Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Григорьева Антонина Афанасьевна

Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха
<
Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Григорьева Антонина Афанасьевна. Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.06 : Москва, 1999 365 c. РГБ ОД, 71:00-13/243-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования системы традиционного воспитания в якутской семье 19

1.1. Общеметодологические подходы к исследованию этнопедагогики якутов 19

1.2. Историографический аспект содержательной сущности этнопедагогическогонаследия якутов. 32

1.3. Общая характеристика этнопедагогических источников 52

1.4. Методы исследования традиционной системы семейного воспитания якутов 57

Глава II. Исследование этнопедагогической практики социального воспитания личности в якутской семье 66

2.1. Обоснование категорий семейной этнопедагогики якутов 66

2.2. Выявление роли труда в семейном воспитании личности 76

2.3. Раскрытие генезиса семейных идеалов в народной педагогике саха. 103

2.4. Характеристика детской среды как средства гармоничного этнического развития личности якута 155

Глава III. Этнопедагогические условия развития семейного воспитания на традициях народа саха 168

3.1. Этнопедагогизация семьи как микросреды личности и основы сохранения прогрессивных традиций народной педагогики Республики Саха (Якутия) 168

3.2. Возрождение этических норм кодекса рода в самореализации и саморазвитии личности якута. 219

3.3. Стимулирование этнопедагогического компонента деятельности центров социальной помощи семье и детям 258

3.4. Реализация потенциала семейной этнопедагогики в системе народного воспитани 267

Заключение 319

Литература 328

Приложения 353

Введение к работе

Начало процесса становления и развития национальных систем воспитания относится к далекому прошлому. На всем протяжении истории материнский язык, фольклор, мифология, этническая символика, декоративно-прикладное искусство, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений лучшие человеческие качества. В народной педагогике реально действующим центром воспитания является семья. В ней, а также в роду, во многих случаях функционирующем как "большая семья", сосредоточено основное богатство содержания, методов и форм национальной системы воспитания. Под ее влиянием мировоззрение народа, его философия становятся достоянием подрастающих поколений уже в раннем возрасте.

Семья являлась и продолжает оставаться важнейшей основой для развития общенациональных форм сознания. Она образует собой культурное, ценностное, информационное пространство, уже с ранних лет во многом предопределяющее формирование личности ребенка. Великое значение педагогической миссии закреплено на конституционном уровне: «Воспитание в семье и обществе имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры» (Статья ) 1 Конституции Республики Саха (Якутия)). В статье 34 Конституции сказано: «Каждый обязан заботиться о воспитании своих детей...» Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи в наибольшей мере представлены духовные и прежде всего идейно-нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно-эстетическое восприятие действительности - начиная с отношения

к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, пронизанному родственными узами, и кончая отношением к этносу и межэтническими взаимоотношениями. Более того, семейная этно педагогика играет спасительную роль в народной судьбе, что подтверждается на примере самосохранения двадцати четырех депортированных народов, которые были бы обречены на исчезновение, если бы национальная система воспитания не сохранила свои позиции в семье.

Значение непреходящих педагогических ценностей, пригодных во все времена и справедливых для всех народов, огромно. Именно их имел в виду КД. Ушинский, когда писал: "Наука потому и наука, что принимает в область свою только те выводы, которые справедливы по законам общечеловеческого мышления... Наука, открывающая законы мира, является, как самый мир и разум, познающий его, общим достоянием человечества... Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов" (354, с. 112).

Педагогические ценности любой*, народа имеют глобальным характер. Они являются вечными и общечеловеческими. Вместе с тем у каждого народа они имеют национально-этническое своеобразие. Не случайно К.Д. Ушинский утверждал: "...под именем воспитания заключаются у каждого народа свои понятия" (Там же, с.70). Причем, великий педагог прямо утверждал, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое. И самым главным является его утверждение о том, что «каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания» (Там же, с.72).

Ныне все более актуальным становится обеспечение единства процессов воспитания, осуществляемых в образовательных учреждениях и в семье, этнической среде средствами народной педагогики. Оно важно для формирования этнического менталитета подрастающих поколений, воспитания любви к родному народу, гражданственности. В то же время исследование

"неформальных" аспектов воспитания может и должно положить конец узкоакадемическому представлению истории педагогики как истории только школьного образования. Такой неоправданно узкий подход ведет к выпадению из поля зрения специалистов огромного информационного пространства, связанного с эволюцией семейного воспитания, одного из важнейших, по всеобщему признанию, факторов формирования подрастающих поколений.

Этнокультурные, этнопедагогические процессы, происходящие в России и ее регионах, изучены крайне недостаточно, особенно в отношении истории развития якутской семьи, а точнее - ее исторической этнопедагогики (Т.Н.Петрова). Более того, мы можем констатировать, что этнопедагогика семьи, причем не только якутской, тем более во взаимодействии с родом, до сих пор исследовалась недостаточно. Следует отметить, что этнические отношения в переживаемое страной время вышли на первый план в жизнедеятельности народов Российской Федерации. В этих условиях этнические проблемы семейного воспитания стали одними из актуальнейших. Перефразируя слова «Духовного завещания» И.Я.Яковлева, можно сказать: «Семейные заветы всегда были крепки среди саха». ?

Сохранение традиций, обрядов, консервативность быта и культуры якутов в исследованиях дореволюционных и послереволюционных ученых нередко получали только негативную оценку. Преданность старине рассматривалась чуть ли не как движение назад. Между тем сохранение традиционных явлений в жизни народа, стабильность его традиционного развития составляли и составляют основу практики духовной преемственности его поколений, этнокультурной непрерывности. И сегодня мы не можем не признать, что духовно-нравственный и трудовой опыт якутского народа, порядок его бытоустройства, система его семейного воспитания чрезвычайно ценны хотя бы потому, что на протяжении многих веков обеспечивали его жизнеспособность.

