Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания Чижова Карина Игоревна

Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания
<
Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чижова Карина Игоревна. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2002 147 c. РГБ ОД, 61:03-13/1345-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социокультурная ценность музыкального воспитания

1.1. Социокультурная природа детства 13-24

1.2. Социально-педагогические особенности детей дошкольного возраста 25-47

1.3. Социокультурный аспект музыкального воспитания 48-66

Глава 2 . Социокультурная обусловленность музыкального воспитания детей дошкольного возраста

2.1. Игра в процессе музыкального воспитания 67-80

2.2. Социокультурный портрет детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания 81-106

2.3. Детский музыкальный театр как фактор социокультурного развития дошкольников 107-125

Заключение 126-128

Список использованной литературы 129-147

Социально-педагогические особенности детей дошкольного возраста

Выявление социальной сущности человека предполагает изучение различных путей, способов и возможностей социального развития ребенка, которое осуществляется на протяжении всей его жизни. Социальное развитие начинается в раннем детстве, поскольку ребенок с момента рождения находится в социальной среде и с ней взаимодействует. Вначале этот процесс проявляется в социализации индивидуальных форм психики ребенка. Для того чтобы социализация осуществлялась эффективно, необходимы предпосылки в виде естественных форм познавательной деятельности, тем-пераментных особенностей, сферы естественных потребностей, приобрете-ния опыта эмоционального невербального общения.

Однако эти формы социализации носят незавершенный характер, и их дальнейшее развитие происходит в более зрелом возрасте. Процесс социального развития человека связан с накоплением с передачей социального опыта из поколения в поколение. Содержание этого опыта аккумулируется в духовной и материальной культуре и определяется характером общественно-экономической формации в системе социально-экономических отношений. Именно социальная направленность во многом влияет на процессы индивидуального развития человека, межличностного взаимодействия и включения его в различные структуры общественных отношений.

В дошкольном периоде детства можно выделить несколько качественно различных фаз социального развития. Особенность первой фазы -новорожденное - состоит в том, что она содержит предпосылки социализации индивидных свойств и всех последующих форм социального развития. Положение о том, что предрасположенность человека к социальному развитию предусмотрена его наследственностью, что человеческое существо социально генетически, не раз подчеркивалось в исследованиях по психологии и педагогике раннего детства. Вторая фаза относится к младенческому возрасту, когда формируется психологическая готовность к социализации на основе развития разноуровневой структуры задатков. В младенческий период происходит интенсивное формирование доречевой коммуникации и почти всех естественных форм психики, за исключение представлений. При особой чувствительности к разнообразным воздействиям взрослых (речевым, эмоциональным и др.), обеспечивающим удовлетворение жизненно необходимых потребностей ребенка, появляется целый комплекс неспецифических форм общения, а также эмоциональная избирательность поведения. Именно в этот период жизни обнаруживается многообразие воздействий ребенка на взрослого в виде жестикуляции, голосовых, общедвигательных и эмоциональных реакций. Это дало основание Д.Б. Элъконину1 сделать вывод о том, что эмоциональное общение со взрослыми представляет собой ведущую деятельность младенца, на фоне и внутри которой формируются ориентировочные и сен-сомоторные манипулятивные действия. Эмоциональное общение в качестве основного фактора развития определяет специфику младенческого возраста. В этот ранний период жизни, наряду с естественными формами психического развития, закладываются предпосылки для формирования субъекта общения, познания, деятельности и личности.

Следующая, третья, фаза подготовительного периода - преддошколь-ный возраст - характеризуется тем, что на ее протяжении формируется основной и универсальный механизм социализации и социального развития в целом - речевая деятельность, которая создает инструментальную готовность ребенка к его последующему социальному развитию. Овладение речью и общение, познавательная и практическая, предметно-манипулятивная активность способствует образованию обобщенной и элементарной формы самосознания, собственного "я". Это начало построения социальных свойств как бы "сверху", с образования высших элементов личности и субъекта деятельности - самосознания, а не только "снизу", с развития их основы в виде индивидных свойств. К концу преддошкольного возраста "я" ребенка представляет собой весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простеипшх индивидных и социальных характеристиках. И.М. Сеченов и вслед за ним Б.Г. Ананьев дали глубокий анализ процесса осознания ребенком самого себя, который развертывается у него параллельно с отражением внешнего мира. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя, свои поступки из общего потока различных действий и событий.

В процессе овладения речью происходит одновременное разноуровневое развитие фонематического слуха, словообразования, построения слов, грамматических и синтаксических форм. Такой характер развития обусловливает ускоренный темп формирования у ребенка языковой системы в целом. Этот процесс начинается с младенческого возраста и заканчивается в основном к трем годам. Развитие речи осуществляется путем совершенствования ее содержания и структуры на основе усвоения социально значимых фонематических эталонов, путем социализации сенсорных форм речевого общения. Слогообразование и овладение словарным запасом представляют собой процесс моделирования социальных эталонов более высокого синтетического уровня.

Функционирование вербальных моделей осуществляется не изолированно, а внутри формирующихся синтаксических конструкций, которые служат более совершенным средством общения, в отличие от его эмоциональных неспецифических форм в младенческом периоде. Более высокий уровень речевой формы общения связан со свойствами ее как кода особого рода, который отличается полифункциональностью, высокой степенью расчлененности и интеграции. Речевая система представляет собой сложное многоуровневое образование, где на основе природной дифференциации звуков и их комплексов возникает и развивается новый функциональный системный механизм, моделирующий объективную языковую систему общества.

Социокультурный аспект музыкального воспитания

Период детства характеризуется многообразием проявлений задатков и способностей. Детство является наиболее благодатным временем для реализации многоаспектных содержательно-воспитательных возможностей. Говоря о "наиболее благодатном времени", мы имеем в виду не столько то, что детский возраст доминантный в развитии ребенка, сколько то, что, упустив этот возраст, мы создаем дополнительные трудности в деле воспитания и развития и, быть может, что-то бесповоротно теряем. Это непосредственно относится к музыкальному воспитанию и образованию.

Музыкальное искусство, воспитание и образование приобретают социокультурный смысл, если способствуют приобщению к музыкальной и художественной культуре, на основе знания индивидуальных, возрастных и психологических качеств ребенка. Восприятие и чувствование музыки способствует духовному общению индивидов.

Начиная с первого года жизни, ребенок слышит простейшие мелодии и пытается голосом, мимикой или жестами реагировать на них. Основой для приобщения к музыке является освоение образно-выразительных музыкальных средств.

Музыкальное воспитание в дошкольном возрасте призвано, образно говоря, "раскрыть окно" в мир музыкального искусства, способного плодотворно влиять на чувства и мысли детей. Основной целью музыкального воспитания, как нам представляется, является приобщение детей к музыке, которое способствует повышению их общей культуры, развитию музыкальности, совершенствованию эстетических и духовно-нравственных качеств. Своими художественными достоинствами и содержанием музыка оказывает благотворное воздействие на формирование личности.

Античная эстетка акцентировала внимание на конечные результаты влияния художественных параметров музыки на образование и культуру, на благотворные преобразования в сознании и в душе после соприкосновения с высоконравственным искусством. Чудо и тайну искусства И. Кант видел в том, что оно раскрывает свободное пространство для "игры познавательных способностей".1 Д.Б. Кабалевский, многие годы посвятивший музыкальному просвещению, образованию и художественному воспитанию детей, важное внимание уделял не только художественным достоинствам музыкальных произведений, но и тому, в какой социокультурной среде они создавались. По мнению Ю.А. Кремлева "...не может быть художественного образа без внешней конкретизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях, звуках".

Музыкальные образы трудно поддаются определенному описанию, но глубина их воздействия очевидна. Музыкальный образ представляет собой целый комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием и особенно мелодией, которая наиболее ярко передает основную мысль и чувства. Этот художественный образ обогащается и другими средствами музыкальной выразительности - его темповыми и динамическими нюансами, приемами изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения. Набор этих средств в сочетании с поэтическим способом, сюжетом и действием делает музыкальный образ доступным восприятию и способным доставлять наслаждение от соприкосновения с прекрасным. Музыка, отражая жизненные явления, обогащает детей представлениями об обществе, быте, традициях, обладает богатыми познавательными возможностями. Размышляя о приоритетах музыкального образования, Г. Нейгауз отдавал предпочтение сначала воспитанию человека, потом музыканта, а затем пианиста.

Приобщение детей к искусству, любительскому творчеству способствует максимальному развитию индивидуальных и творческих задатков каждого ребенка и его социокультурной ориентации. В зависимости от возраста, степени развитости, уровня индивидуальных склонностей и стремлений детей, объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка находится и выбор соответствующего метода художественного воспитания. Так, разучивание стихов или песен требует предварительного исполнения их взрослыми; беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий; повторного неоднократного исполнения детьми текста.

Для того чтобы научиться понимать прекрасное, важен определенный уровень развития эмоциональных и познавательных процессов, основанных на ярких и образных впечатлениях, зрительских и слуховых ощущений. Музыка оказывает благотворное воздействие, если открывает перед ребенком мир радостных переживаний и положительных эмоций.

Музыкальные образы пробуждают художественные чувства ребенка, заставляют его задуматься над тем, о чем "рассказывает" музыка, способствуют развитию индивидуальных задатков, музыкального вкуса. Воспринимая звуки, красоту, гармоничность их сочетаний, он стремится сопоставить все это с чем-то реальным и постепенно постигает интонационную природу звучащего мира; мелодию, взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы. Художественный образ становится более конкретным, понятным и оставляет сильное впечатление благодаря сочетанию выразительных средств музыки с поэтическим словом (в песне), сюжетом (в программной пьесе), действии (в танце, сюжетно-ролевой игре, сказке).

Социокультурный портрет детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания

Для того чтобы составить представление о творческих возможностях ребенка и наметить программу его творческого развития, важно знать, по каким показателям его изучать. В опытно-экспериментальной деятельности важную роль играет диагностика, которая дает довольно полное представление в личностных качествах и других характерных чертах дошкольника. Она позволяет сфокусировать внимание на его психолого-возрастных особенностях, интересах и элементах творческих проявлений.

Такая диагностика способствует получению достоверной информации о позитивных и негативных сторонах воспитательного процесса, предвидеть и оценивать последствия его влияния на дошкольников. Она дает довольно полное представление об индивидуальном, эмоциональном, социальном, культурном и творческом потенциале детей дошкольного возраста. Одним из наглядных примеров использования диагностики является анкета интересов и анкета развития детей дошкольного возраста. Ее познавательные возможности состоят в том, чтобы ответить на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного.

Анкета интересов (блок вопросов с №5 по №10 родители отвечают вместе с детьми) 1. Фамилия, имя, отчество Вашего ребенка. 2. Число, месяц и год рождения Вашего ребенка. 3. С кем живет ребенок: Мама; Папа; Сестра; Брат; Бабушка; Дедушка. Посещает ли Ваш ребенок детский сад: Да; Нет. Если "да", то напишите номер детского сада. Чем любит заниматься Ваш ребенок: Играть; Рисовать; Лепить; Танцевать; Читать. Нравится ли Вашему ребенку заниматься музыкой: Да; Нет; Сомневается в ответе. Какой вид музыкальной деятельности Вашему ребенку нравится больше: Петь; Танцевать; Играть на музыкальных инструментах; Все виды занятий. Нравится ли Вашему ребенку исполнять роли в детском музыкальном театре: Да; Нет; Сомневается в ответе. Нравятся ли Вашему ребенку спектакли, которые мы ставим: Да; Нет; Какие спектакли для постановок можете предложить Вы. 10. Посещает ли Ваш ребенок еще какие-то художественные студии: Хореографическую; Изобразительного искусства; Гармоничного развития. 11. Общителен ли Ваш ребенок: С родителями; Со сверстниками; С воспитателями; С педагогами. 12. Произошли ли какие-либо изменения в Вашем ребенке после посеще ния музыкальных занятий: Стал проявлять активный интерес к музыкальному искусству; Стал более общительным; Понизились отрицательные эмоции; Появилось желание и согласие участвовать в других видах художественно-творческой деятельности. АНКЕТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (для воспитателей и педагогов детского сада и художественных студий) 1. Фамилия, имя, отчество ребенка. 2. Посещает ли ребенок занятия музыкой в детском саду: Да; Нет. 3. Проявляет ли ребенок интерес к музыкальной деятельности: Да; Нет. 4. Как ребенок успевает в игровой деятельности: Занимает лидирующие позиции; В меру активен; Приспосабливается к правилам группы. 5. Какие успехи у ребенка в овладении программой детского сада по под готовке к школе: Отличные; Хорошие; Удовлетворительные. 6. Какие изменения произошли у ребенка после того, как он стал посе щать студию детского музыкального театра: Стал более активным в игровой деятельности; Стал проявлять интерес к музыкальной деятельности; Стал лучше усваивать программу детского сада; Без изменений. 7. Стал ли ребенок более коммуникабельным: Да; Нет; Без изменений. 8. Произошла ли динамика в развитии сенсорно-моторных навыков: Произошла; Произошла частично; Не произошла. 9. Эмоциональное благополучие ребенка: Отсутствие отрицательных эмоций; Стал более сосредоточенным в репродуктивной деятельности; Желание и согласие участвовать в групповых занятиях. 10. Фамилия, имя, отчество воспитателя или преподавателя, ответившего на вопросы анкеты. Диагностические процедуры способствуют: Обозначению оптимальной совокупности фиксируемых показателей воспитательной деятельности, характерных признаков изучаемого учебного процесса; Получению дифференцированного знания о единичном и отнесению его к определенному типу, группе, классу, общности; Структурированию и типологизации различных компонентов социальной, культурной, музыкальной и педагогической деятельности; Получению достоверной информации о состоянии и качестве учебного процесса. Информация, полученная в результате диагностики, является необходимым условием для проведения эксперимента, принятия компетентного педагогического действия. Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательств гипотез. В зависимости от целевой направленности эксперименты различают по разработке нового содержания, методов, средств, методик, технологий, приемов обучения, воспитания, развития и др.

Любой эксперимент предполагает создание нового и несет в себе элементы творчества, а новое в свою очередь нуждается в апробации. Тот или иной вид творческой деятельности типологизируется по какому-либо доминантному признаку. Отсюда чем больше в этой деятельности нового, тем ближе она к экспериментальной.

Потребность в эксперименте диктуется необходимостью получения информации о качестве предполагаемого новшества, которую невозможно получить посредством других методов педагогического исследования, когда результат того или иного нововведения заранее неочевиден или когда надо уточнить особенности предстоящего нововведения. В основе экспериментального поиска лежит гипотетическая идея с предполагаемыми результатами, что позволяет уменьшить степень риска и избавиться от многих бесплодных поисков, проб и ошибок.

Из всего видового разнообразия нами использовался поисково-педагогический эксперимент. Он проводился на базе эстетической школы искусств при Центре детей и юношества "Россия молодая" г. Москвы (1994-2000 гг.). В эксперименте приняло участие 60 детей: 20 человек - 4-х-, 20 человек - 5-ти- и 20 человек - 6-тилетнего возраста.

Методологически ориентиром в его проведения послужило теоретическое положение, высказанное Б.Т. Лихачевым о том, что "личность ребенка представляет собой социально-психологическую систему качеств и свойств, существующих как целостность" .

Детский музыкальный театр как фактор социокультурного развития дошкольников

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами, социологами, культурологами, педагогами, предполагает усиление внимания к развитию социокультурных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Это в значительной степени касается и музыкального воспитания дошкольников. Методы музыкального воспитания едины по своей педагогической направленности. Поэтому обучение является и воспитывающим, и развивающим.

Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и в постановке музыкальных спектаклей, и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи общего и музыкально-эстетического развития. Данная программа рассчитана на три года обучения в зависимости от возраста и способностей ученика. Цель программы - выстроить логическую последовательность по формированию и развитию познавательных интересов и мотивов на выявление и развитие музыкальных и социокультурных задатков и способностей.

Наиболее важными учебно-воспитательными задачами являются: Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения; Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, умений, навыков; Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр, спектаклей; Проверка выученного репертуара и качества усвоения знании, умений и навыков; Постановка детских музыкальных спектаклей в соответствии с репертуаром для данного возраста. Среди задач, способствующих развитию музыкальных способностей, можно назвать: Развитие эмоционального отклика на музыку; Развитие музыкально-сенсорных способностей; Развитие ладо-мелодического слуха, чувства мелодических интонаций; Развитие чувства ритма; Развитие музыкальной памяти; Развитие музыкального творчества. В соответствии с задачами обучения и развития использовались следующие методы обучения: 1. Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произ ведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений; 2. Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуко высотных, ритмических, тембровых и динамических), их графическое изображение; упражнения в различении этих свойств; применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями; 3. Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; системати-I ческое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности; 4. Упражнения в исполнении метроритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (половинные, четверти и восьмые); 5. Упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя, вместе и друг за другом; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам; упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах; 6. Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах, движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества для постановки детских музыкальных спектаклей; 7. Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия; индивидуальный опрос в ходе разучивания; выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определенный учебный период (месяц, полгода, год); исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления их интересов и правильности приобретенных ими способов творческих действий. Следует отметить, что музыкальные способности проявляются у детей неравномерно. Их изучение дает возможность придумывать задания по различной трудности. Вначале все происходит на интуитивном, слуховом восприятии музыки, а сознательное восприятие вступает в действие только тогда, когда у детей накапливается слуховой багаж, поэтому программа детского музыкального театра начинается с раздела "Слушание музыки".

Похожие диссертации на Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания