Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление художественного сознания Генри Адамса Зубкова Анжелика Владимировна

Становление художественного сознания Генри Адамса
<
Становление художественного сознания Генри Адамса Становление художественного сознания Генри Адамса Становление художественного сознания Генри Адамса Становление художественного сознания Генри Адамса Становление художественного сознания Генри Адамса Становление художественного сознания Генри Адамса Становление художественного сознания Генри Адамса Становление художественного сознания Генри Адамса Становление художественного сознания Генри Адамса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зубкова Анжелика Владимировна. Становление художественного сознания Генри Адамса : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 : Санкт-Петербург, 2004 196 c. РГБ ОД, 61:05-10/81

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНРИ АДАМСА: ПОЛИТИКА, ПУБЛИЦИСТИКА, ИСТОРИОГРАФИЯ стр.9

1.1. Роль семейных традиций в формировании мировоззрения Генри Адамса стр.9

1.2. Развитие американской общественной мысли и национальная идея: «Американская мечта» стр.21

ГЛАВА 2 ГЕНРИ АДДМС: ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК стр.54

2.1. От исторического сочинения к политическому роману: поиск концепции, поиск героя стр.54

2.2. «Мон Сен-Мишель и Шартр»: логика познания иррационального стр.79

ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ «ВОСПИТАНИЯ ГЕНРИ АДАМСА» стр.96

3.1. Проблема жанра стр.96

3.2. Центральный образ «Воспитания Генри Адамса». Отношения «автор — герой» стр.115

3.3. Особенности повествовательной стратегии стр.135

3. 4. Особенности художественного языка стр.152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.184

БИБЛИОГРАФИЯ стр.186

Введение к работе

Американской наукой накоплен значительный материал о творчестве Г. Адамса — историка, биографа, писателя. И это не удивительно: его исторические

rntmwpvrwff ттт/uwnw nronnvAP ітіпияинр n «avowtry vnvrnv а //Rnn-rarnwrai» Гет-mw

Адамса» долгое время оставалось в списках бестселлеров американской нехудожественной прозы. Однако само определение «Воспитания» как произведения нехудожественного приводит к несколько одностороннему подходу к нему исследователей^

«Воспитание Г. Адамса» — произведение уникальное. Это своеобразная энциклопедия духовной жизни Америки, критический анализ наиболее характерных для Америки типов сознания. Значение данной книги для национального самосознания необычайно велико: большинство исследователей солидарно в том, что «Воспитание», являющееся, на первый взгляд, только автобиографией одного скромного человека, отразило достижения и неудачи гуманистического эксперимента восемнадцатого столетия, имя которому Американская Республика. Большинство исследователей творчества Адамса считают, что автор видит причину крушения этого проекта в забвении «позолоченным веком» высоких идеалов «отцов-основателей», некоторые видят в Адамсе одного из критиков утилитарной пуританской морали, лежащей в основе «американской мечты» и предопределившей ее ущербность. Однако все эти оценки авторских позиций — результат неразделения автора и героя в «Воспитании», подхода к «Воспитанию» как к автобиографическому произведению, причем смешение авторских взглядов и мнений героя свойственно даже тем исследователям, которые отмечают, что введение повествования от третьего лица свидетельствуют о стремлении автора отойти от традиционного жанра автобиографии, создать не документальное, а художественное произведение.

4 В западном литературоведении можно выделить ряд трудов общего характера, посвященных творчеству Адамса и рассматривающих «Боепитание» именно в этом контексте. Это работы Р. Спиллера, Р. Блэкмура, Э. Самюэлса, Р. Мейна, В. Декера1. Авторы подробно рассматривают историю создания «Воспитания», пытаясь определить его место в ряду других сочинений писателя. Творчество же Г. Адамса рассматривается чаще всего как творчество ученого-историка. Жесткой критике

