Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические основы современной гармонии. Учебное пособие для специальных курсов музыкальньк вузов и колледжей Шульгин, Дмитрий Иосифович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шульгин, Дмитрий Иосифович. Теоретические основы современной гармонии. Учебное пособие для специальных курсов музыкальньк вузов и колледжей : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1996.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Педагогический опыт, сложившийся в практике обуче-шя исполнителей и музыковедов в музыкальных училищах и вузах, показывает, на-:колько трудным оказывается для большинства из них восприятие нового гармони-іеского мышления современных композиторов, исполнение сочинений этих компо-иторов, запоминание структуры сочинений, процесс ее разучивания. Поэтому оче-іидно, что задачей сегодняшнего музыкально-теоретического образования как для -гузыковедов, так и для исполнителей, является создание в этих учебных заведениях яециального предмета "Современная гармония", который бы в своем теоретиче-;ком и практическом содержании был целиком связан с изучением новых гармони-іеских явлений. Отсюда актуальность задачи настоящей работы. Необходимо было ; достаточной подробностью разработать круг научных и практических вопросов, юторые обеспечили бы успешное освоение в рамках этого предмета в училищах и іузовского курса гармонии основных явлений гармонии XX века1.

Очевидно, что некоторые из выпускников училищ имеют возможность в дальнейшем іриобщиться к теоретической информации о современном музыкальном искусстве при потуплений в те вузы, где в курсе гармонии уже рассматривается определенная часть этой ин-юрмации. Однако, по многим причинам (прежде всего: крайняя недостаточность учебных :асов, выделяемых на прохождение гармонии XX столетия; отсутствие специальных научно-чебных пособий, целиком посвященных теоретическим аспектам проблематики современ-юй гармонии и практике их изучения на различных факультетах), в ряде вузов содержание и бъем такой информации подчас еще очень далеки от того, чтобы в значительной степени ократить известный разрыв между сегодняшней музыкально-учебной практикой и совре-генной музыкой. Не говоря уже о том, что возможность поступления в соответствующие ву-ы существует для меньшей части учащихся училищ. Большинство из них высшего образо-ания не получают. Следствием этого становится тот факт, что многие педагоги со средним пециальным образованием, - сознательно или сами того не желая, - полностью отгоражи-ают своих учеников от огромного образного мира современности, от возможности научить-я слушать этот мир в его новых гармонических реалиях. В дальнейшем сложившееся поло-

Если для высшей школы эта проблема решается достаточно активно - при тому ряд научно-учебных пособий, предназначенных непосредственно для изуче гармонии в музыке XX столетия: "Современная гармония" Н.С.Гуляницкой - 1! "Учебник гармонии" Ю.Н.Холопова (рукопись. Обучение по этому учебнику ве, ся в МГК им.П.И.Чайковского с 1980 года), "Задания по гармонии" Ю.Н.Холог - 1983, "Введение в современную гармонию" Н.С.Гуляницкой - 1984, "Гармоні музыке XX века" Л.С.Дьячковой - 1989, 1994, то для музыкальных училищ ника опубликованной литературы такого рода не было. Исключение составляют раб автора диссертации. В их числе: "Теоретические основы современной гармонии' методических разработок)2, "Методика внедрения элементов современной музьи курс гармонии музыкального училища", "Методические рекомендации по теорі ческим основам современной гармонии в курсах музыкально-теоретических ди< плин в средних специальных учебных заведениях искусств и культуры", кг "Теоретические основы современной гармонии". В этих работах нашли свое раз; ное отражение основные положения авторского курса современной гармонии теоретических отделений музыкальных училищ, а также теоретические и методі скне разработки автора, связанные с проблематикой современной гармонии і изучением в вузовском курсе гармонии. Содержание опубликованных работ авт складывалось и в определенной своей части обновлялось на протяжении ряда преподавания автором предмета "Современная гармония" в музыкальном училіі Высшем музыкальном училище и ГМПИ им.М.М.Ишюлитова-Иванова3.

жение в отечественном музыкальном образовании обретает движение по замкнутому ст стическому кругу и оно постепенно теряет возможность пополняться той новизной : чтения уже знакомого, что приходит только со знанием каких-то иных художественны), лений. В результате же нарастает опасность развития неизбежной в этой ситуации тендег к общему оскудению общественной музыкальной культуры.

2 Теоретические и методические аспекты этой работы были рекомендованы Всесоюзг
методическим кабинетом к обсуждению на Всесоюзном семинаре преподавателей му
кально-теоретических дисциплин ССМШ (Ереван, 4-8 января 1977 г.), где было прин
решение рекомендовать материалы, представленные автором, к изданию.

3 В 1971-1975 годах предмет велся как факультативная дисциплина, с 1976 года -
одна из основных дисциплин на Ш - 1Y курсах теоретического отделения училища, с 1

Последняя из работ - опубликованная книга "Теоретические основы современной гармонии" (М., 1994), предлагается в качестве диссертации. Она является непосредственным продолжением вышеназванных, но представляется значительно более полной в отношении решаемой проблематики современной гармонии и, в том числе, собственно теоретического ее содержания, терминологического аппарата. Кроме того, в это научно-учебное пособие автором введены теоретические положения, относящиеся к проблематике гармонического анализа музыки отечественных и зарубежных композиторов, а также обширный иллюстративный материал.

