Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах Капитонов Андрей Илларионович

Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах
<
Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Капитонов Андрей Илларионович. Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Санкт-Петербург, 2002 215 c. РГБ ОД, 61:03-13/433-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социальная адаптация молодых воинов как предмет научного осмысления

1.1. Проблемы социальной адаптации военнослужащих в педагогике, психологии, культурологии и смежных науках 16

1.2. Социально-культурный потенциал воинского коллектива и условия его реализации 52

Глава 2. Пути обеспечения адаптации молодежи в воинском коллективе

2.1. Стимулирование процесса принятия личностью ценностей и норм воинского коллектива 98

2.2. Создание благоприятной досуговой среды 133

2.3. Последовательное обогащение содержания и форм социально-культурной деятельности 152

2.4. Формирование досугового мастерства молодого воина 167

Заключение 188

Литература 193

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Решение кардинальных задач, которые встали перед Вооруженными Силами страны в соответствии с требованиями социальных преобразований, научно-технического прогресса, концепции национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации, диктуют необходимость, наряду с коренным совершенствованием их структуры и материальной базы, обеспечения профессиональной и нравственно-психологической готовности личного состава Армии и Флота к выполнению своего высокого гражданского долга в сложнейших, порою экстремальных ситуациях. Личностные качества солдата и матроса в современной России становятся факторами национальной безопасности, и это обусловливает необходимость на всех этапах воинской службы создать такие условия, которые способствовали бы раскрытию лучших индивидуальных черт каждого воина, его физических сил, интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств.

Наиболее сложным в этом плане представляется начальный период вхождения в воинский коллектив, когда призывник впервые сталкивается со строгой субординацией всей жизнедеятельности, с изоляцией от привычной культурной и бытовой среды, с физическими и моральными перегрузками; когда отсутствие опыта, служебной деятельности и навыков общения в социальной общности, ограниченной параметрами гарнизона или корабля, вызывает чувство тревоги, неуверенности, стремление замкнуться в себе или конформистски приспособиться к микроокружению.

Затягивание процесса адаптации молодых военнослужащих к новым условиям часто приводят к различного рода социальным отклонениям, к нарушению воинской дисциплины, безынициативности и равнодушию к существующим в части и подразделении проблемам, нередко способствует повышению уровня заболеваемости. Это в свою очередь вызывает негативную реакцию сослуживцев, порождает недоброжелательные взаимоотношения, приводит к межличностным конфликтам.

Глубокое противоречие между объективными требованиями к формированию готовности молодежи к эффективному вхождению в воинский коллектив и реальным уровнем решения этой задачи обусловили актуальность проблемы социальной адаптации молодого воина к условиям службы в Армии и на Флоте, изыскания дополнительных резервов обеспечения безболезненного включения в солдатскую или матросскую жизнь.

Степень разработанности проблемы

Вопросы социальной адаптации, как процесса активного приспособления индивида к новой среде, привлекали внимание науки с 30-40-х годов XX века, когда они стали предметом анализа в философии, психологии, педагогике, медицине. Пионерами поиска в этой сфере научного знания стали специалисты в области необихевиоризма, культурной антропологии, психостатической медицины.

К началу XXI века сложилось, как механизм, три направления исследований социальной адаптации. Первое из них концентрируется на выявлении ее методологических основ; второе связано с раскрытием формы и содержания этого процесса и условиями его протекания; третье находит свое выражение в обосновании социально психологических факторов адаптации индивида к новым условиям бытия (см. 1.1. первой главы).

В России проблема адаптации к воинской службе издавна носила практический характер. С XVIII века потомственные дворяне с детства психологически и морально готовили себя к выполнению высокой функции защитника Отечества, знали род войск и конкретный полк, где придется служить. Формированию положительной мотивации воинской службы способствовали утвердившаяся после Отечественной войны 1812 года практика взаимного обучения и материального стимулирования солдат. Со времен А.В. Суворова, других выдающихся военачальников России отмечена постоянная забота о солдате и матросе, об их питании, обмундировании, психологическом состоянии.

Опираясь на фундаментальные исследования в области общей и социальной психологии, педагогики и социологии (Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов и др.), ученые, посвятившие себя исследованию проблем Вооруженных сил (А.В. Барабанщиков, Г.Д. Луков, К.К. Платонов, А.А. Таланкин, Г.И. Царегородцев и др.), в 60-90-е годы XX века внесли существенный вклад в изучение специфики социальной адаптации молодежи в воинском коллективе и разработку психологических и педагогических механизмов оптимизации этого процесса.

Несомненный интерес в этом плане представляют работы Л.М. Дулича, В.Т. Доценко и других специалистов, которые раскрыли социально-психологические особенности военнослужащих, обосновали механизм их общения и разработали методику преодоления и предупреждения конфликтных ситуаций в воинском коллективе. Весьма плодотворными представляются публикации В.В.Луцкина, В.А. Фирсенкова, В.В. Щетинина и других исследователей, сосредоточивших свое внимание на проблемах нравственно-эстетического воспитания и организации досуга военнослужащих. Однако за пределами внимания современных исследователей остался такой существенный фактор адаптации молодых военнослужащих, как социально-культурная деятельность, которая способна помочь последним увидеть достоинства воинского коллектива, познать его специфику, а главное раскрыть себя, продемонстрировать свой потенциал, свои способности и дарования, утвердить себя действием.

Глубокое противоречие между объективными возможностями социально-культурной деятельности активно стимулировать процесс адаптации молодежи в воинском коллективе и сложившейся системой воспитания солдат и матросов, которая крайне мало использует культуросозидающий потенциал этой области духовной жизни, обусловило необходимость и целесообразность осуществить теоретико-эмпирическое исследование, цель которого — раскрыть сущность и механизм реализации преобразовательно-созидающих функций социально-культурной деятельности как средства адаптации молодежи в воинском коллективе.

Из этой цели вытекали задачи:

1. Определить состояние деятельности воинских коллективов по стимулированию процесса социальной адаптации молодежи к службе в Армии и на Флоте и степень научной разработанности этой проблемы в педагогике, психологии, культурологии и смежных науках.

2. Выявить социально-культурный потенциал воинского коллектива и условия его реализации.

3. Обосновать пути и средства стимулирования процесса принятия личностью ценностей и норм воинского коллектива.

4. Раскрыть социально-психологические условия создания в Вооруженных Силах благоприятной досуговой среды.

5. Разработать и внедрить социально-педагогическую программу последовательного обогащения содержания свободного времяпрепровождения молодых военнослужащих и формирования их досугового мастерства.

Объектом исследования послужили молодые солдаты и матросы, вовлеченные и не вовлеченные в различные формы социально-культурной деятельности.

Предметом исследования стал социально-педагогический процесс адаптации молодежи в воинском коллективе средствами социально-культурной деятельности.

Базой исследования были избраны учебные центры, воинские подразделения, Окружной Дом офицеров и солдатские клубы Ленинградского военного округа, 25 бригада подводных лодок в г. Кронштадте, 36 бригада ракетных кораблей в г. Балтийске, 333 флотский учебный центр и ДК моряков Ленинградской военно-морской базы.

Изучение теории и истории вопроса, опыт службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и данные поисково-констатирующего этапа исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу, исходящую из того, что формирование молодого воина, отвечающего требованиям XXI века, будет успешным, если общекультурное развитие и военно-техническая подготовка уже на стадии обучения в армейских и флотских учебных центрах будет дополнена различными формами социально-культурной деятельности, расширяющей возможности саморазвития, самовыражения и проявления творческих потенций молодых солдат и матросов и тем самым стимулирующей процесс их социальной адаптации в воинском коллективе.

Гипотеза строилась на предположении, основанном на том, что эффективность воинской службы находится в прямой зависимости не только от успехов военной подготовки, но и от способности армии и флота создать благоприятную культурную среду, обеспечить гармоничное развитие личности солдата или матроса, сформировать у него умения и навыки рациональной организации досуга, использовать возможности социально-культурной деятельности и на стадии адаптации к новым условиям бытия, и на дальнейших этапах овладения воинским мастерством и самоутверждения личности молодого воина.

Методология исследования строилась на восприятии личности солдата и матроса как высшей ценности общества, как автономной системы, нуждающейся в соответствующих условиях саморазвития, самовыражения и самоутверждения. Исследование опиралось на синтез философско-культурологических (Н.А. Бердяев, М. Вебер, П.С. Гуревич, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, Э.В. Соколов, Э. Тайлор, Л. Уайт, А.Я. Флиер, Э. Фромм, М. Хайдегер и др.) и психолого-педагогических (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.Г. Бочарова, С.Г. Вершловский, Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никифоров, A.M. Новиков, Л.И. Новикова, Г.Н. Филонов и др.) концепций воспитания и развития личности.

