Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Деникаева Саида Эмирхановна

Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства
<
Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Деникаева Саида Эмирхановна. Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 Махачкала, 2006 168 с. РГБ ОД, 61:06-12/1768

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-правовые основы светского государства 14

1.1. Светское государство: современное понимание и теоретическое обоснование 14

1.2. Конституционные основы формирования светского государства в современных зарубежных странах 28

1.3. Свобода совести как принцип светского государства 39

Глава 2. Светский характер российского государства как основа конституционного строя 56

2.1. Конституционно-правовые основы и принципы формирования России как светского государства 56

2.2. Конституционно-правовые нормы, регулирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций 73

2.3. Правовое положение религиозных объединений в современной России 86

2.4. Конституционная практика реализации принципа светскости Российского государства 102

Глава 3. Светский характер республики Дагестан: история, современное состояние и тенденции развития 114

3.1. История становления Дагестана как светского государства 114

3.2. Светский характер законодательства Республики Дагестан: конституционно-правовой анализ 127

3.3.Актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности религиозных движений в Республике Дагестан 138

Заключение 147

Библиография 156

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Светский характер - это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства. Часть 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что «Российская Федерация -светское государство», закрепляет один из принципов построения и функционирования государства в Российской Федерации. Общепризнанно, что светские основы государственного устройства не противоречат принципам свободы совести в нашей стране. Светское государство законодательно гарантирует и реально обеспечивает права граждан на свободное исповедание религии, ее распространение и пропаганду. Одновременно в условиях многонационального и многоконфессионального государства, каковым является Российская Федерация, сохранение светских принципов государства приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что интеграционные процессы меняют национальную, культурную, конфессиональную структуру России; в то же время в обществе в последнее время все чаще звучит озабоченность попытками клерикализации государства, необходимостью защиты его светских основ.

Отделение государства от религиозных объединений является ключевым принципом построения взаимоотношений светской власти и закрепляется в статье 14 Конституции России. Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, - один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям. В связи с этим ряд европейских государств, а также Россия, заинтересованы в поиске оптимальных решений

сложных вопросов в области вероисповедной политики: государственно-религиозных, межконфессиональных и межнациональных отношений.

Для России актуальность этих проблем очевидна не только в силу ее многоконфессиональности и многонациональное, но и в связи с необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с международными нормами в области свободы совести. Курс на демократические изменения диктует потребность в построении цивилизованной системы государственно-религиозных отношений, с одной стороны, опирающейся на международные нормы в области прав человека, и с другой стороны, отвечающей национально-государственным интересам России. Новое звучание приобретает и проблема взаимоотношений государства и новых религиозных движений. Учитывая, что религиозная картина за последние годы серьезно изменилась не только в Западной Европе, но и в России, в ее субъектах, изучение и обобщение опыта в этой области может быть весьма интересным в теоретическом плане и практическом отношении.

Все эти процессы наглядно проявились и в Дагестане. Дагестанцы хорошо знакомы с качественными и количественными сторонами возрождения религии и всех религиозных институтов в стране и в республике.

Дагестан - республика многоконфессиональная, хотя большая часть дагестанцев исповедует ислам. Дагестан - составная часть России, в которой православие представляет самую многочисленную конфессию. Какое-либо предпочтение со стороны государства одной из этих двух конфессий не может не привести к ущемлению другой стороны, не говоря о правах других религиозных меньшинств. Поэтому, на наш взгляд, государству необходимо сдерживать претензии представителей той или иной конфессии занять особое, исключительное положение в стране или отдельном регионе.

Все вышеизложенное и обуславливает актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Исследование основ России как светского государства и его конституционных основ невозможно без тщательного изучения специфики процессов, происходящих в последнее время в религиозной сфере. Поэтому в работе исследовались научные труды правоведов, религиоведов, политологов, социологов.

Теоретическими источниками диссертационного исследования, применявшимися для обоснования исходных и основных положений, стали труды по конституционному праву, отраслевым юридическим дисциплинам и другим областям знаний, в частности, работы С.А. Авакьяна, В.М. Артемова, М.А. Баглая, СВ. Боботова, С.Н. Братуся, Б.В. Виленского, Н.В. Витрука, В.М. Лебедева, И.Л. Петрухина, В.А. Туманова, И.А. Умновой и других.

Исторические аспекты правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России нашли отражение в работах Г.Р. Гольст, К.Г. Каневского, В.В. Клочкова, Е.А. Муравской, Ю.А. Розенбаума и других.

Общие принципы, характеризующие светское государство, его теоретические основы исследованы С.А. Авакьяном, П.Н. Дозорцевым, Г.Г. Комковой, О.Е. Кутафиным, С.Д.Лебедевым, Т.П. Лупаревым, Л.А. Морозовой, И.В. Понкиным, СВ. Фоминой, Б.С Эбзеевым.

Правовые основы взаимодействия государственных органов власти с религиозными организациями и объединениями рассмотрены Т.Ю. Архирейской, К.Б. Борисовым, С.А. Бурьяновым, Н.В. Володиной, Т.Л. Козловым, Г.Н. Комковой, СА.Мозговым, А. А. Нуруллаевым, Р.А. Подопригорой.

Свобода совести как основополагающий принцип светского государства и как конституционно-правовая категория исследована в работах А.А. Красикова, А. С. Ловинюкова, М.А.Новикова, Е. В.Огневой, Ф.М. Рудинского, 3. А. Тажуризиной, Т.Ю. Тагиевой, М.А. Шапиро, Г.В. Шелудько.

Специфика становления Республики Дагестан как светского государства, закрепление данного принципа в конституционно-правовых нормах освящена в работах Л.Х. Авшалумовой, Г.Д. Даниялова, М.А. Казанбиева, Б.О. Кашкаева, А.Л. Летифова, Ш.Б. Магомедова, A.M. Муртазалиева, У.Т. Сайгитова, A.M. Халилова, К.М. Ханбабаева и других.

При наличии большого числа работ, посвященных теоретической характеристике светского государства, его природе и признакам, проблема конституционно-правового обоснования светскости Российского государства остается практически неисследованной с позиций научной методологии и на основе последних достижений конституционного права. В частности, не изучены такие ее аспекты, как вопрос о конституционно-правовых границах взаимодействия государства с религиозными организациями, о реализации принципа светскости России в ее субъектах.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка конституционно-правовых основ светского государства и его характерных признаков, выявление недостатков действующего законодательства, анализ практики применения и выработка предложений по его совершенствованию.

Для решения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

- проанализировать основные теоретические подходы к исследованию
понятия «светское государство»;

- провести сравнительно-правовой анализ закрепления принципа
светскости государства в западных конституциях, обоснование применяемых
формулировок;

- дать характеристику основных признаков, составляющих понятие
«светское государство»;

- исследовать конституционно-правовые основы формирования
Российской Федерации как светского государства;

выявить специфику взаимодействия государства и религиозных организаций в Российской Федерации;

проанализировать конституционно-правовые основы Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации на предмет закрепления в нем принципа светского государства.

Объектом диссертационного исследования являются конституционные основы, закрепляющие принцип светскости Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования явился конституционно-правовой анализ содержания принципа светского характера государства, закрепленного в правовой норме части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Методологические основы исследования. Для выявления смысла и содержания анализируемой конституционной нормы были применены грамматический, логический, специально-юридический и функциональный способы (приемы) ее толкования. Анализ взаимоотношений и связей двух правовых норм части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации - о светском характере государства в Российской Федерации и о запрете на установление какой-либо религии в качестве государственной или обязательной - показывает, что вторая из указанных правовых норм является вторичной, подчиненной по отношению к первой, уточняет ее. Поэтому настоящее исследование сводится к конституционно-правовому анализу правовой нормы части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что «Российская Федерация - светское государство».

Нормативной базой диссертационного исследования выступают Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Дагестан, конституции ряда зарубежных стран; федеральные и региональные нормативно-правовые акты о свободе совести и религиозных объединениях, законодательство по борьбе с терроризмом, противодействию политическому

и религиозному экстремизму, международные документы по исследуемой проблеме.

Эмпирической базой исследования послужили: нормативно-правовые акты и документы, касающиеся развития светского государства в Российской Федерации и в Республике Дагестан в различные исторические периоды; практический опыт деятельности органов государственной власти и Конституционного суда РФ по делам о защите конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания; архивные источники и обобщенные автором материалы СМИ.

Научная новизна диссертационной работы заключается: в обосновании научно-теоретической концепции Российской Федерации как светского государства с позиции комплексного подхода к исследованию и современного понимания основных ее составляющих; в определении роли основных конституционно-правовых понятий и принципов, характеризующих светскость государства применительно к Российской Федерации и Республики Дагестан как ее субъекта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Светскость государства это конституционно-правовая характеристика, отражающая или закрепляющая социальную и формальную независимость легитимности государства от религиозных или идеологических источников, недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка, отсутствие общеобязательной религии или идеологии, независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных

государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

  1. На основе выделения и характеристики существенных признаков светского государства в работе делается вывод о том, что отделение государства от религиозных объединений является ключевым принципом построения взаимоотношений светской власти и закрепляется в статье 14 Конституции России. Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, - один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям.

  2. На основе проведенного сравнительного конституционного анализа статьи 14 Конституции Российской Федерации в работе делается вывод, что она содержит четыре различных аспекта: светскость государства, отсутствие поддержки религии государством, отделение религиозных объединений от государства и равенство религиозных объединений перед законом. Как правило, зарубежные конституции акцентируют один из этих аспектов. Более того, подобные конституционные положения других стран могут быть разделены на категории в соответствии с тем, какой аспект в них акцентирован в первую очередь.

4. Как конституционно-правовое понятие, свобода совести,
закрепленная в статье 28 Конституции РФ, означает разрешенное и
гарантированное законами государства право субъектов мыслить и поступать
в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое
отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения
законности и правопорядка. Сущность свободы совести сводится к наличию
у человека узаконенных возможностей поступать не по принуждению, а так,

как он считает необходимым в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения установленного правопорядка.

  1. Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений. Религиозные объединения являются частью, институтами гражданского общества, верующие являются точно так же полноправными гражданами Российской Федерации, как и неверующие (часть 2 статьи 6, части 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поэтому светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов, прежде всего в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.

  2. В Российской Федерации существует разрыв между общей характеристикой государства, изложенной в статье 1 Конституции 1993 г., и определением последнего как светского государства в ее статье 14. В результате светскость выглядит второстепенным качеством Российского государства. Наиболее оптимальное соотношение между государственной светскостью, принципом отделенности религиозных организаций и свободой мировоззренческих убеждений личности, думается, может быть выражено в Конституции РФ следующей формулировкой: «Светскость Российской Федерации - неотъемлемая часть общей комплексной характеристики, создающей единую политико-правовую модель государства».

7. Представляется целесообразным одну из статей в разделе «Основы
конституционного строя» и всех основных законов посвятить
государственно-конфессиональным отношениям, изложив ее примерно так:
«Отношения Российского государства с религиозными организациями
строятся на принципах отделенности религиозных организаций от

и государства; свободы создания и деятельности таких организаций; сочетания суверенитета государства и социальной автономии религиозных организаций; равного отношения государства к религиозным организациям; взаимной лояльности государства и религиозных организаций».

Детализируя данные принципы, в этой же статье следует указать, что государство не финансирует религиозные организации, а также включить в нее запрет создания политических партий на религиозной основе и разумные ограничения деятельности зарубежных миссионеров и руководящих функционеров иностранных религиозных организаций.

  1. Взаимоотношения государства и религиозных организаций как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязи между институтами государства и институционными структурами религиозных объединений представляют собой специфическую сферу внутренней и внешней политики государства. Анализ конституционно-правовых норм позволяет классифицировать все виды взаимоотношений государства с религиозными организациями на семь принципов и форм проявления: 1) отделение религиозных объединений от государства; 2) равенство всех религиозных объединений; 3) светскость государственной службы и местного самоуправления; 4) светскость системы образования; 5) недопустимость прямого финансирования государством религиозных организаций; 6) запрет религиозным организациям напрямую участвовать в политической борьбе; 7) установление особого режима памятников истории и культуры, являющихся одновременно религиозными ценностями и святынями.

  2. Современная конфессиональная обстановка в Республике Дагестан отражает последствия коренных изменений в государственном и политическом строе страны, которые способствовали утверждению в обществе принципов свободы совести, существенно затронули сферу государственно-конфессиональных отношений, деятельность религиозных организаций на всей территории Российской Федерации. Конституция

Республики Дагестан предусматривает право каждого гражданина свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 30). Это и есть основные принципы свободы совести и вероисповедания.

Конституционные принципы свободы совести нашли отражение и развитие в Законе РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», принятым Народным собранием РД в декабре 1997 г. Этот Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести, свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных организаций в Республике Дагестан.

  1. Принятие специального Закона в Республике Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД», запрещающего конкретное религиозное экстремистское течение ваххабизм, явилось прямым следствием сложившейся геополитической обстановки и в связи с этим требования всего населения республики ужесточить борьбу с экстремистским течением. Несмотря на некоторую недоработанность дагестанского закона о запрете ваххабизма, он стал реальным заслоном на пути дальнейшего распространения этого экстремистского течения в нашей республике, а его необходимость и актуальность были доказаны временем.

  2. Светская модель государственного устройства, по мнению автора, является предпочтительной по сравнению с другими теоретически возможными моделями государственной вероисповедной политики в многоконфессиональном и многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация. Это должно быть четко отражено в конституционно-правовых нормах, так же, как и то, что сотрудничество или партнерство, характер которого приобретают сегодня взаимоотношения между государственными и религиозными объединениями в Российской Федерации, не противоречат принципу светского государства, которое предполагает четкое разделение их функций.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней получили развитие, применительно к современным условиям, научно-обоснованные положения, содержащие конституционно-правовую характеристику Российской Федерации и ее субъектов как светского государства.

Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и выводы могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, реализации принципов светского государства, а также в дальнейшей научно-исследовательской работе, в учебном процессе.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования, а также его выводы отражены в научных публикациях автора. Итоги разработки проблемы в целом, ее отдельных вопросов прошли апробацию на республиканских научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертации обусловлены предметом и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Светское государство: современное понимание и теоретическое обоснование

В истории отношений государства и религии немало драматических страниц: соперничества и открытого противоборства, стремления религиозной власти подчинить себе государственную власть и борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви.

Соотношение светской и религиозной властей красной нитью проходит через историю многих государств. Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий, модификации общественных представлений о социальных функциях религиозной идеологии.

В последнее время влияние религии, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа. Как отмечает Е.А. Муравская, в работах современных российских исследователей прослеживается поиск новых подходов к правовым аспектам государственно-религиозных отношений1. В настоящее время происходит переосмысление смыслообразующих понятий: свобода совести интерпретируется уже не как «свобода от религии», а как совокупность свободы вероисповеданий и атеизма, признается приоритет международного права. Вместе с тем начинает по-новому освещаться и функция религии в обществе как основа нравственного возрождения. В основание проблемы ставятся вопросы диалога между государством, различными религиозными конфессиями, верующими и неверующими гражданами, а также правового статуса религиозных организаций. Особенностью современного развития государственно-конфессиональных отношений является то, что религиозные организации становятся вполне обычными субъектами права, им стали свойственны политические претензии, они сотрудничают с государством, пытаются проникнуть в ранее недоступные для них сферы.

В конституционно-правовой науке ряд понятий, связанных с правовым содержанием светскости государства, является наименее изученным. Между тем светскость государства служит важнейшим принципом построения современного демократического государства, поэтому без понимания того, что, собственно, означает светскость государственных и общественных институтов, невозможно реализовать требования статьи 14 Конституции, устанавливающей светскость государства в Российской Федерации.

Светское государство - это государство, легитимность которого не зависит от религиозных или идеологических источников, в котором абсолютный суверенитет государственного порядка не позволяет противопоставлять себе никакой предшествующий или высший порядок, не устанавливающее какую-либо религию или идеологию в качестве общеобязательной, свободное от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения «государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, независимое от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, в устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов».

