Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии : конец XIX - начало XXI вв. Коркмазова, Людмила Нануевна

Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии : конец XIX - начало XXI вв.
<
Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии : конец XIX - начало XXI вв. Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии : конец XIX - начало XXI вв. Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии : конец XIX - начало XXI вв. Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии : конец XIX - начало XXI вв. Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии : конец XIX - начало XXI вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коркмазова, Людмила Нануевна. Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии : конец XIX - начало XXI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Коркмазова Людмила Нануевна; [Место защиты: Пятигор. гос. технол. ун-т].- Карачаевск, 2011.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/475

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Музыкальное искусство является важной составляющей культурного уровня общества, его развития. В свою очередь, важным элементом государственной политики в сфере культуры и просвещения, в деле гармоничного развития личности является система музыкального образования. Как известно, в современном мире основным каналом взаимообмена культурными достижениями является образование. Именно включенность этнических культур Карачаево-Черкесии в образовательные процессы, в частности, происходящие на территории российского государства, в значительной мере расширили как идентификационное поле местных культур, так и облегчили процесс вхождения их в мировое культурное сообщество. Доминирующая роль образования во всех культурах уже и не обсуждается.

По нашему твердому убеждению уровень общей культуры и образованности человека (важную составляющую которых формирует музыка в её самых различных проявлениях) в той или иной степени влияет не только на процессы в сфере культуры и образования, определяя дальнейшие пути их эволюции и модернизации (что уже само по себе чрезвычайно важно), но и оказывает определенное воздействие на социальные аспекты общественной жизни, на развитие уровня гражданственности и ответственности в обществе.

Кроме того, актуальность данного исследования подтверждается возникшим на рубеже ХХ-ХХІ вв. и продолжающимся до сих пор кризисным состоянием системы музыкальной культуры и образования в КЧР. Выявление же причин этого кризиса без анализа пути, пройденного музыкальным образованием, искусством республики, без научного обобщения государственной политики в этой сфере не представляется возможным.

Между тем, исследования по интересующей нас проблематике, затрагивающие различные аспекты становления, развития и современного состояния музыкальной культуры и образования в Карачаево-Черкесии, отсутствуют. Этим, собственно, и объясняется актуальность темы нашего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В сложнейшем процессе развития современной культуры музыкальное искусство и образование занимают одно из ведущих мест, однако в различной литературе этот факт хоть и не игнорируется полностью, но освещается поверхностно. Вопросы музыкального образования косвенно затрагиваются во многих работах российских учёных, но в основном в контексте возникновения и становления той или другой музыкальной теории, что превращает историю музыкального образования в историю музыкально-теоретических школ (направлений), оставляя без внимания функции широкого музыкального просвещения.

Работы по истории становления и развития музыкального искусства и образования довольно редки и стали появляться, в основном, в последние годы.

В частности, в работах Т.А. Брежневой, А.Н. Дьяконова и других сформулированы некоторые методологические подходы к проблеме исследования музыкального образования в России. В прошлом ни в многотомных трудах по истории музыки, ни в работах по истории педагогики и образования, ни в собственно исторических исследованиях не было разделов, посвященных конкретно истории развития сети музыкальных учебных заведений. Нет такого труда и в научно-музыкальной литературе Карачаево-Черкесии. Однако интересующие нас вопросы всё же нашли своё фрагментарное отражение в ряде историко-культурных трудов.

Следует отметить, что некоторые вопросы и материалы теоретического и идеологического плана, имеющие отношение к теме нашего диссертационного исследования, а также некоторая информация по истории музыкального образования в России в целом, разрозненные сведения о формировании сети общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений в стране, о возникновении институтов и университетов, связанных, в том числе с музыкальным образованием, содержатся в различных работах по истории педагогики. Эти материалы содержатся в отдельных монографиях таких теоретиков и методистов, как Э.Б. Абдуллин, Э.С. Алешина, Б.В. Асафьев, Е. Гуревич, СИ. Дорошенко, В.В. Медушевский, А.В. Луначарский, в сборниках научных трудов, посвященных образованию.2 Изучение трудов перечисленных и других авторов дает представление о пути развития музыкального образования в России, что позволило нам провести сравнительно-сопоставительный анализ, используя историко-образовательный материал по истории образования Карачаево-Черкесии.

Поскольку музыкальное образование является частью музыкальной культуры и поскольку музыкальная культура носит отчётливые черты национального своеобразия, для выявления своеобразия музыкального мышления исследуемых народов мы обращались к трудам как советских, так и современных авторов. В частности, определенную помощь мы получили из фундаментального исследования P.M. Грубера3 и его продолжателей.

1 См.: Брежнева Т.А. История становления и развития музыкального образования в Курском
крае: вторая четверть XIX - начало XX века / Дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2005;
Дьяконов А.В. Становление и развитие театрально-музыкального образования в Саратовском
Поволжье (XIX в. - 80-е гг. XX в.) //Автореф. дис. ... канд. ист.наук. -Саратов, 2009 и др.

2 Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной
школе. - М, 1983; Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - М, 1977;
Актуальные проблемы музыкальной педагогики. - М, 1981; Алёшина Э.С. Историко-
педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-
эстетическом образовании (на материале Республики Бурятия) // Дис. ... канд. пед. наук. -
М, 2002; Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Изд.
2-е. - Л., 1973; Гуревич Е. Историко-культурные предпосылки и современное состояние
музыкального образования и воспитания. - М, 1986; Дорошенко СИ. Музыкальное
образование в России: историко-педагогическое исследование. - Владимир, 1999;
Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1988; Медушевский В.В. Музыкальное
образование // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. - М., 1993 и др.

Грубер P.M. История музыкальной культуры. - М.-Л., 1941.

Определенные сведения об интересующей нас проблематике можно почерпнуть из работ, посвященных исследованию культурно-образовательных процессов, происходивших в советское время и особенно в 1920-30-е гг.1 Из трудов А.Б. Бурнашева, И.Я. Купенко, М.М. Бекижева, И.И. Рехвиашвили и других авторов нами извлечены сведения о специфике партийного руководства развитием культуры Карачая и Черкесии, Горской республики, а также об идеологии, господствовавшей в области образования в указанный период.

Определяющее значение для нашего исследования имели статьи исследователя И.М. Корчмарского,2 проделавшего огромную работу по изучению становления и развития художественной самодеятельности в КЧР в 1920-1930-е годы. Бесценные сведения были собраны им и о периоде развития культуры карачаевцев в 1940-е - 1950-е годы. Эти сведения дают представления о стремлении народа сохранить свою музыкальную культуру в другой инокультурной среде и о желании народа профессионализировать свое искусство, в частности музыкальное.

Особое значение для нашего исследования имела монография, изданная в 1974 году, «Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии»3 ведущего деятеля культуры Карачаево-Черкесии, композитора и учёного А.А. Даурова, возглавлявшего Черкесское музыкальное училище, носящее сегодня его имя. Из неё нами были извлечены сведения о тенденциях развития профессионального музыкального искусства в объединенной Карачаево-Черкесии.

Отдельные сюжеты в рамках темы нашего исследования нашли свое отражение в обобщающих коллективных трудах по региональной истории. Базовое значение в этом вопросе для нас имели «Очерки истории Карачаево-Черкесии» и «Очерки истории Ставропольского края».4

Только в конце XX - начале XXI в. начинаются планомерные исследования в области художественной культуры народов Карачаево-Черкесии, а точнее - традиционного музыкального искусства, причем, в большинстве своем не историками.5 Из трудов культуролога З.Н.

Бурнашев А.Б. Культура, рожденная Октябрем. - Майкоп, 1958; Купенко И.Я. Революция и культура. Очерк истории борьбы партийных организаций Северного Кавказа за осуществление культурной революции в 1918-1932 гг. - Краснодар, 1973; Бекижев М.М. Партийное руководство культурным строительством в Карачаево-Черкесии (1920-1967 гг.). - Черкесск, 1969; Он же. Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа. - Черкесск, 1978; Рехвиашвили И.И. Культурное строительство в Горской республике (1920-1924 гг.). - Орджоникидзе, 1967 и др.

2 Корчмарский И.М. Становление и развитие самодеятельного творчества народов
Карачаево-Черкесии // Фольклор народов Карачаево-Черкесии (Жанр и образ): сб. научных
трудов. - Черкесск, 1988. - С. 113 - 143; Он же. Музыкальное творчество карачаевцев в 1940-
50-е годы / / org/ conten/ musics /pl23506 / shtml.

3 Дауров A.A. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1974.

4 Очерки истории Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1972. - Т. II; Очерки истории
Ставропольского края: в 2 т. /Отв. ред. А.А. Коробейников. - Ставрополь, 1984.

5 Алемединова З.Н. Знание по этнокультурологии как важнейшее условие ориентации
учителя в проблеме национально-регионального компонента образования // Проблемы

Алемединовой (Загаштоковой) нами извлечены сведения о специфике возникновения, развития и становления музыкальных культур народов Карачаево-Черкесии. В монографии музыкального педагога З.П. Батруковой «Музыкальная культура КЧР», статьях музыковеда Б.Б. Кардановой выявлены особенности музыкального воспитания в культурах народов КЧР, позволившие нам сделать вывод о необходимости введения национально-регионального компонента образования для детей региона. Благодаря работам Л.А. Киваловой (Вишневской), Ф.К. Ортабаевой и других в научной литературе сложилось определенное убеждение в некотором сходстве и различии музыкального мышления карачаевцев и черкесов, что, по нашему мнению, должно было учитываться при формировании программ для обучения детей музыке.

Кроме того, данные авторы рассматривали отдельные сюжеты по интересующей нас теме, но носили в основном локальный и узко хронологический характер. В этой связи многие вопросы, особенно в сфере музыкального образования, остались не освещенными и малоисследованными в науке Карачаево-Черкесии. Поэтому у нас имеются основания утверждать, что проблема становления и развития музыкального искусства и образования в том виде, в каком она сформулирована в теме данной диссертации, ещё не становилась предметом специального и комплексного исторического исследования. Следует отметить, что правильная постановка и частичное разрешение нашими предшественниками ряда важных вопросов создали необходимые предпосылки для того, чтобы приступить к всестороннему освещению и анализу заявленной темы.

Объектом исследования является национальная художественная культура народов Карачаево-Черкесии.

Предметом исследования определены основные этапы становления, динамика и перспективы развития музыкального искусства и образования Карачаево-Черкесии в выделенный период.

Целью данной работы является историческая реконструкция предпосылок становления, особенностей и динамики развития музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии в различных социально-политических условиях исследуемого периода.

разработки национального регионального компонента гуманитарного образования. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Нальчик, 1996. - С. 37; Она же. Художественная культура полиэтнической Карачаево-Черкесии как исторически сложившаяся целостность. - Черкесск, 2003; Батрукова З.П. Музыкальное воспитание и образование // Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы. Тезисы научно-практической конференции. - Карачаевск, 2000; Она же. Музыкальная культура КЧР. -Карачаевск, 2002; Карданова Б.Б. Современное бытование музыкального искусства ногайцев // Современное искусство народов Карачаево-Черкесии: сборник научных трудов / Под ред. А.В. Шишкановой. - Черкесск. - С. 67-85; Кивалова Л.А. Черты раннефольклорного интонирования в черкесских и карачаевских народных песнях // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии: сборник научных трудов. - Черкесск, 1993; Ортабаева Ф.К. Древнейшие музыкальные жанры народов Карачаево-Черкесии // Фольклор народов Карачаево-Черкесии: сборник научных трудов. - Черкесск, 1991; Юнусова З.Н. Ислам. Музыкальная культура и современное образование в России. - М., 1997 и др.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда конкретных задач:

показать состояние музыкальной культуры народов КЧР и отношение к ней властей до 1917 г.;

воссоздать историю развития музыкальной культуры и образования в довоенный период (1920-1940 годы);

осветить проблемы и особенности музыкальной жизни Карачаево-Черкесии в послевоенные годы (1940-1950-е годы);

проанализировать основные этапы становления музыкального образования;

рассмотреть специфику развития музыкального образования в послевоенный советский период;

оценить состояние и перспективы развития музыкального образования и музыкознания в постсоветский период.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX до начала XXI века. Выбор нижней временной границы обусловлен тем, что именно после окончания Кавказской войны самодеятельное творчество стало приобретать профессиональные черты, хотя наиболее конкретные изменения в рассматриваемой сфере относятся уже к послереволюционному периоду. На постсоветском пространстве изменились не только ценности, но и вектор социокультурного развития российских народов. Это повлекло за собой кризисные тенденции во многих областях жизнедеятельности общества, в том числе и в музыкальном мире. Этим обусловлена верхняя хронологическая рамка исследования.

Территориальные рамки исследования охватывают современную территорию Карачаево-Черкесской Республики с учетом тех изменений, которые происходили в результате административно-территориальных преобразований на различных этапах государственного строительства.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного
исследования базируется на принятых подходах, существующих в современной
исторической науке. В теоретическом плане работа строится на модели
исторической реконструкции. В анализе истории музыкального искусства и
образования существуют три основных подхода: цивилизационный,
интонационный и парадигмально-педагогический. Историческая

ретроспектива, предпринятая в нашем исследовании, показала, что наиболее перспективными в раскрытии поставленной цели являются цивилизационный и парадигмально-педагогический, включающие в себя не только институциональное оформление процесса становления музыкального искусства и образования, но и раскрывающие сущность политики государства в области культуры и просвещения.

Методологической основой исследования стали общенаучные принципы объективности, историзма и системности, которые обусловили опору на конкретно-исторический подход. Реализация общего исследовательского замысла, а также решение поставленных задач потребовали применения

многоуровневой методологической системы исторического познания, включающей в себя общенаучные, междисциплинарные и специальные методы: проблемно-хронологический, метод сопоставления и актуализации, статистический, историко-сравнительный и другие. При систематизации и отборе материалов из документальных источников использовался метод сопоставительного анализа.

Совокупное использование названных методологических средств позволило раскрыть особенности становления и развития музыкального искусства и образования, а также политику руководства страны и Карачаево-Черкесии в интересующем нас вопросе.

Источниковая база исследования состоит из ряда документальных массивов. Первый включает неопубликованные материалы из различных архивохранилищ. Основная часть материала по политике государства в области общего и специального образования извлечена из фондов Государственного архива КЧР (ГА КЧР): Ф.Р.-1 - Судебный следователь Первого участка, Ф.Р.-19 - Протоколы заседаний съезда Советов по реорганизации КЧАО. Баталпашинск, Ф.Р-914 - Карачаево-Черкесское республиканское училище культуры и искусств Министерства просвещения РСФСР (1960-1998 гг.), Ф.Р-815 - Карачаевский орган управления культуры (до 1957 г. - Клухорский) (1945-1979 гг.), Ф.Р-418 - Зеленчукский орган управления культуры (1945-1986 гг.).

В этих фондах отложились ежегодные отчёты детских музыкальных школ Карачаево-Черкесии, школ искусств, училища и университета о состоянии учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, материалы, стандарты образования, планы работы различных подразделений учебных заведений, программы, справки и другая информация, дающая объективные данные об их развитии. Анализ архивных материалов дал возможность раскрыть сущность и направленность реорганизации системы музыкального образования в Карачаево-Черкесии в выделенный период, вскрыть специфику развития музыкальной культуры КЧАО в послевоенный период, противоречия как в практике, так и в подходах к реализации основных мероприятий в рамках государственной политики в области национально-музыкального образования.

Кроме того, в ГА КЧР использовался научно-справочный аппарат: «Статистический справочник за 1922-1923 годы», в котором выявлены тенденции роста образовательной сети, количественный и национальный состав учащихся.

В работе активно использовались также фонды Карачаево-Черкесского областного музея (КЧОМ), с 1989 года - Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник (КЧ ИКПМЗ). В них содержится важная информация по первым самодеятельным коллективам (вокальным, вокально-хореографическим и др.).

В процессе работы использовались и материалы архива отдела культуры Малокарачаевского района, содержащего интересные материалы не только о прославленных в прошлом музыкальных коллективах, но и современных молодых исполнителях.

В диссертационном исследовании использованы также опубликованные материалы. К ним, в первую очередь, можно отнести группу источников, содержащую законодательные и нормативные акты, документы советского и постсоветского периодов по вопросам образования, в том числе и музыкального.1 Представленные документы хронологически охватывают интересующий нас период с первых дней установления советской власти и до конца советского периода. Материалы съездов и пленумов КПСС дают полное представление об идеологической направленности просвещения и образования. Особенно чётко это прослеживается по материалам 15-ти томного издания «Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970)». К этой же группе источников относятся законы и нормативные акты, изданные в различные годы. В частности, нами использовались законы Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» для выявления основных тенденций в образовании в последние десятилетия советского периода. Кроме того, для выявления изменений в области образования нами проанализированы: «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ», «Национальная доктрина развития образования в России».

Данные по количеству музыкальных учебных заведений и контингенту обучающихся в них учеников и студентов извлечены нами из статистических сборников РСФСР и КЧР и по отчетам, хранящимся в ГА КЧР и Министерстве культуры КЧР.

Некоторые факты извлечены из личных архивов деятелей музыкальной культуры КЧР, получены в беседах с руководителями детских музыкальных школ (ДМШ), детских школ искусств (ДШИ) и различных подразделений Министерства культуры КЧР. Эти материалы касаются первых преподавателей музыкальных школ, их деятельности на пути становления профессионального музыкального образования в Карачаево-Черкесии.

Важными источниками стали материалы периодической печати, в частности центральные СМИ: «За правду» (1913 г.), «Музыка и революция» (1926 г.), «Правда» (1913, 1957 гг.), «Революция и горец» (1931, 1932 гг.),

Из истории советского музыкального образования: сб. материалов и документов. 1917-1927 / Сост. А. Баренбойм и др. - Л., 1969; КПСС и Совет Министров СССР об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР. - М, 1958; КПСС о культуре, просвещении и науке: сб. документов. - М., 1963.; Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970). Изд. 8-е. В 15-ти т. - М., 1970-1984.; Вопросы идеологической работы КПСС: сборник документов. - М, 1972; Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. -1992. -. № 3; Закон Российской Федерации «Об образовании» (новая редакция от 13 января 1996). - М, 1996; Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - М., 1997; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ // Национальная доктрина развития образования в России. - М., 2002.

«Советская Россия» (1957 г.)- В числе региональных изданий использованы материалы газет: «Баталпашинская правда» и «Горская правда» (1920-е гг.), «Красный Карачай» и «Красная Черкесия» (1930-1940-е гг.), «Къызыл Къарачай» (1942-1943 гг.), «Казахстанская правда» (1957 г.), «Музыкальная культура» (2006 г.), а также публикации в официальном областном издании, газете «Ленинское знамя» (в постсоветское время - «День республики»), начиная с 1960-х и до 2000-х годов. В газетах советского периода регулярно появлялись материалы о различных смотрах, конкурсах и фестивалях, в которых Карачаево-Черкесия принимала самое активное участие. В постперестроечное время эти материалы почти исчезли, поскольку художественная культура Карачаево-Черкесии оказалась в глубоком кризисе. Были использованы также электронные ресурсы сети Интернет, например, статья «Музыкальное творчество карачаевцев в 1940-50-е годы» И.М. Корчмарского, скрупулезно собиравшего из разных источников крупицы сведений о музыкальной культуре послевоенной Карачаево-Черкесии в период его работы в этом регионе в 1970-1980-х годах. Перечисленные источники дали возможность решить поставленные задачи.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что процесс становления и развития музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии показан не только в реальных исторических условиях исследуемого периода, но в аспекте межкультурного взаимодействия русского народа и народов КЧР. Элементами новизны обладают также следующие результаты:

осуществлена периодизация исследуемой проблемы, которая, на наш взгляд, в своем развитии прошла четыре этапа. Первый этап закончился в 1917 году. На этом этапе преобладало устное народное творчество. Второй этап охватывает 1920-1940-е годы и характеризуется формированием социалистической идеологии в культуре вообще и в области музыкального искусства в частности. Третий этап длился с 1950-х до начала 1990-х годов, в течение которых значительно расширилась сеть детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ), появились средне-специальные ступени музыкального образования в Карачаево-Черкесии, повысилось внимание к развитию национальных культур за счет подготовки национальных музыкальных профессиональных кадров. С начала 1990-х годов до настоящего времени продолжается четвертый этап, включающий в себя, с одной стороны, новые поливариантные возможности развития музыкального образования, с другой стороны, характеризующийся определённым кризисом в этой сфере;

установлено, что вплоть до 1920-х годов музыкальная культура абазин, ногайцев, карачаевцев, черкесов и во многом казаков развивалась в русле устной традиции, т.е. музыкальная культура народов северокавказской окраины Российской империи существовала в основном в творчестве самодеятельных исполнителей. Система профессиональной музыкальной подготовки на данной территории фактически отсутствовала;

впервые определен музыкальный потенциал культуры народов

Карачаево-Черкесии, предрасположенный к профессионализации музыкального искусства;

высказано мнение о том, что воспитательный и образовательный потенциал музыкального искусства в советский и постсоветский периоды использовался образованием не в полном объёме по причине отсутствия музыкально-исторической литературы по искусству народов КЧР, учебной литературы по художественной культуре народов КЧР, а также недостатка профессиональных специалистов по мировой художественной культуре;

обосновано, что в современной музыкальной культуре Карачаево-Черкесии наблюдается спад, обусловленный, по нашему мнению, отсутствием государственной поддержки творчества самодеятельных и профессиональных коллективов, уменьшением притока абитуриентов музыкально-педагогических учреждений, падением престижа педагогических профессий.

С учётом результатов проведённого анализа на защиту выносятся следующие положения:

  1. В 1920-1930-е годы музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии существовала только в устной традиции. Учреждений, готовящих музыкальные кадры, на территории Карачая и Черкесии не было. Этот период характеризуется началом становления и планового развития художественной самодеятельности, появлением художественных коллективов из числа местных национальностей.

  2. В военные и первые послевоенные годы самодеятельное искусство Карачая и Черкесии понесло урон. Новая волна его развития возникла после возвращения карачаевцев в родные места. Но в эти годы развитие музыкального искусства народов Карачаево-Черкесии ещё не вышло на уровень подготовки профессиональных кадров.

  3. Первоначальные представления о музыкальном искусстве дети местных народов до 1950-х гг. получали в средней общеобразовательной школе, где уроки пения велись по общесоюзным учебным программам, куда не были включены сведения о музыкальных культурах народов, к которым эти дети принадлежали. Иными словами, развитию этномузыкальных традиций внимание в общеобразовательных программах не уделялось;

  4. Возникновение детских музыкальных школ замедлялось отсутствием профессиональных кадров как преподавательского, так и руководящего состава. С открытием первых детских музыкальных школ (1951 г.), музыкального училища (I960 г.), а также появлением большой группы энтузиастов в учебные программы был включен национально-региональный компонент, что, в свою очередь, вызвало интерес к музыкальной профессии и приток детей в детские музыкальные школы, детские школы искусств и абитуриентов музыкального училища. Таким образом, становление сети музыкально-образовательных учреждений Карачаево-Черкесии можно отнести к 1950-м годам XX века.

  5. Наполнение смыслом и содержанием национально-регионального компонента в образовании, в изучении музыкального искусства народов КЧР

стало возможным лишь с открытием сектора искусствоведения в структуре Научно-исследовательского института Карачаево-Черкесской автономной области (1990 г.) и музыкально-педагогического факультета в структуре Карачаево-Черкесского педагогического университета им. У.Д. Алиева (1992 г.).

6. В целом, в музыкальной культуре Карачаево-Черкесии сегодня наблюдается спад, начавшийся, как и во всей России, с 1990-х годов. Выход из кризиса видится, в частности, в поднятии статуса учителя музыки ДМШ, преподавателя училища и вуза, за счет увеличения государственной и республиканской идеологической и материально-технической поддержки искусствоведческого образования, более взвешенной политики в области подбора руководящих кадров для музыкально-образовательных учреждений.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что на основе материалов, изложенных в диссертации, возможна выработка новых теоретико-методологических подходов в области развития музыкального искусства, совершенствования политики государственных структур в этой сфере, создания национально-педагогических теорий в сфере музыкального образования в многонациональной среде. Практическую значимость данная работа представляет для организаторов музыкального образования разных уровней, руководителей министерств, директоров школ и училищ, ректоров вузов в части дальнейшего совершенствования музыкально-учебных учреждений. Материалы работы могут использоваться при написании различных работ, учебников и учебных пособий по Отечественной истории, а также при чтении курсов лекций в вузах и ссузах, в музыкальных и общеобразовательных школах, в культурно-просветительской работе.

Апробация результатов. Основные результаты, структура и содержание исследования обсуждались на заседаниях кафедры Отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева. Выводы и основные положения диссертации докладывались автором на региональной научно-теоретической конференции «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения» (Нальчик, 2001 г.); на международной научной конференции «Кавказ: история, культура, традиции, языки», посвященной 75-летию АБИГИ им. Д.И. Гулиа AHA (Сухум, 2004 г.); на VI конгрессе этнографов и антропологов России (СПб., 2005 г.).

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 8 статей, общим объемом 3,1 печатных листов, в том числе 2 в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации определена логикой проведенного анализа, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Похожие диссертации на Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии : конец XIX - начало XXI вв.