Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века Ландер Инга Георгиевна

Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века
<
Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ландер Инга Георгиевна. Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : Санкт-Петербург, 2004 209 c. РГБ ОД, 61:04-17/113

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Английская репродукционная гравюра XVIII века. Пути развития и художественные особенности

1.1. Становление английской национальной школы репродукционного эстампа 37

1.2. Бытование гравюры в профессиональной среде 43

1.3. Эволюция художественных техник и основные мастера гравюры 50

1.4. Общность творческого и издательского процессов. Деятельность Д. и Дж. Бойделлей 69

Глава вторая. Английская школа эстампа в книжном искусстве XVIII века

2.1. Состояние станковой и книжной гравюры в пространстве изобразительного искусства эпохи 84

2.2. Эволюция английского книжного искусства восемнадцатого столетия 89

2.2.1. История формирования собрания иллюстрированных английских изданий в фондах Российской национальной библиотеки 89

2.2.2. Основные тенденции в развитии английского книжного искусства XVIII века 93

2.2.3. Новое в английском типографском и книжном искусстве XVIII века 95

2.3. Особенности развития репродукционной гравюры в жанровом многообразии английских книг 100

2.3.1. Оформление произведений художественной литературы 100

2.3.2. Искусство научной книги 104

2.4. Репродукционная гравюра в изданиях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству 114

2.4.1. Художественные особенности оформления изданий по изобразительному искусству 114

2.4.2. Репродукции в изданиях по живописи, рисунку и декоративно-прикладному искусству 116

Глава третья. Английский архитектурный увраж XVIII века как явление книжного искусства

3.1. Художественное своеобразие искусства архитектурных книг 125

3.2. Формирование традиций в искусстве оформления исторических архитектурных книг 129

3.2.1. Книги британских палладианцев 129

3.2.2. Архитектурно-археологические увражи 134

3.2.3. Ориентализм в британских архитектурных книгах 140

3.3. Английская архитектура XVIII века в книге и в гравюре 144

3.4. Культурно-исторические условия распространения английских архитектурных увражей в России 154

3.4.1. Книжные собрания русских архитекторов XVIII века 155

3.4.2. Переводы на русский язык английских архитектурных книг 157

3.4.3. Английские книги в библиотеках архитекторов иностранцев, работавших в России в XVIII — первой половине XIX века 161

Заключение 170

Примечания 172

Список принятых сокращений 183

Список литературы и источников 185

Введение к работе

Исследование проблем репродукционной гравюры и книжной графики, в английском искусстве XVIII века определено постоянным и объективным интересом к этому виду изобразительного искусства, к истории формирования отечественных собраний и, к сожалению, неразработанностью этой проблемы в отечественном искусствознании.

История становления английской школы XVIII века не будет полной без рассмотрения всей области гравюры, в которой возникло обширное видовое дифференцирование, развивались и совершенствовались техники, работали выдающиеся мастера. Восемнадцатый век в истории английского эстампа — период расцвета национальной школы, отметивший именно репродукционные техники. Искусство гравюры испытало сильнейшее влияние английской живописной школы, что и вызвало развитие и процветание репродукционного эстампа. В последней трети XVIII века в Лондоне работало уникальное издательство, основанное художником и гравером Джошуа Бойделлем, главным творческим направлением которого стала пропаганда национальной школы живописи и значительных художественных собраний Великобритании. Этому способствовал выпуск репродукционных гравюр, созданных лучшими мастерами. Гравюра и иллюстрированная книга XVIII века занимают единое пространство в системе изобразительных искусств в силу общности материала, способов изготовления, приемов воздействия на зрителя. Эстамп и книгу ценили и коллекционировали наряду с произведениями живописи и рисунка, на протяжении следующих столетий они всегда находили своего зрителя и почитателя, в том числе и в России.

В этой связи встает необходимость исследования памятников искусства книги и гравюры XVIII века в их сложности и многообразии.

Актуальность работы заключается в возросшем внимании отечественных и зарубежных исследователей к различным аспектам русско-британских художественных связей, что нашло отражение в тематике научных конференций и комплексных международных историко-художественных выставках («С берегов Темзы — на берега Невы», 1997; «Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев», 1997; «Россия-Англия. Страницы диалога», 1999; «Россия и Британия в эпоху Просвещения», 2002; «Россия—Британия. К 450-летию установления дипломатических отношений и торговых связей», 2003).

В настоящее время в России изучаются многообразные аспекты англий
ского искусства Над проблемами истории британской архитектуры и твор
чества английских мастеров работают А. Л. Пунин, Д. О. Швидковский и
их ученики; живописи — Е. П. Ренне, Г. Б. Андреева; графики — Л. А. Ду-
кельская, Е. Ю. Гагарина, Т. Ф. Верижникова; декоративно-прикладного ис
кусства — Л. В. Ляхова, И. К. Ботт, Ю. О. Каган.

В наши дни британские репродукционные эстампы XVIII века становятся предметом изучения и экспонирования в российских музеях и библиотеках — Пермской государственной художественной галерее (2001), Музее-усадьбе «Останкино» (2000), Художественном музее им. М. В. Нестерова в Уфе. Коллекции эстампов музея-заповедника «Царское Село», Омского художественного музея, Новосибирской картинной галереи, Курской областной картинной галереи в основном состоят из репродукционных листов. Музеи и библиотеки объединяются для проведения совместных выставок эстампов и гравированных книг, например, «Мир Шекспировского театра» (2001) включала листы и альбомы из собрания Томского областного художественного музея и Музея редких книг библиотеки Томского университета. В Музее книги Российской Государственной библиотеки (Москва) открыта постоянная экспозиция «Из истории техник иллюстрирования», на которой представлены английские издания восемнадцатого столетия.

Многие из современных исследователей обращаются к английской репродукционной гравюре и книге как иконографическому источнику, не делая ее предметом специального изучения.

Целью работы стало определение места английского репродукционного эстампа XVIII века в системе изобразительных искусств и, в особенности, книжной графики. Это определило и задачи исследования:

анализ процесса становления, путей развития и художественных особенностей английской школы репродукционной гравюры;

выявление самобытных черт искусства английской гравюры;

исследование значения репродукционной гравюры в книжном искусстве;

выявление различных форм бытования английского эстампа и иллюстрированных изданий XVIII века в России;

введение в научный оборот коллекции книг и эстампов крупнейшего отечественного хранилища — Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург).

Проблема исследования заключается в дефиниции нового потенциала репродукционной гравюры, в сравнении с авторской, как развитии новых техник гравирования и его последующего влияния на эволюцию графического искусства. Еще одной проблемой является определение коммуникативных функций английской репродукционной гравюры XVIII века, обусловливающих потребности общества в их появлении.

Объектом диссертационного исследования были выбраны английские эстампы и иллюстрированные издания XVIII века из собрания Российской национальной библиотеки — крупнейшего книгохранилища страны. Определенной трудностью явилось то обстоятельство, что исследуемые материалы не выделены в единую, целостную коллекцию, а рассредоточены в фон-

дах 20-миллионного собрания. Для их выявления проводилась работа с британскими искусствоведческими, библиографическими и справочными источниками. Затем последовало обращение к системе генеральных каталогов РЫБ, рукописным картотекам прошлого века, шкафным описям, архивам. При исследовании вопросов бытования английских эстампов и иллюстрированных изданий XVIII века в России по возможности были изучены фонды крупнейших музеев и библиотек Санкт-Петербурга и Москвы (Научной библиотеки и отделения гравюр Государственного Эрмитажа, Научной библиотеки Академии художеств, научной библиотеки Института путей сообщения, Отдела редкой книги музея-заповедника «Царское село», Научной библиотеки и гравюрного кабинета ГМИИ, Отдела редкой книги Государственной Библиотеки России, Отдела редкой книги Библиотеки иностранной литературы).

Методологическая основа, положенная в основу изложения материала, заключается в комплексном подходе к изучению истории становления и развития английской репродукционной гравюры как объекту художественной деятельности, имеющему свои закономерности и как к процессу репродуцирования, зависящему от условий развития различных видов искусства. Традиционный метод исследования заключается в изучении художественного многообразия искусства английской гравюры как нового явления европейской графики XVIII века, тесно связанного со становлением национальной школы живописи, рисунка, архитектуры и потребностями в их репродуцировании.

В работе исследуются генезис английской школы эстампа, этапы се становления, расцвета и международного признания в комплексе современных ей художественных и общекультурных явлений, например, коллекционирования. В результате подобного подхода создаются возможности разностороннего изучения и обобщения материала по истории искусства британской гравюры.

Научная новизна работы заключается в том, что: показан широкий спектр репродукционных изданий в их жанровом многообразии, проведено комплексное исследование станковой, альбомной и книжной гравюры и впервые в научный оборот введены английские репродукционные гравюры XVTII века из фондов Российской национальной библиотеки. Репродукционный английский эстамп рассмотрен как синтез искусства гравюры, рисунка и типографики. По-новому оценена художественная и просветительская деятельность издательства эстампов Бойделлей. Рассматривается ис -тория коллекционирования английских эстампов и иллюстрированных изданий XVIII века в России. Также впервые в работе приводятся высказывания граверов, художников, историков искусства, издателей в переводе автора исследования.

Практическая значимость диссертации заключается во введении в широкий научный оборот пласта иллюстрированных изданий, не исследован-

ных до этого отечественными специалистами. Пристальный интерес английские иллюстрированные издания по изобразительному искусству и архитектуре вызывают у историков российского искусства и, особенно, реставраторов: архитектурные увражи XVIII века являются важнейшим источником для изучения исторических зданий, интерьеров, ландшафтных ансамблей. Иконография, сюжетные и композиционные решения британских эстампов дают богатейший материал живописцам, скульпторам, сценографам, режиссерам театра и кино при работе над историческими произведениями. Культурные взаимосвязи, творческие параллели изучают исследователи истории русской живописи, рисунка, гравюры, скульптуры, театра. Граверы и иллюстраторы на примерах британских листов знакомятся с классическими техниками, приемами мастеров XVTII века, позволившими создать образцы синтеза графическою и типографского искусства. Новые возможности для специалистов в освоении художественного наследия Британии открывает аннотированный каталог «Английские иллюстрированные издания XVIII века по изобразительному искусству», составленный впервые и включающий переводы текстов из источников на русский язык.