ЛПТ ТТТГТЛ TT/\TT-n*»fW"OATV*Cr РТ*Ґ% ТТТХТТО»*ТЖТТ#»/»ТЛО«Т Т*ШГ\Г\ТЖП ЖЖГ"ТГ\1Г%ТЖТЖ ТТГЧТЖ rVTYVft* ЛТ1«ОПЧАТЛ(Т

VUUI АААЧ/ ЛЛХ/^iJ V L/Л 14V A V^l WAV/ ^XAAAfc^lVAAA. AW4/AV44«AL IVVUIL» flVi\^L/li'l) АААУАА J1V/1U UllflV tUVlV/1

исследовательская скрупулезность при работе с документами в исторических сочинениях. Важным этапом в истории развития американской мысли считает творчество Адамса такой видный историк философии, как В. Л. Паррингтон2. Философские аспекты «Воспитания», прежде всего «динамическая теория истории» Адамса и ее связь с европейской историософской традицией, рассматриваются, например, в монографии Декера. Генезису идей Адамса, в том числе на фоне интеллектуальной ситуации в США и Европе посвящены работы Дж. Ф. Бернса, X. М. Манфорда, Дж. Лукакса3 и др.

Однако подавляющее большинство работ западных литературоведов, посвященных творчеству Адамса, имеют биографический характер. Такой интерес к биографии Адамса вызван прежде всего стремлением раскрыть образ главного героя «Воспитания», в герое видят выражение Alter Ego автора. При этом прослеживаются две тенденции: верифицировать имеющуюся в произведении информацию и восполнить пробелы, которыми изобилует фабульная ткань «Воспитания»,

1 Спиппер Р. Генри Адаме // Литературная история США. М., 1979. Т. 3; Blackmur R. Henry
Adams. N. Y., 1980; Samuels E Henry Adams. The Major Phase. Cambridge, 1964; Mane К Henry Adams on
the Road to Chartres. Harvard, 1971; Decker W. The Literary Vocation of Henry Adams. Carolina, 1990.

2 Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. М., 1963. Т. 1

3 Byrnes J. F. The Virgin of Chartres: an intellectual and psychological history of the work of Henry
Adams. Rutherford [N. J.]; London, 1981; Munford H. M. Henry Adams, the limitations of science II Critical

5 материалами из других источников: писем автора, мемуаров современников и т. д. К узко биографическим исследованиям можно отнести работы П. О'Тул, Е. Каледин (в этом случае исследователь пытается заполнить пробел в «Воспитании», относящийся к периоду семейной жизни писателя), Э. Халфанта4 и др. Ряд работ посвящен литературным источникам, будь то школы или отдельные авторы, оказавшим влияние на Г. Адамса. Среди них статья Г. X. Кореца, монографии К. Буша, рассматривающего

ттг\г\&тжл-*жтт ^отчлттлті/^тугчг'О татггхсгтттхст і» ттг*г*тттоотОтттхсгу Лтто**г»*1 Т &ТТЪ Ґ»Ґ\Т»Т\**-Л.МІТТІТ1ГЖГҐ\Т* « /»»ГГОТ»

с проблемой экспатриапства, и Г. Каплапа5.

Среди теоретических проблем, занимающих исследователей «Воспитания», на первом плане— проблема жанра. Большинство литературоведов определяют жанр «Воспитания» как автобиографию, хотя и необычную, рассматривая это произведение в контексте традиции американской автобиографии . И хотя некоторые исследователи и указывают на то, что по своей структуре «Воспитание» гораздо сложнее произведений мемуарного жанра, детальных исследований на эту тему нет.

В отечественном литературоведении работы, посвященные «Воспитанию», весьма немногочисленны. Вероятно, это связано с тем, что на русском языке «Воспитание» было опубликовано лишь в 1988 году. Послесловие А. Н. Николюкина к

essays on Henry Adams. Boston, 1981; Lukacs J. Henry Adams and the European tradition of the philosphy of history I I Henry Adams and his world. Philadelphia, 1993.

4 О 'Toole P. The Five of Hearts: an intimate portrait of Henry Adams and his friends, 1880-1918. N. Y., 1990; Kaledin К The education of Mrs. Henry Adams. Philadelfia, 1981; Chalfant К Both sides of the ocean: a biography of Henry Adams, his first life, 1838-1862. Hamden, 1982.

f Koretz G. H. Augustine's Confessions and The education of Henry Adams //' Critical essays on Henry Adams. Boston, 1981; Bush C. Halfway to revolution: investigation and crisis in the work of Henry Adams, William James and Gertrude Stein. New Haven, 1991; Kaplan H. Power and order: Henry Adams and the naturalist tradition in American fiction. Chicago; London, 1981.

6 См., напр., Stone А. К Autobiographical occasions and original acts: versions of American identity from Henry Adams to Nate Show. Philadelphia, 1982; Cooly T. Educated Lives: The Rise of Modern /\uiuuK>giapny ui /Miieiiui. , lyiv, ^uuaer kj. /\шепсші rtuiuuiugiapuy. xnc riupucuC ivlouc. Massachusetts, 1979; Cox J. Recovering Literature's Lost Ground: Essays in American Autobiography. Louisiana, 1989.

этому изданию в целом является кратким обзором творчества Г. Адамса и имеет целью познакомить читателя с ранее неизвестным ему именем. Следует отметить статью И. В. Морозовой8, где указывается на недостаточность определения «Воспитания» как автобиографии и рассматривается его связь с «исповедальными» произведениями Руссо и Бл. Августина, а также с ранними американскими хрониками. В другой своей статье9 исследователь рассматривает идеологические аспекты «Воспитания» в связи с

сггм-аготаг**"*» * ттгггхтжтыт*гг\гж тж/чтчоттт» Л^ттлтгжгат1 ґ\т*% таті j ті чч*)тт/*л лт<їтт?л \Л \Л Т/*/чтчаттотї/\тЇ- тто xvl>xx>jxxwwxvj. xxjjLfXXXW-xxwxvv/xx x»xv/L/w*wxx\x. 4/avM>vi vnuviiiiu x**xxyxvv viuiuiv atx.» ітх. xvv|/viivuuii Ixii

дашгую тему10. В 2003 году в Кабардино-Балкарском государствешюм университете была защищена кандидатская диссертация И. В. Шардановой по теме «Концепция истории в автобиографии "Воспитание Генри Адамса"». Пожалуй, в отечественном литературоведении это наиболее развернутое исследование, посвященное творчеству Адамса. Однако цель его — пассмотение истог»иосо<Ьской концепции автора на фоне развития западноевропейской философии истории, начиная с Бл. Августина. Исследование художественных особенностей произведения весьма фрагментарно и носит характер отдельных замечаний.

Между тем именно художественная сторона «Воспитания Генри Адамса», как думается, представляет большой интерес для исследователя. Как историк, Адаме находился несколько в стороне от литературной жизни своего времени; в то же время, он никогда не стремился заниматься наукой академической: сам себя он считал не историком, а литератором. Он разработал «динамическую теорию истории», но она

Николюкин А. Н. Живой свидетель истории США /У Адаме Г. Воспитание Генри Адамса. М., 1988. С. 603-627.

8 Морозова И. В. Художественное своеобразие «Воспитания Генри Адамса». Традиции и
новаторство // Филологические науки. 1991. № 4. С. 38—47.

9 Она же. Проблема экспатрианства американской литературы и Генри Адаме // Вестник
Удмуртского университета. 1994. Т.4.

10 V 1 Ж ТТ. . . 4 J ... . . . J .1. . Г*..' . '. .(»Т... J'l'. ..1 TJ..I. . #* А -..Т'Ч //>... Я-

tLurernsvu ivi. пешу лишіїз шш шс uims их iiduiuuiiiu лисшз ui Ашсииш XJCiiiociavy и rinsuamci Forschungen. Wissenschaffliche Schriftenreihe der Padagogishen Hochschule «Karl Liebknecht». Postdam, Reihe A-Heft51,1982.