Цель работы и основные задачи исследования. Главной целью работы является создание научно-теоретического обоснования необходимого сейчас для нового училищного предмета "Современная гармония " и для изучения гармонических явлений в музыке XX века в рамках вузовского курса гармонии. Важной задачей было также выведение общей методики гармонического анализа музыки современных композиторов и ее приложение к разбору конкретных музыкальных примеров в виде кратких или относительно подробных аналитических примечаний.

Задачей работы является также создание краткого специального научно-учебного пособия в форме "лекции-конспекта", которое могло бы использоваться в первую очередь педагогами, ведущими курс современной гармонии на теоретическом отделении музыкального училища, как основа для построения соответствующего этому курсу лекционного материала, а также нашло бы свое применение в работе преподавателей тех вузов, где изучается проблематика современной гармонии в рамках вузовского курса гармонии. В качестве дополнительной задачи, поставленной в работе, было выведение общих методических рекомендаций, относящихся к практике построения учебного курса по предмету "Современная гармония".

Научная новизна.

В диссертации дана обширная научно-практическая разработка, которая призвана обеспечить успешное ведение курса "Современная гармония" в музыкальном

по 1991 - на II курсах ВМУ, с 1991 - как самостоятельная дисциплина в Гос.муз.пед.институте им. М.М.Ипполигова-Иванова.

училище и последовательное изучение основных конструктивных закономе] гармонии XX века в вузовском предмете "Гармония".

В работе предложена идея - классифицировать принципы звуковысот. ганизации и все связанные с ней гармонические категории по трем струк уровням: общеструктурному (уровень, который предполагает явление каж, этих принципов и категорий в конкретных сочинениях любой эпохи и любой с любой техникой письма), техникоструктурному (уровень, который предп связь каждого из принципов и категорий с определенной техникой письм; кретноструктурному (уровень, который предполагает индивидуальное я этих принципов и категорий, обусловленное конкретными приемами ПОСТ] несущими в своем воплощении то закономерное, что действует только в дані чинений). В соответствии с этой идеей в работе характеризуется со держані нейших категорий звуковысотной системы (центр, система, функция, лад, ; серия и др.). Такой подход к систематике и рассмотрению различных гарм ских явлений представляется объективно необходимым, поскольку фиксируе бе все более нарастающее в отечественном музыкознании стремление прщ современный вид содержание многих понятий и терминов, широко применяет отношению к музыке нашего времени. Прежде они (например, такие как "аі "лад", "функция", "функциональная логика") оценивались исключительно кг рогатива только тональной техники письма, ее мажорно-минорных модифик это в большей мере, как известно, сохраняется в современном словоупотре( по инерции.

С учетом сложившегося в науке о гармонии положения в понятийно-' нологической сфере, предлагается систематизированный и обобщенный авт> специальном разделе работы категориальный аппарат исследования соврел гармонии. В него включен также ряд терминов автора, связанных, в основі предложенными в работе обобщениями и вышеназванной концепцией теор ской классификации структурных принципов.

На основе большого наработанного научного материала, впервые присі ленного к условиям преподавания современной гармонии в среднем звене

кального образования и приведенного в единую систему с учетом имеющихся научных и методических трудов отечественных музыковедов, выведена проверенная на практике методика гармонического анализа. Наиболее важными здесь представляются положения, изначально связанные с принципом анализа современного гармонического материала на общеструктурном, техникоструктурном и конкретнострук-турном уровнях.

Методическая новизна. Работа предлагается как первое научно-учебное руководство по изучению теоретических основ современной гармонии в качестве специального раздела общего курса "Современная гармония". В работе впервые предлагаются методические рекомендации, связанные с проблематикой построения нового курса гармонии (его организацией, составлением практических заданий, тематического плана); в большей своей части все эти материалы выведены автором из опыта собственной работы.

Практическая ценность работы. Основные теоретические положения работы могут иметь свое применение, прежде всего, в новом училищном предмете "Современная гармония" на теоретических и исполнительских отделениях, в курсах гармонии на музыковедческих и исполнительских факультетах вузов, а также в училищных курсах элементарной теории музыки, музыкального анализа, истории музыки. Работа может служить методическим руководством для гармонического анализа. Художественно-иллюстративный материал пособия может быть использован как хрестоматия по современной гармонии , а также — в виде отдельных его фрагментов - в качестве исходного материала при составлении практических заданий учащимся по сочинению или импровизации, и наконец, в плане изучения отдельных методов гармонического анализа на примере "анализов-примечаний", сделанных в работе.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского 24 мая 1996 года и рекомендована к защите.

Материалы работы неоднократно обсуждались на заседаниях предметно-щ ловой комиссии "Теория музыки" музыкального училища и кафедры теории n зыки ГМІШ им.М.М.Ипполитова-Иванова, а также на межреспубликанских сел нарах по проблеме преподавания современной гармонии в музыкальных училищ где и были, в частности, рекомендованы к публикации4.

Объем и структура работы. Основной текст работы, объемом в 146 печ ных страниц, состоит, из Введения, двух глав, отражающих предлагаемую в раб( систематику теоретических основ современной гармонии, примечаний к текс Библиография насчитывает 106 наименований. Приложение состоит из следуюи разделов: "Методические рекомендации", "Методика гармонического анализ словарь "Термины и понятия", нотные примеры. Приложение оформлено в качес составной части работы объемом 224 печатных страницы. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Похожие диссертации на Теоретические основы современной гармонии. Учебное пособие для специальных курсов музыкальньк вузов и колледжей