Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке Крамаренко Оксана Константиновна

Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке
<
Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крамаренко Оксана Константиновна. Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2003 240 c. РГБ ОД, 61:04-13/95-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы социально-культурного воспитания школьников в театральном кружке

1.1 Социально-культурное воспитание детей в процессе театральной деятельности как педагогическая проблема 11

1.2 Возможности театральной деятельности в социально-культурном воспитании 44

1.3 Психологические особенности подростков как основа социально-культурного воспитания средствами театральной деятельности 55

1.4 Критерии оценки социально-культурной воспитанности 73

Выводы к главе 1 92

Глава 2. Условия проведения опытно-экспериментальной работы по социально-культурному воспитанию подростков

2.1 Содержание, формы и методы работы школьного театрального кружка 94

2.2 Функции педагога-руководителя в формировании социально-культурного воспитания средствами театрального кружка 101

2.3 Формирование зрительской культуры как условие социально-культурного воспитания учащихся 113

2.4 Динамика и результаты социально-культурного развития личности ребенка в процессе деятельности театрального кружка 121

2.5 Методические рекомендации учителям-руководителям театральных кружков 145

Выводы к главе 2 151

Заключение 153

Список использованной литературы 156

Приложения 179

Введение к работе

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.

Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природо-сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Актуальность исследования заключается в том, что оно направлено на выявление возможностей театральной деятельности подростков в социально-культурном развитии личности. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

В работах по театру и театральной деятельности учащихся исходным рассматривается положение о формировании самостоятельной творческой личности только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления. Огромный положительный опыт отечественной театральной педагогики, театральных деятелей русской драматической школы «театра переживания», накопленный СВ. Гиппиус, Н.М. Горчаковым, П.М. Ершовым, Ю.А. Завадским, Б.Е. Захавой, М.О. Кнебель, Ю. Кренке, В.И. Немировичем - Данченко, СВ. Образцовым, Н.И. Сац, К.С Станиславским, Г.А. Товстоноговым, В.О. Топорковым, М.С Щепкиным, A.M. Эфросом и другими,

4 доказывает эффективность занятий театральной деятельностью с неизменно положительным результатом на всех возрастных периодах человеческой жизни. Вопросы театральной деятельности освещены и в работах педагогов В.М. Бука-това, И.А. Генераловой, А.Ю. Гончарука, А.П. Ершовой, И.Л. Любинского, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др.

Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательной школы. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы нашего исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического и эмпирико-социологического анализа, и опытно-экспериментальной деятельности разработать содержание, формы и методы театральной деятельности учащихся в условиях разновозрастного школьного коллектива как средства социально-культурного воспитания учащихся. Объект исследования: социально-культурное воспитание школьников. Предмет исследования: условия социально-культурного воспитания учащихся в школьном театральном кружке.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой социально-культурное формирование личности подростка в процессе участия в деятельности театрального кружка будет эффективным, если в нем будут принимать участие дети разных школьных возрастов, семьи детей, педагоги школы; будет осуществляться взаимодействие коллектива театрального кружка с коллективами школьных классов и коллективом зрителей; будет использоваться коллективное обсуждение спектаклей в процессе создания и представления, а также

5 просмотренных в других коллективах и профессиональных театрах; целенаправленное формирование руководителем коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей; целенаправленная деятельность на изменение детей средствами подбора ролей, организации обсуждения, индивидуальных заданий и упражнений, коллективной постановки и поэтапным осуществлением творческих планов, учитывающих индивидуальные особенности детей, периодического мониторинга динамики развития детского театрального коллектива с целью планирования личностного развития каждого члена кружка. Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать теоретические основы социально-культурного воспитания подростка в процессе театральной деятельности.

  2. Определить организационно-педагогические условия социально-культурного воспитания подростка в театральной деятельности и проверить их в опытной работе театрального кружка.

  3. Разработать содержание и методику создания и функционирования театрального кружка в общеобразовательной школе и экспериментально проверить ее.

  4. Разработать методические рекомендации для педагогов-руководителей детским театральным коллективом.

Методологической основой данного исследования являются положения философов, искусствоведов, психологов и педагогов об искусстве как факторе формирования личности (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, А.В. Луначарский, В.А. Разумный, В.Н. Скатерщиков, Л.Н. Столович, Л.Н. Толстой и др.; положения психологов и педагогов о проблемах становления и развития личности (Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); положения о роли художественной коллективной деятельности в формировании личности ребенка в исследованиях проведенных психологами и педагогами в области эстетического воспитания и творчества (К.А. Абульханова, Л.Г. Арчажникова, Л.С. Выготский, СВ. Гиппиус, А.Ю. Гончарук, А.Д. Жарков, В.И. Загвязинский, Д.Б. Ка-

балевский, Б.В. Кайгородов, В.А. Кан-Калик, Т.С. Комарова, И.С. Кон, A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев А.В. Мудрик, Л.А. Рапацкая, М.В. Розин, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн и др.).

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, социологической, искусствоведческой литературы по проблеме; опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, метод экспертных оценок и самооценок; анализ продуктов деятельности детей и работы руководителей коллективов педагогического эксперимента, математическая обработка полученных результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования являлась общеобразовательная школа №218 САО г. Москвы (1995 - 2003 гг.); детские театральные коллективы Москвы и Московской области.

Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап: (1995 - 1996 гг.) - поисково-теоретический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, сделан анализ философской, психолого-педагогической, социологической, искусствоведческой литературы по проблеме. В результате были определены исходные параметры исследования: его предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. Началась работа по ознакомлению опытной группы детей (34 человека) со спецификой театральной деятельности.

Второй этап: (1996 - 2002 гг.) - опытно-экспериментальный. Данный этап предусматривал экспериментальную проверку разработанных теоретических положений и методических приемов, внедрение полученных результатов в практику.

Третий этап: (2002 - 2003 гг.) - заключительно-обобщающий. Связан с анализом результатов исследования, выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой материалов диссертации, ее литературным оформлением на фоне продолжения экспериментальной работы в кружке. Научная новизна:

разработано содержание и методы деятельности театрального кружка, направленных на социально-культурное воспитание учащихся;

выделены теоретические основы социально-культурного воспитания подростков в процессе театральной деятельности (положение об интересной творческой деятельности, требующая личностного проявления учащегося; о роли художественно-творческой деятельности в формировании содержательного общения в процессе; о влияние коллектива на процессы формирования личности; о необходимости изучения психолого-физиологических особенностей ребенка для планирования воспитательного процесса средствами театральной деятельности; о роли совместной деятельности взрослых и детей в процессах формирования личности, сплочении семьи и взаимодействии семьи и школы);

разработаны методические рекомендации для педагога-руководителя театрального разновозрастного коллектива детей, с учетом исполнительского и зрительского состава (особое внимание уделялось выделению и анализу типичных ошибок и недочетов в работе);

разработаны критерии оценки успешности социально-культурного воспитания детей в ходе коллективной театральной деятельности на основании обработки эмпирических и психологических данных.

Теоретическая значимость. Внесен известный вклад в теорию и практику социально-культурного воспитания школьников путем включения их в театральную деятельность в рамках работы школьного кружка.

Основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейших научных разработках в этой области.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные содержание, формы и методы социально-культурного воспитания школьников средствами театральной деятельности позволяют повысить эффективность воспитательной и образовательной работы с подростками.

8 Материалы диссертационного исследования могут быть использованы руководителями школьных самодеятельных коллективов и учителями школ различного типа, педагогами сферы дополнительного образования, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования, психологов и др.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала; подтверждается соответствием итоговых результативных данных исходным теоретическим положениям; комплексным использованием адекватных задачам методов научного исследования; широтой охвата детей и педагогов экспериментальной работой; сопоставимостью результатов с выводами других исследований, близких по тематике к данной работе. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Деятельность театрального кружка в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.

  2. Формы и методы создания и работы школьного театрального коллектива включают прием детей по желанию, отбор содержания, обсуждение пьесы, в котором принимают участие все члены кружка, определение специфики каждого образа, распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, коллективное обсуждение в процессе подготовки спектакля и после его представления с членами кружка и зрителями.

  3. Эффективность занятий достигается путем проведения тренинга, индивидуальных занятий, подбору специальных упражнений, стимулирующих

9 развитие ребенка и использованию театрального искусства в качестве коррекционного воздействия на ребенка (развитие речи, мимики и жестикуляции, преодоление трудностей в общении, пластическое развитие и помощь в овладении движениями в условиях быстрого роста и пр.). 4. Успешность социально-культурного воспитания и развития учащихся обеспечивается созданием следующих условий работы театрального кружка: разновозрастный состав коллектива, установление взаимодействия между членами кружка и педагогом, широкое включение в работу кружка взрослых членов педагогического коллектива и родителей, взаимодействие коллектива театрального кружка с коллективами школьных классов, зрителями и др.. Апробация работы основные положения и результаты диссертационного исследования практически внедрялись в следующих формах:

разработка и проведение кружковой работы на базе городской экспериментальной общеобразовательной школы №218 САО г. Москвы (1995 -2003 гг.);

подготовка работ и участие во Всероссийском конкурсе материалов по воспитательной работе 1997 г. (победитель);

обсуждение на семинарах «Культура. Досуг. Дети» - II Межрегионального научно-практического семинара-совещания (Мин. Культуры РФ. МПГУ. Фонд поддержки творческой личности. Москва, 1996 г.), «Пластика и пластическая культура человека» (академия ПК и ПРО 2-17 ноября 2001 г.), «Всероссийском семинаре режиссеров любительских драматических театров» (Мин. Культуры РФ Гос. Росс. Дом народного творчества, г. Москва 10-16 марта 2003 г.);

подготовка докладов и сообщений на I научно-практической конференции «Творческая педагогика накануне нового века» (г. Москва 31 марта -2 апреля 1997 г.), Межвузовской научной конференции «Ненасилие как условие развития творческой личности (г. Елец 13-16 мая 1997 г.), Ме-

10 ждународной конференции «Мышление XXI века и образование» (г. Москва, июнь 1999 г.); - участие, признание и награды на детских театральных фестивалях: 1996, 1999,2000,2002,2003 гг.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора.

  1. Крамаренко O.K. Театральная деятельность учащихся как средство формирования творческой активности. // Молодые голоса. Выпуск 6. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003.-с. 34-41.

  2. Крамаренко O.K. Трудности и ошибки в работе руководителя театрального кружка в общеобразовательной школе и пути их преодоления. // Молодые голоса. Выпуск 7. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. — сдано в печать.

  3. Крамаренко O.K. Методические рекомендации учителям-руководителям театральных кружков. // Молодые голоса. Выпуск 8. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - сдано в печать.

Социально-культурное воспитание детей в процессе театральной деятельности как педагогическая проблема

Художественно-эстетическое освоение мира ребенком - это процесс, представляющий собой диалектическое единство активности, деятельности и установки на искусство как средство социализации. Существует творчество взрослых для детей, подражание детей творчеству взрослых и их собственная художественная самодеятельность. Разработкой педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, занимались отечественные педагоги, психологи, искусствоведы на протяжении всего XX века. Ученые убедительно доказали, что художественно-творческая деятельность ребенка в различных сферах искусства зависит от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею. Базовые положения были рассмотрены в 20-х и 30-х годах педагогами: А.В. Луначарским, Н.К. Крупской, Л.С. Выготским, П.П. Блонским, СТ. Шацким, А.С. Макаренко, Б.Л. Яворским. Опираясь на их опыт характер художественно-творческой деятельности школьников получил многостороннее освещение в трудах Б.М. Теплова, И.Я. Лернера, Т.С. Комаровой, Г.Л. Рошаля, Н.И. Сац, В.А. Сухомлинско-го и многих других. Ведущие педагоги продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Понятие "творческая деятельность" определяется творческой активностью, навыками творчества, то есть параметрами творческого потенциала с одной стороны, с другой стороны: темпераментом, характером, волей и другими особенностями личности. Творческие качества личности не возникают отдельно от других ее компонентов, а подчинены законам формирования личности в целом на этапах обучения и самообучения, трудовой деятельности и общения. Раскрепощенное мышление, способное разобраться в нестандартной ситуации и выработать ответственное решение, необходимо каждому и всегда. И это не только вопрос прагматической эффективности мышления, но и проблема соци 11 альной адаптации личности, и дело этики [191,75]. Творчество предполагает наличие у человека способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Для развития в человеке творческого начала необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки и образования. Обучение творчеству как специальной дисциплине должны проводить квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием в их деятельности доминирующей потребности творчества, которая реализуется путем разработки и использования педагогических технологий и методик обучения, развивающих потенциальные возможности учащихся, их стремление к знаниям, новаторству, творческой активности и профессионализму в выполняемых ими видах деятельности.

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни: всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на человека, его внутренний мир. Указанные процессы протекают особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Развитие ребенка - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как биологических, так и социальных сторон личности. Биологическое развитие и физиологические изменения носят возрастной характер. Социальное развитие личности происходит в условиях взаимодействия личности и общества. На формирование личности влияют три фактора: 13 воспитание, социальная среда и наследственные задатки: воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта; социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей; задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности, их развитие зависит от воспитания и социальной среды, в которой формируется ребенок.

Указанные факторы стимулируют появление потребностей. Потребность - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития; основа мотивации его действий; это главная побудительная сила познавательной и практической активности и деятельности человека. Потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить: среди них нет лишних или плохих. Выделяют материальные, духовные и общественные потребности. Они рождают интересы, стремления, влечение к творческому самовыражению и влияют на переживания, мышление и волю человека. Социально нежелательными бывают только определенные трансформации потребностей.

Духовные потребности, в том числе творческие - специфически человеческие потребности в познании и эстетическом наслаждении. Ребенку для их реализации необходима свобода, но только в том случае, если он заинтересован необходимой для его совершенствования деятельностью. Потребности и их производные (мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации) представляют основу и движущую силу человеческого поведения. В процессах трансформации потребностей в действие (поступок) активно участвует волевой механизм. Индивидуальные особенности волевых качеств субъекта лежат в основе характера, проявляющегося во внешне реализуемой им деятельности.

В развитии потребностей и организации их взаимодействия, конкуренции 14 и соподчинения существенную роль играют эмоции. Эмоции - интегральный результат отражения мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Низкая вероятность удовлетворения потребностей ведет к возникновению отрицательных эмоций, которых субъект стремится избежать. Возрастание вероятности реализации потребности порождает положительные эмоции. Соотнося события внешнего мира с потребностями организма, эмоции оценивают значение этих событий для человека, дают возможность выяснить, что и в какой мере представляется наиболее важным для организма и потребует первоочередного удовлетворения. Они относительно независимы от интеллектуальной и практической деятельности, на которые потенциально распространяются. В творческом процессе эмоции -"мост" перехода из бессознательного в сознательное, а у воспринимающего произведение человека пробужденные им эмоции движутся в обратном направлении, оказывая тем самым сильное внушающее действие.

Возможности театральной деятельности в социально-культурном воспитании

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении своего жизненного пути. Психологические исследования [234,40] показали, что потребность в индивидуальном социальном опыте подросток может реализовать в ходе игры «в социальные отношения», т.е. при игровом «примеривании» ролей - освоении социальных форм поведения, при «опробовании» действий и средств, подлежащих жесткой оценке со стороны общества и группы. И театральная деятельность дает возможность для организованного социального научения (тренинг, проигрывание и разбор разнообразных ситуаций) с элементами стихийной практики социальных взаимодействий необходимый в этом возрасте. Компоненты социально-культурного развития личности подростка, получающие развитие, в процессе занятий театральной деятельностью и мотивы, влияющие на становление социальной активности личности подробно рассмотрены в таблице 5 (см. приложение 2).

Далее кратко рассмотрим специфику социального взаимодействия подростка с агентами и институтами социализации, для регламентации возможностей влияния театральной деятельности на эти процессы. Главный вывод современной теории социализации и социологии воспитания: формирующаяся личность - не объект каких-то внешних воздействий, а активный субъект саморазвития. На психологию личности влияет психология социальной группы, в которую личность входит. Чем шире круг общения, тем глубже она проникает в мир общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный мир. Группа является основной формой совместной жизни людей. Наибольшее влияние на социализацию подростка оказывает семья, школа, средства массовой информации (СМИ), референтная группа и «значіВодйтгвднїжая семья - важнейший институт социализации, представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и своим родителям, детей к родителям, бабушкам и дедушкам, а также между собой, которые проявляются в любви, привязанности и интимности. Важнейшая функция семьи - обеспечение личного счастья людей, воспроизводства и воспитания молодого поколения благодаря действенной взаимопомощи и взаимной моральной ответственности [233]. Характер общения с семьей, семейный статус по мере взросления ребенка изменяются. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие, постепенно ослабляющееся к подростковому и юношескому возрасту. Поскольку расширяется диапазон и выбор общения, накоплен определенный социальный опыт и ребенок начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений.

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье: требует к себе уважения, считая (в норме) слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство, что проявляется в негативном реагировании на прямые воздействия, упрямстве, сознательным действиям наперекор требованию, частом «уходе в себя». Это усложняет процесс взаимодействия с подростком. Если родители и старшие члены семьи учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, сохраняя контакт с ним, помогают преодолевать возникающие трудности в обучении, установлении взаимоотношений с товарищами и пр., то они создают благоприятные условия для развития подростка, становления его мышления и формирования личности. Именно поэтому необходимо учитывать значимость отношения взрослых (родителей, учителей) к осуществляемой детьми деятельности. Неизбежно то, что кроме сторонников и равнодушных наблюдателей, появляются и противники, чья позиция способна негативно влиять на конкретного ребенка, а, следовательно, и на работу всего коллектива. Например, Таня С. неожиданно ушла из кружка, хотя уже на втором спектакле, у нее наблюдалась положительная динамика развития. Ребенок преодолел собственные противоречия и участвовал в групповом танце. (В начале работы над проектом именно этот эпизод ее больше всего волновал, девочка отказывалась танцевать.) Она получила большое удовольствие от собственного успеха и хотела продолжать заниматься. На следующий учебный год (6 класс) девочка в кружок не пришла и не могла объяснить причину отказа от занятий. При беседе с мамой (врач-педиатр, двое детей) выяснилось, что еще после первого спектакля движения ребенка на сцене подверглись с ее стороны критическому обсужде 46 нию, и она не советовала дочери продолжать театральные занятия. Из-за этого Таня была очень скована и зажата на репитициях, хотя на уроках и переменах ее движения были естественны и грациозны. После второго спектакля оценка мамы была категоричной: "Двигаешься на сцене как корова, хуже всех! Чтобы больше не смела позорить семью!" Вернуть девочку в кружок не удалось, хотя она вспоминала о работе в кружке с удовольствием, уже будучи студенткой, продолжала посещать спектакли коллектива. Понимание, уважение родителей -предпосылки появления у подростка уверенности в себе, своих силах, роста его самоуважения. Ему необходимо, чтобы его эмоции воспринимались и оценивались родителями по значимости, которую они имеют для него самого, а не по мере их актуальности с точки зрения родителей.

С одной стороны, родители должны обеспечить ребенку чувство защи-щенности и создать благоприятный микроклимат в доме, что обеспечит положительную динамику развития семьи и каждого ее члена в отдельности. А с другой стороны, им необходимо подготовить ребенка к реальной жизни, помочь обрести независимость и дееспособность в обществе.

Подростковый возраст определяют как наиболее важный период, влияющий на становление системы ценностных ориентации взрослого человека (результат социализации). Наибольшее влияние на этот процесс оказывает семья. Социальная ситуация развития современной семьи, создавая условия для благоприятного развития ребенка, при дефектах воспитания, порождающих инфантилизм, может существенно тормозить этот процесс [233,95]. Семье необходимо иметь психолого-педагогическую поддержку и теоретическую базу знаний о специфике данного возрастного периода, чтобы гармонично перестраивать внутрисемейные отношения и приспосабливаться к растущей независимости и обособлению ребенка, по мере его взросления.

Содержание, формы и методы работы школьного театрального кружка

В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы был создан детский театральный кружок на базе общеобразовательной школы. Мы подтвердили возможность полуавтономной и самодостаточной деятельности коллектива, при наличии плодотворной работы и получения общественного признания результатов деятельности (см. приложение 5). Перед опытно-экспериментальной работой мы поставили следующие задачи: 1. Формировать социально-культурные и психологические качества подростка, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и адекватно оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. 2. Способствовать формированию у каждого воспитанника художественно-творческих способностей в процессе театральной деятельности (понимание прекрасного, умение им любоваться и оценивать, активно участвовать в создании прекрасного). 3. Знакомить с историей театрального искусства; развивать познавательные интересы школьников через расширение их представлений о видах театрального искусства, театральных профессиях и др.. 4. Помочь ребенку в освоении основ исполнительской, зрительской и общей культуры. 5. Формировать умение ориентироваться и действовать в реальных ситуациях, насыщенных случайностями; принимать решения, что способствует развитию интуиции, мышления, памяти; развивать интерес к проблемам творчества.

Для оптимального решения выдвинутых задач мы считали необходимым создать на занятиях благоприятный психологический микроклимат. В нашей работе мы пытались использовать и обогатить личный опыт каждого ребенка, учитывая его возрастные и физиологические особенности. Мы придерживались мнения, что суть работы самодеятельного школьного коллектива в разноплановости его деятельности, широте интересов его участников, стремились показать детям специфику, синтетичность и разнообразие театрального искусства. Это способствовало гармоничному социально-культурному воспитанию кружковцев.

Творчество - процесс многоуровневый. Первый уровень - высокий, состоит в совершении революции в данной области, в коренном перевороте в понимании системы знаний и их приложении. Второй, более низкий, выражается в дальнейшем развитии известного, расширении области его применения. Не ставя цели сформировать у школьников первый уровень творчества, школа может и должна готовить всех к творчеству второго уровня, ибо в разных масштабах оно возможно и необходимо в любой сфере приложения человеческих сил [137,80]. Дети приходили после окончания уроков в школе, где новая информация подавалась на лексическом и логическом уровнях, с обращением в некоторых случаях (пр.: химия) к символам. Таким образом, на уроках создается дефицит образности и явственный недостаток сенсорно-моторных методов познания. Формирование образов способствует процессу присвоения знаний учащимися. Образ является емкой единицей долговременной памяти, что позволяет свертывать новую информацию до минимального объема. Следует подчеркнуть, что образ создается самим человеком, поэтому он органичен, понятен ему. Таким образом, мозг реализует творческий потенциал личности. Отсюда важность развития у ребенка образного мышления. Ребенок мыслит целостно, и только в процессе социализации происходит разделение функций между полушариями. Функциональная асимметрия полушарий формируется в процессе индивидуального развития, следовательно, под влиянием воспитания и образования в первую очередь. Считается, что правое полушарие, являясь эмоционально-образным, реализует творческие способности человека. Но, при его повреждениях, творческие способности не утрачиваются, например, у профессионалов может измениться стиль, манера исполнения. Театральная деятельность естественна для человека по своей сути. Наш выбор пьесы интересной для детей, которая способна была обогатить их социальный опыт, позволяла задействовать всех кружковцев, предоставив каждому роль, пусть даже небольшую, но более сложную для исполнителя, чем преды дущая. Исследователи неоднократно обращали внимание на особый способ познания в художественном творчестве - познание через опыт личного переживания. Писатель, актер, художник вживается в своего героя, чтобы понять его мысли, чувства и верно донести их до читателя и зрителя. Это явление в психологии описанное как эмпатия, сопровождает каждый творческий процесс. Мысль, заложенная в тексте, воспринимается ребенком настолько, насколько он готов ее осознать. Мы не можем знать наверняка, что думает другой человек, но можем предположить, основываясь на известных нам фактах и собственных наблюдениях. Дети, разбирая индивидуальные особенности и поведение героев, примеряя на себя различные характеры персонажей, и анализируя их поступки, начинали лучше понимать себя и окружающих их людей. Каждый ребенок вглядывается, как в зеркало, в спектакли, кинофильмы, эстрадные представления и т.д., но не всегда он видит там адекватное отражение действительности: часто это «зеркало» оказывается искревленным. Это травмирует ребенка, он чувствует внутренний диссонанс между собственным идеальным представлением о добре, нравственности и тем, что предлагает ему «мир взрослых». А на театральных занятиях мы предоставляли кружковцам возможность не только жить в ином измерении, но и создавать свой более совершенный мир, хотя бы в рамках кружковой работы (сами писали сценарии). Работа проводилась как своеобразная ролевая игра, где все участники процесса могли меняться социальными ролями (актер - режиссер, драматург — актер, звукорежиссер костюмер, художник - рабочий сцены, и пр.). Этот метод является своеобразным психотренингом, который приучает подростка к рефлексии, что очень важно в этом возрасте, и часто используется на уроках литературы, истории.

Функции педагога-руководителя в формировании социально-культурного воспитания средствами театрального кружка

В современной психолого-педагогической литературе традиционный вопрос о влиянии педагога на процесс формирования личности ребенка рассматривается как ключевой и определяющий [9,77,103,116,140,167,233,276]. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен чувствами и мыслями, идеями и переживаниями, но и происходит формирование этих процессов. Исходя из этого, мастерство педагога должно развиваться и совершенствоваться в сторону усиления диалогичности общения с учениками. Педагогическое 102 общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. В стиле общения находят выражение: а) особенности коммуникативных возможностей учителя; б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога; г) особенности ученического коллектива.

В результате социализации в какой-либо общности о человеке складывается общественное мнение - единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно отражается на жизни коллектива, группы, личности, на общении и межличностных отношениях. В школе, например в коллективе учителей, учащихся, складывается общественное мнение о том или ином ученике. Если в нем правильно отражены факты, о делах и поведении - это благотворно влияет на школьника, на психологический климат класса, в котором он учится. Если же оно основывается на ложной информации и таким образом оказывается неверным, оно может глубоко ранить школьника, изменить к худшему его общение и взаимоотношения со сверстниками, учителями. Под влиянием общественного мнения могут измениться привязанности ученика и сфера его общения. Когда ребенок успешен в творческой деятельности, активно участвует в работе кружка, многие учителя, психологи, учащиеся изменяют свое мнение об этом ученике к лучшему.

Личностный подход в воспитании - не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга, а последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к личности. Необходимо любить каждого и уметь находить даже небольшую положительную динамику в развитии ребенка, радоваться его успехам. Для подростков и юношей человеческие качества учителя (чувство такта, умение понять другого, доброжелательность, общительность) приобретают большую ценность, чем собственно профессиональные 103 качества. Задача педагога - сделать общение между детьми, между детьми и собой более человечным, научиться во время распознавать и ликвидировать конфликтные ситуации. Педагог способен активно влиять на формирование межличностных отношений в детской среде. Прямое (открытое) педагогическое воздействие - базовое в педагогике, дополняется косвенным: педагог воздействует не непосредственно на учащегося, а через референтное лицо, его окружение.

Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем или вызывают противоборство и разрешаются в нем. Руководитель должен внимательно относиться к каждому участнику, быть ему настоящим товарищем, тогда он сможет почувствовать причины зарождающегося конфликта и не дать ему раскрыться, предотвратив тем самым его разрушающее действие на коллектив. В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, подобные ситуации возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих группах под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не перерастают в конфликтные ситуации, тогда как в группах и коллективах, находящихся на стадии становления и развития, противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизическая и социально-психологическая несовместимость: появление детей заносчивых, капризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями. Возникает оспаривание лидирующего положения, признания, ввиду ущемления прав (реального или воображаемого) одного из спорящих. Недопустить развитие конфликта, а в случае необходимости, вывести коллектив из конфлитной ситуации и удержать в нем детей - функции руководителя, которые он реализует, опираясь на знания психологических закономерностей процессов общения.

На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы мы выделили и использовали в своей работе ряд социально-психологических механизмов, лежащих в основе успешности общения и позволяющие ему на правлять и регулировать процессы в группе.

Похожие диссертации на Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке