Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вклад академика Б.А. Литвинского в изучение истории культуры Северного Таджикистана Тожиев Эркинжон Ихромович

Вклад академика Б.А. Литвинского в изучение истории культуры Северного Таджикистана
<
Вклад академика Б.А. Литвинского в изучение истории культуры Северного Таджикистана Вклад академика Б.А. Литвинского в изучение истории культуры Северного Таджикистана Вклад академика Б.А. Литвинского в изучение истории культуры Северного Таджикистана Вклад академика Б.А. Литвинского в изучение истории культуры Северного Таджикистана Вклад академика Б.А. Литвинского в изучение истории культуры Северного Таджикистана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тожиев Эркинжон Ихромович. Вклад академика Б.А. Литвинского в изучение истории культуры Северного Таджикистана : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Тожиев Эркинжон Ихромович; [Место защиты: Тадж. гос. нац. ун-т].- Душанбе, 2009.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/134

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Роль академика Б.А Литвинского в развитии исторической науки в Таджикистане

1. Основные этапы научной и научно-педагогической деятельности академика Б.А.Литвинского 15 — 46

2. Вклад академика Б.А.Литвинского в изучение древней и раннесредневековой истории Северного Таджикистана 47-72

Глава II. Исследование академиком Б.А.Литвинским истории культуры Северного Таджикистана

1. Кайраккумская культура и отражение индоиранской (арийской) проблемы в исследованиях академика Б.А.Литвинского .- 73 — 95

2. Исследование академиком Б.А.Литвинским материальной культуры Северного Таджикистана 96 — 118

Глава III. Вклад академика Б.А.Литвинского в исследование вопросов верования и этнической истории Северного Таджикистана

1. Исследование проблем этногенеза и этнической истории Северного Таджикистана 119 — 138

2. Вклад академика Б.А.Литвинского в освещение древних верований населения Северного Таджикистана 139- 151

Заключение 152-161

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. История многонационального Советского государства со своими научными достижениями навечно останется в памяти человечества. Именно в эту эпоху получила свое бурное развитие наука, изучающая историю Таджикистана. Весной 1951 года правительством Таджикистана было принято историческое для судеб национальной культуры решение о создании Академии наук Таджикской республики. Этот факт - еще одно важное свидетельство того, что в XX столетии наш народ достиг больших свершений, неутомимо шагая по пути прогресса и цивилизации. Создание Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша при Академии наук Таджикской ССР открыло новые перспективы для исследования различных проблем истории и культуры страны, дало возможность ученым внести ясность в далекое и близкое прошлое таджикского народа. Именно в советскую эпоху благодаря усилиям историков появились выдающиеся произведения по проблемам истории таджиков – фундаментальный труд «История таджикского народа» в 3-х томах и книга академика АН СССР Б.Гафурова «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история», включившие в себя историю таджикского народа с древнейших времен до середине XVIII века. В этих трудах ученым республики и СССР удалось научно систематизировать историю таджикского народа.

Необходимо отметить, что с организацией Академии наук Таджикской ССР ощущалась острая нехватка местных профессиональных специалистов в области исторической науки. Поэтому в 1951 г. по приглашению двух великих востоковедов: академиков АН Тадж.ССР Б.Г.Гафурова и А.А.Семенова в Душанбе прибыл кандидат исторических наук Борис Анатольевич Литвинский. На плечи молодого ученого легла важная миссия – создание и организация сектора археологии при Институте истории, археологии и этнографии им. А.Дониша, которым он заведовал в 1951-1971 годы. Под руководством Б.А.Литвинского в 50-х годах ХХ века начались раскопки на территории Северного Таджикистана (Аштский и Исфаринский районы, территория Кайраккумского водохранилища) – составной части Ферганской долины. Археологические исследования этого района считались самой важной задачей в изучении истории данной местности. Академик АН РТ Б.А.Литвинский как руководитель археологической группы внес личный вклад в открытие исторических памятников и освещении древней истории, культуры и этнических процессов этой территории. Он непосредственно участвовал в проведении раскопок, исследовал и изучал находки. Его вклад в развитие археологии и, в целом, исторической науки в Таджикистане, освещение древних страниц истории Ферганской части Таджикистана, а также в подготовке высококвалифицированных кадров очень огромен.

Актуальность темы диссертации заключается в том, что до настоящего времени отсутствуют специальные научные исследования по комплексному изучению и обобщению вклада Б.А.Литвинского в исследование истории и культуры Северного Таджикистана.

Каждый гражданин должен знать историю своего народа и личную заслугу великих людей в достижении самоопределения нации, развитии науки и культуры страны. Не случайно Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подчеркивает: «Люди, не имеющие представления о судьбах нации, об историческом прошлом своего народа, не знающие традиций и обрядов предков, не умеющие по достоинству оценить роль и место лучших сынов своей Родины, вряд ли могут называться истинными гражданами, полноценными людьми».

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что в условиях независимости Республики Таджикистан заметно возрастает роль великих исторических личностей – видных политических и общественных деятелей, ученых в исторических процессах, развитии национального самосознания таджиков. Присуждение звания героя Республики Таджикистан академику Б.Г.Гафурову является ярким примером вышесказанного. Среди ученых-соратников Б.Гафурова, сделавшие многое для повышения национального и исторического самосознания таджиков, патриотического воспитания молодежи Таджикистана, видное место принадлежит академику Б.А.Литвинскому.

Особую актуальность данное исследование приобретает в связи с тем, что сегодня некоторые ученые, выдвигая различные «концепции» и «гипотезы» пантюркистского характера, целенаправленно искажают исторические факты, стремясь унизить роль таджиков в истории Центральной Азии. Академик Б.А.Литвинский беспристрастно, непредвзято и объективно изучая древнейшую и древнюю историю, культурные и этнические процессы в Ферганской части Таджикистана, определяет истинное место и роль предков таджикского народа в истории региональной и мировой цивилизации. Труды Б.А.Литвинского, сохраняя лидирующее положения в научных кругах, имеют большое научно-теоретическое значение для разработки сложных проблем истории, культуры, этнических вопросов населения Центральноазиатского региона и, в целом, арийской проблемы.

Академик Б.А.Литвинский поистине великий ученый – исследователь древней истории Таджикистана, в том числе и его северной части. Сегодня невозможно представить историю таджикского народа без его научных трудов. Научное наследие академика Б.А Литвинского, бесспорно, вошло в золотой фонд таджикской исторической науки и принадлежит к числу тех фундаментальных трудов, которым суждено надолго служить существенным подспорьем в работе многих и многих исследователей. И это не преувеличение. Чем больше и глубже познаем и критически используем в интересах дальнейшего развития исторических знаний обширное научное наследие Б.А.Литвинского – историка, археолога и педагога, тем больше убеждаемся в том, что имя его по праву названо в числе корифеев исторической науки нашей и сопредельных республик.

Академик Б.А.Литвинский внес большой вклад в изучение истории Ферганской части Таджикистана. Фергана с древнейших времен являлась центром, где протекали узловые процессы культурной и этнической эволюции. Изучая историю, культуру и этнические процессы в Северном Таджикистане, Б.А.Литвинский в своих трудах освещает ряд проблем истории Ферганы и Средней Азии в целом.

Академик Б.А.Литвинский является одним из создателей таджикской историко – археологической школы, получившее международное признание. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена также тем, что изучение и использование научно-педогогического и научно-исследовательского опыта Б.А.Литвинского в создании таджикской исторической и археологической школы может содействовать в организации, решении проблем и развитии исторической науки в РТ, воспитании кадров нового поколения исследователей. Историческая наука с признательностью отмечает его заслуги, продолжаюшего до сих пор обогащать науку ценными трудами и содействовать организации и развитию исторической науки в Таджикистане.

Таким образом, изучение, анализ и обобщение вклада Б.А.Литвинского в исследование истории и культуры Северного Таджикистана является актуальным, имеет не только научно-теоретическое и практическое, но и политическое значение в условиях независимости. Исследование данной проблемы также способствует развитию национального самосознания таджикского народа.

Степень изученности темы. Выбор темы диссертации был обусловлен тем, что до настоящего времени она не подвергалась специальному научному исследованию. Если проанализировать материалы, освещающие жизнь и деятельность Б.А.Литвинского в Северном Таджикистане то можно указать, что в 50 – х годах ХХ века публиковались отдельные научно – популярные статьи в периодической печати об археологических работах археологов под руководством Б.А.Литвинского. Хотя эти статьи написаны в основном, художественным стилем и рекомендуются широкому кругу читателей, они ярко описывают трудную работу археологов во главе с Б.А.Литвинским на территории Северного Таджикистана, в основном в Кайраккуме и в Исфаринском районе.

В 1983 г. вышел биобиблиографический очерк, в котором были собраны материалы по биографии академика Б.А.Литвинского, основные даты жизни и деятельности, библиография печатных работ ученого и статья его ученика чл. – корр. АН РТ В.А.Ранова. Эта же книга с добавлениями и изменениями переиздана в 1996 г. с предисловием академика АН РТ Р.М.Масова. Так как Б.А.Литвинский обучался в САГУ г. Ташкента и в дальнейшем начал свою научную деятельность в Узбекистане будучи аспирантом, а затем преподавателем и заместителем по научной части Института искусствознания Узбекской ССР, известный советский историограф Б.В.Лунин включает его в «Биобиблиографические очерки о деятелях общественных наук Узбекистана». В действительности Б.А.Литвинский имеет большие заслуги в исследовании истории культуры и археологии Узбекистана, а также Туркменистана. Но основная часть жизни и научной деятельности Б.А.Литвинского протекала в Таджикистане и главной его целью является изучение истории и культуры таджиков.

Некоторые аспекты жизни и деятельности Б.А.Литвинского нашли освещение в трудах его современников, друзей и учеников. Следует особо отметить, что в сборниках статей и материалов научных конференций, посвященных 60-летию, 75-летию и 80-летию академика Б.А.Литвинского освещается его педагогическая деятельность, формирование научного кругозора, характер его научно-археологической деятельности, научный диапазон и многие другие достижения Б.А.Литвинского в области археологии, истории, культуры и религии Средней Азии, в том числе и Северного Таджикистана.

Важно отметить исключительно полезную книгу, изданную профессорами Х.Холджураевым и О.Каримовым, где подробно освещается жизнь и деятельность академика Б.А.Литвинского. В книге, наряду с биографическими данными Б.А.Литвинского рассказывается о его роли в создании сектора археологии Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша, организации первых археологических экспедиций в Таджикистане, в том числе и в северные районы: Ашт, Исфара и территории Кайраккумского водохранилища. Х.Холджураев и О.Каримов также освещают педагогическую деятельность и огромную роль Б.А.Литвинского в подготовке высококвалифицированных кадров историков. Ценность труда заключается в том, что в нем приводятся беседы и воспоминания учеников, коллег, друзей и соратников Б.А.Литвинского, таких как Р.М.Масова, Х.Пирумшоева, Г.Х.Хайдарова и других, которые до настоящего времени успешно трудятся в Академии наук Республики Таджикистан и вузах страны. Авторами книги также широко использован личный архив и воспоминания самого Б.А.Литвинского, что увелечивает ценность труда. Однако в работе имеются и отдельные недостатки. Во-первых, авторы не раскрывают некоторые моменты биографии Б.А.Литвинского, в частности год и место рождения ученого, в результате чего читатель приходит к ошибочному мнению, что Б.А.Литвинский родился и вырос в Пролетарском (ныне Дж. Расуловском) районе Республики Таджикистан. Во-вторых, в работе отсутствует всесторонный научный анализ материалов, касаюшиеся жизни и деятельности академика Б.А.Литвинского.

Ученые Азими С., Арабеков У., Джахонов У., Иброхимов Н., Рауфов А., Хасанов Ф., исследовавшие историю отдельных районов Ферганской части Таджикистана, а также академик АН РТ Искандаров Б.И. и Каримов О., изучившие развитие исторической науки в Таджикистане, в своих трудах вкратце показывают вклад Б.А.Литвинского в освещение вопросов истории и культуры Северного Таджикистана.

Более подробно изучением истории и культуры Аштского района занимается таджикский историк Исоматов М.М. В своей работе он особо выделяет заслугу двух советских ученых – Б.А.Литвинского и Е.Д.Салтовской в исследовании истории и культуры Ашта доарабского завоевания. В книге Исоматова М.М. подробно анализируется вклад Б.А.Литвинского в раскопках памятников Аштского района: курумов и муг-хоны, которые относятся к доисламскому населению данной местности.

В статьях российских ученых С.С.Губаева и В.И.Бушкова анализируются труды Б.А.Литвинского, посвященные этническим процессам в Исфаринском районе. Ученые высоко оценивают работу Б.А.Литвинского и Е.А.Давидовича «Археологический очерк Исфаринского района», в котором наряду с археологическими памятниками района исследуюется и вопросы этногенеза населения Исфары. В.И.Бушков в своей статье «Особенности формирования населения Юго-Западной Ферганы (на примере Исфаринского района Согдийской области Республики Таджикистан)» для освещения раннего этапа жизни селении Ворух Исфаринского района в основном опирается на результаты раскопок знаменитого Ворухского могильника, осуществленного в 50-х гг. ХХ века археологом Б.А.Литвинским.

Таким образом, вышеуказанные работы, несомненно, внесли определенный вклад в научную разработку исследуемой нами проблемы. Однако при всей их научной значимости и ценности, следует отметить и ряд существенных недостатков. К недостаткам многих публикаций следует отнести повторение или дублирование, привлечение одних и тех же документов, материалов, исследуемых вопросов, связанных с научно-педагогической и археологической деятельностью Б.А.Литвинского.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности темы и степени ее изученности целью диссертационной работы является комплексное изучение и обобщение вклада Б.А.Литвинского в исследование истории и культуры Северного Таджикистана периода древности и раннесредневековья. В связи с этим определены следующие задачи:

показать роль Б.А.Литвинского в развитии исторической науки в Таджикистане;

осветить научно – педагогическую деятельность Б.А.Литвинского;

раскрыть вклад Б.А.Литвинского в изучение и освещение актуальных проблем древней и раннесредневековой истории Северного Таджикистана;

проанализировать труды Б.А.Литвинского, посвященные Кайраккумской культуре;

показать вклад Б.А.Литвинского в освещение индоиранской проблемы;

осветить вклад Б.А.Литвинского в исследование материальной культуры Северного Таджикистана;

раскрыть вклад Б.А.Литвинского в исследование проблем этногенеза и этнической истории Северного Таджикистана;

показать вклад Б.А.Литвинского в освещение древних верований и других вопросов этнографии населения Северного Таджикистана;

Хронологические рамки исследования охватывают период 50-е гг. ХХ века по настоящее время. Именно в этот период протекала педагогическая и научно-исследовательская деятельность Б.А.Литвинского. Однако, следует отметить, что археологическая деятельность Б.А.Литвинского в Северном Таджикистане была осуществлена в 50-е – 70-е годы ХХ века. В эти годы были написаны все труды, статьи, доклады, очерки, а также докторская диссертация ученого, в которых освещалась древняя и раннеесредневековая история и культура Северного Таджикистана.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

-во-первых, автор доказывает, что Б.А.Литвинский смог создать свою научную школу в Таджикистане;

-во-вторых, в диссертации впервые комплексно показан личный вклад Б.А.Литвинского в разработку сложных проблем истории, культуры, этнических процессов, а также вопросов верования населения Северного Таджикистана;

-в-третьих, в исследовании объективно обобщается и освещается роль научной школы академика Б.А.Литвинского, его личный вклад в подготовке научных кадров, написании учебников по истории таджикского народа;

-в-четвертых, доказано, что научные выводы Б.А.Литвинского по индоарийской проблеме и другим этническим вопросам Ферганской части Таджикистана до сих пор занимают лидирующее положение в научных кругах;

- предлагаются рекомендации по дальнейшему использованию богатейшего научного наследия Б.А.Литвинского для изучения и исследования истории и культуры Северного Таджикистана.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней впервые на основе большого количества источников и разнообразного фактического материала обобщена научная деятельность Б.А.Литвинского. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке и написании отдельных разделов истории таджикского народа, истории Согдийской области и отделных районов Северного Таджикистана, чтении спецкурсов в высших учебных заведениях, при создании учебных и учебно-методических пособий. Материалы и выводы диссертации, особенно по проблемам этногенеза и этнической истории Северного Таджикистана, материальной и духовной культуры, а также по другим актуальным вопросам

истории Ферганской части Таджикистана, могут быть эффективно использованы в повышении национального самосознания таджикского народа, в патриотическом воспитании молодежи независимой Республики Таджикистан.

Методологической основой диссертации стал принцип объективного освещения деятельности видного историка и археолога Б.А.Литвинского по изучению проблем истории и культуры Северного Таджикистана. При подготовке диссертации были использованы различные методы исследования исторических трудов – изучение фактов, сравнительно-исторический анализ, описание, сопоставление, обобщение, логико-историческая реконструкция.

Источниковедческая база исследования обширна и многогранна; ее можно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся научные труды, очерки, статьи, доклады Б.А.Литвинского, которые являются источником для изучения истории, культуры, этнических вопросов и верований населения Северного Таджикистана в древности и раннем средневековье.

Вторая группа охватывает очерки и статьи Б.А.Литвинского, имеющие научно-археологическую основу, но написанные художественным стилем. Эти научно – популярные статьи, которые освещают археологические раскопки в Ленинабадской области, находки, памятники истории и культуры Северного Таджикистана, изданные в газетах «Ленинабадская правда», «Коммунист Таджикистана», «Коммунисти Исфара», «Коммунисти Ашт», в журнале «Природа» и книге «Археологи рассказывают».

К третьей группе относятся Указы Президиума Верховного Совета Таджикской ССР и архивные документы, находящиеся в фондах Центрального государственного архива Республики Таджикистан, материалы архива Академии наук РТ, архива Таджикского национального университета и личное дело Б.А.Литвинского, находящееся в отделе кадров АН РТ. Необходимо отметить, что материалы большинства архивов, к сожалению, имеют разрозненный характер и не всегда оформлены на должном уровне. Это создало определенные трудности при написании работы и в некоторой степени ограничило более детальное освещение исследуемых вопросов.

К четвертой группе относятся весьма плодотворные беседы с докторами исторических наук, профессорами Р.А.Набиевой, С. Мухторовым, Ф.Зикриёевым и доцентом Т.Мунавваровой, позволившие глубже узнать Бориса Анатольевича Литвинского, как ученого и человека.

Вышеуказанные источники оказали автору неоценимую помощь в написании диссертационной работы.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекемендованна к защите на заседании кафедры истории таджикского народа Таджикского национального университета (протокол № 2 от 29 сентября 2009 г.). По материалам исследуемой темы автор выступал с научными докладами на традиционных научно-теоретических и практических конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского национального университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Вклад академика Б.А.Литвинского в изучение древней и раннесредневековой истории Северного Таджикистана

Борис Анатольевич Литвинский родился 17 апреля 1923 г. в г. Ташкенте Республики Узбекистан в семье рабочего.1 Его отец, Анатолий Борисович, был рабочим подвижного состава узкоколейной железной дороги Драгомирово-Сулюкта. Недалеко от железной дороги еще до первой мировой войны (1914-1918) один из его друзей организовал ремонтную мастерскую для обслуживания населения села по бытовой технике. Недолго поработав на этом месте он переезжает в г. Ташкент. В начале 30-х годов XX в., семья снова вернулась в Пролетарок (ныне район им. Дж.Расулова). Анатолий Борисович стал работать в Депо железной дороги станции Драгомирово, где занимался ремонтом вагонов. Именно в Пролетарске Б.А.Литвинский пошел в школу, но закончил ее в г. Ташкенте потому, что преследования 30-х годов XX века не обошли стороной и их семью. Его отец пользовался авторитетом среди рабочих, ему доверяли самые ответственные участки по ремонту вагонов. Однажды во время проверок была обнаружена недостача подшипников. Все нехватки этих деталей руководство Депо свалило на него и дело дошло до судебных инстанций. В итоге его арестовали и повезли сначала в г. Сулюкту (Ошская область), а затем переправили в г. Ош Киргизии. Семья попала в репрессию и начались тяжелые дни. Б.А.Литвинский стал сыном «врага народа». Его мать, Берта Ильинична - будучи бухгалтером одного из колхозов Пролетарского района отправляет своего сына к родным в г. Ташкент, опасаясь отправки сына в концентрационные детские лагеря. Поэтому он был вынужден окончить среднюю школу в г. Ташкенте.2 В школе его одинаково влекли гуманитарные науки (история, философия) и математика. Участвуя в школьной математической олимпиаде он получает первую в жизни премии -фотоаппарат. После окончания средней школы Б.А.Литвинский со своей одноклассницей Е.А.Давидович подали заявление на философский факультет Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ) и были приняты. Но желание остаться в г. Ташкенте победило и они поступили на исторический факультет Среднеазиатского государственного университета (САГУ, ныне Национальный университет Узбекистана им. М.Улугбека).

Когда началась Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), Б.А.Литвинский хотел добровольно попасть на фронт и пришел в военкомат. И это было естественно — те, кто считались «врагами народа», хотели своей кровью смыть этот позор. Однако Б.А.Литвинского и его однокурсников не послали на фронт, так как они должны были продолжить учебу. В ноябре 1941 года Б.А.Литвинский и Е.А.Давидович поженились. Это было очень трудное время. Учебу пришлось сочетать с работой -Б.А.Литвинский работал по ночам на военном заводе, а Е.А.Давидович - в военном госпитале.2

На творчество Б.А.Литвинского, бесспорно, большой отпечаток наложила школа авторитетного исследователя археологии Средней Азии, профессора М.Е.Массона, которого можно назвать «отцом среднеазиатской археологии», поскольку именно на кафедре археологии САГУ в 40 - 50 -е годы XX в. были выработаны основные принципы методики раскопок и обработки археологических материалов, в дальнейшем послужившие «руководством к действию» для нескольких поколений археологов Средней

Гуманитарный вуз университетского типа, существующие в СССР в 1930-е гг. В 1938 г. МИФЛИ присвоено имя Н. Г. Чернышевского. После расформирования в 1941 г. МИФЛИ влился в Московский государственный университет им. М.В-Ломоносова. Азии, которых можно назвать «внуками» и «правнуками» М.Е.Массона и его кафедры.

На одной студенческой конференции Б.А.Литвинский и Е.А.Давидович совместно выступили с докладом по тему «Семейные обряды казахов». На конференции присутствовал профессор М.Е.Массон, его выступления произвели на молодых супругов - будущих ученых сильное впечатление. Профессор М.Е.Массон тоже обратил на них внимание. В результате они решили специализироваться по археологии. Душой кафедры археологии Средней Азии САГУ был профессор М.Е.Массон, ее организатор и заведующий. Как вспоминают Б.А.Литвинский «он был человек большого таланта, энергичный и темпераментный, он зажигал окружающих, особенно нас, студентов, своей страстной любовью к науке, к археологии. Постепенно мы стали все больше понимать, сколь велик запас знаний, как всесторонне знает прошлое Средней Азии наш наставник. Его личность, характер, его научные исследования оказали на меня очень сильное впечатление и в многом определили формирование моей научной индивидуальности. Невольно подражая ему, я стремился охватить все области археологии Средней Азии, от бронзы до позднего средневековья, детально знать . историю, географию, этнографию Средней Азии. Предполагалось также, что археолог должен знать в мельчайших подробностях, любые статьи и заметки дореволюционных путешественников и краеведов»". Об этом свидетельствуют труды Б.А.Литвинского «Археологический очерк Исфаринского района», «Курганы и курумы Западной Ферганы» в которых приводится подробные сведения о дореволюционных путешественниках и краеведах, которые знакомились с разными археологическими памятниками

Кайраккумская культура и отражение индоиранской (арийской) проблемы в исследованиях академика Б.А.Литвинского

Научное изучение древней и раннесредневековой истории Северного Таджикистана началось ещё до Октябрьской революции. В дореволюционный период русские ученые, путешественники, краеведы работали на территории Северного Таджикистана, собрали сведения об отдельных археологических и архитектурных памятниках и нумизматических находках. Записывались также исторические легенды. Крупнейшие ученые - востоковеды XIX - начало XX вв. В.В.Григорьев и В.В.Бартольд в своих многочисленных трудах проанализировали древние и средневековые греческие, латинские, китайские, арабские, таджикско -персидские источники, касающиеся истории городов на территории Средней Азии, и в том числе Северного Таджикистана:.

Древнейшие письменные свидетельства о первых городах Средней Азии, в том числе Худжанде, содержится в сочинениях античных греческих и римских авторов: Арриана, Квинта Курция Руфа, Юлиана Юстина,. Плиния, Страбона, которые описывая завоевательные походы Александра Македонского, попутно дают отрывочные сведения и об Александрии Крайней, как в то время называли Худжанд.1 По древней истории Северного Таджикистана, особенно по временам существования Даванского государства в Ферганской долине, сведения древнекитайских авторов имеют ценные значения, которые были собраны российскими исследователями Н.М.Кюнерым и Н.Я.Бичуриным.2

Однако самое детальное изучение письменных источников не позволяет воссоздать сколько - нибудь полную картину истории и истории культуры Северного Таджикистана по той причине, что для древнего периода письменные источники носят отрывочный и случайный характер. Для характеристики первобытнообщинного и раннеклассового строя основными источниками, на основе которых мы можем восстановить исторические картины далекого прошлого, служат по преимуществу дошедшие археологические памятники.

В конце 20-начала 30 — х годов XX века начинаются исследования в области горного дела Северного Таджикистана, в которых принимают участие геологи Д.Д.Щербаков, А.В.Коровлев, С.Ф.Машковцев, А.М.Ракитин и археолог М.Е.Массон. В Карамазаре были открыты древние выработки, рудничные колонии, на повестке дня встает проблема Кухи-Сима.1

Большую роль в археологическом изучении Северного Таджикистана в частности Ферганской его части, сыграло вышедшее в 1930 г. «Учебное пособие по географии Таджикистана» в 2-х частях Н.Г.Маллицкого.2

Открытие согдийских документов на горе Муг (долина Зарафшана) в 1932-1933 гг. дало толчок развитию археологическим исследованиям на территории Северного Таджикистана. На территории Исфаринского района начали проводиться археологические работы под руководством Б.А.Латынина и Т.Г.Оболдуевой. Изучались памятники Могол-Тау, Науского (ныне Спитаменского) района и самого Худжанда. Активно работал по изучению области Ленинабадский «Краеведческий музей Северного Таджикистана».

Важный этапом в изучении Ферганы явилась экспедиция археологического надзора на строительство- БФК (начальник М.Е.Массон, 1939). Судя по опубликованным материалам, территория таджикской части Ферганы почти не подвергалась исследованию за исключением Ашта.4 Тем не менее, сделан ряд важных заключений и по истории материальной культуры таджикской Ферганы, начиная от каменного века до позднего средневековья. Во время этих работ архитектурная группа во главе с Г.А.Пугаченковой обнаружила в Аште в мазаре Аштсахоба средневековый михраб (XI — XIII вв.) покрытый великолепным резным глиняным штуком.1

Организация в составе Института истории АН Таджикской ССР сектора археологии под руководством Б.А.Литвииского (1951 г.) - первого научного археологического учреждения в республике позволило усилить археологические исследования в Северном Таджикистане. Б.А.Литвинский проводит разведки и раскопки в Кайраккумом, Канибадамском, Исфаринском и Аштском районах, детально изучает памятники оседлого и кочевого населения, а также историю горного дела Карамазара.

Если обратить внимание на археологическую деятельность Б.А.Литвииского, можно отметить, что 50-е годы XX века посвящены археологическим разведкам и раскопкам Северного Таджикистана, в Северо - Западной части Ферганы. Но здесь можно отметить Хутталскую экспедицию, проведенную в 1951 - 1952 годах и давшую хорошие результаты. Именно эта экспедиция обнаружила древнюю столицу Хуттала - г.Хульбук.2

В середине XX века руководство страны приняло решение о строительстве Кайраккумского водохранилища. Воды рукотворного моря должны были затопить значительную часть урочища Кайраккум, простиравшегося по правому и, частично, по левому берегу Сырдарьи на протяжении свыше 70 км. Это были, особенно на правобережье, совершенно неосвоенные пустынные урочища, в значительной мере покрытие высокими песчаными барханами. С севера, где урочище ограничено грядами Ак-Бель и Акчоп, поверхность заполнена россыпями речной гальки. В Институте истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР в связи с этим состоялось короткое совещание." Решено было направить для обследования этой территории несколько экспедиций, в том числе одну -для поисков памятников эпохи первобытнообщинного строя (каменный и бронзовый век). Эту экспедицию предложили возглавить всемирно известному археологу, профессору Алексею Павловичу Окладникову. Б.А.Литвинский был начальником отряда в этой экспедиции.

Исследование академиком Б.А.Литвинским материальной культуры Северного Таджикистана

Исследование материальной культуры древнейшего населения Северного Таджикистана занимает важное место в трудах Б.А.Литвинского. В ходе раскопок курганов Исфаринского района и курумов Аштского района, а таюке могильников эпохи бронзы Ходжи-Ягона и Дахана он обнаруживает различные предметы древних людей и анализируя эти находки, отражает в своих трудах богатую материальную культуру этих регионов.

Необходимо отметить, что проблема изучения курганов и курумов Северного Таджикистана началась еще в конце XIX века. В ХГХ-начале XX вв. курганы Ферганской долины изучались лишь дилетантами. В части Исфаринского района можно указать на несколько примеров таких исследований. В июне 1904 г. по поручению Туркестанского кружка любителей археологии были осмотрены два «древних кладбища» в Исфаринском районе: одно в к.Чоркух, другое - близ Ворухского ущелья.1

В августе 1904 г., М.С.Андреев и А.А.Половцов совершают поездку в Исфару со специальной целью - скопировать южную надпись в Ворухском ущелье. На обратном пути они осмотрели «кладбище неизвестного времени» на юго-востоке от Исфары. По рассказам местных жителей, «...каждая могила состоит из подземной камеры, обложенной кирпичом, с трубой, выходящей на поверхность земли. В могилах были найдены скелеты, гипсовые и металлические фигурки, кусочки королла и сердолика, глиняные кувшины и монеты с центральным отверствием».2

В 1915 г. инспектор народных училищ Ферганской области П.Е.Кузнецов совершил, главным образом с этнографическими целями, поездку по Кокандскому уезду, в том числе и по Исфаринской волости. В

Таким образом, в дореволюционный период прогресс был близок нулю: были лишь зафиксированы некоторые могильники, которые рассматривались как «древние кладбища» без какой-либо детализации. Можно сказать, что даже на чрезвычайно низком общем фоне исследованности могильников Средней Азии, изучение подбойно — катакомбных памятников, то есть курганы Северного Таджикистана за дореволюционный период выглядит крайне убого.

Положение меняется в советское время, когда археологические работы в Средней Азии постепенно приобретают серьезный размах и становятся подлинно научными. Начало научного изучения ферганских подбойно-катакомбных памятников связано с именами Б.А.Латынина и Т.Г.Оболдуевой. Они в начале 30-х годов XX в. впервые исследовали древние могильники Западной Ферганы с применением современной методики. В Исфаринском районе были сделаны вскрытияv на трех могильниках. Могильник №1 в местности Хазина-хона был исследован двумя раскопками, которые вскрыли два целых и два разрушенных. Одно погребение было произведено в хуме. В расположенном неподалеку могильнике №2 встречен хум-оссуарий. В третьем могильнике был раскопан один курган. Погребение в нем было датировано первым веком н.э., а захоронения в хумах — VII-VIII вв.

Мы сознательно подробно остановились на этих работах пионеров научного исследования курганов Северного Таджикистана, ибо именно тогда были заложены первые кирпичи здания Ферганской курганной археологии.

В 50 - начало 60 гг. XX столетия происходит скачкообразный рост количества исследованных могильных комплексов. Под руководством

Исфаринского района открыли свыше 15 курганные могильники. Под руководством Б.А.Литвинского были произведены раскопки на одиннадцати могильниках: Кех, Ворухском, у Ворухском ущелья, Чоркух II, Сурх II, Карабаг, Исфара I, Каландар-хона, Усто-Мулло и Чилгази. Всего при этом было вскрыто 259 курганов."" Было установлено, что курганы принадлежат древним населением — кочевникам Исфаринского района.

Курганные могильники располагаются-большей частью на покатых подгорных каменистых равнинах, пересеченных саями. Обычно это земли, которые даже сейчас не используются для посева сельскохозяйственных культур. Местное таджикское население знает два термина "для этих могильников: «гур-и муг» и «гур-и калмок». Внешний вид курганных насыпей не одинаков. Южная группа могильников имеет по внешному диаметру насыпи кольцо из крупных камней. Начиная с Карабага и севернее появляется, наряду с вышеописанным, новый тип насыпи - из мелкого щебня, без выкладки из крупных камней. Возможно, что существовали и грунтовые могильники без курганных насыпей.3

Проблема датировки курганных могильников Северного Таджикистана до сих пор остается сложной. Б.А.Литвинский в более раней своей статей предложил датировать Исфаринские могильники II в. до н.э. до VI - VII вв.

В результате анализа каждого могильного комплекса, сопоставления их друг с другом внутри могильника и сравнения комплексов целых могильников — по всем категориям составляющих их компонентов, Б.А.Литвинский пришел к заключению, что самые ранние их них могут датироваться I - II вв. н.э. Но основная масса погребений может быть датирована II - IV вв. н.э.; значительная - V - VI вв. Среди самых ранних - комплексы из могильников в Ворухском ущелье, Сурх II и Чоркух П. Наиболее крупные могильники существовали очень длительное время: по три-пять столетий."

В могильнике Каландар-хона значительная часть захоронений относится к более позднему времени, примерно к III - V вв. н.э. Об этом свидетельствует появление поздних форм черешковых трехлопастных стрел, а также то обстоятельство, что кирпич, встреченный во ; многих-захоронениях, имеет чаще всего размер 38x28x7.5 до 50x32x10 см. Близкий по размерам кирпич известен из раскопок на Калаи Боло - в замурованной стене и для некоторых других памятников района, причем он может быть датирован III - V вв. н.э.3

Вклад академика Б.А.Литвинского в освещение древних верований населения Северного Таджикистана

При раскопках могильников и поселений на территории Ташкентской области были сделаны многочисленные находки керамики первой половины I тысячелетие н.э. с зооморфными ручками. После археологических работ Б.А.Литвинского на территории Северного Таджикистана выяснилось, что ареал распространения этой керамики не ограничивается Ташкентской областью, а включает все районы по среднему течению Сыр — Дарьи, в том числе и отроги Кураминского хребта, расположенные на территории Северного Таджикистана."

Вне основного ареала можно отметить лишь немногочисленные находки такой керамики, например, в Южном Таджикистане, Южном Узбекистане, а таюке в Южной Фергане (Исфаринский район), что; связано с кочевническими передвижениями рубежа н.э.

Подавляющие большинство зооморфных ручек керамики Северного Таджикистана воспроизводят барана; встречаются также изображения козла, собаки, барса, лошади и др. Следует полагать, что у саков и их потомков кангюцев фарн мог выступать в образе барана. По сообщениям китайских исторических хроник, в таких среднеазиатских владениях, как Бохань (Фергана), Хэ и Унагэ престолы владетелей были сделаны в виде золотого барана.3 Судя по позднейшим зороастрийским текстам и иконографическим материалам олицетворение фарна в образе барана было известно и другим народам Средней Азии, но у них баран был, по-преимуществу, воплощением и атрибутом царского фарна, тогда как у саков и сарматов его область было несравненно шире. Почему ручки сосудов оформлялись в виде барана, символизировавшего фарн? По-видимому, такие ручки воспринимались, как: обеспечивающие обилие, гарантирующие здоровье, защиту от действия злых сил.

Разумеется, такие ручки были и декоративным элементом керамики. Но почему на огромной территории - от Северного Причерноморья до Сыр-Дарьи - оны воспроизводят, прежде всего, образа барана и нескольких других животных? Иногда отвечают на это, тем что овцы и кони играли большую роль в скотоводстве всех этих племен. Однако, Б.А.Литвинский отмечает, что эти специфические изображения нельзя рассматривать как прямое отражение состава стада. Воспроизведения домашних животных на керамике связаны с хозяйственной жизнью сарматских и среднеазиатских племен не непосредственно, а через сложную систему идеологических, в частности религиозных представлений.1

До сих пор овца у всех таджиков признается наиболее почитаемым. животным. В кишлаке Пунук Аштского района, старики рассказывают, что в этих местах жил старик у мазара. К нему пришел баран, якобы посланный пророком для «худой» (жертвы). Старик зарезал барана, а рога сложил у мазара: старика и это место с тех пор стали называть Кочкар-ота. Старик часто ходил в Пунук, но в сам кишлак не заходил, а доходил лишь до сая перед кишлаком. И в местах от Сарвака до Пунука, где он проходил и где касался земли его посох, выступали родники. Б.А.Литвинский в книге «Кангюйско-сарматский фарн» также приводить ряд сохранившиеся верований, связанных с фарном-бараном у таджиков, преимущественно памирских, так как тюркско-монгольские напластования в них минимальны.

По мнению Б.А.Литвинского зооморфные ручки среднеазиатской и сарматской керамики первых веков н.э. не имеют прямой преемственной связи с зооморфными ручками (в частности, в виде барана) на керамике из комплексов эпохи поздней бронзы, происходящих с территории Ирана.1

Особое место в исследованиях академика Б.А.Литвинского занимает верования древних ферганцев, связанных с зеркалом. При раскопках курганных могильников II в. до н.э. — VII в. н.э. на территории Исфаринского района во многих погребениях были обнаружены зеркала. Это импортные китайские зеркала ханьского времени, а также зеркала местного производства и миниатюрные зеркала-подвески. Среди этих находок особое внимание обращают преднамеренно разбитые зеркала. Такова, например, половина бронзового зеркала из нижнего захоронения кургана Ворухского могильника. Оно принадлежит к типу «восьмиарочных» зеркал без надписи." " Во время" изучения зеркал археологам удалось установить, что оно не разбилось в процессе употребления, а было специально повреждено. С этой целью каким-то острым орудием типа зубила, по которому ударяли чем-то тяжелым, примерно посередине тыльной поверхности была проведена ломаная бороздка. Многочисленные следы этого тонкого острого орудия были видны совершенно отчетливо. Чрезвычайно интересно, чтоь зеркала при этом рубилось не на всю толщину, а только на две трети - три четверти ее. Аналогичные операции производились и над некоторыми зеркалами местного производства.

Преднамеренно разбитые зеркала были найдены и в других могильниках Ферганы. Следует отметить, что зеркала или их фрагменты имеются далеко не во всех захоронениях Ферганской долины. Это может свидетельствовать о наличии имущественного расслоения.

Как известно, вообще объекты, положенные в могилу или покинутые на ней, часто бывают намеренно разбитыми. Этот обычай очень широко распространен, и его нередко объясняют желанием предупредить грабеж могил. Однако, как давно выяснили этнографы, подлинная первоначальная сущность этого обычая лежит глубже. В сознании тех, кто разбил или испортил погребальные обряды, этот факт был эквивалентен смерти этих предметов. «Душа», а вернее «тень» вещи, следовательно, получала возможность следовать за душой человека в потусторонний мир. Академик Б.А.Литвинский приводит пример верования хакасов, согласно которому «человек умер, тело его сгниет, а душа будет жить в стране мертвых. Надо и вещи убить, чтобы"душа их вышла из них и последовала за душой человека в страну мертвых»." Однако в большинстве случаев в ферганских захоронениях из всего инвентаря разломаны лишь зеркала, другие же предметы положены в- могилу целыми. Б.А.Литвинский, анализируя вышеприведенный факт, приходит к заключению, что у сарматов и среднеазиатских жителей, оставивших курганы, существовали специфические верования, связанные с поломанными зеркалами.3 Он пишет, что «сохранившееся у многих народов до современности суеверие, согласно которому разбитое зеркало предвещает несчастье, иногда смерть близких, суеверие, известное и среднеазиатским народам, в частности таджикам, возможно, является следствием существовавшего в прошлом обычая намеренно разбивать зеркало в случае смерти близких».

Похожие диссертации на Вклад академика Б.А. Литвинского в изучение истории культуры Северного Таджикистана