Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Превентивная консервация как метод сохранения музейных коллекций Оганесова, Юлия Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Оганесова, Юлия Юрьевна. Превентивная консервация как метод сохранения музейных коллекций : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03 / Оганесова Юлия Юрьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2013.- 240 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-24/9

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Деятельность современных социокультурных институтов — музеев, библиотек, архивов направлена не только на собирание и изучение памятников, но и на продление их существования как материальных объектов. Значимость этой области определяется тем, что именно физическое существование объектов материальной культуры даёт возможность их изучения и осмысления как духовного опыта предшествующих поколений. Наследуя культурное достояние, современное общество также принимает и ответственность за его сбережение.

Сохранение культурного и исторического наследия — важнейшая задача, стоящая перед мировым сообществом. Во всём мире отмечается значительный рост посещений музеев и организаций передвижных выставок. Огромный пласт объектов культуры, хранящихся в музеях, в связи с этим подвергается дополнительным нагрузкам, и в таких условиях вопросы их сохранения становятся особенно актуальными.

Ухудшение экологической обстановки, превращающееся в одну из глобальных проблем современности, также оказывает влияние и на объекты материального культурного наследия, которые нуждаются в защите от негативного воздействия окружающей среды.

Нельзя не отметить, что музейные коллекции с каждым годом становятся старше, и разрушаются в результате процессов естественного старения. Замедление этих процессов а, следовательно, и развитие знания в этой области имеет приоритетное значение для любого музея, независимо от его профиля и местонахождения.

К настоящему времени накоплен значительный эмпирический опыт в области сохранения музейных коллекций, который требует систематизации и теоретического обоснования. Особую значимость среда нахождения музейных коллекций имеет именно для нашей страны, поскольку на обширном пространстве России климатические условия очень разнообразны — от влажного субтропического климата на Чёрном море, до муссонного на Дальнем Востоке. При этом значительная часть отечественных музеев находятся в условиях сурового климата. Воздушный режим хранения музейных коллекций в связи с этим далёк от идеального и требует изучения и оптимизации.

Важность условий среды для сохранения движимых культурных ценностей отражена в рекомендациях ЮНЕСКО. Государствам — членам ЮНЕСКО рекомендуются меры по предотвращению рисков для музеев и подобных им учреждений, обеспечивающие условия и формы хранения, экспонирования и перевозки, при которых исключается действие таких разрушающих факторов как высокая температура, свет, влажность, химические и биологические воздействия, вибрации и удары.

Таким образом, приобретает актуальность профилактическая консервация музейных ценностей, так как именно её приёмы позволяют как можно дольше сохранить предмет в его первоначальном виде и свести к минимуму

вмешательство реставратора. Создание благоприятных условий хранения не предполагает активных воздействий на объект, что важно для сохранения его исторической и художественной подлинности.

Развитие музееведения как научной дисциплины не обходит своим вниманием и проблемы среды хранения музейных экспонатов. Теория тезаврирования направлена на изучение вопросов, связанных с задачей охраны музейных предметов путём создания определённого режима хранения — температурно-влажностного, светового, биологического и т.д. Однако в трудах по музееведению проблема хранения связана, главным образом, с формированием и изучением коллекций, а не с проблемой сохранения физической формы музейных предметов.

Значимость музейной деятельности по сохранению коллекций трудно переоценить, следовательно, возрастает не только практическое значение, но и научная актуальность разработки проблем музейного микроклимата. В последние годы отмечается рост заинтересованности музейных сотрудников в знаниях, связанных с микроклиматическими условиями хранения музейных коллекций.

Между тем, несмотря на большой интерес к превентивной консервации, ощущается недостаток обобщающих исследований. Как правило, в современной литературе уделяется внимание её отдельным аспектам.

Степень научной разработанности проблемы.

В историографии истории музейного дела проблемы сохранения музейных коллекций отражены недостаточно. Исследования возникновения и развития хранительской музейной деятельности специально не проводились. История музейного дела, получившая отражение в фундаментальных трудах В.П. Грицкевича и Т.Ю. Юреневой позволила автору выделить исторический аспект рассмотрения деятельности по хранению памятников истории и культуры в музее.

Сведения об условиях и режимах хранения музейных коллекций в ХГХ-ХХ веках были получены на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов П.К. Балтуна, Д.Я. Безруковой, К.П. Белавской, В.В. Алексеевой, Н.В. Геташвили, К. Гюнцбурга, Н.В. Исакова, М. Коршуновой, М.И. Щербачёвой, Д. Мюррея (D. Murray), С. Уайтхеда (С. Whitehead) и др.

Архивные материалы ГРМ послужили источником информации об условиях содержания коллекций в первые годы существования музея, а также о режиме хранения в военное время.

Исследования, посвященные консервации музейных коллекций начали появляться в 1920-1930-е годы XX века (И.Э. Грабарь, Е.В. Кудрявцев, А.Н. Лужецкая). Вопросы вентиляции, отопления, освещения музейных помещений исследовал А.А. Мансуров. Одним из первых сотрудников отечественных музеев, изучавших проблемы температурно-влажностного режима хранения музейных предметов в 1940-е годы, был М.В. Фармаковский.

В 1960-е - 1970-е годы появляются публикации отечественных и зарубежных исследователей, использующих данные естественных наук и современные технические достижения, посвященные кондиционированию воздуха, освещению музейных помещений, упаковке музейных предметов (Дж.Г.

Плендерлис, П. Филиппот, Г.М. Кнорринг, Н.С. Броммель, Дж.В. Харрис, Н. Столоу, Г. Томсон). Важное значение для теоретического осмысления проблем консервации имели работы Е.К. Кроллау, посвященные вопросам влияния света и температурно-влажностного режима на музейные экспонаты.

В нашей стране со второй половины 1960-х гг. и по настоящее время во ВНИИР (ГосНИИР) ведётся научно-исследовательская работа, издаются практические пособия, методические рекомендации, стандарты по световому и воздушному режиму музейных помещений Р.А. Девиной, СЮ. Зайчиковой, И.В. Илларионовой, В.А. Бойко, Б.Т. Сизовым, В.Б. Дороховым и др.

Один из наиболее полных и значимых зарубежных трудов, посвященных профилактической консервации музейных коллекций, - книга Г. Томсона '"Музейная среда", где автор рассматривает проблемы влияния света, влажности и загрязнённости воздуха на произведения искусства ("The museum environment", 1978). Т. Брилл, американский учёный, исследовал вопросы воздействия света на вещество, рассматривал химическую структуру и физико-химические свойства различных материалов, пигментов и красителей.

Отдельную группу источников составляют инструктивные материалы, изучение которых позволило проследить становление музейной хранительской деятельности и формирование нормативных рекомендаций по режиму хранения коллекций.

Большинство вышеупомянутых изданий имеют значительный возраст. На сегодняшний день отдельные проблемы превентивной консервации обсуждаются в различных сборниках, материалах конференций, и т.д.

Изучение такого источника как материалы международных и национальных организаций работающих в области сохранения культурного наследия (ICCROM, НС, ICOM-CC, ЕССО, ICON, AIC, GCI, CCI) позволило выделить особенности их деятельности: исследования проблем сохранения исторических и художественных объектов, объединение специалистов, проведение конференций, стажировок, семинаров, издание специальной литературы, разработка стандартов и технологий консервации объектов материальной культуры.

Современные исследования в области режима музейного хранения представлены в трудах сотрудников отечественных музеев Е.А. Колмаковой, Л.В. Славошевской, Т.Ф. Большаковой, В.И. Кобяковой, СВ. Успенской, О.И Аркадьева, В.Э. Первак, и в работах зарубежных исследователей С. Костейна (С. Costein), Д. Эрхардта (D. Erhardt), М. Мекленбурга (М. Meklenburg), П.Дж. Маркона (P.J. Магсоп), Дж. Меррита (J. Merritt), Дж.М. Рейлли (J.M. Reilly) и др. Они посвящены различным вопросам превентивной консервации: температурно-влажностному, световому, биологическому режиму.

Обзор диссертационных работ последних лет, посвященных проблемам сохранения культурного наследия, выявил отсутствие исследований, связанных с созданием среды хранения, препятствующей старению и разрушению объектов материального культурного наследия.

На наш взгляд современный консерватор ощущает недостаток в полной, систематизированной информации по вопросам хранения музейных предметов.

Можно констатировать, что не существует научного труда, исследующего историю и обобщающего опыт развития превентивной консервации музейных коллекций.

Объект исследования: микроклиматический режим хранения музейных предметов.

Предмет исследования: приёмы и методы превентивной консервации музейных коллекций.

Цель исследования: изучение микроклиматического аспекта превентивной консервации для разработки стратегий и технологий сохранения музейных коллекций.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

- исследовать историю хранения музейных коллекций с точки зрения
обеспечения условий для сохранения их физической формы;

- изучить историю и пути формирования музейных служб климатологии и
превентивной консервации;

проанализировать современные представления о превентивной консервации сложившиеся в среде российских и зарубежных специалистов по хранению музейных коллекций;

- уточнить и дополнить терминологию области музейного дела, связанной с
режимом хранения коллекций и их профилактической консервацией;

рассмотреть превентивную консервацию в ракурсе теории тезаврирования;

- выявить сущность превентивной консервации как метода сохранения
музейных коллекций;

- рассмотреть проблемы контроля и оптимизации музейного микроклимата;

- разработать концепцию организации микроклиматического контроля в
музее.

Методологической базой исследования явился системный анализ музейных явлений и процессов, согласно которому музейное дело, являясь частью целостной, сложноорганизованной, исторически развивающейся системы культуры, само представляет систему, включающую ряд составных элементов. Такой подход разработан в трудах М.С. Кагана и С.Н. Иконниковой. Изучение проблем сохранения материального культурного наследия в культурологическом ракурсе нашло обоснование в исследованиях АЛ. Флиера, согласно которым перспективным направлением структурирования культурологического знания является теория культурного наследия, необходимая современной культуроохранной практике государства. Методология исследования опиралась на концепцию экологии культуры, сформулированную Д.С. Лихачевым.

Музееведческие исследования Ф.И. Шмита, Е.Н. Мастеницы, Л.М. Шляхтиной, В.М. Грусмана, Т.П. Калугиной, К. Хадсона способствовали пониманию музея как феномена культуры, осмыслению исторической динамики его социокультурных функций.

Методологическим основанием исследования стали постулаты

музееведческой теории тезаврирования (3. Странский, Л.М. Шляхтина).

Цели и задачи исследования обусловили совокупность использованных методов.

Для анализа процесса создания, становления и развития превентивной консервации как части музейного дела были использованы историко-генетический и историко-системный методы.

Историко-сравнительный метод исследования использовался для сопоставления развития приёмов превентивной консервации в России и других странах.

При исследовании микроклиматических условий хранения коллекций были использованы методы непосредственного наблюдения, измерения, сравнения, статистической обработки данных.

Комплексный подход был использован при изучении структуры превентивной консервации музейных коллекций.

Исследование имеет междисциплинарный характер, так как для решения культурологических проблем использовались подходы естественных наук, согласно которым музейные предметы рассматривались как физические объекты, находящиеся во взаимодействии с окружающей средой и зависящие от её характеристик.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. Изучена история музейных коллекций в контексте условий и приёмов их хранения, позволившая выявить основные факторы, повлиявшие на состояние их сохранности;

  2. Прослежена история становления российских и зарубежных организаций и служб, занимающихся проблемами сохранения историко-культурного наследия;

3. Определено место превентивной консервации в теоретическом и
прикладном музееведении;

  1. Предложено определение превентивной консервации музейных коллекций, а также впервые исследованы структура, объект и задачи её важнейшей части — музейной климатологии;

  2. Музейный микроклимат рассмотрен как комплекс взаимозависимых климатообразующих факторов, составляющий физико-химико-биологическую среду хранения;

6. Выделены способы оптимизации музейного микроклимата с помощью
инженерных климатообразующих систем, локального климатического
оборудования, организационных мер и пр., которые могут быть использованы в
любом музее, независимо от его профиля.

Положения, выносимые на защиту:
1.
Превентивная консервация - наиболее эффективный метод сохранения
материального культурного наследия. Её значимость определяется тем, что
сохранность физической основы историко-культурных объектов даёт

возможность их всестороннего изучения и осмысления сосредоточенного в них социального и культурного опыта предшествующих поколений.

  1. Превентивная консервация является областью прикладных исследований музееведения, методологический фундамент которых составляет теория тезаврирования.

  2. Превентивная консервация в музее представляет собой совокупность аспектов музейной деятельности, направленных на снижение вероятности повреждения, разрушения и утраты музейных предметов. В настоящее время прослеживается тенденция возрастания значения превентивной консервации как наиболее эффективного метода сохранения объектов материального культурного наследия.

  1. Музейная климатология является частью превентивной консервации музейных коллекций и представляет собой интенсивно формирующуюся сферу научного знания о состоянии внутренней среды (микроклимата) музейных помещений, оказывающей воздействие на музейные предметы. Объект изучения музейной климатологии — физико-химико-биологическая среда нахождения музейного предмета, влияющая на состояние его сохранности. Главная задача музейной климатологии — замедление процессов естественного старения музейных предметов путём поддержания оптимальной физико-химико-биологической среды их хранения.

  2. Музейный микроклимат следует рассматривать как единую систему, складывающуюся из множества взаимосвязанных физических, химических, биологических, технических и организационных аспектов, поэтому при его изучении правомерно использование комплексного подхода. Решающее влияние микроклимата на состояние сохранности, а порой и на само существование произведений искусства, позволяет определять его оптимизацию как основную часть превентивной консервации музейных коллекций.

6. Организация микроклиматического контроля в музее сводится к
следующим задачам:

- определение характеристик микроклимата и микроклиматических норм
хранения;

выбор необходимых измерительных приборов и методов замеров;

обработка и оценка результатов измерений;

оптимизация музейного микроклимата.

В последовательном решении данных задач заключается сущность превентивной консервации как метода сохранения музейных коллекций.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты дают новое научное направление изучения проблем сохранения историко-культурных объектов, хранящихся в музеях. Превентивная консервация включена в область изучения теории тезаврирования, что способствует развитию данного раздела теоретического музееведения. Вьщелен и теоретически обоснован важнейший аспект превентивной консервации - музейная климатология, для которой были сформулированы определение, объект, задачи и

разработана терминология. Систематизацій и обобщение эмпирических знаний о превентивной консервации, предпринятые в диссертационном исследовании, могут послужить базисом для дальнейших теоретических разработок в области сохранения материального культурного наследия.

Практическая значимость исследования.

Методологические подходы к деятельности по созданию оптимального режима хранения музейных коллекций, обоснованные в диссертации, материалы и результаты исследования могут быть использованы при создании в музеях специальных подразделений, занимающихся проблемами превентивной консервации, музейной климатологии, контролем микроклимата, а также могут быть положены в основу методического пособия для студентов и музейных сотрудников.

Степень достоверности и апробация результатов работы.

Достоверность работы базируется на всестороннем анализе выполненных ранее научно-исследовательских работ и на изучении деятельности современных отечественных и зарубежных институтов, работающих в области сохранения культурного наследия. В диссертационном исследовании использован апробированный научно-методический аппарат. Объём исходного материала и апробация результатов исследований в практике также подтверждают достоверность работы.

Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, в выступлениях на научно-практических семинарах "Проблемы хранения и реставрации в художественном музее" (Санкт-Петербург, ГРМ, 2002, 2003, 2006); Международной научно-методической конференции "Исследования в консервации культурного наследия" (Москва, ГосНИИР, 2007); VII Международной научно-практической конференции "Зберігання історико-культурноі спадщини. Наука та практика" (Киев, ННИРЦ, 2009); конференции "Сохранность и доступность культурных и исторических памятников. Современные подходы" (Санкт-Петербург, ФЦКБФ РНБ, 2009); научно-практической конференции "Музейная климатология — основа сохранения объектов культурного наследия" (Великий Новгород, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, 2011), конференции "Музейная климатология — основа сохранения объектов культурного наследия" (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 2013).

Материалы диссертационного исследования использовались для проведения занятий на обучающих семинарах по музейной климатологии и превентивной консервации в Государственном Русском музее (2008-2011).

Разработанные автором методика проветривания музейных помещений и база обработки микроклиматических данных в табличном редакторе Microsoft Office Excel используются в отделе музейной климатологии Государственного Русского музея.

Структура работы.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка сокращений, списка литературы и источников, приложений.

Похожие диссертации на Превентивная консервация как метод сохранения музейных коллекций