7 сразу же вызвала такое количество нареканий и критики, что говорить о ней как о научной концепции вряд ли возможно. Тем не менее, книга Адамса вызывает живейший интерес во многих странах мира. Причина здесь может быть только одна: в «Воспитании» не столько важна каждая из изложенных автором идей, сколько их связь и способ изложения, удачно найденный автором. Таким образом, первоочередной задачей является анализ особенностей поэтики данного произведения.

13 г» л пг тттталтлопоттттпв лтплоттоттгтот а*япг*тв% гшж жжллт1'» тто/»тч-**ттттот-«л »ТЛЛГ»ОТГЛППТТТ»П І1ДПІ шл JJVV U±*1AJJ.WVAV*40IAJ.JJ.XWW Ol.l.i-/w/j,Wjl/l.W І Ul\ 1 j CUIU11UV 1 U llUVlVf/LlXI.Wl U IlWVJlV^V/iMULriAj A^V^IJLPMS

которого является рассмотрение особенностей художественной структуры «Воспитания Генри Адамса» на различных уровнях текста. При этом задачи данной работы не ограничиваются изолированным анализом текста: художественная специфика «Воспитания» рассматривается в контексте творчества Г. Адамса как результат художественного поиска и выражение авторских интенций' вчитываются и особенности идеологической ситуации в США во 2-й половине ХГХ — начале XX в. Вышеуказанные задачи диктуют методологические основы исследования: совмещение методов мотивного и структурного анализа. При анализе текста учитывались достижения как отечественных, так и зарубежных теоретиков литературы: М. М. Бахтина, Г. А. Успенского, Ж. Женетта и др.

Научная новизна исследования заключается в перемещении акцента с биографических параллелей на структурные особенности текста «Воспитания», что позволяет избежать субъективности как при его жанровом определении, так и при подходе к прочтению. Поэтому практическое значение данной работы в том, что полученные в результате исследования данные могут быть использованы как при дальнейших исследованиях текста «Воспитания», так и в процессе преподавания курса американской литературы.

8 Структура работы: настоящее исследование состоит из трех глав, тематически

подразделенных на параграфы, вступления, заключения и списка литературы.

Роль семейных традиций в формировании мировоззрения Генри Адамса

Генри Брукс Адаме, автор «Воспитания Генри Адамса», принадлежал к выдающейся семье Соединенных Штатов, давшей Америке двух президентов, посла в Англии в один из самых напряженных периодов англо-американских отношений и трех историков — его самого и двух его братьев. Прадед Генри Адамса Джон Адаме был участником американской революции, избирался делегатом первого и второго Континентальных конгрессов (1774-1777) и стал вторым президентом страны. Дед, Джон Куинси Адаме, был первым американским посланником в России и шестым президентом (1825-1829), президентские амбиции были и у отца Адамса, оставшегося только дипломатом, однако посланником в Англии он был в сложные для Соединенных Штатов годы Гражданской войны.

«Быть Адамсом по самому определению— значило не быть летописцем истории, а творить ее»11,— так метко формулирует Роберт Э. Спиллер то самоощущение, которое сформировалось у Г. Адамса необычайно рано, еще в детском возрасте. Жизнь, отданная государственной службе, была семейным идеалом, в создании которого ведущую роль сыграли традиции Новой Англии. Именно традиции этой бывшей колонии пуритан стали отправной точкой в нравственном становлении и последующей преобразующей деятельности рода Адамсов. Адриенн Кох сравнил Джона Адамса со сторожевым псом, неусыпно бдящим «над своим детищем — Новой Англией» . Основной элемент пуританской идеологии— восприятие частной жизни как служения Богу, причем не в молитвенном созерцании, а в непрестанном труде, — не утратил своей актуальности и тогда, когда религиозное рвение первых поселенцев пошло на убыль. Служение Богу превратилось в служение молодой нации, усиливая прагматизм в понимании его результатов. Искусство не отрицалось «отцами практическая деятельность. Джон Лдамс в письме к жене от 12 мая 1780 г., описывая свои впечатления от посещения садов и дворца Тюильри, делает любопытные замечания, планируя программу развития Америки: «Искусство — это отнюдь не то, в чем нуждается наша страна, полезные ремесла — вот то, чем мы можем располагать в молодой стане... долг мой СОСТОИТ В ТОМ, чтобы изучить искусство управления больше, чем любые другие науки... Я должен изучать политику и военное искусство для того, чтобы мои сыновья смогли свободно заниматься математикой и философией. Мои сыновья обязаны изучать математику и философию, географию, естественную историю и кораблестроение, навигацию, коммерцию и сельское хозяйство, чтобы дать своим детям заняться живописью, поэзией, музыкой, архитектурой, скульптурой, гобеленами и фарфором»13. Джон Адаме не был чужд литературной деятельности, но лишь постольку, поскольку она была неотъемлемой частью деятельности политической. Талантливый публицист и оратор, он так формулировал свое отношение к литературному стилю: «Самый простой стиль, которому свойственна математическая точность слов и мыслей, всего лучше приспособлен для истины в политических вопросах, чтобы открыть на нее глаза другим»14. А. Кох, приводящий эту цитату в своей статье, так комментирует ее: «Забавно, что самые явные отступления Адамса от этих норм породили лучшую его прозу— нервные, одухотворенные отрывки, такие переменчивые в своем блеске»15. Вынужденный разрыв между идеологическими установками и практикой характерен для новоанглийской публицистики и гомилетики: пуританские пасторы, также ратовавшие за ясность языка образам для привлечения паствы.

Юный Генри Адаме, помогавший вычитывать гранки «Сочинений» своего прадеда, имел возможность познакомиться как с его теориями, так и со стилем. Позже он охарактеризовал этот опыт как «предостережение на будущее: если ему, взрослому, когда-нибудь придется писать для газет подобную скучищу, надо будет постараться написать ее как-нибудь иначе, а не так, как его знаменитый прадед» [С.43]. Вообще традиционный семейный утилитаризм, даже основанный на высоких идеалах, не слишком привлекал молодого человека. В дневнике одного из старших Адамсов, проведшего однажды чудный летний день на рыбалке, была сделана запись: «Вероятно, подобное времяпрепровождение едва ли оправданно; но отчего бы и не отдать часть жизни простым удовольствиям при условии, что они не противоречат никаким из известных тебе обязанностей?»16. Впоследствии Г. Адаме с иронией отметит, что это было суждение «идеально уравновешенного ума» . Жизнь, не противоречащая «никаким из известных тебе обязанностей», была безрадостной жизнью, и не только Генри, но и его брат Чарльз вспоминают мрачную атмосферу бостонского дома, в котором протекало их детство.

От исторического сочинения к политическому роману: поиск концепции, поиск героя

Как уже говорилось выше, первой серьезной работой Адамса-историка стали самоуправления как главную общую черту государственности народов «тевтонского» происхождения, или, говоря современным языком, государственности, свойственной западноевропейской и североамериканской цивилизации.

Однако этот труд не был результатом последовательного «тевтонства» Адамса. В обращении к данной теории проявляется его отношение к истории не как к академической дисциплине, но как к науке, способной в прошлом найти ключ для понимания настоящего, а «тевтонская» теория давала для такого подхода рациональные основания в духе новейших научных открытий (теория Ч. Дарвина). Впоследствии Г. Адаме с иронией отзывался о своем увлечении идеями Э. Фримена. Так в письме к брату, Бруксу Адамсу, от 14 февраля 1882 года он пишет: «...наивно утверждать, что сходство ряда институтов и обьпаев разных народов говорит об общности их происхождения. Руководствуясь подобной «логикой», можно породнить англо-американцев с жителями Новой Гвинеи или островов Самоа».

Тем не менее, «Очерки» стали первой попыткой Г. Адамса найти подлинно научные методы исторического исследования, дабы избежать субъективного провиденциализма историков романтической школы. Много позже, в обращении к

Американской исторической ассоциации под названием «Тенденции в изучении истории» (1894) Адаме сформулировал свои принципы изучения истории: история должна основываться на достижениях естественных наук; смысл и значение она получает лишь тогда, когда обращается к обобщениям, плодотворным не только для оценки рассматриваемой цепи исторических событий. Он выдвинул на первый план проблему создания новой исторической теории: «Положение, по-видимому, обязывает к тому, чтобы не высказывать мнений до тех пор, пока мы не сможем предложить какой-либо научной теории». При этом новые методы исследования должны окончательно покончить «с узким кругозором историков-провиденциалистов и с их теологическим взглядом на историю Америки».

Одновременно у Г. Адамса формируется убеждение, что история должна быть не только наукой, но и искусством. Будучи наукой, она должна изучать законы и институты цивилизации, но в то же время историк должен оттачивать стиль. Здесь он фактически выступает последователем романтической школы, противником которой является в плане концептуальном. Б. Г. Реизов, характеризуя методологические приоритеты историков-романтиков, пишет: «Даже слова и вьфажения, которыми пользуется историк, имеют важное значение. Проблема стиля оказывается проблемой исторического познания... Поэтому борьба за научный метод оказывается в то же время борьбой за стиль». Не случайно в романах В. Скотта многие историки этой школы (например, Опостен Тьери64) видели не только художественные произведения, но и значимые исторические работы, воссоздающие дух предшествующих эпох, гч-рупнейший представитель американской романтической историографии Бэнкрофт, также чрезвычайно дорожил литературными достоинствами своих трудов, а его «История Соединенных Штатов» на протяжении десятилетий считалась не только наиболее авторитетным трудом по истории страны, но и образцом стиля. Эрик Ф. Голдмен, приводящий в своей работе эти сведения, сопровождает их язвительным комментарием: «Однако сегодня, оглядываясь на сто лет назад, мы ясно видим, насколько преувеличены были восторги критиков и соотечественников, завороженных высокопарной трескотней о Свободе, Демократии и Нации»". Приводимая им цитата из «Истории», казалось бы, подтверждает оценку, однако не следует забывать о прагматическом характере американских гуманитарных наук (об особенностях американской философии мы говорили в Главе 1). Целью Бэнкрофта было не просто собрать воедино факты истории государства, но и сделать свой труд действенным орудием воспитания нации; с этой точки зрения чрезмерная экспрессивность оправдывается действенностью.

Проблема жанра

«Воспитание Генри Адамса» было опубликовано в 1918 г. ив течение двух лет занимало первую строчку в списке бестселлеров нехудожественной, документальной прозы. Современники, а вслед за ними и позднейшие поколения читателей рассматривали «Воспитание» как произведение документального жанра, как автобиографию. Отметим, что первое и единственное издание «Воспитания» на русском языке 1988 г. было осуществлено в серии «Мемуары и биографии». Тем самым в значительной степени предопределялось отношение российского читателя к этому произведению как к документальной прозе. Однако все пишущие о «Воспитании» сходятся во мнении, что книга представляет собой многоплановое исследование сущности современной автору цивилизации. Это рассказ о трудном, подчас трагическом поиске путей выживания индивидуума, его утверждении себя как Человека в условиях все возрастающей сложности, многообразия и противоречий жизни на рубеже ХГХ-ХХ веков. Обращение к подобной проблематике не могло не поставить перед автором вопрос о форме повествования, т. е., в конечном итоге, вопрос о жанре. Поэтому исследование жанровых особенностей «Воспитания» является первоочередным при изучении особенностей поэтики этого произведения. Отметим сразу, что для нас будут существенны два аспекта проблемы жанра: 1) в связи с проблемой читательского восприятия— или «горизонта ожидания»; 2) в связи с проблемой стиля (ибо исторически понятие стиля происходит из понятия genus dicendi), что позволит обратиться к проблеме выбора автором одной из существующих моделей повествования.

Рассматривая жанр «Воспитания» с точки зрения возможных читательских рецепций этого произведения следует отметить, что сам Адаме четкого жанрового определения «Воспитанию» не дал. Это позволило исследователям предлагать самые различные точки зрения на данную проблему. «Проблема выбора формы повествования и связанная с ним проблема жанра представляли серьезную задачу для автора,— отмечает Дж. Кондер, — немало усилий потребуется и от критиков, чтобы решить вопрос, какой подход избрать при изучении «Воспитания». Этот вопрос, однажды возникнув, вызывает трудности сам по себе, ибо эти книги [«Шартр» и «Воспитание» — А. 3.] — не романы, не являются они и поэмами, они явно отличаются и от эссе, которые Адаме написал в юности, будучи журналистом, мало в них сходства и с созданными в зрелые годы биографиями и с монументальной девятитомной

«Историей...» . Э. Сэмюэлс, определяет «Воспитание» как роман, обращая, однако, внимание на то, что «читаемое как роман духовного поиска, инициации Alter Ego Адамса, «Воспитание» представляет собой структуру чрезвычайной сложности» . Однако доминирует наиболее простое— формальное определение жанра повествования, избранного Адамсом,— как автобиографии, причем некоторыми исследователями оно принимается априори .

В мировой литературной практике это далеко не новая форма: достаточно вспомнить «De bello Gallico» Юлия Цезаря— «Записки о Галльской войне», считавшиеся в Европе образцом латинского слога и использовавшиеся в качестве образца в школьной практике преподавания латыни. А. А. Долинин отмечает подобную форму повествования и в американской литературе, причем на самом раннем этапе ее развития— в первой хронике У. Брэдфорда «История поселения в Плимуте», где соблюдена дистанция между Брэдфордом-рассказчиком («Я») и Брэдфордом-персонажем («Он»)131. Исследователь видит истоки этой манеры в традиционном для пуританских колоний Новой Англии жанре дневника, записи в котором излагали внеличностный, объективированный взгляд на жизнь, интерпретируя происходящие события в терминах доктрины предопределения. Встречаются среди подобных произведений и фикциональные, как, например, «Автобиография Алисы Токвиль» Гертруды Стайн.

Приведенные примеры показывают неоднородность произведений, которые можно было бы подвести под определение «автобиография от третьего лица». Ж. Женетт, сравнивая «Записки» Цезаря, «Воспитание» Г. Адамса и «Автобиографию» Г. Стайн, справедливо указывает на недостаточность самого вышеуказанного определения; с точки зрения отношений «автор» (А) — «рассказчик» (Р) — «персонаж» (П) он относит «Записки» к жанру автобиографии, так как повествование здесь «гомодиегетично и фактуально, по типу А = Р = П» , произведение же Стайн — к типу биографий, где А П и РВ»П «Воспитание Генри Адамса» по своему типу сближается Женетгом с «Записками» . Однако этот вьшод нуждается в уточнении. С содержательной стороны в «Записках», как и в «Воспитании» значительное место занимает описание реальных исторических событий, в которых принимает участие персонаж, и лиц, с которыми он встречается, причем описываемые события являются и фактами биографии автора. Таким образом, А=П Повествование от третьего лица в данном случае повышает достоверность описания. Как отмечает А. А. Мендилоу, «роман от первого лица редко создает иллюзию подлинного присутствия и непосредственности» поскольку «предстает перед читателем как отдаленный во времени», повествование же от третьего лица «обращено вперед от прошедшего..., создается иллюзия непосредственного протекания действия».

Похожие диссертации на Становление художественного сознания Генри Адамса