Сегодня остро ощущается потребность в разработке этнопедагогичееких

б проблем семейного воспитания и, в частности, воспитания в якутской семье. Весьма широк круг людей, заинтересованных в их разработке. Это и педагоги разнообразных образовательных учреждений, в которых все чаще и чаще, особенно в условиях дополнительного образования, происходит приобщение воспитанников к национальной культуре, к национальным ремеслам. Это педагогические университеты и педагогические институты, колледжи и училища, в которых готовят будущих учителей к работе, направленной на формирование у воспитанников их национального самосознания, умения продолжать, развивать самобытную цивилизацию своего народа, региона, связанную с особенностями национальной культуры. Это - родители, другие участники процесса этнопедагогизации жизни народа и воспитания подрастающего поколения, развивающие его этнокультурную самобытность как одного из уникальных субъектов общечеловеческой цивилизации. Работа на рассматриваемом направлении призвана предотвратить пренебрежительное отношение педагогов-теоретиков, а вслед за ними и учительских масс к этнопедагогике вообще и к этнопедагогике семьи, в частности.

При разработке этнических проблем семейного воспитания мы опирались на труды Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлин-ского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, И.Я.Яковлева, ПА.Ойун-ского, Г.В.Ксенофонтова, а также на исследования современных педагогов. Это труды по общим вопросам педагогики (А.И.Арнольдов, В.П.Борисенков, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Т.С.Комарова, В.М.Коротов, Г.Б.Корнетов, Б.Т.Лихачев, М.И.Рожков, ГЛФилонов и др.), исследования по проблемам этнопедагогики (Ш.М.-Х.Арсалиев, В.Ф.Афанасьев, А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, В.Н.Иванов, А.Э.Измаилов, Б.А.Кадыров, А.М.Леонов, Ш.А.Мирзоев, Т.Н.Петрова, М.Г.Тайчинов, Я.И.Ханбиков, Е.Л.Христова, З.Б.Цаллагова и др.) и работы по проблемам семейного воспитания (Е.А.Аркина, Т.М.Афанасьева, Т.В.Беликова, И.В.Гребенников, А.Э.Измайлов, В.А.Кан-Калик, С.В.Ковалев, Л.М.Низова, И.Г.Овчинникова, А.О.Пинт, Э.И.Сокольникова, В.Я.Титаренко,

В.С.Торохтий, А.Г.Харчев и др.).

Анализ литературы, осуществленный в ходе диссертационного исследования, показал, что многие проблемы общей этнопедагогики и этнопедагогики якутского народа научно изучены, однако система воспитания в якутской семье, ее прошлое, настоящее, перспективы развития, возможности усиления ее влияния на формирование подрастающих поколений еще не были предметом специального исследования. Вместе с тем родители, педагоги, общественность все более остро ощущают в наши дни потребность в научно обоснованных рекомендациях, направленных на усиление влияния семьи на формирование подрастающих поколений на основе использования богатства традиций народной педагогики.

Основываясь на результатах анализа литературы и потребностей массовой практики, мы сформулировали тему диссертационного исследования следующим образом: «Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха».

Цель исследования: изучить традиционную систему воспитания народа саха и разработать научно обоснованную модель этнопедагогизации воспитательного пространства якутской семьи в современных условиях.

Объект исследования: этнопедагогика народа саха как единство его педагогического сознания и воспитательной практики.

Предмет исследования: теория и практика этнопедагогики якутской семьи и ее влияние на процесс социализации подрастающего поколения в современных условиях.

Задачи исследования:

1-Исследовать аспекты возникновения, становления, развития и современное состояние традиционной системы воспитания в якутской семье;

2.Разработать теоретико-методологические основы этнопедагогики якутской семьи;

З.Обосновать социально-педагогическую характеристику якутской семьи;

4.Изучить якутскую семью как этнопедагогическое пространство, выявить структуру и основные направления его совершенствования на современном этапе развития общества;

5.Изучить детскую среду как фактор традиционной системы воспитания в якутской трехпоколеннои семье в условиях многодетности во взаимосвязи со средствами и организационными формами семейного воспитания;

б.Доказать конструктивный, созидательный характер педагогического взаимодействия родственных семей в рамках рода, уделив при этом особое внимание многодетным семьям;

7.Выявить этнопедагогические условия развития системы семейного воспитания на традициях народа саха.

На фоне общеметодологического педагогического знания, исследования конкретно-теоретических позиций этнопедагогики якутов, онтологической картины воспитания семьи народа саха, представлений о сущности народной педагогики, имеющихся в современной педагогической культуре, возникает ряд предположений, которые могут выполнить функцию гипотезы исследования:

- национальные элементы в содержании и формах воспитания
подрастающих поколений преимущественно осмысливаются как
культурологические феномены. Даже в научно-методической литературе имеет
место приоритет ценностной констатации над научной интерпретацией.
Переход к объективному научному анализу поможет привести в соответствие
категориальную и объектную сферы педагогической науки как части
педагогической культуры общества;

- обоснование объективного характера социального воспитания личности
в якутской семье должно соответствовать более углубленному пониманию
фактора детерминированности в современной социальной жизни, в том числе и
опосредованности определенных социальных процессов несоциальными
причинами, имеющими более позднее по сравнению с действительностью
педагогической природы явлений происхождение. Так, положение женщины в

семье, в обществе, в истории обусловлено принципами воспитания девочки и воспитания мальчика, которые формировались тысячелетиями экономикой, постоянно меняющей свои исходные основания;

этнопедагогизация семьи как микросреды личности и основы сохранения прогрессивных традиций народной педагогики Республики Саха (Якутия) сопровождается редуцированием информирования о духовной культуре народа. Это приводит к преобладанию освоения идеологии воспитания и к ослаблению усвоения воспитательных технологий народа; целесообразно обучать педагогов, родителей технике достижения цели воспитания, свойственной историческому опыту народной педагогики; праксиологическим аспектам организации жизни воспитуемых, осуществлявшейся якутами в течение многих веков.

Методологической основой исследования явились идеи материалистической диалектики о системном понимании социальных явлений, основные положения социальной педагогики о микросоциуме и семейном воспитании, общей этнопедагогики, а также этнической педагогики народа саха и педагогической антропологии. Исследование осуществлялось в контексте этнопедагогики якутского народа (В.Ф.Афанасьев, Д.А.Данилов, К.С.Чиряев), с учетом этнопедагогического наследия общины и рода (Б.Н.Попов, И.С.Портнягин, П.А.Слепцов).

Для решения поставленных задач было использовано многообразие методов, дополнявших друг друга. Данная система методов включала в себя: теоретический анализ, изучение массовой педагогической практики, обобщение передового педагогического опыта, специальную опытно-экспериментальную работу, опросные методы (беседы, интервью, анкеты), изучение результатов деятельности детей, педагогической документации, методы математической статистики. В ходе исследования мы стремились обеспечить единство логического и исторического как двух сторон предмета нашего исследования, каждая из которых по-своему отражает характер его развития.

Приращение объема этнопедагогической информации достигалось в процессе исследования за счет многообразия источниковой базы. В качестве последней выступали: а) дореволюционные и послереволюционные библиографические характеристики; б) словари тюркских народов Российской империи; в) историографические, этнографические, фольклорные издания; г) исследования по проблемам развития педагогической мысли якутского и других народов России; д) сочинения выдающихся отечественных педагогов и ученых зарубежных стран; е) общая и педагогическая пресса Республики Саха (Якутия). Документальной основой явились также архивные источники, собственные записи диссертанта, накопленные в течение последних двадцати лет, сообщения информантов и респондентов, включая ответы на анкеты, и частично опубликованные материалы. Из неопубликованных источников особенный интерес представляют фольклорные записи, этнографические, археологические материалы. Монографическое наблюдение за отдельными семьями осуществлялось автором непосредственно, а также при содействии респондентов (информаторов) и охватывало достаточный период для прослеживания действия формулы Г.Н.Волкова: "полный педагогический цикл* - "Каждый рождается внуком - умирает дедом".

Базой исследования явились центры социальной помощи семье и детям Республики Саха (Якутия), а также школы г. Якутска (школа № 14, национальная гимназия) и улусов разных регионов PC (Я): центрального (Чурапчинский улус), вилюйской группы (Верхневилюйский улус), северного (Булунский улус).

Исследование проводилось с 1980 года в три этапа.

Первый этап (1980-1987 гг.) носил поисково-эмпирический характер. Изучались теоретические аспекты проблемы, анализировалась специальная литература. Изучался и обобщался передовой опыт использования традиционной педагогической культуры в семейном воспитании. Выяснялись позиции молодежи, родителей, уровень их воспитательной культуры, изучалось

11 отношение работников сферы образования к использованию народного опыта воспитания в семье и школе, возможности их сотрудничества на этой основе с педагогической наукой. Исследование проводилось на основе программы «Социальное воспитание в наслежно-улусной среде», осуществляемой под руководством кафедры социальной педагогики Якутского госуниверситета и являющейся составной частью Комплексной программы Института педагогики социальной работы Российской Академии образования «Социальная педагогика: интеграция науки и практики» (регистрационный номер 01.960.004973). Проводилось включенное монографическое наблюдение за 20 семьями с учетом практики взаимодействия трех поколений и с частичным восстановлением генеалогического древа наблюдаемых семей и родов. В этот период нашим особым вниманием пользовались три поколения многодетных семей (здесь были использованы уникальные материалы Оросунского музея народной педагогики, созданного учителем-энтузиастом К.С.Чиряевым ).

На втором этапе (1987-1995 гг.) теория и практика семейного воспитания исследовались во взаимосвязи с историей этносоциального развития якутского народа. Изучалась эволюция воспитательных обычаев и традиций семьи, закономерности их возникновения, развития и отмирания, причинно-следственные связи этих явлений, анализировалась система традиционной педагогической культуры семьи, ее функции, факторы, методы, средства, приемы, организационные формы воспитания. Важное место на этом этапе заняла опытно-экспериментальная работа с преимущественным вниманием к социальной работе в улусах, особенно, конечно, в наслегах, преимущественно отдаленных.

Третий этап (1995-1999 гг.) был посвящен проверке и обобщению результатов исследования, их количественному и качественному анализу, разработке теоретических выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

доказано реальное функционирование этнопедагогики якутской семьи как отрасли научных знаний, обоснована ее историческая миссия в процессе национального возрождения, раскрыто ее значение и место в этнической и общей педагогике, упорядочен ее понятийный аппарат;

проанализированы антропологический, социологический и культурологический аспекты этнопедагогики якутской семьи, намечены перспективы ее развития как нового направления педагогики;

осуществлено теоретическое воссоздание традиционной системы воспитания в якутской семье, условий ее возникновения и развития, ее идеалов, факторов, средств, методов, организационных форм и места в педагогическом бытии якутского народа;

выявлены тенденции и направления эволюционного развития этнопедагогики семьи саха как неотъемлемой части общей и социальной педагогики;

дана научная характеристика этнопедагогического пространства якутской семьи как одной из категорий общей и этнической педагогики; определены его структура и место в воспитательном пространстве не только Республики Саха (Якутия), но и Российской Федерации, обосновано его значение как материальной и духовной базы традиционной системы семейного воспитания;

- раскрыты сущность и содержание этнопедагогизации процесса
воспитания, намечены основные направления совершенствования
этнопедагогического пространства современной якутской семьи и усиления на
этой основе его позитивного влияния на формирование подрастающих
поколений в духе прогрессивных духовно-нравственных ценностей народа в
контексте конструктивного взаимодействия с русской, общетюркской,
российской культурой и мировой цивилизацией;

- создана прогностическая модель функционирования народных традиций
воспитания в этнопедагогическом пространстве якутской семьи в условиях

конструктивного взаимодействия разных культур.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по этнопедагогизации семейного воспитания, пропаганде идей и традиций народной педагогики среди населения PC (Я) и других регионов, его результаты служат совершенствованию вузовских программ по педагогическому циклу учебных дисциплин, способствуют обогащению курсов по общей и этнической педагогике, по истории и философии образования и тем самым содействуют улучшению профессиональной подготовки учителя.