Понимание сути и природы социально-культурной деятельности и ее роли в Вооруженных Силах России вытекало из сложившейся на кафедрах социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского и Московского государственного университетов культуры и искусств (М.А. Ариарский, Г. М.Бирженюк, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, А.П. Марков, Б.Г. Мосалов, И.А. Новикова, Б.Д. Парыгин, А.З. Свердлов, Ю.А. Стрельцов, А.А. Сукало, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин и др.) концепции, видевшей в ней систему общественно значимой и нравственно-мотивированной деятельности по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

В процессе исследования мы исходили из понимания досуга как деятельности в свободное время, обеспечивающей рекреацию и дальнейшее развитие личности (С.Г. Струмилин, Г.А. Пруденский, Д. Дюмазедье, М. Каплан, В.И. Бестужев-Лада, Б.А. Гришин, Э.В. Соколов, В.А. Ядов и др.).

Мы рассматривали объект анализа в естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни Вооруженных Сил и всего общества, с учетом специфических особенностей воинских подразделений и кораблей как важных звеньев этой системы. Комплексный подход к проблеме позволил рассматривать личность в ее реальных взаимосвязях и отношениях с микро- и макросредой.

Методика исследования строилась на совокупности взаимодополняющих методов социологического, социально-психологического и, в первую очередь, педагогического анализа.

В ходе исследования был применен такой комплекс психолого-педагогических методов, который включал в себя целенаправленное наблюдение, анализ и обобщение опыта работы воинских подразделений и культурно-просветительных учреждений, изучение их документации, а также отчетов о нравственно-психологическом состоянии личного состава; существенное место заняли социологические методики собеседования, интервьюирования, анкетирования.

В исследованиях совместно с диссертантом принял участие инструкторский состав ряда клубных учреждений и слушателей военно-учебных заведений (в общей сложности более 30 человек), которые под руководством диссертанта, с помощью анкетного опроса, индивидуальных и групповых бесед и личных наблюдений анализировали состояние социально-культурной деятельности на различных этапах адаптации молодых военнослужащих и реальные возможности использования их свободного времени, как резерва гармонического развития личности.

При помощи вышеперечисленных методов и средств была изучена и проанализирована деятельность 10 воинских подразделений и 28 коллективов воинской художественной самодеятельности.

Длившееся более двух лет программированное научное наблюдение было направлено на систематическое изучение интересов, запросов, увлечений молодых военнослужащих, затем проводилось сравнение с их реальными занятиями на досуге. Это позволяло выявить степень соответствия духовных потребностей и возможностей их реализации. Особое внимание было уделено анализу отношения молодых солдат и матросов к проведению культурно-массовых мероприятий в свободное время и их личного участия в подготовке и проведении своего досуга. Этот метод позволил определить степень эффективности проводимых мероприятий и увидеть молодого воина не только как потребителя культурных ценностей, но и как его создателя. В ходе наблюдения удалось отследить диалектику развития личности под воздействием различных форм и методов социально-культурной деятельности, а главное, определить степень влияния референтной служебной деятельности на содержание и формы досуга и степень воздействия досуга на качество несения воинской службы. Наблюдение велось по единой программе, предусматривающей его целевые установки, формы проведения, число участников, время и место наблюдения, а также способы фиксации данных.

На стадии поисково-констатирующего и формирующего социально-педагогического эксперимента было проведено 122 собеседования с молодыми военнослужащими 1-го и 2-го года службы; осуществлен анкетный опрос 1040 солдат, 880 матросов; изучено более 280 планов, сценариев, справок, отчетов и иных документов, характеризующих организацию досуга в воинских подразделения и клубных учреждениях; 12 раз информация диссертанта о ходе исследования и выявленных в нем фактах была предметом обсуждения командирами Ленинградского военного округа и кораблей Балтийского флота.

Достоверность исследования обеспечена соответствием методики научного анализа поставленным целям и задачам; широтой и типичностью базы исследования, длительностью и разносторонностью опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования проявилась в обосновании концепции адаптации молодежи в воинском коллективе средствами социально-культурной деятельности, расширяющей возможность солдат и матросов познать традиции и специфику общения в воинском подразделении, раскрыть свои способности и дарования, найти себя среди сослуживцев, утвердить себя действием.

В процессе исследования раскрыт механизм социальной адаптации молодых военнослужащих к новым условиям бытия средствами культурно-досуговой деятельности, основанной на методике сотворчества, когда офицеры, старожилы подразделения и вновь призванные в армию и на флот выступают субъектами рациональной организации и духовного наполнения своего свободного времени.

Исследование дало возможность выявить преобразовательно-созидающую функцию социально-культурной деятельности, позволяющую в преобразованной, полной физическими и психологическими перегрузками социальной среде обеспечить эффективное включение молодого военнослужащего в воинский коллектив и реализацию в нем его конструктивных потенций.

Практическая значимость исследования нашла свое выражение в педагогической программе адаптации молодых военнослужащих средствами социально-культурной деятельности, которая

ориентируется на существенное ускорение этого процесса путем:

- разностороннего раскрытия лучших воинских традиций и достижений данного подразделения;

- создания в воинском коллективе благоприятной досуговой

среды;

- формирования умений и навыков культурно-досуговой деятельности, позволяющих реализовать в свободное время творческие потенции молодых воинов и продемонстрировать свои способности и дарования;

- последовательного вовлечения солдат и матросов в социально-культурное творчество, способствующее проявлению их индивидуальных достоинств и самоутверждению в новой микросреде.

Выводы исследования могут быть использованы органами государственного и военного управления при переходе Вооруженных Сил России на профессиональную основу, для эффективного выполнения задач призыва молодежи на военную службу.

На основе выводов, полученных в процессе диссертационного исследования, была улучшена и доработана методика военно-профессионального отбора военнослужащих, проходящих подготовку в школах младших специалистов армии и Военно-Морского Флота, одобренная отделом воспитательной работы Ленинградского военного округа и Ленинградской военно-морской базы и принятая к реализации в ряде частей и подразделений Вооруженных Сил РФ.

Результаты исследований используются в учебном процессе в Военно-морской академии им. Н.К. Кузнецова и на отделении социально-культурной деятельности факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций автора и их обсуждений на базах исследования и кафедре военно-гуманитарных дисциплин Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова. Шесть раз автор выступал на научно-практических конференциях в Доме офицеров им. СМ. Кирова Ленинградского военного округа, в Центральном военно-морском музее и отделе воспитательной работы Ленинградской военно-морской базы.

На защиту выносятся:

1. Концепция адаптации молодежи в воинском коллективе средствами социально-культурной деятельности, основанная на способности этой формы духовной жизни стимулировать процесс освоения молодыми солдатами и матросами специфики новой общности, расширить их возможности проявления своих способностей и дарований, содействовать самоутверждению среди сослуживцев.

2. Механизм социальной адаптации молодых военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности, стержень которого составляет педагогика сотворчества, вовлекающая и офицера, и старослужащего, и вновь призванного в армию или на флот в субъект- субъектные отношения и позволяющая в условиях свободного времени отталкиваться от индивидуальных особенностей личности и строить воспитательный процесс на учете, удовлетворении и последовательном возвышении ее духовно-эстетических интересов и потребностей.

3. Обоснование преобразовательно-созидающей функции социально-культурной деятельности, дающей возможность молодому военнослужащему в преобразованной, психологически напряженной социальной среде найти себя, реализовать свои способности и дарования, сформировать личностные качества, удовлетворяющие требованиям современных вооруженных сил.

4. Педагогическая программа адаптации молодежи в воинском коллективе средствами социально-культурной деятельности, обеспечивающая ускорение этого процесса и формирование профессионально-нравственного облика современного воина путем:

- социально-психологического просвещения, ненавязчивой пропаганды воинских традиций и достижений данного подразделения;

- создания благоприятной, духовно насыщенной, гуманистической досуговой среды;

- формирования нравственно мотивированных и социально-значимых досуговых потребностей; умений и навыков планирования и самоорганизации своего досуга;

- последовательного вовлечения солдат и матросов в социально-культурное творчество, способствующее раскрытию индивидуальных достоинств солдат и матросов, их саморазвитию, самовыражению и самоутверждению в новой среде.

Проблемы социальной адаптации военнослужащих в педагогике, психологии, культурологии и смежных науках

Социальная адаптация, как свидетельствует современная наука, - это процесс активного приспособления индивида к новой социальной среде, содержанием которого выступает сближение целей и жизненных ориентации личности с ее окружением, усвоение принятых в этой среде способов деятельности и социального поведения, интериоризация ее норм, традиций, групповой культуры, принципов социального взаимодействия.

С 30-40 годов XX века, когда на базе необихевиоризма (Дж. Долпард, Н. Миллер, Р.Сире и др.), культурной антропологии (Р. Бенедикт, М. Мид) и психостатической медицины (Ф. Александер, Т. Френч) начались разработки проблем социальной адаптации, вопросы вовлечения человека в новую среду и его приспособления к ней были предметом научного анализа в философии, психологии, медицине, педагогике.

Следует отметить, однако, что в общей и социальной психологии значительно активнее анализировались аспекты психологической готовности к восприятию новой социальной среды и деятельности в ней. Б.Д. Парыгин в своем фундаментальном исследовании1 социальной психологии деятельности фокусирует свое внимание на структуре психологической готовности к деятельности, на понятии психологической включенности в деятельность, на эффекте психологической включенности и путях преодоления инерции психологической включенности в деятельность.

Под социально-психологической адаптацией Б.Д. Парыгин понимает «перестройку системы поведения личности под влиянием требований, предъявленных к ней условиями среды. Во включенности же он видит определенную степень соответствия, настроя личности в целом тем требованиям, которые предъявляют ей конкретные условия протекания той или иной деятельности»1.

Для психологии деятельности понятие включенность более адекватно отражает активность личности. Однако оно не снижает значительности категории «социальная адаптация», которая позволяет определить степень адаптированности в новую среду (активную, когда личность стремится ее изменить; и пассивную, когда она лишь приспосабливается к ней); дает возможность выявить социальный статус личности в новых условиях жизнедеятельности (высокий, удовлетворительный, низкий); помогает увидеть педагогические пути и средства изыскания наиболее эффективной формы социальной адаптации.

Вопросы социальной адаптации ныне широко используются социальной педагогикой , которая использует особенности приспособления формирующейся личности к последовательному усложнению окружающей ее социальной среды. Особое направление социальной педагогики связано с социальной адаптацией мигрантов, инвалидов, лиц, попадающих в экстремальные жизненные ситуации.

Расширяются исследования проблем социальной адаптации в современной социологии, ставящей перед собой задачу выявить закономерности приспособления к новой социальной среде людей разного пола, возраста, образования; определить зависимость мотивов и технологии вовлечения инвалида в новую среду от национальной и религиозной принадлежности, семейного статуса, профессии и иных факторов.

Особую значимость проблемы социальной и в первую очередь социально-психологической адаптации приобрели в Вооруженных Силах. Военнослужащие — особая группа населения, проявляющая существенные отличия в профессиональной, семейно-бытовой и досуговой жизнедеятельности. Они, как правило, оторваны от привычных условий быта, имеют меньше свободного времени; их досуг, в силу специфики воинской службы, страдает существенными ограничениями. Однако именно они, постоянно испытывая физические и психические перегрузки, часто попадая в стрессовые ситуации, особо нуждаются в психологической совместимости с ближайшим окружением, в умении снижать перегрузки и стрессовые состояния, в способности эффективно использовать конструктивный потенциал своего свободно времени.

История русской армии свидетельствует, что проблемы социальной адаптации к воинской службе всегда были в центре внимания ее военачальников, церковных деятелей, ученых, широкой общественности. В суворовской «Науке побеждать», в отеческой заботе великих флотоводцев о молодых моряках, в пастырской деятельности полковых священников проявлялись не только высокие гуманистические традиции, но и глубокое понимание прямой зависимости уровня дееспособности вооруженных сил от степени социальной адаптированности молодых воинов к условиям службы.

Опыт Армии и Флота России по подготовке молодежи к выполнению своей первейшей гражданской обязанности далеко неоднозначен. Диапазон его распределяется от формирования мотивов воинской службы до привития умений и навыков деятельности в экстремальных ситуациях. Есть все основания гордиться утвердившейся еще при Александре I практикой взаимного обучения и материального стимулирования, при которой солдат, отслуживший свой срок, возвращался в деревню, владея грамотой и будучи материально обеспеченным на многие годы. Это, естественно, способствовало формированию у молодежи соответствующей положительной мотивации. Равно как противоположные мотивы воинской службы вызывают имеющие место элементы дедовщины, отравляющие нравственно-психологический климат в воинских частях и наносящие непоправимый ущерб престижу Вооруженных Сил.

Все эти факторы обусловили необходимость более глубоко и детально разобраться в сложившихся проблемах социальной адаптации военнослужащих и выявить состояние их научного осмысления.

Социально-культурный потенциал воинского коллектива и условия его реализации

Воинский коллектив - это стабильное объединение военнослужащих, которых соединила единая цель, совместная деятельность по ее осуществлению, четко предопределенная организация групповой и индивидуальной жизнедеятельности, принятая всеми система руководства и подчинения. Главное в этом коллективе - повседневное несение службы по защите Отечества и учебно-тренировочная деятельность по подготовке к ней. Однако наряду с этим приоритетным направлением жизни воинского коллектива в нем складывается система межличностных отношений, проявляют себя и реализуются групповые и индивидуальные духовные интересы и потребности людей, утверждается определенная нравственно-психологическая атмосфера. В любом воинском коллективе более или менее интенсивно осуществляются различные сферы социально-культурной деятельности, осваиваются ценности мировой и отечественной культуры, создаются и охраняются культурные традиции, развивается любительское творчество.

Ведущей сферой социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах выступает свободное время, объективные возможности которого позволяют превратить досуг в эффективное средство духовного и физического развития личности, в существенный инструмент социальной адаптации молодых воинов к новым условиям бытия.

Культуросоздающий потенциал досуга военнослужащих и его исключительная роль в обеспечении успешной адаптации молодежи в воинском коллективе детерминируют необходимость более глубоко и детально выявить его сущность и природу; раскрыть механизм его воздействия на личность.

Сегодня активно обсуждаются философские, экономические, социальные, психологические, педагогические и другие аспекты исследования досуга. Изолированное рассмотрение этих отдельных аспектов бесперспективно - назрела необходимость междисциплинарных исследований, которые, с одной стороны, взаимодополняют друг друга, создавая «объемную» модель досуга, а с другой, — имеют возможность фокусировать внимание на тех или иных аспектах в рамках целого.

Предпосылки этому уже имеются, о чем говорят исследования научной школы прикладной культурологии, функционирующей на базе кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств1. Опыт этой научной школы свидетельствует, что такая модель не может представлять собой мозаику, формальное сплетение различных подходов, она должна иметь интегрирующий признак, а именно - цель, обусловливающую ее смысл.

Модель досуга не может существовать ради самой себя точно так же, как и исследования не должны осуществляться ради самих культурологических, экономических, социологических, психологических, педагогических и иных исследований. Цель предлагаемой модели - личность, самореализующаяся в досуге и активно участвующая в осуществлении досуговои деятельности; личность, ищущая и находящая удовлетворенность в досуге, личность активно развивающаяся, самодостаточная. Для нашего исследования - это, в первую очередь, личность молодого военнослужащего в условиях социальной адаптации к новой среде воинской части. Комплексные исследования ориентированы, прежде всего, на то, чтобы помочь личности в осуществлении досуговои деятельности, создать необходимые условия для ее самореализации. В этом смысле оправданы экономические, социологические, психологические и другие подходы.

При этом не имеет значения, как будет называться такое направление исследований — педагогикой досуга, прикладной культурологией или как-то еще. Важна не внешняя оболочка, а содержание этого процесса.

Необходимо отметить, что задача комплексного исследования досуга стоит не только перед нами: аналогичная проблема осознается и зарубежными исследователями. Существует целый ряд направлений исследований, которые требуют определенной интеграции. Однако для педагогики, для теории и методики социально-культурной деятельности наиболее существенными сегодня представляются психологическая и социологическая модели досуга, вытекающие из концепции Д. Келли1. Эти модели находятся в русле естественного процесса интеграции теоретических подходов, осуществляемых в настоящее время. Во-первых, это те проблемы, на которые мы постоянно наталкиваемся при решении тех или иных вопросов, связанных с досугом. Во-вторых, схема Д. Келли ориентирована на исследования, которые мало известны российскому читателю, и представляется, что знакомство с ними расширит наши представления о возможностях, предоставляемых этими подходами. В-третьих, представляется необходимым дальнейший критический анализ моделей в связи с актуальными задачами исследования досуга, возникающими в настоящее время в нашей стране. В-четвертых, процессы интеграции различных моделей исследования досуга в том виде, в каком они происходят за рубежом, дают возможность более предметно и широко подходить к анализу аналогичных процессов в отечественных исследованиях и к разработке комплексной модели исследования досуга применительно к условиям нашей страны.

Анализируемые ниже подходы к изучению досуга и постановке задачи построения его комплексной теоретической модели обусловлены положением о комплексном характере досуга. Эта комплексность представлена, например, в схеме Д. Берда, который, оценивая досуг как целостную, общую, а не какого-либо одного особого вида активность, выделяет 6 компонентов различения удовлетворенности досугом: 1. Психологический: ощущение свободы выбора, удовольствия, увлеченность, запросы. 2. Образовательный: удовлетворение интеллектуальных запросов, приобретение новых знаний 3. Социальный: стремление к улучшению отношений с другими. 4. Рекреационный: снятие напряжение и стресса. 5. Физиологический: поддержание здоровья, бодрости, уход за внешностью, хорошее самочувствие. 6. Эстетический: формирования отношение к искусству, дизайну, окружающей обстановке.

Стимулирование процесса принятия личностью ценностей и норм воинского коллектива

Психология, прикладная культурология, педагогика и смежные науки видят механизм социальной адаптации молодого воина в первую очередь в создании объективных условий, которые обеспечили бы идентификацию последнего с воинским коллективом и его ценностями, помогли бы ему воспринять традиции Российской Армии и Флота как свои.

Методология нашего исследования исходила из того, что человек, как существо историческое, является порождением и результатом всемирной истории, которая закреплена в традициях, обычаях и других достижениях культуры. Уникальность человека обусловлена тем, что благодаря сознанию в отличие от животных наряду с генетической программой он имеет программу социального наследования, которая предопределяет развитие каждого нового поколения. Именно потому, что вступающая в жизнь молодежь посредством социальной информации наследует материальные и духовные достижения предшествующих поколений, она избавлена от необходимости заново начинать все сначала и в познании, и на практике.

Методология социализации исходит из того, что подлинно человеческие свойства индивид приобретает в процессе общения с людьми и усвоения социально-культурного опыта. Причем решающая роль в интериоризации передаваемых от поколения к поколению материальных и духовных ценностей принадлежит общественной практике, субъектом которой выступает формирующаяся личность. Накопленный опыт находит отражение в системе знаний, умений, навыков, мотивов поведения, установок, стереотипов, ценностных ориентации.

Вклад каждого поколения в общественно-историческое развитие детерминирован социальными достижениями его предшественников и степенью восприятия их опыта и традиций. Это подтверждают исследования С. Н. Иконниковой и А.П. Маркова , которые, опираясь на комплексный анализ проблемы, убедительно показывают, что в современных условиях каждое новое поколение вступает в жизнь, имея растущий производственный, образовательный, общественно-политический и культурный потенциал.

Выступая преемником достигнутого уровня развития, каждое поколение выполняет важнейшую функцию активного освоения и преобразования мира, и этот активно-деятельный характер процесса социальной преемственности составляет отличительную черту общественно-исторического развития. На активно диалектический характер усвоения социально-культурного опыта обращает внимание и А.Н. Леонтьев, который подчеркивает, что на уровне личности прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношения к окружающему миру, его действий и потому меняют свой вклад в личность.

Одно в этом прошлое умирает, лишается своего смысла превращается в простое условие и способы его деятельности - сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему в своем новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Вклады прошлого опыта в личность становятся зависимыми от самой личности, превращаются в ее функцию .

Активно творческое восприятие социально-культурного опыта предопределяется характером ныне формирующегося информационного общества XXI века, которое призвано видеть в человеке не пассивный продукт среды, не винтик, подогнанный под параметры определенной системы, не безликий объект управления, стоящих над ним институтов и организаций, а субъекта социального процесса, всецело ответственного за все общественные дела. Такой человек не перекладывает ни доли своей реальной ответственности на существующие правила и нормы. Он сам выступает как творец всех и всяких норм жизни, как творец самого себя.

Социально-культурный процесс в основе своей направлен на то, чтобы каждый представитель подрастающего поколения, усваивая социальный опыт, в первую очередь, сформировал себя, из богатств человеческой культуры «вырастил» свое сокровенное «я». Иначе говоря, задача не в том, чтобы он просто накопил вне содержания своей жизни эти богатства, «оброс снаружи» цивилизованностью и научился пользоваться результатами творчества, потреблять их как средства, а в том, чтобы он отождествил свое «я» с содержанием культуры и в частности с характером и природой воинской службы, слил с жизнью воинского коллектива свою жизнь, с его целями свои цели и тем самым сделал смыслом своей жизнедеятельности высокое служение гражданскому долгу.

В процессе социализации формирующаяся личность усваивает социальный опыт, интериоризует общественные ценности, требования и нормы, вырабатывает социально оправданную мировоззренческую позицию, овладевает способами общественного поведения и деятельности, утверждает в себе готовность и способность квалифицированно, ответственно и эффективно выполнять социальные роли в сфере экономики, политики, культуры и права, в том конкретном деле, которое на данном жизненном этапе представляется приоритетным1.

Создание благоприятной досуговой среды

Как показало исследование, сущность которого раскрыта в первом параграфе данной главы, принятие ценностей воинской службы находится в прямой зависимости от возраста, образования и иных социально-демографических факторов. Однако молодой воин попадает в конкретный коллектив, который имеет свои традиции и иные особенности, предопределенные родом войск, их дислокацией, общекультурным развитием офицерского состава, нравственной обстановкой в том или ином подразделении и т.д. и т.п. Все это потребовало соотнести общие закономерности социальной адаптации молодежи к условиям воинской службы со спецификой реальных условий, в которые попадает молодой воин.

К сожалению, на поисково-констатирующем этапе исследования мы столкнулись с тем, что в армии и на флоте внимание офицеров, как правило, сосредоточено лишь на военно-технической подготовке солдат и матросов, а такой резерв обучения и воспитания молодых воинов, как социально-культурная деятельность, протекает спонтанно, от случая к случаю. Явно недостаточно это форма духовной жизни реализуется и в процессе социальной адаптации молодежи к условиям воинской службы.

Учитывая сложившееся в Вооруженных Силах России противоречие между объективными возможностями интенсификации процесса социальной адаптации молодежи к экстремальным условиям службы в Армии и на Флоте и реальным уровнем решения этой задачи, мы осуществили формирующий социально-педагогический эксперимент, сущность которого состояла в апробации системы социально-культурных акций, которые по нашей гипотезе должны были содействовать успешному вхождению молодых солдат и матросов в воинский коллектив.

Эксперимент предусматривал: - создание в каждом подразделении благоприятной культурной среды; - изучение, удовлетворение и последовательное возвышение индивидуально проявляемых духовных интересов и потребностей пополнивших воинский коллектив молодых людей; - обеспечение взаимосвязи военно-тактической и социально-культурной деятельности; - вовлечение молодых солдат и матросов в различные формы социально-культурного творчества.

В качестве базы исследования были избраны 12 сопоставимых, обладающих идентичными условиями подразделений армии и флота. В шести из них внедрялась целенаправленная система социально-культурной деятельности, а оставшиеся шесть, где сохранялись сложившиеся формы жизнедеятельности, использовались для сравнительного анализа.

В процессе исследования мы учитывали, что процесс социальной адаптации может быть успешным только при наличии в подразделении благоприятного социально-психологического отношения к вновь пришедшей в воинский коллектив молодежи, благоприятной культурной среды, позволяющей воспринять сложившиеся в нем культурные традиции и проявить свои способности и дарования.

Методология нашего исследования исходила из того, что многогранность и разносторонность личности предопределяется многими факторами, но в первую очередь она детерминируется спецификой проявления человека в разных сферах жизнедеятельности. Профессионально-трудовая, познавательно-образовательная, общественно-этическая семейно-бытовая, культурно-досуговая и иные сферы человеческого бытия ставят личность в условия необходимости реализации определенных граней своей индивидуальности. Однако при этом, безусловно, сохраняется органичная и постоянная связь между различными сферами жизнедеятельности, непреложное влияние одной сферы на другую.

Для военнослужащих наиболее активно проявляется взаимосвязь и взаимодействие между служебной деятельностью и досугом. Еще И. П. Павлов убедительно показал, что досуг человека предопределяется характером профессионально-трудовой деятельности: для лесоруба - лучшая форма досуга - чтение, а для литератора - колка дров. Для солдата и матроса досуг призван снять физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, обеспечить духовное и физическое развитие, принести эстетическое удовлетворение. Будучи производной повседневной воинской службы, досуг в свою очередь должен вернуть к ней обновленного человека, что обуславливает необходимость обеспечить такое содержание и такой характер досуга молодого воина, который, безусловно, способствовал бы общему развитию личности и в то же время активно влиял на успешность решения служебных задач. Однако для этого необходимо, чтобы солдаты и матросы обладали определенными духовно-эстетическими потребностями, а главное владели приемами и способами их реализации, т.е. усвоили досуговую квалификацию, которая позволяет каждому рационально планировать и проводить свое свободное время.

Приступая к социально-педагогическому эксперименту по формированию досуговой культуры молодых военнослужащих, мы исходили из того, что досуг является органичной частью социальной жизни человека и выступает как особый вид его деятельности в рамках свободного времени; - досуг - это сфера формально нерегламентированной в значительной мере поисково-экспериментальной деятельности, определяемой интересами, потребностями и увлечениями личности; - досуг - это социологическая категория, имеющая конкретно-историческое содержание. Она тесно связана с другими категориями, такими, как образ жизни, интересы и потребности; - целенаправленный досуг - категория педагогическая, выступающая как действенное средство стимулирования разностороннего развития личности.

Многие виды занятий первоначально родились в сфере досуга как любительство. Авиация и космонавтика, археология и геология, зоология и ботаника, машиностроение, письменность, народное творчество и различные виды искусства возникли из увлечений и размышлений людей в сфере досуга.

Похожие диссертации на Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодежи в воинских коллективах