Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Зарождение, становление и развитие химических знаний в Центральной Азии Саидмурадов, Далер Умедович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саидмурадов, Далер Умедович. Зарождение, становление и развитие химических знаний в Центральной Азии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Саидмурадов Далер Умедович; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2012.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/110

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предалхимический период истории химии в Центральной Азии 13

1.1 .Основные этапы формирования химической мысли 13

1.2. Исторические условия зарождения химических знаний 25

1.3.Заратуштра, книга Авеста и первые химические наставления 33

Глава 2. Из истории практической химии в Центральной Азии 41

2.1. Возникновение практической химии 42

2.2.Влияние практической химии на развитие других ремёсел 63

2.3.Теоретические представления о практической химии 71

Глава 3. Алхимический период химической науки Центральной Азии 78

3.1 . Основные особенности алхимического периода 78

3.2.Роль центральноазиатской алхимии в развитии химических знаний 84

3.3. Влияние ислама и алхимии на развитие естественных наук 117

3.4. Роль химии в зарождении ятрохимии и врачевания 125

Заключение 136

Список использованных источников и литературы 140

Приложение 1 151

Приложение 2 165

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Возрастающая роль науки, в том числе химии, в жизни современного общества требует все более тщательного изучения исторических путей её развития. Целостная картина развития химии в мире не может быть создана без обстоятельного изучения истории зарождения и развития химических знаний в отдельных регионах планеты. Являясь частью истории химии, история возникновения и становления химических ремесел и науки в каждом регионе имеет свои особые черты, которые должны быть изучены и раскрыты. Это, позволит оценить вклад каждого народа в развитие химической науки и в то же время, будет способствовать раскрытию закономерностей развития химии в том или ином регионе. В этой связи исследование и обобщение исторических аспектов становления и развития химии в Центральной Азии, является актуальным.

Известно, что первые химические знания в центральноазиатском регионе основывались на практических опытах и различных ремёслах. Жизнь древних людей и развитие человечества, прежде всего, требовали простейших химических навыков, а также знаний по практической химии. Всё это было сосредоточено в высших кругах племён. Химия получила мощный экономический импульс с возникновением ислама и Арабского халифата, особенно в период правления Аббасидского халифа Харуна ар-Рашида (786-809 гг.) и его сына ал-Маъмуна (813-833 гг.). В этот период строились астрономические лаборатории, здания для научной и переводческой работы, химические лаборатории и библиотеки; но изучение такого наследия мыслителей древнего и средневекового Востока до настоящего времени так и не занимает должного внимания исследователей. В различных книгохранилищах и музеях мира, а также в частных коллекциях, находится большое количество рукописей учёных стран Ближнего и Среднего Востока, написанных на заре человечества. Современное поколение учёных пока не провели должного анализа, в том числе и сопоставительного, этих книг-сокровищниц, т.к. крайне мало специалистов со знанием древних, отмерших языков.

Проведение исследований в этом направлении, бесспорно актуально потому, что оно позволяет оценить вклад, внесённых мыслителями Центральной Азии, Ирана, Индии, арабского Востока в прогресс мировой цивилизации. Это, в свою очередь, позволяет раскрыть принцип преемственности в науке, которая передавалась от Востока к Западу и наоборот, что привело в конечном итоге к прогрессу общечеловеческой' цивилизации со всеми отраслями как естественных, так и общественных наук. Для определения истоков зарождения практической химии актуальным является также глубокое изучение научного наследия древнейшей сокровищницы знаний «Авеста», свода знаний, экологических

наставлений, законов бытия, которые во многом проливают свет на этапы возникновения, развития, становления мировой научной мысли и практических ремёсел.

Исследование роли научных академий и школ, функционировавших в странах средневекового исламского Востока, изучение огромного творческого наследия выдающихся мыслителей того времени, таких как Джабира ибн Хайяна (721-815 гг.), Мухаммада Закария ар-Рази (865-925 гг.), Абу Али ибн Сина (980 - 1037 гг.), Абу Мансура Муваффака ал-Хирави (895-981 гг.), Абу Райхана ал-Беруни (973 - 1048 гг.) и многих других, имеют важное значение для выявления зачатков зарождения естественных наук, в том числе химии. Без оценки и знания исторической роли и вклада этих мыслителей в общечеловеческое научное достояние, нельзя представить достижения современной химической науки и производства, а также смежных с ней других отраслей естествознания.

Изучение эволюции химических знаний и ремёсел, позволяет во многом по-новому оценить значение достижений учёных, работавших в предалхимический и алхимический периоды. Учёные того времени достигли огромных высот в познании материального мира. Они осуществляли блестящие химические эксперименты, поражающие воображение современных учёных, создавали сложную технику (реакторы) для проведения различных химических реакций и таких процессов, как перегонка, экстракция, дистилляция, кристаллизация и т.д. Современная техника химического эксперимента в большинстве случаев, почти не отличается от приборов сделанных далекими предками. Выводы выдающихся учёных того времени о составе минералов, строении и свойствах воды, солей, кислот и оснований, лекарственных веществ, об особенностях химических процессов и технологий, о мироздании, хорошо согласуются с основами теорий и практики современных учёных, полученных с применением сложнейшей электронной и вычислительной техники.

Поэтому, для исследователей истории химии, важное научное и практическое значение имеет выявление истоков, периодов и этапов зарождения, становления и последующих путей развития химии как науки, технологии, а также смежных с ней областей естествознания, фармакологии, физики и медицины.

Степень изученности проблемы. История зарождения практической химии этапы её развития в древности и в средневековье привлекали внимание исследователей ещё в XIX в., но отдельные сведения и научные работы в этом направлении просто не дошли до нас. Двумя, самыми глубокими исследованиями по истории химии, считаются работы Бертло и Штрунца, в которых были изложены предалхимический и алхимический

периоды.1 Также, из ранних работ привлекает труд Э. Мейера2, содержащей историческую трактовку отдельных явлений и периодов в развитии химии.

В советский период вопросы зарождения химии в Центральной Азии нашли своё отражение в работах А.С. Садыкова3, У.И Каримова4, в коллективных трудах5, посвященных всеобщей истории химии. Так, в многотомном издание Института истории естествознания и техники АН СССР «Всеобщая история химии», представляющая собой серию взаимосвязанных монографий, характеризующих зарождение, становление и развитие основных представлений, идей и методов химической науки от древнейших времен до XVII века, фрагментарно освещены некоторые вопросы возникновения и становления химических знаний на Востоке, в частности в Центральной Азии. Также, весомый вклад в изучении истории химии внесли известные советские ученые Н.А. Фигуровский6, И.С. Мустафин7, В.Л. Рабинович8, Ю.И. Соловьев9 и др. В их трудах освещаются общие вопросы истории химии и представляют своеобразный интерес для более полного понимания исследуемой нами проблемы.

Значительный вклад в изучении рассматриваемой проблемы внесли башкирский ученый Д.Л. Рахманкулов, таджикские исследователи З.Н. Юсупов, Б.Х. Кимсанов, Э.У. Нуъманов, Г.Н. Наврузов, М.Б. Каримов, К.Б. Хусейнов, Б.К. Курбанов, Ф.Б. Кимсанова и др.10 Определенную

'См.: Меншуткин Б.Н. Работы М. Бертло по истории химии (1827-1927гг.) //

Очерки по истории знаний.- Л., 1927.- Вып.З.- С.132; Он же: Химия и пути её

развитая.- М: АН СССР, 1937.- 341 с.

2Мейер Э. История химии с древнейших времен до настоящих дней / Перевод с

немецкого издания с предисловием Д.И. Менделеева.- СПб., 1899.- 37с.

эСадыков А.С. К вопросу о возникновении химии в Средней Азии // Материалы по

истории отечественной химии.- М.-Л., 1950. - С. 176-188.

4Каримов У.И. К вопросу о взглядах Ибн Сины на химию. Ибн Сина. // Материалы

научной сессии АН Уз ССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины.-

Ташкент, 1953.-С. 39-42с; Он же: Неизвестное сочинение ар-Рази «Книга тайны

тайн».-Ташкент, 1957. - 220с.

^Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до

XVII века / Отв. ред. Ю.И. Соловьев.- М.: Наука, 1980. - 400 с; Всеобщая история

химии. История учения о химическом процессе /Отв.ред. Ю.И.Соловьев.-М.: Наука,

1981.- 448 с; Всеобщая история химии. Становление химии как науки / Отв. ред. Ю.И.

Соловьев.- М.: Наука, 1983.- 464 с.

6Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала XIX

века. -М.: Наука, 1969.-455 с; Он же: История химии.-М.: Просвещение, 1979. - 311 с.

7Мустафин И.С. Очерки по истории химии.- Саратов, 1969. -140 с.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры.- М.: Наука, 1979.-

269с.

'Соловьев Ю.И. История химии. Развитие химии с древнейших времен до конца XIX

века,- М.: Просвещение, 1983. - 368 с.

'"Юсупов З.Н., Курбанов Б.Р., Нуъманов Э.У., Наврузов Г.Н. Научные достижения в

области физики и химии.- Душанбе, 1994.- 200 с; Каримов М.Б., Хусейнов К.Б.,

научную ценность представляют диссертационные исследования К. Хусейнова1, Б.К. Курбанова2, Ф.Б. Кимсановой3 и др., где рассматриваются истоки химических знаний в средневековом Востоке.

Вопрос истории зарождения химического ремесла и развития практической химической науки, частично освещен в работах западных исследователей М. Джуа, В. Штрубе, А. Азимова и др. В книге крупного итальянского ученого Микеле Джуа4 сжато и стройно, с привлечением множества интереснейших примеров и иллюстраций изложена история возникновения и развития химии как науки с древнейших времен до прошлого столетия. Вопреки сложившейся традиции излагать историю науки как историю идей и теорий, немецкий ученый В. Штрубе5 дает оригинальную трактовку развития химической науки. Он стремится показать, как открытия, изобретения, накопление новых химических знаний способствовало развитию общества. В книге американского знатока истории химии Айзека Азимова6 прослеживается история возникновения и развития основных химических идей и представлений.

Следует отметить, что во всех приведённых исследованиях, существующие сведения об истории зарождения и развития химических знаний в древней и средневековой Центральной Азии разрозненны и без определенного анализа.

Источниковедческая база исследования. В своих исследованиях мы опирались на труды учёных мыслителей средневекового Востока таких как, Джабир ибн Хайян, Мухаммад Закария ар- Рази, Абу Али ибн Сино, Абу Мансур Муваффак ал-Хирави, Абу Райхан ал-Беруни. Труды выше

Рахманкулов Д.Л., Кимсанов Б.Х. Джабир ибн Хайян (Гебер) - основоположник

экспериментальной химии // Башкирский химический журнал.- 2002.- т. 9.- № 3.- 74-76

с. Он же: Мухаммад Закарияи Рази - выдающийся химик средневекового Востока //

Башкирский химический журнал.- 2002.- Т. 9.- № 3.- С.77-80.; Он же: Химические

термины в энциклопедии «Мифтох-ул-улум» // Современные проблемы истории

естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела: Материалы

ПІ Межд. науч. конф.- Уфа: Реактив, 2003. -С. 113-118 и др.

'Хусейнов К. Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук: Автореф. дисс.

на соиск. уч. ст. док. техн. наук.- Уфа, 2004.- 46с.

2Курбанов Б.Р. Возникновение и развитие химии на Ближнем и Среднем Востоке VIII-

IX вв.: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук.- Душанбе, 1994.-С.24.

3Кимсанова Ф.Б. Возникновение и становление химических ремесел и науки в период

междуУІв.до н.э.-Х1в.н.э.:Автореф.дисс. на соиск.уч.степ. канд. техн. наук.-Уфа,2007.-

24с.

4Джуа М. История химии / Перевод с итал. Г.ВЛэыкова; подред. С.А.Погодина. - М.:

Мир, 1966.- 450 с.

5Штрубе В. Пути развития химии: в 2 т. / Пер. с нем. В.А. Крицмана; Под ред.

Д.Н.Трифонова.- М.: Мир, 1984.- Т.1. От первобытных времен до промышленной

революции.- М.: Мир, 1984.- 239 с.

6Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии.- М.: Мир,

1983.- 187с.

перечисленных мыслителей по всем направлениям, существовавшие в то время, покачали тот огромный объём накопленных знаний по металлургии, химической технологии, обработки кожи, краскам, получению неорганических и органических соединений, стекла, лекарственных препаратов, гончарному и военному делу, ятрохимии. Тем самым центральноазиатские алхимики внесли неоценимый вклад в развитие мировой химической науки.

Целью диссертационной работы является исследование и освещение истории зарождения, становление и развитие химических знаний в Центральной Азии в древние и средние века. Исходя из этого, автор определил следующие задачи исследования:

- изучение зарождения и становления химических ремёсел и науки
в предалхимический и алхимический периоды развития химии в
Центральной Азии;

исследование и обобщение естественнонаучных знаний, содержащихся в книге «Авеста» и в традициях зароастрийзма;

- проанализировать и осветить документальные сведения о
практических знаниях в области химии и химической технологии
Центральной Азии;

осветить истоки зарождения и развития персидской и исламской практической алхимии;

показать творческое наследие научных трудов в области химии и химической технологии Джабира ибн Хайяна, Мухаммада Закария ар-Рази, Абу Мансура Муваффак Бинни ал-Хирави, Абу Райхана ал-Беруни, Абу Али ибн Сины;

- раскрыть и оценить вклад алхимиков Центральной Азии в
становлении и развитии практической химии, особенно технологии,
металлургии, медицины и фармакологии;

- выявить взаимосвязь и влияния алхимии Центральной Азии, на
формирование и развитие ятрохимии, а также различных областей
естественных наук и врачевания.

Научная новизна работы заключается в комплексном историко-сравнительном изучении истории зарождения и развития химических знаний в Центральной Азии с привлечением разнообразных источников. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении истории возникновения химических ремесел в центральноазиатском регионе с историей естественных наук стран Востока. Научная новизна диссертационного исследования заключается также в том, что впервые:

- показаны основные этапы развития древнего человеческого
общества, формирование научной мысли, ремёсел, врачевания в
Центральной Азии, что явилось условиями зарождения практической
химии;

- на основе изучения древнейшей мировой сокровищницы знаний -
«Авесты» выявлены зачатки возникновения, и последующего развития
элементов естествознания, а также химических навыков;

проведён анализ документальных материалов о жизни, деятельности и взглядах Заратуштры, отражена его роль в борьбе за распространение монотеизма и естественнонаучных знаний среди народов Востока, а также первых экологических наставлений;

на основе изучения уникальных сочинений выдающихся мыслителей средневекового Востока, таких как Джабир ибн Хайян, Мухамад Закария ар-Рази, Абу Мансур Муваффак Бинни ал-Хирави, Абу Райхана ал-Беруни, Абу Али ибн Сино и др., показан их неоценимый и весомый вклад в становление химической науки, фармакологии и фармацевтической химии, фармакопеи, изученные материалы систематизированы;

- установлено влияние восточной и центральноазиатской алхимии и
ятрохимии на возникновение и развитие различных областей
естествознания во всём мире.

Выносимые на защиту основные положения:

этапы развития древнего человеческого общества, формирование научной мысли, ремёсел, врачевания в Центральной Азии, явились условиями зарождения практической химии;

возникновение зачатков и последующего развития элементов естествознания, а также химических навыков, выявленных в «Авесте»;

роль Заратуштра в борьбе за распространение монотеизма и естественнонаучных знаний среди народов Востока, а также первых экологических наставлений;

наличие знания о развитии научной мысли между древнейшим и алхимическим периодами истории химии, которые значительно заполнили существующий пробел в этом направлении;

определяющая роль в возникновении экспериментальной химии, синтезе ряда веществ органической и неорганической природы, а также в зарождении ятрохимии выдающихся мыслителей средневекового Востока, таких как Джабира ибн Хайян, Мухаммада Закария ар-Рази, Абу Мансура Муваффак Бинни ал-Хирави, Абу Райхана ал-Беруни, Абу Али ибн Сино;

систематизация материала по вкладу в становлении химической науки, фармакологии и фармацевтической химии, фармакопеи учёных Востока;

-наличие материала о влияния центральноазиатской алхимии и ятрохимии, на возникновение и развитие различных областей естествознания во всём мире.

Хронологические рамки исследования в основном охватывают периоды с древних времён по XI век включительно. Именно в этот период учёные Центральной Азии заложили основы химии через

экспериментальные исследования, были сделаны уникальные открытия в области получения новых веществ, а также разработаны множество соответствующей аппаратуры и оборудования для их производства и очистки. Именно в книгах алхимиков Центральной Азии рассматриваемого периода была изложена необходимая информация о веществах, их свойствах, химических процессах, а также приспособлениях для проведения экспериментов.

Методы и методология исследования. Для решения поставленных задач, в диссертационной работе использовались методы и методология исследования как: историзм, объективность, всесторонность, системность, требующие рассмотрения всех процессов через выявление основных этапов развития, раскрытия причинно-следственных связей, подхода к ним как к целостной системе, в которой каждый элемент занимает свое, строго определенное, место, обусловленное закономерностями его возникновения и существования. Использование всего этого методологического арсенала научного познания раскрыло новые возможности в научном анализе исследуемой проблемы.

Практическая значимость работы. Изученный и накопленный материал по вкладу центральноазиатских учёных-мыслителей в развитии химических знаний в древности и в эпоху средневековья, безусловно, послужат основой совершенствования воспитания и образования молодого поколения, формирования их национального сознания и духовности. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении курса лекций по истории неорганической и органической химии, химической технологии, истории химии студентам химического, биологического, геологического и физического факультетов Таджикского национального университета, а также при чтении курса лекций по истории химии студентам Таджикского технологического и Таджикского педагогического университетов. Кроме того, систематизированный материал, можно использовать в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях республики.

Апробация работы. Результаты работы доложены на ежегодных апрельских конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского национального университета: Научно-практической конференции «Достижения химической науки и проблемы её преподавания» (2007г.); Республиканской научной конференции, посвященной году образования и технических знаний: «Химия: исследования, преподавание, технология» (2.9-30 сентября 2010г.); Республиканской конференции «Координационные соединения и аспекты их применения» (13-14 января 2011г.); Международной научно-практической конференции « Перспективы развития науки и образования», посвященной 50-летию Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими (13-15 октября 2011г.); Международной научно-

практической конференции «Конкурентоспособность студентов и выпускников в подготовки к работе в инновационной сфере» (3-5 ноября 2011 г.); Республиканской конференции «Координационная химия и её значение в развитии народного хозяйства» (26-27 декабря 2011 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Исторические условия зарождения химических знаний

Формированию человеческого общества в его настоящем виде, как было отмечено выше, предшествовал очень долгий исторический процесс. Общество людей начиналось как «первобытное человеческое стадо», которое в конечном итоге сформировалось в общинный строй. В своем развитии человеческое общество прошло через две основные стадии1:

эпоху древнейших людей, т.е. архантропов, просуществовавших от около 2 миллионов до 200 тысяч лет тому назад.

эпоху древних людей, т.е. палеоантропов или неандертальцев существовавших от около 200 тыс. до 35 тысяч лет тому назад.

Архантропы, т.е. древнейшие люди, живя в пещерах, вели кочевой и полукочевой образ жизни. Археологические исследования показали, что они в пищу употребляли не только растения, но и мясо, т.к. занимались охотой на мелких и крупных животных, т.е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика позволяли им при лечении своих недугов познавать целебные и токсические свойства растений, различных минералов, частей животных и использовать их в борьбе с болезнями. Они заботились о больных сородичах, о чем свидетельствуют находки различных частей тела древних людей, которые без помощи коллектива могли погибнуть. Кроме того, открытие огня и его применение позволили людям приобрести гигиенические навыки в примитивной очистке пещерных жилищ и приготовлении пищи.

Палеоантропы2, т.е. древние люди, предки современного человека, жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах, а некоторое время спустя в искусственно сооружаемых жилищах. Таким образом, человек преуспел вначале в поисках пищи и способах её добычи, а затем, с открытием огня, эмпирически начал искать способы лечения от болезней и благоустройства своего жилища. Он постепенно вышел из пещер и занимался теперь охотой, обработкой земли и скотоводством. В этом процессе в сознании человека стали реализовываться три сферы деятельности: эмпирический опыт, обобщение его результатов и абстрактное мышление. Первая и вторая сферы в своем развитии хронологически опережали третью, которая оформилась лишь на стадии перехода от поздних палеоантропов к неоантропам.

По мере развития абстрактных представлений о посмертной жизни, люди начали осуществлять первые захоронения умерших, что свидетельствует о появлении у них культа мертвых, культа небесных светил и многих других природных явлений, что указывает на формировании абстрактного мышления и окончательного выделение человека из животного царства как социального существа. Древнейшие захоронения на земле появились 70-50 тыс. лет тому назад. Такие захоронения были найдены в пещерах М. Мустье и Ла Феррасси (Франция), Кмик - Коба (Крым), а также Шанидар (Ирак). В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело - больных древних людей, живших от 70 до 74 тыс. лет тому назад. Кости скелетов были серьёзно повреждены, у некоторых руки ампутированы. Но некоторые больные умерли в возрасте около 40 лет (это значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей), видимо потому, что они жили в коллективе сородичей, которые оказывали им повседневную помощь и помогали выживать.

Исследователи отмечают, что около 60 тысяч лет тому назад первобытный человек стал целенаправленно использовать лекарственные растения. В одном из захоронений того периода в Ираке было обнаружено, что человек был погребен на ложе, состоящем из веток деревьев и различных лекарственных растений. В захоронении были обнаружены такие растения как тысячелистник -(Achillea)1, золототысячник - (Centaurium), крестовник - (ISenecio), эфедра -(Ephedra), алтей - (Althaea) из семейства мальвовых- (Malyaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных - (Uliaceae), которые и сейчас растут в Северном Ираке. Это открытие считается несомненным научным доказательством сложившихся социальных отношений у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т.е. почти за 20тыс. лет до появления человека современного вида - Homosapiens1.

Период от 40 тысяч лет тому назад до около 10 тысяч лет до нашей эры считается временем расцвета, зрелости первобытного общества, которое называется эпохой первобытной общины. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза и сформировался человек современного вида, т.е. неоантроп (Homosapiens). Люди в это время, уже были распространены в зоне тропического пояса Африки и Евразии. Также на значительных территориях Северной Европы, Сибири, Австралии и Америки . В результате приспособления человека к среде обитания на указанных выше материках, способствовало формированию трех больших рас людей. Негроидной расы населявших Африку, европеоидной расы в Европе и Восточной Азии и монголоидной в Азии . Затем, в пределах каждой из трех основных рас выделились крупные ветви: северная и южная - внутри европеоидной, азиатская и американская - внутри монголоидной, африканская и австралийская - внутри негроидной. Дальнейшее выделение расовых вариантов проходило позднее внутри перечисленных локальных рас и на протяжении последних двух-трех тысячелетий завершилось формированием современных многочисленных расовых типов. Таким образом, процесс образования рас вышел далеко за пределы хронологических рамок первобытной эры. Постепенно развивался первобытный коллективизм, появились группы охотников, собирателей фруктов и трав, рыболовы, а затем более развитые формы родовой общины-земледельцы и скотоводы4.

Первобытный коллективизм характеризовался, также, однолинейным счетом родства. На ранних стадиях социологического генеза кровное родство устанавливалось между потомками одной матери, т.е. матрилинеиная организация рода. Это обусловило формирование материнского родового культа - хранительниц очага. Однако, это не означает, что женщина стояла во главе рода. Главой рода в равной степени могли быть и женщина и мужчина. Исследователи считают, что ранее женщину неправильно определяли как главу рода и период называли «матриархатом». Считается, что этот термин следует применять для определения особой, весьма редкой формы разложения первобытного общества. В эту эпоху, называемой ранней родовой общиной, лечением больных детей от укусов и травм, немощных старцев, в основном, коллективно занимались женщины, а мужчины рода занимались охотой или участвовали в межродовых воинах.

В поздней первобытной общине, т.е. мезолите и неолите в период с IX по III тысячелетие до нашей эры земледельцы и скотоводы перешли к производительному земледелию и разведению домашних животных. В этот период навыки людей в способах приготовления пищи, охоты, земледелия, врачевания значительно возросли. Это был бурный период в истории человечества, когда первичные эмпирические знания позволили людям накопить опыт и материальные блага, что способствовало развитию рационального и иррационального (фантастического) представления об окружающем мире.

В результате рационального миросозерцания, люди могли хранить добытую пищу, обосновать так называемую теперь традиционной медицину, широко используя при этом флору и фауну своей местности. Например, природные вещества применяли для лечения нарушений пищеварения, останавливали кровотечение, находили средства от змеиных укусов, прижигали раны; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины, горячие и холодные компрессы, делали массаж, промывали кишечник. Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускание, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипов растений. Все эти неизвестные нам изобретатели были, конечно, химиками, бессознательно пользовавшимися химическими процессами. Их число непрерывно увеличивалось по мере развития культуры, возникновения новых производств, потребностей населения и накопления практических знаний.

Иррациональные или фантастические представления об окружающем мире возникли у первобытных людей из-за их бессилия перед природой. В период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления, которые получили названия: тотемизм, фетишизм, анимизм и магия. Тотемизм, выражался в вере человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения, которого считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Фетишизм выражался в вере человека в сверхъестественные свойства неодушевлённых предметов. Фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от болезней, ранения в бою и т.п.). Анимизм (вера в духов) всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с ранними формами культа умерших людей1. Ритуалы, посвященные мёртвым, и сегодня встречаются в различных уголках земли.

Возникновение практической химии

Примерно 3 тысячи лет тому назад арийские племена земли Хорасана, относящиеся к индоевропейской расе, в междуречье Джайхуна (Амударья) и Сайхуна (Сырдарья) создали некую свою культуру, отличающуюся от народов, живущих в окрестностях Гиндукуша. Жили мирно, не претендуя на захват территории, друг друга. Со временем, в связи с нехваткой корма для животных и людей, они разделились на две группы, одна пошла на юг, в сторону Индии, а вторая — на запад и юго-запад, это направление Ирана, Кавказа и Северо-запада Кавказа, т.е. нынешние, южные территории России. Те, кто пошли на юг, в зависимости от климата, географического расположения и частичного смешения с местным темнокожим населением, приобрели более темный цвет.

Арийские племена, оставшиеся на земле Хорасана, т.е. нынешние территории Центральной Азии, юг Казахстана, Кошгара, Северного Афганистана и Северо-востока Ирана, из-за наличия плодородных земель, огромных запасов воды, более или менее прохладного климата, создали своеобразную материальную и духовную культуру. Они стали чтить в качестве своих богов солнце, луну, огонь, принимая при этом оседлый образ жизни, занимались наряду с земледелием, так же скотоводством.

Для лечения от недугов люди использовали множество средств растительного и животного происхождения, для чего, конечно же, были необходимы хотя бы минимальные знания об их целебных свойствах и методах выделения (экстракции) и использования. Практическая химия и примитивное производство лекарственных средств из естественного натурального сырья постепенно внедрялось и использовалось в жизни человеческого общества.

В то же время, некоторые арийские племена, расположенные севернее их, оставались кочевниками. Поэтому, в народных эпосах, и научных трактатах персидской культуры, оседлых арийцев называли арийцами, а тех, кто вёл кочевой образ жизни - туранцами. Туранцы, в отличие от оседлых арийцев, оставались в своём многобожии, ими духовно руководили вышеназванные карпы. Однако, философская мысль оседлых арийцев, т.е. населения Центральной Азии и Ирана, развивалась довольно быстро. Начали совершенствоваться имена богов, так Митра (Mithra), т.е. Мехр (Любовь), который оберегал пастбища и дома, Анохито (Anahita) - бог земли и плодородия, Оташ (Agni) - бог, очищающий дающий тепло, Индра (Indra) - бог дождя, грома и молнии и Воруна (Varouna) - бог неба.

Оседлые арийцы до возникновения зороастризма поклонялись выше перечисленным богам. В этот период сильно повысилось почитание огня, а людей, разжигающих костры называли «Отарбонон» или «Озарбонон», их почитали как духовных лиц. Туранцы оставались в своих походных палатках и почитали камни, погибших мужей или вождей, даже могилы своих домашних животных погребали под камнями. В это время появился Заратуштра, который заново воссоздал основы названной выше лучшей религии - дини бехи. Он бога назвал Ахуромаздой, против него боролась чёрная сила, которую Зартушт именует Ахриманом (по мусульманской теологии шайтан, а по христианской -сатана). Согласно этой религии человек сотворен из двух начал: тела и духа. После смерти человека тело погибает, а дух остаётся с ним до трёх дней, затем покидает его со всеми навыками и знаниями умершего, а потом переходит в вечное время до конца света.

После истечения трех дней дух умершего переходит через мост, который называется Чинвод-пулом, если он соответствует всем трем действиям (благие мысли, благие слова, благие поступки). Мост очищающий переворачивается горизонтально, и дух переходит его легко, а на другой стороне моста, его встречают гурии - красавицы с добрыми словами и приветствиями. Наоборот, если это дух злого человека, то мост переворачивается вертикально, как острие ножа, духу трудно будет перейти мост, в то же время его на том конце встречает дурная гурия со сквернословием и неприветливо. Тогда злой дух падает с моста прямо в ад.1 Вот на этих морально-этических нормах было основано перестроенное зороастрийское учение.

И так, моральные основы религии зороастризма состояли из трёх действий: благое намерение, благое сказание и благое поведение в отношении к людям, всему, что нас окружает, особенно к земле, воде, небу, животному и растительному миру.

Обобщая изложенное, можно сказать, что территория проживания арийских племён, поклоняющихся зороастризму, была очень обширна и включала в себе Центральную Азию, Синд (часть Центральной Индии и современный Пакистан) и Древний Иран. Здесь и появился первый пророк человечества и его книга Авеста. Иранский учёный Сайид Нафиси считает, что древние арии возникли вначале в пределах одного племени 9-8 тысяч лет тому назад, на территории юга Сибири. Потом, нехватка пищи, пастбищ, и наступление холодов вынудили их кочевать на юг к просторным землям и богатой пищей территории Памира, это Центральная Азия, Киргизстан, запад Китая, север Пакистана и Афганистана.

Зороастрийцы Центральной Азии с принятием Ислама и приходом к власти на этих территориях племен караханидов, салджукидов, газневидов, монголов, тимуридов и шайбонидов с жёстким и централизованным управлением, не допускающим инакомыслия, таджикские зороастрийцы были вытеснены в Иран и Индию. Те, из них которые остались, либо были физически уничтожены, либо изменили свою религию. А некоторые обряды зороастризма и сегодня соблюдаются в традициях таджиков, например праздник Навруз, Мехргон (праздник урожая), вращение молодоженов вокруг костра, прыгать через огонь с целью выздоровления и очищения от грехов, и некоторые другие традиции связанные с почитанием огня, как способ очищения и против злых духов.

Авеста как нечто светлое и чистое представляло устное учение древних ариев, которое соответствовало их языку того периода. Однако, согласно источникам уже периода V-IV вв. до н.э., язык Авесты был уже мёртвым, на нём только производились записи зороастрийскими магами, а повсеместно был распространен язык пехлеви.

В середине четвертого века сыновья Заратуштры, которые жили в Бактрии, записали устное учение своего отца на 12 тыс. коровьих кожах на авестийском языке, отрывки которых дошли до нас. Дополнительно был сделан перевод Авесты с авестийского на пехлеви, что также дошло до нас. Таким образом, авестийский язык относится к восточно-иранскому говору, Бертельс считает, что это древний бактрийский язык, который соответствует сегодняшнему говору таджиков, иранцев и говорящих на языке дари афганцев.

Кроме того, русские исследователи Царской России писали, что из всех народов Центральной Азии самым фанатично преданным Исламу являются таджики, что имеет основание. Таджики ещё за несколько веков до Иудаизма, Христианства и Ислама были приверженцами единого бога, поэтому они приняли Ислам, так как, безусловно, не видели большой разницы между своим Ахуромаздой и Аллахом. В то же время, зороастрийские маги, приняв Ислам, передали свои знания в области многих наук, в том числе химии, в общее пользование на благо мусульман.

Постепенно, в период правления Ахеменидов, а затем Сасанидов династий иранских царей, роль зороастрийской религии возросла от обычной религии в политическую силу. При этом, основные научные и прикладные достижения, оставались у духовных деятелей этой религии. Эти деятели назывались «муг»-ами, их учение распространилось, и известно как чёрная и белая магия. Эти маги или муги были основоположниками прикладных наук, но они своё искусство держали под строгим секретом. Им мог заниматься только маг, достигший определённого успеха и навыков в процессе обучения. Поэтому, с возникновением ислама это всё считалось колдовством, а слово химия, произошло от персидско-таджикского слова - «кимиё»1, что в персидских словарях расшифровывается как целебный, редкое лекарство и т.д. Необходимо отметить, что когда в Иране распространился Ислам, многие жрецы-маги приняли эту религию и уже не скрывали свои знания как колдовство, стали обучать ему других. Багдад стал первым центром возникновения практической алхимии, хотя были и другие учения в разных странах. Однако, практически и теоретически обоснованная алхимия, возникла в Исламском мире. Таким образом, слово алхимия, т.е. алкимиё, состоит из арабского артикля «ал1» и персидского «кимиё», заимствованного у зороастрийских магов.

Для историков химии стало обычным считать Египет страной, где благодаря практическим потребностям, вызванным высоким уровнем жизни, достигнутым некоторыми кастами, были сосредоточены наиболее широко известные в древности химические знания. Это упрощает также решение вопроса о путях распространения химических процессов (ремёсел) у древних народов средиземноморской цивилизации.

Согласно преданию, Прометей, принесший в дар людям огонь, обучил их металлургическим процессам, но иногда этот дар приписывают Кадму и другим мифологическим персонажам. В Ветхом Завете имеется определённое указание на семь металлов, а именно: железо, ртуть, свинец, олово, медь, серебро и золото. В книге Исход, в связи с общим описанием скинии, упоминаются три последних металла; самым дорогим из них считалось золото, как впрочем, это было у всех античных народов.

Основные особенности алхимического периода

Историк, который стремится охватить единым взглядом алхимический период, наталкивается на большие и непреодолимые трудности. Они вызваны в первую очередь длительностью этого периода (свыше тысяча лет). За это время на Востоке и в Европе одни цивилизации исчезали, а другие возникали. Другая трудность связана со сложностью химических проблем, которые были уже намечены. Если в качестве характеристики алхимического периода принимать мучительные поиски философского камня и приписывать единственную цель — превращение неблагородных металлов в благородные, тогда задача историка очень упрощается, но его точка зрения будет односторонней.

В течение тысячелетия, начиная с IV в. нашей эры, алхимики занимались не только тем, что пытались получить золото, найти эликсир долголетия и универсальный растворитель. Стремясь к достижению самой привлекательной цели — созданию неисчислимых богатств, алхимики в процессе проводимых ими исследований разрешали многие практически важные задачи. Поэтому, в течение алхимического периода, были получены сведения о многих процессах и различных методах производства продуктов, пользовавшихся наибольшим спросом.

Торговля с восточными странами позволила европейцам познакомиться не только с сельскохозяйственными продуктами других континентов, но также с результатами технической деятельности. Таким образом, было привлечено внимание к изделиям из стекла, керамики, фарфора, к великолепным краскам и тканям Дальнего Востока, к впечатляющим фейерверкам, которые привели к одному из открытий, оказавшему огромное влияние на судьбы народов, а именно, к открытию пороха.

Следовательно, историк должен принимать во внимание все эти факторы и особенно, развитие химических знаний в рамках общей истории различных стран. Например, попытки изготовления золота, которые длились на протяжении многих веков, нельзя объяснять неосведомленностью или хитростью сторонников занятых алхимией. Необходимо иметь в виду политическую историю тех веков, образование мелких княжеств, важность денег для торгового обмена, не терять из виду экономический фактор, заставлявший властителей благоприятно относиться к алхимическим опытам.

Алхимики, хотя и не смогли найти философский камень, открыли множество процессов, провели столько реакций, что это способствовало накоплению практического и теоретического материала, становлению новой науки. Саул, разыскивая ослиц своего отца, нашёл корону1, алхимики в поисках философского камня заложили фундамент для создания химии. Те исследователи, которых мы представляем себе запертыми в лабораториях, полных реторт и перегонных кубов, как их изобразила нам кисть Яна Страдана2

Подразумевается библейский рассказ о том, как Саул, сын Кисов, долго не находя пропавших ослиц своего отца, обратился за советом к пророку Самуилу, а тот, по « внушению Иеговы », помазал голову Саула маслом, и он стал первым царем израильским. 2Ян Страдан (Jean Stradan, 1536 — после 1604) — фламандский художник, уроженец Брюгге, учился живописи в Италии. (1570г.), мучимые поисками не находимого, были бессознательно настоящими тружениками на ниве знания .

Египет был колыбелью алхимии, египтяне со своей более чем тысячелетней культурой создали условия для её развития. Ещё в предалхимический период процессы производства металлов, получения сплавов для монет и драгоценных изделий держались в секрете, были достоянием узких каст. До распространения христианства, ни в Греции, ни в Риме алхимические исследования не проводились, в то же время греческая культура оставила в наследство Востоку свою философию, которая не исчезла бесследно вместе со смертью Плотина и закрытием Академии в Александрии. О путях передачи технических знаний из Греции в Александрийскую академию, к сожалению, известно мало. Однако, аристотелевская физика передала александрийской школе идею превращения одного элемента в другой.

Поэтому, после того, как жреческая каста в Египте окутала тайной металлургические операции, относящиеся к благородным металлам, было вполне естественным окутать мистико-спекулятивным покрывалом практику. Она приобретала всё большее значение вследствие увеличения спроса на благородные металлы, вызванного ростом населения и расширения,торгового обмена, и отчасти, вследствие снижения продуктивности старых золотоносных месторождений. Непрерывный спрос на золото со стороны правителей должен был подтолкнуть представителей практической металлургии к реализации превращения элементов. Уже в предалхимический период известные тогда металлы рассматривались как истинные «элементы», аналогичные четырём элементам в философии Эмпедокла. Более того, поскольку золото часто находили в медных рудах, стали считать, что оно возникает из меди. Подобное «превращение» происходило в ограниченной степени. Количество золота в медных рудах никогда не бывает большим, и только боги могли увеличить масштабы «превращения». Нетрудно понять, как алхимический характер металлургической практики поставил её в связь с верованиями в астрологию и магию.

Число семь было священным, этому пифагорейская Мистическая философия «учила в течение веков», и известных металлов было также семь (к шести, указанным в Ветхом Завете, добавилась ртуть, известная с пред-алхимического периода). Согласно Олимпиодору1, в первые столетия нашей - эры получило распространение представление, что золото связано с Солнцем, серебро—с Луной, -медь—с Венерой, железо—с Марсом, свинец— с Сатурном; олово—с Юпитером и ртуть—с Меркурием. Соответственно, возникло и обозначение металлов символами и наименованиями, отвечающими небесным светилам. Опыт также учит, что при перегонке ртути, получается остаток в виде королька золота или серебра, отсюда делался вывод, что ртуть превращается в благородные металлы, и что она даже есть не что иное, как жидкое серебро, которому следует возвратить твёрдость.

Было известно также, что при прибавлении к меди различных минералов (арсенолита, реальгара, аурипигмента) получаются белые и жёлтые сплавы, подобные серебру и золоту. На этом основании делаются попытки получения благородных металлов путём их «выращивания», а не путём взаимного превращения. Известные из греческого предания процессы удвоения и утроения благородных металлов упоминаются в сочинениях первых веков нашей эры, и особенно в Лейденском папирусе, ставшем доступным благодаря исследованиям Бертло2.

В первые века нашего летоисчисления христианство выступило против алхимической практики. Её рассматривали как дело дьявола, но потом, закончилось терпимым отношением к ней, тем более, что не было недостатка в толкованиях некоторых мест священного писания, в том смысле, что алхимиками были не только Мириам, сестра Моисея, но также евангелист Иоанн и другие библейские персонажи. Мошенничества алхимии, о которой нам сообщают писатели александрийской школы, не представляет собой собрания рецептов «превращения» неблагородных металлов в благородные или их приготовления путём «выращивания». Опыты были описаны на герметическом, т.е. на алхимическом языке, понятном только посвященным и заимствованном из мистических учений греко-восточного происхождения.

Самым важным исследованием считалось, конечно, отыскание философского камня, но только немногие посвященные могли стремиться к его открытию. После того, как алхимия, примкнула к мистицизму, возникли различные толкования строения металлов, поскольку аристотелевская теория четырёх стихий была для этого недостаточна. Уже у греко-египетских алхимиков появилась тенденция рассматривать ртуть главной составной частью металлов, затем составной частью металлов стали считать и серу. Ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных количествах, дают, как считали, начало металлам, в том числе и благородным. Отсюда понятно, что из каких представлений, алхимики делали вывод о возможности приготовления благородных металлов. Несколько позже, третьей составной частью металлов стали считать и мышьяк, он служил главным образом для приготовления сплавов, обладающих цветом золота и серебра. В этот период возникли операции «ксантосис» и «лейкосис» (от греческого золотистый и белый), имевшие большое практическое значение.

Роль химии в зарождении ятрохимии и врачевания

Ятрохимия, это одно из близких направлений медицины, связанное с химией. Иначе ятрохимия (греч. iatrochimeia, от iatros - врач и chimeia - химия) есть врачебная химия. Это направление науки появилось на основе возникновения и развития алхимии и врачевания, а также их взаимовлияния.

Далее прогресс шёл только благодаря всестороннему взаимовлиянию и поддержки химии, а также медицины. Остановимся на состоянии врачевания и медицины на Азиатском континенте.

Медицина - ровесница первого человека на Земле. Её история начинается с возникновением человека. Как было отмечено в первой главе, врачевание в древности сочетало эмпирические и магические приёмы. Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения, применение гипноза или экстаза, т.е. введение в состояние «искусственного сна». При этом, использовались наркотики или методы психологического воздействия. Светская, естественная медицина возникла гораздо раньше религии. Поэтому, храмовое врачевание унаследовало многие положительные моменты и гигиенические традиции эмпирического врачевания. Как пишет историк С.Г. Ковнер: «Мы находим многочисленные веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую её могущественная соперница — медицина храмов, не была в состоянии ни затмить, ни уничтожить».

В период разложения первобытного общества закреплялись и постепенно развивались навыки и приёмы лечения недугов. Особенно интенсивно расширялся круг лекарственных средств растительного и животного происхождения. В те далекие времена активно вмешивались в родовой процесс женщины, и совершенствовалось родовспоможение. Расширялась и развивалась лечебная помощь раненным общинникам во время войн, стала применяться ампутация конечностей, особенно, у захваченных в плен рабов. Производили ритуальное обрезание, в редких случаях кесарево сечение. Стали изготовляться инструменты из металла (меди, бронзы, железа). Все перечисленное невозможно было осуществить без химических знаний и навыков.

Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала сохранение и передачу положительных знаний, врачевание. Культовые обряды врачевания были вторичным явлением. Практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания, которое не могло развиваться без помощи и поддержки химического ремесла.

Врачевание первобытной эры не было примитивным для своего времени и не может называться «примитивной медициной». «Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, выделение человека из животного царства, а своим содержанием - преодоление таких трудностей, которые уже никогда не встретятся будущим, ассоциированным людям»1.

В древних странах врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания - натурфилософии (лат. philosophianaturalis, от греч. Philosophia — любовь к мудрости, знанию). Все великие врачеватели были философами, многие известные философы были достаточно знающими в медицине. По натурфилософским понятиям, человек, его здоровье и болезни находятся в тесной связи с окружающим миром, необходимо поддерживать имеющиеся в организме природные силы. Болезнь - результат влияния всего окружающего и нарушений питания. Формируются различные по направлениям врачебные школы, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира, объективный взгляд на причины болезней .

В глубокой древности медицинские знания сохранялись и передавались в семейных врачебных школах, от родителей к детям и единичным ученикам, пожелавшим за плату изучать искусство врачевания. Поэтому, это искусство, сохранялось внутри узкого круга «посвященных». Первоначально, знания передавались устно, почти до VI в. н.э. («Илиада» Гомера). Впоследствии на основе переданных устных представлений сформировалось учение о четырех телесных соках: крови (sanguis) - сангвинический тип, слизи (phlegma) — флегматический, жёлтой желчи (chole) — холерический, черной желчи (melainschols) - меланхолический.

В наши дни во многих странах сохранились народные врачеватели -знахари, которых в странах Центральной Азии называли хаким, табиб. Подготовка табибов велась индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителей - детям или избранному для этих целей наиболее способному ребёнку в племени.

Несмотря на то, что врачевание долгое время оставалось семейной традицией, а позже, стали обучать способных учеников, вплоть до VI века до н.э. в Центральной Азии, и на основе накопленных знаний возникали и развивались различные учения. Например, согласно одной из них, организм человека представлялся как единство противоположностей. Здоровый организм результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького. Господство одного из них - причина болезни. Противоположное излечивается противоположным. И только, исходя из этого положения, используя различные лекарственные средства, которые готовились благодаря химическим знаниям, табибы лечили больных.

К сожалению, письменных источников медицинского содержания пока не имеется, что позволило бы восполнить пробел в знаниях о врачевании самого древнего периода истории человечества в Центральной Азии. Несмотря на это, жизнь древних людей не обходилась без повреждения туловища и конечностей, поверхностных и проникающих заражений, ушибленных ран и нагноений, возникающих в результате укусов ядовитых змей и насекомых. Лечение ран состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок, что невозможно было без химических знаний и практических навыков.

Необходимо отметить ещё и другой факт. В течение всей своей истории для лечения своих недугов, особенно в Центральной Азии, люди в первую очередь использовали природные минеральные источники. Вода, которая обладает природным лечебным действием, и воздух, которой является целебным, были обязательными ориентирами в выборе мест для стоянок и особенно сооружения храмов. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств. На выбранной территории строились даже библиотеки, беговые дорожки. Ремесленники-хирурги имели богатый . практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лечение переломов и вывихов, извлечение инородных тел или лечение раненных на полях сражений во время многочисленных войнах и походах. Медицина народов Востока и античная медицина не знала соперничества, и непризнание хирургии официальной медициной. Этому способствовали существование и развитие химии, которая стала основой для возникновения ятрохимии и развития врачевания не только в Центральной Азии, но и во всём мире.

Уровень развития ятрохимии и врачевания на Востоке создал особые требования и к самому врачевателю. Он, прежде всего, должен был научиться держать в памяти все существующие лекарства, способы их составления и правильного применения (что абсолютно невозможно без химических знаний), не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать. Необходимо было помнить о первой заповеди врачевателя: «Прежде всего, не навредить».

Наряду с высокими профессиональными требованиями, большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе. Врачевателю подобает держать себя чисто, иметь хорошую одежду, натираться благоухающими мазями, ибо все это приятно для больных. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах. Как правильно отмечал великий Парацельс в опубликованном им меморандуме: «Не заученное повторение произведений Гиппократа, Галена и Авиценны в красноречивых выступлениях требуется от врачей, а накопление собственных наблюдений, поиски и нахождение действительных средств помощи больным... Теория врача есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта» утверждал он и порицал тех врачей, которые не имели собственных знаний (особенно химических) и прописывали лекарства «по книгам». Он считал: «Правы не те, кто говорят, что алхимия делает золото и серебро, но те, кто говорят, что она создает лекарства и направляет их против болезней».

Похожие диссертации на Зарождение, становление и развитие химических знаний в Центральной Азии