Светскость государства - это такая конституционно-правовая характеристика, которая отражает или закрепляет социальную и формальную независимость легитимности государства от религиозных или идеологических источников, недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка, отсутствие общеобязательной религии или идеологии, независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

Понимание светскости государства - это обусловленная особенностями государства и его правовой системы, национально-культурными традициями, картиной распределения национально-культурной и религиозной идентичности общества система взглядов на содержание светскости государства и обусловленные светскостью государства ограничения на взаимоотношения между государством и религиозными объединениями1. Каждой модели взаимоотношений между государством и религиозными объединениями корреспондирует определенное качество светскости как категории и определенное ее понимание. Если в США реализовано понимание светскости как «светскости индифферентной» или «светскости агрессивно-индифферентной», в СССР - как светскости, тождественной атеистичности, то в современных Франции, Германии, Великобритании и других европейских странах светскость трактуется как «светскость конструктивная», «светскость понимающая».

Государственная светскость, даже зафиксированная конституциями, не создает конкретных правовых норм. Она является важнейшей аксиологической, теоретической и методологической категорией, удерживающей развитие постсоветских государств в определенном русле, обусловливающей формирование их политики по религиозному вопросу. Следовательно, строго научные и обоснованные представления о сущности и принципах светского государства должны определять концепцию и идеологию законодательства о религии и религиозных организациях. Они обязаны пронизывать все другие конституционные положения и принимаемые на их основе текущие нормативные акты.

В советское время объективный анализ светскости государства по идеологическим мотивам был затруднен. Г.Р. Гольст считал, что «регулирование свободы совести в СССР не только не противоречит задачам научно-атеистической пропаганды, но, наоборот, создает необходимые условия для ее проведения»1. Светский характер государства трактовался дискриминационно для религиозных объединений. По мнению В.В. Клочкова, принцип отделения церкви от государства означал ограничение деятельности религиозных организаций выполнением одной функции -удовлетворением религиозных потребностей граждан и полным изъятием у них любых функций не только государственных, но и общественных объединений»2.

Конституционные основы формирования светского государства в современных зарубежных странах

Существующие сегодня в мире разнообразные типы светских государств - это продукт сложных социальных процессов, на которые оказывают значительное влияние конкретные исторические, политические, культурные и иные особенности развития каждого общества в разные периоды времени. Реализованный в конкретной стране тип светского государства зависит от понимания и меры реализации тех или иных приведенных выше существенных признаков отделения от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.

Национальные конституционные модели отражают развитие различных исторических традиций и политических компромиссов и зачастую подходят к отношениям между религией и государством с диаметрально противоположных точек зрения, которые отражены в конституционных системах этих государств. До определенной степени законы, регулирующие отношения между религиозными конфессиями и государством, не выходят за рамки конституции; они также предусматривают длительную приверженность государства к определенной системе. Естественно, что споры в этой области не угасают, - сложно представить себе, что дискуссия в такой чувствительной области, как религия, когда-либо прекратится, - но границы дискуссии всегда определяются конституционной структурой страны. Например, во Франции споры в этой области могут возникнуть по поводу того, насколько светскими должны быть общеобразовательные школы и каким образом принцип светскости определяет разрешение или запрет на ношение учениками головных платков - хиджабов. Но никто не будет всерьез оспаривать положение о том, должны ли общеобразовательные школы быть светскими по характеру и нейтральными в отношении религии, так как Конституция Франции объявляет Францию светской республикой.

Естественно, что конституция не обязательно должна содержать положение о том, является ли государство светским или нейтральным по отношению к религиозным организациям. Отношения церкви и государства регулируются Лютеранскими соглашениями1. Поправки к данным соглашениям, принятые обеими сторонами, не требуют принятия конституционной поправки и ст. 8: «1. Все религиозные деноминации являются равными перед законом. 2. Религиозные деноминации (за исключением Католичества) имеют право на внутреннюю самоорганизацию в соответствии со своими законами, если таковые законы не противоречат правовой системе Италии. 3. Их отношения с государством регулируются законом на основании соглашений с их представителями»; Конституция Испании, ст. 16: «1. Свобода идеологии, религии и культовой деятельности граждан и сообществ гарантируется без всяких ограничений за исключением тех, которые необходимы для поддержания общественного порядка, защищенного законом. 2. Никто не может быть принужден к публичному признанию своей идеологии, религиозной принадлежности или вероисповедания. 3. Никакая религия не является государственной. Общественные силы принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают необходимые отношения сотрудничества с Католической Церковью и другими деноминациями».

Свобода религии может быть защищена с помощью равноправной системы сотрудничества между религией и государством и в странах с толерантными государственными религиями. Так это происходит в некоторых европейских странах. Но исходя из политических, государственных и исторических соображений, некоторые страны избрали светскую модель защиты свободы религии. Статья 14 Конституции Российской Федерации четко следует именно этой модели: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Интересно отметить, что с точки зрения сравнительного конституционного анализа, статья 14 содержит четыре различных аспекта: светскость государства, отсутствие поддержки религии государством, отделение религиозных объединений от государства и равенство религиозных объединений перед законом. Как правило, конституции акцентируют один из этих аспектов. Более того, подобные конституционные положения других стран могут быть разделены на категории в соответствии с тем, какой аспект в них акцентирован в первую очередь.

Некоторые конституции делают акцент на первом аспекте - отсутствии установленной государственной религии или отсутствии поддержки религии со стороны государства: Конституция Австралии, ст. 116: «Содружество не может принять закон, устанавливающий какую-либо религию в качестве государственной, или предписывающий соблюдение каких-либо религиозных обычаев, или запрещающий свободу религиозного поклонения, а также принадлежность к какой-либо религиозной конфессии не может быть определяющим фактором для получения государственного поста в Содружестве»; Конституция Белоруссии, ст. 16, п. 1; Конституция Эфиопии, ст. 11, п. 2; Основной закон Германии, ст. 140, включающий в себя Веймарскую конституцию, ст. 137, п. 1; Конституция Ганы, ст. 56; Конституция Ирландии, ст. 44, п. 2 (запрет на «поощрение» какой-либо религии) и т.д.

Например, Первая поправка к Конституции США содержит следующее положение: «Конгресс не может принять закон, поддерживающий или утверждающий государственную религию». Конституция Австралии также запрещает проведение «любого закона, который устанавливает государственную религию или способ религиозного поклонения». Конституция Нигерии запрещает государству «провозглашение любой религии в качестве государственной». Статья 14 Конституции РФ также утверждает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Эти статьи могут быть интерпретированы как налагающие запрет на утверждение государственной религии, обязательной религии или официального государственного предпочтения особой религии. Некоторые исследователи конституционных традиций также понимают под запретом на утверждение государственной религии общий запрет на любое проявление государственного предпочтения определенной религии, особенно если такое предпочтение основывается на религиозных убеждениях или на исторической роли религии, хотя такое понимание оспаривается1.

Конституционно-правовые основы и принципы формирования России как светского государства

Конституционно-правовую норму о светском характере государства в Российской Федерации обоснованно рассматривают при обязательном учете сущности и принципов правовой системы, целей законодателя, конкретных особенностей субъектов права, социальных условий, исторических и социально-культурных аспектов объекта исследования - деятельности религиозных объединений и их отношений с остальной частью общества и государством.

Согласно общепринятым теоретическим подходам в исследовании данной проблемы, принцип светского характера государства означает следующее:

- гарантируется свобода вероисповедания, никакая религиозная либо нерелигиозная, включая атеистическую, идеология не устанавливается в качестве обязательной, государство не оказывает поддержку пропаганде антирелигиозных идей и учений;

- религиозные объединения отделены от государства, не выполняют функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не могут выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности, не ведут предвыборной агитации; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь (в личном качестве члены религиозных объединений вправе участвовать в политической жизни, быть депутатами, выборными должностными лицами, высказываться за или против кандидатов);

- государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не осуществляет вмешательства во внутренние (религиозные) дела религиозных объединений;

- в государственной судебной системе отсутствуют какие-либо особые духовные (религиозные) суды;

- нормы религиозных законов (внутриконфессиональные установления, каноническое право) не являются источниками права в государстве;

- деятельность органов государственной власти не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;

- государство не финансирует религиозную деятельность религиозных объединений, но при этом содействует развитию благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности традиционных религиозных организаций, создает условия для осуществления благотворительной деятельности иных религиозных объединений, осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Предоставление помощи не нарушает провозглашенного принципа отделения религиозных объединений от государства, поскольку такая помощь предоставляется независимо от конфессиональной принадлежности и выходит за собственно религиозные рамки, имея общественную и государственную значимость1.

В настоящее время толкование принципа светского характера государства в Российской Федерации зачастую принимает односторонний и даже дискриминационный характер, когда светский характер государства ошибочно отождествляется с антирелигиозным или атеистическим характером государства в Российской Федерации. Или же правовые нормы части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации ошибочно толкуются как закрепляющие такое положение религиозных объединений в Российской Федерации, когда государство «равноудалено от всех религиозных объединений» , а сами религиозные объединения загоняются в некую резервацию, где действуют совершенно обособленно, изолированно от всех остальных институтов гражданского общества.

Однако в части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации отсутствуют положения, устанавливающие атеистический или антирелигиозный характер государства. Точно так же в части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации отсутствуют какие-либо императивные положения о принудительной и категоричной изоляции религиозных объединений («равноудалении») от государства и остальных институтов гражданского общества, в том числе от национальной системы образования.

Толкование светского государства как такой его характеристики, которая полностью исключает всякое участие религиозных объединений в жизни общества и страны и умаляет верующих граждан в правах относительно неверующих, было уместно в эпоху социализма. В настоящее время отождествление светскости государства с его атеистической или антирелигиозной направленностью совершенно неверно, как с точки зрения конституционно-правовой науки1, так и с точки зрения анализа реального смыслового содержания слова «светский», который был приведен в первом параграфе первой главы.

Дополняя правовую норму части 2 статьи 13 Конституции Российской Федерации, закрепляющую запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, статья 14 Конституции Российской Федерации устанавливает: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Статья 28 Конституции Российской Федерации закрепляет: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а является ее частью, испытывая на себе влияние многих социальных процессов.

История становления Дагестана как светского государства

Начало полному разделению церковных и государственных институтов в нашей стране было положено 23 января 1918г., когда вскоре после Октябрьской революции был принят Декрет СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Декрет покончил с неравенством религий, существовавшим в дореволюционной России, делением их на "высшие" и "низшие", провозгласил отделение школы от церкви. В центральной России отделение церкви от государства прошло относительно быстро и безболезненно. Однако в Дагестане, как и в других регионах страны, где традиционно был распространен ислам, осуществление принципов, провозглашенных в декрете, шло более медленными темпами и зависело от местной специфики. До революции в Дагестане было более 2000 мечетей, в среднем приблизительно по одной мечети на каждый аул, считая и карликовые, с несколькими дворами. Для сравнения: в центральных районах России одна церковь приходилась на 10-12 тысяч человек. Мечетям в Дагестане принадлежало свыше 13700 десятин вакуфной земли. В 740 мусульманских школах училось 7500 детей, не считая лиц, охваченных другими видами религиозного обучения. Дагестан был сложным в этноконфессиональном плане краем. Помимо ислама, который исповедовали все коренные национальности, кроме татов-иудеев, в Дагестане функционировали десятки православных церквей, синагог, армяно-григорианских церквей1. Кроме мусульманских примечетских школ в 1913 г. в Дагестанской области действовали также 21 горскоеврейская школа при синагогах с 493 учащимися, 6 церковно-приходских школ при православных и армяно-григорианских церквах с 397 учащимися. В духовной жизни горцев безраздельно господствовала религиозная идеология, проводником которой являлся многочисленный слой духовенства - до 40 тыс. лиц, т.е. 4% населения (для сравнения: в России того времени духовенство не составляло и одной десятой процента)1. Высокая степень религиозности дагестанского населения имела свои исторические корни. Помимо причин социально-экономического характера, объективно способствовала укреплению позиций ислама арабо-язычная направленность культуры Дагестана. Одновременно с огромным отставанием светской культуры грамотность населения досоветского Дагестана на основе арабской графики и ее арабоязычная культура заслужили самых высоких оценок таких исследователей Кавказа, как В.В. Бартольд, Ю.И. Крачковский, П.К. Услар, В.Н. Генко, Л.И. Лавров и др. Знатоки арабского языка, чтецы, муллы и кадии из Дагестана высоко котировались не только на Восточном Кавказе, но и за его пределами. Немаловажную роль в огромном влиянии религии на все стороны жизни дагестанцев сыграла социальная природа самой мусульманской религии, ее особенности: ни в одной из мировых и национальных религий сакрализация бытовых отношений не достигла такой высокой степени, как в исламе. Шариат представляет собой не только религиозное и каноническое право, но и полный свод законов, включающий публичное, частное, личное и вещное право: гражданское, уголовное и семейное право и даже санитарию и гигиену. Таким образом, было много причин объективного и субъективного характера, способствовавших глубокой религиозности дагестанского населения. Вопрос об отделении церкви от государства и школы от церкви в Дагестане был впервые поставлен на областной партийной конференции в конце ноября 1921 г. После острых дискуссий и всестороннего обсуждения конференция признала своевременным издание декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви и поручила СНК ДАССР издать его и проводить в жизнь умело и поэтапно. Выполнение этого решения шло в Дагестане непросто, сопровождалось рядом особенностей и имело немало отличий от общего процесса, происходившего в центральной России при осуществлении Декрета СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Принцип отделения церкви от государства впервые был закреплен в первой Конституции ДАССР, принятой Первым Вседагестанским учредительным съездом Советов рабочих, крестьянских, батрацких, красноармейских и матросских депутатов 5 декабря 1921 г.1 Пункт 7 Конституции ДАССР полностью соответствовал статье 13 Конституции РСФСР и гласил: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами". Конституция провозгласила отделение церкви от государства, а на практике осуществление этого акта растянулось на годы и шло поэтапно, через ряд промежуточных решений и постановлений. Формы, методы и темпы конституционно-правового обеспечения свободы совести в первые годы советской власти существенно отличались от таковых в центральной России. Первым же своим пунктом провозгласив отделение церкви от государства, декрет СНК от 23 января 1918г. разграничил сферу государственной и религиозной деятельности. Одной из таких сфер, где столкнулись интересы государства и мечети в республиках с мусульманским населением, стала судебная система. Так, в Дагестане, как и в других мусульманских регионах страны, наряду с народными судами довольно долго существовали и шариатские суды, осуществлявшие делопроизводство на основе шариата. Сохранение шариатских судов и, соответственно, привлечение к их работе мусульманского духовенства противоречило принципам отделения церкви от государства. Однако советское государство имело серьезные основания для временного сохранения этого института в национальных районах с мусульманским населением. Как отмечал исследователь шариата Г.М. Керимов, мусульманский мир с момента возникновения ислама (VII век) и вплоть до конца XIX века по существу не знал других законодательных систем, кроме шариата, в то время как другие религиозные системы никогда полностью не заменяли существовавших с ними светских правовых норм1. Жизнь горцев-мусульман была полностью регламентирована нормами шариата. А так как они воспринимались как вечные, установленные Аллахом, то верующие не допускали других правовых отношений. В свое время после разгрома национально-освободительного движения горцев Дагестана, когда перед царским самодержавием встал вопрос об "устройстве" покоренного населения, в рамках реформы управления была проведена также реформа судебной системы. На месте шариатского суда была создана новая система судопроизводства, основанная на принципе сочетания законов, установленных Российским государством, с адатами и шариатом. Суды эти назывались "народными". Судьи - кадии (или казни) назначались губернаторами и находились в полной зависимости от местных властей. Эта политика объявлялась мусульманским духовенством и понималась горцами как русификаторская. Поэтому в период революции и борьбы за установление советской власти одним из лозунгов горцев стало восстановление шариата в полном объеме. Все это учитывалось новой властью при решении вопроса об отношении к шариатским судам. Они были временно сохранены. Во главе всех шариатских судов стоял популярный шейх Али-Хаджи Акушинский. До июля 1922 года шариатские суды находились на государственном обеспечении. Потом их учреждение и содержание были всецело предоставлены на усмотрение сельских обществ.

Похожие диссертации на Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства