Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия Харитонова Лидия Михайловна

Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия
<
Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Харитонова Лидия Михайловна. Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : М., 2005 264 c. РГБ ОД, 61:05-17/169

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Истоки и становление художественного образования 20

ГЛАВА II. Развитие художественного образования и изобразительного искусства 67

ГЛАВА III. STRONG Системы профессионального художественного образования и

процессы изобразительного творчества STRONG 110

1. Чебоксарское художественное училище 110

2. Художественно-графический факультет ЧГПУ им. И.Я.Яковлева 171

Заключение 233

Примечания 241

Введение к работе

«Образование» как философская категория — достаточно широкое понятие. В общеупотребительном смысле оно означает формирование духовного облика человека, его воспитание и самовоспитание с опорой на социально значимые ценности. Различают образование нравственное, научное, художественное, правовое, экономическое, экологическое и др. Одним из основных способов его получения в настоящее время является обучение в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах, техникумах, институтах, университетах, академиях и т.д.

Художественное образование включает в себя подготовку профессиональных творческих кадров, эстетическое воспитание молодежи, культурно-просветительскую работу среди населения и многое другое. Оно объединяет все виды изобразительного искусства, а также музыку, театр, историю, педагогику, литературу. В настоящей работе художественное образование рассматривается как процесс усвоения специальных знаний, умений и навыков в области искусства в определенной системе, результатом которого является подготовка квалифицированных художников и искусствоведов, способных самостоятельно заниматься творчеством и научной деятельностью.

Традиционно под обучением подразумевается взаимодействие педагога и ученика, при этом наставник призван стремиться как можно полнее развивать талант своего воспитанника в соответствии с его способностями. Художественное образование, благодаря своей специфике, как нельзя лучше способствует приобщению людей к ценностям культуры, сохранению их для потомков, обеспечивая тем самым непрерывающуюся связь поколений. С древнейших времен художники воплощали идеалы современной им эпохи в зрительных образах. Для полноценного выражения своих мыслей и воззрений они стремились правдиво отображать реальный мир во всем его многообразии. Формы и методы обучения рисованию вырабатывались и совершенствовались на протяжении столетий. Многие талантливые художники были пре красными педагогами, передавали свой опыт и знания ученикам, которые впоследствии нередко становились выдающимися мастерами. Этот процесс обеспечивал дальнейшее развитие изобразительного искусства.

Предметом настоящего диссертационного исследования является профессиональное художественное образование в Чувашии, рассматриваемое во взаимодействии с изобразительным искусством. Временные рамки охватывают конец XIX - начало XXI веков. Истоки художественного образования берут начало с дореволюционного периода. Первые чувашские художники обучались в Петербурге, Москве, Казани, Симбирске, Пензе и других российских городах. В советское время подготовка творческих кадров в республике получила широкое развитие.

В 1934 году в городе Алатыре Чувашской Автономной Советской Социалистической Республике (ЧАССР) была открыта школа для подготовки художников-гравёров средней квалификации. Спустя два года со дня основания, она была переименована в училище. В начале 1941 года учебное заведение перевели в Чебоксары. С началом Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов деятельность Чувашского государственного художественного училища (ЧГХУ) была приостановлена. В 1944 году оно возобновило свою работу. Тогда существовало только одно отделение — художественно-педагогическое, готовившее учителей рисования и черчения средней школы. С 1949 года учебное заведение стало именоваться Чебоксарским художественным училищем (ЧХУ). С 1963 года в нем также обучаются художники-оформители. В 90-е годы XX века в ЧХУ дополнительно были открыты отделения прикладного характера, в свою очередь, художественно-педагогическое переросло в живописное.

В 1960 году в Чувашском государственном педагогическом институте (ныне университет) им. И.Я.Яковлева был открыт художественно-графический факультет (ХГФ) для подготовки учителей средних учебных заведений по специальности «рисование, черчение и трудовое обучение».

Художественное образование оказало значительное влияние на развитие изобразительного искусства, культуры и просвещения Чувашской Республики.

Актуальность темы. В настоящее время в России и за рубежом наблюдается интерес к наследию русской и советской художественной школы. Достоянием мировой культуры стали произведения выдающихся российских художников, многие из которых также являлись замечательными педагогами. Они воспитали целую плеяду мастеров кисти и резца, проявивших себя на педагогическом поприще.

Историю чувашской художественной школы можно назвать одной из составляющих отечественного изобразительного искусства. Преподавательский состав Симбирской чувашской учительской школы, Чебоксарского художественного училища и художественно-графического факультета ЧГПУ им. И.Я.Яковлева формировался из выпускников ведущих художественных учебных заведений страны. Педагоги вписали свою страницу в изобразительное искусство Чувашии во всем разнообразии его видов и жанров. Своим примером они вдохновляли воспитанников, многие из которых впоследствии стали известными художниками.

Основная цель диссертационной работы состоит в изучении взаимодействия процессов подготовки творческих кадров и развития изобразительного искусства Чувашии, их влияния на художественную жизнь края.

Обозначенная цель подразумевает решение следующих задач:

— сохранение и популяризация реалистических традиций отечественной художественной школы;

— освещение истории основания и развития специальных художественных учебных заведений Чувашской Республики;

— изучение проблемных вопросов, объективно возникавших в процессе подготовки специалистов;

— анализ воздействия художественного образования на развитие изобразительного искусства;

— исследование целенаправленной деятельности педагогов по воспитанию и обучению будущих художников;

- иллюстрация на конкретных примерах роли и значения специального образования в деле подготовки творческих кадров;

— приведение в систему методических установок ведущих преподавателей;

- рассмотрение составляющих художественной культуры в неразрывном единстве.

Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к изучению изобразительного искусства и художественного образования в Чувашии, анализу творчества преподавателей ЧХУ и ХГФ ЧГПУ в контексте их педагогической деятельности. Основное внимание сосредоточено на утверждении принципов реализма в этих учебных заведениях. Диссертантом проведен выборочный анализ ряда произведений педагогов, а также порядка тысячи академических и дипломных работ студентов. Параллельно была сделана литературная запись воспоминаний педагогов и выпускников, в беседах с автором приняло участие более ста человек. Введены в научный оборот материалы по теме исследования, находящиеся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики (ЦГА ЧР), архивах ЧХУ и ЧГПУ, научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Приведенные в работе документальные источники дают возможность их последующей интерпретации в ходе решения новых исследовательских задач.

В диссертации рассмотрен ряд специальных вопросов, без которых невозможно осветить исследуемую тему. К ним относятся следующие проблемы: реализма как творческого метода, выразительности художественного образа, единства содержания и формы, традиций и новаторства, национального в искусстве, а также методологические проблемы рисунка, живописи, композиции, теории перспективы, пластической анатомии, техники и технологии гравюры, рисунка, живописи и скульптуры.

Изуценность темы. Вопросы изобразительного искусства и художественного образования нашли отражение в искусствоведческой, исторической и публицистической литературе. Исследуемая проблема освещается на страницах альбомов, посвященных художественной культуре народов Российской Федерации. В 1971 году в Москве впервые была организована Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, вызвавшая интерес специалистов не только в нашей стране, но и за рубежом [1]. По ее материалам в 1973 году были изданы два альбома: «Искусство автономных республик Российской Федерации» (составитель Э.И.Голубова) [2], «Изобразительное искусство автономных республик РСФСР» (составитель В.А.Юди-чев) [3].

В первом из указанных изданий вступительная статья В.В.Ванслова содержит обзор выставки и художественной жизни каждой республики. Особую роль искусствовед уделяет традициям национальной культуры, которые находили отражение в творчестве советских художников. Содержание книги дополнено репродукциями произведений живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Во втором альбоме раздел о творчестве художников Чувашии написан Н.А.Ургалкиной. В нем автор информирует о развитии отдельных видов и жанров изобразительного искусства республики. В альбоме содержится богатый иллюстративный материал.

Книга С.М.Червонной «Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977)» [4] посвящена истории возникновения и развития живописных школ народов Российской Федерации. Искусствовед затрагивает многие аспекты культурной жизни автономных республик: наследие мастеров кисти старшего поколения, организацию творческих союзов, создание учебных заведений искусств и т.д. С.М.Червонная определила характерные черты, отличающие развитие изобразительного искусства каждой республики, в том числе и Чувашии: преемственность в творчестве живописцев, принадлежащих разным поколениям, активное участие молодых художников в выстав ках. Автор относит ЧХУ и ХГФ ЧГПИ к числу наиболее авторитетных художественных учебных заведений Российской Федерации. В книге приведены репродукции с картин художников М.С.Спиридонова, П.К.Сверчкова, П.В.Овчинникова, В.С.Гурина и других .

В диссертации использованы литературные источники, посвященные художественной жизни республик Среднего Поволжья: Татарской, Ма-рийской и Мордовской АССР. Ценный материал содержат книги С.М.Чер-вонной [5], Б.В.Товарова-Кошкина [6], Н.А.Косинец, Н.И.Шибакова [7], Г.И.Прокушева [8], А.Б.Файнберга [9], Г.С.Гориной [10], А.А.Зенкина и других [11]. В них содержится информация о творческой и педагогической деятельности художников - выпускников ЧХУ и ХГФ ЧГПИ: В.И.Куделькина, З.Ф.Лаврентьева, В.П.Козлова, А.А.Ведерникова.

Богата и разнообразна литература об изобразительном искусстве Чувашии. В 1965 году был издан альбом А.Г.Григорьева «Художники Чувашской АССР» [12]. Во вступительной статье автор делает краткий обзор событий художественной жизни, повествует о творчестве мастеров кисти и резца, анализирует наиболее значительные произведения, являющиеся неотъемлемой частью изобразительного искусства республики. В книге приводятся основные биографические сведения о живописцах, скульпторах, графиках и теат- ральных декораторах — членах Чувашского отделения Союза советских художников. В альбоме помещено более сорока тоновых иллюстраций и одна цветная вклейка (Н.В.Овчинников «Первая борозда») репродукции произведений художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Книга А.Г.Григорьева «Сто тысяч красок \ИЗТдгредставляет собой популярный очерк об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Чувашии с древнейших времен до середины 1960-х годов. Наиболее подробно автор рассматривает полувековой советский период. Анализируя творчество отдельных мастеров, искусствовед не обходит вниманием художников-педагогов и выпускников ЧХУ и ХГФ ЧГПИ. В книге имеются тоновые репродукции.

Авторская монография «Н.К.Сверчков. Счастье» [14] в литературной обработке А.Г.Григорьева содержит важные сведения о жизни и творчестве ветерана чувашского изобразительного искусства. Около восьми лет Н.К.Сверчков посвятил преподавательской работе в ЧХУ, где с 1945 по 1949 год работал директором. На страницах книги приводятся воспоминания автора о коллегах и учениках. По его мнению, одновременно с формированием и развитием профессионального изобразительного искусства, должна осуществляться подготовка квалифицированных творческих кадров. В Чувашии, отмечает Н.К.Сверчков, основополагающая роль в этом принадлежит Ала-тырской художественно-гравёрной школе и ее педагогам-энтузиастам, взявшим на себя нелегкую миссию первопроходцев.

В книге «У истоков профессионального изобразительного искусства Чу-вашии» [15ЬА.Г.Григорьев достаточно подробно освещает вопросы подготовки мастеров кисти до Октябрьской революции 1917 года. Автор приводит основные методические принципы наиболее прогрессивных педагогов художественных училищ и вузов, в которых обучались чувашские живописцы А.А.Кокель, А.А.Александров, М.А.Адрианов, М.С.Спиридонов, Н.К.Сверчков и другие. Демократические традиции в преподавании реалистических основ изобразительного искусства, сформировавшись в стенах Академии художеств и Школы общества поощрения художников, благодаря деятельности их выпускников-педагогов, получили распространение в училищах Саратова, Пензы, Казани. В Симбирской чувашской учительской школе, руководимой И.Я.Яковлевым, рисунок и живопись преподавали профессиональные художники, получившие образование в специальных учебных заведениях Петербурга и Москвы. Содержание книги охватывает период с древнейших времен до 1917 года.

Книга «М.С.Спиридонов. Крылья памяти: к 100-летию со дня рождения художника» [16] была подготовлена к печати Т.М.Сенкевич (дочерью художника) и А.Г.Григорьевым. В ней приведены авторские воспоминания, а также многие важные сведения о жизни и творчестве основоположника чу вашского профессионального изобразительного искусства. Слова благодарности в адрес педагога и наставника на страницах книги высказаны искусствоведом А.Г.Григорьевым, художниками В.С.Семеновым, П.В.Сизовым, Н.В.Овчинниковым и другими. В книге также нашли отражение педагогические воззрения и некоторые методические принципы М.С.Спиридонова, посвятившего преподавательской работе в ЧХУ более пяти лет.

Книга содержит ряд документов, среди которых статья М.С.Спиридонова «О профиле Алатырского художественно-гравёрного училища», опубликованная в газете «Красная Чувашия» от 22 ноября 1936 года (с. 187-18 8), «Вступительное слово М.С.Спиридонова на творческой дискуссии художников Чувашии о натурализме и формализме в живописи» (с.190-191), «Обращение к студентам художественно-графического факультета ЧГПИ» (с. 192). В письме А.Г.Григорьеву, также помещенному в этом издании, отвечая на его вопрос относительно своей педагогической деятельности, М.С.Спиридонов писал: «Работа в училище была поставлена на должную высоту - на реалистическую основу. Мы с Никитой Кузьмичем учились в старой Академии, где продолжалась еще Чистяковская школа, и мы в Чебоксарском училище тоже внедряли эту школу: требование строгого рисунка и здоровой реалистической живописи» (с.201). Приведенные в книге документы, письма и воспоминания свидетельствуют о том, что М.С.Спиридонов в течение многих лет курировал художественное образование в республике.

В 1977 году была издана книга А.И.Иванова-Ехвета «По следам находок. К истории русско-чувашских культурных связей» [17]. В ней рассматриваются вопросы развития изобразительного искусства и художественного образования в дореволюционной Чувашии. Автор представил собранные им материалы о русских художниках, которые в своем творчестве обращались к жизни и быту чувашского - народа, о первых мастерах кисти Чувашии (А.А.Кокеле, А.А.Александрове, М.А.Адрианове, К.В.Иванове, А.В.Китаєве), о художниках-педагогах Симбирской чувашской учительской школы (Н.Ф.Некрасове и других). А.И.Иванов-Ехвет глубоко изучил истоки чуваш ского профессионального изобразительного искусства, отметил значительную роль Петербургской Академии художеств, Казанской художественной школы и Симбирской чувашской учительской школы в деле просвещения народов Поволжья.

«Общеизвестно, что история дореволюционной чувашской культуры всеми своими достижениями обязана прежде всего Симбирской чувашской учительской школе... Создание письменности и литературы, языкознания, фольклористики и этнографии, формирование профессиональной музыкальной культуры тесно связано с историей школы, созданной просветителем И.Я.Яковлевым. Здесь, в Симбирской школе, следует искать истоки театральной культуры, здесь работали первые чувашские художники. Для становящейся нации школа явилась культурным центром» (с.34).

Биобиблиографический справочник «Художники Чувашии» (составитель Н.А.Ургалкина, 1969) [18] представляет собой незаменимое подспорье для историков, искусствоведов, студентов гуманитарных вузов и учащихся, интересующихся вопросами развития культуры республики. Во вступительной статье приводится общая характеристика чувашского профессионального изобразительного искусства в период с 1917 по 1968 год. Биографические справки о художниках и искусствоведах содержат перечень основных произведений и крупных выставок страны, в которых они принимали участие, а также список рекомендуемой литературы об их творчестве. Хроника выставок и событий художественной жизни охватывает период с 1927 по 1968 год. Второе издание справочника «Художники Чувашии», увидевшего свет в 1989 году [19], включает в себя информацию о мастерах кисти и резца, многие из которых являются выпускниками художественно-графического фа-, культета ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.

Книга Н.А.Ургалкиной «Чувашское советское искусство. 1917—1970» [20] посвящена пятидесятилетнему пути становления и развития профессионального изобразительного искусства Чувашии. Содержание издания подразделяется на пять глав, в которых искусствовед дает характеристику культур ных событий, анализирует наиболее значимые произведения. По мнению автора, важное значение для развития изобразительного искусства имеет наличие квалифицированных творческих кадров. Н.А.Ургалкина выделяет две основные школы - ЧХУ и ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева, осуществляющие подготовку художников-педагогов. В книгу включены тоновые и цветные репродукции.

В следующей книге «Художники Чувашии» [21] Н.А.Ургалкина описывает историю изобразительного искусства Чувашии советского периода до 1975 года. В ее отдельных главах рассматриваются вопросы развития живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства. Автор обращается к творчеству художников, многие из которых являются педагогами или выпускниками ЧХУ и ХГФ ЧГПИ. Содержание книги дополняют тоновые и цветные репродукции.

Альбом «Изобразительное искусство Советской Чувашии» (составители Н.В.Воронов и А.А.Трофимов) [22] дает исчерпывающее представление о художественной жизни республики. В книге представлено около 180 иллюстраций: репродукции с картин, графических листов, фотографии произведений скульптуры, монументального и народного декоративно-прикладного искусства. Во вступительной статье Н.В.Воронов анализирует основные направления в живописи и графике, подчеркивает связь творчества современных художников с традициями, берущими начало от народного искусства. Автор выделяет основные черты, характерные для пейзажной и портретной живописи, станковой и книжной графики, прослеживает ведущую линию в работе известных чувашских живописцев, скульпторов и графиков. Н.В.Воронов отмечает неоценимый вклад педагогов художественных учебных заведений республики в дело подготовки мастеров искусства.

Книги серии «Художники Чувашии» написаны разными авторами, тем не менее, они сохраняют стилистическое единство. В монографиях Н.А.Ур-галкиной «М.С.Спиридонов» [23] и «Н.К.Сверчков» [24] повествуется о жизни и творчестве основоположников чувашского профессионального изобра зительного искусства. При этом автор не затрагивает их педагогическую деятельность в ЧХУ.

Перу С.М.Червонной принадлежит монография «П.В.Павлов» [25]. Наряду с анализом творчества живописца, автор уделяет внимание педагогической деятельности П.В.Павлова, работавшего преподавателем изодисциплин на ХГФ ЧГПИ (1969-1974) и в ЧХУ (1980-1981), пишет о его работе с молодыми художниками республики.

Книга Н.В.Воронова и С.М.Червонной «Н.В.Овчинников» [26] знакомит читателей с жизнью и творчеством народного художника Чувашской АССР. Отдельные главы посвящены живописным полотнам и графическим работам мастера. В монографии нашли отражение активная общественная работа и преподавательская деятельность Н.В.Овчинникова на ХГФ ЧГПИ. Все книги серии «Художники Чувашии» содержат богатый иллюстративный материал -репродукции с картин, рисунков, фотографии из семейных архивов и т.д.

Альбом «Н.В.Овчинников. Живопись» (составитель П.В.Сымкин) [27] включает репродукции с картин и рисунков художника, фотографии, выдержки из публикаций в газетах и журналах, отзывы посетителей выставок и др. Во вступительной статье П.В.Сымкин отразил основные вехи творческого пути мастера. В книге приводится список выставок, проходивших в нашей стране и за рубежом, на которых экспонировались произведения Н.В.Овчинникова, а также крупных музеев мира, собрания которых были пополнены картинами чувашского живописца. В этом издании педагогическая деятельность художника недостаточно освещена.

