Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Марунина Елена Юрьевна

Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера
<
Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марунина Елена Юрьевна. Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Марунина Елена Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный областной университет"]. - Москва, 2008. - 173 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I 15

Становление идейно-эстетических позиций сюрреализма и художественные поиски Жака Превера

1.1. Сверхреальность как средоточие творческого потенциала мыслящего субъекта и её воплощение в творчестве Жака Превера.

1.2.Сюрреализм и философия.

1.3.Сюрреализм как явление культуры.

1.4.Сюрреализм и психоанализ.

Глава II 49

Проблематика поэтического творчества Жака Превера в контексте сюрреалистических представлений

2.1 . Общий обзор литературно-философского наследия и тенденций развития научно-культурной мысли во Франции начала ХХ в. в рамках общеевропейского культурно-исторического процесса.

2.2.Культурно-исторические и социально-политические предпосылки становления Жака Превера как поэта

2.3. Поэзия Жака Превера как ответ на эстетические запросы эпохи.

2.4.Новаторство поэтики Жака Превера.

Глава III 78

Сюрреалистическая эстетика "разрушения" в лирике Жака Превера.

3.1. Жанровые и стилистические особенности творчества .

3.2.Новый поэтический язык как средство разрушения старого поэтического мира.

3.3.Свобода творчества как свобода "разрушения" в сюрреалистической эстетике и в поэзии Жака Превера (сравнительный анализ).

Глава IV 120

"Свободный стих" в концепции сюрреализма Жака Превера.

4.1.Жак Превер о "новой поэзии". Эстетика "свободного стиха".

4.2. Источники вдохновения в литературном творчестве Жака Превера.

4.3."Свободный стих" — между поэзией и прозой, его эстетические аспекты в осмыслении Жаком Превером

4.4.Характерные литературоведческие и лингвостилистические аспекты творчества Жака Превера.

Заключение

Библиография 153

Введение к работе

Жак Превер (1900-1977) - выдающийся французский поэт, родился 4 февраля 1900 г. в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен (Neuilly-sur-Seine). Ровесник века, истинный парижанин, в 2000г., в год столетия со дня рождения, он назван Французской Академией "первым поэтом Франции XX века" и "самым популярным поэтом среди молодёжи".

В семье отца Превера - мелкого служащего страховой компании — было і трое* сыновей. Жак был средним ребёнком. Его образование - средняя сельская школа, занятия в которой явно не привлекали мальчика.

Представители старшего поколения были убеждёнными монархистами и достаточно ревностными приверженцами католицизма. Это отчасти создавало отрицательный психологический климат в семье. Неприятие навязанной системы воспитания сформировало дух свободомыслия у юного Превера, слегка следовавшего влиянию старшего брата Жана, с юности "пописывавшего" памфлеты, разоблачающие устои католической семьи. Кстати, это сказалось в 30-е годы, во время сотрудничества Жака Превера с группой "Октябрь" (содружество киносценаристов и режиссёров "новой, волны"), когда он совместно с братом писал скетчи, памфлеты и сценарии. Всего Превером было создано около 40 сценариев, некоторые из которых стали широко известными популярными фильмами.

Детские впечатления и переживания юности, пришедшейся на события-Первой мировой войны, вкупе с общественным и духовным кризисом начала столетия, "брожением в умах" представителей интеллигенции, привело к острым переживаниям юноши и напряжённым поискам собственной жизненной позиции. В результате в будущем творчестве поэта всё это нашло яркое самобытное отражение.

Известно, что в 1918-19гг., во время службы в армии в городке Люневиль в Лотарингии, поэт познакомился, а в дальнейшем подружился с такими впоследствии знаменитыми личностями, как художник Ив Танги, а так же поэты Луи Арагон и Марсель Дюамель. Безусловно, на жизнь Превера наложила свой отпечаток богемная среда парижской жизни 20-х годов. Эти

годы прошли для будущего поэта под ощутимым влиянием веяний общественной и философской мысли того времени, среди которых прежде всего сюрреализм, влияния которого не избежал и молодой Превер.

Сюрреализм ("surrealisme" от "Surrealite") - "Сверхреальность" или "Надреальность" (терминов, обозначающих одновременно нечто "выше реальности" или "реальнее, чем сама реальность") - значительное культурно-философское течение первой половины ХХв., ставшее одним из самых могущественных и популярных. Воздействие эстетики сюрреализма в определённой мере отразилось на дальнейшем творчестве поэта.

В 1920г. судьба свела его с Андре Бретоном - будущим автором программных документов сюрреалистического движения — "Манифестов сюрреализма" 1924 и 1929гг. Превер подписал текст "Первого манифеста сюрреализма" (1924). (Правда, уже тогда поэт признавался, что участие его* в работе кружка было пассивным, а отношение к сюрреализму -неоднозначным, как и толкование этого понятия представителями течения). -"-"Исторически обоснована периодизация сюрреализма от начала Первой до Второй Мировой войны (1914-1939гг.)1. Термин "сюрреализм" в узком понимании (Сверхреальное) предложен Г.Аполлинером в 1915г. применительно к пьесе Ж.Кокто "Парад", а в 1919г. — для характеристики своей сюрреалистической драмы "Груди Тересия" ("Les Mammelles de Theresias"). В 1924г., когда А.Бретон конкретизирует свою концепцию в "Первом манифесте сюрреализма", термин "сюрреализм" стал обиходным применительно к обоснованию сути автоматического письма как способа непосредственной фиксации мимолётных неосознанных психических состояний с целью приближения к познанию Сверхреальности.

Сюрреалисты в своём творчестве опирались как на классическое наследие (энциклопедичность классицистов, одухотворённость образа романтиков, лиризм в передаче душевных состояний символистов и пафос критического реализма), так и передовые достижения современной научной мысли. Речь идёт о создании принципиально новой художественной системы, основанной на "вере во всемогущество грёзы" в

'Nadeau М. Histoirc du surrealisme P., 1964.

"незаинтересованной игре мысли"". Это даёт самовыражению индивида полную свободу, ибо нравственные табу заменяет автоматизм выплесков творческой энергии подсознания. Спонтанная систематизация эмоционального "лирического" поведения исключает причинно-следственные связи явлений и предметов окружающего мира, деление на объективное и субъективное. Открытие неведомого в эффекте удивления (surprise в эстетике Г.Аполлинера) посредством акта автоматического письма и есть прорыв в Сверхреальность, то есть сюрреализм3. Эффект удивления реализуется с помощью своеобразного стирания в литературном тексте границ между субъектом и объектом, разумом и материей. В диссертации данные аспекты сюрреалистического творчества впервые использованы для анализа литературного творчества Жака Превера и соотнесены с эстетическими критериями функционирования "свободного стиха"и его ритмическо-просодическими чертами.

История возникновения и развития "свободного стиха" показательна4. Первые практические опыты с этой поэтической формой известны в литургической поэзии Средневековья и связаны с "разложением" силлабического антифонного стиха летописей и богослужебной литературы. Эта тенденция развилась в эпоху Возрождения.

Расцвет музыкальной культуры Ренессанса диктовал особые требования к форме и ритмике поэтического текста. Так, на смену стиху с точной рифмой приходит vers meld (разностопный стих) — астрофическая форма, представляющая спонтанное сочетание строк различной длины, рассматриваемая как своеобразный аналог "свободного стиха".

2Breton Л. Manifestos du surrealisme.P., 1996. Р.7.

3Breton Л. LaBeaute convulsive.?., 1991. P.107.

Гаснаров M.J1. Очерк истории европейского стиха. М., 1989. Средневековая строфика использовала комбинации строк различной длины, повторявшихся на одном и том же месте, кроме латинских секвенций и их новоязыковых аналогов.

Гуманисты Возрождения ориентировались на отсутствие рифмы в греко-римской латиноязычной поэзии. Первый опыт "освобождения" стиха в Италии - нерифмованный 11-сложник трагедии Дж.Триссино "Софонисба" (1515) и героической поэмы "Италия, освобождённая от готов" (1528). К 1530-м гг. этот признак "итальянской школы" проник в Испанию (Гарсиласо дс ла Вега, П.Боскан).К 1540-х гг.силлаботонический аналог 5-стопного ямба появился в Англии как "стих древних", затем - как "стих Шекспира" (перевод "Энеиды" Дж.Саррн), в драматургии (трагедия Т.Нортона и Т.Сэквилла "Горбодук" ,1561) как образец подражания Античности.

В романской поэзии нерифмованный стих назывался "распущенным" (sciolto,sue!to), в германской - "blanc vers" ("белый" стих). В широком смысле "белым" считается нернфмованный стих вообще, в более узком-нерифчованный стих на фоне более употребительного рифмованного (в Античности и в Новое прсмя),в самом узком-нерифмованный 5-стопный ямб. Под французским влиянием к XVIIIb. "вольный стих" распространился в Европе в данных жанрах. В іерманском и славянском сііллаботоническом стихе его аналог - разностопный ямб (переводы басен И.А.Крыловым, комедии А.С.Грибоедова). Лишь в "эпоху верлибра" (1870) французский стих отказался от музыкального ритма и точной рифмы. Столь поздний переход объясним сходством нерифмованного неравносложного стиха с прозой. Это главный аріу.мент представителей традиционализма в пользу отказа от рифмы.

В XVIIb. vers mele переходит из литературоведческих характеристик в разряд стихотворных форм: из мадригала в эпиграмму и послание, из идиллии и дифирамба — в "сказку" {стихотворную новеллу) и басню (Ж.де Лафонтен), из музыкальной драмы — в комедию (Ж.-Б.Мольер).

К ХІХв. эти жанры выходят из употребления или переходят в разряд характеристик прозы, в связи с чем vers mele теряет позиции. Он возродится в ХХв., повлияв на становление современного "свободного стиха".

"Свободный стих", или классический верлибр (vers libre) -более или менее симметричные силлабические строки — использовали классицисты XVIIb. Ж. де Лафонтен, Ж.Расин, Ш.Перро и в XVIIIb- Вольтер. Тем не менее, И.Н.Голенищев-Кутузов отмечает, что во Франции после него ни один поэт не писал оригинальным нерифмованным стихом ни в XVIII, ни в ХІХв. Этот стих достиг расцвета только в поэзии символистов, хотя новейшие верлибристы следовали законам тонического чередования5.

Символизм "освободил" поэзию от условностей (фиксированный размер, точная рифма, определённое количество слогов, соответствие "мысль-строка-образ") буквально. Попытки введения неточной рифмы с переходом в ассонанс ("vers libere" — "облегчённый стих"), или с заменой ассонансом встречаются впервые у П.Верлена: "Les sanglots longs//Des violons//De rautomne//Blessent mon cceur//D'une langueur//Monotone...". Но в "свободном стихе" ХІХв. стиховое (актуальное) членение строго совпадает с синтаксическим, а чёткий ритм придаёт мысли в рамках строки лаконичность: "О Reine des Bergers//Porte aux travailleurs Peau-de-vie//Que leurs forces soient en paix//En attendant le bain dans la mer a midi..."6. Ho символизм ввёл и асинтаксический верлибр, с той же целью допускающий ненормированные переносы строк. Например: "Si j'ai parle//De mon * amour//C'est a l'eau lente//Qui m'ecoute..." (А.де Ренье), легко трансформируемое в романтический триметр или в александрийский стих7. Или: "Клонится лес, бежит поток, и я ли//Не брошусь ниц?" (Клопшток)8.

