Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Инструментальные основы музыкальной культуры саами Соловьев Игорь Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соловьев Игорь Владимирович. Инструментальные основы музыкальной культуры саами: автореферат дис. ... кандидата искусствоведческих наук: 17.00.02 / Соловьев Игорь Владимирович;[Место защиты: Российский институт истории искусств].- Санкт-Петербург, 2012.- 27 с.

Введение к работе

Настоящая диссертация посвящена музыкальному инструментарию и инструментальной традиции саами. Саами сохранили до наших дней уникальное духовное и материальное наследие. Трудность его постижения обусловлена как сложными процессами становления этноса, так и неугасающими дискуссиями об этногенезе, языковых и межкультурных взаимосвязях в исторических, этнографических, археологических, антропологических и лингвистических исследованиях.

Актуальность данного исследования обусловлена:

1) существенным местом инструментализма в традиционной культуре саами и его высокими художественными достоинствами;

2) значимостью изучения саамской традиции для расширения представлений о культурах малых народов и развития современной науки (этнологии, теории музыкальных систем, когнитивного музыкознания);

3) современными тенденциями по возрождению этнического искусства;

4) отсутствием до настоящего времени комплексного исследования саамских музыкальных инструментов и инструментальной музыки;

5) задачами подготовки современных мастеров этнической музыки в сфере реконструкции образцов инструментария и особенностей исполнительства.

Степень разработанности темы. До настоящего времени сведения о саамской инструментальной традиции в целом и инструментарии в частности остаются фрагментарными и крайне редко привлекают внимание исследователей. Это можно объяснить тремя основными причинами.

Первая cвязана со стремительным угасанием и утратой важнейшего культурного пласта – традиционной обрядовой жизни, когда инструмент находился в синкретическом комплексе звуковой и пластической организации ритуалов: магических заклинаний, звукоподражаний, культового пения, ритуальных передвижений и жестов.

Вторая причина заключается в известной недооценке академическим музыкознанием шумовых инструментов (как менее значимых и недостаточно развитых звуковых орудий) по сравнению с интонирующими музыкальными инструментами.

Третья связана со сложившимися в этнографической науке представлениями о музыкальной культуре саами как о сугубо песенной.

Историко-теоретическую базу исследования составляют фундаментальные труды, посвященные проблемам истории, систематики архаических музыкальных орудий и музыкальных инструментов В. Маийона, К. Закса и Э. Хорнбостеля. Важными для настоящего исследования явились опыты по исторической стратиграфии, осуществленные А. Шеффнером, К. Штумпфом, А. Неустроевым, М. Ивановым-Борецким, И. Грубером, И. Земцовским. В области музыкальной археологии актуальными для нас стали работы Э. Хикманн, С. Бибикова, Р. Садокова, А Оськина, В. Мараева, А. Абловой.

Значимыми для данной диссертации явились компаративные исследования инструментальной музыки и музыкального инструментария народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Э. Эмсхаймера, И. Богданова (Бродского), Н. Соломоновой, Ю. Шейкина, C. Мезенцевой, О._Добжанской; традиционного русского и финно-угорского инструментария в работах Е. Гиппиуса, А. Банина, В. Беляева, Ю. Бойко, И. Мациевского, О. Герасимова, П. Чисталева, Н. Бояркина, А. Вяйсанена, А. Черепахиной, Н. Александровой, И. Тынуриста; исследования пограничных явлений между пением, речью, корпоромузыкой и инструментализмом в работах Л. Белявского, Э. Алексеева, А. Абловой, М. Лобанова, Ю. Бойко, И. Мациевского. Существенное значение в становлении настоящего исследования имели труды А. Веселовского, Е. Мелетинского, А. Вижинтаса, И. Богданова, А. Алпатовой, посвященные проблемам синкретизма в архаических культурах, а также теория контонации И. Мациевского.

В вопросах традиционной хореографии мы опирались на работы В. Мальми, С. Карабановой, И. Семаковой, А. Соколова; в изучении стилистических особенностей и жанровой систематики инструментальной традиции – на труды Е. Гиппиуса, О. Эльшека; в вопросах музыкальной социологии – на работы К. Квитки, А. Сохора, Э. Алексеева, А. Мозиаса, И. Виндгольца; в области музыкального мышления, психологии восприятия, народной эстетики и аксиологии – на труды Е. Назайкинского, Л. Леви-Брюля, Г. Орлова, Ф. Бозе, В. Мациевской, С. Утегалиевой, В. Медушевского, Г. Коломиец. Важнейшим аспектом изучения семантики инструментальной музыки стал семиотический подход Ю. Лотмана и его развитие в музыкознании М. Таракановым, И. Земцовским, И. Богдановым, А. Алпатовой, А. Мухамбетовой, Г. Бегалиновой, Б. Аманжолом и др.

Изучение музыкальной культуры саами связано с работами как западноевропейских, так и отечественных исследователей: Я. Фельмана, А. Лауниса, К. Тирена, В. Данкерта, Э. Эмсхаймера, И. Состамойнена, М. Чулаки, В. Сенкевич-Гудковой, И. Семаковой, И. Травиной, И. Богданова, А. Абловой, Ю. Шпиницкой, Г. Карповой и ряда других ученых.

Раскрытие области саамской инструментальной традиции было бы невозможным без междисциплинарного подхода. В нашей работе мы руководствовались этнографическими исследованиями традиционного быта, прикладного искусства, истории первобытного общества, мифологии, древних верований, шаманизма, а также сведениями по этногенезу, археологии, языкознанию. Автор опирался на труды И. Шефферуса, К. Линнея, Т. Итконена, Э. Манкера, Н. Харузина, В. Визе, В. Немировича-Данченко, В. Рыкова, С. Токарева, Е. Торчинова, А. Бурыкина, Н. Мечковской, А. Вестман, Н. Прайса, А. Косменко, Т. Лукьянченко, И. Манюхина, Г. Керта, В. Сенкевич-Гудковой, А. Чаплик, Н. Друри, В. Демина, В. Трошина, В. Мизина, Н. Большаковой и других исследователей-саамоведов.

Цель настоящей диссертации – раскрытие инструментальных основ традиционной культуры саами.

К числу основных задач исследования относятся:

1) описаниe, классификация и введение в научный обиход всего корпуса традиционного саамского инструментария;

2) анализ традиционных обрядов и научная реконструкция связанных с ними архаических звуковых орудий;

3) изучение звуковой составляющей окружающего природного пространства, феноменов физической и биологической музыки с целью выявления связи природного и антропологического факторов в становлении традиционного инструментализма;

4) изучение специфических черт саамского мусического искусства: звукоподражаний в пении, речи, корпороимитаций, традиционных хореографических форм в координации с инструментализмом;

5) изучение древних поверий, легенд, отражающих мифологический контекст саамской традиции, традиционного мышления через представления этноса о звучащем мире;

6) выявление этноисторических и социокультурных предпосылок формирования инструментализма в саамской культуре: генезиса музыкального инструментария, ареального распространения и функционирования;

7) освещение традиционной практики изготовления инструментов, а также опытов их реконструкции.

Основу диссертации составляет комплексный подход в изучении этнического музыкального искусства.

Методология и методика исследований опирается:

1) на системный подход в изучении традиционного искусства;

2) системно-этнофонический метод, основанный на исследовании инструментализма в целостной системе этнической культуры, синхронном изучении инструментария и исполняемой музыки при их документации и анализе;

3) комплексно-апробационный метод (сформулированный В. Мациевской), предполагающий непосредственное апробирование исследователем собственного полевого материала: исполнительских приемов, тембрально-артикуляционных характеристик, особенностей морфологических и эргологических признаков традиционного инструментария;

4) когнитивный метод, раскрывающий важнейшие аспекты изучения и понимания традиционной культуры: эстетику, музыкальное мышление, терминологию и теорию музыкального искусства в свете задач современного когнитивного музыкознания;

5) актуальным для нашего исследования явился также антропологический метод, сформировавшийся в последнее время в смежных науках: этнографии, археологии, лингвистике, этномузыковедении. Он связан с эвристической реконструкцией явлений, отражающих архаические черты традиционных сообществ. В основе метода - изучение взаимодействия природного и антропологического аспектов взаимовлияния окружающего природного пространства и традиционного сообщества. Данный подход позволяет сформулировать эвристические гипотезы, направленные на моделирование звучаний окружающего пространства (т. н. явлений физической и биологической музыки), реконструкцию типов музыкального инструментария и его функционирования, традиционных представлений о семантике акустического, этноландшафтного пространства традиционной культуры (работы П. Секе, А. Абловой, А. Алпатовой, В. Мизина, В. Трошина, Н. Прайса и других исследователей).

Источниковую базу настоящего диссертационного исследования составляет собственный полевой материал, собранный в ходе экспедиций 1999-2010 гг. Это наблюдения, практика непосредственного освоения игры на саамских инструментах, аудио- и видеозаписи образцов музыкального искусства, фото и чертежи инструментов, данные опроса информантов – носителей традиции, а также широкого круга энтузиастов, интересующихся саамской культурой. Среди них музыканты-исполнители, художники, мастера-изготовители музыкальных инструментов и предметов декоративно-прикладного искусства, саамские писатели, учителя саамского языка.

В работе использована энциклопедическая, этнографическая и этномузыковедческая литература, многочисленные письменные и иконографические источники, посвященные традиционной саамской культуре на русском, латинском, немецком, шведском, норвежском, финском и английском языках XII-XXI вв. Значительное место принадлежит также словарям саамского языка.

В диссертации учтены письменные архивы и материалы экспозиций Ловозерского краеведческого музея (с. Ловозеро Мурманской обл.), Национального культурного центра (с. Ловозеро Мурманской обл.), Музея саамского языка и литературы им. О. Вороновой (пос. Ревда Мурманской обл.), Государственного музея антропологии и этнографии РАН (г. Санкт-Петербург), Шведского национального музея (г. Умео, округ Вестерботен), Государственного исторического музея (г. Стокгольм).

Научная новизна диссертации обусловлена как самим материалом, так и применяемыми в нашем исследовании методиками.

1. Впервые в науке осуществлено целостное, комплексное описание саамского автохтонного и заимствованного инструментария, его систематизация и классификация. Собранные нами полевые материалы сопоставлены с данными анализа традиционных обрядов, саамской музыкальной эстетики, теории и терминологии в контексте генезиса инструментов, их ареального распространения, функционирования на основе диахронного и синхронного изучения.

2. Впервые в науке выявлены взаимосвязи звуковой составляющей окружающего природного пространства, феноменов физической и биологической музыки с традиционным инструментализмом.

3. Впервые исследованы голосовые и инструментальные звукоподражания в трудовом звукотворчестве, танцевально-игровых видах фольклора в их координации с инструментализмом.

4. К числу новаций относится также рассмотрение пограничных явлений в саамской традиции, в частности, между инструментализмом, речью, корпоромузыкой, развитие идеи о взаимовлиянии певческой и инструментальной артикуляции.

5. Впервые в музыкознании исследованы сферы функционирования саамского инструментария в синкретическом единстве мусических искусств.

6. Впервые в саамоведении осуществлена жанровая систематизация инструментальной и вокально-инструментальной музыки.

Практическая значимость диссертации заключается:

1) в возможности включения результатов исследования в сферу научных направлений в области органологии, этномузыковедения, музыкальной фольклористики, культурологии, этнопедагогики;

2) использовании материалов диссертации для организации общественно-просветительской работы, учебного процесса в высших и средних специальных заведениях финно-угорских республик и регионов России в области традиционной музыкальной культуры: курсах ознакомления с народной музыкальной культурой и традиционными инструментами, классах певческого и инструментального ансамблей, народного музыкального творчества, сравнительного музыкознания, систематизации музыкально-этнографического материала;

3) раскрытии дальнейших перспектив в области сравнительного изучения музыки традиционных культур народов циркумполярной зоны и типологически сходных регионов;

4) становлении и выявлении новых подходов в исследованиях архаического искусства, находящегося на стадии угасания и исчезновения;

5) создании практической методики освоения инструментального исполнительства руководителями фольклорных ансамблей, фольклорно-этнографических обществ, обратившихся к реконструкции обрядовых образцов саамского традиционного искусства в их сценическом воплощении.

Апробация исследования осуществлялась на заседаниях сектора инструментоведения Российского института истории искусств. Основные идеи диссертации представлены в докладах на всероссийских, международных научно-практических конференциях, конгрессах, симпозиумах, проходивших в Санкт-Петербурге, Ижевске, Сыктывкаре, Петрозаводске, а также отражены в пятнадцати статьях, опубликованных в разных изданиях, в т. ч. трех периодических научных журналах из перечня ВАК РФ.

Цели, задачи и специфика диссертации отразились в ее структуре. Работа состоит из Введения, пяти глав, Заключения, библиографического списка и приложений.

Первая глава посвящена этноисторическим предпосылкам формирования и бытования саамского инструментализма; вторая – органографии автохтонных и заимствованных инструментов: идиофонов, хордофонов и аэрофонов в саамской традиционной культуре; третья – саамским мембранофонам. В четвертой главе рассмотрены вопросы взаимодействия инструментализма и смежных мусических искусств (голосовых имитаций, пения, хореографии) в комплексе речевого, певческого и кинетического компонентов синкретического искусства. Пятая глава посвящена когнитивному исследованию традиционной саамской эстетики и теории музыки. Библиографический список содержит 274 источника на русском, латинском, немецком, шведском, норвежском, финском и английском языках.

В приложениях представлены: историко-этнографическая справка; региональная классификация саамских диалектных групп; иконографический материал: географические, диалектные и административные карты, литографии, рисунки, фото и чертежи музыкальных инструментов, изображения ландшафта, культовых объектов, традиционного орнамента и предметов материальной традиционной культуры; нотации произведений традиционной саамской музыки; классификационные таблицы музыкальных инструментов и жанровых сфер саамского мусического искусства; саамский алфавит и фонетическая транскрипция саамских слов; словарь музыкально-этнографических терминов.

Похожие диссертации на Инструментальные основы музыкальной культуры саами