Апробация исследования. Диссертация выполнена на кафедре зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где были проведены доклад и его обсуждение.

Итоги проведенного исследования докладывались на научных конференциях: Ежегодная научная конференции в память М. В. Доброклонского. Санкт-Петербургский гос. акад. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (VI—1993, VII—1994); Ежегодные научные чтения «Книжные редкости Российской национальной библиотеки» (VIII-1996, IX-1997, Х-1998, XI-1999); Царскосельская научная конференция (V-1999); Петербургские чтения. Ежегодная научная конференция (1999); Ше-реметевские чтения. Всероссийская научная конференция (II—1991); Всероссийская научная конференция «Н. А. Львов — выдающийся представитель российской культуры XVTII века» (2001); Международная конференция «Россия и Британия в эпоху Просвещения» (2002); Международная конференция «Искусство книги. Школа, традиции, технологии», (Москва, 2003); Международная конференция «Россия — Британия. К 450-летию установления дипломатических отношений и торговых связей» (Москва, 2003).

Британская репродукционная гравюра выставлялась в Отделе эстампов Российской национальной библиотеки (1985 — «Английские гравюры XVTII века». 1990 — «Библейский сюжет в западноевропейской гравюре XVI— XVIII веков». 1994 — «Искусство английских книг XVTII века». 1996 — «Западноевропейская гравюра XVT—XVTII веков. Итоги реставрации»).

Материалы исследования используются в лекционном курсе и практических занятиях по предметам «История книжного искусства» «История печатно-графического искусства», «Искусство эстампа» (Северо-Западный

институт печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна), «История графики» (Санкт-Петербургский государственный университет. Образовательная программа «Графический дизайн»; Университет кино и телевидения); на практических занятиях «История западноевропейской гравюры. Мастера и техники» (Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра истории искусства).

Материалы диссертации нашли отражение в 15 публикациях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников (260 названий на русском, английском, немецком, французском, итальянском языках), двухприложений (альбома «Английские архитектурные увражи XVIII века в собрании Российской национальной библиотеки» и аннотированного каталога «Английские иллюстрированные издания ХУШ века по изобразительному искусству и архитектуре из собрания Российской национальной библиотеки»).

Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цель и задачи исследования, характеризуется степень изученности проблемы и история термина, рассматривается историография вопроса, определяется степень научной новизны и практическое значение диссертации.

Становление английской национальной школы репродукционного эстампа

Место гравюры в системе изобразительных искусств исторически менялось — в XVI—XVII веках в Великобритании ее считали ремеслом, одним из способов оперативного и достаточно дешевого тиражирования изображения. В восемнадцатом веке эстамп занял заслуженное место в ряду «знатнейших искусств», что подкрепилось приемом граверов в члены Королевской Академии художеств. В это время выдвигается плеяда непревзойденных мастеров, складывается система обучения искусству эстампа, организуются специализированные издательства. Среди любителей и коллекционеров растет спрос на гравюру, в последней трети столетия английские гравюры лидируют на мировом художественном рынке.

В истории британского эстампа XVIII век по праву считается «золотым». Расцвет английской школы приходится именно на репродукционную гравюру, минуя период авторского эстампа, как это было в других европейских странах — Италии, Германии, Нидерландах, Франции.

Становление британской национальной школы гравирования в XVIII веке не было подготовлено опытом предыдущих столетий, так как прежде этим искусством занимались по преимуществу иностранные мастера — голландские и французские, состоявшие на английской службе. Например, в начале XVIII века в Англию был приглашен Никола Дориньи, французский мастер репродукционной гравюры, известный своими воспроизведениями полотен старых мастеров. При дворе Георга IН. Дориньи репродуцировал картоны Рафаэля для шпалер из дворца Хэмптон-Корт (Прил. II, № 40). По возвращении в Париж Н. Дориньи возглавил работу французских мастеров «исторической гравюры» (Н. Лармессена, Н. Кошена, Ф. Леба), работавших по заказам из Великобритании. В Англии сюита гравюр с картонов Рафаэля стала настолько популярной, что была повторена еще одним французский мастером на английской службе — Симоном Грибели-ном (Прил. II, № 41).

Искусство мастеров французской классической школы (Ш. Дю-пюи, Н. Пинье, С.-Ф. Равене, Б. Барона, Л.-Ж. Скотена), обосновавшихся в Лондоне в первой половине XVIII века, оказало влияние на становление английской репродукционной гравюры резцом и офортом. К середине столетия сложилась британская школа пейзажной гравюры, у истоков которой стоял французский офортист Ф.Виварес, много лет живший в Англии. Не меньшее влияние на искусство английской книги оказала творческая и педагогическая деятельность Г.-Ф. Бургиньона. В Лондоне Бургиньон, прозванный за свое мастерство «Гравело», с 1732 по 1746 год преподавал искусство рисунка и гравюры в Академии Дж. Торнхилла. Почти все английские художники книги рококо были его учениками.

Следующим по значимости влияния на генезис английской школы гравирования были работы голландских мастеров черной манеры (В. Виссинга, Я. вандер Ваарта, П. ван Блека и других), создавших в Англии множество портретных, мифологических, библейских, жанровых листов. Кроме того, в Лондоне выходили и гравюры классическим резцом — архитектурные и пейзажные листы голландцев Б. Пикарта, Й. Кипа, Л. Ниффа, портретные — М. ван дер Гюхта.

Еще в первой трети XVIII века сами англичане предпочитали приобретать репродукционные листы современных итальянских и французских мастеров или антикварные работы немецких, нидерландских и итальянских граверов Возрождения. «И, если Англия не может предъявить права на изобретение гравюры, то мы сможем далее представить ее права на то, что своими первыми учителями она справедливо считает старых немецких и итальянских мастеров»,— писал в 1785 году историк гравюры Дж. Стратт. [Здесь и далее все цитаты в переводах автора, кроме особо оговоренных случаев.— И. Л.]

Британские знатоки, коллекционеры и поклонники искусства создали «Общество виртуозов» (1689) и «Общество дилетантов» (1734). Знатные «virtuosi» и «dilettanti» называли себя так, потому что они отдавали предпочтение античному и итальянскому искусству, в том числе и гравюре. Именно члены «Общества виртуозов» пригласили в Англию Н.Дориньи для репродуцирования картонов Рафаэля. Члены этих обществ устраивали выставки предметов из своих коллекций, финансировали поездки молодых художников в Италию. Английские знатоки искусства ратовали за создание системы высшего художественного образования. В 1753 году они обнародовали проект устройства школы с учебным музеем и галереей слепков из частных коллекций.

История британского эстампа 1730-1760-х гг. связана с именами граверов, получавших профессиональное образование в Академии художеств Джеймса Торнхилла в переулке Св. Мартина в Лондоне. Еще в начале века живописец и педагог Дж. Торнхилл пытался провести через парламент закон об учреждении Академии художеств, но потерпел неудачу. Тогда он открыл в своем доме в переулке Св. Мартина художественную школу, назвав ее Академией. В систему обучения входили рисунок со слепков «антиков», копирование картин, которые хранились в музее Академии. Кроме того, студенты должны были создавать и самостоятельные произведения на библейские, мифологические, исторические и литературные сюжеты. Из наставников вторым по значению в Академии был библиотекарь, в обязанности которого входила подготовка учащихся в этой области. Некоторые из учеников школы стажировались во Франции и Италии.

Один из выпускников Академии Торнхилла — Уильям Хогарт стал инициатором принятия законодательной формы защиты авторских прав британских граверов и издателей эстампов: «Акта поощрения искусства исторического рисования, гравирования и офорта, а также прочих эстампов путем установления прав рисовальщиков и граверов на упомянутое время» (1735).

На вторую половину XVIII века приходятся важнейшие события в истории английского искусства. Это, в первую очередь, открытие государственного учреждения — Королевской Академии художеств.

В 1749 года коллекционер Р. Дингли предложил на собрании в «Обществе дилетантов» оказать содействие открытию Публичной Академии. В это же время архитектор и писатель Дж. Гвинн издал брошюру с красноречивым названием «Школа рисования, заключающая предложения по поводу основания Публичной академии, поддерживаемой добровольными пожертвованиями, покуда не будет Королевского пожалования». Дж. Гвинн говорил о возможности открытия кафедр изобразительного искусства в Оксфорде и Кембридже. В 1765 году группа художников, среди которых были Дж. Рейнолдс, У. Хоар, Дж. Ламберт, Л.-Ф. Рубийак, опубликовала «План создания Академии для лучшего обучения, усовершенствования и преуспеяния в живописи, скульптуре, архитектуре и проектировании.

Краткие извлечения и Королевских привилегий других стран для з возможности подобного применения ». Затем королю была передана петиция 22 британских живописцев с просьбой открыть Академию. 10 декабря 1768 года архитектор У. Чеймберс, живописцы Б. Уэст и Дж.-М. Мозер, королевский библиотекарь и гравер Р. Далтон представили королю Георгу III проект Устава Королевской Академии художеств. Документ был составлен настолько обстоятельно, что основанная на нем система обучения осуществлялась вплоть до XIX века. 14 декабря 1768 года президентом Королевской Академии был избран Дж. Рейнолдс. Первым среди граверов, принятых в действительные члены Королевской Академии стал Франческо Бартолоцци, создавший в Англии школу гравирования карандашной манерой.

Общность творческого и издательского процессов. Деятельность Д. и Дж. Бойделлей

За пределами отечественных исследований остался вопрос о деятельности издателей британских эстампов XVIII века. Эти обстоятельства позволяют заполнить лакуну новыми сведениями о творческой биографии известных граверов, ввести в научный оборот новые имена.

Сведения об издательской деятельности начала XVIII века довольно скудны. В 1720-х годах британские граверы стояли перед выбором работы на издателя, книгопродавца или создания собственного дела, а о правовой незащищенности граверов говорят многочисленные «пиратские» копии. В 1735 году У. Хогарт инициировал принятие Закона о правах граверов и издателей эстампов, по которому они давались на 14 лет с возможностью дальнейшего возобновления.

Об издательствах эстампов первой половины XVIII века, свидетельствуют каталоги, прейскуранты, рекламные листки и другая «эфемерная продукция», редко сохранявшаяся на века. Самой значительной фирмой этого времени признано издательство Овертона и Сейера. Филипп Овертон (Philipp Overton, ок. 1680-1745) продолжил семейное дело, основанное Джоном Овертоном в 1664 году. Издатель и продавец эстампов Ф. Овертон дружил с У. Хогартом и выпускал его листы, а также экспериментальные работы в технике цветного меццо-тинто ЗлишаКерколла(Е1ізпаКігка11,1692-1750). С1745 года с издательством Ф.Овертона стал сотрудничать гравер меццо-тинто Роберт Сейер (Robert Sayer, 1725-1793), к которому в 1751 году перешли издательская фирма и магазин при ней. В объемистый каталог магазина за 1766 год занесены учебные пособия по анатомическому рисунку, портрету, образцы для росписи по фарфору; прописи и альбомы по каллиграфии; географические карты. Начинающим художникам и коллекционерам предназначались альбомы «Школы искусств» с гравюрами по рисункам Буше, Бушардона, Ле Брюна, Рембрандта. Предлагаемые пять альбомов с раскрашенными гравированными видами Великобритании и столиц мира создавались для показов через оптический прибор, подобный «волшебному фонарю» или «райку». В этом каталоге Р.Сейер рекомендовал украшать интерьеры кабинетов, гостиных, лестницы пейзажными листами мастеров круга У. Вуллетта. Самый большой раздел каталога занимали архитектурные увражи У. Чеймберса, К. Кэмпбелла, Р. Морриса, У. Хафпенни, П. Деккера; иллюстрированные пособия по отделке интерьеров, изданные «Обществом столяров и краснодеревщиков».

Гравер-пейзажист Ф. Виварес, учивший У. Вуллетта и других британских мастеров, владел в Лондоне лавкой эстампа. В цельнограви-рованных листках-прейскурантах своего магазина он предлагал главным образом пейзажные листы, исполненные по собственным композициям, а также по произведениям Н. Пуссена, К. Лоррена, Дж. Гейнсборо. У Ф. Вивареса можно было купить произведения современных британских пейзажистов и их французских коллег. Владелец лавки рекламировал и полное собрание гравюр Дж.-Б. Пиранези.

Граверы Артур Понд и Джордж Нэптон предлагали публике французские пейзажные листы.

Британские продавцы гравюр и иллюстрированных изданий устраивали при магазинах выставочные «кабинеты эстампов», открывали систему платных абонементов, по которой издания можно было получить во временное пользование. На дорогостоящие книги объявляли предварительную подписку, публикуя в качестве рекламы листы подписчиков, что в дальнейшем послужило источником сведений о составе личных библиотек XVIII века. Книгопродавцы проводили лотереи и книжные аукционы. Книги с гравюрами рекламировали в каталогах издательств, прейскурантах магазинов, объявлениях в газетах и журналах. Мастера издавали изящно оформленные цельног-равированные рекламные листки, которые распространяли розничные и уличные торговцы. Во второй половине XVIII века горожане могли ознакомиться с ассортиментом магазина эстампов по экземплярам, выставленным в оконных витринах и в интерьере.

Безусловно, из всех книгоиздательских начинаний XVIII века необходимо выделить деятельность искусного гравера и рисовальщика, издателя и продавца эстампов, общественного деятеля и пропагандиста британского искусства Джона Бойделлa (John Boydell, 1718-1804) и его племянника, совладельца издательства и гравера меццо-тинто Джозайя Бойделла (Josiah Boydell, 1752-1817).

Джон Бойделл, сын землемера из Дербишира, получил художественное образование в Академии художеств в переулке Св. Мартина, где учился искусству гравирования у У. Томса. В 1747 году он опубликовал шесть пейзажей, гравированных резцом и офортом по собственным рисункам. На каждом листе был изображен мост, поэтому сюита получила название «Бриджбук» («Книга мостов»). Небольшие по формату листы стали очень популярными, их быстро раскупали, что позволило Бойделлу в 1751 году издать альбом «Собрание 102 видов Лондона и Уэллса», в который вошли и листы «Бриджбук». Листы из альбома можно было купить и в розницу по одному шиллингу, это положило начало капиталу Дж. Бойделла. В 1750-х годах он издавал офорты и гравюры резцом французских мастеров, работавших в Англии. При этом он следил и за молодыми талантливыми соотечественниками, учившимися у французов. Дж. Бойделл «открыл» широкой публике У. Вуллетта, которому после успеха офорта «Храм Аполлона» заказал гравюру, ставшую программной для издательства. При репродуцировании пейзажа картины «Ниобея» английского живописца Р. Уилсона своей работой У. Вуллет должен был доказать, что английские офортисты не уступают в технике и мастерстве французским законодателям моды в пейзажной гравюре. Гравюра У. Вуллетта была высоко оценена не только в Англии, но и в Европе, где хорошо продавалась.

В начале 1760-х годов Джон Бойделл перестал гравировать и целиком отдался издательскому делу. Он приобрел дом на Чипсайд, где для него работали граверы и художники, размещалась лавка и квартира издателя. В витринах и интерьерах его магазина выставляли гравированные новинки. Судя по издательским каталогам в 1770-х годах дело Бойделла стало процветать. В них упомянуто около 1680 гравированных листов, сюит, альбомов (Прил. II, № 3). В это время сложился и облик изданий, которому в течение более чем тридцати лет следовали Бойделли. Они выпускали по преимуществу эстампы большого формата, которыми можно было украшать интерьеры или хранить их в коллекционерских альбомах.

Бойделли тщательно следили за всем издательским процессом; за художественной и технической стороной дела. Джон Бойделл обращал особое внимание на предварительный этап подготовки гравюры. Он состоял в том, что в мастерской для будущего оттиска создавали самостоятельную графическую композицию или репродуцировали живописное полотно, которое также было необходимо «переложить» на язык графики. При копировании картин Бойделли курировали работу рисовальщика, который должен был не только следовать оригиналу, но и особенностям техники, в которой предстояло награвировать лист.

Затем наступала стадия гравирования на медной доске, причем она могла занять время до года и более, например, при создании меццо-тинто. Сам Дж. Бойделл писал, что «необходимо принять к сведению то, что нельзя торопить работу творческого человека, поскольку он не ремесленник, а искусство гравирования, как раз является делом неспешным и требующим больших усилий». В издательстве добивались качества печати, делая пробные оттиски, которые наиболее ценятся современными коллекционерами.

Репродукции в изданиях по живописи, рисунку и декоративно-прикладному искусству

Мода на коллекционирование произведений живописи и графики вызвала потребность в их тиражировании и развитии репродукционных техник.

Классическими образцами репродукционных изданий с произведений английской и европейской живописи могут служить альбомы издательства Бойделлей, о которых подробнее сказано в перзі вой главе.

Одна из знаменитых работ издательства — увраж «Школа Рафаэля, или Руководство студентам в исторической живописи» (1782, Прил. II, № 35). Предисловие к альбому написал знаток живописи, коллекционер, член «Общества дилетантов» Бенджамин Ральф:

«Теория рисунка — это та область знания, которая приобретается чтением лучших авторов, излагающих правила познания научным путем, а также изучивших творения прославленных живописцев». Б. Ральф изложил также самые значительные для своего времени теоретические изыскания в области перспективы, предпринятые англичанами математиком Бруком Тейлором и архитектором Джоном Керби. Альбом «Школа Рафаэля» предназначался для обучения искусству рисунка, что повлияло на его дидактическое построение. Ученик должен был сначала овладеть навыками изображения простых фигур, а закончить обучение умением изображать человеческую фигуру. Особенностью альбома является многообразие технических способов гравирования, которые в этом случае несут педагогическую нагрузку — сначала дается исполненный очерком контурный рисунок головы или торса, а затем его повторение резцом и офортом с моделировкой объема и построением светотени. Б. Ральф считал одной из ступеней обучения рисунку копирование произведений классиков, поэтому в альбом были включены фрагменты фигур с картонов Рафаэля из королевского собрании. Эти иллюстрации выполнили французские граверы резцом и офортом Н. Дориньи, Г. Дюшанж, Б. Пикар, Ш. Дюпюи, работавшие в Англии. «Руководством студентам в исторической живописи» служили академические штудии С. Розы, Г. Рени, Н. Пуссена, воспроизведенные в альбоме Р. Ирло-мом и Дж. Грессом.

В конце XVIII века хранитель королевской коллекции рисунков Джон Чемберлен знакомил публику с рисунками Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Н. Пуссена, К. Лоррена, А. Карраччи, выпуская их гравированные репродукции. Дж. Чемберлен привлек к работе над альбомом «Воспроизведение подлинных рисунков Леонардо да Винчи» (1796, Прил. II, №44) знаменитого гравера Ф. Бартолоцци. В предисловии хранитель рисунков рассказывает историю бытования «Атантического кодекса» Леонардо. В этом рукописном томе помещены различные технические проекты и изобретения, в частности, по усовершенствованию печатного станка, а также размышления по вопросам оптики и перспективы. Ф.Бартолоцци репродуцировал наброски человеческой фигуры, анатомические рисунки, эскизы голов. Леонардо использовал различные графические техники: он рисовал серебряным штифтом по грунтованной бумаге; на голубой или красно-коричневой бумаге применял сангину, итальянский или свинцовый карандаш с добавлением белил; рисовал пером и чернилами, кистью и сепией по негрунтованной бумаге. Гравер виртуозно репродуцировал рисунки «Атлантического кодекса»: офортом он воссоздал наброски пером; пунктиром и карандашной манерой — рисунки штифтами; а акватинтой в сочетании с пунктиром — рисунок с размывкой сепией. Ф.Бартолоцци придерживался и колористического следования оригиналу Леонардо, создавая отпечатки сангиной, голубым, сепией.

Коллекционерский альбом «Картоны Рафаэля» из собрания Отдела эстампов Российской национальной библиотеки, состоящий из трех разновременных серий эстампов, является наглядной историей английской репродукционной гравюры (Прил. II, №№ 40-42). С начала XVIII века в королевском собрании Великобритании, в Виндзорском дворце хранятся семь картонов Рафаэля для шпалер на сюжеты из жизни апостолов Петра и Павла. Они были заказаны художнику для завершения убранства Сикстинской капеллы. В дальнейшем по этим картонам ткали шпалеры на мануфактурах Брюсселя, Парижа и Лондона.

Одной из частей коллекционерского альбома является серия эстампов «Семь знаменитых картонов Рафаэля Урбинского», созданная в 1709 году С. Грибелином, приглашенным из Франции к английскому двору для копирования картин старых мастеров. По моде начала XVIII века часть тиража листов, гравированных резцом и офортом, была раскрашена акварелью. Репродукции картонов Рафаэля закомпонованы в гравированные рамы барочного орнамента, украшенного картушем с вензелем королевы Анны, которой было посвящено издание. Сюита стала необычайно популярной, поэтому ее несколько раз переиздавали.

Историю репродуцирования картонов Рафаэля в 1719 году продолжил Н. Дориньи, специально приглашенный «Обществом вирту-ози». Листы были созданы в «большом стиле» классической французской гравюры, отвечающем задаче воспроизведения монументального произведения.

Третья часть коллекционерского альбома отличается от других манерой исполнения и читательским адресом. Гравированные карандашной манерой «Копии с картонов Рафаэля из Виндзора» (1798-1801) Энтони Кэрдона были созданы в период расцвета британской школы репродукционной гравюры. Очевидно, альбом был выпущен как учебное пособие. В это время в программу обучения рисунку входило обязательное копирование с гравированных образцов. Отличительной особенностью является то, что гравюры Э. Кэрдона по рисункам Дж. Рейссена, были копиями в натуральную величину с фрагментов оригинальных композиций Рафаэля. Ученики Академии художеств должны были копировать изображение головы сначала с гравюр или рисунков, а потом с гипса или мрамора. Э. Кэрдон и Дж. Рейссен выбрали из картонов Рафаэля изображения голов апостолов, юношей, молодых женщин, стариков, мальчиков, слепца. Гравер тщательно и бережно воспроизвел индивидуальную графическую манеру Рафаэля — мягкую, непрерывную линию контура. Оригинальный рисунок углем имитирован в технике карандашной манеры сгущением и разрежением гравированных точек.

Кроме книг о живописи и рисунке, в Англии выходили издания по вопросам декоративно-прикладного искусства. Их особенностью появляется рекламный характер, что отразилось на разнообразии репертуара — альбомы, каталоги и прейскуранты продаж. Книги были адресованы не только любителям и коллекционерам искусства, но и потенциальным заказчикам и покупателям. Поэтому в изданиях приводились гравированные образцы мебели, резных камней, фарфора, металлических украшений, экипажей, аннотации с характеристикой изделий и их стоимостью. Альбомы и каталоги в европейские, в том числе и российские магазины, торговавшие английскими товарами.

В Великобритании и в Европе изделия трех самых процветающих английских мебельных фирм второй половины XVIII века Т. Чиппендейла, Дж. Хепплуайта, Т. Шератона стали популярными благодаря гравированным альбомам.

Первое в Англии «Руководство джентльмену и краснодеревщику, или Большое собрание наиболее изящных и полезных проектов домашней мебели» вышло в 1754 году (Прил. II, № 37). Владелец столярной мастерской и магазина мебели Томас Чиппендейл был отменным рисовальщиком. Следуя моде середины века, он создавал образцы мебели в разных стилях. Например, для архитекторов братьев Адамов он работал в классицистическом стиле (см. Главу III). Среди проектов Т. Чиппендейла — кресла, стулья, кровати, секретеры в стиле рококо. В «китайском и готическом вкусе» представлены книжные шкафы, туалетные столики, резные комоды. В своих эклектичных проектах, фантазиях Т. Чиппендейл использовал альбомы орнаментальных образцов, выпускавшихся в это время. «Руководство джентльмену и краснодеревщику» — это репрезентативный больше-форматный увраж, гравированный известными мастерами английского рококо Исааком Тейлором и Мэтью Дарли. Т. Чиппендейл проектировал предметы интерьера, в том числе и малые формы — жирандоли, каминные экраны и решетки, перила, ручки, накладные замки.

Английские книги в библиотеках архитекторов иностранцев, работавших в России в XVIII — первой половине XIX века

Распространению европейских архитектурных знаний в России способствовали и иностранные архитекторы, работавшие в Петербурге, Москве и многих провинциальных городах.

В 1779 году по приглашению Екатерины II в Россию приехали два иностранных архитектора — итальянец Джакомо Кваренги и шотландец Чарлз Камерон. Они одновременно работали над проектами в Царском селе, жили там же по соседству, были дружны. Позже, в Петербурге имели квартиры в Михайловском замке. Можно предположить, что архитекторов соединяло и еще одно общее для обоих увлечение — библиофильство.

Джакомо Кваренги привез в Россию библиотеку, которую он собирал всю жизнь. Реконструировать состав этого собрания, на книгах которого не было никаких владельческих помет, помогают сохранившиеся рукописные каталоги. В «петербургском» и «бергам-ском» каталогах значится около тысячи томов, в то время как из писем архитектора становится ясным, что их было в три раза больше. «На фоне римской жизни должен был производить странное впечатление архитектор, столь не похожий на других, полуживописец, полузодчий, полуархеолог, полжизни проучившийся и готовый учиться и дальше — не то фанатик, не то маньяк»,— так писал Грабарь. Библиотека Кваренги как нельзя точно подтверждает эти слова: он одновременно является собранием ученого европейского Просвещения, профессионала-архитектора и библиофила.

Обратимся к архитектурной части книжного собрания Кваренги, известной нам по «петербургскому» и «бергамскому» каталогам. В этой библиотеке были прижизненные издания Палладио и их итальянские переиздания XVIII века, среди которых наиболее ценным было необычайно редкое, напечатанное английским консулом в Венеции Джозефом Смитом в 1769 году в ограниченном количестве библиофильских экземпляров.

Как истинный палладианец Кваренги собирал и копировал проекты зодчего и его английских последователей — И. Джонса и Р. Адама (известна копия Кваренги 1774 года с чертежа Р. Адама для построек в саду графа Дерби ). Возможно, что под впечатлением книги Р. Адама «Развалины дворца Диоклетиана» Кваренги совершил поездку в Спалато в Далмации. В 1775 году зодчий второй раз путешествовал по Италии вместе с молодыми английскими архитекторами. В это же время священник Джон Торп, долго живший в Риме и хорошо знавший его художественную жизнь, рекомендовал Джа-комо Кваренги Лорду Арунделлу: «Архитектор, которого я предпочел, поданный Венеции и всегда изучал Палладио и лучшие памятники античности, и его постоянно нанимают как наши лучшие архитекторы, так и другие, чтобы поправлять и приукрашивать их проекты... Его зовут Кваренги, но он лучше известен как «тень Палладио» — прозвище данное ему за страсть к этому великому архитектору...» Архитектор должен был выполнить оформления интерьеров и алтаря капеллы Вардурского замка в Уилтшире, чертежи которых сохранились. Тори свидетельствовал о популярности Кваренги в Англии, повлекшей за собой новые заказы, например, на «самый великолепный дворец в Англии для Лорда Хагерстона графа Нортумберланда».

В библиотеке Кваренги хранились английские архитектурные книги с произведениями британских палладианцев — «Собрание 150 видов Англии» Бойделла, «Путеводитель по Лондону», «Трактат по гражданской архитектуре» У. Чеймберса, «Избранные виды Великобритании» С. Миддимена, «Усадебные дома знати и джентри» У. Уоттса. Особое место в библиотеке Кваренги занимали исследования античных памятников, предпринятые «римскими шотландцами» Дж. Стюартом и Н. Реветтом «Древности Афин» и «Древности Ионии». В 1808 году Кваренги перевел на итальянский язык «Древности Ионии», оставшийся в рукописи.

Имя «архитектора Ее Императорского Величества Екатерины II Джакомо Кваренги» значится среди подписчиков на книгу Дж. Льюиса «Оригинальные архитектурные проекты» (Прил. II, № 35). Кроме того, у Кваренги хранились гравюры У. Хогарта, иллюстрированные книги английских литераторов-классиков.

Графическое наследие Кваренги в настоящее время хранится в России и в Италии, публикуется в каталогах, становится предметом выставок. При жизни Кваренги подготовил публикацию альбомов с гравированными чертежами Эрмитажного театра и других построек в Петербурге, что было осуществлено в 1787 и в 1810 годах и продолжено его сыном Джулио Кваренги в Италии в 1821, 1843 1844 годах. Современными исследователями определено «место Кваренги в архитектуре неоклассицизма» , отмечены и связь с британскими архитектурными явлениями. «Английскость» Кваренги отмечена даже в названиях спроектированных им сооружений — Английского дворца в Петергофе, Английской церкви в Петербурге.

Библиотека Кваренги — иллюстрированная история классицизма в архитектуре, тщательно подобранная практиком. Петербургский дом Кваренги был открыт для коллег, поэтому молено предполагать, что многие современники обращались к его книжным собраниям. Сохранилась карикатура П. Гартинга, изображающая Кваренги лежащим на кушетке своего кабинета на фоне книжных стеллажей.

Шотландский архитектор Чарлз Камерон был приглашен в Россию Екатериной II во многом, благодаря знакомству императрицы с его книгой «Термы римлян». Приехав в 1779 году в Петербург, архитектор привез с собой и замечательную библиотеку.

В 1776 году отец Ч. Камерона потерял состояние, в которое входила и собственность его сына, включавшая «10 книжных шкафов..., 20 бюстов, 20 картин, 20 портретов, 500 книг, иллюстрированных гравюрами на меди, 500 иных печатных книг, еще 500 книг, и еще тысячи гравюр стоимостью 1500 фунтов.» Эта крупная потеря не остановила библиофильских увлечений Камерона, который продолжал собирать книги и в России, часто входя в значительные расходы. В каталоге распродажи книг и произведений искусства, предпринятой вдовой архитектора, значатся более четырех тысяч книг на английском, итальянском, латинском, французском и немецком языках. В последнее двадцатилетие XVIII века библиотека Камерона с редкими книгами по философии, богословию, истории, естественным наукам, путешествиям, истории мировых религий и атеизму, с произведениями античных авторов была одной из достопримечательностей Российской столицы.

Похожие диссертации на Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века