На страницах авторской монографии «Миг между прошлым и будущим» [28] Н.В.Овчинников повествует о своем творческом пути, делится мыслями о нелегком и благородном труде художника-. С особой теплотой автор вспоминает своих первых педагогов по Алатырской художественно-гравёрной школе, профессоров Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, а также коллег-преподавателей ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.

Содержание монографии дополняют цветные репродукции картин художника и фотодокументы.

В альбом Н.В.Воронова «Ревель Федоров» [29] вошло более двадцати репродукций в цвете и тоне с живописных полотен и графических листов художника. Автор анализирует творчество Р.Ф.Федорова, отмечает национальное своеобразие его произведений, прослеживает поиск особого выразительного языка. Преподавательская деятельность художника на ХГФ ЧГПИ в этом альбоме не рассматривается.

В книге «Миттов (1932-1971). Воспоминания, стихотворения. Очерки, художественно-критические статьи. Дневниковые записи, рассказы, стихи художника» [30] собрана уникальная информация о жизни и творчестве самобытного чувашского живописца и графика. Во вступительной статье «Путь и судьба» Н.В.Воронов останавливается на его педагогической деятельности. А.И.Миттов окончил ЧХУ (1952) и графический факультет Института им. И.Е.Репина (1961), с 1961 по 1964 годы преподавал на ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.

В монографии Ю.В.Викторова «Федор Осипов: жизнь и творчество» [31] повествуется об одном из ветеранов чувашского изобразительного искусства. Отдельная глава книги посвящена годам его учебы в ЧХУ. Ф.П.Осипов вспоминает методические принципы своих педагогов: И.Т.Григорьева, М.С.Спиридонова, Н.К.Сверчкова. Дипломный эскиз «Капитуляция» будущий художник выполнил под руководством преподавателя училища В.С.Гурина. Содержание книги дополняют иллюстративный материал, дневниковые записи, библиография и другая справочная информация.

Ю.В.Викторов в книге-альбоме «Анатолий Брындин. Скульптор-монументалист» [32] рассматривает период профессионального становления художника во время учебы в Чебоксарском художественном училище и Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной. Автор отмечает, что А.К.Брындину удалось почерпнуть много важного и полезного для себя в процессе общения со своими наставниками - педаго гами ЧХУ Р.М.Ермолаевой, В.С.Гуриным, П.Г.Григорьевым и другими. По воспоминаниям художника, любовь к искусству ваяния пробудилась в нем еще во время обучения в Чебоксарском училище.

Монография Ю.В.Викторова «Петр Кипарисов: художник и педагог» [33] посвящена жизненному и творческому пути выдающегося мастера. В отдельной главе рассматривается преподавательская деятельность П.Г.Кипари-сова на живописном факультете Института им. И.Е.Репина. Материал книги включает в себя педагогическое наследие художника : научные работы, статьи, дневниковые записи.

Ценные сведения о преподавателях ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева содержит книга Д.Е.Егорова «Ученые-педагоги Чувашии и их вклад в развитие просвещения и педагогической науки» [34]. Краткие биографические очерки включают информацию о научно-исследовательской работе, почетных званиях и наградах. В конце каждой статьи приводится список научных трудов.

К семидесятилетию вуза коллективом авторов был подготовлен сборник «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева: история, структура, ученые» [35]. В книге кратко излагается история учебного заведения, его подразделений и факультетов. Повествуется о руководителях, занимавших пост ректора института, профессорско-преподавательском составе. Статьи об ученых ЧГПИ содержат биографические данные, сведения об основных направлениях научной деятельности. В конце справочника приводится список выпускников, удостоенных почетных званий Российской Федерации.

Нами проведен краткий обзор литературных источников, в которых так или иначе затрагиваются вопросы художественного образования в Чувашии. В альбомах и монографиях основное внимание уделено истории изобразительного искусства республики, творчеству отдельных художников. В некоторых книгах упоминается преподавательская деятельность мастеров кисти и резца, но эти разрозненные факты и воспоминания, хотя и представляют большую познавательную ценность, все же не позволяют составить исчерпывающего представления о системе подготовки творческих кадров в Чувашии.

Исследуемой проблеме посвящен ряд статей в сборниках научных трудов. В своих публикациях историк А.И.Иванов [36], искусствоведы А.Г.Григорьев [37], Н.А.Ургалкина [38], Ю.В.Викторов [39], А.А.Трофимов [40], Н.В.Воронов [41] поднимают отдельные вопросы художественного образования в Чувашии. Ряд публикаций содержит обзор художественной жизни республики за определенные периоды. Статьи А.Г.Григорьева «К.Иванов и художники Чувашии» (1966), А.И.Иванова «Симбирская чувашская школа и дореволюционная чувашская культура» (1970), «Художники М.А.Адрианов и А.А.Александров» (1969) посвящены вопросам подготовки мастеров изобразительного искусства Чувашии до Великой Октябрьской социалистической революции. Н.В.Воронов в статье «К вопросу становления национальной чувашской живописной школы» (1975) пишет о художниках, в творчестве которых национальные черты проявились наиболее полно и ярко. При этом автор не ставил перед собой задачу осветить проблемы художественного образования.

Н.А.Ургалкина в статье «Кузница национальных творческих кадров. К истории Чебоксарского художественного училища» (1975) рассматривает довоенную историю Алатырского художественно-гравёрного училища, позднее преобразованного в ЧХУ. Искусствовед затрагивает многие аспекты деятельности учебного заведения: историю его создания, самоотверженный труд педагогов, учебу и первые шаги в творчестве их воспитанников, прослеживает дальнейшую судьбу некоторых выпускников. Ведущая роль в организации училища отводится его первому директору Ф.С.Быкову. Автор использовала документальные источники: архивные материалы, публикации в периодической печати 1930-х годов, письма, воспоминания первых учащихся школы Н.И.Боровой, В.И.Куделькина, С.П.Осокиной. В статье проведен сравнительный анализ учебных работ, сделан ряд выводов относительно методики преподавания художников-педагогов, которые стремились не только посвя тить своих питомцев в тайны изобразительного мастерства, но, прежде всего, воспитать их образованными людьми, привить любовь к Настоящему, Высокому искусству. Учащиеся демонстрировали свои учебные и творческие работы на художественных выставках в Алатыре, Чебоксарах, Москве и Горьком. «За семь лет существования учебного заведения в Алатыре был заложен основательный фундамент, позволивший школе перерасти в художественное училище, которое до сих пор готовит кадры художников-педагогов» (с.97).

В публикации Ю.В.Викторова «Чувашское изобразительное искусство в 1994 году (обзор)» (1996) приводится краткая история Чебоксарского художественного училища за 60 лет (с 1934 по 1994 год).

Статья Ю.В.Викторова «ХГФ: вчера, сегодня, завтра» (2000) посвящена истории художественно-графического факультета ЧГПИ с 1960 по 2000 год. Искусствовед отмечает, что организация факультета эстетического воспитания оказала значительное влияние на атмосферу культурной жизни Чувашской республики и всего Урало-Поволжского региона. На художественно-графическом факультете с первых лет его существования работали педагоги-художники, " окончившие вузы Москвы, Ленинграда и Харькова. Преподавательский коллектив факультета пополнялся его выпускниками. Автор затрагивает педагогическую деятельность учителей школ, высоко оценивает вклад, который внесли педагоги-художники в теорию и методику преподавания изобразительного искусства. Многие педагоги и выпускники факультета за свои творческие достижения были удостоены Почетных званий и Государственных премий Чувашской Республики и Российской Федерации. В.В.Викторов пишет о работе факультета на современном этапе (1980-2000 гг.).

Диссертантом также были использованы материалы публикаций периодической печати (центральных и республиканских газет), журналов «Художник», «Искусство», «Творчество», «Ялав», «Таван Атал» и других, каталоги выставок произведений художников и т.д. Их авторы А.Г.Григорьев, Н.А.Ур-галкина, Ю.В.Викторов, Н.В.Воронов, В.В.Ванслов, С.М.Червонная, Н.В.Овчинников, О.И.Филиппов и многие другие писали о значительных событиях и знаменательных датах в культурной жизни республики, творчестве отдельных мастеров, основных направлениях изобразительного искусства Чувашии.

Обзор литературных источников дает основание констатировать, что при всем внимании исследователей к вопросам изобразительного искусства, художественное образование в Чувашии изучено недостаточно. Вплоть до настоящего времени лишь отдельные сюжеты, имеющие отношение к рассматриваемой теме, получили освещение в печати. Не проводилось фундаментального исследования художественного образования как целостного процесса во взаимосвязи с развитием изобразительного искусства.

Методологическая основа работы. Для полноценного раскрытия темы автором использованы исторический и логический методы, а также анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, наблюдение, сравнение, описание.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, чтобы сделать богатый опыт преподавателей ЧХУ и ХГФ ЧГПУ достоянием новых поколений художников-педагогов. Материалы диссертации и альбом, являющийся приложением к ней, могут быть использованы при составлении программ общих и факультативных курсов по специальностям: «История изобразительного искусства», «Изобразительное искусство Чувашии», «Теория и история художественного образования» для студентов вузов, учащихся техникумов искусств и художественных училищ, школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением гуманитарных предметов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации легли в основу докладов и выступлений автора на заседании научной сессии, посвященной 110-летию со дня рождения Н.А.Андреева (Чебоксары, ЧГИГН, 2002), научной конференции «Реалистические искусство XX века и чувашские художники» (Чебоксары, ЧГИГН, 2003), расширенном заседании секции искусствоведения ЧГИГН (Чебоксары, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Моделирование процесса эстетического воспитания в регионально-образовательном пространстве» (Чебоксары, ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2002), V Республиканской научно-практической конференции «Экономические, социально-философские и этнические проблемы развития Чувашии: теория и практика» (Чебоксары, ЧГПУ, 2004). Общий объем публикаций по теме исследования составляет 6,3 печатных листа.

Структура исследовательской работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и приложения. Во Введении обосновывается актуальность и научная новизна темы исследования. Первая глава посвящена истокам и становлению художественного образования в Чувашской АССР. Временные рамки охватывают конец XIX и частично XX век (до 1941 года). Во второй главе рассматривается развитие художественного образования и изобразительного искусства в период с 1944 по 1959 год. В третьей главе повествуется о взаимодействии систем художественного образования и процессов изобразительного творчества. Первый параграф посвящен Чебоксарскому художественному училищу, второй - художественно-графическому факультету ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. В заключении подведены итоги проведенного исследования. Содержание диссертации дополняют примечания к тексту, список использованных документальных и литературных источников, иллюстрированное приложение, включающее фоторепродукции произведений преподавателей-художников, учебных и дипломных работ студентов.

Истоки и становление художественного образования

Русское искусство занимает особое место в мировой художественной культуре. Воспринимая традиции античной цивилизации от Византии, вбирая в себя лучшие достижения европейских мастеров, оно формировалось вполне самостоятельно, опираясь на древние устои, берущие начало в народном творчестве. Учреждение в Петербурге «Академии трех знатнейших художеств — живописи, скульптуры и архитектуры» (1757) положило начало подготовке высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства. В 1834 году было основано Московское училище живописи и ваяния. После присоединения к нему в 1866 году Дворцового архитектурного училища, оно стало именоваться Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Долгое время эти учебные заведения были главнымц центрами подготовки квалифицированных творческих кадров в России. В конце XIX — начале XX века заметно оживляется культурная жизнь провинциальных городов. В Одессе, Казани, Пензе, Саратове и Боголюбове открываются художественные училища.

Более чем двухсотлетняя история Российской Академии художеств как нельзя лучше свидетельствует о том, что многие выдающиеся мастера искусства были талантливыми педагогами. Их воспитанники нередко сами становились замечательными преподавателями, продолжавшими традиции своих учителей.

Богато и самобытно культурное наследие народов Урало-Поволжского региона. Разнообразные виды декоративно-прикладного творчества позволили раскрыться таланту мастеров-умельцев. В советское время искусство бывших «национальных окраин» получило широкое развитие. Продолжают совершенствоваться такие жанры живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт, появляется тематическая картина, зарождаются графика и станковая скульптура, открываются музеи и галереи. К середине XX века все автономные республики Российской Федерации располагали квалифицированными кадрами творческих работников, изобразительное искусство различных народов приобретало свои неповторимые национальные черты, в ряде городов появились художественные учебные заведения.

Изобразительное искусство Чувашской Республики черпает свои истоки в народном творчестве, развиваясь с опорой на крепкие реалистические устои отечественной художественной школы. Некоторые мастера живописи и графики получили известность за рубежом, их произведения хранятся в крупных музеях мира и частных собраниях коллекционеров.

История художественного образования в Чувашии не уходит в глубь веков. До революции лишь отдельным художникам удалось окончить специальные учебные заведения. Полноценное развитие профессиональное изобразительное искусство получило в советский период. Это произошло не потому, что в народе не было талантов. Достаточно вспомнить архитектора П.Е.Егорова, живописцев А.А.Кокеля, М.С.Спиридонова, Н.К.Сверчкова, Ю.А.Зайцева, А.А.Александрова, М.А.Адрианова, поэта и художника К.В.Иванова, чтобы убедиться, насколько широк диапазон их творческих дарований. Часто в судьбе одаренных молодых людей принимали участие передовые просвещенные люди того времени.

Первым художником из чуваш можно считать П.Е.Егорова (1731-1789), одного из выдающихся архитекторов второй половины XVIII века, работавшего в стиле раннего русского классицизма [42].

Живописец А.А.Кокель (1880-1956) получил образование в Петербургской Академии художеств. Ему посчастливилось учиться у П.П.Чистякова, И.Е.Репина, В.Е.Маковского, Д.Н.Кардовского. Закончив курс обучения, А.А.Кокель отправился на частные средства в пенсионерскую поездку по странам Европы. Практически вся дальнейшая жизнь художника прошла на Украине. Там он работал творчески и преподавал в Харьковском художественном училище, позднее преобразованном в институт. Кокель-педагог продолжал традиции своифчителей, оставаясь на позициях академической школы. Думы о своей малой родине никогда не покидали мастера. В течение пятидесяти лет художник разрабатывал сюжеты из крестьянской жизни. В Чувашии А.А.Кокель написал картину «Ликбез» [43]. На выставке, посвященной 15-летию автономии Чувашии (1935), ее выгодно отличали крепкий рисунок, продуманная композиция, правдивая характеристика персонажей -учительницы и крестьян, осваивающих грамоту. Этим полотном художник продемонстрировал своим землякам образец подлинно реалистического искусства.

Благотворное влияние на формирование творческой интеллигенции народов Поволжья оказала Казанская художественная школа, созданная в 1894 году. В числе ее выпускников были М.С.Спиридонов (1890-1981) и Н.К.Сверчков (1891-1985), которых по праву называют основоположниками чувашского профессионального изобразительного искусства. В 1912-1917 годы они продолжили свое образование в Высшем художественном училище при Академии художеств, одновременно обучаясь на педагогических курсах [44].

Талантливые, но рано ушедшие из жизни художники А.А.Александров (1884-1918) и М.А.Адрианов (1890-1917), получили образование в Казанской художественной школе и Высшем художественном училище при Академии. Они создали ряд живописных произведений в различных жанрах, в том числе картины на темы из жизни и быта чувашского народа, но большинство работ до настоящего времени не сохранилось [45].

Значительное влияние на развитие художественного образования в Поволжье оказала просветительская деятельность И.Я.Яковлева. В руководимой им Симбирской чувашской школе особое место отводилось дисциплинам эстетического цикла: музыке, пению, рисованию, прикладному искусству (резьбе по дереву для юношей и вышивке для девушек). Учащиеся ставили на школьной сцене спектакли, в том числе фрагменты из опер русских композиторов, сами готовили декорации. Многие выпускники школы стали впоследствии видными деятелями чувашской культуры.

В Симбирской чувашской школе уроки рисования проводили профессиональные художники, окончившие специальные учебные заведения Петербурга и Москвы. Н.Ф.Некрасов, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, внес существенный вклад в методику обучения рисунку и живописи. Преподавательской работе в Симбирской школе он посвятил около восемнадцати лет (1905—1923 гг.). Как отмечают в своих трудах исследователи А.И.Иванов [46] и А.Г.Григорьев [47], художник-педагог при обучении изобразительному искусству неизменно руководствовался реалистическими методами. «Воспитанники мастерской Некрасова А.В.Китаев, И.С.Максимов-Кошкинский окончили Казанскую художественную школу, Тимофей Васильев — школу Общества поощрения художеств. Подготовленные Некрасовым художники К.В.Иванов и В.И.Иванов стали учителями рисования и чистописания на женских курсах Чувашской школы. У Некрасова совершенствовался в мастерстве живописи художник-самоучка Д.С.Архипов.

Развитие художественного образования и изобразительного искусства

Великая Отечественная война 1941-1945 годов радикально повлияла на весь дальнейший ход мировой истории. В Советском Союзе после Победы 1945-го года одновременно с восстановлением экономики происходило развитие культуры и искусства. Произведения советских художников, созданные в 1940—1950 годы, главным образом посвящены подвигу народа-освободителя. В картинах также нашли отражение события Октябрьской революции, героические страницы далекого прошлого. Постепенно мастера искусства начали обращаться к теме мирного труда, созидания. Особое место занял портретный жанр. Художники активно работали над образом современника: воина, труженика, деятеля искусств и т.д. Одновременно проводилась серьезная работа по совершенствованию системы художественного образования. В первую очередь она затронула учебные заведения Академии художеств СССР. Наиболее весомым достижением было обращение к наследию «Чистяковской школы», в которой основная роль отводилась рисунку. В Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина и Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова произошло укрепление принципов реализма, которое обусловило значительное повышение уровня подготовки квалифицированных мастеров искусства.

Летом 1944 года Чувашское государственное художественное училище возобновило свою работу. В октябре приступили к занятиям 40 учащихся двух курсов художественно-педагогического отделения [91]. В новых условиях был сформирован преподавательский коллектив. По состоянию на 1 февраля 1945 года в училище работали четыре педагога-художника: Ф.Л.Лаврентьев (директор) преподавал рисунок, живопись, перспективу и черчение, Н.К.Сверчков (завуч) - историю искусства, рисунок, живопись и пластическую анатомию, М.М.Михаэлис - композицию и другие дисциплины художественного цикла, М.С.Аронова вела рисунок и курировала кабинет методических пособий.

B 1945 году в училище было уже три курса, на лето 1946 года запланировали новый прием. Студенты, пережившие войну, с завидным упорством стремились к творчеству, постигали мир Прекрасного. Тогда же возникла настоятельная потребность в организации художественной школы для подготовки одаренных детей к поступлению в училище. Накануне второго учебного года директором ЧГХУ был назначен Н.К.Сверчков, завучем — И.Т.Григорьев. В результате кадрового изменения состава администрации деятельность училища активизировалась, приступили к занятиям ученики детской художественной школы (ДХПІ) [92].

Итоги первого полугодия наглядно продемонстрировали, что, невзирая на материальные трудности, благодаря стараниям педагогов, учащиеся добились неплохих результатов в усвоении художественных дисциплин. Неуспевающих по специальным предметам не было. В связи с увеличением количества студентов пополнился и преподавательский состав ЧГХУ. В 1946 году приступили к работе Н.Д.Мохов, выпускник Казанского художественного техникума, и П.Г.Григорьев (окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище).

В июне 1946 года учащиеся под руководством преподавателей приступили к пленэрной практике. Тогда же в стенах училища была организована отчетная выставка по итогам минувшего учебного года. Экспонировалось более пятисот работ по рисунку, живописи и композиции. Анализируя это важное событие, Н.К.Сверчков писал: «Выставка достаточно ярко осветила положительные стороны в работе училища, а также выявила недочеты, которые, по возможности, должны быть устранены. Несмотря на ограниченные условия, учащиеся добились значительных успехов» [93].

Педагоги М.М.Михаэлис и Ф.Л.Лаврентьев работали с первокурсниками. Элементарные понятия ими были усвоены удовлетворительно. Отличились студенты Н.Онуфриев, И.Швецов, М.Филимонова, В.Карпеев, Ю.Морозов. Преподаватель И.Т.Григорьев работал с учащимися второго курса. Его воспитанники - К.Белоусов, Т.Ведянина, Л.Горелов, В.Морушкин, В.Яганов, Н.Кузьминский добились значительных успехов в изучении основных законов изобразительного искусства. «Следует отметить особо одаренных: В.Семенова, В.Кузнецова и Г.Альпидовского, первый проблеск таланта которых проявился достаточно полно при выполнении классных натюрмортов, портретов и домашних этюдов» [94]. Работой третьекурсников над передачей формы предметов, определением цветовых и тональных отношений, выявлением пространства в картине руководил Н.К.Сверчков. «Отличники учебы -И.Попков, В.Степанов, Н.Мартынов, В.Гурьев, Г.Рогова и Ю.Смирнов встают на почву самостоятельной творческой работы. При благоприятных условиях в будущем училище сможет выпускать вполне достойных художников-живописцев» [95].

Результаты учебной работы получили высокую оценку представителей Управления по делам искусств Чувашской АССР. Н.К.Сверчкову объявили -благодарность за умело организованную отчетную выставку с привлечением всех учащихся. Хорошие отзывы заслужили педагоги спецдисциплин. Предложили поощрить особо отличившихся студентов. Начальник УДИ В.Т.Ржа-нов вынес решение ежегодно проводить выставки, подобные этой, и в дальнейшем обеспечивать сохранность экспонируемых произведений [96].

В ДХШ занимались школьники в возрасте от восьми до шестнадцати лет под руководством педагогов М.М.Михаэлис и Ф.А.Чарделис. Рисунки учащихся были также представлены на отчетной выставке. В июле 1946 года Государственная штатная комиссия при Совете Министров ЧАССР утвердила административный аппарат Чувашской художественной школы. Директором был назначен Н.К.Сверчков, завучем - И.Т.Григорьев. Предусматривалась организация отдельного методического фонда [97]. С этого времени в республике началась планомерная подготовка абитуриентов для художественных училищ и вузов. Теперь на студенческую скамью садились первокурсники, знакомые с основами профессионального изобразительного творчества.

Чебоксарское художественное училище

Период 1960-х годов в советском изобразительном искусстве отмечен напряженными творческими исканиями. Художники Российской Федерации активно работают над образом человека-труженика: строителя, нефтяника, животновода и т.д. Наряду с традиционными сюжетами появляются новые. В картинах находят отражение история и современность: крупные стройки страны, освоение космического пространства, труд на мирных полях, события времен Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. По-прежнему много оригинальных произведений посвящено жизни и деятельности В.И.Ленина. Характерным становится обращение к мотивам народного эпоса, легендарным героям, истокам самодеятельного творчества.

Мастера живописи заняты поиском нового изобразительного языка, лаконичной композиции, свободной от несущественных деталей и сдержанного колорита взамен яркой броскости цвета. Для художников-графиков характерно увлечение эстампом, широкое распространение получили ксилография и линогравюра. В качестве основных изобразительных и выразительных средств они используют большие массы черного и белого. Эти и некоторые другие тенденции нашли свое самобытное воплощение в творчестве мастеров искусства Чувашской Республики.

В рассматриваемый период художественное образование в Российской Федерации поднимается на качественно новый уровень. Правительство, Министерство культуры и Министерство образования РСФСР принимают меры для укрепления материальной базы учебных заведений. Расширяется сеть художественных училищ и школ.

Около четверти века Чебоксарское художественное училище оставалось единственным учебным заведением в республике, осуществляющим подготовку профессиональных мастеров изобразительного искусства. В 1960-м году в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева был проведен первый прием студентов на художественно-графический факультет. В связи с открытием в чебоксарском вузе специальности «Рисование, черчение и труд» администрация училища отказывала в приеме абитуриентам, имевшим среднее образование. Исключение делали только для тех, кто изъявлял настоятельное желание учиться именно в ЧХУ [138].

В начале 1960-х годов в училище произошли некоторые изменения преподавательского состава. Вопреки ожиданиям дирекции, бывшие выпускники ЧХУ - А.Г.Григорьев, Н.В.Овчинников, А.А.Ефейкина и А.И.Миттов после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина приехали в Чебоксары и приступили к работе на ХГФ ЧГПИ им. ИЛ.Яковлева. Кадровый вопрос стал особенно актуальным после того, как С.Т.Теребилов в 1961 году перешел на постоянное место работы в Художественный фонд, а спустя год М.Ф.Харитонов начал преподавать в педагогическом институте. Но положение начало выправляться, когда в коллектив педагогов ЧХУ влились молодые специалисты - супруги Леонид Дмитриевич и Римма Дмитриевна Кичко, выпускники Львовского государственного института декоративного и прикладного искусства. На должность преподавателя истории изобразительного искусства пригласили И.Л.Ко-зоровицкую, студентку пятого курса заочного отделения театроведческого факультета Государственного института театральных искусств (ГИТИС). Все педагоги-художники активно работали творчески, представляли свои произведения на выставках, проводимых в Москве, Ленинграде, Чебоксарах и других российских городах.

В сентябре 1960 года в ЧХУ ввели новый предмет «лепка», который преподавал педагог-совместитель Н.С.Кириллов. К тому времени из материалов удалось достать только глину, занятия проводили в неприспособленном помещении площадью всего 14 кв.м, но учащиеся относились к работе большим воодушевлением, сами изготовили станки и доски. Уже к концу первого полугодия им удалось достичь неплохих результатов [139].

Под руководством библиотекаря В.М.Евдокимовой, при содействии наиболее активных студентов, в ЧХУ регулярно проводили читательские конференции, организовывали книжные выставки, оформляли информационные бюллетени, приуроченные к различным знаменательным датам, издавали так называемый «Устный журнал», в который заносили сообщения о новостях искусства, литературы и музыки. В.М.Евдокимова в 1952 году окончила культпросветшколу в городе Кирове и в течение многих лет проводила каждодневную кропотливую работу, приобщая студентов к «миру слова». В училище регулярно поступали журналы «Творчество», «Художник», «Искусство» и другие. Библиотека ЧХУ располагала богатым фондом книг, репродукций с картин русских и зарубежных художников. На занятиях и во внеурочное время учащиеся знакомились с имеющимся иллюстративным материалом [140].

Постоянно действующую и систематически обновляемую выставку, организуемую в стенах ЧХУ, посещали чебоксарцы, студенты и школьники из Чувашии и соседних регионов - Марийской и Мордовской АССР, Горьков-ской и Ульяновской областей. Учебные и дипломные работы студентов экспонировались в школах и учреждениях Чебоксар, часть эскизов передавалась районным картинным галереям [141].

Традиции проведения в художественном училище культурных мероприятий берут начало с того времени, когда под одной крышей с ним располагались Филармония, Ансамбль песни и танца, музыкальная школа, а несколькими годами ранее еще музыкальное и театральное училища. Педагоги и учащиеся детской музыкальной школы, художественного училища совместными усилиями организовывали музыкально-литературные вечера. Нередко проводили встречи учащихся с известными певцами, музыкантами, композиторами, которые делились мыслями о своей профессии, рассказывали о собственном творческом пути. Их сообщения заносили в «Устный журнал».

Такие вечера обогащали воспитанников духовно, способствовали их полноценному эстетическому развитию.

Среди дипломных эскизов учащихся 1960-х годов значительное место занимают картины, посвященные событиям Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. Нередко встречаются сюжеты на темы современности, отображающие жизнь и быт трудящихся. Педагоги не поощряли увлечения студентов замысловатыми сюжетами и неоправданно большими размерами холстов.

Художественно-графический факультет ЧГПУ им. И.Я.Яковлева

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в стране проводится работа, направленная на совершенствование системы общего и профессионального образования. Расширяется сеть просветительских учреждений — школ, техникумов, училищ и вузов. К началу 1962-1963 учебного года все средние школы переводятся с семи- на восьмилетнее обязательное обучение. В связи с возросшей потребностью в педагогических кадрах постепенно происходит перестройка высшего образования. В соответствии с распоряжением Министерства просвещения РСФСР в ряде педагогических институтов создаются факультеты эстетического воспитания.

В 1950-е годы в Поволжье возникла потребность в педагогах-художниках с высшим образованием. В связи с этим Министерство просвещения ЧАССР вынесло решение об организации в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я.Яковлева художественно-графического факультета для подготовки учителей по специальностям «рисование», «черчение» и «трудовое обучение».

По согласованию с ректором института К.Е.Евлампьевым на базе физико-математического факультета (ФМФ) было открыто художественно-графическое отделение (ХТО). Деканом ФМФ с 1956 года работал доцент Ю.И.Боголюбов. Обратимся к его воспоминаниям: «Примерно в марте 1959 года ректор пригласил меня в свой кабинет и сказал примерно следующее: «У вас на физмате есть специальности «математика и черчение», «физика и основы производства». Осталось ввести «рисунок» - и можно открыть художественно-графический факультет».

Однако в то время не оказалось человека, способного осуществить работу по организации факультета. Такой специалист, в лице А.Г.Григорьева, приехал в Чебоксары после окончания факультета теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

В начале 1960 года А.Г.Григорьев получил от М.С.Спиридонова письмо с приглашением на работу в Чувашию, в котором он предупредил: «В случае, если вы не приедете и не возьметесь за организацию факультета, то его могут перевести в Казань». Из воспоминаний А.Г.Григорьева: «Министр просвещения РСФСР Е.И.Афанасенко вызвал меня на прием и в течение четырех часов беседовал о том, каким, по его мнению, должен быть факультет эстетического воспитания. Он говорил : «В школах, где работают художники, музыканты, физкультурники, имеющие профессиональную подготовку, ученики всесторонне развиваются и лучше успевают по всем учебным предметам. Если первый опыт окажется удачным, то по прошествии ряда лет в ЧГПИ можно будет открыть и другие факультеты: музыкально-педагогический, физического воспитания, индустриально-педагогический». В заключение Е.И.Афанасенко взял с меня слово, что я приложу все усилия к организации ХГФ при Чувашском педагогическом институте, добьюсь обеспечения соответствующей материальной базы и буду всячески способствовать формированию сплоченного, творчески заинтересованного коллектива педагогов». После оформления необходимых документов А.Г.Григорьев был направлен на работу в Чебоксары.

В 1960-м году план приема на физмат дополнительно включал 50 человек, предполагалось сформировать из них две группы ХГО. На новое отделение принимали заявления от абитуриентов из Чувашии и соседних областей и республик, поскольку оно изначально было призвано готовить учителей эстетического воспитания для всего Урало-Поволжского региона. А.Г.Григорь-ев возглавил работу приемной комиссии. Вместо традиционного испытания по рисунку и живописи провели «смотр творческих способностей», поставили задачу написать композицию на свободную тему. На первый курс приняли 43 студента. С этого времени на физмате осталась специальность «физика и математика», а «черчение», «основы производства» и «труд» перешли на ХТО.

Для студентов-художников оборудовали классы рисунка, живописи, скульптуры и черчения. В организации учебной работы, составлении расписания занятий, распределении аудиторного фонда постоянную помощь оказывали декан ФМФ Ю.И.Боголюбов и его заместитель К.К.Мухортов. Специальные дисциплины на ХТО вели три педагога: старший преподаватель А.Г.Григорьев, который также исполнял обязанности декана, А.А.Родионов -выпускник ЧХУ и К.В.Куликов — скульптор-формовщик. В отчете за 1960— 1961 учебный год А.Г.Григорьев писал, что отделению нужны специалисты с высшим художественным образованием.

Первокурсники осваивали азы выбранной профессии. В качестве домашних заданий они выполняли наброски, этюды и эскизы на заданные темы. Анализируя итоги текущих просмотров, А.Г.Григорьев констатировал: «Студенты усвоили материал в пределах требований, которые можно предъявить к людям, не имевшим до института специальной художественной подготовки. Неуспевающих по изодисциплинам нет» [203].

В библиотеку представили список необходимой учебно-методической литературы и книг по искусству. Ректор института выделил средства на приобретение оборудования и приспособлений для нового отделения. Из гипсо-формовочных мастерских Академии художеств СССР и ГМИИ им. А.С.Пушкина были выписаны слепки с античных фигур. Мольберты, доски и мебель студенты изготовили самостоятельно на занятиях трудового обучения.

Первый прием на ХТО по заочному отделению был проведен в мае 1962 года. Поступающие выполнили натюрморты по рисунку и живописи. На вступительных экзаменах абитуриенты стационара рисовали композицию на свободную тему. Дополнительно организовали собеседование по теоретическим вопросам изобразительного искусства.

Похожие диссертации на Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии :Проблемы взаимодействия