 28, 29, 30-64, 71-8131. Это черновик летописи Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, выписка из Синодика, списки настоятелей, жалованные грамоты, прошения, переписка, «доношения», в том числе в Московскую Епархию, Святейшему Правительственному Синоду. Большой исследовательский интерес имеют документы: оп. 1, ед. 3,- Указы и дела монастырские32, оп.1, ед. 1л. 3233 - это Акты, относящиеся к истории монастыря.

Большой интерес для исследования представляют оп. 1, ед. 434 -переписка с Московским архивом министерства Юстиции, охватывающая периоды: 1811, 1812, 1814 - 1816, 1820, 1821-1825, 1830-1832, 1837, 1838 годы; 28 РГАДА, ф. 1205-, оп. 1, ед.95- «О Пожертвованиях». 29 РГАДА. Ф. 1205- ОП. і. «Дела о Училищах» 1865-1874; РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. юг, Д. «Дела военной врачебницы», Л. 1-258. з» РГАДА ф. 1205, ОП.1, ед. 127, Л. і-ібо. з' РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 6, (1839-1842,1849,1850-1870,1870-1874,1877-1904)- з2 РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 28, (1722-1801), Переписка с Казенной палатой. ззРГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 29, (1804-1869)-донесение в консисторию.

34РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 30-64, (1870-1899) -перепискас учреждениями. on. 1. ед. 127 - переписка Николо-Угрешского ставропигиального монастыря с казенной палатой, донесения в Консисторию с 1722 по 1802 годы, присоединение Путивльского Молчинского монастыря к Николо-Угрешскому монастырю (1722-1802).

Важнейшие сведения хранятся в оп.1, ед. 127— это Ревизские сказки о штатных служителях, Дела общества попечения о больных и раненых воинах, истории болезней офицеров и солдат.

О роли монастыря в деле народного образования и призрения содержит важные сведения оп.1, ед. 105 — это ведомости о школах, богадельнях и больнице при Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре. Дело 95, оп. 1, ед. 9537 даёт представление о размерах благотворительности, пожертвованиях (1860-1900), о состоянии имущества монастыря, о монашествующих и бельцах, дела ед. 88 ; ед. 45 позволяют судить о том, что читали пациенты в больничной библиотеке монастыря: всего 1181 книга, в том числе поступления от княгини Дарьи Голицыной («Опись книгам» исправлена и дополнена самим архимандритом Пименом Угрешским).

Дело ед. 2 содержит важные сведения о хозяйственной деятельности монастыря: перечень сёл, деревень, пустошей, принадлежащих Николо-Угрешскому монастырю, производство ремонтов и строений. Делопроизводственные документы представлены духовными и дарственными княжескими, а также царскими жалованными грамотами. Этот материал позволяет проследить динамику роста землевладения обители и получить сведения о вкладчиках монастыря.

Большой интерес для исследования содержат фонды: Ф. 125 — Монастырские дела, Ф. 237 — Монастырский приказ41,42-

РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 30-64, (1870-1899) - переписка с учреждениями.

РГАДА Ф. 1205,ОШ,ед. 127,J1105.<<Ведомосіиошкошх,боіщельігахибольницах>>.(1909^

РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 127, Л. 105. <<Ведомосшошшпах,б6іадельнжибояьшщах>>.(1909).

РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 88, Л. 1-160.

РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 45, Л. 1-186. to РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 2 Л. 44. і1 РГАДА Ф. 125, «Монастырские дела».

Материалы, обнаруженные автором диссертации в Научном архиве Государственного художественного историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское», позволяют проследить процесс социального служения Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в области отечественной культуры. В фонде 134, в деле № 18543 можно познакомиться с трагическими страницами в истории монастыря: изъятие и ликвидация ценностей православной культуры: «... иконы же нужно сжечь».

В большом объёме автором диссертации были изучены документы, характеризующие политику государства в отношении Русской Православной Церкви и в особенности - православных монастырей, а также духовное наследие Православия - Фонды 22,28, 29, 34 Л1.

Научную ценность представляют и документы, свидетельствующие о трудностях в устроении и организации церковной жизни: например, материалы

РГАДА, Ф. 1205, ед. 127 «О беглых людях, доносы на монахов и допросы (1721-1757)».

Некоторые привлечённые к работе архивные документы свидетельствуют о контроле высшей государственной власти за малейшими нарушениями церковно- и священнослужителями своих обязанностей. Примером могут служить указы о заточении в стенах монастыря протопопа Аввакума, дьякона Федора и священника Никиты Добрынина49.

Для исследования проблемы социального служения Русской Православной Церкви особый интерес представили архивные материалы, касающиеся непосредственно вопросов благотворения, совершения общественно-полезных дел, поэтому особо надо отметить среди всех архивных материалов документы по указанной тематике: ведомости о странноприимном доме, о богадельне, в частности - Дело о завещании Советника Павла

42 РГАДА Ф. 237, «Монастырский приказ».

ГМЗ «Коломенское», Архив, Оп. 1, Д. 185. -47 ГМЗ «Коломенское», Архив, Оп. 1, Д.22, 28, 29, 34- is РГАДА Ф. 1205, Оп.1, ед. 127 Л. 88.

49 История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов/Сост. М.В. Бельдова -

М., -СПб, 1995-

Матвеевича Александрова, завещание Почетного гражданина Михаила Фёдоровича Соколова, Дело - завещание Законоучителя Николо-Угрешского монастырского уезда, двухклассной церковно-приходской школы Аркадия Михайловича Замяткина: «... всё имущество — монастырю»50.

Важную историческую ценность представляет переписка архимандрита Пимена с Московским Военным округом, с Обществом попечения о раненых и больных воинах, об открытии при Николо-Угрешском монастыре военной врачебницы для офицеров и солдат, получивших ранение в войне с Турцией51.

Привлечённые архивные материалы позволили автору наиболее полно проследить развитие форм социального служения Николо-Угрешского монастыря на протяжении нескольких столетий истории российского государства.

Из документов, которые вводятся в научный оборот впервые назовём Донесение настоятеля Николо-Угрешского монастыря Архимандрита Макария в Московскую Духовную консисторию , Рапорт и Отчёт врача военной врачебницы при Николо-Угрешском монастыре А.Н. Виноградова53"54, Ведомость «О состоянии Лазарета Красного Креста, состоящего при Николо-Угрешском монастыре с 1 Июля 1877 по 1 Генваря 1878 г.»55, опись книг больничной библиотеки Николо-Угрешского монастыря56. Впервые вводятся архивные документы, разрешающие обследование памятников архитектуры, живописи, прикладного искусства с правом «изъятия»57.

Вторая группа источников — это официальные документы: законы, указы, постановления, решения, уставы, положения различных органов и учреждений. Особый интерес представляют те акты, которые позволяют проследить государственное присутствие в духовной и социальной сфере.

5РГАДА Ф. 1205, Оп.1, ед. 127 Л.1,8. «О Пожертвованиях». (1860-1900).

51 РГАДА Ф. 1205, Оп.1, ед. 127 Л.100. «Переписка по организации военной больницы» (1877-1879). s2 РГАДА Ф. 1205, Оп.1, ед. 29 (1804-1869) - донесение в консисторию.

53-54 РГАДА Ф. 1205, Опл, ед. 127 Л.Ю1. «Истории болезней» (1877^878).

55 РГАДАФ. 1205,Опл,ед. 127ЛЛ.-186. «Описикнигбольничной библиотеки». (1853-1883).

5бргАДАФ.і205,Оіи,ед,і27Ла-і86.<<Опишкю^

57 ГМЗ «Коломенское», Архив, Оп. і, Д.иб, «Акты».

Автором изучены основные законодательные акты, регулировавшие наряду с государственным управлением деятельность духовных корпораций: Указы, относящиеся к церковной организации содержатся в Первом собрании законов Российской империи, охватывающем период от 1649 до 12 декабря 1825 гг.; Полного собрания законов Российской империи; Судебники 1479 и 1550 гг., Стоглав 1551 года, Приговоры Церковно-Земских Соборов 1580 и 1584 гг., Соборное уложение 1649 года58. Также автором привлечены к исследованию распоряжения епархиальных архиереев, обязательных для исполнения духовными корпорациями, в том числе и Николо-Угрешским монастырем.

Особый интерес для исследователя истории православных монастырей представляют 8-ой и 9-тый тома «Свода законов Российской империи»59, которые содержат свод законов о состоянии людей в государстве, а в статьях 409-453 отражены положения о православном монашествующем духовенстве. В 8 томе «Свода законов» приведен счетный устав, определяющий порядок ведения учета и отчетности монастырей.

Непосредственное отношение к теме исследования имеет и Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. На основе законодательных актов строились отношения государства и Церкви, регламентировались их основы. Они были определяющими в жизнедеятельности Николо-Угрешского монастыря.

Привлечены к настоящему исследованию Указы и постановления Святейшего Синода, имевшие отношение к административным делам и опубликованные в официальной части «Епархиальных ведомостей» и «Церковного вестника» (с 1888 г. «Церковных ведомостей»), который являлся органом Св. Синода. Указы Синода и законоположения по духовному ведомству носили не только общий характер, но и касались отдельных

Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое (1640-12 декабря 1825 г.) -СПб., 1826-1830.Т. 1-45; Акты феодального землевладения и хозяйства XTV-XVI вв., -М. 1951-

Свод законов Российской империи. СПб., 1904- Т. 8-9- монастырей. Такие указы регулярно доводились до сведения Николо-Угрешского монастыря.

Важным источником по изучению епархиального управления явились Уставы духовных консисторий, включающие положение об управлении монастырями, ведении монастырского хозяйства и отчетности по приходно-расходным книгам об имущественных правах монастырей и монашествующих. На их основе Николо-Угрешским монастырем составлялись отчеты, которые направлялись в Духовную консисторию.

В процессе работы опубликованные источники были условно разделены на две подгруппы: первая - это циркулярные указы и собрание постановлений Священного правительственного Синода, законодательные акты и распорядительные документы, регламентировавшие роль духовенства, Устав Общества для призрения бедных (1817), Положение о доме призрения престарелых и увечных граждан (1833). Эти документы свидетельствуют о том, что в Синодальный период государственное законодательство глубоко проникает в церковную жизнь.

Вторая подгруппа — это официальные источники, статистические сборники и отчеты по приходской благотворительности настоятеля Николо-Угрешского монастыря игумена Макария, архимандрита Пимена Угрешского, а также ведомственная переписка. Кроме того, автором проанализированы ежегодные отчеты монастырей по ведению хозяйства, сведения о приходе и расходе денежных средств представлялись в синодальную контору, в Духовную консисторию отсылались приходно-расходные книги и послужные списки монашествующих как текущие формы отчета монастыря. На основе этих отчетов автором прослежена экономическая деятельность Николо-Угрешского ставропигиального монастыря.

Отметим, что документальные материалы Николо-Угрешского монастыря потерпели значительные утраты после революции. Из числа сохранившихся источников значительный интерес представляют отдельные документы, хранящиеся в фонде «Монастырского приказа» РГАДА. Их составление было результатом описи 1701-1705 гг., проводившееся в связи с реформами Петра I. Благодаря полноте, разнообразию и достоверности содержащихся в них сведений, они дают представление о монастырском хозяйстве на протяжении XVIII-XIX вв.

Третья группа источников — это публицистика, периодические издания. В работе использованы материалы по разным вопросам церковной истории из газеты «Московские церковные ведомости», издаваемой обществом духовного просвещения, материалы академических журнальных изданий: «Богословский вестник» (с 1892 г.),' «Творения святых отцов в русском переводе», помимо этого использованы журнальные статьи «Угрешского Вестника»61 (Учредитель Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь), материалы приложения к газете «Николо-Угрешский вестник», «Вестник Николо-Угрешской Духовной Семинарии».

В работе использованы «Слова, речи, послания, обращения Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси» (1990-2008) .

Четвёртую группу источников составляют дневники, воспоминания и религиозно-нравственные сочинения отечественных богословов и проповедников. «Воспоминания» архимандрита Пимена, настоятеля Николо-Угрешского монастыря, содержат богатый фактический материал, автором описываются многочисленные эпизоды, характеризующие духовную жизнь монастыря и России .

Работы историка и духовного писателя Д.Д. Благово использованы в качестве источника, реалистично воспроизводящего картины русской жизни 60 Московские церковные ведомости: Еженедельная газета / Издание Общества любителей духовного просвещения.- М., 1880-1918; Журнал Московской Духовной Академии «Богословский вестник 1892- 20о6; Творения святых отцов в русском переводе на электронных носителях.

Творения святителя Григория Богослова в шести томах. ХЧ Христианское чтение. СПб., 1821—1917; 61 Угрешский Вестник№і, №2, №3. 200б.,;Угрешский Вестник №6-7, 2008. 62 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Т. 1-3. Издательский совет РПЦ. 2004. 63 Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. -М.

Университетская типография. 1877- второй половины XIX века, в них содержатся многочисленные факты русской светской и духовной истории 4.

К исследованию привлечены труды святителя Игнатия (Брянчанинова), в том числе «Основы правильной духовной жизни» - изложение учения древних христианских отцов — пустынников в духовном делании5: достижении аскетического идеала святости.

Большую значимость для изучения темы социального служения монастыря имеет святоотеческая* литература, так как труды великих подвижников веры и благочестия помогают в освещении проблем, связанных с исторической судьбой Православия, дают представления о духовных подвигах монашествующей части населения, формируют представления о духовной сфере жизни общества.

К исследованию привлечены следующие религиозно-нравственные сочинения проповедников и богословов: профессора СИ. Смирнова «Древнерусский духовник»66; Иоанна (Кронштадского) «Моя жизнь во Христе»; митрополитов Московских Макария (Булгакова) «Православно-догматическое богословие» и Филарета (Дроздова) «Слова и речи», «Русская благотворительность»; «Монашеская жизнь по изречениям святых отцов»67. Авторы перечисленных трудов явились выразителями идей своего времени, став знаменитыми представителями православной веры и богословской мысли, они оказывали влияние на духовную жизнь русского народа. В современной

64 Благово Д.Д. Инок. - М.Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь. 2005.; Архиандрит Пимен настоятель Николо-Угрешского монастыря. Биографический очерк (і8ю-і88о). Свято-Никольский Угрешский монастырь., 1998. 6з Основы правильной духовной жизни. По творениям святителя Игнатия (Брянганинова). Сатисъ Держава. -СПб. 20о6., -С. боо 66 Смирнов С,. Проф.-прот. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. -М., 1913- 67 Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. - М., 1893 г- 396 сФиларет (митрополит

Московский). Русская благотворительность // Детская помощь. - 1893- - №. - С. 401-408, 438-447»? Филарет (Дроздов). Слова и речи. - М., 1848. - С.228; Монашеская жизнь по изречениям святых отцов. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2007. исторической науке можно выделить региональные комплексные исследования по истории отдельных монастырей .

Таким образом, источниковая база проблемы к настоящему времени значительна и многообразна. Характеристика источников диссертации указывает на необходимость комплексного освещения исторического опыта, специфики форм, методов, содержания социального служения монастыря как самобытного церковно-общественного института.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: - в свете современных требований к исторической науке определен уровень разработанности проблемы, введены в научный оборот новые архивные документы; впервые в исторической науке обобщена и комплексно проанализирована самостоятельная научная проблема - влияние духовно-нравственных традиций Николо-Угрешского монастыря на духовно-нравственную культуру российского общества, на воспитание и уровень образования народа, развитие отечественной культуры; - содержание и организация социального служения Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, определение его места и роли в общественной жизни России в различные социально-исторические периоды впервые стали предметом научного исторического исследования; сформулировано авторское определение понятия «социального служения» монастыря; по результатам исследования автором даны практические рекомендации по возможной организации социального служения монастыря с учетом требований современности.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется возможностью использования результатов проведенного анализа: 68 Болдырева ОА. Толгский монастырь в XV-начале XX века: хозяйственная деятельность и братия : диссертация кандидата исторических наук. -Ярославль, 2003. - в процессе дальнейшей научной разработки теории и истории социального служения Русской Православной Церкви и в особенности монастырей, а также совместных соработнических государственно-церковных программ и проектов в рамках социального служения; - в определении форм и методов молодежной политики, при ориентации на ненасильственные действия в процессе социализации подрастающего поколения; при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории Русской Православной Церкви, истории социального служения; в использовании исторически принятых в Русской Православной Церкви форм духовно-нравственного попечения и воспитания общества, в формировании системы духовно-нравственных принципов современного общества.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры истории Отечества и кафедры теологии Российского государственного социального университета, изложены на международных научных теологических конференциях, в выступлениях на VI Международном социальном конгрессе «Глобализация: настоящее и будущее России», на научно-практической конференции «Проблемы актуализации политического, социально-экономического и духовно-нравственного потенциала России в условиях глобального кризиса».

Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, имеет список источников и используемой литературы, а также словарь терминов и приложения.

Социальное служение Николо-Угрешского монастыря: исторические основания и приоритетные направления деятельности

Интерес к проблеме социального служения монастырей в историческом аспекте определяется значимостью места и роли вероисповеднического компонента в государственной и общественной жизни России. Это подчеркивает в одной из своих работ академик В.И. Жуков: «...нельзя изучать социальные вопросы, тем более прогнозировать развитие событий без учета религиозного фактора, который по-разному, но всегда ощутимо проявляется в социальной истории и политическом развитии государства» .

Понятие «социальное служение» определяется как общественное служение, относящееся к жизни людей и их связям в обществе, в данном контексте как «непрестанное служение Богу и людям». Понятийный аспект данной темы раскрывается такими категориями, как: «социальное служение — дело православной государственности», «социальная активность», «социальная среда», «социальное положение» — «богатые — бедные», «социальные конфликты», «общественное неравенство», «нестяжательная экономика», «удовлетворение материальных и духовных потребностей человека». На наш взгляд, правомерно утверждать, что эти категории социального служения являются атрибутом новой согщалъной истории. Предметно-объектные связи формируют представления о помощи населению о его поддержке, о социальной защите (советский социалистический период), о социально-экономическом развитии страны, о социальных программах, наконец, о русской церковной традиции - деятельной помощи страждущим.

В настоящее время Русская Православная Церковь рассматривает свое социальное служение как деятельность, которая с апостольских времен являлась важнейшей стороной христианской жизни.

Программа социального служения ближним начертана в Святом Евангелии: «...алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих Братьев моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36,40).71

Председатель комиссии по духовному образованию профессор А.И. Осипов, давая богословскую формулировку данного понятия, утверждал, что «церковная социальная деятельность может только в том случае быть служением Церкви (а не мирской деятельности) и принести духовное благо людям, когда она будет основана на искреннем стремлении ее служителей исполнить главную заповедь Евангелия...Ибо апостол Павел писал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» .

В конце ХХ-начале XXI века в историографии исследуемой проблемы появились исследования, раскрывающие различные аспекты профессиональной подготовки социальных работников, а в последствии - и организации социального служения.

Важное значение для исследователя социальных проблем христианизации Руси имеют научные подходы, разработанные академиком РАН В.И. Жуковым, в частности предложена и апробирована историческая система социологических изменений в российской истории

Николо-Угрешский монастырь в общественно- политической жизни государства

В данном параграфе для наиболее полного и объективного изучения обозначенной проблемы обратимся к истории вопроса.

В течение 1020-летней истории Русская Православная Церковь осуществляет свое служение и свою миссию в процессе динамично развивающейся государственной и общественной жизни. Монастыри являются составной частью системы Русской Православной Церкви.

Взаимодействие русских православных монастырей и государства всегда составляло важную и интересную страницу истории. В отечественной церковно-канонической науке делались попытки дать точные определения, что такое монастырь и монашество. Известный историк-канонист протоиерей Михаил Горчаков в «Лекциях по церковному праву» приводит следующее определение монастыря: «Так называются церковно-общественные учреждения, которые имеют своим назначением служить местом религиозных подвигов монашествующих. Необходимыми частями монастыря служат: (1) монастырская община, (2) храм, (3) здания для жительства монашествующих — кельи и (4) ограда.»

Первые монастыри в России появились тогда, когда мировое монашество прошло уже длительный исторический путь от египетских пустынь до Палестины, Константинополя и Святой Горы Афон. Были разработаны строгие правила подвижничества, которые нашли отражение в монастырских уставах, были испытаны различные системы монашеской жизни и быта. Сложилась целостная аскетическая традиция. Отечественные иноки , учитывая географические, социальные и культурные условия, а также весь накопленный монашеский опыт, создали свой собственный аскетический идеал.

В древнейших источниках первые упоминания о монахах и монастырях на Руси относятся к эпохе после крещения князя Владимира; их появление датируется временем правления князя Ярослава (1019-1054). Современник его, Илларион, с 1051 года Киевский митрополит, в своем похвальном «Слове о законе и благодати», посвященном памяти Владимира, (1037-1043)говорил, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася»2 7.