5Голенищев-Кутузов И II. Реформа французского стихосложения Свободным стих сичволистов//Романскис литературы М , 1975 С.85. 6Rimbaud Л. Dehres//Poesies Р , 1993. Р.117.

7Гаспаров M.JI. Очерк истории европенского стиха М, 1989. Р.12-4-137. 8Гаспаров МЛ.Очерк истории русского стиха. М., 2000.

Эта трансформация подготовила отказ от рифмы вообще. Так, в 1884г. эстетика "свободного стиха" оформляется у французского поэта Г.Кана. Он оправдывает отказ от рифмы и ритма "поиском личного ритма" динамики смены чувств, настроений поэта.

Символистское происхождение "свободного стиха" подтверждает французский исследователь Ж.-П.Бобийо9, считая, что классический французский стих как предмет метрики и версификации не существует с момента опубликования эссе С.Малларме "Кризис стиха" ("Crise de vers") в 1870г. Это время кризиса ритмики и рифмы как основополагающих хаарктеристик стиха. Но с эстетической точки зрения это прогрессивное явление, дающее большую свободу смысловому и экспрессивному наполнению поэтической строки, приближая её к разговорной фразе. Например:"Adieu.//Vous mentez,6 fleur nue//de mes levres..."10.

Вообще, С.Малларме рассматривал "свободный стих" и стихотворение в прозе (le vers en prose) как возможную альтернативу романтическому двенадцатисложнику александрийского стиха (le vers alexandrin), реализующему разговорный характер главным образом в сбоях ритма» и "перескоках" строк {enjambements)u. Именно с 1870г. неактуальна система "метр-ритм-рифма", как исключительно структурная. Так, метр классического стиха {le metre) характеризует лишь соответствие "мысль-строка". Современный стих тяготеет к неметрической системе (le non-metre), более способствующей творческому самовыражению. Это мнение отчасти разделяет К.Зильберберг, уточняя, что реформа стихосложения, намеченная в поэтическом и критическом творчестве С.Малларме, затрагивает скорее содержание стиха (темы, сюжеты) .

"Свободный стих" ХХв. — "ритмически организованный-стих" (vers libre а constante rythmique), представляющий "простейшее превращение стиха с упорядоченной ритмической структурой" . Разрушение ритма, рифмы и смысловой основы стиха в ХХв. формально начато дадаистами и

'BobillotJ.-P.Pour une mctnque restreinte//Le vers francais:histoirc,thcorie,esthetique.P., 2000. P.37-39.

10Mallarm6 S.Crise de \ crs.Herodiadc //Poesies. P., 1995. PP.187-188.

"Mallarme S.La musique ct les lettres// Poesies. PP.229-230.

I2Zilberbcrg C. La dynamique de vers selon Mallarme7/Lc vers francais:histoire,theorie,esthctique. P.95.

"Duhamel G.,Vildrac Ch. Notes sur la technique poetique.P., 1925. P.36.

продолжено сюрреалистами. Превер преодолевает влияние сюрреализма, сочетая его художественные средства с индивидуальными особенностями стиля в образно осмысленном и истолкованном "свободном стихе".

Несмотря на многочисленные исследования творчества Превера, этапов истории сюрреализма и "свободного стиха", научной работы, анализирующей эти явления в закономерной связи, нет. Исследователи ограничивают сюрреалистический период творчества Ж.Превера 1924 (1925)-1930гг., т.е. от момента знакомства с А.Бретоном до разрыва с ним после публикации памфлетов 1930 г. — "La Mort d'un Monsieur" ("Смерть Господина") и "Cadavre" ("Труп"). Отечественные исследователи считают это время творческим кризисом, ссылаясь на слова самого Ж.Превера о том, что в 20-е годы он фактически не посвящал себя поэзии, а первый поэтический сборник "Слова" ("Paroles") увидел свет лишь в 1946 году.

Т.Ю.Хмельницкая считает, что сюрреализм чужд творчеству Превера, оговаривая игровой характер "разрушения" языка в поэзии14. Эту позицию, отвергая влияние сюрреализма, разделяет А.Бержан, утверждая, что поэт изначально по специфике своего дарования не мог воспринять приёмы сюрреализма, а его поэтические находки лежат исключительно в русле реалистической традиции15. Отечественные критики, например, С.И.Великовский, Т.В.Балашова, отмечают игровое начало поэзии Ж.Превера, составившее в контексте сюрреализма оригинальность поэтического стиля16. Н.Н.Полянский, констатируя разрушение канонов поэзии ХХв., сравнивает структуру и ритмику "vers libre" Ж.Превера и "стиха в прозе" А.Сен-Жон Перса и Лотреамона 7. Т.В.Балашова и Г.Пикон отмечают спонтанность "ошеломляющего образа" поэзии сюрреализма, воплощённую Ж.Превером в "языковых играх", основанных на интуитивно точном употреблении стилистических фигур и оборотов18. Об экспрессии стилистического приёма как штриха или жеста, понимаемых как некое

"Хмельницкая Т.Ю. Кронь и итицы.В чем современность поэзии Ж.Преиера9//Голоса времени. M-JI, 1963. СС.78-89.

"Bcrgcns Л. Jacques PreAcrt. P., 1969. Р.4.

Великовскііи СИ. Жак Превер//В скрещенье лучеіі. М, Советским писатель, 1987; Балашова Т.В. Игровая техника сатирической инвективы: Жак Прсвер//Французская поэзия XX века. М , 1982.

"Полянский ІІ.Н. Особенности французского стиха конца Х1Х-ссредипы XX веков (Лотреамон, Ж.Превср, А.Сен-Жон Перс). Дис.канд.фшюл. наук. М.,1972.

Балашова Т.В. Метафора сложная и метафора сюрреалистическая//Французская поэзия XX вска.С.4-5; Picon G. Panorama de la nouvclle literature francaise. P., 1976. PP.25-29.

универсальное представление духа и тела мыслящего субъекта, в частности, в эстетике сюрреализма, рассуждает А.В.Арустамян .

Критики рассматривают сюрреализм как феномен культуры, философско-этическое течение и как литературное направление. Такими обобщениями являются труды М.Надо "Histoire du surrealisme"; Л.Г.Андреева - "Сюрреализм"; С.И.Исаева - "Сюрреализм и авангард"; Т.П.Каптеревой - "Дадаизм и сюрреализм". Хронология прослеживается, довольно чётко, хотя периодизация несколько субъективна. Такую хронологию предлагает О.Прета де Бофор, называя начальный период становления сюрреализма "интуитивным сюрреализмом"20. Неоднозначное отношение к эстетике сюрреализма его представителей не позволяет судить» о нём как о философской школе, стиле искусства, ни как о хронологически определённом периоде . Л.Г.Андреев считает, что сюрреализм был обречён из-за политической непоследовательности, и его история фактически закончилась к 1968г. Этот кризис совпал со студенческими волнениями в Париже, а "закат" сюрреализма автор связывает со смертью А.Бретона в 1966г.". Но есть мнение, не позволяющее говорить о неактуальности, сюрреализма. Это явление циклическое, его проявления наиболее сильны в кризисные моменты истории23. Черты эстетики сюрреализма проявились в 50-е -60-е гг. в драматургии абсурда (Э.Ионеско, С.Бэккет, А.Адамов), "новом романе" (Н.Саррот, М.Бютор)24, "антипоэзии" (Д.Рош)25.

Психоаналитизм в практике сюрреализма имеет прикладное значение. Толкование снов З.Фрейдом как эффективный способ терапии неврозов и пограничных состояний" А.Бретон считал средством раскрытия медиумнического дара (анализ "вещих" сновидений, "прозрений" Нади в одноимённом романе ). Или эссе "L'Amour Fou" ("Безумная любовь") -размышления о сексуальной природе впечатлений от эстетического

Арустамнн Л.В. Жест в культуре и искусстве. Д»сс...д-ра искусствоведения. СПб, 1999. 20Preta-De-Beaufort A. Lc surrealisme. P., 1997. 21AIquic F. Philosophic du surrealisme. P., 1977. 22Лндреев Л.Г. Сюрреализм. M., 1972.

23Le Brun A. Qui vive? (considerations actuelles sur l'inactualite du surrealisme). P., 1991. 24Проскурніікова Т.Б. Французская антидрама (50-е - 60-е гг.). Дис.канд. филол. наук, М., 1965. "Roche D. Mecrit. P., 1972. 26Фрейд 3. Толкование сновидений. Мн., 2000. "Breton A. Nadja. Р., 1982. Р.44.

познания шедевров "подлинного" искусства - воплощения "конвульсивной красоты"28. Это сложный эстетический, философский и психологический феномен, постижимый исключительно иррационально индивидом с особым изменённым типом сознания, путём сопоставления несопоставимого. А.Бретон ненавидел слово "done", выражающее причинно-следственные связи, и восторгался словом "comme", считая его знаком всесильного соотнесения не по сходству, а в силу кричащего противоречия" .

Выделяются две группы работ о специфике литературного процесса начала ХХв. Первые трактуют сюрреализм как явление культуры ХХв. Ю.В.Довгая анализирует психоаналитическую концепцию подсознания и бессознательного в сюрреализме в свете теории архетипов аналитической психологии К.-Г.Юнга30. Е.Д.Гальцова исследует черты сюрреализма

(автоматизм, "примирение непримиримого") в драматургии 20-х гг. .

Вторые представлены работой Т.Б.Проскурниковой, считающей основные принципы эстетики сюрреализма (концепция Сверхреального, совмещение сюрреалистических и реалистических черт как отражение способа мышления и мировосприятия, специфики психологизма) в драматургии предвестием драмы абсурда и "нового романа" ".

С этим мнением полемизирует В.В.Чудинина. Исследовательница анализирует и классифицирует сновидения в творчестве Ф.М.Достоевского, рассматривая их роль в раскрытии философских взглядов писателя. Соотнесение традиционного психоаналитизма с русской православной традицией показывает неприменимость категорий психоанализа З.Фрейда к психологизму литературы вообще, отрицая психоаналитизм сюрреализма . Актуальность данной работы, определяющая степень научной новизны. исходя из результатов критического анализа литературы, в общем смысле обусловлена тем, что в научный оборот впервые в отечественном литературоведении вводится исследованный фрагментарно или ранее

"Breton A. Nadja. Р.37.

"Breton A. La Bcaute convulsive. P.18.

30Донгая Ю.В. Архетипы и бессознательное в теории и практике европейского сюрреализма. Дис... канд. культурол. наук. М.,2000.

"Гадьцова Е.Д. Французская сюрреалистическая драматургия 20-х гг. Дис.канд. фшісш. наук. М.,1993.

32Проскурникова Т.К. Французская антидрама (50-е-60-с гг.). Дис... канд. филол. наук. М.,1965.

"Чудинина В.В. Художественно-содержательное своеобразие сновидении в творчестве Ф.М.Достоевского. Дис... канд. филол .наук. М , 2004.

неисследованный поэтический материал, а так же расширенным толкованием экспрессивной функции "свободного стиха" Ж.Превера с позиций эстетики сюрреализма как универсалии культуры ХХв.

Необходимость изучения творчества Превера обусловлена двумя причинами. Во-первых, рассмотрением неизученных фактов творческой биографии Превера 20-х — 30-х гг., события которой наложили отпечаток на поздние произведения, тем более, что поэт не оставил автобиографических заметок, за исключением новеллы "Детство" в сборнике "Истории и другие истории" ("Histoires et d'autres histoires").

Уже будучи признанным поэтом и сценаристом, Превер согласился дать серию интервью французскому журналисту и писателю Андре Познеру. Записи этих бесед, состоявшихся на закате жизни поэта с 1968 по 1970гг., составили прозаическую документальную книгу с двусмысленным, непереводимым названием "Hebdromadaires", вышедшую в 1972 г. И эту книгу можно считать единственно полностью автобиографичной.

Во-вторых, в настоящей диссертационной работе даётся, помимо общепринятого, новое определение "свободного стиха", исходя из специфики осмысления Жаком Превером сюрреалистического принципа "примирения непримиримого", что представляется более целесообразным.

"Глобальность" сюрреалистической революции требует рассмотрения: постулатов психоанализа, философских трудов с точки зрения обоснования феномена Сверхреалъности. Попытка анализа А.Бретоном работ З.Фрейда, Ж.Лакана и др. в контексте достижений науки ХХв.34 говорит об особом синтезе литературной и научной проблематики в концепции сюрреализма.

Сюрреализм по сравнению с дадаизмом, например, у Т.Тцара35, отличался стремлением к "научному" обоснованию своих положений, в, "Манифестах сюрреализма" А.Бретона, сборнике "Магнитные поля" А.Бретона и Ф.Супо (1924). Но, осмысляя труды классиков психоанализа, медицины, философии, сюрреализм не создал научной теории. Можно

^Breton Л. Manifestos du surrealisme; Breton Л., Soupault Ph. Les Champs magntHiques. P., 1967; Lacan J. Le problems du style et la conception ps>chiatrique des formes parano'faques dc l'cxpcricnce//MinotaurevNbl,1933; Фрейд 3. Толкование спови -дений. Мн.,2000.

35Tzara Т. Sept manifestos Dada. P., Boudry S/A, 1916. P.5.

говорить об эстетической ценности его "открытий", что подметил Превер, отказывая сюрреализму в современности: "Сюрреализм... никогда не был авангардистским течением..." . Сюрреалистичность поэзии Превера - в пересмотре сути "автоматического письма" как средства поэтической выразительности. Поэт был заинтересован зарождением и развитием сюрреализма, а к моменту его расцвета (30-е гг. XX века), демонстративно порвал с А.Бретоном, язвительно высмеяв дух сюрреалистических противоречий как фантазии больного воображения и помутнённого сознания: "В его больной голове смешалось всё: отчаяние и печёночные колики, Слово Божие и Песни Мальдорора, три ипостаси Всевышнего... чернила и порох, дух революционных преобразований, дух великосветского салона,., революция социалистическая, революция сюрреалистическая..."37.

Предмет исследования — черты сюрреалистической образности в литературе Франции ХХв. на примере "свободного стиха" Ж.Превера.

Объект исследования - поэтические книги Ж.Превера 40-х - 70-х гг.,' прозаические произведения 20-х- 30-х и 60-х - 70-х гг., сценарные работы.

Цель исследования — выявление, анализ и классификация черт сюрреалистической образности в поэзии Жака Превера 40-х - 70-х годов, в частности, черт индивидуальной концепции "свободного стиха" с позиций эстетики сюрреализма как своеобразного и значительного влиятельного направления западной культуры ХХв. Поставленной целью определяется задачи исследования: а) рассмотреть и охарактеризовать этапы развития и эстетические свойства сюрреализма; б) выявить и классифицировать элементы сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера; в) определить и охарактеризовать механизмы и приёмы сюрреалистической трансформации образа в эстетике "свободного стиха" Превера; г) выявить роль этих механизмов и приёмов в формировании оригинального стиля произведений поэта; д) дать расширенную лингвостилистическую жанровую характеристику литературного творчества поэта.

"^Prcvert Л. Hebdromadaires//Cbuvres completes. Р.,1992 (v.l); 1996 (v2) V2, P.914. Далее произведения Ж Превера цитируются по этому изданию с указанием в скобках через запятую римскими цифрами тома и арабскими цифрами страницы. Здесь и далее, если не оговорено иное, перевод с французского мои -ЕМ Prcvcrt Л. Mort d'un Monsieur (11,443)

Методы исследования определяются литературоведческой спецификой исследовательской работы и включают синхронически-диахронический, сравнительно-исторический подходы к изучению сюрреализма и творчества Превера, сравнительный лингвостилистический анализ оригинальных и переводных стихотворных и прозаических текстов Жака Превера и представителей сюрреализма. Методология исследования опирается на принципы, выдвинутые в трудах таких отечественных учёных, как М.Л.Гаспаров, Ю.М.Лотман, Е.Г.Эткинд, В.М.Жирмунский, М.И.Шапир, Б.В.Томашевский, Т.Ю.Хмельницкая, а так же в литературно-критических произведениях представителей символизма (С.Малларме, А.Рембо, П.Валери) и сюрреализма (Г.Аполлинер, Л.Арагон, П.Элюар, А.Бретон). Впервые как основа научного анализа используются стихотворения- и прозаические тексты (инсценировки, сценарии) Жака Превера.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1* Своеобразие черт сюрреалистической образности, нашедших оригинальное отражение в "свободном стихе" Жака Превера как символа свободы творчества, определяется восприятием сюрреализма как явления эстетического, а не философского порядка. Поэт разделяет стремление сюрреалистов к глубинному пересмотру сути и истоков поэтического творчества, роли стихотворца в создании поэтических произведений, постижению истоков поэтического творчества. Тем не менее, Превер не приемлет сюрреалистическую концепцию свободы творчества как тотального разрушения логических языковых структур, переосмысляет роль "автоматического письма" в поэтическом творчестве. "Сюрреалистической революции", понимаемой как средство "глобального пересмотра основ бытия, начиная с психической организации человека" (А.Бретон), Превер противопоставляет сознательное разрушение языковых структур, находя им особое применение в постоянно меняющемся внешнем окружении.

2. Сюрреалистическое влияние проявилось у Жака Превера, скорее на уровне формы, чем на уровне содержания. Специфика восприятия поэтом противоречий сюрреализма в целом определяется острой социальностью произведений и заключается в том, что поэт вводит сюрреалистический

подтекст в стихотворения в целом реалистичные, подчас незаметно для читателя, создавая галерею "социальных типов" лингвостилистическими средствами. Поэту оказались близки лингвистические и стилистические находки сюрреалистов - открытия в области метафор, сравнений, особого употребления стилистических фигур и приёмов - например, катакрезы и оксюморона как воплощения сюрреалистических противоречий. Это помогает поэту создавать сюрреалистический колорит образа иногда с помощью одной стихотворной строки, как бы "выбивающейся" из в целом реалистичного контекста. Но Превер противопоставляет "автоматизму" сюрреалистического письма сознательную работу над произведениями.

з. Концепция "свободного стиха" Жака Превера как воплощение основного принципа сюрреалистической эстетики - "примирения непримиримого" является результатом рефлексии поэта над проблемами литературного процесса XX века. "Свободный стих" Превера — это не только особая стихотворная форма, переходная между "поэзией" и "прозой" как традиционно "высокими" и "низкими" родами литературного творчества. Эта форма воплощает образно осмысленные поэтом противоречия сюрреалистической эстетики ("автоматизм", "примирение непримиримого"), взаимопроникновение и синтез "сюрреалистического" и* "реалистического" начал поэтического творчества, описывающего явления окружающей действительности, жизни современного поэту общества. Такое особое осмысление позволяет ввести в поэзию элементы разговорной речи, довести поэзию как традиционно "высокий" жанр до всех слоев общества.

Жак Превер переосмысляет эстетические взгляды сюрреалистов особым образом. В частности, одним из объектов такого переосмысления является концепция "свободного стиха" как синтетической поэтической формы, позволяющей совместить сюрреалистические противоречия с реалистичным в целом взглядом на мир. Влияние сюрреализма как универсального художественного течения проявилось в поэзии Жака Превера, в частности в пересмотре канонов жанра и стиля как основных характеристик литературного творчества. Не будучи теоретиком литературы, поэт в своём творчестве создаёт особую

жанровую классификацию по эмоционально-экспрессивным мотивам. Поэт переосмыслил открытия сюрреалистов в области метафор, сравнений, особого употребления стилистических фигур и приёмов. Такое восприятие противоречий сюрреализма определило неповторимое своеобразие произведений, опрокидывающих традиционные представления о жанрах и стилях художественной литературы.

4. Трудности интерпретации "свободного стиха" Превера с позиций сюрреалистической трансформации образа поэзии XX века во многом объяснимы как сложностью тематики творчества, совмещающей сюрреалистические и реалистические черты, так и структурными фонетическими и просодическими особенностями поэзии, определившими как жанровое, так и структурное своеобразие "свободного стиха", совмещающего поэтические и прозаические куски не только в одном стихотворении, но и в одном отрывке или строке.

Распространено мнение, что лучше воспринимается на слух рифмованная поэзия. Это спонтанно переносится и на перевод — переводчик, не принимая во внимание отсутствие формальных признаков поэзии в оригинале, предлагает свою ритмическую и рифмическую организацию стиха» в ущерб ритму экспрессивности и иногда очевидной музыкальности оригинала.

Тем не менее, главное для интерпретатора поэзии Превера - по возможности донести до русскоязычного читателя не только смысл сказанного поэтом, но и необычную для русской поэзии форму стиха. И это подчас не всегда удаётся переводчикам поэзии Превера, считающим, что для отечественного читателя привычнее традиционный рифмованный стих. В результате стихи страдают отсутствием стилистических красок, присущих авторской речи, статичностью, зарифмованностью, теряется дух свежести, незакостенелости мышления стихов Превера, вобравших в себя положительный опыт переживания сюрреализма. Выход видится в приближении стиля перевода к стилю поэтической прозы с сохранением как формальных характеристик (разделение на строфы столбцы), так и чисто поэтических (ассонансы, спонтанные внутренние рифмы).

Сверхреальность как средоточие творческого потенциала мыслящего субъекта и её воплощение в творчестве Жака Превера

Структура поэтической Сверхреальности, отличной от философского и культурологического её понимания, становится очевидной при обращении к психологическим и психическим механизмам мышления: "сюрреализм зиждется на вере в реальность тех видов ассоциаций, которыми до него пренебрегали..." Налицо необходимость глубинного пересмотра взглядов не только на субъект и объект поэтического творчества, но и глубинной сути этих понятий. В частности, пересмотру роли автора в художественном тексте посвящены теоретические рассуждения А.Бретона, эссе и "романы" ранних Л.Арагона, П.Элюара и других. А.Бретон провозглашает целью сюрреализма дать течению "...неограниченные возможности, позволившие бы применять его методы к непосредственному изучению механизмов сознания..." Исходя из общей специфики поэтического творчества, узловыми проблемами понимания роли поэта в современном мире и характера взаимоотношений личности творца с обществом, в свете общественной направленности акта творчества, представляются: а) поэт и общество. Суть поэтического призвания согласно канонам сюрреалистической эстетики; их переосмысление в творчестве Ж.Превера; б)"материальное" и "духовное" в творчестве; в) осмысление вдохновения как основы творчества, его объективные и субъективные истоки в свете сюрреалистической трансформации. Многие моменты эстетических воззрений Ж.Превера на эти проблемы сформулированы в интервью А.Познеру и стихотворениях о сути и предмете литературного творчества.

Основной при выяснении специфики творческого кредо любого поэта является проблема отношений с окружающим миром и обществом в данный исторический период в рамках национальной специфики, которой в психобиологическом плане предшествует психологическая проблема самоидентификации индивида и личности в рамках социума. Специфика этого процесса во многом определяет социальность поэтических образов. Превера и новаторство его творческих приёмов для поэзии ХХв.

Поэтическое призвание предполагает реализацию в творчестве. Акт творчества — особая деятельность сознания, направленная на целостное восприятие мира в психологическом принятии и "вживании" в него. Феномен "вживания" в мир, основанный на принятии человеком духовных ценностей общества, А.Бергсон назвал "эмпатией". Эта характеристика человеческого сознания определена разумностью, способностью к переживанию и разумному сопереживанию5.

Эстетические кредо основных литературных течений характеризуются порой полярными взглядами на суть и механизмы творчества: от мифического истолкования мироздания до крайней степени реализма (натурализм и гиперреализм). Суть понятия "сюр-реализм" ("Сверхреальное" или "Надреальное"), подчёркивая универсальность этого течения, сформулировал автор этого "неологизма" начала ХХв. Г.Аполлинер, противопоставив его отвлечённости символики и правдоподобию: "...Вернуться к природе, не копируя её, как...фотографы. Ибо,., когда человек задумал подражать ходьбе, он изобрёл колесо. Он совершил, сам того не зная, сюрреалистический акт"6. ПВалери исследовал в своём критическом наследии синтез художественного и "технического"" начал, взаимодействие "личностного" и "общественного", раскрывая сложную природу творческого процесса в искусстве начала ХХв.7. А.Бретон, переосмысляя наследие этих классиков XIX — начала ХХв., формулирует основной принцип эстетики сюрреализма: язык, особенно поэтический, должен быть избавлен от "выцветших" обыденных коннотаций. Так он сможет раскрыть коммуникативные возможности намного полнее, чем это позволяют традиционные рамки коммуникации. Пересмотр роли повседневного языка, открытие его новых возможностей в-толковании Сверхреального должны способствовать созданию новой картины мира: новый язык должен обладать характерными чертами,, отличающими его от языка разговорного. А.Бретон предлагает научно-практический способ достичь этого: выявлять экспрессивные возможности слова в речи вне обычных значений. Слово раскрывает экспрессивный потенциал в бесконечных спонтанных лексических построениях. Поэту, раскрывающему этот потенциал, суждено стать либо господином, либо рабом этих "спонтанных" словесных комбинаций8.

Общий обзор литературно-философского наследия и тенденций развития научно-культурной мысли во Франции начала ХХ в. в рамках общеевропейского культурно-исторического процесса

Рассмотрение специфики восприятия канонов сюрреализма в творчестве Ж.Превера требует обобщения эстетических черт этого течения в контексте исторического развития и национальных особенностей в характерных чертах программ сюрреалистических групп Европы и Америки. Сюрреализм как неоднозначный феномен рассматривается в трёх аспектах: а) философская система; б)идеологическая программа; в) феномен культуры.

Сюрреализм как философия построен на философском наследии и данных точных, гуманитарных и естественных наук. Это касается отношения к языку как живому существу, механизм функционирования организма которого, нужно выяснить. НоL сюрреализм — и отраж ениемыслей и чувств творческого субъекта, не всегда поддающихся научному анализу, объясняемых воздействием сверхъестественного, магии, пророчеств.

Сюрреализм как идеология — способ освобождения сознания от оков рассудка с помощью концентрации воли творческой личности. В концепции А.Бретона идеологический аспект сюрреализма выражен прежде всего в его якобы остро политической направленности - декларированной А.Бретоном "Политической позицией сюрреализма", а также в программных документах (автоматический текст А.Бретона и Ф.Супо "Les Champs magnetiques" ("Магнитные поля") -1920 г.; первый номер журнала "Revolution surrealiste" ("Сюрреалистическая революция") от 1 декабря 1924г. с опубликованным "Первым манифестом сюрреализма").

Сюрреализм как явление культуры — крайне противоречивый феномен. Обращаясь к культурно-историческим истокам человеческого гения, сюрреализм призывает к раскрепощению творческого потенциала личности через разрыв с реальностью в любом понимании. В этом — суть противостояния реальности и залог бессмертия: "Основной целью сюрреализма было и неизменно остаётся стремление к воспроизведению средствами искусства некоего идеального состояния, которое позволило бы человеку, обуреваемому экстазом, приблизиться к пониманию "высшей реальности". Это поможет ему, помимо его воли, переступить порог бессмертия..." Противоречие сглаживается характером сюрреалистической революции - осмысленного разрушения строя языка, вплоть до разрушения слова. Сюрреализм есть нечто большее, чем философское или литературное направление. Это образ мыслей художника-исследователя, сочетающий самоанализ и отражение социальных перемен в национальной специфике.

Духовная жизнь Европы 30-х гг. отмечена противостоянием сюрреализма и абстрактного искусства. Так, во Франции в это время конкурировали сюрреалистическая группа А.Бретона и группа "Abstraction-Creation" .

В Италии близок сюрреализму герметизм 20-х—30-х гг., отражавший уход в мир субъективного. Сюрреализм проявился слабо; ибо не возникло сюрреалистических групп. Журнал "Surrealismo" под редакцией писателя Курцио Малапарте не был официальным органом какого-либо объединения, а содержал только подборки сюрреалистических документов.

Суть испанского сюрреализма, весьма близкого итальянскому, проясняет П.Или в труде "The Surrealist Mode in Spanish Literature" ("Сюрреализм в испанской литературе"). Он доказывает, что теоретических манифестов, подобных "Манифестам сюрреализма", в Испании не было, в отличие от Франции, и фрейдизм не пустил корней в литературе . Сюрреализм стал популярен как "левое" течение после Первой мировой войны на фоне расцвета "чистой поэзии" (П.Салинас, Х.Гильен, В.Алейксандре, Л.Фелипе) и творчества Ф.Гарсиа-Лорки начала 20-х гг.

Жанровые и стилистические особенности творчества

О характере "разрушения" как универсального процесса в дадаизме и как о революции в языке, знаменующей переворот в умах, в сюрреализме, говорилось во второй главе. Против статичности структур языка в ХХв. выступали и дадаисты, и сюрреалисты1, но сюрреалисты совместили его с осознанным "разрушением реальности". Ж.Превер предложил не создавать Сверхреальность, а творчески трансформировать социальную реальность согласно эстетическим потребностям представителей всех слоев общества.

Воззрения Ж.Превера на сюрреалистическую эстетику оказываются во многом менее "радикальными", чем суждения А.Бретона. А.Бретон акцентирует притязания сюрреализма на всестороннее раскрытие психических механизмов творчества: "Сюрреализм — это...чистый психический Автоматизм, выражающий в устной, письменной или какой-либо другой форме действительное функционирование мысли..." Для Ж.Превера сюрреализм - прежде всего идея творческой свободы и средства отражения средствами поэзии как противоречий общественной жизни, так и внутреннего мира человека. "Сюрреализм - лучший из "измов"... Сюрреализм не является, ибо никогда не был авангардистским течением... Это... возможность встречи людей, которые никогда не встречались, но объединялись, даже будучи непохожими друг на друга..." . Эти суждения показывают псевдонаучный подход к сути сюрреалистической деятельности А.Бретона и образно-реалистический Ж.Превера. Это проявляется, в частности, в трактовке сути и процесса творчества. И сюрреалисты, и Превер как поэт уделяют большое внимание выяснению механизмов творчества, его технической стороне, хотя Превер "скрывает" её за аллегоричностью поэтической речи. Отрицая единую эстетическую функцию жанров искусства в рассчёте на разное восприятие3, Ж.Превер интуитивно подтверждает конец тезиса демократичностью творчества. Так, музыка навевает цветовые ассоциации: "Carmina Burana" К.Орфа - это, по-Преверу, " музыка первозданносте// звучащая вокруг нас и внутри нас//музыка тишины, пронизанной солнечным светом, поющей или пронзительно кричащей на языке образов.." ("soleil dans le silence qui chante ou grince en images...")4; "живопись - это, по сути, есть то, что и называется поэзией..." ("la peinture est au fond се qu on appelle la poesie..."). Среди многообразия форм самовыражения, Превер всегда оставался верен реалистически-образному взгляду на мир5. В коллажах поэт создаёт иерархию, заменяющую систему традиционных объектов творчества. Автор выделяет три типа творческих людей — "мечтатели" ("reveurs"), "художники" ("artistes") и "творцы" ("createurs"). Важен не отдельный предмет по сути и системе вызываемых им ассоциаций (принцип экзальтации сюрреалистического образа), а сочетание предметов, связанных с ними мыслей, чувств, настроений. Преверсчитает, что, прежде чем использовать стилистический оборот, нужно выявить его возможности. Говоря о том, что "поэзия - одно из самых полезных прозвищ жизни6", он напоминает, что "мы не знаем, ни что есть жизнь, ни что есть любовь" .

Превер осознаёт, что жизнь подвержена модернистской трансформации, происходящей от нелепости ситуаций и разорванности логических связей элементов происходящего. Он высмеивает несовершенный мир с помощью "чёрного юмора" , изобличая уродство человеческих отношений: "Перед нами сновидение - кошмарное, тягучее, бессмысленное; аллегория налицо, но как её расшифровать — неведомо..." . Поэт, следуя интуитивной логике сюрреалистов, показывает абсурдный порядок социального мира, отрицая ненавистную им буржуазную мораль.

Проблема переосмысления сюрреалистами и Жаком Превером категорий жанра и стиля10 рассматривается нами исходя из их многоплановости, с точки зрения взаимопроникновения поэзии и прозы, позволившего У.Бэккеру говорить об "апоэтичности" поэзии Ж.Превера11. С этой точки зрения не представляется возможным определить жанр многих сюрреалистических текстов, совмещающих пространные описания с бессвязными диалогами, каждая реплика которых, не требуя логического контекста, является абсолютно самодостаточной, и со спонтаными "внутренними монологами", показывающими "изнанку" чувств, побуждений героев. Таковы тексты А.Бретона, например, диалоги "Les Champs Magnetiques". Или пространные излияния "Les Aventures de Telemaque" Л.Арагона в форме внутреннего монолога героя, составленного из повторения имени возлюбленной Eucharis, или "Le Con d lrene", совмещающий."внутренний монолог с описанием мира "внешнего", не отличающегося от внутреннего мира героя - и ему противопоставленного12.

Что касается Превера, то, на первый взгляд, жанровые характеристики его совершенно не волнуют, но на самом деле имеет смысл говорить о ещё одной грани новаторства: отрицая традиционные каноны жанра, поэт вводит особую жанровую классификацию (например, "антинеодрама").

Похожие диссертации на Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера