Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль мифов и особенности мифотворчества в современной таджикской прозе : конец XX-начало XXI века Мавлонова Мутриба Джураевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мавлонова Мутриба Джураевна. Роль мифов и особенности мифотворчества в современной таджикской прозе : конец XX-начало XXI века : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Худжан. гос. ун-т им. Б.Г. Гафурова.- Худжанд, 2007.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы и степень ее исследования. Обращение писателей к древним историческим и литературным произведениям в силу их особого влияния на национальное самосознание в период колоссальных исторических изменений является вполне обоснованным фактором. Любое произведение, лишённое мудрости древней философии, со временем теряет своё значение. Поэтому в современной таджикской литературе, в том числе в литературе периода национального суверенитета, особое внимание уделяется древней персидско-таджикской литературе, и проблемы мировоззрения и философии предков рассматриваются в них с позиций нового времени. Именно поэтому в настоящее время с формулировалось новое понимание истории мироздания и человека, национальных традиций, мышления и мировосприятия личности на самом начальном этапе истории человечества

Миф является первоэлементом человеческого миропонимания, и поэтому в сложные судьбоносные периоды жизни народа он становится предметом пристального внимания писателей. Развитие художественной литературы обусловливается социально-политическими событиями. Элементы мифа, как главный материал литературы, во все времена использовались великими художниками мира, в числе которых можно назвать Геродота, Фукидида, Фирдавси, Дж.Джойса, Т.Манна, Ф.Кафка, А.Ануй, Г.Маркеса, А.Блока и многих других, которым удалось с помощью мифов совершить свои художественные открытия мирового значения.

Изучение мифов было начато давно, и согласно предположениям филолога А.А.Потебни ещё древние греки обращали внимание на это феноменальное явление. Однако всестороннее и последовательнее исследование мифов началось ещё до XIX века. По мнению учёного в XIX веке уже невозможно было найти деятеля науки, в работах которого мифология не составляла бы какую-то определённую часть. В самых различных науках направлений: философии, социологии, фольклористике, литературоведении, языкознании, истории, психологии, культурологии -важнейшие вопросы мифа-понятие о мифе и основы его возникновения, роль и значение в миропонимании древнего человека, проблемы мифотворчества и его философско-теоретическое значение нашли своё отражение в работах А.Дитреха, Дж.Фрезера, Э.Лснга, Клода Леви-Строса, Д.Дюмезиля, Э.Кассирера, Р.Веймана, Р.Барта, А.М.Пятигорского, О.М.Фрейденберг, А.Ф.Лосева, Е.М.Мелитинского, А.А.Потебни, Л.Гинзбург, В.Н.Топорова и др.

В работах других учёных, в том числе М.Дрездена, В.Б.Хенинга, Х.П.Асмуссена, Дж.Хинлеза, Ф.Ницше, Р.Фрая, Г.Виденгерна, М.Бойса,

Е.Э.Бертельса, А.Самозванцева, В.И.Кузищина, С.Ф.Одусва, Е.В.Смыкова, Иброхима Пурдовуда, Мехрдода Бахора, Забехулло Сафо, Сируса Шамисо, Мирджалолуддина Каззози, Мухаммадджаъфара Ёхаки, Мехиндухт Сиддикиён, Махмуда Ибодиёна, Джалола Сатгори, Джобира Аносири, Абулкосима Исмоилпура, Жола Омузгор особое внимание уделено восточной мифологии, в том числе древнеираиским мифам, их значению и особенностям ряда мифологических образов.

Труды ряда учёных посвящены определению места мифов в художественной литературе. Так, Эрнст Кассирер не только дает разъяснение понятию мифа, но и исследует влияние мифа на развитие языка и религии, выявляет их различие и сходство, отмечает величие мифических богов и анализирует их образы в произведениях великих греческих писателей и философов: Эсхила, Ксенофонта, Гераклита, Анаксагора.

Учёный Александр Пятигорский предлагает пять важных теоретических положений о формах мифа, исследует мифы об Индре и Эдипе, а также мифические образы в творчестве Гегеля.

Американский учёный И.Франк рассматривает влияние мифа на труды Элиота, Эзры Паунд, Джойса и Пруста; русский учёный В.Якименко пишет о значении мифа в современной прозе (в том числе в творчестве Ч.Айтматова и Ю.Ритхэу); А.В.Пошатаева посвящает свои исследования роли мифов в творчестве писателей Северной России-Джанси Кимонко, Ювана Шесталова, Ю.Рытхэу, С.Курилова, В.Санги); З.А.Кучуков изучает истоки мифических образов в поэзии Кайсына Кулиева.

По мнению Абулкасыма Исмоилпура, изучение мифологии в Иране было начато Иброхимом Пурдовудом. Изучение им Авесты с комментариями мифов, гатов и яштов было первым шагом в этом направлении (3; 9-10). Однако первым самостоятельным трудом об иранских мифах была работа Мехрдода Бахора «Мифы Ирана», изданная в 1352г. Позже вышла другая его монография «Исследование об иранских мифах». В его трудах собраны мифы о мироздании, Ахримане, Ормозде, Гаршоспе, Зардуште.

Забехулло Сафо, исследуя источники национальной эпики, обращается к древним мифам и преданиям, изучает особенности религиозных мифов, доавестийских и авестийских преданий, эпических поэм в пехлевийской литературе место и роль «Шахнаме» в пехлевийской литературе, эпические произведения исламской эпохи, исторический и религиозный эпос, на основе которых приходит к убедительным выводам.

В работах иранского учёного Махмуда Ибодиёна исследована трансформация древних мифологических сюжетов и образов в «Шахнаме» Фирдоуси.

В таджикском литературоведении до 80-их годов XX века изучение мифов было связано с фольклором, и этот подход наблюдается в трудах Вохида Асрори, Расула Ходизода, Холика Мирзозода.

В трудах академика Мухаммаджана Шакури «История таджикской советской литературы. Развитие жанров» (1980), «Реалистическая проза и эволюция эстетического сознания» (1987) и главным образом в его книге «Взгляд на таджикскую литературу XX века» (2006) впервые в таджикском литературоведении подробно исследуются вопросы, связанные с обращением писателей к проблеме мифотворчества.

Специальное исследование, посвященное проблеме мифа, в том числе структуре поэтики мифа и главным закономерностям ее функционирования в контексте экокультуры иранских народов, эволюции мифоэпического мышления в процессе развития иранской цивилизации, теоретическим аспектам мифоэпики, трансформации мифов в персидско-таджикской литературе, а также социальной и символической эволюции мифотворчества в литературе 40-50-х годов XX века посвящена докторская диссертация Абдуджаббора Рахмонова «Мифологические истоки таджикской литературы первой половины XX века» (1999), а также его монографии «Постижение времени в современной таджикской прозе» (1995), «Мифопоэтическое мышление в таджикской литературе» (1999) и «Теория и историческое развитие персидско-таджикской мифопоэтики. Исследование в области мифонозтики» (1999).

В трудах других таджикских исследователей Х.Шарипова, С.Табарова, А.Сайфуллоева, Х.Отахоновой, АЛабиева, М.Раджаби, Н.Салимова, М.Ходжаевой, Р.Рахмони, С.Абдулло, З.Усмоновой, М.Сафарова и других также имеются заслуживающие пристального внимания мысли о роли и значении мифов в таджикской прозе.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертанга-исследовать эволюцию мифических образов, их трансформацию в художественных произведениях конца XX века. В связи с этим диссертант поставил перед собой следующие задачи:

  1. Определить ступени эволюции мифов и мифотворчества в современной таджикской литературе;

  2. Исследовать вопросы воплощения мифов в художественной ткани произведений их роли и значения в прозаических и поэтических жанрах (на примере романов, повестей и рассказов Сайфа Рахимзода, Мухаммадзамона Солеха, Бахманёра, Кодира Рустама и поэтических творений Лоика Шерали, Гулрухсор, Фарзоны, Доро Наджота);

  3. Изучить вопросы о влиянии роли мифов на важнейшие литературные и культурные явления XX века, на процесс самопознания современных писателей и решение нравственных проблем общества;

  4. Выявить истоки развития «новых мифов» и новых принципов мифотворчества в литературе конца XX века;

5. Прокомментировать ряд мифических образов, имеющих в современной таджикской литературе особо важное значение.

Методология исследования. В диссертации в основном использован сравнительно-исторический метод. Автор опирается на труды отечественных и зарубежных литературоведов, в числе которых Джон Хинлез, Забехулло Сафо, Мехрдод Бахор, Мухаммадджаъфар Ёхаки, Сирус Шамисо, Е.Э.Бертельс, И.С.Брагинский, М.Шакури, Х.Шарифов, Р.Ходизода, А.Сайфуллоев, А.Рахмонов, М.Раджаби, А.Набиев, Н.Салимов, А.Насриддинов, М.Ходжаева и другие.

Источники исследования. Основными источниками настоящего диссертационного исследования являются прозаические произведения Сайфа Рахимзода, Мухаммадзамона Солеха, Бахманёра, Кодира Рустама написанные в последнюю четверть века. С целью выявления эволюции художественного процесса, творческой и гражданской позиции писателей автор диссертации обращается так же к творчеству Фазлиддина Мухаммадиева, Уруна Кухзода, Сорбона, Саттора Турсуна, Абдулхамида Самадова и к поэтическим творениям таджикских поэтов Лоика Шерали, Гулрухсор, Фарзоны, Доро Наджота и др.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые сделана попытка исследовать этапы развития мифов и мифотворчества в современной таджикской литературе именно вышеуказанною периода. Кроме того, рассматриваются проблемы зарождения и развития нового мифопоэтического мышления на современном этапе, новые пути и возможности мифотворчества, пути проникновения мифологических сюжетов и образов в художественную ткань произведений, рассматривается трансформация наиболее часто используемых мифов применительно к прозаическим литературным жанром.

Новизна работы также заключается в том, что творческое мастерство современных таджикских писателей в использовании мифологических образов рассматривается в комплексной взаимосвязи с стилевыми течениями, литературными жанрами, сюжетом, композицией, индивидуальным стилем и поэтикой художественного произведения.

В диссертационном исследовании использованы последние достижения отечественного и зарубежного литературоведения, связанные с изучением мифов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работах по литературоведению, фольклористике, философии, культурологии, при написании диссертационных рабо г, учебных пособий, при чтении спецкурсов и семинаров на филологических факультетах вузов страны.

Апробация работы. На основе проведенного исследования диссертантом прочитан ряд докладов на республиканских и областных

конференциях молодых учёных, ежегодных конференциях преподавателей ХГУ им. акад. Б.Гафурова.

По теме диссертации опубликовано 8 работ:

1 монография и 7 статей в коллективных сборниках и периодичесхой печати. Список опубликованных работ приводится в конце автореферата.

Диссертация обсуждена и представлена к защите на заседании кафедры современной таджикской литературы ХГУ им. акад. Б.Гафурова (протокол № 5 от 18.12.06) и на секции литературоведения Учёного Совета ХГУ им. акад. Б.Гафурова (протокол № 4 от 19 января 2007г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на 5 разделов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Роль мифов и особенности мифотворчества в современной таджикской прозе : конец XX-начало XXI века