Особенностью монастырей на Руси до XIV века (Николо-Угрешский монастырь основан в 1380 году) было то, что они создавались в городах и ближайших пригородах и как церковные институты были важной составной частью древнерусского города. Монастыри, выполняя множество функций, становятся социальным институтом: они несли народу образование и культуру, развивали аграрное производство, служили для хлебопашца хозяйственным ориентиром, ссудной кассой, приходской церковью, больницей и приютом под старость. «Помимо исполнения своей чисто церковной миссии, монастыри оказывались вовлеченными в национально-политическую и культурную жизнь страны. Представители монашества находились в живом и почти непрерывном общении с миром»208.

Влияние на духовно-нравственную культуру общества и повышение грамотности

Социальное служение Русской Православной Церкви (и в том числе -монастырей) в формировании морально-нравственных и духовных ценностей развивалось в России по двум направлениям: микродименциональная диакония и макродименциональная диакония. Поясняя, отметим, что микродименциональная диакония предполагала самостоятельные действия церкви (монастыря), направленные на формирование морально-нравственных и духовных ценностей. Макродименциональная диакония предполагала такое положительное влияние на членов российского общества, что они, исполняя христианский долг, становились известными меценатами, благотворителями.

Социальное служение монастырей внесло значительный вклад в сокровищницу русской духовной культуры, а христианское подвижничество и аскетические идеалы оказали непревзойденное влияние на формирование духовных и нравственных ценностей. «Не будет преувеличением сказать, -писал исследователь монашества И.К. Смолич, - что задача формирования национального самосознания складывавшегося Русского государства главным образом и в первую очередь решалась древнерусским иночеством. С государственной и национально-политической точки зрения это, разумеется, являлось великой заслугой монашества»

Видами социального служения в духовно-нравственной сфере будем считать: 1. Просветительскую деятельность. 2. Развитие библиотечного дела. 3. Влияние на нравственный облик народа. Воспитание и поддержание нравственной культуры в обществе. 4. Развитие исторической науки. 5. Создание отечественной художественной культуры.

Рассмотрим последовательно формы духовного служения Николо-Угрешского монастыря, которыми на практике представлены все виды социального служения монастыря: Николо-Угрешский монастырь осуществлял активную просветительскую деятельность в различных формах.

Монастыри с давних времен были центрами духовного просвещения, центрами книжности. Древнюю русскую письменность (носившую религиозный характер), возникшую в монастырской среде, древнерусскую проповедь и летописание мы рассматриваем в качестве формы социального служения монастыря. В зависимости от обеспеченности монастыря размах социального служения и его формы имели определенные масштабы и направленность. Это могло быть и издательство религиозно просветительной литературы — листков, книг и журналов — и распространение ее в народе «... ибо всегда и везде первый шаг делали монахи, и из глубины своих убогих келий просвещали мир, и нравственно и умственно ему благодетельствуя» , - подчеркивал архимандрит Пимен Угрешский.

Подтверждением тому, что монастыри - средоточие духовной, интеллектуальной деятельности, центры богословской мысли, является одна из форм социального служения Николо-Угрешского монастыря способствование развитию библиотечного дела. Книжный фонд Николо-Угрешского монастыря превышал 22 000 единиц хранения. В книжном собрании имелись раритетные издания. Тематика библиотеки монастыря описана следующим образом: «1. Книги светского содержания, главным образом хроники и хронографы. 2. Гражданское и церковное право: кормчие, уставы. 3. Сочинения, касающиеся русской церковной полемики начала XX века. 4. Богословская (Лествицы и др.). 5. Житийная литература. 6.

Сочинения церковно-назидательного характера. 7. Богослужебные: Евангелие, Апостол» .

Социальное служение монастыря выразилось в том, что до нас дошли замечательные памятники книжной культуры XVII-XIX веков.

Один из видов социального служения монастыря - воспитание и поддержание нравственной культуры в обществе.

Развитие общества и человека неразрывно связано с проблемой культуры. Чувство национального согласия, основанного на общей культуре, общих убеждениях и ценностях, формирует развитие каждой личности, сохраняет устойчивый уклад жизни, национальные традиции. Решающую роль в становлении личности играет духовное развитие человека. Важнейшим является воспитание человека на основе сложившейся системы нравственных ценностей, сконцентрированной в основных христианских заповедях.

Похожие диссертации на Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений : конец XIV - начало XXI вв.