В процессе опытно-экспериментальной работы доказана практическая ценность учебно-методических материалов, разработанных в ходе исследования в помощь педагогам и родителям, преподавателям вузов:

- программа факультативного курса «Туйаарыма - Куо»;

- методические рекомендации «Семейная педагогика», «Использование
народных игр в семейной практике».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, использованием системы взаимодополняющих методов, наличием многообразного эмпирического материала, почерпнутого из научно-литературных, архивных источников, из реальной современной практики воспитания подрастающих поколений, сочетанием результатов обобщения этой практики с опытной работой.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены путем их использования в ходе лекционно-практической работы в Якутском госуниверситете, авторских лекций в Чечено-Ингушском, Чувашском педагогическом институтах, университете Фербэнкса (штат Аляска, США), других образовательных учреждениях. Конкретное личное участие автора в получении научных результатов выражалось в непосредственном проведении опытно-экспериментальной работы на всех этапах исследования, при совмещении профессиональной и исследовательской деятельности (в работе с

педагогическим, классным и школьным коллективами в качестве учителя, а также с семьями и семейно-соседскими общностями, социальными работниками).

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, организованных НИИ национальных проблем образования Министерства образования России и Госкомсевера России (1984-1988гг.). Якутским госуниверситетом (1985-1999гт.), ассоциацией «Народная педагогика Якутии» (1991-1997гг.), на Всесоюзной научно-практической конференции "Народная педагогика и современные проблемы воспитания" (Чебоксары, 1991г.), на международных научно-практических конференциях: «Новаторство как традиция отечественной педагогики» (1998г.), «Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания» (1999 г.) и др.

Наряду с этим результаты исследования апробировались на семинарах, коллоквиумах, "круглых столах" и встречах-беседах с представителями учреждений системы образования Республики Саха (Якутия), других национальных регионов (округов, областей, республик).

По теме диссертационного исследования опубликованы: монография, 5 учебных пособий, программы факультативных курсов «Туйаарыма - Куо», «Этнопедагогика якутской семьи», программа для вузов «Введение в педагогическую профессию» - для всех специальностей (в соавторстве), свыше 50 статей и тезисов. Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составляет более 90 печатных листов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание теоретико-методологических основ этнопедагогики якутской семьи как отрасли научного знания, как нового направления в педагогической науке. В качестве значимых составляющих ее теоретико-методологических основ выступают: а) предмет - этнопедагогическое пространство якутской семьи и ее национальная традиционная система воспитания, порождаемый ими процесс воспитания, его закономерности;

б) функции - теоретическая, (описание, объяснение и предсказание перспектив функционирования и развития этого пространства и системы), технологическая (проектирование их развития на основе педагогической науки, содействие ему, оценка влияния результатов научных исследований на практику семейного воспитания) и интерактивная (связь этнопедагогики с другими педагогическими науками, в первую очередь с социальной педагогикой, среди которых можно выделить две группы - это связи в системе этнопедагогических наук (этнопедагогика якутской семьи - этнопедагогика якутской общины, рода -общая этнопедагогика народа саха) и связи с общей педагогической теорией (этнопедагогика якутской семьи - общая этнопедагогика семьи - общая теория семейного воспитания как часть общей педагогики); в) методология и методы этнопедагогики якутской семьи, представленные в настоящем исследовании; г) категориальный аппарат, в который входят раскрытые и обоснованные в настоящем исследовании понятия: воспитание и его модификации (образование, обучение, самовоспитание и т.п.), их закономерности, воспитательное пространство и как одна из его разновидностей - этнопедагогическое пространство якутской семьи, традиционная система воспитания в ней, идеал как цель воспитания, средства, методы, организационные формы.

2. Традиционная система воспитания в якутской семье. Она включает в себя ее идеал как цель воспитания, во многом предопределяющую другие ее компоненты, средства, методы и организационные формы, детально анализируемые в диссертации - в их взаимосвязи. Источниками формирования этой традиционной системы послужило духовное наследие древнейших этнических предков якутов, взаимодействие их с тюрками и монголами, а история ее создания насчитывает тысячелетия. Каждый условно выделенный и характеризуемый в диссертации период истории ее развития связан с некой эволюцией, прогрессом, новым, более высоким уровнем педагогической культуры якутского народа. Становление и развитие традиционной системы воспитания у якутов происходило под влиянием культуры предков народа саха

16 и других народов, в условиях последовательного усиления, начиная с XVI-XVIIbb., влияния русской культуры, а затем школьного образования и педагогической науки. Сохраняясь в своих основах многие столетия, традиционная система семейного воспитания якутов развивалась и развивается, обогащаясь под влиянием самоотверженного труда якутского народа, социально-экономических условий его жизни - во взаимодействии этой системы с педагогической культурой других народов, образовательной системой, наукой.

В настоящее время эта система становится решающим фактором позитивного духовно-нравственного влияния на формирование подрастающего поколения. В условиях тотального социального кризиса относительная автономность семьи имеет охранительно-спасительные свойства для этноса. Богатство межличностного общения сохраняется, к сожалению, ныне только в семье. В этой связи поддержка, забота, защита семьи для личности начинает приобретать решающее значение.

3, Характеристика этнопедагогического пространства якутской семьи. При ее составлении мы исходим из того, что воспитательное пространство якутской семьи, как и любой другой, неизбежно несет в себе этническую характеристику, т.е. это по сути своей этнопедагогическое пространство. Оно всегда представляет собой синтез общечеловеческого и этнически особенного. Ядро, своеобразную сердцевину этого пространства, составляет традиционная национальная система семейного воспитания. Она функционирует в условиях и под влиянием материальной культуры якутского народа, выступающей ее экономической базой. Субъектами этого пространства являются взрослые, которые так или иначе занимаются воспитанием, и воспитанники (дети, внуки, правнуки), нуждающиеся в воспитательной заботе. Приоритетное место в системе воспитания, естественно, занимают мать, бабушка, затем - отец, дед, выступающие в качестве носителей культуры своего народа и создающие вместе с другими членами семьи нравственную среду как

важнейший фактор воспитания. Эти компоненты этнопедагогического пространства составляют духовную базу традиционной системы воспитания, реализуясь в ее средствах, методах, организационных формах.

Этнопедагогическое пространство якутской семьи - частица, элементарная клетка этноса, общества. Вместе с последними оно изменяется, развивается, переживает в наши дни кризис. Однако аналитическое рассмотрение деятельности активно действующих субъектов этнопедагогического пространства якутской семьи позволяет предвидеть перспективы возрождения многих положительных сторон семьи как важнейшего из социальных институтов общества, ее воспитательного пространства, восстановления традиций духовно-нравственной преемственности поколений, обеспечивающих массовость и перманентность воспитательного влияния.

4. Модель этнопедагогизации воспитательного пространства якутской семьи. При ее разработке мы исходим из общего понимания идеи этнопедагогизации жизни того или иного народа, общества как социально и педагогически оправданного процесса, причем естественного использования идей и традиций народной педагогики во всех сферах жизни этноса. Главными объектами этнопедагогизации воспитания выступают образовательная система народа и семья. При совершенствовании ее этнопедагогического пространства в качестве главной выдвигается задача - вооружение подрастающих поколений знанием духовных богатств, накопленных народом в области воспитания, пониманием их значения, развитие стремления к овладению ими и готовности к их использованию в своей жизни. Программа решения этой исторической задачи включает в себя: а) создание системы учебных программ и пособий, позволяющих знакомить с якутской традиционной культурой семейного воспитания дошкольников, школьников, студентов, и их использование в процессе воспитания и обучения; б) постоянный учет в процессе этнопедагогизации духовной жизни народа того, что его традиционная система

воспитания развивается, она находится в поиске новых средств реализации своего идеала воспитания и стремится к его уточнению; в) использование идей народной педагогики - с учетом неоднородности национального состава населения; г) широкое вовлечение родителей в работу по этнопедагогизации воспитания подрастающих поколений.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Историографический аспект содержательной сущности этнопедагогическогонаследия якутов.

Концептуальный подход к исследованию этнопедагогического наследия якутов предполагает: во-первых, выделение основных положений, характеризующих соотношение между общей этнопедагогикой и ее частной, конкретной формой бытования в культурно-образовательном и научном пространстве - этнопедагогикой якутов; во-вторых, рассмотрение особенностей народной педагогики и народного воспитания в Якутии; и наконец, в-третьих, анализ основных явлений (онтологическую картину) и понятий (научную картину) сферы народной педагогики якутов.

Рассмотрение взаимосвязей общей этнопедагогики и целостного этнопе-дагогического наследия якутов требует признания непреложной истины: из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими являются воспитательные традиции. Должно быть однозначно признано: ни одна из национальных традиций не может быть возрождена вне этнопедагогических традиций, вне этих традиций национальное развитие - лишь пустой звук. В основе любой этнокультуры находятся духовно-практические основы человечества -традиционная культура воспитания. Она включает в себя тесно взаимосвязанные друг с другом обыденную, фольклорную, народную и традиционную педа гогику.

Существует определенная необходимость в специальном напоминании, какую область знаний олицетворяют термины, используемые в настоящем исследовании. Нельзя особо не напомнить, что в «Советском з:ндиклопедическом словаре» (М.: Советская Энциклопедия, 1981.-1600 с.) отсутствуют понятие «этнопедагогика», «народная педагогика». В двухтомном «Педагогическом словаре», а также в «Российской педагогической энциклопедии» (М.: Большая Российская Энциклопедия», 1993.- Т.1. - 608 с.) нет ни слова о целом направлении в педагогической науке. Эти примеры свидетельствуют о том, что в современной культуре (а издание энциклопедий - это значительное явление культуры) пока не получили адекватного отражения процессы, явления, от степени развития которых во многом зависит культурный прогресс. В частности, оформление достижений общепедагогического и конкретно-педагогического знаний в целостную систему обогатит и упорядочит информационно-духовное пространство, в котором осуществляется встреча личности и культуры, увеличит воздействие культуры на цивилизацию как на форму, способ существования материальной среды жизнедеятельности человека. Первые более или менее удачные попытки «энциклопедизации» этих явлений делает «Российская педагогическая энциклопедия», (Т. 2. М.,1999).

Традиционная культура воспитания является особой сферой между культурой и цивилизацией, будучи их частью, обеспечивая действенность их взаимокомпенсаторных функций. Традиционная культура обладает средствами сохранения преемственности перехода от поколения к поколению технологий, идей, ценностей; она сводит к разумному минимуму необходимость начинать все с начала - служит своего рода гарантом благоразумного поведения этноса в истории. И фольклорная педагогика, и народная педагогика не принадлежат только прошлому. Если существует народ - существует и народная педагогика. Меняется народ - меняется и его педагогика. В свою очередь, и сама педагогика, конечно, вносит свой вклад в изменение духовно-нравственного облика народа, его образа мысли и жизни.

Народная педагогика - это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых рического и социального опыта народных масс, сохранившийся в устном народном творчестве, обрядах, обычаях, детских играх, игрушках и т.п. (103, с. 11-12.). К этому можно было бы еще добавить, что народная педагогика стоит у колыбели научной педагогики.

Термином «народная педагогика» можно обозначить отрасль науки, изучающую как педагогические знания и воспитательный опыт народа, так и обширную объектную сферу исследования, научного и педагогического поиска. В то же время представляется целесообразным терминологически разделить предмет исследования и саму науку. Г.Н. Волков и Т.Н. Петрова строго разграничили понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика». Термин «этнопеда-гогика» полнее и точнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура народа, которая сложилась и продолжает развиваться в той или иной этнической группе. Существенный шаг в уточнении этнопедагогических, народно-педагогических дефиниций сделан благодаря Г.Н. Волкову с выходом второго тома «Российской педагогической энциклопедии». Определенный интерес представляет издание «Словаря этнопедагогических и этнопсихологических терминов», оно открывает путь этнопе-дагогическим энциклопедиям, антологиям, хрестоматиям.

Этнопедагогика якутов, имея своим объектом, в частности, особенности психического склада народа, исследует особенности формирования национального характера и опыта этнического воспитания. С этим связано появление первых этнопедагогических теорий.

Предпосылкой для становления и развития этнопедагогики якутского народа послужил ряд исторических и культурных явлений. Исторические свидетельства убеждают в том, что якуты - народ древнейшей цивилизации. Это подтверждается многочисленными исследованиями авторитетных ученых России и зарубежных стран.

Якуты - самый северный скотоводческий народ с особым хозяйственным укладом, материальной и духовной культурой, своеобразными методами и средствами воспитания молодого поколения. Испокон веков старшее поколение якутского народа передавало свой опыт воспитания молодому поколению. Сущность этих идей мы находим в трудах первых исследователей истории Якутии: Г. Миллера, Я. Линденау, А.Ф. Миддендорфа. В своих фольклорных и этнографических исследованиях они описывали уклад жизни якутов, их традиции, обычаи, черты национального характера, правовые отношения, верования, отрасли хозяйства. Отсюда можно было сделать первое заключение об уровне воспитанности того времени и об опыте воспитания детей.

Методы исследования традиционной системы семейного воспитания якутов

Многообразные источники, яркие факты, самые интересные данные и материалы полевых наблюдений еще не составляют собственно этнопедагогической науки. Наука начинается только там и только тогда, где и когда имеются ясно сформулированные и ответственно применяемые методы изучения источников и на их основе делаются теоретические заключения, служащие для объяснения исторического и современного функционирования педагогических традиций этноса.

Методы, применяемые в этнопедагогике (как и в других науках), многочисленны и разнообразны. Они, в частности, различаются по уровню и характеру постановки вопросов о получении нового знания. В ряде случаев эти вопросы целесообразно поставить в обобщенно-философской форме. Объективные и субъективные стороны формирования самосознания и самоидентификации этноса; внутренние и внешние источники движения и изменения в этнических системах воспитания; формы и содержание народного (этнического) воспитания; качественные характеристики и количественные параметры в этнических педагогических системах и их компонентах - рассмотрение этих и подобных вопросов общего (философского) уровня делает изучение этнопедагогического наследия более глубоким, более содержательным, ведущим к познанию их не только как явлений действительности, но и сущностных отношений внутри них и между ними.

Методы этнопедагогики второго уровня относятся к категории общенаучных. Особенно широкое распространение в данной отрасли науки получили исторический и структурно-функциональный методы. Требование исторического метода состоит в том, чтобы рассматривать изучаемые объекты в процессе их зарождения, становления, развития и прогнозирования — с учетом перспектив будущего изменения или исчезновения. Следует, правда, принять во внимание, что у некоторых исследователей исторический подход к этнопедагогике во многих случаях принимает вид плоского эволюционизма с рассмотрением развития как преимущественно количественного роста, стремлением расположить элементы педагогической культуры в виде упрощенных эволюционных рядов (например, колыбель - от подвешенного к ветке свертка с младенцем до современных крестьянских кроваток-качалок европейских народов); с узким пониманием цели всякого этнопедагогического исследования, состоящей будто бы лишь в выяснении происхождения (генезиса) чего бы то ни было - этноса, элемента культуры воспитания или социального института, связанного с уходом за детьми, с их пестованием.

Современная научная практика конкретного исторического подхода к этническому воспитанию и его отдельным сторонам, признавая продуктивность изучения генезиса этнопедагогических явлений, трактует принцип историзма значительно шире и многостороннее. Использование исторического метода предполагает внимание ко всем формам развития основных компонентов этнического воспитания этноса и всех этносов на любом этапе их развития, установление исторических типов этнических воспитательных систем, и наконец, историко-сравнительный анализ этнопедагогических явлений как в синхронном (одновременном), так и в диахронном (историко-эпохальном) планах. В этом отношении особенно поучительны народно-педагогические, педантропологиче-ские концепции К.Д. Ушинского, без преувеличения, играющие роль настояще,-го примера этнопедагогическои методологии и конкретных научных поисков в сфере народной педагогики.

В этнопедагогических исследованиях новейшего времени приобрел влиятельное положение функциональный или структурно-функциональный метод. Его сущность состоит в признании необходимости выявления значения (роли, влияния) того или иного этнокультурного элемента воспитания или социального института в жизни народа. Структурный подход добавил к этому необходимость выявления строения (композиции) изучаемого объекта, а позднее - системы (сети) социально-педагогических отношений и связей в нем и с ним. Сторонники структурно-функционального метода поначалу не всегда охотно учитывали исторический аспект изучения объектов, сосредотачивая внимание на вопросах современности и выдвигая на первый план также прикладные, практические темы и исследовательские результаты. Однако позднее исторические подходы стали включаться в структурно-функциональный анализ на правах неотъемлемого составного элемента.

К числу общенаучных относят также системный метод (иногда предпочитают говорить о системном подходе или системном анализе), в применении которого и в общей педагогике особенно заметных результатов добились В.В.Краевский, Б.ТЛихачев, А.В.Мудрик, Ю.П.Сокольников. Наука, в том числе и этнопедагогическая, долгими и трудными путями вырабатывала идеи и принципы системного метода, оперируя, в частности, понятиями комплексности, сложности внутреннего строения явлений, системы, структуры и рядом других. Современный системный анализ требует мысленного расчленения объекта как системы (воспитание, его формы, методы, традиции и т.п.) на компоненты - составные части (подсистемы, элементы системы) и поиска гипотетических и действительных связей между ними, их исторического и функционального исследования, построения моделей структурных связей, поисков детерминант, определяющих движение объекта, и т.п. Системный метод органично аккумулирует в себе многие методологические и теоретические ПрИНЦИг пы и идеи философского и общенаучного уровня, дающие прямой выход к исследованию традиционной культуры воспитания.

Характеристика детской среды как средства гармоничного этнического развития личности якута

Большое воспитательное и познавательное значение имела и имеет для детей та трудовая обстановка, которая создавалась и поддерживалась всей семьей, родом. Народ всегда осуждал и ненавидел лентяев, нетрудовые элементы, питал к ним вражду, недоверие и презрение. Дети, увидев такое отношение к лентяям, тунеядцам, начинают понимать ту магическую силу труда, которая создает блага для общества, для семьи, для каждого человека. Существенную роль в трудовом воспитании детей играют и производственно-бытовые разговоры (инструктажи), сопровождающие те или иные трудовые действия или процессы. В свободное от работы время взрослые разговаривают между собой обсуждая насущные темы: какова нынче глубина снега, поскольку от этого зависит уровень воды; где достать лучшие сорта дерева для изготовления лыж, нарт, лодок; каким образом лучший охотник добыл столько-то пушнины; рассказывают о производственных успехах рыбаков, оленеводов, охотников и животноводов.

Таким образом детям внушают, что труд есть источник и условие существования. У народов Севера имеется очень много крылатых изречений, подтверждающих и выразительно пропагандирующих эту основную мысль: Сколько потрудился, столько и получил; Не приложишь труда - шапки не заимеешь; Кто хорошо работает, у того губы в сале, а голова у лентяя в грязи; Как скот накормить, так и молока получишь; Душа раскрывается в песне, способности - в труде; Землю вспашешь - урожай получишь, а польешь -вдвойне соберешь; Труд кормит - лень заставляет плакать; У труженика амбар полон, у лодыря посуда пуста; Чужой труд ценит тот, кто сам трудится. Таково облагораживающее значение труда.

Игры - один из основных и обязательных компонентов воспитания и развития детей. Игры - это не простая забава, они имеют большое педагогическое и психологическое значение для гармонического развития личности ребенка. Игры как народное средство воспитания при правильной организации доставляют детям большую радость, веселье и моральное удовлетворение. У народа имеется известное изречение: «Пока молоды, играйте, резвитесь, веселитесь, смейтесь - человеку молодость дается один раз в жизни».

Игры имеют много назначений. Они помогают развитию у детей умственных способностей, физических дарований, эстетических вкусов, нравственных идеалов. Одной из особенностей детских игр всех народов является то, что они в той или иной мере несут в себе трудовой элемент. Без труда и трудовой закалки не организуется ни одна игра. Вторая особенность -это ее коллективный характер, игрой охватываются обычно все дети. Третья особенность - развитие творческого мышления, рассуждения, смекалки самих игроков. Четвертая особенность - в процессе игры выявляются и развиваются организаторские способности детей. Это качество ценно тем, что через игровую деятельность воспитываются впоследствии умелые, умные вожаки молодежи. Пятая особенность - с помощью игр дети приучаются к общению между собой, а главное - к взаимной помощи, поддержке и услуге. Шестая особенность -правильно организуемые игры и игровые процессы укрепляют у детей такое замечательное качество, как дружба и товарищество; развивают у них критическое мышление, учат, как правильно подойти к той или другой игре и ее организации.

Игры, как сложный, комбинированный педагогический процесс, требуют затраты энергии, трудового участия, развития умственного труда детей. Поэтому некоторые исследователи игр пришли к выводам, что игра - это своеобразный детский труд. А. Г. Базанов и Л. В. Петрова в книге «Игры детей народов Крайнего Севера» пишут, что для детей игры - это соответствующий их возрасту труд, активная деятельность.

При этом детские игры каждой нации имеют свои специфические, национальные особенности, соответствующие быту и характеру того или другого народа. «Игры эти - суть, так сказать, отражения разных сторон жизни данного народа», - писал Г. Виноградов. Некоторые игры у многих народов идентичны, похожи, однако при внимательном анализе они отличаются у каждого своеобразным содержанием, деталями и манерой исполнения.

Как показывает вековая практика народов Севера, дети именно с игры начинают свою трудовую деятельность, т.е. детские игры появились в результате подражания труду взрослых, их родителей и на основе усвоения опыта окружающей жизни. Например, у якутов дети делают из бересты, тальника или дерева маленькие макеты коров, быков, телят и лошадей. При игре распределяются функции, кто чем должен заниматься: выполняют обязанности пастуха, дояра, коневода, телятника и т. д. Дети северных якутов: играя, часто делают «шалаши», «яранги» и «чумы». Одни делают это из подушек и одеял, другие - из сена, мха, ветвей и досок. Малыши из обрывков веревочек делали аркан, или «чаут», для ловли оленей. Около шалаша или юрты они бегали и ловили друг друга при помощи аркана или «чаута». Такие и подобные им игры готовили и готовят детей к труду, содействуют формированию у них чувства товарищества и дружбы, прививают любовь к родной природе и развивают у них наблюдательность, смекалку и товарищество. Игры служат своего рода репетицией трудовой деятельности, иногда прямо сливаются с трудом. Тем самым способствуют приближению процесса воспитания детей к самобытным условиям жизни и труда родного народа.

Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения друг с другом, подражают взрослым, вполне сознательно следуют определенным этическим правилам. Игры способствуют формированию у детей таких качеств, как доброта, коллективизм, взаимопомощь, справедливость и честность.

Воспитание трудолюбия осуществляется в процессе общения детей с родителями, в том числе и в процессе трудовой деятельности, которые изо дня в день готовят их к самостоятельной жизни в условиях сурового климата. В Якутии происходит раннее трудовое взросление детей, их самоутверждение, которое народная педагогика всячески стимулирует. С ранних лет детей приучают к домашним работам, хозяйственному труду. Они носят воду, дрова, заготавливают грибы, ягоды, ловят рыбу, участвуют в перегоне стад коров, лошадей и оленей на большие расстояния к местам летовок и зимовок. Ребенок знает, что в тундре каждый имеет свои обязанности. С детства его приучают выполнять свои обязанности без напоминания. В результате у детей вырабатывается потребность в труде. В селе Кюсюр Булунского улуса мы наблюдали, как родители учили мальчиков следить за оленьим стадом. Уже в дошкольном возрасте под контролем старших они становились сначала дневными, а затем и ночными пастухами. Позднее они обретали желаемую самостоятельность. В. Г. Богораз свидетельствует: «Оленеводы посылают пасти стадо мальчиков лет десяти и девочек немного постарше. Однажды я видел-двух таких маленьких пастухов - мальчика и девочку. Каждому из них было лет десять - двенадцать. Они пробирались сквозь чащу кустов совершенно одни с посохом в руках и котомкой за плечами». Находясь при стаде, дети исполняют немалую долю работы по охране и присмотру за оленями.

Стимулирование этнопедагогического компонента деятельности центров социальной помощи семье и детям

Идеалом для крестьянских сынов является овладение необходимыми для практической жизни навыками, знаниями, чтобы стать знатными охотниками -следопытами, скотоводами, земледельцами. Молодой человек, овладевший этими видами традиционных занятий, славился по всему району, улусу, округу, республике как искусный мастер, как человек, имеющий золотые руки, светлый ум и прекрасную перспективу.

Большим достоинством девушек также считалось овладение ими так называемыми женскими видами работы: быть хорошей, опытной, знающей хозяйкой, швеей, аккуратной в домашнем быту, уметь стряпать, угощать гостей, накрывать на стол, поддерживать в доме надлежащий порядок, умело ухаживать за малышами, выполнять посильную работу на лугах, полях. Такая девушка пользуется большим почетом и уважением. Ее, считая хорошей невестой, примечают соседи, родственники, знакомые, и о ней добрая слава быстро распространяется по ближним местам. Впоследствии она быстро и без особого труда выбирает себе хорошего, умного и трудолюбивого жениха.

Определенную ценность представляет собой изобразительное искусство якутов, способствующее формированию трудолюбия и развитию эстетического вкуса у детей. Это прежде всего резьба ло дереву, камню, костяные работы, художественное литье, инкрустации оловом по дереву, камню, вышивки, вязание, тиснение кожи, рисование различных украшений и орнаментов. Так, якуты выработали свой стиль в быту. Они различными узорами богато украшают одежду, коновязи, посуду, наличники окон, седла, рукоятки ножей и трубки, этому же учат и своих детей. Здесь уместно вспомнить слова А.В.Луначарского о том, что «трудовая школа в деревне означает собою школу с решительным сельскохозяйственным уклоном... Крестьянство проникнется полным уважением к новой трудовой школе только тогда, когда увидит, что ребята приобретают непосредственно полезные сведения...».

В трудовой практике многодетных семейств распространен метод самообслуживания. Дети самостоятельно выполняют трудовое задание, сами готовят себе пишу, охраняют свои вещи, игрушки. У них быстрее и прочнее воспитывается чувство долга, товарищества, чести, ответственности и бережливости. Многодетные родители воспитывают своих детей с малых лет так, чтобы каждый из них участвовал в обязательном порядке в посильной трудовой деятельности. Малыш трех-четырех лет одевается уже сам, без посторонней помощи, убирает постель, принимает участие в мелкой домашней работе (сбор хвороста в лесу, уход за молодыми животными и т.д.). При этом старшие по возрасту дети должны подавать малышам добрый и положительный пример трудолюбия, аккуратного и качественного выполнения трудовых поручений. Во многих случаях старшие помогают младшим, выполняя роль советчика, руководителя и контроля.

Трудовая «школа» внушает детям глубокое уважение к людям труда, престарелым родителям. Поэтому не случайно, когда дети, привыкнув наблюдать всеобщее уважение к старым, опытным и заслуженным людям (кузнец, плотник, столяр, пахарь, косарь, швея), относятся к ним также с большим уважением и считая их своим идеалом, стараются подражать им во всем, продолжать их трудовую славу и традицию. В беседах с детьми всегда подчеркивается, что хорошо, сытно, богато и счастливо живет только трудовой человек. Так самобытная народная педагогика вырабатывает у детей убеждение в том, что настоящими гуманистами являются люди, познавшие труд.

Эта проблема требует пристального внимания. Прежде всего, изучение социально-экономических процессов в сельской местности национальных регионов Севера показывает, что каждая этническая общность занимается определенным видом хозяйственной деятельности. Так, в Якутии местные русские в основном заняты земледелием, якуты - разведением крупного рогатого скота, народы Севера - оленеводством, охотой. Объяснение такому обстоятельству можно найти в устойчивых традициях опыта хозяйствования, обусловленных длительной стабильностью социально-экономической жизни и природной среды. Традиции эти сильны, поэтому определенные их свойства превращаются в характерную черту образа жизни, опыта ведения хозяйства. Благодаря их устойчивости, этот социальный механизм общества позволяет обеспечивать также беспрерывный адаптивный социальный рост численности самозанятых людей. Так, по сей день оленеводами становятся в основном дети оленеводов, работниками сельского хозяйства - дети сельских жителей. Дети коренного населения не всегда выбирают технические специальности, но дальнейший рост социально-экономической жизни, уровня культуры и духовной сферы жителей позволяет расширить профессиональные горизонты населения. В условиях нынешнего активного возрождения и развития национальных традиций, языка, культуры и истории народов Севера число родителей, которые хотели бы видеть своих детей специалистами других отраслей хозяйства, растет. В частности, в Республике Саха (Якутия) в условиях суверенитета и рыночных отношений речь идет об изменении вектора сознания якутского народа в сторону технической переориентации.

Немаловажными являются традиции хозяйствования. В печати часто встречается информация о старении животноводов, оленеводов, охотников. Молодежь не тянется к традиционным занятиям родителей. В социальном плане это можно рассматривать, с одной стороны, как положительное явление (на самом деле, что плохого в том, что молодой человек выбирает другой род деятельности?), с другой, как отрицательное (а кто будет развивать традиционные отрасли хозяйства народов Севера?). На вопрос: кто будет хорошим оленеводом, охотником? - ответ напрашивается сам по себе: естественно, тот, кто вырос среди работников данных категорий. Здесь действует объективный непреложный закон преемственности поколений. Народы Севера в традиционных отраслях хозяйства накопили многовековой опыт. Игнорирование этого социального явления в деле трудового воспитания школьников будет, по всей вероятности, неправильным.

К этому следует добавить и следующее. Индустриализация Севера не содействует расширению жизненных приоритетов коренных народов. Дело в том, что традиционная экономика, традиционное хозяйствование определяет всю структуру жизни народа. Для народов Севера промышленная . культура, насаждаемая индустриализацией, является генетически чуждой. И наступление промышленности приводит к вытеснению, а затем и к утрате традиционных форм хозяйствования. В социальном плане происходит столкновение двух принципиально несовместимых типов культуры - вненациональной индустриальной и национальной традиционной. В результате коренные народы Севера выбиваются из привычной среды обитания, что, как справедливо подчеркивают специалисты, может привести к катастрофическим последствиям и представлять угрозу для самого существования данного этноса.

Другой аспект данного вопроса непосредственно связан с нравственным совершенствованием личности школьника. Отрыв детей от родителей, от привычных условий жизни народа - явление довольно распространенное; особенно в национальных регионах Крайнего Севера. Как правило, неадекватность школьных типов учреждений и условий быта и труда многих народов Крайнего Севера приводит к тому, что дети учатся в поселках вдали от родителей и от привычного уклада жизни и производственного окружения.

Похожие диссертации на Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха