Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие театрально-музыкального образования в Саратовском Поволжье : XIX в. - 80-е гг. XX в. Дьяконов, Алексей Вячеславович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дьяконов, Алексей Вячеславович. Становление и развитие театрально-музыкального образования в Саратовском Поволжье : XIX в. - 80-е гг. XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Дьяконов Алексей Вячеславович; [Место защиты: Сарат. гос. соц.-эконом. ун-т].- Саратов, 2009.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/646

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется растущим интересом российского общества к проблемам культуры и искусства, неизменной социальной востребованностью театрального и музыкального образования.

Необходимость изучения истории театрального и музыкального образования в Саратовском Поволжье также обусловлена потребностью в научном осмыслении различных аспектов развития культуры и образования нашей страны. Она определяется обострением многих духовных и нравственных проблем общества, современным состоянием театральной и музыкальной жизни в условиях кардинальных перемен. Все надежды на великую будущность России могут оказаться тщетными без постоянного внимания к проблемам развития культуры и образования, повышения их роли в духовном, эстетическом, нравственном развитии страны.

Система образования является той социокультурной ценностью, которая позволяет сохранять национальные традиции общества, формирует его духовность и цивилизованность. Уровень развития и содержание различных видов образования дает возможность судить о базовых гуманитарных ценностях государства, о путях совершенствования социокультурной системы страны.

Российский театр и образование развивались в тесной взаимосвязи с социальной и духовной жизнью общества и ее отдельных регионов. В течение XIX-XX вв. Россия пережила несколько модернизаций, в контексте которых проходило развитие системы образования, в том числе музыкального и театрального. Изучение данной темы позволяет выяснить социальные предпосылки развития культуры, ее влияние на духовное развитие и просвещение российской провинции.

Саратовское театральное образование заслуженно признано одним из ведущих в нашей стране, оно имеет двухвековую историю своего развития. Его воспитанники плодотворно трудились и трудятся в большинстве театров России, ближнего и дальнего зарубежья. С Саратовским краем связано рождение первых общедоступных, народных, детских, национальных театров, развитие прогрессивных режиссерских, актерских, образовательных отечественных методик.

Объектом исследования является история театрального и музыкального образования Саратовского Поволжья как компонент образовательной и культурной системы страны в ее органической взаимосвязи с совокупностью социальных, духовных, культурных и идеологических отношений российского общества.

Предметом исследования стала социально-историческая практика функционирования и развития театрального и музыкального образования в Саратовском Поволжье в контексте конкретно-исторических процессов эволюции российского общества в XIX в.-1980-х гг. XX века.

Хронологические рамки исследования. Изучение исторического опыта развития театрального и музыкального образования в Саратовском Поволжье в -избранных хронологических рамках было обусловлено рядом причин. Временные рамки работы определялись с учётом двух основных факторов: развития российского общества в целом (общеисторический фактор) и развития системы музыкального и театрального образования (проблемный фактор). Именно на рубеже XIX века происходило становление провинциальной культуры, а в саратовской провинции первых крепостных театров и начальных форм обучения актеров. В избранный период театральное и музыкальное образование пережило длительную и сложную эволюцию, прошло'различные качественные этапы. Верхние границы исследования определяются тем, что целостная и современная система театрального и музыкального образования в стране сложилась к 1980-х годам. В постсоветский период происходили такие ее существенные изменения, что они должны послужить предметом специального изучения.

Территориальные рамки исследования. Территориальные рамки исследования определялись необходимость углубленного изучения избранных проблем на уровне одного региона. В этом плане Саратовский край является уникальным историко-культурный регионом России и Поволжья. Саратовская область обладает давними культурными и художественными традициями. С 1803 г. отсчитывает свою историю саратовское театральное дело. В Саратове родился первый в мире детский театр (1918 г.), русский национальный цирк (1873 г.), открылись первый общедоступный художественный музей (1885 г.), первая в российской провинции консерватория (1912 г).

Историография темы. Научная литература, Относящаяся к теме исследования, достаточно обширна и многообразна по своему характеру и содержанию, однако по вопросам непосредственно относящимся к теме диссертации написано очень немного работ. Всю литературу можно классифицировать по нескольким критериям, основными из которых являются содержание, характер публикаций и время их опубликования. По содержательному критерию литература делится на две не равные части: первая представлена трудами, посвященными общим вопросам истории российского театрального искусства, в том числе региональной истории, вторая - работами по общей истории театрального и музыкального образования в России, включая несколько работ по данной проблеме в Саратовском крае.

Изучение истории русского театра, истории культуры и искусства в провинции происходило под непосредственным воздействием социального и историографического процессов. Среди первых попыток отразить процесс становления русского театра следует назвать воспоминания и дневники СТ. Аксакова, Ф.Ф. Вигеля, Г.Р. Державина, И.М. Долгорукова, М.П. Жданова, СП.

Жихарева, В.А. Инсарского, Н.П. Коровкина, А.С. Пишчевича, Н.П. Полевого'. Работы содержат большое количество различных фактов и сведений о современных им театрах, спектаклях, актерах. Речь в них идет преимущественно о столичных театрах, авторы воспоминаний часто субъективны в своих симпатиях, мнениях и характеристиках. Произведения названных авторов носили публицистический характер и скорее являются источником по теме.

Рост разночинской интеллигенции, влияние буржуазно-либеральных идей на общество стимулировали появление ряда работ об истории российского театрального движения. К первым попыткам научного осмысления фактов истории русского театра можно отнести ряд научных работ П.Н. Арапова, В.О. Михневича, Е.Н. Опочинина, Н.В. Дризена, В.В. Варнеке, В.Н. Всеволодского-Гернгросса2. Эти работы дореволюционного русского театроведения охватывают основные периоды русской театральной истории, а также содержат большой фактический материал. Однако они не дают глубокого научного анализа сущности социокультурных процессов, особенностей развитии искусства и театрального движения в провинции и многих других интересующих нас сюжетов. Необходимо особо отметить основательный труд В.Н. Всеволодского-Гернгросса «История театрального образования в России», вышедший еще в 1913 г. В нем впервые представлена авторская концепция становления русской театральной школы. В книге обстоятельно рассмотрены театральные школы ряда столичных театров. Однако серьезное возражение вызывает положение автора об «отсутствии «школы актерского исполнения в провинции, из за отсутствия там в XIX веке специальных учебных заведений и стационарных театров»3. По нашему мнению, это утверждение объясняется недостаточным знанием театральной жизни русской провинции из за ее слабого отражения в местной прессе.

Вторая группа литературы проанализирована более обстоятельно и разбита по временному критерию на подгруппы. Наиболее яркие впечатления о театральной жизни в провинции оставили в своих сочинениях известные российские театральные деятели М.С. Щепкин, П.М. Медведев, П.А. Стрепетова, В.А. Гиляровский, В.И. Качалов, Б.А. Горин-Горяйнов, Ю.М.

1 Аксаков СТ. Литературные и театральные воспоминания// Собр. соч.: В 4-х т. М.. І955.Т.З. Вигель
Ф.Ф. Записки. М.,1892, 4.1-7; Державин Г.Р. Спб.,1871.Т.б; Долгорукий И.М. Капище моего сердца.
М, 1874; Жданов М.П. Путевые записки по России в двадцати губерниях. Спб., 184.!: Жихарев СП.
Записки современника. Воспоминания старого театрала: В 2-х т. Л., 1989; Инсарский В.А. Половодье:
картины провинциальной жизни, Спб., 1875; Коровкин Н. Тайны русских провинциальных театров.
Пантеон и-репертуар. 1845. Кн. 4-6; Пишчсвич А.С. Жизнь им самим описанная. М..І885: Полевой
Н.П. Мои воспоминания о русском театре. //Репертуар русского театра. 1840. Т. I. Кн. 2.

2 Арапов П. Летопись русского театра. Спб., 1861; Михневич В. Очерк истории музыки в
России в культурно-общественном отношении. Спб.,1879; Опочинин Е. Русский театр, его
начало и развитие. Спб., 1886; Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. М., 1905;
Варнеке Б. История русского театра. Казань,1908; Всеволодский-Гернгросс В.Н. История
русского театра. Л.- М.,1929. Т. 1-2.

3 Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. Спб., 1913. С. 112.-114.

Юрьев, Н.И. Соболыциков-Самарин, Н.Н. Синельников, Н.Н. Боголюбов4. Большинство их мемуаров снабжено вступительными статьями, комментариями, библиографией, проясняющими прошлое провинциальной сцены. Сведения, содержащиеся в названных работах, послужили важным источником нашего исследования. Из материалов этого периода, непосредственно относящихся к теме, до нас дошли очерки В. Сологуба. Б. Правдина и несколько публикаций из местной прессы5.

Из небольшого числа публикаций, непосредственно посвященных истории театрального и музыкального образования, следует назвать очерки и статьи Л.С. Вивьена, М.Н. Ермоловой, Л.М. Леонидова, а также воспоминания Е.Н. Гоголевой, М.Н. Савиной, В.Н. Давыдова6. В них совсем не раскрыты истоки театрального искусства губерний, да и более поздние события теаіральной старины порой преподносятся поверхностно, встречаются многие неточности. Так, например история городского театра в Саратове начата с постройки каменного здания в 1865 года .

В советской историографии господствовали работы, связанные с социальной историей, политической борьбой классов, анализом форм и методов этой борьбы в различных сферах общественной жизни. Фундаментальные труды СМ. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова помогали исследователям углубить их представление об особенностях истории театрального и музыкального искусства в провинции. Процессы становления и развития театрального искусства исследуются во многих трудах Б.В. Алперса, А.Я. Альтшуллера, А.А. Гозенпуда, С.С. Данилова, Т.М. Родиной, II.Ф. Финдейзена, М.О. Янковского . Крепостному театру в России были посвящены работы 3. Бескина, К. Бестужева, Н.Н. Еврейнова, В.Г. Сахновского. В.К. Станюковича, раскрывающие специфику, устройство театра, образы создателей и тяжелый подневольный труд крепостных актеров9. Особого внимания заслуживает книга Т.А. Дынник "Крепостной театр". Автор систематизировала

4 Щепкин М.С. Записки и письма. Изд. 2-е. Спб.,1914; Медведев П.М. 60 лет на сценических
подмостках. //Библиотека театра и искусствам., 1905; Стрепетова П. Жизнь и творчество
трагической актрисы Л.-М.,1959; Гиляровский В.А. Мои скитания. Люди театра. М.,1989; Горин-
Горяйнов В.А. Актеры: Из воспоминаний. Л.-М..1947; Качалов В.И. Мой приход во МХАТ.
//Огонек. 1938.N 23; Юрьев Ю.М. Записки.Л.-М.,1945; Синельников Н.Н. Шестьдесят лет на сцене;
Записки. Харьков.,1935; Боголюбов А.Н. Шестьдесят лет в оперном театре. М.,1967.

5 П.Б. Казанский театр. Казань, 1852; Правдин Б. Еще о Казанском театре. Качань, 1867; Сологуб В.А.
Симбирский театр. Спб.,1856.

6 История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Т. 4. 1895-1917. М..І986.С83.
' Славин И. Саратовский городской театр. Саратов, 1992. С. 7.

8 Алперс Б.В. Актерское искусство в России. М.-Л., 1946; Альтшуллер А.Я. Театр прославленных
мастеров. М.-Л., 1968; Ґозенпуд А.А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки. Л., 1959.
Данилов С.С. Гоголь и театр. Л., 1936; Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX века.
М.-Л., 1928-1929.Т.1 -2. Янковский М.О. Оперетта: Возникновение и развитие жанра на Западе и в
СССР.Л.-М.,1937.

9 Бескин Э. Крепостной театр. М.,1927; Еврейнов Н. Крепостные актеры. Популярный исторический
очерк. Л.,1925; Сахновский В.Г. Крепостной усадебный театр. М.,1925; Станюкович В.К. Домашние
крепостные театры XVIII века. Л., 1927.

разнообразный и богатый фактологический материал.10. Однако и в ней не учтены некоторые театры Саратовского Поволжья. В названых работах в значительной степени превалирует социологический подходы.

В 1950-е—1970-е гг. вопросы истории театрального искусства, проблемы региональной истории рассматривались с учетом всего многообразия их проявления в различных исторических условиях»". В этот период были написаны работы А.А. Аникста, Б.В. Асафьева, А.А. Гозенпуда, С.С. Данилова и М.Г. Португаловой, А. Дмитриева, В.М. Красовской, Е.Г. Холодова и других ученых, посвященные истории русского театра XJX - XX вв. В них прослеживаются пути развития отечественного драматического, оперного и балетного театров различных эпох, даются характеристики театральным деятелям и артистам' .

Основательным материалом насыщена монография .И.Ф. Петровской «Театр и зритель провинциальной России». Вторая половина XIX века», являющаяся исследованием малоизученных провинциальных театров в контексте социально-нравственных поисков той эпохи13.

Немногим позже появились работы Я.К. Евдокимова, Л.М. Закома, И.А. Крути, Г.А. Малинина, М.П. Молебнова, В.Н. Семенова, Н.Ф. Таубе, Л. Финка раскрывающие интересные страницы музыкального и театрального прошлого Поволжья . К сожалению, и в этих работах, и в театральной, музыкальной, балетной, литературной и других энциклопедиях мало затрагивается интересующая нас проблематика театрального образования.

За последние годы особого внимания заслуживают вышедшие монографии, статьи, докторские и кандидатские диссертации Т.А. Баркеговой, Г.Б. Брагирова, А.И. Демченко, Б.Н. Дмитриевского, Е.А. Поповой и других исследователей, с современных позиций изучающих достижения театрального и музыкального искусства России, выявляющих их актуальные пути развития '.

10 Дынник Т. Крепостной театр. М.-Л., 1933.

" Разгон A.M. Пути советского краеведения//История СССР. 1967.№4. С. 190.

12 Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М.,1972; Асафьев Б.В. Русская музыка:
XIX и начала XX вв. Л., 1968; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX в. Л., 1971; Данилов С.С.,
Португалова М.Г. Русский драматический театр XIX века. Л.,1974; Дмитриев ЮЛ. К истории
русской режиссуры 1880 - 1890 годов. //Театр и драматургия. Л.,1967; Красовская В.М. Русский
балетный театр второй половины XIX века. Л.-М.,1963; История русского драматического театра.
Под ред. Е.Г. Холодова. М.,1987.

13 Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц:1895-1917. Л.,1990.

14 Евдокимов Я.К. Музыкальное прошлое Саратова (до '1917 года); Таубе Н.ФЧетвергь века
Казанской оперы (1874 - 1901) Из музыкального прошлого. М.. 1960; Заком Л.М. Из истории
оперного искусства в Саратове. //Литературный Саратов. 1948; Крути И. Русский театр в Казани. М..
1958; Малинин Г.А.Первые страницы: Из истории Саратовского теазра. //Поволжский край. Саратов.
1972. Вып.].; Молебнов М. Пензенский крепостной театр Гладковых. Пенза, 1975.

15 Баркетова Т.А. Власть и развитие музыкальной культуры в Советской России (1917 - 1932
гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 1999; Браіиров Г.Б. Становление іе.ігра на
Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. Автореф. дне ... канд ист. нахк. М..
2005; Демченко А.И. Отечественная музыка начала XX века: К проблеме создания
художественной картины мира: Автореф. дис. ... докт. ист.наук. М.,1991; Дмитриевский Б.Н.
Театр, зритель, критика: проблемы социального функционирования: Автореф. дис. ... докт.
иск. наук. Л.,1991.

Основательными работами в этом плане явились "История русского драматического театра" в семи томах и многотомный альманах "Музыка России". . В этих трудах провинциальный театр впервые широко и полноправно вводится в общую картину развития русского театрального и музыкального искусства.

Отметим, что в последние годы появились работы, посвященные истории провинциальных театров, но невелико число публикаций по истории театров Поволжья. Это книги М. Абросимова «Это было давно» и И.В. Елисеева «На музыкальной сцене» . Достаточно подробно освещали эти вопросы В.А. Дьяконов и Б.Г. Манжора в своих книгах по истории саратовских театров'8.

Материалы о современном образовании в Саратовской области представлены в недавно вышедших монографиях и региональных энциклопедиях различного профиля 9. Периодическая печать в последние годы также уделяет недостаточное внимание избранной нами теме. Это относится к публикациям, как в местной, так и центральной прессе.

Историографический обзор проблемы показал, что в истории театрального искусства России наиболее полно представлены столичные театры и значительгто меньше внимания уделено периферии. К сожалению, до сих пор не изучены важные направления театральной и музыкальной истории многих провинциальных городов, достигших значительных успехов в своем культурном развитии. Имеющиеся публикации не дают целостного представления о театральном образовании в Поволжье, отражающем сложный путь зарождения и становления различных художественных коллективов, учебных заведений, их развития в зависимости от комплекса различных условий. Названные сюжеты мало изучены и еще ждут своих исследователей.

Имеющаяся литература не исчерпывает всех проблем истории театрального образования, в том числе в нашем регионе. Она создает необходимую основу для дальнейших исследований. Историографический обзор позволил сделать вывод, что в историческом плане выбранная нами тема является малоизученной, в российской историографии пока еще не появились диссертационные работы, комплексно анализирующие опыт развития провинциального театрального образования в избранных нами хронологических рамках.

16 История русского драматического театра: В 7-ми т.М.,1977-1991; Мучыка России:

Альманах. М., 1977-1991. Вып. 1-9.

" Абросимов М. Это было давно. (Из истории Астраханского драматического театра). Астрахань.,

1995; Елисеев И.В На музыкальной сцене. Горький, 1990; Финк Л. Актеры нашего театра (этюды и

характеристики). Куйбышев, 1962.

18 Дьяконов В. Театральное отражение эпох. Саратов, 2001: Он же. Театральная провинция -

столицам- Саратов. 2009; Манжора. Б.Г. Саратовский академический геатр оік'рьі и балета.

4.1. Саратов, 1996. Он же. Саратовский академический театр оперы и балета. 4.2. Саратов.

2004.

" Энциклопедия Саратовского края. Саратов, 2002; Русская театральная школа. М.. 2004. Ученье -

свет. Саратов, 2006.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе совокупности источников изучить сущность и особенности конкретно-исторических явлений и процессов становления и развития музыкального и театрального образования в Саратовском Поволжье, извлечь уроки цз исторического опыта, разработать практические рекомендации, направленные на совершенствование деятельности системы театрально-музыкального образования в современных условиях.

Для достижения названной цели автор поставил следующие задачи:

- проанализировать историографию по теме диссертации, определить
теоретико-методологические основы исследования;

на основе изучения архивных материалов и других источников раскрыть основные социально-исторические предпосылки и факторы, обусловившие создание и функционирование системы театрального и музыкального образования в Саратовском Поволжье;

исследовать основные этапы становления, функционирования и развития театрально - музыкального образования Саратовского Поволжья как составной части системы образования и культуры российского общества;

выявить сущность и особенности, основные направления деятельности театрально-музыкального образования в Саратовском крае в широком социально-историческом контексте эволюции российского общества;

- проанализировать формы и методы организации театральных и
музыкальных учреждений , в Саратовском крае, а также выявить главные
изменения, происходившие в этой системе, оценить их адекватность передовым
творческим идеям исследуемого периода;

- критически осмыслить и оценить исторический опыт развития и
функционирования театрального и музыкального образования Саратовского
края, извлечь и сформулировать уроки, вытекающие из исторического опыта;

разработать практические рекомендации по оптимальному использованию отечественного исторического опыта театрального и музыкального образования в подготовке и воспитании актеров к современным условиям.

Методология исследования. Методологической базой исследования темы является диалектический метод познания, в основе которого лежит конкретно-исторический подход к изучению социальных явлений, рассмотрение их в развитии и взаимосвязи в течение определённого периода времени, что обусловило выбор широких хронологических рамок исследования. Теоретико-методологической основой исследования служат принципы историзма, развития, системности, детерминизма. Развитие и совершенствование системы образования изучалось в историческом контексте времени, с учётом комплекса основных факторов, определявших эффективность ее функционирования и развития. Руководствуясь названными методологическими подходами, автор стремился при анатазе документов, материалов и публикаций придерживаться принципов научной объективности, добросовестности.

Общенаучные методы исследования: анализ, синтез, аналогия и другие используются автором в совокупности, что обеспечивает комплексный подход к изучению избранной темы. Автор стремился использовать апробированные в истории основные общеисторические методы: историко-сравнительный, историко-генетический, проблемно-хронологический, хронологически-проблемный, описательный и иные. Достоинства и ограниченность конкретных методов естественно предполагали их использование в зависимости от конкретных задач исследования Формационный и цивилизационный подходы оцениваются в диссертации как разные аспекты осмысления исторической реальности.

Источниковая база. Основой для написания диссертации послужили документы и материалы о деятельности саратовских театров, театральных и музыкальных учебных заведений, как находящиеся в архивах, так и опубликованные в сборниках документов. Изучены фонды материалов по истории русского театра XIX века, хранящиеся в Центральном государственном архиве древних актов (ЦТАДА) в Москве, по истории театров XIX - начала XX века - в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге и в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в Москве. Использовались фонды областных государственных архивов Саратова ГАСО (Ф.332, Ф.521, Ф522.) и ГАНИСО (Ф.9, Ф.594.), которые содержат документы и материалы местных партийных, общественных организаций, учреждений культуры и образования.

Проработаны фонды Саратовского областного музея краеведения, Государственной центральной театральной библиотеки Союза театральных деятелей, Областного музея краеведения, Саратовской государственной Консерватории имени Л.В. Собинова, областного училища искусств, проанализированы учебные планы, программы, кадровая и репертуарная политика, творческий и преподавательский состав, режим работы, специфика учебных заведений и театров. Документы, регламентирующие театральную и учебную деятельность в России, позволили выявить отношение государственных и муниципальных властей и общественных организаций к театральному и музыкальному образованию, определить основные направления и тенденции его развития. Диссертант широко использовал в своей работе специализированные газеты и журналы по вопросам искусства, театра и музыки, например, «Театр», «Театральная жизнь», «Советская музыка», «Музыкальная жизнь» и др. Были использованы также общественно-политические- издания, в том числе «Саратовский листок», «Саратовский дневник», «Коммунист», «Заря молодежи». Сопоставление разных публикаций способствовало установлению объективной точки зрения на противоречивые сведения и правильной оценке событий.

Научная новизна исследования состоит в том, что это первая работа, рассматривающая музыкальное и театральное образование одного из регионов России, а именно Саратовского Поволжья, на протяжении почти двух веков его истории. На основе изучения большого фактического материала, всестороннего

анализа деятельности саратовских театров, различных театральных объединений и учебных заведений исследован процесс формирования этого специфического образования, его активного влияния на развитие культуры и искусства и другие стороны социальной жизни в регионе. Соискатель стремился осмыслить исторические процессы на основе объективных методологических позиций, сбалансированных научных подходов, воздерживаясь от крайностей в оценках,

С новых методологических позиций рассмотрены сложные проблемы создания театров, учреждений музыкального и театрального образования в Саратовской губернии, диалектики традиций и нововведении. В работе преодолевается господствовавшее в отечественной историографии представление о безраздельном влиянии столичной сцены на провинциальную. Определённые элементы новизны содержатся также в следующих конкретных компонентах исследования: выявлении содержания основных процессов и направлений развития театрального и музыкального образования в контексте конкретно-исторических условий российского общества; определении особенности их развития в Саратовском Поволжье, выявлены новые позитивные и негативные тенденции в эволюции системы музыкальных и театральных образовательных учреждений. Автор восполнил имеющиеся пробелы в изучении проблем по теме исследования, выявил новые и уточнил многие ранее известные факты о деятельности саратовских театров и учебных заведений, изучил различные аспекты их деятельности. В диссертации впервые вводятся в научный оборот многие ранее неопубликованные архивные документы, значительный пласт новых аналитических материалов, отчётов, докладов по проблемам театрального и музыкального образования Саратовской области.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории российского театрального образования, учебных и методических пособий по краеведению, проблемам культуры и искусства, воспитания подрастающего поколения. Конкретные данные, обобщения и выводы работы могут быть использованы в учебном процессе в высшей и средней школе, на семинарах, курсах повышения квалификации работников культуры, искусства, образования. Опыт проведенного исследования, методики изучения деятельности театральных предприятий по обслуживанию и воспитанию различных слоев населения могут быть использованы при изучении театрального движения в других регионах России. Исследование имеет важное прогностическое значение для развития системы образования на перспективу.

Апробация работы. По теме диссертации соискатель опубликовал 7 научных работ, в том числе 2 публикации в журнале, рекомендованном ВАК. Общий объем публикаций - 2 печатных листа. Результаты исследований докладывались на Всероссийской научно-практической конференции, "Художественное образование: преемственность и традиции", Первой научной конференции аспирантов и молодых ученых «История, экономика, культура:

взгляд молодых исследователей», Международной научной конференции «Новый век: человек, общество, история глазами молодых», посвященных 100-летнему юбилею Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевскогои 95-летию Саратовской государственной, консерватории им. Л.В. Собинова, ряде областных научно-практических конференций и краеведческих чтений.

Похожие диссертации на Становление и развитие театрально-музыкального образования в Саратовском Поволжье : XIX в. - 80-е гг. XX в.